Воскресенское (Шоша), перенесённое село

Краеведческий форум об истории Конаковского района (стык Корчевского и Тверского уездов Тверской губернии и Клинского уезда Московской губернии). Обсуждение вопросов истории, генеалогического и архивного поиска. Систематизация тем - по названию населённых пунктов (как каталог).

Модераторы: Алексей Крючков, Ирина Топунова

Первые результаты

Сообщение Алексей Крючков » 03 окт 2014, 19:39

Татьяна Демидова сообщила, что официальное обращение Администрации и депутатов Вахонинского с/п по вопросу установки памятных знаков было направлено в Администрацию Д/О Завидово с большой задержкой, но хорошо, что форум наш читают гости из Администрации Дома отдыха и поддерживают здравые идеи и до поступления официальных бумаг! Поэтому "верстовой столб" в память о старом маршруте дороги Москва - СПб был установлен уже в июне,
завидово0003.jpg
Памятный знак в Д/О Завидово

о чём сообщил официальный ответ из Д/О (прилагается), и запланировано строительство часовни вместо креста
завидово0001.jpg
Ответ Д/О стр 1

завидово0002.jpg
Ответ Д/О стр 2


Хочется порадоваться за такую конструктивную реакцию и мудрость руководства Дома отдыха "Завидово" и пожелать им не бояться краеведов, потому что нам жаль, что никто из нас не был приглашен на открытие этого памятного знака и не смог разделить эту нашу общую радость. Но главное всё же - то, что дело сделано и гости теперь будут иметь возможность узнавать местную историю!

Мне, конечно, любопытно, где установлен столб: на территории Дома отдхыа, или до проходной (т.е. можно ли его увидеть, не будучи отдыхающим Дома отдыха)? И есть ли там рядом информационная табличка для туристов о схеме прохождения старой трассы? Но понимаю, что это уже, конечно, нахальные пожелания с моей стороны... :D

Надеемся, что и с часовней всё получится, и будет возможность узнать о её открытии и поприсутствовать на нём. Спасибо директору и его помощникам и удачи в дальнейших благих делах!
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3110
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Бывшее село Воскресенское (Шоша)

Сообщение Ирина Топунова » 18 янв 2015, 17:12

Алексей!
Написала я почти целиком раздел книги о Низовке и Елизаветине. Решила по совету Елены Владимировны одолеть еще и раздел о Воскресенском на Шоше. Уже много написала, решила почитать этот раздел на Вашем форуме. И сразу на 1-й же стр. "споткнулась" о фамилию Осокиных.
Я не помню точно краткие сведения о Ваших предках, но чую я , что Вы по Осокиным не кровный, но родственник Дрожжиных.
Работая над родословной Дрожжина, я выписала с 1780г все сведения о его семье, в том числе почти все метрические записи прихода села Воскресенского. Привожу Вам несколько записей:
27 мая 1907г
О бракосочетавшихся
жених — бомбардир 3-й батареи 4-й артил. бригады из крестьян Тверской губернии и уезда Городенской вол. д. Низовки Иван Павлов Новожилов православного вероисповедания, первым браком 27 лет
невеста — Клинского уезда Новинской волости д. Городище кр. Максима Филипова Осокина дочь Екатерина православного вероисповедания, первым браком 18 лет
поручители по жениху — ратник ополчения из крестьян д. Низовки Василий Павлов Новожилов и кр. Федор Павлов Новожилов
по невесте — д. Низовки кр. Спиридон Дрожжин

поясняю - Василий Павлович Новожилов - зять Дрожжина, муж дочери Дарьи.

далее:
О родившихся22 апреля 1908г Георгий
родители — бомбардир 3 батареи 4 артиллерийской бригады из крестьян д. Низовки Иван Павлов Новожилов и законная его жена Екатерина Максимова
восприемники - Новинской вол. д. Городище кр. Максим Филиппов Осокин и д. Низовки брат крестившего Георгий Павлов Новожилов и сестра девица кр-я той же деревни Мария Павлова Новожилова

Ваша прабабушка - Елена Филипповна

Делайте выводы.
Аватар пользователя
Ирина Топунова
 
Сообщений: 316
Зарегистрирован: 02 ноя 2011, 14:08
Откуда: Москва - Конаково

Осокины и Цапаевы

Сообщение Алексей Крючков » 18 янв 2015, 21:38

Да уж, Ирина, второй раз Вы меня так удивляете и радуете! (Первый раз был когда Вы нашли сведения о моём Дмитрии Сергеевиче и его предках за 1858г.)

Я просмотрел все выписки с упоминаниями своих фамилий, которые Оля мне присылала ранее по архиву церкви с.Новое, и воспоминания Голубевой-Карелиной Екатерины Михайловны, и нарисовал в Древе жизни обновлённое древо, заодно добавив и линию Цапаевых, и обновил страничку о Дмитрии Сергеевиче Голубеве-Карелине: http://putnik.ru/borki/gds.asp

Да, хоть пока и не найдено прямого упоминания девичьей фамилии Елены Филипповны, но эта версия сразу объясняет и то, почему в 1904г на крещении бабушки Шуры её крёсной стала крестьянка из Городища Мария Петровна Осокина (фамилия говорит о её родстве с Еленой Филипповной). А дальнее родство с Дрожжиными в этом случае объясняет, почему бабушка в детстве дружила с внучкой С.Дрожжина Машей, которая рано утонула...

Заодно я встроил в схему и фамилию Цапаевых из д.Городище, упоминаемых в воспоминаниях Голубевой Е.М. (http://putnik.ru/borki/gem/) - схему см. по ссылке выше, а обоснование её напишу здесь, т.к. на страничке о Дмитрии Сергеевиче оно не уместно.

1) В воспоминаниях ГЕМ за 1933г есть фраза: "На том берегу Волги, напротив нашего села, гостит у своей свекрови жена Мишиного двоюродного брата Маруся Цапаева. Её дочь Нюра года на полтора старше Нины" Отсюда следует, что у Миши в Городище был двоюродный брат, и его жену звали Мария.

2) а в метрической книге с.Борки за 1915г есть запись о крещении:
22 июля Анна 1915 Родители Московской губернии дер. Городище
крестьянин Николай Алексеев Цапаев и его законная жена Мария Михайлова, оба православного вероисповедания
восприемники д Дьяковки (может быть батюшка ошибся? Дер Яковки)
кр Алексей Георгиев Леонов и дер Шуколова кр дев Пелагея Михайлова Кукушенкова.

Брат Михаила мог быть по линии двух сестёр его отца: Екатерины и Анны (но мог быть и по линии матери!!)
Если по линии отца, то Анна была 1852 г.р., а Екатерина – 1844г. Сам Михаил был 1888 г.р. Раз Нина была ровесницей Нюры, то логично предположить, что и двоюродный брат Михаила (Николай) был примерно ровесник Михаила, а значит, и тёткой вероятнее была та из сестёр, что ближе по году рождения к его отцу (Дмитрию Сергеевичу). Тогда получается, что это, скорее всего, линия Анны Сергеевны.

Не встроенными в схему пока остаются:
а) Анастасия Ивановна Осокина, 1889г.р., венчавшаяся в 1910г
б) Мария Петровна Осокина (крестившая бабушку Шуру в 1904г)
в) Ипатий Евлампиев с дочерью Анной, поручителем которой был Дмитрий Сергеевич на её венчании в 1896г.
Очевидно, что всё это - тоже родственники, но степень родства пока не ясна.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3110
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Верстовой столб

Сообщение Алексей Крючков » 19 июн 2016, 23:20

Сегодня, возвращаясь из Свердлово, завернул к Д/О Завидово (дипкорпус) чтобы посмотреть на верстовой столб (идею которого предлагал ранее). Я думал, он расположен до проходной, как я предлагал, но это оказалось не так. К сожалению, охранник ничего не знал о его существовании и столб этот я так и не смог увидеть... (( Видел ли кто из читающих этот форум его своими глазами? Где он установлен? Если он там где-то установлен вообще, то почему же не на дороге? И почему администрация Дома отдыха, конструктивно восприняв саму поданную им идею, не пригласила никого хотя бы из местной администрации на его открытие? Ведь это же - благое дело, которое в общих интересах! И никто с них за эту идею ни копейки не просит. Тогда зачем же устраивать такие "тайны", словно дети стырили чужое печенье и "хомячат" его в одиночку, тайно? (( Порадовались бы сообща, глядишь, ещё и подсказали бы им, может, что-то полезное! (( Досадно...
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3110
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

ЛЕТОПИСЬ СЕЛА ВОСКРЕСЕНСКОГО, ЧТО НА ШОШЕ

Сообщение Ирина Топунова » 08 авг 2017, 19:49

Отрывок из книги "Летопись села Нового, что на Волге, и его окрестностей" (Тверь: "СФК-офис", 2015, ISBN 978-5-91504-041-9)


Предисловие
На реке Шоша, но на противоположных берегах, с древности находились ДВА Воскресенских монастыря и ДВА селения (село и деревня) с названием Шоша, что часто вызывает у многих непонимание и путаницу.
Воскресенский монастырь и село Шоша на правом берегу реки относились к Повольскому стану Клинского уезда Московской губернии (ныне Конаковский район Тверской области), одноименный монастырь и деревня Шоша на левом берегу относились к Микулинскому стану Тверского уезда (ныне Зубцовский район Тверской области).

В этой книге представлена история монастыря и села Воскресенского, которые находились в Повольском стане Клинского уезда.

Орфография архивных документов не изменена.

Монастырь Воскресенский на Шоше Клинского уезда упоминается в документах с 1361 г.
Монастырь относился к категории «несамостоятельных», «приписных», т. е. находился в подчинении «главного» над ним монастыря, в данном случае Тверского Отроч монастыря*. Приписные монастыри находились в полном распоряжении своих главных монастырей: оттуда получали настоятелей, туда давали во всем отчет.

Примечание: *Тверской Отроч монастырь впервые упомянут в летописи 1206 г. В 1238 г. был разорен татаро-монголами, но в 1265 г. восстановлен при князе Ярославе Ярославиче. Именно здесь игумном монастыря была написана в первой четверти XIV века "Повесть о Михаиле Тверском"; сюда уходили на покой тверские владыки; выходцем из Отроч монастыря был новгородский архиепископ Моисей (XIV в.). Во второй половине XV - начале XVI вв. здешние игумены, сменяя друг друга, становились тверскими епископами. В первой половине XVI века обитель явилась местом заточения знаменитого философа и богослова Максима Грека. Здесь же в декабре 1569 года в одной из монастырских келий опричник Малюта Скуратов задушил опального митрополита Филиппа Колычева.

В период польско-литовской интервенции этот регион Русского государства сильно пострадал. Обезлюдели города и деревни, были уничтожены пожарами дворы и церкви. Многие деревни превратились в пустоши. Прекратил своё существование и Воскресенский монастырь.

Позднее бывший монастырь упоминается как погост Воскресенский.
В клинских писцовых книгах 1624 г. погост описывается как «Погост Воскресенский на реке на Шоше а в нем церковь Воскресения Христова деревяна клецки стоит без пения».
Далее судьба погоста Воскресенского тесно связана с историей села Нового на Волге, т. к. оба селения имели общих владельцев (Черкасских, затем Шереметевых). И судьбы крестьян обоих сёл также связаны родственными отношениями.

В 1678 г. при описании владений князя Михаила Яковлевича Черкасского впервые упоминается «села Нового приселок Воскресенский» в котором 14 крестьянских и 12 бобыльских дворов.
«Того села Нового приселок Воскресенский
а в нем церковь обновленного храма Воскресения Христова
у той церкви двор попа Михаила Васильева
у него сын дьячок Иван
у него сын пономарь Левка...»

Большинство крестьян в приселок были переселены из села Нового. Это подтверждается общими на тот период для них прозвищами (в дальнейшем фамилиями).

В 1709 г. упоминается та же церковь. В приселке проживали Зарубины, Журавлевы, Зайцовы, Данилины, Чечеевы, Плешак(н)овы, Кашины, Калашниковы, Шкапины, Богдановы, Филенковы, Морозовы, Шемяковы, Тетериковы

При переписи Татищева в 1710 г. приселок впервые называется селом.
В переписи участвуют «села Воскресенского на Шоше староста Афанасей Иванов сын с товарищи».

В 1715 г. Воскресенское вновь названо приселком села Нового.
«В приселке Воскресенском церковь деревянная во имя обновления храма Воскресения Христова
при той церкви поп Василий Иванов 45 лет.....
дьячок Левон Михайлов 80 лет, вдов...»


В 1723 г. упоминается «поп церкви села Воскресенского Василий Иванов Позанов».

В архивных документах 1762 г., чудом уцелевших* и попавших в архив Тверской области, есть упоминание о «Клинского уезду села Воскресенского церкви обновления храма Христова Бога нашего Воскресения». Священником в то время служил Алексей Антипин.

Примечание: *все документы по Клинскому уезду за период с 1724 по 1769 годы в архивах Москвы не сохранились. Считается, что они погибли в период войны 1812 г.

В 1769 г. происходило межевание земель в Клинском уезде, в том числе и в селе Воскресенском, о чем сохранились уникальные документы:

Сказка о полюбовном отводе земель к приходской церкви:
«1769 г. сентября 10 дня, при Клинских межевых делах ведомства 1 -го класса землемера Акулова, Клинскаго уезда Повольскаго стана графа Петра Борисовича Шереметьева села Воскресенскаго, что на Шоше, поверенный служитель Дмитрий Федорович сын Толстой сказал, что он означеннаго села Воскресенскаго к церкви Воскресения Христова, на довольствие священно и церковно служителей, из дачи владения Его Сиятельства показаннаго села Воскресенскаго, что на Шоше, из крестьянских тяглых земель, в силу межевых законов, положенную к церквам пропорцию с числа того села четвертной пашенной земли и прочих угодий, по близости церкви и где способнее быть имеет и в одном месте, дать желаю, которую и отвесть имею, в чем и подписуюсь. К сей сказке вышеписанного Его Сиятельства поверенный служитель Дмитрий Федорович сын Толстой руку приложил.»

Полевая записка землемера Акулова (утверждение меж)
«1769 года сентября 7 дня по полуночи в 8 часу выехано на дачу Клинскаго уезда Повольскаго стана села Воскресенскаго, что на Шоше, с принадлежащими к нему пустошами, именуемыми Белоглазовой и Трубиной с их пашенными землями, сенными покосами, лесными и прочими угодьями, которыя состоят во владении графа Петра Борисовича Шереметьева, и начато межевать от всех смежных посторонних земель, как следует. Начало межи смежной дачею села Завидова с деревнями и пустошами, бывших Архангельскаго собора, что в Москве, а ныне ведомство Коллегии Экономии крестьян Тверского и Клинскаго ямов ямщиков общаго их владения, от столба межевого, поставленнаго с межевыми признаками, и пред оным в сажени вырытой межевой ямы, в коей положено три камня и уголья, от конца линии 125 саж., состоящей под ромбом от норда к ост 17 градусов; оттого столба продолжена линия на ромб от норда к осту 16 градусов и по оной линии от показаннаго столба отступя вперед одну сажень выкопана вновь починная уездная межевая яма шириною во все стороны по две сажени с половиною, а в глубину две сажени, в кою положено уголье и межевых, так как в починную, пять камней, а другая починная яма не копана, потому что вместо другой починной ямы служит вышеписанная, прежде вырытая при отмежевании мною означенной села Завидова с деревнями и пустошами дачи, яма; от показаннаго столба идучи тою линиею по безспорному владению вниз реки Шоши пашнею, направе реки пашенная земля Клинскаго уезда дачи села Воскресенскаго, что на Шоше, владения Его Сиятельства графа Петра Борисовича Шереметьева, а налеве реки пашенная же земля Тверскаго уезда дачи отхожей пустоши Антоновой, принадлежащей к деревне Низовке, владения помещика Василия Петрова сына Остафьева; при продолжении оной линии к показанной реке Шоше браны были перпендикуляры: при начале оной линии первый влево до реки 7 сажень, по линии 50 саж. перпендикуляр влево до реки 27 саж., по линии 50 саж. перпендикуляр влево 2 саж., по линии 50 саж. перпендикуляр влево до реки 21 саж., по линии до повороту и дошед за рекою до земли Тверского уезда дачи деревни Пугиной с пустошами помещика Николая Андреевича сына Загряцкаго 38 саж., да при конце оной линии перпендикуляр влево до реки 53 саж., а вся длина той линии 188 сажень, а настоящая межа та река Шоша. С того места линия поворотилась вправо на ромб от норда к осту 71 градус 30 минут, астролябический угол 124 градуса 30 минут; в том месте, где стояла астролябия, поставлен межевой столб с межевыми признаками и пред оным в сажени выкопана той же меры яма, в кою положено яко не в починную, а в последующую три камня и уголье; идучи тою линию по безспорному владению, вниз реки Шоши пашнею, направе реки пашенная земля Клинскаго уезда дачи села Воскресенскаго, а налеве пашенная земля Тверского уезда дачи деревни Пугина и т. д. За прекращением дня межевание кончилось, а более онаго за стужею и морозом пройти было не можно. (Следуют подписи бывших на меже лиц)».

Экономическое описание дачи
«1769 года сентября 7 дня особо учиненное в даче села Воскресенскаго, что на Шоше; экономическим примечаниям описание, а именно: во-первых, село Воскресенское, а Шоша тож, находится во владении Его Сиятельства графа Петра Борисовича Шереметьева, стоит на берегах между протекающих двух рек — Волги и Шоши, в самом устье, где оная река Шоша впала в Волгу, по течению оных рек на правой стороне, на большой столбовой из Москвы в С.-Петербург дороге, разстоянием от города Клина в тридцати шести верстах, крестьянским селением, по обе стороны оной дороги; в нем церковь во имя Воскресения Христова, деревянная; на конце онаго села Государев питейный дом. Из вышеозначенных рек по реке Волге судовый барочный ход и другими мелкими судами от Рыбной слободы до города Твери, також и гоны плотов имеются до замерзания оныя реки Волги; а по реке Шоше судового никакого ходу и гону плотов не имеется, да впредь ходу судоваго и гонов плотов быть не может, потому что местами имеется в оной реке течение воды с небольшим на четверть аршина, а в других местах и меньше, да и шириною сажень десять, а инде и менее. Крестьяне стоят на оброке, торговых промыслов никаких не имеют, а упражняются в хлебопашестве и исправляются черновой работой. Заводов и мельниц никаких, також и для жжения поташу; способных и к строению хоромному и судовому годных лесов нет, а дровяного мелкаго леса, прутняку имеется и то малое число; земля хлебопашеству посредственна. Землемер Акулов.»

1.jpg

Описанная выше большая столбовая дорога из Москвы в С.- Петербург просуществовала до 1834 г. Дорога соединяла крепким деревянным свайным мостом* через реку Шошу две губернии — Московскую и Тверскую, два уезда — Клинский и Тверской, два селения — село Воскресенское и деревню Низовку.
Примечание: *свайный мост — мост при строительстве которого не использовались ни гвозди, ни какие-либо другие железные скрепления; для связи частей моста между собой употреблялись исключительно деревянные нагеля (крепёжное изделие в виде крупного деревянного гвоздя).
Впервые такой мост был сооружен в древнем Риме через реку Тибр в 625 г. до н.э.

По этой дороге в 1812 г. гнали пленных французов.
По ней же в начале февраля 1826 г. провозили тело умершего в Таганроге императора Александра I (в ночь на 8 февраля 1826 г. тело императора стояло в церкви Успения Божией Матери села Завидово).

2.jpg
Траурная колесница, на которой было перевезено тело императора Александра I
(Фото начала XX века)
2.jpg (19.32 KiB) Просмотров: 1226

По этому старому пути проезжали Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и другие известные люди.
По ней же ездили и сами императоры.
Во время правления Екатерины II по пути следования из Москвы в С.-Петербург были выстроены Путевые дворцы, где царствующие особы могли сделать остановку, отдохнуть. Первые из них были преимущественно деревянными, позднее становилось все больше каменных.

3.jpg
Петровский путевой дворец при выезде из Москвы
фото 2014 г., после реставрации дворца

Путевой дворец в Клину располагался на окраине города, у самой заставы. По указанию Екатерины II «дворцы должны быть поставлены на пристойном месте, с коего б город и новое в оном каменное строение видны были». До наших дней не сохранился.
В Завидово дворец был обширным деревянным строением в один этаж, стоявшим в центре села. После революции 1917 г. в нем располагались различные советские учреждения. Позднее дворец сгорел, и на его месте построено здание, в котором разместилась администрация Завидовского сельского поселения.
Следующий дворец на пути из Москвы в С.- Петербург находился в селе Городня.

4.jpg
Бывший путевой дворец в Городне, 2004 г.
4.jpg (62.54 KiB) Просмотров: 1226

В 1834 г. была построена новая дорога в стороне от села Воскресенского через деревню Безбородово.

В 1836 г. сгорела деревянная церковь во имя Обновления Храма Воскресения Христова. На ее месте в 1838 г. была построена деревянная часовня «по причине сгоревшей церкви» и усердием прихожан стали строить новый каменный Воскресенский xpам с колокольней.
Новая церковь представляла собой большой пятикупольный каменный храм в стиле ампир. В 1841 г. был освящен придел Пророка Илии, в 1850 г. - придел Архангела Михаила, а в 1855 г. - главный престол.
Приход церкви составляли более тысячи трехсот человек.

5.jpg
Церковь Воскресения Христова в с. Воскресенском на Шоше
(из фондов Дома-музея С.Д. Дрожжина)

По справочнику Нистрема от 1852 г. Воскресенское — село 2-го стана, графа Шереметева Дмитрия Николаевича, 62 двора крестьян, 197 душ мужского пола, 308 женского, 1 церковь, 117 верст от столицы, 30 верст от уездного города, на проселочной дороге.
После отмены крепостного права власть в селе перешла к Новинскому волостному правлению.
В обиходе село чаще называли сокращенно — Шоша.
Село имело две улицы. Одна располагалась по берегу Волги, а другая по берегу Шоши.
В 1861 г. село имело 59 дворов и 190 душ мужского пола.

После отмены крепостного права в 1861 г. многие крестьяне ринулись на заработки в Москву и Петербург. Некоторые перешли в мещанское и купеческое сословие.
На период 1883 г. 56 мужчин и 14 женщин получили в волостном правлении «свидетельства на разное время» для работы в городах.
Из оставшихся крестьян самыми состоятельными были крестьяне Кувалкин , Князьков, Кислов.
Павел Князьков открыл шапочное заведение, в котором работало 8 рабочих, управлял заведением сам хозяин.
Кислов и Кувалкин имели лавки в двух селах — Воскресенском и Новом.
Мещанка Пронина открыла в селе питейное заведение и чайную лавку.
Крестьянин Крылов владел кузницей.

В 1887 г. в селе была открыта Шошинская церковно-приходская школа, попечителем которой был крестьянин Яков Семенович Кувалкин. Законоучителем в школе был священник Георгий Николаевич Розанов, учителем Иван Васильевич Флерин.

В 1890 г. в селе проживало 406 человек обоего пола.

Неподалеку от села Шоши при хуторе Бараново с 1847 г. находился химический завод, основанный московским мещанином Ефимом Рубцовым. Завод производил железисто-синеродистый калий, берлинскую лазурь, железный купорос и серную кислоту. Сын Рубцова Назар Ефимович не желал продолжать дело отца и сдал завод в аренду питерскому купцу 2-й гильдии, почетному гражданину С.-Петербурга Гавриле Кузьмичу Рышкину, от которого впоследствии завод перешел во владение его сыну, также купцу 2-й гильдии Никите Гавриловичу Рыжкину (фамилия Рышкин была изменена на Рыжкин). Никита Гаврилович имел также свой дом рядом с предприятием.

6.jpg
Бывший доходный дом купца Н.Г. Рыжкина в С.- Петербурге, Лиговский пр., 69

В 1899 г., согласно прошению прихожан, близ села («не более чем в половине версты от приходского храма») был отведен под новое кладбище участок земли (из надела крестьян села) «мерою в две десятины».
На этом участке Никита Гаврилович Рыжкин изъявил желание построить на свои деньги небольшую каменную церковь во имя великомученика Никиты. Предполагалось, что в ней будут получать духовно-молитвенное утешение крестьяне Новинской волости деревень Городище (49 домохозяев) и Яковки (7 домохозяев).
Церковь была построена в 1902 г. при сельском кладбище в псевдорусском стиле, но приписана к Воскресенскому приходскому храму.
Для постройки церкви Никита Гаврилович пригласил одного из самых известных питерских архитекторов-строителей — Мульханова Павла Михайловича.

7.jpg
Мульханов Павел Михайлович
( 1857— после 1930)
7.jpg (18.45 KiB) Просмотров: 1224

Мульханов П.М. - архитектор-строитель, возвел более 80 зданий в С.-Петербурге, с 1907 г. являлся почётным старшиной при С.- Петербургском совете детских приютов, умер в эмиграции во Франции. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

1902 г. славен ещё одним событием. Именно в этом году в церковно-приходской школе села Шоши в должности помощника учителя начал свою деятельность будущий священник отец Сергий* (Сергей Дмитриевич Кудрявцев), расстрелянный в 1937 г. и причисленный к священномученикам.

8.jpg
Отец Сергий с семьёй
фото с сайта «Собор Саратовских святых»
8.jpg (65.19 KiB) Просмотров: 1223

Примечание: *отец Сергий принял сан в 1911 г., служил в нескольких храмах Московской губернии. Последнее место службы в г. Хвалынск Саратовской области.

В 1913 году село Шоша состояло из 78 дворов.

После революции 1917 г. в село неоднократно приезжал В.И. Ленин.

Из рассказа Колобовой (Клычковой) Г.И. по воспоминаниям ее родителей:
«Ленин приезжал в Шошу трижды в 1918 г., ещё до ранения, первый раз с Троцким, в другие разы с ним же и Крыленко. Останавливались всегда в доме Ермилиных, т.к. старший сын Ермилиных работал с Троцким. Когда Троцкий эмигрировал, Ермилин последовал за ним.
Ходили на охоту, но всегда возвращались ни с чем.
Ночевать Ленин любил один на сеновале, остальные спали в избе.
Сельчане принимали гостей не очень дружелюбно. По ночам молодежь горланила частушки про Ленина и Троцкого.
После эмиграции Троцкого и Ермилина дом Ермилиных отдали Комаровым».


В 1929 г. село Шоша входило в состав Городищенского сельсовета Свердловской волости (бывшей Новинской) Клинского уезда. Имелось 44 двора, из них 37 крестьянских и 7 единоличных. Проживало 177 человек, 79 мужского пола и 98 женского.
Во время коллективизации 1930 г. церковь Никиты Великомученика была закрыта. Ее здание было передано «местному районному исполнительному комитету для использования под общественные нужды». Протеста со стороны общины верующих не последовало, так как в их пользовании тогда еще оставалась Воскресенская церковь, которой, как выясняется, была уготована более худшая участь.

В 1931 г. в селе был создан колхоз "Волга".

На судьбу села и его жителей выпало много испытаний и горестей.

В 1936 г. в связи с сооружением Иваньковского водохранилища по Постановлению президиума Калининского облисполкома № 299 от 28 марта 1936 г., утвержденным президиумом ВЦИК 20 июня 1936 г. (протокол № 46), была закрыта и безжалостно уничтожена Воскресенская церковь вместе с селом*.
Жители села были переселены на более высокое место во вновь образованную деревню Шоша.
Примечание: *но в зону затопления попало не все село, а только его часть и позднее, в феврале 1958 года на месте села Шоша в соответствии с постановлением СМ СССР от 16 августа 1957 года отводится территория под строительство спортивной рыболовно – охотничьей базы для сотрудников дипломатических представительств.

Во время Великой Отечественной войны при продвижения немецких войск к Москве в ноябре 1941 года деревня Шоша была сожжена вместе с соседними дер. Городище и Яковкой на основании Приказа Ставки № 0428 от 17 ноября 1941 г., в котором ставилась задача: в тылу немецких войск разрушать и сжигать дотла все населенные пункты на расстоянии 40-60 километров в глубину от переднего края и на 20-30 километров вправо и влево от дорог. Для уничтожения населенных пунктов предписывалось в каждом полку создавать «команды охотников» по 20-30 человек и «выдающихся смельчаков за отважные действия по уничтожению населенных пунктов представлять к правительственным наградам».

В Шоше пощадили только два здания: дом многодетной семьи и бывшую деревянную часовню, которая когда-то стояла неподалёку от Воскресенской церкви.

После войны Шошу пришлось заново отстраивать на некотором расстоянии от предыдущей. Сруб старой часовни также был перенесен на новое место и перестроен в обычную деревенскую избу.

В память о тяжелых днях войны в деревне установлен обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Образованный в послевоенное время совхоз «Шошинский», стал образцовым в Конаковском районе.

Во время войны здание Никитской церкви сильно пострадало, и в полуразрушенном состоянии оно простояло более пятидесяти лет.

В 1998-2000 гг. церковь Никиты Великомученика была полностью восстановлена.

9.jpg
Церковь Никиты Великомученика

(в настоящее время приписана к церкви Успения Богородицы с. Завидово)

Сейчас деревня Шоша относится к Вахонинскому сельскому поселению, имеет 3 улицы - Зеленую, Волжскую, Дорожную , 68 домов.

На территории древнего села Воскресенского на Шоше находится база отдыха «Завидово» от ГлавУпДК при МИД России.
А на месте приходского кладбища располагается ресторан «Шоша». На этом кладбище был похоронен крестьянский поэт Спиридон Дрожжин (в 1937 г. прах его был перенесён в поселок Новозавидовский, где был открыт его Дом — музей, перенесенный также из затопленной деревни Низовки).

10.jpg
База отдыха «Завидово»

11.jpg
Ресторан «Шоша»
Аватар пользователя
Ирина Топунова
 
Сообщений: 316
Зарегистрирован: 02 ноя 2011, 14:08
Откуда: Москва - Конаково

Верстовой столб в Дипкорпусе

Сообщение Алла Фомина » 23 сен 2017, 19:51

Приветствую уважаемый форум!

Сегодня была в Дипкорпусе и решила поискать установленный верстовой столб. Нашла.

Он установлен почти на берегу, на подъезде к ресторанам Порто и Шоша и пристани. Установлен, на мой взгляд, как-то неприметно и не значимо. Конечно, там ходят люди (далеко не все отдыхающие), но и место немного темновато, и как-то не притягивает этот столб внимание. Да и если притянет, то надпись не цепляет. Можно было из этой истории сделать интереснейший туристический объект, обыграть, но увы.

Не знаю, может быть, я слишком придираюсь. :)

Изображение

Фотографии тут https://fotki.yandex.ru/users/orientalla/album/168806/ . Никак не получается сюда вставить.
Руководитель комиссии по культурно-историческому наследию и охране природы Общественного совета Конаковского района
Аватар пользователя
Алла Фомина
 
Сообщений: 10
Зарегистрирован: 02 апр 2016, 21:38
Откуда: Конаково
Откуда: Конаково-Москва

Re: Воскресенское (Шоша), перенесённое село

Сообщение Elena » 23 сен 2017, 20:52

Что за грамотеи делали эту надпись на столбе? Уже деревню Низовку в село превратили!

Мучает меня еще один вопрос: исправили ли они ошибки на информативном щите около родника на Низовке? Макет с исправлениями мне показали , а вот доехал он до места - не знаю!
Аватар пользователя
Elena
 
Сообщений: 127
Зарегистрирован: 16 мар 2012, 17:55
Откуда: Конаковский р-н, п.Новозавидовский

Предложение о месте установки общедоступного столба

Сообщение Алексей Крючков » 25 сен 2017, 13:23

Спасибо, Алла, за фотографии и рассказ!
К сожалению, они поставили этот столб только для самих себя. (
Это, конечно, лучше, чем ничего, но это не решило проблему информирования населения и остальных туристов о том, что это - древний тракт.
А хотелось бы, чтобы об этом знали, помнили все, живущие и отдыхающие здесь, а не только те, кто случайно заблудился на территории дома отдыха )

Я думаю, надо мне самому заняться установкой этого столба на общедоступной территории, иначе никому это на месте не нужно (((
Для начала предлагаю обсудить место его установки.
Я думаю, самый лучший вариант - поставить его у съезда на кладбище. Это примерно тут: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=56.61 ... 0&z=17&m=b

Плюсы этого места:
1) то, что здесь есть восстановленный храм от бывшего села Шоша - больше поводов для остановок здесь и осмотра достопримечательностей,
2) то, что здесь не такое интенсивное движение, останавливающиеся не будут создавать помех едущим,
3) это - территория Вахонинского с/п, где нам будет легче узаконить нахождение здесь этого памятного знака.

Ранее я предлагал два других варианта места установки: у развилки http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=56.60 ... 4&z=17&m=b и на границе поселений. Но развилка хуже тем, что знак может отвлекать внимание водителей, а останавливающиеся - создавать помехи движению. А граница... После того, как Завидовское с/п "оттяпало" у Вахонинского кучу пограничных гектаров (как китайцы у России на Амуре), понимаешь, что граница - явление относительное, временное, и это - не совсем дружественная граница получается... ((
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3110
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Предложение о месте установки общедоступного столба

Сообщение Алла Фомина » 28 сен 2017, 20:36

Алексей Крючков писал(а):К сожалению, они поставили этот столб только для самих себя. (
Это, конечно, лучше, чем ничего, но это не решило проблему информирования населения и остальных туристов о том, что это - древний тракт.
А хотелось бы, чтобы об этом знали, помнили все, живущие и отдыхающие здесь, а не только те, кто случайно заблудился на территории дома отдыха )
Да вот и не для себя даже, такое ощущение. Вообще не понятно, для чего. А информация, безусловно, очень значимая и обыграть её, как я уже говорила, можно великолепнейшим образом. Одно то, что вот именно по этой земле прошли ноги стольких великих и значимых людей! Но руководство это не трогает, видимо, а следовательно и нет желания донести эту информацию для отдыхающих. У них ведь даже свадьбы и юбилеи в ресторанах проводят, это же можно было и фото-зону сделать памятную. Причём, в этом месте же не просто дорога, а мост был, переправа.

Ну а про монастырь, храм, кладбище понятно, что совсем им не выгодно информацию давать.

Я думаю, надо мне самому заняться установкой этого столба на общедоступной территории, иначе никому это на месте не нужно (((
Для начала предлагаю обсудить место его установки.
Друзья, я сейчас общаюсь с руководством Большого Завидова в рамках их проекта "Ямская слобода". Задумка у них весьма интересная и я уверена, что они поставят этот столб и обыграют его, как надо. И с радостью примут все наши предложения и достоверные сведения.

Собственно, этот проект и посвящён старому тракту (но, конечно, шире - там и промыслы планируются и много чего ещё). и место выбрано тоже, исходя из прохождения старого тракта, вот тут http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=56.59 ... 9&z=16&m=b
Руководитель комиссии по культурно-историческому наследию и охране природы Общественного совета Конаковского района
Аватар пользователя
Алла Фомина
 
Сообщений: 10
Зарегистрирован: 02 апр 2016, 21:38
Откуда: Конаково
Откуда: Конаково-Москва

Сообщение Алексей Крючков » 28 сен 2017, 22:06

Ну, дай-то Бог им помощи в этой хорошей задумке! Ведь не важно, кто это сделает и из каких мотивов, пусть даже из мотивов коммерческой выгоды - саморекламы, привлечения туристов - в этом нет ничего плохого, когда это строится на сохранении и пропаганде подлинной истории края! Делая хорошее для себя, они делают это же хорошее заодно и для всех окружающих, что местных жителей, что гостей!

То-то и досадно было в действиях руководства Д/О Завидово, что задумали-то они сделать - хорошее дело, но как будто постеснялись его, как гадости какой-то, и поэтому сделали втихаря, единолично, и - не совсем правильно в итоге... ((( Почему не захотели объединиться в этом? Чего испугались? Не понимаю!! (( Ведь вроде умные должны ж быть люди, раз до высоких должностей дослужились, а почему такие ляпсусы допускают - не объяснимо для меня! ((

Ну, хорошо хоть руководство сельского поселения решило воплотить эту идею в жизнь, не довольствуясь тем, что сделало руководство Дома отдыха. Как говорится, Бог им в помощь в этом благом деле!

Просека на космофото действительно может быть участком старой дороги - я не сворачивал там, не проверял. В таком случае - место отличное! При его проходимости, да ещё фантазии и деньгах, там можно "конфетку" сделать! Вон хоть как на М10 у Василёво (граница Торжокского района со Спировским) - на Гугле и Яндексе съемка старая, постараюсь сфоткать при проезде. Ведь благодаря этой дороге там можно целый торгово-развлекательный центр сделать, стилизовваный под старину! С продажей сувениров, трактиром, но основа всего будет - подлинная достопримечательность, подчёркнутая восстановлением элементов старого тракта. Где люди захотят сфотографироваться. А туристов здесь очень много проезжает! И всем будет польза: и бизнесменам, и населению, и перед губернатором можно будет отчитаться о развитии туризма ))
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3110
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Сообщение Алексей Крючков » 10 окт 2017, 13:23

В воскресенье посмотрел это место. По первому впечатлению - следов от старой дороги тут не осталось. Но это касается дорожного покрытия, которое тут насыпано современное (типа асфальтовой крошки). А вот проверить канавы по бокам дороги и ширину дороги между канав - я не догадался. (( Там уже как будто построен даже ресторанчик с названием, в котором обыгрывается слово "ямской" (точно не помню), так что это хорошая и бизнес-идея, и место, чтобы и создать памятник старому тракту, и развлечение для туристов, и заработок для предпринимателя. Постараюсь сфотографировать, как это обыгрывается в Василёво на трассе М10. Пока же немножко фотки можно посмотреть здесь: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.26 ... 1%84%D0%B5
Василёво о старой дороге.jpg
Василёво, декорации старой дороги
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3110
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Воскресенское (Шоша), перенесённое село

Сообщение Алла Фомина » 12 окт 2017, 11:27

Интересно, конечно, было бы понять, где точно проходила старая дорога, обнаружить и как-то выделить её кусок. Неужели это реально, учитывая довольно активную жизнь в этих местах за последние пару веков?

Если мы друг друга правильно понимаем, Алексей, то Вы имеете в виду строительство единственного в том месте здания (не считая домиков кэмпинга)? И на строительном заборе проект строящегося здания?

Если да, то это как раз первая постройка этно-парка "Ямская слобода" - гостиница "Ямская" (хостел). Здание строится из кирпича, а потом будет обшито досками и украшено деревянной резьбой (как раз наша Мастерская делает резьбу, поэтому я и в курсе проекта в целом).

Про Василёво интересно, хотя всё же чересчур лубок. Когда в России такое богатое наследие деревянного зодчества и домовой резьбы, делать лубок (а то и китч откровенный, как в некоторых случаях), практически преступно.
Руководитель комиссии по культурно-историческому наследию и охране природы Общественного совета Конаковского района
Аватар пользователя
Алла Фомина
 
Сообщений: 10
Зарегистрирован: 02 апр 2016, 21:38
Откуда: Конаково
Откуда: Конаково-Москва

Сообщение Алексей Крючков » 12 окт 2017, 12:49

Да, "Ямская слобода" - точно! Да, собственно, на этом коротком отрезке между д.Шоша и кольцом других подходящих мест-то и нет! Только здесь от нынешней дороги севернее отходит эта просека-дорога, почти параллельная нынешней. Явно старая.

Если говорить о дороге, существовавшей до 1834 года, то она не имела твёрдого покрытия (ну, может, кроме отдельных мест подсыпки на пересечении с ручьями или низин). Но она была оканавлена (под Холохольнёй - расстояние между канавами - около 9 метров), а местами и подсыпана относительно окружающей местности. Я это говорю на основании своих исследований этой дороги в двух местах, где её фрагменты сохранились и не использовались после спрямления шоссе в 1834 году. Смотрите фотографии в отчёте за 2015г по участку Домославль - Холохольня viewtopic.php?p=9426#p9426 и viewtopic.php?p=4264#p4264 (3е фото сверху - на Низовке). Вот она же у Слободы, но используется, поэтому могла быть и "поправлена": viewtopic.php?p=2862#p2862.

Таким образом, даже при засыпке фрагмента старой дороги поздними наслоениями, можно поискать канавы по бокам и измерить расстояние между ними. Ещё можно попытаться пройтись по этой дороге и её обочинам с металлоискателем - вдруг кто что потерял по пути? Не деньги и крестики, конечно, а может, какой гвоздь от телеги или подкову от сапога.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3110
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Воскресенское (Шоша), перенесённое село

Сообщение Алла Фомина » 12 окт 2017, 15:30

Алексей, а вот эта просека-дорога севернее есть на Викимэпии?

По поводу покрытия важная информация. То есть булыжник не ищем. По канавам для меня сложно, конечно, но может сподобимся. :)

Ссылки изучу, спасибо!
Руководитель комиссии по культурно-историческому наследию и охране природы Общественного совета Конаковского района
Аватар пользователя
Алла Фомина
 
Сообщений: 10
Зарегистрирован: 02 апр 2016, 21:38
Откуда: Конаково
Откуда: Конаково-Москва

Сообщение Алексей Крючков » 12 окт 2017, 22:23

По канавам - не сложно, Вы посмотрите фотки по ссылкам, сразу поймёте, что искать, на что обращать внимание! )
А булыжник, мостовая... Искать его не стоит, но если делать "реконструкцию" трассы для туристов, то может, его и стоило бы сделать, пусть даже нарушив некую историческую достоверность... Пусть он был бы из другого времени, более позднего, но ведь суть-то была бы не в нём! А в том, чтобы донести до туристов информацию о том, что именно здесь проходила та самая дорога в древности!!! Чтобы заинтересовать их отечественной историей. А для этого, для начинающих, и "лубок" немножечко допустим, как мне кажется. Каждому - свой уровень информации, к которому он готов воспринять его.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3110
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Пред.

Вернуться в Каталог: история мест Конаковского района

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron