Нашел в брошюре Лавренов В.И. "Муниципальная символика Бежецкого района Тверской области" от 2002 г. еще одно "интересное" сообщение.
Оказывается у Бежецкого верха в XVI в. была своя эмблема.
Он пишет:
"Позднее, на печати «Бежецкого Верха губного старосты Ивана Воронина», приложенной к грамоте 1582 г., данной архимандриту Троице-Сергиева монастыря Ионе на село Скорыново с пустошами, появилась другая эмблема. На печати Бежецкого Верха 1582 г. изображена лодка с четырьмя фигурами людей. Двое из них держат в руках мачту с флагом и вымпелом, а ещё двое сидят по краям лодки. По всей видимости, этот рисунок является отражением известного евангельского сюжета — «Христос в лодке с учениками»". "Изображение лодки всегда трактовалось как символ путешествия по жизни, которая в религиозном сознании воображалась как бушующая водная стихия. Изображение людей в лодке воспринималось как символ «народа Божьего» — Церкви, которая устремляется к «небесной цели». Мачта лодки воспринималась как колокольня храма, а крест — как якорь спасения и надежды".Очень странно! Вообще-то это личная печать самого губного старосты Воронина, которая не несла никакой геральдической нагрузки. Во всяком случае еще в XVII в. Котошихин писал, что русская знать использовала "непородные" печати, т.е. гербовые, а какие придется.
Что касается Ворониных, то их поздний герб не имел ничего общего с изображением на печати, что подтверждает заявление Котошихина.
Сын этого Ивана Воронина - Яков Иванович известен как городской дворянин Бежецкого Верха (1629).
"В верхней половине щита в золотом и красном полях крестообразно положены два карабина переменных с полями цветов. В нижней половине в правом голубом поле изображен золотой крест, а в левом серебряном поле птица черного цвета с распростертыми крыльями. Щит увенчан дворянским шлемом и короной со страусиными перьями. Намет на щите золотой и голубой, подложенный красным и золотом".Эта печать числилась во всех работах по сфрагистике и везде указывалась как личная. Почему же автор решил , что это территориальная "печать Бежецкого Верха" непонятно?!
Также сомнительная интерпретация сюжета как евангельской сцены. Нет никаких атрибутов, которые указывают на религиозное содержание (нимб, подписи, кресты и т.д.).Скорее всего действительно какая-то купеческая ганзейская печать (или копия с нее, если судить по несовершенству рисунка), подобные "корабельные" образцы хорошо известны. Западноевропейские печати получили распространение в качестве личных в Московском государстве особенно во время Ливонской войны. Некоторые, возможно, попадали на Русь как трофейные. Такие печати, были весьма популярны, как раньше были популярны сасанидские и античные геммы. Даже сам Грозный, несмотря , что уже была разработанная государственная символика, пользовался еще личной печатью с античным сюжетом.
Территориальная геральдика только получила свое развитие. На Большой печати Ивана IV Грозного появляются первые земельные эмблемы, которые были в титуле царя. Это общеизвестные факты.
Странно, зачем понадобилось придумывать еще одну мифическую "эмблему" Бежецкого Верха, которая по мысли автора сменила не менее мифического "голубя"?
Несомненно, что в данном случае обычная личная печать губного старосты, скорее всего западноевропейского, возможно ганзейского, происхождения. Называть ее территориальной или городской нет никаких оснований. Гербы "нетитульных" земель до Петра неизвестны. Только при нем стали появляться губернские гербы и гербы провинций. Например герб Углицкой провинции, в которую вошли Углич, Кашин и Бежецкий Верх по административной реформе того времени, представлял изображение св. царевича Дмитрия, что и остается официальным гербом города Углич, вплоть до настоящего времени.
Отдельно отметим, что это не относилось к российским городам , которые раньше принадлежали Речи Посполитой (Смоленщина, совр. Беларусь, Украина и др.), получавших с XVI в. от польских королей магдебургское право с пожалованием гербов, о чем указывалось в "привилеях".
На территории современной Тверской области есть только один такой пример - герб Белого, раньше Белая - город Смоленского воеводства Речи Посполитой. Герб был пожалован королем Сигизмундом и представлял изображение Богородицы. После возвращения Смоленска в состав России не использовался, как и другие подобные гербы смоленских городов (Рославля, Красной и др.).
Что касается территории, нынешней Тверской области , то пожалование гербов уездным городам началось при Петре I, автором являлся Ф. Санти. Несмотря на запросы разосланные во все города, ответы , которые его удовлетворили, пришли только из некоторых. Поэтому гербы получили Зубцов, Торжок, Старица. В первом случаях герб гласный, в двух других - ошибки ( для Торжка - историческая, для Старицы - филологическая, "трудности перевода").
Другие города остались без гербов. Что впрочем, не очень их и беспокоило. Второй этап герботворчества связан с именем князя М. Щербатова для новообразованных городов - Осташкова и Вышнего Волочка. И вот только в третью очередь при массовом пожаловании гербов гербы получили Кашин, Ржев и Бежецк (два последних города не были собственно тверским, первый - смоленский, второй - новгородский), а также новые города - Калязин, Красный холм, Весьегонск. Гербы для первых трех были малоудачными, если говорить объективно.
Но это первая официальная Бежецкая эмблема, ничего не поделаешь...