Глинеево урочище (Глинеево погост, Василья Великаго погост)

Модератор: Алексей Крючков

Глинеево урочище (Глинеево погост, Василья Великаго погост)

Сообщение Андер » 28 авг 2023, 09:38

Забытый и разрушенный деревянный храм Троицкий храм в Бежецком уезде.

В своих воспоминаниях Алексей Алексеевич Татищев (чиновник Министерства земледелия, камер-юнкер, мемуарист 1885 -1947 гг.)., уроженец Бежецкого уезда, родился в родовом имении Беляницы (сейчас Сонковский район) писал:

"Из Петербурга ехать в Беляницы надо было «рыбинским» поездом, который в 8.20 вечера отходил с дальней платформы главного — Николаевского — вокзала и среди ночи, после большой станции Бологое, сворачивал с Николаевской железной дороги на боковую линию, шедшую к Волге. Проснувшись спозаранку, я любил стоять у окна и, смотря на проносящиеся мимо леса и поля с размытыми, сверкающими лужами дорогами (стояла ведь всегда весна), с волнением ждать приближения к Бежецку. Вот проехали полустанок Константиново (Рыбинская дорога была одноколейною, и станции перемежались с полустанками — для скрещения поездов), вот железнодорожный мост через Мологу, и вот поезд замедляет ход, и мы подъезжаем к знакомому деревянному зданию бежецкого вокзала, где знакомы оба буфетчика (рыжий и черный) и где так вкусны сдобные лепешки к кофею. В первые наши приезды здесь, в Бежецке, ждали нас обычно и беляницкие лошади, так как с детьми и бесчисленными вещами бывало сложно выгружаться на более близком от Беляниц полустанке. К тому же обычно приходилось захватить провизии и сделать разные нужные для начинающегося лета закупки.
Бежецк был среднего размера уездным городом: в годы моего детства в нем было около 7000 человек жителей, но только в центре были каменные дома; дальние же улицы напоминали просто деревню. Значительно скрашивали город его 14 церквей, особенно группа их, высившаяся у крутого берега над впадающей у Бежецка в Мологу небольшой реки Остречины. Мощеных улиц в городе было всего две, но летом мы по возможности их избегали и старались ехать окраинными улицами, где наши окованные железом колеса не производили оглушительного стука по булыжной мостовой.

В хорошую летнюю погоду от города до Беляниц считалось 18 верст (верста немного больше километра — 1066 метров). Зимой, когда замерзали мелкие речки и можно было по снегу ехать везде прямиком, расстояние это сокращалось до 16 верст; напротив, поздней осенью и весной приходилось
делать объезды и тогда до Бежецка считалось не менее 20 верст. Уже в трех верстах от города мы, детьми, с волнением показывали друг другу начинающее виднеться вдали темное пятно беляницкой усадьбы с возвышающимися над нею посеребренными куполами беляницкой церкви.
Ездили мы обычно не быстро — верст 10 в час; только посреди лета, когда лужи высыхали и дороги делались хорошо накатанными, можно было, не утомляя лошадей, делать по 12 и более верст в час. На полпути от Бежецка переезжали мост через Остречину у погоста Василия Великого, где высилась одна из старейших в уезде деревянных церквей шатром (и подумать, что я никогда не был внутри нее!)"...


Что же это за храм, который он упоминает? Речь идет о деревянной Троицкой церкви 1780 г. строения, также известной как Васильевская (по первому посвящению храма) на погосте Глинеево.

История храма фиксируется уже в 16 в.
Погост Василия Великого Кесарийского входил в состав вотчины бежецких землевладельцев Мичуриных, вместе с селом Елизаровым, а также несколькими деревнями, починками и пустошами. Владел им троицкий соборный старец Паисий Мичурин, который в 1570 г. вместе со своим братом Василием вложил его в Троице-Сергиевский монастырь. Сам погост, как можно видеть из грамоты был их родовым некрополем - "тот у нас погост вопчей всех наших родителей". Кроме церкви Василия Кесарийского, на погосте имелась церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом Сергия Радонежского - строения Паисия и Василия Мичуриных.
В Дозорной книге Долмата Тишнева середины 1570х г.г. сообщается:
"В Пироговском стану церковь приходная на реке на Остречине Василей Кесарейский. А служит у тое церькви черной священник Иона да пономарь да проскурница. В приходе у тое церкви селцо Узуново Ивана Сирина да 3 деревни , да Ондрея Плещеева 3 деревни , да Троицкого Сергеева монастыря старца Паисеи Мичерина два селца да 4 деревни , да Марино селцо Семеновы жены Мичюрина да 4 деревни, да Василья Мичюрина селцо да 9 деревень И в тех селцах и в деревнях живущего 4 села да 5 деревень, а пустых селцо да 16 деревень . А доходу священнику с тех сел и деревень всякаго во весь год 2 рубля. Да у тое же церкви пашни церковные выть, и пашет тое пашню священник полвыти, а другая полвыти лежит пуста. К сим книгам васильевской поп черной Иона руку приложил". Далее упоминается: "В том же стану на Остричине же на реке у Ондрея Плещеева в селе в Зеновьеве от старые церкви от Василья Кесарийского выставка церковь Николая Чудотворца".

Таким образом деревянную церковь возобновляли несколько раз, первую разобрали и передали в село Зиновьева, где она была собрана и освящена уже как Никольская. По всей вероятности указанная в дозорной книге Васильевская церковь пострадала во время Смуты и была построена вновь, а в 1780 г. ее заменила уже другая деревянная церковь, простоявшая до 30х годов 20 века.


По сведениям из книги В. Брагина "Так погибали бежецкие церкви":

В Государственном архиве Тверской области храниться письмо бежецкого протоиерея И.Н. Постникова от 17 октября 1924 года, адресованное в Тверской Губернский комитет по делам музеев, в котором он, особо подчеркивал, что «В качестве архитектурных памятников и отчасти в отношении внутреннего декоративного убранства еще следовало бы взять на учет по Бежецкому уезду деревянные церкви следующих сел:

Богородского - построенной в 1752 г.;
Введенского -1673 г.;
...Синево - Дуброво 1777 г.;
Толмачи - 1789 г.;
Ульяновой Гор - 1704 г.»

Третьей по очередности И.Н. Постников упоминает и деревянную церковь погоста Глинеево, построенную в 1780 г.

(ГАТО, ф. Р-488, оп. 5, ед. хр. 60, л. 57.)

От деревянной церкви к тридцатому году на ее месте уже ни одной доски не было...( прим. - по сообщениям бревна от бывшей церкви находили в Остречине еще после войны).

Деревянная церковь (Казанской Божией Матери - адм.) погоста Глинеево стояла в правом, так называемом, «барском» крыле кладбища, и там хоронили людей из «барских» деревень: Псарни, Мокрявиц, Узуново, Федорино... А левая сторона кладбища называлась - «троицкой». Там предавали земле умерших из Дубровки, Жирков, Аркадьево, Елизарово, Рекшино... Такое деление сохранялось и внутри церкви: «троицкие» крестьяне стояли по правую руку от алтаря, а «барские» - по левую. И даже по внешнему виду «барских» и «троицких» крестьянок можно было сразу отличить. Первые платки под подбородком в узел завязывали, а вторые носили их «под булавочку». И мужчины поведением различались. «Барские» были «вольнее», ругались и под хмельком чаще бывали, а «троицкие» были и в одежде опрятнее и в остальном строже, как теперь говорят, интеллигентнее..."
Вложения
Погост Василия Великого.jpg
Карта Менде 1 врст.
Василия Великого церковь , РЭМ.jpg
Внешний вид из собр. РЭМ
Василия Великого , погост..jpg
Внутренний вид1 из собр. Кашинского музея
Василия Великого погост.jpg
Внутренний вид2 из собр. Кашинского музея
Василия Великого погост1.jpg
Внутренний вид3 из собр. Кашинского музея
Василия Великого погост2.jpg
Внутренний вид4 из собр. Кашинского музея
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Глинеево урочище (Глинеево погост, Василья Великаго пого

Сообщение Андер » 28 авг 2023, 12:06

Интересно, что в документах указывается две церкви - каменная Троикая и деревянная, последняя называется Казанской.

Погост Глинеево, от Твери 128 верст, от Бежецка 8 верст.
Церковь Троицкая, постройки 1817 года, каменная, престола три: холодный Святой Троицы, теплые: правый Святителя Василия Великого, левый Преподобного Сергия Радонежского.
При сей церкви находится другая церковь, деревянная, Казанской Божией Матери, постройки 1780 года на кладбище.


Очевидно это и есть старая "Троицкая или Васильевская", которая была сохранена и переосвящена. Во всяком случае так указывает А. Виноградов в своем сборнике. См.Обмерные чертежи Виноградова А. Н. 1887 г. из фондов Музея при Российской академии художеств. По материалам сайта "соборы.ру".

Но на фотографии иконостаса деревянной Казанской церкви храмовой иконой является икона "Св. Троицы".

Как видно из прошения от 1816 г.: " В означенном нашем погосте Глинеева состоит церковь деревянная во имя живоначальныя Троицы с приделами Святых Василия Великого и преподобного Сергия, вместо которой имеем мы усерднейшее желание соорудить каменный храм того же наименования собственным нас прихожан коштом, с прибавлением точию на оное построение церковной кошельковой суммы, план же для церкви при сем прилагается". Разрешение от архиерея было получено: " Благословили мы Еархии нашей Бежецкого уезда погост Глинеев на место деревянной церкви, соорудить вновь каменную во имя Живоначальной Троицы с приделами: Василия Великого и Преподобного Сергия, по плану и фасаду Губернским Архитектором (Проект церкви в Погосте Глинеево был «сочинен» губернским архитектором Н.Н. Леграндом - В.Б.) засвидетельствованному, собственным того погоста прихожан иждивением".

Каменный Троицкий Храм возвели в 1817 году. Правый его придел был освящен во имя Василия Великого, левый во имя Сергия Радонежского.

Далее следует еще прошение в 1822 г. : " В погосте нашем на место деревянной во имя Живоначальныя Троицы, с приделами Святых Василия Великаго и преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, ветхой, вновь с помощью и усердием прихожан и употреблением кошельковой суммы выстроена в тоже наименование и с теми же приделами - каменная церковь, но надлежащим внутренним благолепием за издержанием суммы при всем усердии прихожан скоро украшена быть не может, а как в означенной деревянной церкви в придельных храмах иконостасы, как по материалам, так и по писанию хороши к дальнейшему существованию, прочны и к украшению придельных храмов новопостроенной каменной церкви нужны и благоприличны и мы желаем оные перенести в новопостроенные приделы".
Разрешение на перенесение иконостаса из старой деревянной церкви в новую каменную было получено в мае 1822 г.
....

Это была каменная, хоть и небольшая, но очень красивая церковь. И ограда вокруг нее была с кирпичными столбами... Колокольня была невысокая и встроена в храм. Церковь стояла над речкой. Вход на паперть - со стороны реки. Вход на колокольню - с паперти, по лестнице с левой стороны.
В приходе этой церкви были деревни: Узоново, Мокрявицы, Псарня, Федорино, Елизарово, Никиткино, Рекшино, Ворылево, Новоселка, Семирадово, Дубровка...
В 1934 - 1935 годах церковь еще действовала. Последним священником в ней был отец Иоанн. Про него говорили, что его из Москвы прислали, и он был родственником знаменитого Папанина, того, который на Северном Полюсе был...
(По материалам книги В. Брагина "Так погибали бежецкие церкви").

Получается, что старые иконостасы оказались в новой каменной церкви, а новые были написаны для старой деревянной, действительно иконы написаны в "академическом стиле". Очевидно это произошло где-то в 1881 г. , когда обе церкви поновлялись, ремонт производился и в 1899 г. Но непонятно почему храмовый образ остался "Св.Троицы", хотя Казанская тоже присутствует в местном ряду иконостаса.
Странно, что о новой каменной церкви так мало упоминаний, не сказал о ней ни слова и А. Татищев, только о шатровой деревянной.
Вложения
Василия Великого Глинеево Бежецк.jpg
Троицкая (Казанская) из альбома чертежей А. Виноградова.
Глинеево Троицкая1.jpg
Троицкая (Казанская) из альбома чертежей А. Виноградова.
Глинеево Василия Великого (иконостас).jpg
Иконостас Троицкой церкви (Казанской в 19 в.). Из собр. Кашинского музея
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва


Вернуться в Бежецкий и Сонковский р-ны

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2