Бежецк и В.В. Бибихин

Модератор: Алексей Крючков

Бежецк и В.В. Бибихин

Сообщение Андер » 03 июл 2023, 18:17

Вероятно, придется открыть новую тему "философ В. В. Бибихин и Бежецк". Как всегда "засветилась" Бежецкая библиотека :D

В связи с начавшимися "страстями" вокруг "Бибихинских чтений" и открытия доски в его память.

На одно из Бежецких информационных сайтов появилась такая информация. Представлю ее в сокращенном варианте, личные выпады автора в данном случае не очень интересны. Полный вариант вот здесь.
https://bezhezk.ru/novosti-bezhecka/adm ... rkovskogo/
"Все мы восхищаемся знаменитыми земляками. Мы гордимся Львом Гумилевым, Анной Ахматовой, Алексеем Ивановым, Вячеславом Шишковым, Василием Андреевым и многими другими замечательными людьми, родившимися на бежецкой земле или тесно связанной с ней тем или иным образом. И это важно — знать историю родного края и хранить память о выдающихся земляках. Это сохраняет наши исторические традиции и создает культурную преемственность.

Педагог и наставник
Наверное, в этом же ключе стояло бы воспринимать торжественные мероприятия в Бежецке, посвященные памяти российского философа и переводчика Владимира Вениаминовича Бибихина, родившегося в нашем городе в 1938 году. Бежецкая центральная библиотека им. В.Я.Шишкова 27-28 июня провела в его честь международную конференция «Четвертые чтения памяти Владимира Бибихина», на которой выступили ученые из разных уголков нашей страны. К началу конференции состоялось торжественное открытие мемориальной доски В.В. Бибихину на здании библиотеки.

В общем, сплошная благодать. Но, как говорится, есть нюанс. И увы, не один.

Апологет Хайдеггера
Позвольте добавить первую ложку дегтя в эту бочку с медом. Центральной темой научных иследований Владимира Бибихина было творчество немецкого философа Мартина Хайдеггера, крупнейшего теоретика экзистенциализма XX века. Но на его биографии было большое пятно — он был членом НСДАП в фашистской Германии и активным сторонником Гитлера. После обнародования в 2014 году дневниковых «Чёрных тетрадей Хайдеггера» появились подтверждения симпатии и приверженности Хайдеггера к идеологии антисемитизма и национал-социализма.

Ну и что, скажете вы. Где Хайдеггер, а где Бибихин? Изучать — не значит поддерживать. Но так думают далеко не все.

Вот что писала на этот счет советский и российский философ, специалист по западноевропейской философии Нового времени и XX века Н.В. Мотрошилова: «Я не буду вдаваться в подробную передачу (и собственную оценку) принципиально важной статьи В.В.Бибихина, которого я глубоко уважала и сегодня чту как талантливого, выдающегося философа-хайдеггероведа… Но о передаче В.В.Бибихиным обсуждаемых болезненных проблем национал-социалистического прошлого Хайдеггера не сказать не могу. Ибо она была и остаётся типичной для тех авторов-защитников, а то и апологетов Хайдеггера, основательных знатоков и его философии, и биографических материалов, которые при разборе его “дела” брали доводы и аргументы… самого Хайдеггера или его рьяных апологетов.»

Проще говоря, Владимир Бибихин в своих работах о Хайдеггере занимался «отбеливанием» его нацистского прошлого, являясь по сути его защитником и апологетом. Может, просто не видел в этом ничего предосудительного? Не очень хорошо для «педагога и наставника». Как думаете, Геннадий Иванович?


Нельзя не отметить, что у Владимира Вениаминовича были специфические политические взгляды. Он был известным приверженцем идей либерализма, мультикультурализма и толерантности. О нем часто писали либеральные СМИ. «Форбс» называл его «русским Хайдеггером». Кроме того, по некоторым свидетельствам, он был сторонником отделения Чечни от России.

Вот что писал о нем философ и публицист Константин Крылов в своей книге: «Нет времени»: «В этом он бывал смешон, — и, не побоюсь это сказать, гадок. Рассказывают, например, что во время начала второй чеченской войны Бибихин бегал по улицам и выискивал людей в форме — а найдя таковых, уговаривал не ехать в Чечню, чтобы «не воевать со свободным народом». У него было несложно вызвать приступ демшизовой дури. «Старшие товарищи» только усмехались в усы: «Владимир Вениаминович у нас такой политически активный» (подразумевалось — «nützliche Idiot» [правильно — nützlicher Idiot — полезный идиот (нем.) — БЕЖЕЦК.РУ] ). В последние годы он оказался совсем задавлен, застроен своим окружением. Его либерализм таки перешёл в ту злокачественную форму, в которой он нарывает в головах большинства «приличных людей»...»


Ну что сказать? Надо разбираться...
Интересно, даже на доске как-то "стыдливо" не указаны даты пребывания В. В. Бибихина в Бежецке, а они известны - 1938 -1941 гг. Буквально три года , "ясельный возраст", больше он в Бежецке никогда не жил, в его воспоминаниях и работах Бежецк никак не фигурирует.... Семья его также была не из Бежецка, а из Нижнего Новгорода.....Вопрос возникает сам собой.... к чему это все?

Что касается творчества самого В. В. Бибихина, это правда, оценки очень разные, причем со стороны профессионалов. Насколько помню, а философию пришлось сдавать несколько раз, разные курсы, плюс кандидатский минимум и т.д. , не попадалось мне тогда его имя, в Первый ГУМ МГУ (Стекляшку) как-то ходили на другие лекции, например на А. Кураева, В. Микушевича и др. Да, и мои друзья с философского факультета МГУ тоже про него не особо упоминали, но это просто личный опыт.....

Хотя нашел ответ на свой вопрос об отношению к Бибихину в МГУ по свидетельству того же Крылова: «В последние годы университетские дела Владимира Вениаминовича шли тяжело, валко. Популярность первых его курсов пошла на спад. Последнее время он держался там уже с трудом, «зацепившись», а не стоя на ногах твёрдо. Злые кафедральные тётки шушукались, что «Бибихин не нужен», на уровне отношений с начальством всё тоже происходило как-то неловко (судя по доходящим до меня слухам). Неразбериха, связанная с началом девяностых, кончилась. Кафедра истории и теории мировой культуры подтянулась, застегнулась и стала похожа на прочие кафедры. Бибихина никто не гнал, но его анахроничность и неуместность в текущих делах ощущалась всё сильнее». :think:



Продолжение следует.... Как оказалось, вопрос действительно сложный...
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Бежецк и В.В. Бибихин

Сообщение Андер » 14 июл 2023, 19:53

Оказывается, открытию доски в память В. Бибихина предшествовала активная полемика, даже на уровне депутатов городского поселения Бежецк.

https://bezhkray.ru/avt-str/бривер-сергей-викторович/к-вопросу-по-установке-памятной-табли/
https://vk.com/club69997069?w=wall-69997069_1582

К вопросу по установке памятной информационной таблички о месте рождения русского философа, филолога и переводчика В. В. Бибихина


18 октября 2022 года состоялась заседание Совета депутатов городского поселения, одним из вопросов которого являлся вопрос установки памятной информационной таблички о месте рождения русского философа, филолога и переводчика Владимира Вениаминовича Бибихина на фасаде Бежецкой центральной районной библиотеки им. В.Я. Шишкова. К сожалению, решение об установке таблички не принято и перенесено на следующее заседание Совета.

Решение о переносе срока рассмотрения вопроса было принято на основании зачитанной на заседании ложной, грубо искажающей суть вопроса, информации одного из членов Совета депутатов городского поселения.

Один из тезисов этого доклада сводился к обвинению В. В. Бибихина в переводе классического философского труда Мартина Хайдеггера «Бытие и время», как труда, имеющего непосредственное отношение к национал-социалистической идеологии. Основываясь на факте вступления Хайдеггера в 1933 году в ряды национал-социалистической немецкой рабочей партии, докладчик причислил и В. В. Бибихина к нацистам. Касательно симпатии Хайдеггера к национал-социалистам — весьма спорный и дискуссионный вопрос, не являющийся темой данной статьи, но следует отметить то обстоятельство, что философия Мартина Хайдеггера не является философией немецкого национализма, Хайдеггер не имеет отношения к преступлениям нацистов, а самого Мартина Хайдеггера относят к одному из ярчайших голосов философии XX века. Академический труд Хайдеггера «Бытие и время», написанный в 1927 году, за шесть лет до вступления Хайдеггера в ряды национал-социалистов, является общепринятой классикой философии, не нарушает какие-либо общепринятые нормы морали и человеческой этики, и никогда и нигде не запрещался. «Бытие и время» Хайдеггера в переводе В. В. Бибихина пережило несколько изданий с тиражом в несколько тысяч экземпляров и пользуется популярностью не только в научно-философских кругах, но и у простых читателей, интересующихся вопросами философии и мировоззрения. Относить самого В. В. Бибихна к запрещённой в России нацисткой идеологии, этой страшной страницы в истории человечества, «чумы двадцатого века» — грубая фальсификация реальности, и по сути, является клеветой, публично зачитанной на заседании Совета депутатов городского поселения.

Второй тезис доклада уважаемого депутата свёлся к факту рождения В. В. Бибихина в семье бежецких коммунаров и, следовательно, по мнению докладчика, к его ответственности за все то, что делала власть в Бежецке, в те, не простые времена.

Владимир Вениаминович Бибихин родился 9 октября 1938 года, о чём свидетельствует запись в Бежецком ЗАГСе (свидетельство о рождении за номером 3903709). В Акте о рождении постоянным местом жительства родителей указан Бежецк, где они жили уже 14 лет. Род занятий родителей Владимира Вениаминовича — крестьянство. Место работы Вениамина Митрофановича, отца Владимира Вениаминовича — Машинно-тракторная мастерская. Мать, Пелагея Ивановна, числилась рабочей в Горсовете. В ноябре 1941 года Вениамин Митрофанович эвакуировал семью в Нижний Новгород, а сам остался работать машинно-тракторной мастерской Бежецка… Родители Владимира Вениаминовича были простыми тружениками, верующие в идеалы коллективного труда, во властных структурах не состояли, и во всех «грехах» советской власти того периода отмечены не были. Обвинять простых трудяг и трёхлетнего мальчика во всех тех бедах, что творились в те тяжёлые времена, извините, аморально.

Здесь следует отметить и то обстоятельство, что во взрослой жизни Владимира Вениаминовича, в его мыслях и размышлениях коммунистическая идеология не нашла никакого отражения. Его, как русского мыслителя, филолога, переводчика интересовала христианская идеология, классическая философия. Ещё во время учёбы Бибихин познакомился с А. Ф. Лосевым, от которого тянулась живая нить к философам и богословам Серебряного века. Важнейшую роль в своём становлении Владимир Вениаминович Бибихин отводил своим великим учителям и соратникам С. С. Аверинцеву и А. А. Зализняку. В переводах В. В. Бибихина русскому читателю пришли основные богословские тексты св. Григория Паламы, оригинальный Боэций Дакийский, Макарий Египетский. Владимир Вениаминович перевёл и отреферировал бесчисленное количество новейших зарубежных трудов по философии и филологии для изданий Института научной информации по общественным наукам АН СССР. Его переводы, и с этим согласны многие, представляют собой не только филологическое, но и философское достижение. В них пересмотрены известные отечественной традиции принципы интерпретации текста. В переводах и истолкованиях классических и новейших авторов он решал ту же задачу, что и в собственных трудах, — «громадную задачу философского обживания русского языка». Он переводил с латыни создателя учения о бесконечном кардинала Николая Кузанского и основателя дидактики Яна Амоса Коменского, с немецкого — творца квантовой механики Вернера Гейзенберга и основателя общей теории языка Вильгельма фон Гумбольдта, с французского — создателя «театра жестокости» Антонена Арто, с итальянского — творца «нового сладостного стиля» и открывателя современной поэзии Петрарку… На философском факультете МГУ с 1989 по 2003 год Бибихин читал большой цикл авторских курсов. Общим для всех этих курсов можно считать тонкое соединение философской и лингвистической ткани. В них Бибихин говорит и пишет о слове, языке, событии, детском отношении к миру, свободе, праве, правде, русской истории, разбирает древнеиндийские гимны, Данте, Пушкина, Толстого, Мандельштама, Лорку, Гераклита, Гегеля… В эти же годы Владимир Вениаминович читал лекции в Свято-Филаретовском православно-христианском институте и в ИФТИ им. св. Фомы.

Третий момент выступления уважаемого депутата городского поселения касательно установки памятной таблички, свёлся к вопросам проведения Бибихинских чтений, организованных Институтом философии РАН и ВШЭ. По его мнению, тратить бюджетные деньги на такие мероприятия неправильно. На мою ремарку о том, что на эти мероприятия ни копейки бюджетных денег не тратилось и не планируется, последовал ответ — табличка и Чтения «не сделают Бежецк Меккой туризма» и эти «московские рубли» не нужны Бежецку, а местным краеведам незачем «раскручивать» неизвестные и ничего не значащие для Бежецка, по мнению депутата, фамилии и имена. Как пример депутат, помимо Бибихина, привёл фамилии Флейшман и Самохвалов!!! (извините, у меня «отвисла челюсть»). Весьма странная и, на мой взгляд, очень неправильная позиция избранника бежечан, идущая в разрез с желанием Администрации Бежецка, да и не только, активно развивать сферу туризма, весьма актуальную и нужную для Бежецкой земли. Частично эта позиция уважаемого депутата была объяснена им в прениях по обсуждаемому вопросу и объясняется его личной обидой на ВШЭ, связанной с обучением его сына в этом, по мнению депутата, «сомнительном учебном заведении».

И уже совсем странным и неприемлемым для меня явилось то, что в прениях по вопросу установки памятной таблички о месте рождения В. В. Бибихина, основываясь на отношении Бибихина к событиям «чеченской войны» и критики его переводов современным политологом Дугиным, была сделана попытка увязать вопрос установки памятной таблички с текущими событиями на Украине, попытка обвинить В. В. Бибихина в какой-то антигосударственной деятельности (абсурд!). Критика научных трудов, да и не только, является нормальным явлением в человеческих отношениях, если она не несёт в себе элементов лжи и оскорблений, и не должна использоваться для обвинения человека в каких-то административных или уголовных проступках, а личное мнение человека о том или ином событии, не совпадающее с мнением большинства, не является преступлением.



Бривер С. В.,
Бежецкое краеведческое общество
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Бежецк и В.В. Бибихин

Сообщение Андер » 31 авг 2023, 13:37

И все-таки неоднозначно все это...
Уже говорилось, что "Бибихинские чтения «тянут» на уровень спецкурса философского факультета, а не на краеведческие исследования, несмотря на «громкие заявления» и бравирование перечнем имен знаменитых философов .. очень сомнительно, что их труды читали … Интересно посмотреть на лица аудитории во время этих чтений, темы которые там обсуждаются явно им не совсем ясны и понятны. И это вполне объяснимо, это спецкурс для студентов гуманитарных специальностей, а не уровень краеведческих чтений Бежецкой районной библиотеки.
В силу объективных причин... :roll: Для выступающих, конечно, они нужны .... Ну, доказать, что тема, которой они занимаются "актуальна", получить профит, индекс цитирования... да и просто "прокатиться"....

Я посмотрел еще раз, нигде В. В. Бибихин не говорит о Бежецке, и неудивительно, т.к. он прожил всего там первые три-четыре года своей жизни, да еще его мать была родом из Теблешей, поэтому связывать его имя с историей города не следует. Да и его "социально-политическая" позиция по ряду вопросов была очень "неоднозначная".... о чем говорили и писали хорошо знавшие его люди, и студенты тоже.... я специально спрашивал...

А вот в истории Бежецкой коммуны семья Бибихиных сыграла определенную роль, см. фото.
Вложения
Любовь Бибихина.jpg
Любовь Бибихина (сестра отца)
Вениамин Бибихин.jpg
Вениамин Бибихин (отец)
Бибихин 1.jpg
В. Бибихин
Коммуна Ильича Бибихин.jpg
Коммуна Ильича , в центре В. Бибихин
Последний раз редактировалось Андер 31 авг 2023, 15:27, всего редактировалось 1 раз.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Бежецк и В.В. Бибихин

Сообщение Алексей Крючков » 31 авг 2023, 14:20

Андер писал(а):Интересно посмотреть на лица аудитории во время этих чтений, темы которые там обсуждаются явно им не совсем ясны и понятны
Класс! ))
Но, в защиту слушателей, можно сказать, что хорошо уже то, что они хотя бы слушают и пытаются понять! ))
А то нередко бывает, что на конференции съезжаются только для того, чтобы прежде всего выступить самим...
Поэтому ни вопросов к выступающим, ни дискуссий часто даже не бывает вовсе... даже в программе не предусматривается!
Прям как в басне "кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку" ))
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4262
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Бежецк и В.В. Бибихин

Сообщение Андер » 31 авг 2023, 14:37

Тоже не совсем так. Обычно на такие мероприятия студентов и школьников добровольно-принудительно "собирают". Поэтому и вынуждены слушать. Опять поясню, что сама тематика конференции не краеведческая, а в рамках спецкурсов студентов по специальности "философия" или других гуманитарных дисциплин. Тем более это не всем интересно. Помнится, что никто Хайдеггера не хотел получить в билете на экзамене , и пояснять что такое "Dasein". Кто этим занимается ( широко известные в узких кругах) :D , то им это интересно, диссеры писали и пр. А кто не занимается, то это все "перпендикулярно". Вообще популярность Хайдеггера сильно спала к настоящему времени, по сравнению с 90-ми, когда было издано много переводов философских работ западных философов, по экзистенциализму в частности. Хайдеггер входил тогда в десятку самых топовых наряду с Юнгом, Ясперсом и др. Сейчас особенно после публикаций "Черных тетрадей" к Хайдеггеру относятся более чем "прохладно", особенно в нынешнем контексте...А тут такая возможность для тех, кто его изучает в том числе и Бибихина... Почему же не использовать? Хотя все эти выступления для неподготовленной аудитории трудны для восприятия, им бы просто курс общий по истории философии сначала прослушать, а тут такие тонкости .. :roll: :?: А то получается просто разговор с самим собой и для своих....
Я говорю, что к краеведению не имеет никакого отношения. Вот доклад по истории "Бежецкой коммуны" , районного отделения ВКП(б) в 20-30-х гг. и роли в них семьи Бибихиных в ней это еще можно... :roll:
Вложения
В.М. Бибихин.jpg
Т.И.Дроздова, Л.М.Бибихин, секретарь парторганизации колхоза им. Ильича Бежецкого района среди слушателей курсов секретарей парторганизаций. СССР.
В.М. Бибихин1.jpg
Члены Бежецкой сель.-хоз. коммуны им. Ильича. В группе - Бибикин В.М. - пред. Совета коммуны.
В.М. Бибихин2.jpg
Члены Бежецкой сель.-хоз. коммуны им. Ильича. В группе - Бибикин В.М. - пред. Совета коммуны.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва


Вернуться в Бежецкий и Сонковский р-ны

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4