Вероятно, придется открыть новую тему "философ В. В. Бибихин и Бежецк". Как всегда "засветилась" Бежецкая библиотека
В связи с начавшимися "страстями" вокруг "Бибихинских чтений" и открытия доски в его память.
На одно из Бежецких информационных сайтов появилась такая информация. Представлю ее в сокращенном варианте, личные выпады автора в данном случае не очень интересны. Полный вариант вот здесь.
https://bezhezk.ru/novosti-bezhecka/adm ... rkovskogo/
"Все мы восхищаемся знаменитыми земляками. Мы гордимся Львом Гумилевым, Анной Ахматовой, Алексеем Ивановым, Вячеславом Шишковым, Василием Андреевым и многими другими замечательными людьми, родившимися на бежецкой земле или тесно связанной с ней тем или иным образом. И это важно — знать историю родного края и хранить память о выдающихся земляках. Это сохраняет наши исторические традиции и создает культурную преемственность.
Педагог и наставник
Наверное, в этом же ключе стояло бы воспринимать торжественные мероприятия в Бежецке, посвященные памяти российского философа и переводчика Владимира Вениаминовича Бибихина, родившегося в нашем городе в 1938 году. Бежецкая центральная библиотека им. В.Я.Шишкова 27-28 июня провела в его честь международную конференция «Четвертые чтения памяти Владимира Бибихина», на которой выступили ученые из разных уголков нашей страны. К началу конференции состоялось торжественное открытие мемориальной доски В.В. Бибихину на здании библиотеки.
В общем, сплошная благодать. Но, как говорится, есть нюанс. И увы, не один.
Апологет Хайдеггера
Позвольте добавить первую ложку дегтя в эту бочку с медом. Центральной темой научных иследований Владимира Бибихина было творчество немецкого философа Мартина Хайдеггера, крупнейшего теоретика экзистенциализма XX века. Но на его биографии было большое пятно — он был членом НСДАП в фашистской Германии и активным сторонником Гитлера. После обнародования в 2014 году дневниковых «Чёрных тетрадей Хайдеггера» появились подтверждения симпатии и приверженности Хайдеггера к идеологии антисемитизма и национал-социализма.
Ну и что, скажете вы. Где Хайдеггер, а где Бибихин? Изучать — не значит поддерживать. Но так думают далеко не все.
Вот что писала на этот счет советский и российский философ, специалист по западноевропейской философии Нового времени и XX века Н.В. Мотрошилова: «Я не буду вдаваться в подробную передачу (и собственную оценку) принципиально важной статьи В.В.Бибихина, которого я глубоко уважала и сегодня чту как талантливого, выдающегося философа-хайдеггероведа… Но о передаче В.В.Бибихиным обсуждаемых болезненных проблем национал-социалистического прошлого Хайдеггера не сказать не могу. Ибо она была и остаётся типичной для тех авторов-защитников, а то и апологетов Хайдеггера, основательных знатоков и его философии, и биографических материалов, которые при разборе его “дела” брали доводы и аргументы… самого Хайдеггера или его рьяных апологетов.»
Проще говоря, Владимир Бибихин в своих работах о Хайдеггере занимался «отбеливанием» его нацистского прошлого, являясь по сути его защитником и апологетом. Может, просто не видел в этом ничего предосудительного? Не очень хорошо для «педагога и наставника». Как думаете, Геннадий Иванович?
Нельзя не отметить, что у Владимира Вениаминовича были специфические политические взгляды. Он был известным приверженцем идей либерализма, мультикультурализма и толерантности. О нем часто писали либеральные СМИ. «Форбс» называл его «русским Хайдеггером». Кроме того, по некоторым свидетельствам, он был сторонником отделения Чечни от России.
Вот что писал о нем философ и публицист Константин Крылов в своей книге: «Нет времени»: «В этом он бывал смешон, — и, не побоюсь это сказать, гадок. Рассказывают, например, что во время начала второй чеченской войны Бибихин бегал по улицам и выискивал людей в форме — а найдя таковых, уговаривал не ехать в Чечню, чтобы «не воевать со свободным народом». У него было несложно вызвать приступ демшизовой дури. «Старшие товарищи» только усмехались в усы: «Владимир Вениаминович у нас такой политически активный» (подразумевалось — «nützliche Idiot» [правильно — nützlicher Idiot — полезный идиот (нем.) — БЕЖЕЦК.РУ] ). В последние годы он оказался совсем задавлен, застроен своим окружением. Его либерализм таки перешёл в ту злокачественную форму, в которой он нарывает в головах большинства «приличных людей»...»
Ну что сказать? Надо разбираться...
Интересно, даже на доске как-то "стыдливо" не указаны даты пребывания В. В. Бибихина в Бежецке, а они известны - 1938 -1941 гг. Буквально три года , "ясельный возраст", больше он в Бежецке никогда не жил, в его воспоминаниях и работах Бежецк никак не фигурирует.... Семья его также была не из Бежецка, а из Нижнего Новгорода.....Вопрос возникает сам собой.... к чему это все?
Что касается творчества самого В. В. Бибихина, это правда, оценки очень разные, причем со стороны профессионалов. Насколько помню, а философию пришлось сдавать несколько раз, разные курсы, плюс кандидатский минимум и т.д. , не попадалось мне тогда его имя, в Первый ГУМ МГУ (Стекляшку) как-то ходили на другие лекции, например на А. Кураева, В. Микушевича и др. Да, и мои друзья с философского факультета МГУ тоже про него не особо упоминали, но это просто личный опыт.....
Хотя нашел ответ на свой вопрос об отношению к Бибихину в МГУ по свидетельству того же Крылова: «В последние годы университетские дела Владимира Вениаминовича шли тяжело, валко. Популярность первых его курсов пошла на спад. Последнее время он держался там уже с трудом, «зацепившись», а не стоя на ногах твёрдо. Злые кафедральные тётки шушукались, что «Бибихин не нужен», на уровне отношений с начальством всё тоже происходило как-то неловко (судя по доходящим до меня слухам). Неразбериха, связанная с началом девяностых, кончилась. Кафедра истории и теории мировой культуры подтянулась, застегнулась и стала похожа на прочие кафедры. Бибихина никто не гнал, но его анахроничность и неуместность в текущих делах ощущалась всё сильнее».
Продолжение следует.... Как оказалось, вопрос действительно сложный...