Воспоминания о годах коллективизации в Моркиных горах в мемуарах А. П. Васильева (1911-1990 гг., советский театральный художник, Заслуженный художник РСФСР (1963), Народный художник РСФСР (1975). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1973), который там оказался с московской агитбригадой. Материалы опубликованы его сыном Александром Васильевым (бывший телеведущий и «историк моды»).
«Но самым мощным воспоминанием тех лет осталась поездка студенческой агитбригады в деревню в помощь организации колхозов. Нас послали в Бежецкий уезд губернии зимой, очевидно, в каникулярное время. В бригаде было человек десять веселых ребят. Главным был, конечно, баянист Федя, ведь без него и его виртуозной игры нам там делать было нечего. Вася Гусев, будущий Василий Фомич, сначала актер, а в дальнейшем – административный деятель ВТО. И наконец, Петя Васильев.
Добирались мы до Бежецка трудно. Почему-то нам пришлось сделать в пургу ночной “марш-бросок” в несколько километров, неся на себе скарб, до какой-то станции, с которой уже поездом доехали до провинциальнейшего, глубинного, архирусского города Бежецка и оказались на классическом старинном постоялом дворе, находившемся вблизи пожарной каланчи.
В конце концов нам подали санный обозик в четыре – пять лошадей, мы уселись, а кто-то и разлегся на дровнях, и поехали в село по названию Моркины горы.
Ехали в синий солнечный день по едва заметной, с отполированной полозьями колеей дороге, вьющейся меж белоснежными, чистейшими снегами. На облучках сидели, правя лошадьми, ладные молодухи в черных романовских или рыжих полушубках, цветных шалях, бахромой осыпающих полспины, и белых валенках с малиновым орнаментом. Помню и разговорчивых мужичков в армяках, а бывало, и в овчинных тулупах до пят с гигантскими воротниками шалью, спасающих от любой метели.
В Моркиных горах нас встретили местные власти и разместили всех в теплой, большой, со светлыми стенами избе. Бревна избы каждый год к Пасхе мылись известью с золой, и избы становились по цвету словно только что построенными, поэтому я привез в Москву на память об этом цвете щепку, отколотую от такой светлой стены.
Веселыми стайками мы объездили несколько деревень. А по пути разъясняли, сами толком не понимая, преимущество общего (“обчего”, как говорили крестьяне) хозяйства.
В одной из деревень мы застали сцену, когда вернувшееся с пастбища стадо коров пытались препроводить, силком загнать в новый, “обчий”, наскоро построенный хлев. Коровы, не понимающие значения колхозного строительства, не шли в этот хлев, а норовили вернуться в свой дом, к ласковому не голосу хозяйки и теплой ее руке с корочкой пахучего хлеба.
На деревне стоял плач и вой женщин, не хотевших расставаться со своими буренками. Тяжелая картина. Были и хуже. Так как в те времена еще клубов или общественных помещений не было, то встречи с будущими колхозниками мы проводили в церквях. Церковные черные печи хорошо протапливались. Вносилось множество разношерстных лавок, сидений, получался зрительный зал, закулисной частью которого был алтарь. Народу набивалось видимо-невидимо. Сначала доклад. Затем художественная часть – с частушками “на злобу дня” с упоминанием имен и фамилий крестьян, не желающих коллективизации. Все это в стихах и под баян. Называлось “продергивать”. Однажды печи вдруг сильно задымили. Это подкулачники вредили нам – набросали в дымоходы снега..»
А вот своеобразная сказка, написано "современная", оказываются бывают и такие...
Полвека прошло и....Ни "ладных молодух" , ни "разговорчивых мужичков в армяках"..... только бабки, бригадир Петрович и ....ручные медведи......
Про то, как живут в деревне Моркины Горы.
Татьяна Погодина Журнал «Русская Провинция», 1996 г., No 1, стр. 92 - 93.
За лесами и лугами, не далеко и не близко, а именно в Тверском крае, среди непроходимых болот затерялась забытая мелиораторами, агрономами и перестройками маленькая деревня Моркины Горы. А живут в ней мирно и ладно, никогда не ссорясь и друг другу во всем помогая, работящие старушки да бурые медведи.
Раньше, в давние те времена, когда в древне были еще мужики, медведи жили в лесах и боялись людей. А как раскулачили и позабирали всех мужиков на войну, остались в деревне одни бабы да малые детки, да и детки-то, как выросли, не захотели жить без электричества, газа и радио, а подались один за другим кто в Москву, а больше-то все в Ленинград. Вот с тех пор медведи и осмелели, стали потихонечку выглядывать из леса, с опаской смотреть, что творится в деревне, а жители деревни Моркины Горы сперва побаивались мишек. А мишки не баловали, скотину не трогали, огороды не топтали, так вот потихоньку да помаленьку и привыкли друг к другу старушки да бурые мишки. И с тех пор началось промеж них взаимопонимание и уважение друг к другу.
Бывало, приедет академик и даже член-корреспондент Академии наук к своей старенькой матери в деревню Моркины Горы, истопит, баньку, а мать-то старушка выглянет в окно и кликнет какого-нибудь мимо проходящего мишку. Попросит ласково: «Уж ты, батюшка Мишенька, уважь моего сыночка, попарь его в баньке, он у меня из самого Питера погостить приехал». Сперва академик немало удивится, а потом и даст согласие себя попарить.
А бывало привезут в деревню Моркины Горы из сырого и дождливого Питера какой-нибудь бабке на лето внука, чтобы тот молоко с утра до вечера алюминиевыми кружками пил, здоровья набирался на всю зиму.
А в деревне летом работы много, огороды надо полоть, сено косить, вот тогда опять же зовут медведя, который попушистее да помягче в няньки, за ребеночком присмотреть, какой из ложечки покормить, покачать на своих лапках. Дети уже давно медведей не боятся, даже ластятся к своим бурым нянькам, свои городские книжки с картинками им показывают. А мишкам очень нравятся книги, и за это они еще больше любят человеческих детей.
А медведи хоть и бурые, но промеж себя очень даже отличаются. Один особенно выделялся своими музыкальными способностями, его и прозвали Мишкой-Гармонистом за то, что умел душевно играть на гармони, а бабки вспоминали свою далекую молодость, пели страдания и даже порой плакали от собственной жалости. Этот же Мишка-Гармонист затеял для бабок праздничный концерт в честь Восьмого Марта. Сам играл на большой медной трубе, а сбежавшие со всей деревни собаки под эту медвежью музыку старательно подвывали. Хороший получился концерт. Долго еще потом собаки не могли успокоиться. Думали уж даже Мишку-Гармониста отправить из деревни подальше в Москву учиться в консерваторию.
И жил в деревне Моркины Горы один-единственный мужичок Петрович, да и тот бригадир. Бывало даст лошадь бабкам на огороды под картошку вспахать, а бабки-то, понятно, за это ему свою благодарность выказывали, бутылку вина ставили.
А Петрович не алкоголик, в одиночку пить не станет, а для поддержания мужской компании непременно медведя позовет. За стол его напротив себя усадит и как выпьет, обязательно всякие речи говорит. А медведь, понятное дело, вина не пьет, а так, из уважения к Петровичу, сидит и головой ему кивает.
А как хорошо захмелеет бригадир Петрович, то уж зовет Мишку-Гармониста поиграть. Так вот они и сидят на лавочке и, значит, играют на одной гармони. Петрович в одну сторону гармонь тянет, а мишка в другую.
А глубокой осенью, когда картошка вырыта, все огороды перепаханы, магарыч весь выпит, а телевизоров в Моркиных Горах нет, становится Петровичу очень даже тоскливо без общения, все-то бабки по избам сидят носки да варежки вяжут.
Вот Петрович-то для своего развлечения и стал потихоньку медведей в шутку учить в карты играть и что же вы думаете, медведи ведь вина не пьют, табака не курят, не сразу им далась эта игра. Долго и с трудом они приноравливались карты в лапах своих удерживать, а как приноровились, так стали ловко Петровича обыгрывать, что сидел каждый вечер бригадир под столом и, как козел, от обиды блеял. На деньги-то ведь медведи играть не умели, а то давно уж и дом бригадира обыграли и колхоз бы весь распродали в уплату карточного долга.
И ездит каждый месяц бригадир Петрович на центральную усадьбу зарплату получить, в лавку за хлебом сходит. А по суровым законам в одни руки выдают одну буханку хлеба. Вот наш Петрович смекалку свою крестьянскую проявил. Возит с собой в мотоцикле с коляской целую семью медведей и тем, как и ему, по буханке хлеба в лапы выдают.
А леса вокруг Моркиных Гор сильно ягодные. И сколько смогут медведи ягоды поедят, а что уж не в силах поесть, собирают в корзиночки и приносят бабкам в деревню угощаться. А уж бабки на медвежью заботу непременно добром отвечают, варенья из тех ягод наварят, самовары раздуют и зовут мишек самовариться. Чай медведи приходят непременно пить со своими медвежатками. Приучают их сызмальства алюминиевые кружечки в лапах крепко держать, за столом не шалить, всеми четырьмя лапами на стол в миску с вареньем не залезать.
Ежегодно в Моркиных Горах отмечают День колхозника. Бригадир Петрович запрягает лошадь в телегу и катает в ней по всей деревне старушек и мишек вместе с гармонью и песням. Устраиваются даже пляски. И взрослые мишки, которые уже не первый год отмечают такой праздник, танцуют очень даже неплохо.
Но вы не подумайте, что медведи в Моркиных Горах только и делают, что ягоды собирают, чай пьют да ребятишек нянчат, нет. Мишки добрые, сильные и трудолюбивые. Застрянет где-нибудь неподалеку на болоте трактор, тракторист и бежит в Моркины Горы за подмогою, знает, бригадир Петрович, хоть у него и нет тягача, не откажет в помощи, а выйдет на крылечко, покличет медведей , и те , которые тут по деревне без всякой работы бродят, отправляются трактор вытаскивать.
А еще, бывает, уедет какая-нибудь бабка погостить к своим деткам в Москву, дом и хозяйство без присмотра, понятное дело, оставлять боится, хоть вокруг деревни одни да болота, и никакой лихой человек в такую глушь и не заберется разбойничать, а все-таки боязно старушке. Вот и тут опять же выручают мишки, дом сторожат, огород поливают, а по огороду ходят аккуратненько, не на всех четырех лапах сразу, а только на задних лапках и грядки не топчут.
А старушка вернется из Москвы, гостинцев с собой всяких привезет. Очень любят маленькие медвежатки бублики. Наденут их на свой нос, а затем мотают головой в разные стороны, как будто бы не могут никак этот бублик снять и сердятся, но не взаправду, а только понарошку. Игра у них значит, такая получается, и всем весело.
А если вы не поверили во все это, то сами поезжайте в те Моркины Горы, а потом и другим обо всем этом расскажете.
несколько фото. c Google, Yandex maps и bankgorodov.ru