Абрамиха и монастырь, новые мифы.
Добавлено: 24 янв 2021, 18:21
Нашел на сайте Бежецкой библиотеки. http://bezheck.tverlib.ru/node/373 Легенды и мифы Бежецка.
Посмотрел... Ну, подборка, если честно.... так себе....Легенд и мифов в Бежецком Верхе гораздо больше... и интереснее, и даже более жуткие...
Но вот сообщение о пропавшем монастыре заинтересовало, посмотрел материалы... Оказалось очередные "народные предания" без всякой исторической основы. Вот полный отрывок.
"У жителей деревни Абрамиха из поколения в поколение передавалась легенда о том, что на берегу Крутого ручья, который впадает в реку Молога, в 200 м от неё стоял монастырь. В Смутное время, в начале 17 века, когда пришли литовцы, монастырь был сожжён. Но жители успели спрятать всё своё богатство на дне ручья (закопали). Сведения о времени существования монастыря, о его сожжении подтверждаются находками. Сейчас можно обнаружить остатки фундамента, если снять верхний слой дёрна. Эту легенду мне рассказал Марков И.В., который в свою очередь узнал о ней ещё в детстве от Дрожжина Алексея Васильевича. Маркова Н.В.".
Однако по источникам никакого монастыря в Абрамихе не было, да и сама деревня как оказалась не такая уж старая, что бы говорить о "поколениях хранителей памяти". О каких находках идет речь тоже не совсем понятно. Возможно, что самые обычные какие находят на месте старых деревень, на любом форуме можно посмотреть.
Тем не менее, историю деревни можно проследить вполне отчетливо.
Первое упоминание о ней в писцовой книге Долмата Тишнева середины 1570-х гг.
"В том же Городецком стану в Ливощах во Лвове селе Слепцова в Обрамихе Церковь Благовещенье Пречистые Богородицы. А в приходе у тое церкви то село Обрамиха да 8 деревень. И то село и деревни все пусты. Пашня прутом поросла".
Да, подтверждается была, что было, даже не деревня, а село с прилежащими деревеньками с Благовещенской деревянной церковью, назван и владелец - Лев Леонтьевич Слепцов. Он, кстати, известен по документам как "Лева Леонтьев сын Слепцова" - боярский сын по Бежецкому Верху.
Как видим, уже в эпоху Грозного село и окружающие деревни были опустошены, а вся пашня заросла чернолесьем - "прутом поросла", примерно как и сейчас зарастают многие брошенные поля вокруг запустелых деревень.
Поэтому все "предания" о сожжении некоего монастыря во время Смуты литовцами - очередная ошибка.
"Сведения о времени существования монастыря, о его сожжении подтверждаются находками. Сейчас можно обнаружить остатки фундамента, если снять верхний слой дёрна". Интересно, оказывается верхний слой дерна достаточно снять, чтобы дойти до культурного слоя XVI в. Что-то слабо верится.
"На фотографиях место, где можно обнаружить остатки фундамента монастыря". Скорее всего, это остатки жилых или хозяйственных построек деревни конца XIX - начала ХХ вв.
Далее совсем интересно, никакой Абрамихи - Обрамихи не обнаруживается ни на ПГМ Бежецкого уезда, ни на карте Менде в любом ее варианте. На ее месте некая пустошь с указанием номера участка по ПГМ (601).
Впервые поселение "Абрамова Гора" появляется только на карте Тверской Губернии 1870-1915 гг. (исправленная версия)
Затем появляется в предреволюционных статистических сборниках уже как поселение или деревня Абрамиха Скорыневской волости в 5 верстах от Лазьево (Лозьево) , число дворов от 7 до 9. Жители деревни были приписаны к приходу Никитской церкви села Лозьево, т.е. никакой Благовещенской церкви там уже не было. Нет этого села и в переписных книгах XVII в. В списке населенных мест Тверской губернии последней трети XIX в. деревня Абрамиха тоже не встречается.
Таким образом, картина еще больше проясняется...
Село Абрамиха (Обрамиха) полностью запустело еще при Иване Грозном, возможно после "Бежецкого погрома", который опять напоминаю подробно написал впервые С.Сенини (а то как-то забывают на него ссылаться "признанные историки", наверное по невнимательности ), а во время Смутного времени была поставлена окончательная точка в его существовании, как впрочем и для многих других сел и деревень Бежецкого Верха. Ни церкви , ни какого-либо селения там не было вплоть до 70- г.г. XIX в.в. , что и отметил педантичный Александр Иванович Менде на своей карте.
Возрождение произошло, очевидно после реформа Александра II. Какая-то часть населения из близлежащих сел и деревень, возможно из того же Лозьева основала новую деревню на старом месте, на пустоши. Причем интересно, первоначально она называлась Абрамова Гора, а скорее всего использовался местный топоним микротопоним, отражавший рельеф местности. Уже позднее вернулось и старое название - Абрамиха, которое было закреплено и на советских картах Калининской области. Относительно названия Абрамиха можно сказать, что это обычная форма образования топонима от личного имени - Абрам (Обрам) вероятного первопоселенца или владельца. По аналогичной схеме образованы многочисленные топонимы типа - Герасимиха, Власиха, Максатиха (от уменьшительного Максята, Моксята - Максим, оригинальное название "починок Моксятиха" ), т.е. от личных имен мужского рода, когда суффикс -иха становитя топоформантом. Более подробно можно прочитать в работах по топонимике. Что касается предания о монастыре, который якобы был в Абрамихе, то по всей видимости это отражает смутные воспоминания о принадлежности Лозьева Богоявленскому монастырю в Москве. Монастырь с начала XVI в. владел какими-то землями в этой округе. Он сохранял эти владения вплоть до Алексея Михайловича. Сохранилась запись от 1660 г. о принадлежности пустоши "Лозьева гора" этому монастырю.
А вот относительно "клада" в ручье можно сказать, что то таких преданий много в каждом уезде. Как правило, просто воспоминания о бывших церквях, которые исчезали в разные исторические лихолетья. А вот "ручей Крутой" на современной карте Тверской области - это речка Хоробровка , на карте Менде Храбровка оказывается....Если речь идет о ней, конечно...
Вот опять характерный пример насколько надо осторожно относиться к "народным преданиям", которые зачастую ложатся в основу многих краеведческих исследований. А потом выдается как непреложный факт, а любая попытка возразить, на основании реальных исторических документах, воспринимается в штыки. Тоже неоднократно говорилось. Тема уже стала бесконечной..
Посмотрел... Ну, подборка, если честно.... так себе....Легенд и мифов в Бежецком Верхе гораздо больше... и интереснее, и даже более жуткие...
Но вот сообщение о пропавшем монастыре заинтересовало, посмотрел материалы... Оказалось очередные "народные предания" без всякой исторической основы. Вот полный отрывок.
"У жителей деревни Абрамиха из поколения в поколение передавалась легенда о том, что на берегу Крутого ручья, который впадает в реку Молога, в 200 м от неё стоял монастырь. В Смутное время, в начале 17 века, когда пришли литовцы, монастырь был сожжён. Но жители успели спрятать всё своё богатство на дне ручья (закопали). Сведения о времени существования монастыря, о его сожжении подтверждаются находками. Сейчас можно обнаружить остатки фундамента, если снять верхний слой дёрна. Эту легенду мне рассказал Марков И.В., который в свою очередь узнал о ней ещё в детстве от Дрожжина Алексея Васильевича. Маркова Н.В.".
Однако по источникам никакого монастыря в Абрамихе не было, да и сама деревня как оказалась не такая уж старая, что бы говорить о "поколениях хранителей памяти". О каких находках идет речь тоже не совсем понятно. Возможно, что самые обычные какие находят на месте старых деревень, на любом форуме можно посмотреть.
Тем не менее, историю деревни можно проследить вполне отчетливо.
Первое упоминание о ней в писцовой книге Долмата Тишнева середины 1570-х гг.
"В том же Городецком стану в Ливощах во Лвове селе Слепцова в Обрамихе Церковь Благовещенье Пречистые Богородицы. А в приходе у тое церкви то село Обрамиха да 8 деревень. И то село и деревни все пусты. Пашня прутом поросла".
Да, подтверждается была, что было, даже не деревня, а село с прилежащими деревеньками с Благовещенской деревянной церковью, назван и владелец - Лев Леонтьевич Слепцов. Он, кстати, известен по документам как "Лева Леонтьев сын Слепцова" - боярский сын по Бежецкому Верху.
Как видим, уже в эпоху Грозного село и окружающие деревни были опустошены, а вся пашня заросла чернолесьем - "прутом поросла", примерно как и сейчас зарастают многие брошенные поля вокруг запустелых деревень.
Поэтому все "предания" о сожжении некоего монастыря во время Смуты литовцами - очередная ошибка.
"Сведения о времени существования монастыря, о его сожжении подтверждаются находками. Сейчас можно обнаружить остатки фундамента, если снять верхний слой дёрна". Интересно, оказывается верхний слой дерна достаточно снять, чтобы дойти до культурного слоя XVI в. Что-то слабо верится.
"На фотографиях место, где можно обнаружить остатки фундамента монастыря". Скорее всего, это остатки жилых или хозяйственных построек деревни конца XIX - начала ХХ вв.
Далее совсем интересно, никакой Абрамихи - Обрамихи не обнаруживается ни на ПГМ Бежецкого уезда, ни на карте Менде в любом ее варианте. На ее месте некая пустошь с указанием номера участка по ПГМ (601).
Впервые поселение "Абрамова Гора" появляется только на карте Тверской Губернии 1870-1915 гг. (исправленная версия)
Затем появляется в предреволюционных статистических сборниках уже как поселение или деревня Абрамиха Скорыневской волости в 5 верстах от Лазьево (Лозьево) , число дворов от 7 до 9. Жители деревни были приписаны к приходу Никитской церкви села Лозьево, т.е. никакой Благовещенской церкви там уже не было. Нет этого села и в переписных книгах XVII в. В списке населенных мест Тверской губернии последней трети XIX в. деревня Абрамиха тоже не встречается.
Таким образом, картина еще больше проясняется...
Село Абрамиха (Обрамиха) полностью запустело еще при Иване Грозном, возможно после "Бежецкого погрома", который опять напоминаю подробно написал впервые С.Сенини (а то как-то забывают на него ссылаться "признанные историки", наверное по невнимательности ), а во время Смутного времени была поставлена окончательная точка в его существовании, как впрочем и для многих других сел и деревень Бежецкого Верха. Ни церкви , ни какого-либо селения там не было вплоть до 70- г.г. XIX в.в. , что и отметил педантичный Александр Иванович Менде на своей карте.
Возрождение произошло, очевидно после реформа Александра II. Какая-то часть населения из близлежащих сел и деревень, возможно из того же Лозьева основала новую деревню на старом месте, на пустоши. Причем интересно, первоначально она называлась Абрамова Гора, а скорее всего использовался местный топоним микротопоним, отражавший рельеф местности. Уже позднее вернулось и старое название - Абрамиха, которое было закреплено и на советских картах Калининской области. Относительно названия Абрамиха можно сказать, что это обычная форма образования топонима от личного имени - Абрам (Обрам) вероятного первопоселенца или владельца. По аналогичной схеме образованы многочисленные топонимы типа - Герасимиха, Власиха, Максатиха (от уменьшительного Максята, Моксята - Максим, оригинальное название "починок Моксятиха" ), т.е. от личных имен мужского рода, когда суффикс -иха становитя топоформантом. Более подробно можно прочитать в работах по топонимике. Что касается предания о монастыре, который якобы был в Абрамихе, то по всей видимости это отражает смутные воспоминания о принадлежности Лозьева Богоявленскому монастырю в Москве. Монастырь с начала XVI в. владел какими-то землями в этой округе. Он сохранял эти владения вплоть до Алексея Михайловича. Сохранилась запись от 1660 г. о принадлежности пустоши "Лозьева гора" этому монастырю.
А вот относительно "клада" в ручье можно сказать, что то таких преданий много в каждом уезде. Как правило, просто воспоминания о бывших церквях, которые исчезали в разные исторические лихолетья. А вот "ручей Крутой" на современной карте Тверской области - это речка Хоробровка , на карте Менде Храбровка оказывается....Если речь идет о ней, конечно...
Вот опять характерный пример насколько надо осторожно относиться к "народным преданиям", которые зачастую ложатся в основу многих краеведческих исследований. А потом выдается как непреложный факт, а любая попытка возразить, на основании реальных исторических документах, воспринимается в штыки. Тоже неоднократно говорилось. Тема уже стала бесконечной..