Абрамиха и монастырь, новые мифы.

Модератор: Алексей Крючков

Абрамиха и монастырь, новые мифы.

Сообщение Андер » 24 янв 2021, 18:21

Нашел на сайте Бежецкой библиотеки. http://bezheck.tverlib.ru/node/373 Легенды и мифы Бежецка.
Посмотрел... 8-) Ну, подборка, если честно.... так себе....Легенд и мифов в Бежецком Верхе гораздо больше... и интереснее, и даже более жуткие... :shock:
Но вот сообщение о пропавшем монастыре заинтересовало, посмотрел материалы... Оказалось очередные "народные предания" без всякой исторической основы. Вот полный отрывок.

"У жителей деревни Абрамиха из поколения в поколение передавалась легенда о том, что на берегу Крутого ручья, который впадает в реку Молога, в 200 м от неё стоял монастырь. В Смутное время, в начале 17 века, когда пришли литовцы, монастырь был сожжён. Но жители успели спрятать всё своё богатство на дне ручья (закопали). Сведения о времени существования монастыря, о его сожжении подтверждаются находками. Сейчас можно обнаружить остатки фундамента, если снять верхний слой дёрна. Эту легенду мне рассказал Марков И.В., который в свою очередь узнал о ней ещё в детстве от Дрожжина Алексея Васильевича. Маркова Н.В.".

Однако по источникам никакого монастыря в Абрамихе не было, да и сама деревня как оказалась не такая уж старая, что бы говорить о "поколениях хранителей памяти". О каких находках идет речь тоже не совсем понятно. Возможно, что самые обычные какие находят на месте старых деревень, на любом форуме можно посмотреть.

Тем не менее, историю деревни можно проследить вполне отчетливо.
Первое упоминание о ней в писцовой книге Долмата Тишнева середины 1570-х гг.
"В том же Городецком стану в Ливощах во Лвове селе Слепцова в Обрамихе Церковь Благовещенье Пречистые Богородицы. А в приходе у тое церкви то село Обрамиха да 8 деревень. И то село и деревни все пусты. Пашня прутом поросла".

Да, подтверждается была, что было, даже не деревня, а село с прилежащими деревеньками с Благовещенской деревянной церковью, назван и владелец - Лев Леонтьевич Слепцов. Он, кстати, известен по документам как "Лева Леонтьев сын Слепцова" - боярский сын по Бежецкому Верху.
Как видим, уже в эпоху Грозного село и окружающие деревни были опустошены, а вся пашня заросла чернолесьем - "прутом поросла", примерно как и сейчас зарастают многие брошенные поля вокруг запустелых деревень.
Поэтому все "предания" о сожжении некоего монастыря во время Смуты литовцами - очередная ошибка.

"Сведения о времени существования монастыря, о его сожжении подтверждаются находками. Сейчас можно обнаружить остатки фундамента, если снять верхний слой дёрна". Интересно, оказывается верхний слой дерна достаточно снять, чтобы дойти до культурного слоя XVI в. Что-то слабо верится.

"На фотографиях место, где можно обнаружить остатки фундамента монастыря". Скорее всего, это остатки жилых или хозяйственных построек деревни конца XIX - начала ХХ вв.

Далее совсем интересно, никакой Абрамихи - Обрамихи не обнаруживается ни на ПГМ Бежецкого уезда, ни на карте Менде в любом ее варианте. На ее месте некая пустошь с указанием номера участка по ПГМ (601).
Абрамиха1.jpg
Одновёрстка Менде

Абрамиха2.jpg
Двухвёрстка Менде

Впервые поселение "Абрамова Гора" появляется только на карте Тверской Губернии 1870-1915 гг. (исправленная версия)
Карта Бежецкого уезда Абрамиха (1862-1915).jpg
Вот первое появление Абрамовой Горы на карте Бежецкого уезда, последней трети XIX

Затем появляется в предреволюционных статистических сборниках уже как поселение или деревня Абрамиха Скорыневской волости в 5 верстах от Лазьево (Лозьево) , число дворов от 7 до 9. Жители деревни были приписаны к приходу Никитской церкви села Лозьево, т.е. никакой Благовещенской церкви там уже не было. Нет этого села и в переписных книгах XVII в. В списке населенных мест Тверской губернии последней трети XIX в. деревня Абрамиха тоже не встречается.

Таким образом, картина еще больше проясняется...
Село Абрамиха (Обрамиха) полностью запустело еще при Иване Грозном, возможно после "Бежецкого погрома", который опять напоминаю подробно написал впервые С.Сенини (а то как-то забывают на него ссылаться "признанные историки", наверное по невнимательности :lol: ), а во время Смутного времени была поставлена окончательная точка в его существовании, как впрочем и для многих других сел и деревень Бежецкого Верха. Ни церкви , ни какого-либо селения там не было вплоть до 70- г.г. XIX в.в. , что и отметил педантичный Александр Иванович Менде на своей карте.

Возрождение произошло, очевидно после реформа Александра II. Какая-то часть населения из близлежащих сел и деревень, возможно из того же Лозьева основала новую деревню на старом месте, на пустоши. Причем интересно, первоначально она называлась Абрамова Гора, а скорее всего использовался местный топоним микротопоним, отражавший рельеф местности. Уже позднее вернулось и старое название - Абрамиха, которое было закреплено и на советских картах Калининской области. Относительно названия Абрамиха можно сказать, что это обычная форма образования топонима от личного имени - Абрам (Обрам) вероятного первопоселенца или владельца. По аналогичной схеме образованы многочисленные топонимы типа - Герасимиха, Власиха, Максатиха (от уменьшительного Максята, Моксята - Максим, оригинальное название "починок Моксятиха" ), т.е. от личных имен мужского рода, когда суффикс -иха становитя топоформантом. Более подробно можно прочитать в работах по топонимике. Что касается предания о монастыре, который якобы был в Абрамихе, то по всей видимости это отражает смутные воспоминания о принадлежности Лозьева Богоявленскому монастырю в Москве. Монастырь с начала XVI в. владел какими-то землями в этой округе. Он сохранял эти владения вплоть до Алексея Михайловича. Сохранилась запись от 1660 г. о принадлежности пустоши "Лозьева гора" этому монастырю.
А вот относительно "клада" в ручье можно сказать, что то таких преданий много в каждом уезде. Как правило, просто воспоминания о бывших церквях, которые исчезали в разные исторические лихолетья. А вот "ручей Крутой" на современной карте Тверской области - это речка Хоробровка , на карте Менде Храбровка оказывается....Если речь идет о ней, конечно...

Вот опять характерный пример насколько надо осторожно относиться к "народным преданиям", которые зачастую ложатся в основу многих краеведческих исследований. А потом выдается как непреложный факт, а любая попытка возразить, на основании реальных исторических документах, воспринимается в штыки. Тоже неоднократно говорилось. Тема уже стала бесконечной.. :mrgreen:
Последний раз редактировалось Андер 24 янв 2021, 18:40, всего редактировалось 1 раз.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Абрамиха и монастырь, новые мифы.

Сообщение Андер » 18 мар 2021, 09:54

В сборнике "Кирсановкие чтения" вып. 1. 2020 г. "«Я Руси сын! Здесь край моих отцов!» Статья "Абрамиха" , автор Назарова А.А. стр. 64-65

Интересные некоторые факты

"Деревня Абрамиха Лаптихинского сельского поселения, по рассказам старожилов этих мест, образовалась в конце 19 века. Во время
коллективизации она стала разрастаться за счёт раскулаченных и переселяемых сюда из соседних хуторов людей."

Таким образом, дата ее возникновения, а вернее возобновления, подтверждается и свидетельствами жителей - конец 19 века.

"Сколько горя, слёз,мольбы о пощаде выслушала здешняя земля – может, поэтому, как утверждают старожилы, в этих краях существует легенда о других временных пространствах, в которые иногда попадает забрёдший в эти глухие места путник. Якобы одиннадцать точек находится вокруг Абрамихи, попадая куда, всякий охотник, грибник ли, будет кружить вокруг да около, но без молитвы особой и без креста ни за что не выберется. Бывали случаи, что искали людей по несколько дней. Иные, заблудившись в лесу, сами рассказывали, что шли они долго-долго, но опять возвращались на то же самое место. Передохнув, сосредоточившись, начинали тогда творить обряд, шепча молитву, знаемую только здешними жителями. И слово Божие помогало".

Ну и немного "аномальщины", а как же без нее ;) , типичные рассказы о "блудных" местах вокруг дерень.


"Недалеко от Абрамихи протекает Крутой ручей, который впадает в Мологу. Купаться здесь невозможно, столько гнуса и комара водится в этих краях, что сейчас мало кто на это и решится. Так вот, ещё одна легенда, которую можно услышать от старожила деревни Дрожжина, уносит нас в начало XVII века, в Смутное время: якобы недалеко от Крутого ручья стоял монастырь, сожжённый польско-литовскими интервентами. Но жители успели спрятать всё своё богатство на дне ручья. Говорят, если снять верхний слой дёрна, то до сих пор можно обнаружить остатки фундамента монастыря."

Опять повторяют миф о "монастыре" , как обычно передают "старожилы" подобные истории, обычно не имеют под собой исторической основы.

"Откуда пошло название Абрамиха? Опять же местные жители утверждают, что название деревня получила от имени лекаря Абрама, который поселился в этих краях в большом двухэтажном доме, который до сих пор располагается при въезде в деревню. В советское время в нём находилось правление колхоза. А поначалу располагался здесь аптекарский пункт. Внизу принимали больных, а наверху жила семья доктора."


Тоже образец "народной этимологии", раз Абрам - значит врач, и соответственно определенной национальности, :lol: тема особо "актуальная" для конца 19 века, споры о "черте оседлости" и т.д. Тем более в Бежецке была тогда еврейская небольшая община. Правда никто не помнил уже, что имя Абрам - Авраам, Авраамий было очень распространено на Руси. Даже несколько святых носил его - прп. Авраамий Ростовский, Авраамий Галичский и т.д. Нормальное крестильное имя - (как впрочем и Иуда - фамилия Юдины как раз от этого древнееврейского имени). Авраам было нередкое имя, например Авраам Лопухин - дядя царевича Алексея, брат первой жены Петра I. Таким образом, название деревни было дано по первому поселенцу или владельцу еще в XVI в. , а уж никак "по имени лекаря Абрама". :roll:
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Абрамиха и монастырь, новые мифы.

Сообщение Андер » 19 мар 2021, 11:56

В описании Бежецкого уезда П.П. Семенова-Тян-Шанского, в его "Географическо-статистическом словаре Российской империи" от 1863 г., "Абрамова гора" называется среди других возвышенностей.

"В средней части уезда простирается узкий ряд холмов от с. Ежево до с. Моркины Горы. Далее холмы эти из коих самый возвышенный называется Абрамова гора (в 4 в. от Успенья), достигают р. Мологи и переходят на другой ее берег, возвышаются еще у Лазьева и Константинова, но, изменив направление, исчезают в окрестностях д. Едрова".

Очевидно, такой "географический маркер" - "Абрамова гора" существовал до возобновления деревни в конце 19 века, и связан с особенностями рельефа и старой топонимикой. Т.е. "лекарь Абрам" тут ни при чем. :mrgreen: Понятно, студентка , писавшая эту статью, могла этого и не знать, что простительно. Но там и фамилия "руководителя" указана..... :mrgreen:
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Абрамиха и монастырь, новые мифы.

Сообщение Андер » 25 апр 2021, 12:26

О том, что легенды о "бывших монастырях" дело обычное в Тверской губернии, указывалось еще в 1849 г. "Нередко в лесах можно найти окопы, вероятно когда-то ограждавшие жилое место , которого и следы уже совершенно исчезли: народное суеверие обыкновенно предполагает, что на таком месте стоял некогда монастырь, опустившийся в землю, вместе с жившими в нем отшельниками, и что теперь по большим праздникам слышится на этих местах подземный колокольный звон".

Выше отмечается, что " Искание составляет одну из страстей, наиболее волнующих умы поселян. Вся Тверская губерния, особенно же часть ее, прилежащая к Мологе, заключает в себе множество курганов, которых назначение отгадать невозможно. По мнению поселян, эти курганы хранят в себе несметные сокровища, сокрытые в них со времен литовского разорения; но добыть эти сокровища может только знающий слово, долженствующее разрушить заклятие, с которым они зарыты".

Это еще раз о "народной памяти", на которую любят ссылаться некоторые краеведы. К сожалению в большинстве случаев, все предания "старожилов" не имеют никакого отношения к реальной истории. А легенды о "монастырях", где только не рассказывают... и в Тульской, и в Смоленской.... да почти во всех губерниях...
О том, что устная традиция о назначении словенских сопок уже прервалась свидетельствуют все эти предания о "литовских могилах"....
Мне раз попалось сообщение в "Традиционном фольклоре Новгородской области", что один такой "знающий" старожил долго объяснял - "могилы", которыми они интересуются вообще-то "китайские"... :D . Цитирую :
"Сопка на кладбище . В ней захоронены китайцы . Когда - то здесь была война , напали на Советской Союз китайцы , и все они здесь захоронены".

В комментарии сказано, что "Предание интересно тем , что в качестве интервентов здесь выступают не « литовцы » , или « татары » , в экзотические « китайцы » . Это прекрасно демонстрирует низкую степень « историчности » персонажей преданий".


Вывод правильный. :clap: А то до сих пор приходится слышать байки, про "алла ...бузу" (отсюда типа название Алабузино), татар кричали :lol: , которые на корабле золото везли и в Мологе утопили (кочевники на кораблях... ага ,золото бочками грузили).. ну, а сколько уж домыслов вокруг той же Ситской битвы !!!
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Абрамиха и монастырь, новые мифы.

Сообщение Андер » 20 июн 2021, 11:52

Абрамиха продолжает удивлять... сколько "сакральных тайн" кто бы мог подумать. Попалась на глаза одна брошюра, где рассматриваются бежецкие вышивки.... нашел про Абрамиху.... да уж да уж...... :lol:

Цитирую прямо оттуда
Абрамиха

Узор с розами на старинных полотенцах относит нас к древним славянам.

Розы стали известны в северной Европе только после крестовых походов, на северо-востоке и того позже. Считается, что первое упоминание о выращивании роз в России относится к началу XVI века, в дворянских садах стали разводить только при Екатерине II, хотя в царских резиденциях могли быть и раньше. Но среди крестьянства розы вообще были неизвестны. Они что под елками там росли?
Недаром в русском пересказе сказки "Красавица и чудовище" ключница Пелагея называла его "аленький цветочек" без названия. Так и сказка потом называлась "Аленький цветочек". Откуда ей было знать про какие-то розы. Аксаков так и оставил без изменения. "И вдруг видит он на пригорочке зеленыим цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается, подходит он ко тому цветку, запах от цветка по всему саду, ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и возговорил он голосом радошным: «Вот аленькой цветочик, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая" и европейская версия Шарля Перо "Выйдя во двор, он увидел уже оседланного коня и отправился домой. Проезжая по аллее, купец увидел розовый куст и вспомнил о просьбе младшей дочери. Он подъехал к нему и сорвал самую красивую розу".



В слове ружа (старинное название розы) можно найти древнее название Солнца – Ра.

Ну, это что-то запредельное ружа - это польское произношение róża, при активных контактах с Речью Посполитой было много заимствований из польского языка. А после Петра I в литературном утвердилось произношение на основе немецкого и французского языков.

Бог Ра :lol: Скажу, "страшную тайну" даже в названии АбРАмиха "зашифровано" имя древнеегипетского бога, которому наверное там поклонялись :lol:

Ну чистой воды "задорновщина" - радуга , радость... здесь нас рать целая... и так далее.
И вообще откуда в новгородских лесах словене знали о древнеегипетском Ра, это вообще за гранью понимания....Индоевропейские солярные культы абсолютно отличались от древнеегипетского почитания Ра, Амона, Хепри и т.д.
Дело в том, что "Ра" никогда не произносили в древнем Египте. Это условное прочтение, которое египтологи установили в 19 веке еще, на основе греческой транскрипции имен типа Рамсес. В современной транскрипции египтологи это обозначают как "rʿw или rʿ". где следующий звук "эмфатический" - "гортанный" (такие звуки есть и в семитских языках), что свойственно афроазиатской группе языков, которой относился древнеегипетский, и современный коптский. Само имя божества означает просто - солнце, в современном коптском оно произносится как "Ре", в древнеегипетском наверное также и звучало. В индоевропейской языковой семье таких звуков нет, поэтому в греческом произношении и утвердилось "Ра", греки вообще были большие любители коверкать иностранные имена и названия, пытаясь приспособить к своей фонетике. Как известно Хеопс вообще не Хеопс, а Хуфу.
Но поскольку наши "любители лингвистики" слабо разбираются в этом предмете, вот и делаются такие...."выводы".


Роза – цветок богини любви Лады и её дочки – богини весны Лели.

О Ладе-Лели можно говорить долго, в основном они сейчас у специалистов продуктом "кабинетной мифологии" 19 века. И. Данилевский так об этом пишет: "Многочисленные попытки увидеть в славянской мифологической системе подобие античной модели предпринимались со времен Яна Длугоша с его знаменитой «Historia Polonica» (XV в.) вплоть до Ломоносова и Татищева. Иногда результатами подобного «домысления» фактов славянской мифологии становились искусственно созданные мифологические персонажи, в реальных традициях не существовавшие (образцами т. н. «кабинетной мифологии» являются Лель, Лада, Коляда, Курент и пр.)"
Конечно у славян существовала "bona dea" (благая богиня как ее называют религиоведы). Но относительно функций и "обязанностей" не совсем понятно, вероятно изменялись на локальном уровне. Ну, уж точно не роза, откуда розы там , как уже говорилось выше. Для северных славян это абсолютно чуждый цветок, вернее просто неизвестный им.


«Царь-цветок» является символом доброжелательности и достатка, а красная роза – символ девичьей красоты и чистоты. Роза является символом родовой крови и часто вышивается на свадебных полотенцах. Обязательно непрерывной гирляндой, чтобы род не прервал своё существование. Узоры с розами складывались по законам растительного орнамента, что обозначало бесконечное солнечное движение с вечным возрождением. Там, где розы сложены в систему геометрического узора, эти растения не просто цветы – это цветы-звёзды, связанные между собой, воплощающие представление человека о Вселенной как о гармоничной системе."



Ну, тут в стиле "New age" из журналов типа "Чудеса и приключения", про "гармонию Вселенной"и "солнечное движение" , родовая кровь" :P . Крестьяне только об этом и думали... ага...
Роза была чужда крестьянской среде вплоть до 20 века наверное. Сначала "розанчики" стали вышивать мамзели в дворянских салонах в 18 веке, потом проникли и в мещанскую, купеческую среду, а уж затем и в зажиточную крестьянскую в самом конце 19 века. Вся эта вышивка типично городской сюжет, а не древнерусский. А уж про гирлянды ..... это что в Абрамихе и окрестностях древнеримские розалии устраивались? У восточных славян были свой список легендарных и волшебных растений - "одолень-трава", "тирлич" и др. Розы там не наблюдается. :lol:



Розы появляются только в городских романсах и стихах , в том числе и у поэтом "Серебряного века". Знаменитое А. Блока

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

А уж всем известное "Как у нас в садочке розочка цвела..." это вообще чешский шлягер... :D
https://www.youtube.com/watch?v=gvB-UhtEUKU


В другом месте , в инициалах , вероятно, владельца или мастерицы -БЯМ , почему-то видится "зашифрованное" - "боги Ярила и Мокоша".

Просто без комментариев

Ведь существует множество хороших работ по народной вышивке, где рассматривается семантик образов, местные традиции и так далее. Это все доступно в интернете. Почему бы этим не воспользоваться? Непонятно.... :shock:
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Абрамиха и монастырь, новые мифы.

Сообщение Андер » 17 июл 2022, 16:06

Вот для любителей искать "древнюю семантику" в розанчиках на вышивке.

«Исключением являются лишь гроздья винограда , цветы мака , гвоздики , тюльпана и розы мотивы классического орнамента , пути которых в народную вышивку сложны и извилисты . Для крестьянского шитья они случайны и присутствуют чаще в работах , рассчитанных на городские и мещанские вкусы , склонные склонные принимать « натуральное » сходство за истинную красоту».
Ирина Яковлевна Богуславская. Русская народная вышивка.
Изд-во "Искусство", 1972 , стр. 22.
Более поздние исследователи не так уж категоричны в отношении "розанчиков".

"Для крестьянского шитья они случайны и присутствуют , вероятно , в узорах , заимствованных Вышивальщицами из печатных узорников , распространявшихся в крестьянской среде в нач . XX века".

Поэтому перед тем как про "бога Ра , родовую связь и богиню Ладу" заливать, стоило хотя бы ознакомиться с профессиональными работами. 8-) :scared-whoa:
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва


Вернуться в Бежецкий и Сонковский р-ны

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron