Раевское, Благовещенский храм, Филюзи, окрестности

Достопримечательности и история Максатихинского и Рамешковского районов

Модератор: Алексей Крючков

Раевское, Благовещенский храм, Филюзи, окрестности

Сообщение Денис Ивлев » 11 сен 2017, 00:05

 ! Алексей Крючков писал(а):
Изображение

Село Раевское. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы с приделами Святителя Николая и Святителя Дмитрия Ростовского. Храм выстроен на месте более древнего каменного храма в 1910 г. После закрытия храма и превращения его в склад были снесены главы и колокольня. В годы Великой Отечественной войны храм действовал, но затем был закрыт снова. После пожара утрачено завершение центральной главы. Кровля восстановлена в упрощенных формах. В интерьере сохранились резные иконостасы приделов, элементы лепного декора и расписного орнамента. Иконостас центрального придела покрыт позолотой и резьбой по шпаклевке - один из немногих подобных иконостасов в области. Створка резных врат с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы хранится в Николо-Теребенском монастыре, куда была вывезена протоиереем Геннадием в 1990-е гг. В 1997 г. начато возрождение храма, которое двигается весьма медленно, т.к. общину составляет фактически один человек - Серафима Григорьевна. Сохранять здание храма помогает движение "Реставрос", которое каждое лето проводит там смены. За это время ребята смогли собрать средства и закрыть основной объем кровли. Недобросовестные рабочие из Торжка, занимавшиеся кровлей купола, обрушили закомары, что исказило облик храма. Но мы надеемся, что у этого прекрасного памятника появятся благотворители, которые помогут воссоздать утраченный купол и завершить кровельные работы. Благовещенский храм в с. Раевское является одним из самых ярких памятников архитектуры Максатихинского района и стоит на пути экскурсионного маршрута "Вслед за легендой. Алексей Гаврилович Венецианов и его ученики". Храм не только нуждается в строительных материалах, профессиональных рабочих, но и в дорожном указателе. Таким образом, больше людей сможет узнать об этом замечательном памятнике архитектуры начала XX в. Фото Денис Ивлев: https://vk.com/album-100914789_247631147
Раевское. Благовещенский храм.jpg
Раевское. Блавещенский храм. Фото с сайта "Тверские своды"
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Забытая железная дорога

Сообщение Алексей Крючков » 25 ноя 2019, 11:22

Между деревнями Жидкое и Куничиха дорогу Брусово - Филюзи пересекает железнодорожная ветка, идущая от железной дороги Бологое - Сонково к военному складу близ д.Микашиха (так называемое Брусово-2). Судя по высокой поросли деревьев в колее, дорогой этой уже давно никто не ездил. А недавний ураган "похоронил" её завалами деревьев.
IMG_5421.JPG

IMG_5423.JPG

IMG_5427.JPG

Кстати, у моста через Ворожбу тут несколько лет назад срезали и увезли железные перила. Видимо, сборщики металлолома. Власть не замечает такого массового вандализма и не способна (или не желает) с ним бороться...
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Филюзи, часовня

Сообщение Алексей Крючков » 01 мар 2020, 01:28

Копирую из Фейсбука фото Валерия Кустова - Часовня Георгия Победоносца, сер.XIX в. в д. Филизи Максатихинского района Тверской области (утрачена). Фото архитектора Кустова А.И., экспедиция 1978 г. по обследованию северо-восточных районов области с целью выявления экспонатов для перевозки в МДЗ в д.Василево под Торжком (семейный архив).
Часовня Г Победоносца сер.19в в д. Филизи Фото арх Кустова А.И. 1978 .jpg
Часовня в д.Филюзи (утрачена), фото 1978г
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Паспорт памятника архитектуры за 1968г

Сообщение Алексей Крючков » 26 ноя 2021, 10:20

Из результатов обследований находящихся в районе зданий и сооружений 18-го - начала 20-го веков, составленный Всесоюзным производственным научно-реставрационным комбинатом Министерства культуры СССР в 1971г.

Благовещенская церковь, 1894 г.
1968.jpg
Раевское, Благовещенская церковь, фото 1968г

2. От поселка Максатиха автобусом 25 км до остановки село Филюзи, далее пешком 1,5 км.
3. Используется под склад.
4. Церковь построена из кирпича на цементном растворе. Поздняя. Художественной ценности здание не представляет. Техническое состояние удовлетворительное.
5. Росписи и сохранившиеся части иконостасов поздние. Интересных икон нет.
6. Здание обследовано летом 1968 г. архитекторами ЦНРМ Галашевичем А.А. и Якубени В.И. Сделаны фотографии. Негативы хранится в архиве ВПНРК.
7. Списки населенных мест Российской империи. Тверская губерния т.43, СПб І862г., стр. 118, № 3754.
И. Добровольский. Тверской Епархиальный статистический сборник, Тверь 1901, стр. 226-227, № 37.
8. Составил ст.архитектор ВПНРК Галашевич А.А., 1968 г.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Паспорт памятника архитектуры за 1968г

Сообщение Алексей Крючков » 05 дек 2021, 17:37

Из результатов обследований находящихся в районе зданий и сооружений 18-го - начала 20-го веков, составленный Всесоюзным производственным научно-реставрационным комбинатом Министерства культуры СССР в 1971г.

Георгиевская часовня середины XIX века
Фото.jpg
Фото 1968г

2. От Максатихи автобусом Максатиха-Лесное 25 км до остановки с.Филюзи.
3. Не используется.
4. Деревянная часовня типа «восьмерик на четверике». Переход от четверика к восьмерику – тромпы. Вокруг часовни существовала обходная галерея, крытая навесом. Навес, обходная галерея и кровля в плохом состоянии, Местами разрушена дранка и обнажились бревна. Дощатая обшивка частично сорвана.
5. Внутри бревна гладко струганы и обклеены обоями. По обоям наклеены поздние лубочные картинки с изображением житейных сцен и святых.
6. Здание обследовано летом 1968 г. архитекторами ЦНРМ Галашевичем А.А. и Якубени В.И. Сделаны обмеры плана и фотографии. Кроки обмеров и негативы хранятся в архиве ВПНРК.
7. Списки населенных мест Российской империи. Тверская губерния, т.43, СПб 1862, стр.188, № 3752.
И. Добровольский. Тверской Епархиальный статистический сборник. Тверь 1901 г., стр.227, № 37.
8. Составил ст.архитектор Галашевич А.А., 1968 г.
Чертёж.jpg
Чертёж часовни
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Раевское, Благовещенский храм, Филюзи, окрестности

Сообщение Денис Ивлев » 15 дек 2022, 12:39

Церковная архитектура прихода села Раевское XVIII-XIX вв.
О происхождении названия села

Название села Раевское происходит от наименования существовавшего здесь погоста Никольский Рай и волости Рай. Волость в Никольском погосте впервые упоминается в 1545 г. и записана за княгинею Анною Мещерскою и за её сыном князем Василием Мещерским. В писцовой книге встречается упоминание о деревянном храме Николы Чудотворца, бывшем центром погоста и при составлении предыдущих писцовых книг. Из слов «стала ново» можно установить факт строительства около 1545 г. тёплой церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Ранее Благовещенских храмов на погосте, очевидно, не существовало. Из описания местности известно, что рядом с храмом размещался «большой двор», где жили княгиня с сыном, а так же их дворовые люд Олиско, Кирилко, Самуня. Кроме них при храме жили поп, дьякон, пономарь, проскурница – просфорница.
Деревни и починки Мещерских располагались в Гжацкой слободе на реке Мологе в в Богородицком Рыбенском погосте и в Васильевском Кострецком погосте. Упоминается так же другая усадьба Мещерских в сельце Засеченье с новопостроенной церковью Богоявления Христова, княжим двором и жилищами дворни.

В 1551 г. о погосте сказано: «Волость Рай Ивановская Есипова Горшкова в Николском погосте. За княж Ивановою княгинею за Анною Болшего Мещерского, да за их сыном за князем за Васильем погост, церковь Никола Чудотворец, да другая церковь Благовещенье Пресвятей Богородицы, на погосте: двор поп Федотей, двор пономарь Игнаш, двор Проскурница Улитка; да на погосте двор большой усадищо, а в нем сама княгиня Анна с сыном со князем Васильем; да в поле впущена его ж поместья 2 деревень в пашню, деревню Климушино да деревню Свелюж, и с припускными 10 обеж, а сошного письма сохи 3 с тетью, земля середняя». Из записей в писцовой книге возможно установить имена духовенства погоста, а так же факт проживания Анны и Василия Мещерских в селе.
Моя лекция об истории села Раевское в сельской библиотеке:
phpBB [media]


Ниже в писцовой книге в Никольском погосте в Раю упоминается принадлежавшая князю Ивану Воину – сыну Василия Мещерского деревня Волотино, «в нем церковь святый Василей Парнийской, и попа у ней и дняка нет, стоит пуста, полторы обжи, пол-сохи».
Через три десятилетия ситуация с помещичьим землевладением в этих местах поменялась. В писцовой книге 1582/83 гг. в погосте Никольский Рай записана волость ранее бывшая за Иваном Есиповым Горковым и принадлежавшая княжне Анне и князю Василию – супруге и сыну князя Ивана Мещерского. На месте Раевского стояло село Секерино, принадлежавшее новокрещёному татарину Петру Тебееву. В селе стояли уже известные нам деревянные церкви: холодная Николая Чудотворца «древяная вверх» и тёплая в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Петру Тебееву принадлежала так же деревня Климушино, а его братьям Исаку и Сергею Тебеевым – деревни Житное, Бахорево, Веретища, Усово и пустоши Оманщиково, Любиха, Осташково, Лопышово, Сафонтьево, Дор, Дербачиха, Мортюшино на Велье ручью, Овдокимово и починок Конюшица.

После Смутного времени погост опустел. Писцовая книга 1626/27 гг. упоминает лишь пустые деревни в «Никольском погосте в Раю». Село возродили в XVII в. карельские переселенцы. Они же выстроили и новую Никольскую церковь. Из клировых ведомостей известно, что новый деревянный Никольский храм в Никольском Раевском погосте построен в 1683 г. Он не имел приделов. Однако, память о Благовещенской «тёплой» церкви продолжала сохраняться.
Село Раевское в XVIII в. Строительство каменной Благовещенской церкви

Из документов Тверской духовной консистории по метрическим книгам известно, что в 1725 г. при церкви служил священник Аввакум Гаврилов. За 20 февраля 1728 г. сохранилась запись о браке сына священника Аввакума Гаврилова Исаии и дочери Дубровского попа Матрёны Михайловой. В 1731 г. в Новгородскую консисторию подаётся прошение «О произведении села Раевского сына священника Исаии Аввакумова в то село во священника». Прошение удовлетворили и с 1732 г. в метрических книгах настоятелем прихода значится молодой священник Исайя Аввакумов.

12 октября 1733 г. у диакона Димитрия Гаврилова родился сын Пров. Биографию Прова Дмитриева можно проследить по заголовкам документов прихода. За 1753 г. зафиксировано дело «О определении дьячкова сына Прова Дмитриева во дьячка». Ему же посвящено дело за 1758 г. «О посвящении дьячка Прова Дмитриева в стихарь». Стоит указать, что через год пономарь Тарас Антонов (?) был посвящен во диакона, а еще через год внук священника Василий Антонов производится во дьячка.
В 1761 г. Пров Дмитриев рукоположен во священника. Из его характеристики известно, что в «чтении и пении искусен». 1779 г. – священник Пров Дмитриев увольняется в Петербург. «Увольнение» - это возможность уехать с места службы. А вот в 1781 г. отец Пров Дмитриев оказался в незавидном положении – в свой проезд Тверской архиерей застал его «в пьянстве». Характер у священника Прова Дмитриева оказался сложным – в 1783 г. на него поступила жалоба о причинении обид крестьянской вдове Агафье Дорофеевой. В 1799 г. о. Пров Дмитриев обвенчал артиллерии капитана Дмитрия Иванова без согласия остальных священноцерковнослужителей, за что так же оказался под следствием.

Троицкий храм в с. Ободово Спировского района. По своей архитектуре храм близок к первому каменному Благовещенскому храму в Раевском
В документах, приложенных к разделу о приходе села Раевского, отсутствуют дела, связанные с постройкой первого каменного храма. Строительство происходило как раз в момент описываемых событий, связанных со священником Правом Дмитриевым. Таким образом, именно при нём состоялась и закладка и освящение первого каменного Благовещенского храма в селе. Память о существовавшем прежде деревянном Благовещенском храме отразилась в посвящении нового каменного храма. Престол Святителя Николая стал придельным. Пока остаётся не ясным, почему в приделах появился ещё и престол Святителя Димитрия Ростовского.

«Церковь каменная на каменном фундаменте с олтарём и колокольнею, длинно 16 и шириной 6 сажен» появилась в центре холма, на котором раскинулось село Раевское в 1782 – 1794 гг. Строительство благословил Тверской епископ Тихон. Каменный храм строился на средства, собранные прихожанами с «присовокуплении церковной кошельковой суммы». Современники так описывали храм: «Стены в сей церкви как снаружи, так и внутри отштукатурены и выбелены известкою, без всяких расписаний и священных изображений. В этой церкви три престола, из коих главный во имя Благовещений Пресвятой Богородицы. Придельный по правую сторону во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. Придельный по левую сторону во имя Святителя и Чудотворца Димитрия Митрополита Ростовского». Из отличительных черт, позволяющих восстановить облик первого каменного храма, в описи можно найти следующие моменты. Венчал летнюю часть храма каменный восьмигранный купол с пятью окнами, три грани с восточной стороны имели глухие стены, на которых крепился верх иконостаса, окна в летнем храме располагались в два света. Всего вместе с алтарными и окнами зимнего храма насчитывалось одиннадцать, забранных решетками, оконных проёмов. Круглых окна второго света в летней части имелось шесть. Полы в летней и зимней частях имелись деревянные, а в алтаре летнего храма – из кирпичной плитки. Венчала восьмигранный купол храма железная глава, выкрашенная в зелёный цвет, с осмиконечным золочёным крестом. Двери в храм имелись с западной стороны под колокольней и с южной стороны в летнюю часть.

Первыми освящены были приделы зимнего храма – в 1787 г., основной престол освятили в 1794 г. Антиминс за год до этого, 4 февраля, священнодействовал Тверской епископ Ириней. В убранстве главного алтаря выделялись сень над престолом на позолоченных столбах на деревянных тумбах, раскрашенных разными красками. Сень венчало изображение Господа Саваофа. У восточной стены под окном стояла Плащаница, написанная на холсте, а над окном находился образ Спасителя, сидящего на престоле с предстоящими Ангелами.
Ещё 1792 г. отец Пров испросил о возможности произвести своего сына дьячка Ивана Провова на своё место во священника. Место своего отца священник Иоанн Прововов занял согласно записям метрических книг в 1793 г. Главный престол храма освящали уже при новом настоятеле. При нём же произошли первые перестройки храма. В 1810 г. последовало первое дело «о покрытии церкви железом».

В 1800 г. в возрасте 60 лет скончалась и погребена при церкви супруга священника Прова Дмитриева Наталья Васильева. Престарелый священник Пров Дмитриев скончался в возрасте 89 лет 20 февраля 1806 г. Его так же погребли при храме. 1819 г. скончался священник Иван Прововов. С апреля 1819 г. богослужения в Благовещенском храме совершал входящий священник из с. Лощемли Тарас Васильев.

Дело, где упоминается праздное священническое место озаглавлено: «О переводе в корельских Тверской епархии приходах литургии со славянских на корельский язык». Дело началось из-за прошения священника с. Грибны Никиты Харитонова о переводе в с. Раевское. Своей резолюцией Тверской архиепископ Филарет перевод не разрешил, указывая на то, что приход состоит из карел, а следовательно нужен священник знающий язык. Тогда же владыка указал и на то, что следовало бы и литургию вести на карельском языке. Из сведений, собранных для архиепископа Филарета о численности карел в приходах Вышневолоцкого уезда, в приходе села Раевское значилось 764 и 782 души мужского и женского пола. Диакон и дьячёк карельского языка не знают, а пономарь знает, т.к. «тутошний уроженец». В итоге 20 января 1820 г. консистория определила, что т.к. карелы понимают русский язык переводить литургию на карельский не стоит, однако, при определении священников на карельские приходы преимущество отдавать кандидатам знающим карельский язык. При этом кандидата должны одобрить сами прихожане.
Моё первое видео о селе Раевское, сделанное осенью 2022 г.
В нём можно увидеть храм до начала наших работ:
phpBB [media]


В 1819 г. супруга отца Ивана «вдовая попадья» Марья Львова испросила разрешения найти среди учеников Тверской семинарии мужа своей дочери. Муж для дочери должен был стать и новым священником прихода. С 1820 г. настоятелем храма значится молодой священник Михаил Егоров Крылова (он же в документах Георгиев).
При новом настоятеле храма священнике Михаиле Георгиеве в 1823 г. последовали друг за другом прошения о переводе в приход села Раевское сельца Братское князей Путятиных и о дозволении обновить образа и создать новые иконостасы в Никольский и Димитриевский приделы. Село Братское, принадлежавшее князю Арсению Степановичу Путятину, вошло в состав прихода с 1824 г. В 1830 г. два новых одноярусных иконостаса изготовили и поставили в придельных храмах, тогда же последовало прошение на освящение престолов, которые освятили в 1831 г. Никольский придел освятили на священнодействованном Тверским архиепископом Амвросием антиминсе. На престоле Святителя Димитрия оставили антиминс 1786 г.

В 1847 г. священником прихода значится Михаил Егоров Крылов, диакон Фёдор Фирсов Зверев, дьячок Николай Николаев Соколов, пономарь Николай Алексеев Митропольский и церковный староста крестьянин с. Раевского Андрей Трофимов. Они приняли участие в составлении церковной описи, в которой кроме всего прочего описана и колокольня, выстроенная в одно время в церковью в 1794 г. Колокольня имела два яруса, была покрыта железом, окрашенным зелёной краской с железным крестом. На колокольне имелось пять медных колоколов, самый большой из которых имел 32 пуда веса, отлит 6 мая 1805 г. и был украшен образами Святителя Николая и Божией Матери. В 1850 г. колокол треснул и причт испросил разрешения перелить его «с прибавкою нескольких пудов меди». Через два года последовало прошение исправить ветхости по церкви, а в 1853 г. – сообщение о смерти священника Михаила Егорова Крылова.

В 1854 г. кандидатом на должность священника объявлен Иван Раменский. Священником Иван Раменский стал, заключив обязательства перед вдовой попадьёй Евдокией Крыловой. В 1869 г. он отправляет прошение о построении церковной лавки, а в 1871 г. просит разрешить выстроить питейный дом или постоялый двор на приходской земле. Еще через год следует прошение о разрешении устроить каменную ограду.

В 1879 г. священник Иван Раменский скончался, новым священником стал о. Александр Трапезонтов. При нём началась череда починок ветхого здания церкви. В 1887 г. испрашивается разрешение окрасить крышу церкви и наружные стены отштукатурить. В 1889 г. следует прошение о возобновлении на средства прихожан иконостаса и холодном храме. В 1894 г. снова следует ремонт храма. В 1894 г. отец Александр скончался.

Строительство нового Благовещенского храма
Новым священником села Раевское стал о. Василий Колоколов. При нём вопрос о ветхости каменного храма стал как никогда остро. 4 июля 1898 г. на имя Тверского архиепископа Димитрия (Самбикина) от благочинного 3-го округа Вышневолоцкого уезда священника соседнего села Еванова Александра Сборовского последовал рапорт: «… имею честь донести о неблагонадёжной устройчивости и сомнительности в твёрдости церкви села Раевского. Каменная зданием и построенная в 1794 г. Раевская церковь от давности ли (слишком 100 лет) стояния ея, или от других каких причин обнаружила во многих местах разселины и трещины, служащие признаками ея непрочности и требующия капитального исправления и переделок всего здания храма».

Приход села Раевского разросся, к концу XIX в. многолюдный приход насчитывал 1139 душ мужеского пола и 1290 женского. Старый каменный храм был рассчитан всего на три сотни молящихся, а в зимнем храме, с низкими сводами и тесным помещением, в большие праздники было душно и тесно. Прихожане запланировали расширить зимнюю церковь. По приглашению священника Василия Колоколова в мае 1898 г. осматривать храм прибыл тверской архитектор Фёдоров. Однако, тот высказался против расширения, найдя здание храма непрочным из-за многочисленных трещин, а стены купола держащимися на одних железных «сваях» - стяжках.
Епархиальное начальство приняло решение командировать епархиального архитектора для осмотра храма. На место выехал епархиальный архитектор Назарин и 10 декабря 1898 г. составил акт, из которого следовало, что трещины пронизывали стены храма насквозь, особенно в парусах сводов, а камни фундамента вываливались из-под стен свободно. Назарин предложил разобрать восьмерик купола, подвести под своды каменную кладку на цементном растворе, а вместо купола устроить лёгкий свод или деревянный потолок в форме свода.
Прихожане посовещались и решили, что исправлять ветхое здание смысла нет. Для составления проекта нового храма пригласили инженера Тверского строительного отделения Николая Владимировича Кошелева (1852 - ?) , который 30 мая 1899 г. создал чертеж, план и разрез нового каменного благовещенского храма, а так же пояснительную записку. Роль Н.В. Кошелева в постройке грандиозного по своим размерам нового храма в с. Раевское до настоящего момента оставалась неизвестной. Николай Владимирович не только создал проект храма, обосновав, что расширять и перестраивать старый бесполезно, но и сам взялся наблюдать за строительством.

Кошелев рассчитал храм на количество 2000 прихожан. Согласно его пояснительной записке, храм основывался на фундаменте из булыжного камня, цоколь, стены и своды должны быть построены из кирпича, а пилоны проложены рядами тесанного камня твёрдой породы. Всего кирпича должно заготовить 900 000, а стоимость всей постройки вчерне оценивалась в 25 000 руб. Новую церковь предлагалось поставить на месте прежней, разобрав на первых парах колокольню и летнюю часть старого храма, а зимнюю оставив для совершения богослужений.

30 июня 1899 г. новый приходской священник Александр Соколов, диакон Иоанн Раменский, псаломщик Павел Введенский, церковный староста Павел Никифоров Алексеев подали прошение, в котором объяснили, что желают строить новый храм. В ответ епархиальное начальство разрешило сбор документов, а богослужения поручено было производить в тёплом храме. 3 августа 1899 г. Строительное отделение Тверского губернского правления утвердило проект Н. В. Кошелева. Строительство началось.
Средства для большого, но сплошь крестьянского прихода, для строительства храма требовались немалые. И даже не смотря на то, что прихожане взяли на себя обязательство платить по два рубля с тягловой надельной души и по одному рублю с домохозяина без надела и продолжать такой сбор до окончания строительства храма, денег катастрофически не хватало. В 1899 г. и 1900 г. выданы сборная книга на построение храма. 30 апреля 1900 г. духовенство прихода испросило разрешения опубликовать в газетах воззвание под заголовком «Рука дающего да не оскудеет в святой Руси». Летом консистория разрешила публикацию текста.

На собранные средства в 1900 г. на церковной земле устроили кирпичный завод. В марте того же года причт подал на имя Тверского архиепископа Димитрия документ, в котором просил ходатайствовать о выделении леса на обжиг кирпича и на прочие работы по храму из казённой Никольской лесной дачи. Материал требовался на столярные работы, изготовление рам и филенчатых дверей, а так же на леса. Смету с расписанием количества всех лесных материалов составил губернский секретарь Алексей Забелин, за его же подписью сохранилась копия с первоначального проекта храма. Смету проверил губернский инженер Н.В. Кошелев, продолжавший руководить возведением новой церкви.

Источники средств на достижение своей цели священник Александр Соколов искал везде, где только можно. Из-за произошедших в 1900 г. недородов хлеба и пожаров в деревнях прихода и в самом Раевском , крестьяне не смогли выполнять взятые на себя обязательства. В 1901 г. причт испросил «об отпуске из сумм Государственного Казначейства денег на постройку церкви в с. Раевском». Дело не сохранилось, но его содержание удалось восстановить по последующим церковным документам, и оно повествует об участии в постройке храма лично императора Николая II. Это подтверждается следующей выдержкой из переписки за 1901 г.: «Указом Святейшего Синода от 12-го апреля 1901 г. за № 2534 дано знать, что Государь Император по всеподданнейшему докладу Господина Министра Финансов (Витте), поступившего в Министрество Финансов ходатайства причта Благовещенской церкви в с. Раевском Тверской епархии о выдаче ссуды на окончание постройки храма, в 16 день марта 1901 г. Высочайше повелеть соизволил отпустить из сумм Государственного Казначейства в пособие на постройку церкви 5000 руб».

На выделенные Николаем II деньги удалось закончить фундамент и к 1902 г. возвести стены до высоты в 3 сажени. Но деньги закончились, и последовало прошение «о выдаче сборной книги на построение церкви», а следом и сообщение о бедственном положении прихожан и просьба выделить новую ссуду из сумм Святейшего Синода. 19 декабря 1902 г. своим донесением Тверской владыка Дмитрий поддержал просьбу о выделении денег.
Ответ благочинного о. Александра Сборовского, даёт такую картину по состоянию дел на февраль 1903 г. Постройка храма ведётся под наблюдением Тверского губернского инженера Н.В. Кошелева, прихожане собрали 7921 руб 19 коп, вместе с выделенными императорским указом средствами сумма составила 12 921 руб 19 коп. Всю сумму израсходовали, и ещё потребно 13 000 рублей. В 1903 г. последовало прошение «о выдаче сборной книги на постройку храма», а в январе 1904 г. Синод выделил на постройку церкви 500 руб из кредита на сооружение бедных церквей Российской империи.

Село Раевское. Воздвижение нового креста на шатёр Благовещенского храма. Осень 2022 г.
С воздвижения креста мы начали свой этап сохранения храма:
phpBB [media]


Царь-мученик Николай II – не один святой Русской церкви, имя которого оказалось связанным с постройкой храма в Раевском. 28 ноября 1904 г. причт и церковный староста донесли своим рапортом, что архимандрит Николо-Теребенского монастыря Дионисий (Сосновский) – будущий преподобномученик, пожертвовал 7000 кирпича и того же монастыря монах Арсений деньгами 100 руб.

Так с большим трудом создавался грандиозный Благовещенский храм. В процессе строительства архитектор храма Н.В. Кошелев вносил и изменения в первоначальный проект здания храма, обусловленные отсутствием финансовых средств, а так же внедрением новых технологий в строительство. Так центральный купол поставили на стены, внутри которых пустили металлические стяжки, а сам купол сделали шире и вместо восьмигранного – двенадцатигранным. Для облегчения веса купола приняли решение перекрыть его бетонным сводом на металлическом каркасе, как и всё остальное пространство храма так же перекрыли бетонными сводами, выложив из кирпича только арки. Эта корректива первоначального проекта внесла изменения и в расположение четырёх куполов храма, они были поставлены на стены храма, когда первоначально планировалось, что все пять куполов встанут на четверик, который должен покоиться на четырёх основных столпах в центре помещения церкви. Изменилась и форма кровли куполов и колокольни с шатровой на шлемовидную.

В 1910 г. строительство храма продолжилось всё так же под руководством настоятеля о. Александра Соколова. Нехватка средств, а так же брожение умов и революция особо повлияли на продвижение дела постройки храма к завершению. Восстановить некоторые факты из постройки Благовещенского храма помогают «Тверские Епархиальные Ведомости». Так, «Ведомости» за 1913 г. сообщают, что «преподано Архипастырское благословеніе крестьянину деревни Алферики, Раевской волости, Вышневолоцкаго уѣзда, Хрисанфу Семенову, за его пожертвованіе на постройку храма въ селѣ Раевскомъ въ суммѣ 100 руб».

Не обошёл своим вниманием строящийся храм в с. Раевское новый Тверской архиерей Серафим. «Ведомости» так описывают это событие в 1914 г.: «Посѣщеніе Высокопреосвященнѣйшимъ Серафимомъ, Архіепискоиомъ Тверскимъ и Кашинскимъ, городовъ и монастырей епархіи съ 10 по 22 іюня 1914 года. Изъ Бѣжецка Высокопреосвященнѣй Серафимъ по желѣзной дорогѣ отправился до станціи Малышево, а со станціи на лошадяхъ, по проселочной дорогѣ, въ Теребенскую пустынь. Дорога лежала черезъ два села, гдѣ Владыка останавливался, посѣщалъ храмы, отечески бесѣдовалъ съ духовенствомъ и благословлялъ народъ; въ селѣ Раевскомъ Владыка осматривалъ строющійся храмъ громадныхъ размѣровъ; послѣ осмотра Владыка перекрестился и пожелалъ какъ священнику о. А. Соколову, который тяжелый крестъ храмоздательства добровольно подъялъ на свои рамена и несетъ его уже много лѣтъ съ величайшимъ терпѣніемъ, такъ и собравшимся прихожанамъ ревности, усердія и единодушія въ достиженіи цѣли — созданія новаго храма; изъ отвѣтовъ на распросы Владыки выяснилось, что дѣло построения храма двигаютъ впередъ тайные благодѣтели. Какъ отрадно слышать о семъ въ нашъ вѣкъ грубаго матеріализма!».
Завершилось строительство храма в 1915 г. Точную дату освящения храма установить сложно. «Епархиальные Ведомости» сообщают лишь, что «Высокопреосвященнѣйшимъ Серафимомъ Архіепископомъ Тверскимъ и Кашинскимъ преподано Архипастырское благословеніе съ выдачею грамотъ: прихожанамъ ц. с. Раевскаго Вышневолоцкаго у., запожертвованіе ими 6000 рублей на устройство новаго храма». Эти народные средства, очевидно, и помогли завершить грандиозное строительство.

В целях экономии иконостасы храма перенесли из предыдущего храма, а не изготовили новые. Так предполагают архитекторы и искусствоведы, обследовавшие храм в 1984 г.
Сохранившаяся фотография храма, сделанная в 1950-х гг., даёт представление о великолепии храмовой архитектуры, созданной, действительно, «всем миром», при участии Николая II, средств Святейшего Синода, народных вложений. Руководителем и вдохновителем строительства стал настоятель прихода – священник Александр Соколов.
О работах, которые предстоят на храме в отдельном видео. К сожалению, конец видео залился горизонтально. Прошу прощения за мою оплошность:
phpBB [media]


Для всех, кому интересна тема истории села Раевское и окрестностей, приглашаю в группу в Контакте: https://vk.com/raevskoe. Здесь можно узнать самую актуальную информацию по ходу работ на храме и по истории Раевского и окрестных населённых пунктов.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Асташиха, Казанская часовня

Сообщение Денис Ивлев » 15 дек 2022, 13:03

Деревня Асташиха, приход села Раевское, часовня в честь Казанской иконы Божией Матери.
Деревня находится в стороне от всех дорог и теперь уже заброшена,а часовня осталась неизученной искусствоведами и не известной охранным органам.
Видео, во время первого знакомства с часовней:
phpBB [media]
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Раевское до бомбардировки

Сообщение Алексей Крючков » 26 мар 2023, 00:46

Мы тут всё преимущественно о храмах... А между тем, "гражданская" архитектура тоже исчезает! Вот, просматривая свой архив, наткнулся на фото ещё не снесённого торгового центра, существовавшего в центре Раевского, напротив храма. Фото сделано в сентябре 2005 года - комплекс уже без стёкол, но стены ещё стоят! Сейчас - лишь груда кирпичей, да подвалы... И не представить, что было раньше!
P9180029.JPG
Раевское, развалины торгового центра, 2005 г.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Карта окрестностей Раевское

Сообщение Кочеров » 07 фев 2024, 03:33

Окрестности Раевское  1_100000.jpg
Карта окрестностей Раевское. Масштаб 1:100000. Выведено на формат А4
Аватар пользователя
Кочеров
 
Сообщений: 94
Зарегистрирован: 09 апр 2021, 13:03
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Максатихинский и Рамешковский р-ны

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3