Сельцы, Гостиницы, Добрыни, Дымцево

Достопримечательности и история Максатихинского и Рамешковского районов

Модератор: Алексей Крючков

Сельцы, Гостиницы, Добрыни, Дымцево

Сообщение Денис Ивлев » 30 авг 2017, 21:27

Наше путешествие по заброшенным и разрушенным временем и людьми храмам замоложского края. До начала XIX в. эта территория относилась к Вышневолоцкому уезду. Именно поэтому она и именовалась Замоложье - т.к. от Волочка это был противоположный берег Мологи. Уникальные храмовые комплексы в Гостиницах и Дымцево, а так же древний монастырский храм в Добрынях архаичной архитектуры и с чудесными росписями - это подлинные сокровища Замоложья. Жаль только, что храмы эти разрушает время и люди. Особо жаль храм в Добрынях - таких удивительных церквей очень мало в области! Дело чести Тверской области законсервировать его и сохранить для потомков! Наши фото здесь: https://vk.com/album57703832_246788426
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Священномученик Михаил (Косухин). С. Дымцево

Сообщение Денис Ивлев » 13 сен 2017, 14:28

Сегодня, 13 сентября, также день памяти Священномученника Михаила (Косухина) – нашего предстателя перед Господом о нашей Тверской земле.
Отче Михаиле, моли Бога о нас и о Тверской Земле, да избавит нас Господь от забвения.

Священномученик Михаил родился 7 января 1858 года в селе Яренском Калязинского уезда Тверской губернии в семье священника Алексея Косухина. Окончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника.
В храм села Дымцево Максатихинского уезда он был назначен в 1907 году и прослужил здесь до своего ареста.

В тридцатых годах из родных у него остались братья, один из которых жил в Польше, другой — священствовал в Тверской области, и дочь-девица, которая и помогала престарелому отцу. До 1929 года о. Михаил имел хозяйство, состоявшее из лошади, коровы, трех десятин земли и пятидесяти семей пчел, но в том году все хозяйство и имущество было изъято, дом был отобран, и они с дочерью поселились в церковной сторожке. Самого священника власти тогда не арестовали и не выслали, полагая, что поскольку священнику уже за семьдесят лет, то он сам вскоре умрет или не в силах будет служить, и тогда храм все равно будет закрыт.

Этого, однако, не случилось — священник служил и служил, а его преклонный возраст и близость смерти придавали ему еще более решимости и дерзновения. И он не упускал ни одной возможности для проповеди. За эту ревность по Богу и о спасении душ вверенного ему Господом словесного стада прихожане любили его и готовы были всегда прийти к нему на помощь.

Дымцево. Храм Николая Чудотворца, 1720 г..jpg
Дымцево. Храм Святителя Николая Чудотворца. Архив Н.А. Соловьева
Власти, видя решимость и непреклонность священника, начали его преследовать. Пользуясь тем, что церковная сторожка, где жил о. Михаил, стояла за пределами церковной ограды, районный и областной исполкомы постановили выселить священника, отобрать у храма здание сторожки для размещения в нем ветеринарной лечебницы. Председатель Дымцевского сельсовета стал требовать, чтобы священник ушел из сторожки, он приходил к нему с этим требованием неоднократно, но о. Михаил всякий раз отвечал, что ни при каких обстоятельствах не покинет церковного здания.

Тогда в воскресенье 25 марта 1936 года председатель сельсовета велел выставить рамы в сторожке, и так как в это время на улице было еще очень холодно, то он надеялся, что священник сам уйдет из дома. Но этого не случилось. В тот же день о. Михаил после воскресного богослужения и проповеди сказал, что поскольку сельсовет вынул у него в доме рамы, то он обращается к прихожанам, чтобы они просили власти вернуть ему рамы, так как на дворе еще холодно. В храме в это время присутствовало около ста пятидесяти человек, и все они прямо из храма пошли к сельсовету. Председатель, напуганный идущей к сельсовету толпой, запер все двери и спрятался. Люди, найдя все двери запертыми, стали ходить вокруг дома, и, зная, что председатель сельсовета находится внутри, кричали ему, чтобы он возвратил оконные рамы, но тот никаких признаков жизни из дома не подавал, и прихожанам пришлось в конце концов разойтись.

Рамы не были возвращены, но о. Михаил не ушел из церковной сторожки; прихожанам он говорил: «Я из дома никуда не пойду, я стар и ничего не боюсь». Выселить его из церковной сторожки насильно местные власти не посмели, и он с тем же бесстрашием продолжал служить и проповедовать. К Пасхе того же года за исправную службу он был награжден иереем наперсным крестом.

Дымцево. Храм Казанской иконы Божией Матери, 1900 г..jpg
Дымцево. Храм Казанской иконы Божией Матери. Справа от храма сторожка, где жил священномученик. Архив Н.А. Соловьева
Только через год, при наступлении повсеместных гонений, о. Михаил был арестован и заключен в Бежецкую тюрьму. Незадолго перед этим священнику исполнилось семьдесят девять лет; он тяжело болел и в течение нескольких месяцев не вставал с постели, передвигался только с помощью дочери. Приехавшие сотрудники НКВД, подняв за руки и за ноги, забросили его в машину и увезли в тюрьму. Вызванный для медицинского освидетельствования врач поставил диагноз: миокардит, и как следствие — отечность ног; полное отсутствие зубов, старческая дряхлость. К физическому труду тюремный врач признал его непригодным. Начались допросы.

— Какие проповеди и наставления вы давали верующим, касающиеся советской власти?

—Я верующим проповедовал часто, но о советской власти и политике ничего не говорил.

— В марте месяце сего года вы проводили антисоветскую агитацию среди верующих и организовали массовое выступление верующих с требованием к сельсовету возвращения вам дома. Подтверждаете это? — 25 марта я действительно проповедовал в церкви, а после службы я верующим сказал, что сельсовет у меня вынул рамы из дома, я просил их, чтобы они пошли и попросили сельсовет вернуть мне рамы, так как время было еще холодное. Верующие, которые присутствовали в церкви, а их присутствовало примерно 100-150 человек, все пошли требовать рамы у председателя сельсовета, но рамы сельсовет не вернул.

— Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении о проведении вами контрреволюционной деятельности?

— В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.

—Вы отрицаете свою преступность в проведении контрреволюционной деятельности, но следствием и свидетельскими показаниями точно установлено, что вы проводили контрреволюционную деятельность; требуем правдивых показаний.

— Повторяю, что контрреволюционной деятельности я не проводил, а проповеди верующим говорил...

2 августа следствие было закончено, и дело направлено на рассмотрение Тройки НКВД, которая 10 августа приговорила священника Михаила Косухина к расстрелу.

В результате ли действий следователя Голофаста, который допрашивал о. Михаила, или тяжелых условий содержания в переполненной камере тюрьмы, но у священника оказалось сломанным левое бедро, он не мог ходить и не смог бы добраться до места расстрела. 16 августа по распоряжению администрации тюрьмы о. Михаил был переведен в Бежецкую городскую больницу, где прожил, приговоренный к расстрелу, 29 дней и 13 сентября 1937 года скончался.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


**********************************************************************************
На фотографиях Дениса Ивлева 2017 года , Храмы с. Дымцево Максатихинского р-на, где возможно служил о. Михаил.

Две церкви: одна - Никольская церковь деревянная, построена в 1720 году; вторая - каменная трехпрестольная церковь (название неизвестно) стоит в 100 метрах от деревянной, построена после 1901 года. Интерьер ее не был расписан.

Глядя на эти фотографии, можно представить, как выглядел бы наш Благовещенский Храм в с. Раевское, если б не начались активные работы по сохранению Храма в 2014 году, несмотря на «помощь» комитета по охране памятников.


Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Источник: https://vk.com/raevskoe.

От себя добавлю, что С. Дымцево входило в состав Вышневолоцкого уезда на рубеже XVIII-XIX вв., затем было передано в состав Бежецкого уезда. В селе сохранились храм Николая Чудотворца - деревянный, построенный в 1720 году и каменный храм Казанской иконы Божией Матери, 1900 г.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Гостиницы, Церковь Новодворской Богоматери, 1845 г

Сообщение Алексей Крючков » 17 ноя 2021, 10:31

Из результатов обследований находящихся в районе зданий и сооружений 18-го - начала 20-го веков, составленный Всесоюзным производственным научно-реставрационным комбинатом Министерства культуры СССР в 1971г.

Церковь Новодворской Богоматери, 1845 г.
1968 каменный храм с юга.jpg
Гостиницы, церковь Новодворской богоматери, 1968, вид с юга

2. От Максатихи автобусом 37 км до остановки с. Гостинницы.
3. Используется под ремонтные мастерские колхозом «Калиновая Гора».
4. Каменная оштукатуренная церковь построена в стиле позднего классицизма. Ротонда на четверике перекрыта куполом. С севера и юга к храму примыкали четырехколонные портики, следы от которых ясно видны на фасадах. Апсида полуциркульная. Фасады церкви декорированы рустом. Завершение колокольни разобрано. Второй ярус её в руинированном состоянии. Стены прочные без трещин. Кровля металлическая в хорошем состоянии. К церкви пристроены деревянные складские помещения. В храме пробиты ворота для проезда машин.
1968 каменный храм с востока.jpg
1968, вид с востока

5. В простенках окон ротонды сохранилась поздняя живопись. На стенах живопись забелена. В храме сделан плоский деревянный потолок.
6. Здание обследовано ст.архитектором ЦНРМ Галашевичем А.А. и Якубени В.И. летом 1968 г. Сделаны обмер плана и фотографии.
7. Списки населенных мест Российской империи. Тверская губерния, т.43, СПб 1862, стр. 65.
И. Добровольский. Тверской Епархиальный статистический сборник. Тверь 1901 г., стр.128, № 2048.
8. Составил ст.архитектор Галашевич А.А., 1968 г.


Деревянная церковь 1-й половины 19 века.
1968 деревянный храм с востока.jpg
1968г, вид с востока

3. Используется под клуб колхозом "Калиновая Гора".
4. Деревянная церковь с одной гранёной апсидой. Завершение храма и колокольни разобрано. Здание поставлено на каменный фундамент и обшито тёсом. Кровля в хорошем состоянии. В трапезной сделана дополнительная дверь для входа в кинобудку.
1968 деревянный храм с севера.jpg
1968г, вид с севера

5. В интерьере ничего не сохранилось.
6. Здание обследовано летом 1968г ст. архитектором ЦНРМ Галашевичем А.А. и архитектором Якубени В.И. Сделан обмер плана и фотографии.
7. Списки населённых мест Российской Империи. Тверская губерния, т.48, СПб, 1862г, стр.65, №2048.
И.Добровольский. Тверской Епархиальный статистический сборник, Тв.1901г, стр.128, №88.
8. Составил ст. архитектор Галашевич А.А., 1968г.


К этому добавлю свои снимки, сделанные в ноябре.
20211105 деревянный храм с юга.jpg
Современный вид с юга

20211105 деревянный храм вид с запада.jpg
современный вид с запада

20211105 деревянный храм интерьер на восток.jpg
Интерьер, алтарная часть

20211105 деревянный храм интерьер.jpg
Интерьер, вид на запад
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Церкви села Дымцево

Сообщение Алексей Крючков » 20 ноя 2021, 11:22

Из результатов обследований находящихся в районе зданий и сооружений 18-го - начала 20-го веков, составленный Всесоюзным производственным научно-реставрационным комбинатом Министерства культуры СССР в 1971г.

а) Церковь Николая Чудотворца, 1720 г.
б) Церковь Казанской Божьей Матери, 1900 г.

2. От поселка Максатиха автобусом до села Гостинницы 33 км, далее пешком 13км.
3. Никольская церковь не используется. В Казанской церкви помещается колхозная авторемонтная мастерская.
фото.jpg
Деревянная Никольская церковь в 1971г

4. Деревянная Никольская церковь стоит на холме в центре старой части большого села. С востока холм огибает река Молога (???). Вокруг церкви расположено кладбище. Двухсветный четверик храма покрыт кровлей на четыре ската и увенчан луковичной главой «с перехватом», поставленной на два четверика. С востока к храму примыкает пятигранная апсида, с запада - трапезная. Храм и трапезная рублены «в обло», апсида – «в лапу». Все здание поставлено на подклет. Перед западным фасадом трапезной сохранились два нижних венца небольшого притвора.

По сведениям местных жителей, церковь в середина ХІХ века была перевезена на своё нынешнее место с противоположного берега Мологи. По-видимому, именно в это время здание подверглось значительным переделкам. Можно лишь судить о некоторых деталях первоначальной архитектуры. На внутренних поверхностях стен четверика, на два венца выше верха стен трапезной, видны врубки от старого перекрытия храма. Части стен четверика с окнами второго света, расположенные выше этого уровня, являются поздней надстройкой. Судя по характеру врубок, перекрытие состояло из двух слоев досок, уложенных «внахлест». В середине южной стены четверика, выше окон первого света, сохранилась колода косящатого окна, заложенного брусьями и закрытого с фасада поздней тесовой обшивкой. На северной стене такого окна не было. Западная часть трапезной, вероятно, пристроена. На это указывает стык бревен, проходящий по всем венцам боковых степ трапезной между первым и вторым, считая с запада, окнам, причем венцы западной и восточной частей стен в этом стыке заметно не совпадают по высоте. В подклете, восточнее стыка, проходит поперечная стена с дверным проемом в середине, которая является, возможно, остатком первоначальной западной стены трапезной. Некоторые окна восточной части трапезной передвинуты.

Все оконные проемы здания, за исключением волокового окошка в северной грани апсиды, растесаны. Одно из окон северного фасада храма превращено в дверь. Снаружи здание обшито тесом, Фасадную декорацию, частично сохранившуюся на храме и апсиде, - рустованные пилястры на углах, наличники окон с килевидными кокошниками, карнизы - по стилистическим признакам можно отнести к концу ХІХ века. Крыши здания и глава покрыты железом.

Храм имеет перекрытие «небом». «Небо» и стены храма изнутри была оклеены холстом и расписаны. Фрагменты этой декорации с масляной росписью орнаментального характера, относящейся, по-видимому, к концу XIX - началу XX века, сохранились на «небе» и на верхних частях стен. Храм с трапезной соединяется широким проёмом, перекрытым лучковой аркой. Проём частично заложен в южной части. Интерьер трапезной полностью утрачен.

Памятник находится в аварийном состоянии. Нижние венцы стен, особенно в западной части трапезной, подгнили, тесовая обшивка с трапезной и со значительных участков стен храма и апсиды сорвана, крыша трапезной сгнила и провалилась вместе со всей стропильной системой и перекрытием, кровли храма и апсиды протекают. Нет оконных и дверных заполнений.
фото 2.jpg
Казанская церковь в 1971г

Невдалеке от Никольской церкви стоит церковь Казанской Божьей Матери. Здание построено в 1900 году в ложноклассическом стиле. В основу его композиции легла традиционная трехчастная схема из храма, трапезной и колокольни. Материал постройки – кирпич. Фасадные стены не имеют штукатурки и побелки. Колокольня, первоначальная форма покрытия купола и фронтоны северной и южной стен трапезной утрачены.
Техническое состояние основных несущих конструкций - хорошее.

6. Памятники обследованы в сентябре 1971 года сотрудниками ВПНРК архитекторами Кроленко И.И. и Якуниным О.Ф. Сделан обмер плана Никольской церкви и фотографии Никольской и Казанской церквей. План обмера передан в Управление Культуры Калининского облисполкома. Кроки обмера и негативы (6х9) хранятся в архиве ВПНРК.
7. Литература: И. Добровольский. «Тверской Епархиальный статистический сборник». Тверь 1901, стр.129.
8. Составил архитектор ВПНРК Кроленко И.И. Март 1972 года.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Сельцы, описание памятника архитектуры

Сообщение Алексей Крючков » 28 ноя 2021, 09:59

Из результатов обследований находящихся в районе зданий и сооружений 18-го - начала 20-го веков, составленный Всесоюзным производственным научно-реставрационным комбинатом Министерства культуры СССР в 1971г.

Скорбященская церковь, 1828 г.
1968 с востока.jpg
Сельцы, Скорбященская церковь, вид с юго-востока, 1968г

2. От поселка Максатиха автобусом до остановка Сельцы - 20 км.
3. Используется под ремонтные мастерские и склад горючих материалов.
4. Каменная церковь, построенная в стиле позднего классицизма. В 1892 г. трапезная полностью перестроена в характерных для этого периода псевдоклассических архитектурных формах. Храм типа «восьмерик на двухсветном четверике», перекрытый сомкнутым сводом. Апсида граненая. Колокольня трехъярусная, построена одновременно с храмом. Внутри храма устроен новый плоский потолок, полностью закрывший восьмерик. С северной стороны пристроены деревянные складские помещения. Кровля на храме и трапезной в хорошем состоянии. На колокольне сорвана. В апсиде, трапезной и храме некоторые окна и двери растесаны.
5. Сохранилась поздняя масляная живопись в восьмерике и на сводах церкви.
6. Здание обследовано ст.архитектором ЦНРМ Галашевичем А.А. и архитектором Якубени В,И. летом 1968 г. Сделаны фотографии. Обмеры не делались.
7. Списки населенных мест Российской империи. Тверская губерния, Т.43, СПб 1862 г., стр. 66, № 2074.
И. Добровольский. Тверской Епархиальный статистический сборник. Тверь 1901 г., стр.134, № 99.
8. Составил ст.архитектор Галашевич А.А., 1968 г.
1968 с запада.jpg
Вид с юго-запада
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Добрыни, паспорт памятника архитектуры, 1970г

Сообщение Алексей Крючков » 16 дек 2021, 03:54

Из результатов обследований находящихся в районе зданий и сооружений 18-го - начала 20-го веков, составленный Всесоюзным производственным научно-реставрационным комбинатом Министерства культуры СССР в 1971г.

2. От поселка Максатиха автобусом до остановки Лукьяново - 40 км, далее пешком 17 км.
3. Используется под учебные классы Добринской восьмилетней школы.
5 южный фасад.jpg
Южный фасад

4. В ХVІ-ХVII веках на месте Успенской церкви был небольшой монастырь. Разоренный во время польско-литовского нашествия, он на несколько лет прекратил существование, но затем, по преданию, вновь был возобновлен местными крестьянами, постригшимися в монахи.

В этом монастыре в 1741 г. выстроили каменную церковь. После упразднения монастыря по указу Екатерины II Успенская церковь была приписана к находящейся неподалеку Николо-Теребенской пустыни.
4 северный фасад.jpg
Северный фасад

Среди церквей этого отдаленного глухого края Успенская церковь Добринской пустыни - третье каменное здание после построек в Николо-Теребенской пустыни. Этим можно объяснить то обстоятельство, что она повторяет ставшие архаичными многие черты архитектуры конца ХVII века.
5 план.jpg
План храма

Храм двусветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный небольшой декоративной главкой. С востока большая трехчастная апсида со слабо выраженными выступами окружностей. С севера придел. Внутри пространство придела составляет единое целое с трапезной. Такое решение внутреннего пространства, перекрытого сводами с распалубками над окнами, опирающимися на один столб, живо напоминает монастырские трапезные палаты конца ХVII века.
3 колокольня.jpg
колокольня

Колокольня трехъярусная. Нижний ярус образует почти правильный куб. На него поставлен высокий столпообразный восьмерик. Третий ярус звона, также восьмигранный, перекрыт сомкнутым сводом. Колокольня построена несколькими годами позднее церкви. Следы ее примыкания к трапезной хорошо видны по несовпадению порядовки кладки.
7 наличники.jpg
обрамление окон

Особой архаичностью отличается декор, полностью воспроизводящий декорацию церквей ХVII века. Границы цоколя и карниза отмечены; полуваликами с поясами поребриков. Наличники с полуколонками с раскрепованными базами и капителями напоминают украшения зданий периода нарышкинского барокко. Карниз храма украшен декоративными кокошниками. Опоры колокольни похожи на рундуки ХVII века. Однако при всей попытке воспроизвести старую декорацию чувствуется, что она основательно забыта мастерами и восстанавливается с большими отклонениями от прежних образцов.

Техническое состояние здания удовлетворительное. Трещин нет. Кровля над храмом и трапезной прочная; над апсидой придела протекает. Решетки на окнах выпилены. Внутри устроены временные деревянные перегородки, разделившие пространство храма на два этажа.

5. На сводах храма сохранилась темперная живопись середины XIX века. На стенах она забелена и замазана масляной краской. Иконостасы разобраны.

6. Памятник обследован ст.архитектором ЦНРМ Галашевичем А.А. и архитектором Якубени В.И. летом 1968 г. Сделаны обмеры плана и фотографии. План передан в Управление культуры Калининского облисполкома. Кроки обмеров и негативы хранятся в архиве ВПНРК.

7. Списки населенных мест Российской империи. Тверская губерния т.43, СПБ 1862г., стр. 65, № 2033.
Белюстин. Сведения о рукописи, носящей название: «О зачатии и устроении святые Никольской Добринской пустыни», Тверские губернские ведомости, № 7, 1851г.
И. Добровольский. Тверской Епархиальный статистический сборник. Тверь 1901 г., стр. 128, № 89, стр.138.

8. Составил ст.архитектор Галашевич А.А., 1970 г.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Пустынь в Добрынях. История первая - подвиг веры.

Сообщение Павел Иванов » 17 дек 2021, 00:31

(Печатается по статье в газете «Тверские ведомости» за 21.07.2006)

<...> Вера, если она подлинная, непременно должна привести к поступку, к исповедничеству. Это вызревает в человеке незаметно, исподволь. «Обличение вещей невидимых» не может закончиться так безобидно, что возникает радостное ощущение безделья. Если чудом Божиим преодолеть привычную лень и косность и все-таки решиться принять это приглашение к подвигу, из жизни может получиться житие...
Летом 1704 года (по другой версии, 1706) деревенский дед, которого звали Степан Иванович, а фамилии у него не было, пошел в лес за лыком на лапти. Это было верстах в восьмидесяти на северо-запад от города Бежецка. «И пришел к Степану муж неизвестный и сединами украшенный, имея у себя за пазухой сумку с книгой», - говорит предание. Незнакомец обратился к крестьянину: «Бог в помощь, Стефан Иванович». Степан Иванович испугался, что его знают по имени, но ответил: «Поди на помощь, человек добрый».
Незнакомец улыбнулся и сказал: «Полно, брат, всуе трудиться, сядем на кладине и побеседуем. Знаешь ли Добрынское старое кладбище?» - «Знаю», - вымолвил Степан. Это место было глухим безлюдьем, где когда-то стоял древний новгородский погост Добрыни. В Смуту он запустел, там давно никто не жил, и только старожилы помнили старые кресты давно забытых могил. И Степан, видимо, тоже помнил. Незнакомый старец, открыв книгу и что-то прочтя в ней, сказал: «То Добрынское кладбище встарь было славно, а нынче запустело, а ты, Стефан, поди туда, трудись, и заводи пустынь, и построй себе малую келью. А в будущее лето будет в Добрынях явленный образ Николая Чудотворца». Степан пытался отговориться, ссылаясь на старость и болезни. Но незнакомец закончил: «Поди, заводи в Добрынях пустынь, поможет тебе Бог и святой Николай Чудотворец». Степан обещался, и незнакомый старец пропал.
Хотя Степан был потрясен до глубины души, он не сразу отправился в Добрыни, а пошёл сначала домой, где жена сказала ему довольно грубо, но трезво, что затея его безумна, потому что и населенные места теперь пустеют, а ты, старик, сиди на печи и жди, когда помрешь. Скоро Степан действительно разболелся и во сне голос незнакомца ещё раз обратился к нему: «Иди, строй в Добрынях пустынь и будешь здоров». И вот тогда Степан пошёл.
По дороге ему встретился знакомый крестьянин Савелий, который по болезни не мог быть на сенокосе и ехал домой. «Пойдем, брат Савелий Исакович, строить пустынь в Добрынях», - пригласил его Степан. Савелий сначала колебался, но вдруг болезнь отпустила его, и так внезапно, что он, как был, развернув лошадь, поехал за Степаном. Таким же образом к Степану и Савелию присоединился еще один старик, по имени Агапит. И вот эти трое пришли на место, и построили в глухом лесу землянку, потом часовню, и стали жить и ждать.
Прождали они не то год, не то и несколько лет. Степан умер, не увидев исполнения обещания, как вдруг однажды зимой случайно сбившийся с пути новгородский монах, служитель архиерейского дома, потерявший во время метели дорогу и попавший в Добрыни, спросил: «Что за икона у вас на придорожном кресте?» - «Нет у нас там иконы», - дружно ответили трудники. «Как же нет, если есть!» И все отправились к кресту на месте, где от проселочной дороги к пустыни отходила тропка. На кресте сиял явленный небольшой образ Николая Чудотворца...

Думается, что знакомые с житийной литературой читатели уже догадались, кто являлся Степану Ивановичу в лесу. Но интереснее даже не то, что лично Николай Чудотворец благословил строить пустынь - монастырь в глуши, а то, что все эти неученые и неграмотные мужики поверили, пусть с сомнениями - а как же иначе! - и пошли, и построили. Икона явилась в 1707 году, а через сорок лет в условиях, когда правительство всячески сокращало количество монастырей и, действительно, пустели и знаменитые в Древней Руси обители, основанные когда-то великими святыми, далеко в глуши под Бежецком построился новый монастырь, воздвигся каменный Успенский собор с приделом святителя Николая, собралась братия, а в хозяйстве одних лошадей было более тридцати, да 245 десятин земли, отданной крестьянами (!) (отдачу подтвердила императрица Елизавета), а для крестьян земля была совсем нелишней.
Этот удивительный монастырь дожил до 1792 года. Жил бы он и дальше, да местный помещик, лютый крепостник, воспользовался тем, что монастырь приютил его беглого дворового, и добился упразднения обители. Икону перенесли в Бежецк. Было тогда такое время в России и такое отношение к церкви, и задолго до 1917 года...

Сюжет истории о Добрынской иконе Николая Чудотворца записан первоначально, видимо, в самом Добрынском монастыре в 1710-х гг. Это сделал первый настоятель строитель Рувим, до того монах Кашинского Духова монастыря. Во всяком случае, он первым записал чудеса от этой иконы, среди них - чудо с ним самим, слишком психологичное, чтобы быть написанным с чужих слов. Рувим испытал особую благодать от иконы, что уверило его в необходимости идти в Добрыни, жить там и принять на себя все хозяйственные заботы. (Он опрашивал еще первых иноков Добрыни, в частности, Савелия, в иночестве Самсона, прожившего более ста лет.) Рувим был очень деятельным человеком. За десять лет он добился того, что о явленной иконе узнали от Москвы до Устюжны Железнопольской (зато и был назначен в 1717 году сразу из простых монахов архимандритом Богородицкого монастыря в Тихвине).
История начала Добрынской пустыни была известна до начала XX века по версии, составленной бежецким историком-самоучкой Петром Кузьмичом Воиновым в 1746 году. Петр Кузьмич был человеком необычным, он составил первую историческую книгу о Бежецке под названием «Хронологион», в которой описал истории бежецких церквей, монастырей и других святынь. Попутно он же, вероятно, дописал и переработал «Повесть о Добрынской пустыни».
К сожалению, «Хронологион» пропал. Пропала и рукопись «Повести». Это очень досадно, потому что Петр Воинов был талантливым писателем, хотя он никогда не читал другой литературы, кроме церковной, и писал по-церковнославянски. Он довольно ловко умел подбирать необходимые синтаксические конструкции, тем более что был еще XVIII век и разрыв между разговорным и церковным языком не дошел до нынешнего кризиса. История пропажи рукописей тёмная. В 1840-х гг. на обе рукописи в Бежецке обратил внимание известный публицист священник Иоанн Белюстин. В «Письмах» из Бежецка, напечатанных в «Тверских губернских ведомостях» в 1851 году, он подробно пересказал Добрынскую легенду, много цитируя из текста Петра Воинова. Затем «Хронологион» и «Повесть» в 1880-х гг. купил в Бежецке ученый историк Нил Попов, научно описал их и в своем труде «Исторические заметки о Бежецком верхе» обильно цитировал. Но не издал. Где теперь рукописи, неизвестно.
Зато в тверском архиве в рукописном фонде сохранился список «Повести о Добрынской иконе», датированный 1849 г. Скорее всего, этот список сделан Иоанном Белюстиным. Список плохой - русифицированный. Он не совпадает с воиновским текстом, как тот известен по цитатам. Не совпадают и чудеса. В сохранившейся версии их восемь, а в воиновской «Повести» было тринадцать, причем в тех пяти, которые нам известны по пересказам Белюстина и Попова, три - не известны по нашему списку, а два совпадающих дают имена и отчества лиц, о которых идет речь (в списке ГАТО - только имена).
В начале XX века при ремонте купола в Добрынях в тайнике под крестом колокольни был обнаружен пакет с бумагами, спрятанными там еще в XVIII веке, где среди прекрасно сохранившегося архива монастыря был найден еще один список «Повести о Добрынской иконе». Этот список упоминает последний исследователь Добрыней бежецкий священник Иоанн Постников, выпустивший в 1911 году под впечатлением находки целую книжку «История одного закрытого монастыря» - лучшую из написанных о Добрынях. Но Постников не успел серьезно заняться «Повестью». В книге он отмечает, что найденный список отличался от версии Воинова. Похоже, был найден протограф. Но этот текст нигде и никогда больше не упоминается. Похоже, он пропал после революции.

Икона святителя Николая, перенесенная в Бежецк, хранилась в соборе, почти забытая, до 1898 года, когда воры, польстившись на дорогую ризу, украли ее. Только тут бежечане вспомнили, что за святыню они утеряли. И образ явился вновь. В канаве с водой весной следующего года его случайно обнаружил водовоз. Почитание иконы резко возросло, начались ходатайства о возвращении её в Добрыни (в 1906 году), а то и об открытии монастыря. Добавило интереса и обнаружение монастырского архива.
1917 год резко и внезапно разрушил всё. Об открытии монастыря не могло быть и речи. В 1930-х гг. богомольный и консервативный Бежецк подвергся страшному разорению. Погибла большая часть храмов города и святынь, многим из которых было по триста, четыреста лет. Пропала и наша икона, а вместе с ней - почти все свидетельства о Добрынской пустыни. Что не сделали гонители 1930-1940-х гг., унесло безжалостное время. А сами Добрыни были отнесены из Бежецкого уезда в Максатихинский район.
Такова первая история о Добрынях.
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 678
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

История вторая. Монах с фрегата «Святая Наталия»

Сообщение Павел Иванов » 18 дек 2021, 00:37

Добрыни. История вторая. Монах с фрегата «Святая Наталия»

Сама по себе история монастыря Добрынская пустынь, как мы ее знаем по разным документам, мало примечательна. Это сплошь бытовые хозяйственные дела, мелкие суды, смена настоятелей - всё как везде.
Настоятелями в Добрынях бывали разные люди, большинство их в тот смутный для Церкви век по большому счету не были достойны места, где они служили, и понятно, что однажды явленный чудотворный образ ушёл из обители и сама она прекратила свое существование. Но это не означает, что все, кто жил в обители, памяти не достойны. Судьба одного - очевидного неудачника - показалась нам заслуживающей внимания.

На дворе был XVIII век, век громкой славы России, пушечных салютов, екатерининских «орлов» и романтики дальних морских плаваний. Одного такого «орла» занесло и в Добрыни. Звали его Григорий Семёнов, он был капитан русского флота.
В его истории предстает удивительный и яркий образ русского офицера славной эпохи Суворова и Румянцева, Спиридова и Ушакова. Великие победы достигались прекрасной выучкой войск, не в последнюю очередь благодаря офицерскому корпусу - вызывавшему зависть иностранцев, преданному Отечеству, государыне и Церкви. Неверующих в армии и на флоте тогда было ничтожно мало, и верили люди проще и честнее.
Экспедиция в греческий Архипелаг в 1769 году, безумная авантюра Екатерины II и Алексея Орлова, вызвала среди моряков бурный энтузиазм. Никого не беспокоило, что флот российский посылается в первую фактически океанскую экспедицию, что корабли старые и ветхие, что от баз далеко и, если случится беда, помощи не будет. Экспедиция была, кроме прочего, походом «христолюбивого флота» на освобождение православных греков, поэтому исповедание православной веры само собой подразумевалось.
Команды кораблей отбирались по конкурсу. Вероятно, отставной капитан Григорий Семенович Семенов в конкурсе тоже участвовал, но взят не был, мы не нашли его имени среди героев Хиоса и Чесмы. А может быть, он уехал уже с эскадры. Во всяком случае, он в России в 1770 году. Тяжело заболела жена - Ирина Васильевна, так тяжело, что не чаяли ей остаться в живых. Но она выздоровела. Это подтолкнуло супругов к решению, для нас странному, но они шли к нему, видимо, долго: оба решили принять иночество. Желание было настолько твердым, что Ирина Васильевна согласилась жить при Вознесенском Тамбовском монастыре, пока не освободится «вакация», иначе говоря, пока не умрёт кто-либо из сестер (такие вот законы для желающих постричься существовали в те времена). Для Григория проблема осложнялась тем, что при живой супруге мужчин постригали крайне неохотно, да и вообще при Екатерине II монастыри и монахов очень притесняли. Ирине Васильевне даже пришлось продиктовать письмо для подтверждения их общего с супругом желания.

«Григорий Семёнович, - писала Ирина, - в прошлом 1770 году сколь я продолжалась в болезни и отчаянная была жизнью, что и Вам во всю свою жизнь помнить можно. Но Божественная щедрота яко из мертвых меня оживотворила, силою и разумом подкрепила, а хотя мы с тобою в молодых летах в законное супружество вступили, обои первым браком, но жизнь имели тритцать один год во все время согласную. И после вышереченной моей болезни общее наше с тобою обещание есть, что быть в монашестве...
Где возможно Вам следовательно просить указ, дабы мы оба, а я особливо по слабости моево здоровья, в сей жизни удостоилась по своему всеусерднейшему желанию получить непродолжительное пострижение... и Вам для того вместо меня к чему надлежит руку прикладывать... и я в том ныне и впредь спорить и прекословить не буду.
К сему письму города Танбова Вознесенского девича монастыря игумения Палладия Дурова вместо капитанской жены Ирины Васильевой дочери Семеновой по отце Горчаковой, в том что она грамоте и писать не умеет. А сие письмо вручить мужу своему господину капитану Григорию Семеновичу Семёнову, в том по её прошению руку приложила».


Мы привели этот удивительный и редкий женский документ XVIII столетия просто для того, чтобы полюбоваться на какую-то непобедимую подлинность и красоту характера этой «капитанской жены», каких было и тогда, и потом, к счастью, много в России. Но даже с письмом всё, чего смог достичь Григорий Семенович, - принять сан священника в Александро-Невской лавре. В иноки его не постригали. Тогда он, пустив в ход оставшиеся у него связи (не в последнюю очередь сыграло роль расположение к нему Петербургского и Новгородского митрополита Гавриила, одного из самых выдающихся русских архиереев XVIII века), напросился священником на фрегат «Святая Наталия», шедший в Архипелаг из Кронштадта 21 марта 1773 года. Наверное, всё-таки без моря жить ему тоже было невозможно. Кроме того, был у него и другой расчёт: в сентябре 1773 года Григорий Семенович уведомил митрополита Гавриила, что принял решение стать монахом.

Война продолжалась. Только осенью 1774 года блистательные победы русской армии и флота заставили наконец Порту подписать Кючук-Кайнарджийский мир, отдававший России Новороссию и открывавший путь в Крым. А для Григория Семёнова этот год стал годом пострижения в монахи: «в бытность ево во оном плавании во всегдашней опасности от мореплавания, и в смерти против неприятеля... майя 15 числа 1774 года на фрегате «Святая Наталия» прибыв Итальянской провинции в Ливорнийский порт, и оного же майя 25 числа в разсуждении предписанных опасностей бывшим Константинопольским патриархом Серафимом в келлии Ево Святейшества во иеромонаха пострижен, по ево прошению и желанию».

В 1775 году Григорий, получивший имя Гавриил, вернулся в Россию. Его, конечно, затаскали по кабинетам, заставляя оправдываться, с чего это он вздумал принять монашество, да и не в России. Митрополит Гавриил, видимо, ожидавший такого поворота дел, решил отправить Гавриила-Григория куда-нибудь подальше. И случай представился.
В марте 1775 года в Добрынской пустыни умер настоятель строитель Викентий, оставив после себя нехитрое наследство: «шуба овчинная крыта сукном зеленым ветха, шуба ж ветха крыта китайкою мех заячей, тулуб крыт набойкою холщевою, постеля з двумя подушками, одеяло овчино крыто набойкой холщевой». Казначей пустыни, он же её единственный монах Варлаам, написал в Новгород, к епархии которого относился Бежецк, с просьбой определить нового настоятеля. Желающих оказалось достаточно, но митрополит дождался возвращения из плавания Гавриила и отправил его.
Бывший капитан две недели в сентябре 1775 года сидел в Новгороде, ожидая прибытия нужных бумаг, а потом ещё несколько дней не мог выехать в Добрыни, поскольку охотников тащиться за четыреста вёрст не находилось. Он не жаловался и не унывал. В конце концов его назначили настоятелем, пусть и над одним престарелым монахом Варлаамом.

В Добрынях Гавриил начал чинить крышу на соборе, купил несколько новых книг, составил подробную опись имущества. Доход монастыря за год увеличился на сорок рублей (190 в 1774 году и 230 в 1775). Дочери и внукам строителя Викентия были отданы шубы, тулупы и постели с одеялами.
Гавриил был безнадежный романтик. Один его указ от октября 1775 года сохранился. То, что писал его священник, причем священник, очень любивший церковную службу, видно с первых строк. «Зело рано тецыте и проповедите», - начинается этот документ, составленный из цитат из Пасхального канона. Только «тецыте» обращено к приказчику, а «проповедить» он должен был у крестьян. Собственно, приказчик должен был просто узнать, где находятся работники монастыря и как они справляются со своими обязанностями. А приказчик, надо сказать, в этом же году чуть позже украл серебряные церковные вещи и скрылся в неизвестном направлении. В Добрынях над бывшим капитаном флота посмеивались. А то и хуже. Есть документы, свидетельствующие о неоднократном избиении «озорными мужичками» монахов обители. Иные беспристрастные рассказы о побоях и издевательствах похожи на сцены из боевиков о сицилийской мафии. Гавриил продержался в Добрынях год. С подорванным здоровьем он перевелся в другой монастырь и вскоре умер.

Вот и всё. О нём можно было бы особо и не поминать. Мало ли, решил человек с женой уйти в монахи. Но дело в том, что, как уже очевидно, сам такой выбор означал в XVIII веке отнюдь не уход на государственную пенсию. Гораздо лучше, легче жили бы супруги в миру. И заслужили бы общественное одобрение. Григорий Семенович и Ирина Васильевна получили только скорби на старости лет. Григория Семеновича и вовсе занесло на край света «злого турку бить». Да воевать-то он плыл с крестом, а не со шпагой, и не ради чинов и душ крепостных, а чтобы только найти нерусского, свободного от жестокого «Духовного регламента» греческого архиерея. И итог всех усилий и странствий - маленький монастырь, один монах, открыто издевающиеся над ним работники и крестьяне. Что особенного - покрыть крышу, купить новое Евангелие, не украсть эти лишние сорок рублей? Как будто и ничего. А с другой стороны - ничего ли?
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 678
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

История третья. Мы - друг за друга, а Господь - за всех

Сообщение Павел Иванов » 19 дек 2021, 13:49

Добрыни, история третья. Мы - друг за друга, а Господь - за всех.

Глухомань спасала Добрыни до поры до времени. Здесь не дали разорить церковь в лихие времена начала колхозов. С 1937 года священника не было. Последний батюшка отец Павел Васильевский был расстрелян 17 сентября 1937 года. Следствие по его делу длилось всего четыре дня. (Ныне отец Павел канонизирован как священномученик.) Но в храме после него ничего из церковных вещей, даже серебряные сосуды, не было похищено. В 1945-м церковь открылась вновь. И, как последнее чудо, в Добрыни настоятелем попал... монах. Самый настоящий, более того - почти святой.

Иеромонах Сергий (Петров) происходил из мещан города Осташкова, до пострига его звали Георгий. В 1900 году он поступил послушником в Нилову пустынь. В 1915 году по поручению начальства своей обители приехал в Тверь, чтобы стать братом милосердия в епархиальном госпитале. В 1917 году замечен святителем Серафимом (Чичаговым) и определен им пономарем к церкви Двенадцати Апостолов в Твери в архиерейском доме. Но тут началась революция. В 1920 году Георгий Петров вернулся в Нилову пустынь, там был пострижен в монашество и принял сан иеродиакона.
А далее с 1930 года - ссылка, недолгое возвращение, другая ссылка. Возвратился отец Сергий в 1945 году, был рукоположен в иеромонаха епископом Калининским Рафаилом. Такая вот почти классическая биография исповедника веры тех лет.

Приход в Добрынях открылся первым в Максатихинском районе, заявление от верующих было подано еще в январе 1943-го, как только люди почувствовали, что в отношении государства к Церкви происходит что-то новое. Было собрано около двухсот подписей за открытие храма, составлена «двадцатка». Но лишь в начале 1945 года ходатайство верующих удовлетворили. Открывая церковь в такой туши, власти, надо полагать, надеялись, что охоты ехать туда никто из «нормальных» священников не проявит. И действительно, первый назначенный туда батюшка из «новых», то есть из числа рукоположенных уже после войны, побыв пять месяцев, снова ехать в Добрыни отказался. И тогда туда поехал отец Сергий.
Уполномоченный по делам Русской Православной Церкви в Калининской области Василий Хевронов имел все основания быть им недовольным. Денег отец Сергий за требы не брал, жил впроголодь, служил часто. В 1948 году в письме в Калинин он просил лишь разрешения посещать верующих на дому для совершения треб, иначе храм вовсе не собирал средств для уплаты налога. Колхоз и сельсовет отчаянно мешали ему в этом, но отец Сергий победил: в райисполкоме на его просьбу «возражений не последовало».
Однако очень скоро тёплым отношениям с властями пришел конец. Уже в 1949 году волевым решением из области потребовали заменить старосту - активного прихожанина, доброго помощника батюшки. Батюшка написал, что, наверное, «наверху» ошиблись и не поняли: заменить надо не старосту, а казначея, глупую женщину, которая не умеет вести дела. Нет, объяснили ему, именно старосту.
Письма отца Сергия - они остались в деле - удивительны. Вернее всего сказать об их авторе - старорежимный человек. Хотя Георгий Петров не был дворянином и окончил лишь приходскую школу, почерк и стиль выдают много читавшего, скромного и очень интеллигентного человека. Он не был борцом за веру и вполне довольствовался местом в глуши. Но самим своим существованием он кому-то мешал.
В 1949 году началась «работа» и против отца Сергия. Его что-то слишком полюбили в приходе, а такая ситуация считалась для светской власти ненормальной. Из областного отдела по делам Русской Православной Церкви от Калининской епархии потребовали перевести прижившегося в Добрынях инока в другой приход - в погост Турна Бологовского района. Денег у отца Сергия не было, и он пошел из Добрынь в Бологое пешком. Был ноябрь.
В погосте Турна ему сказали, что настоятеля у них нет, но ожидают вот-вот прибытия старого священника из ссылки. Батюшка пошел обратно. Простудился в пути и проболел несколько недель. Возможно, если бы не это обстоятельство, он бы удержался на старом месте. В поддержку отца Сергия верующими было собрано около трехсот подписей (бумаги сохранились в деле - много-много нескладных, полуграмотных, но таких искренних подписей простых людей - по пачке листов от каждой деревни прихода). Епископ Арсений подтвердил указ о назначении Сергия настоятелем в Добрыни. Но власти, ссылаясь на то, что срок для апелляции прошел, настояли, чтобы отец Сергий был переведен... в никуда: сначала вторым священником в Бежецк, затем в Торжок, и только в 1951 году настоятелем в село Верхние Котицы под Осташковом.

Несколько лет постоянных священников в Добрынях не было - действительно, в глухомань, где до райцентра сорок пять километров единственной дороги, не проезжей весной и осенью, никто ехать не хотел. Наконец один такой священник подобрался и пробыл долго - до 1957 года. Не будем называть его имени. Он сделал то, что не удалось агитаторам-атеистам: в церковь перестали ходить. Отчеты уполномоченного бодрые: священник - пьяница, люди ему не доверяют, церковь посещают всё меньше. Но вот (в отчете тревожные нотки) - архиепископ Феодосий затребовал его в Калинин, в наказание определил алтарником в Белую Троицу. Однако назначить в Добрыни было некого, и скоро всё вернулось на круги своя. И наконец (в отчете сквозит нескрываемое торжество) - в белой горячке добрынский священник повесился.

Следующий священник Александр Сокольский был человек неплохой. Но он не был святым и не был готов голодать и холодать. Убедившись, что от церкви народ здесь отучили, он начал ходить по домам верующих, крестить, отпевать, причащать. За деньги, конечно, по твердой таксе за таинства, как положено советскому священнику. Но в 1959 году всякая приходская активность за пределами храма уже строго запрещалась. В общем, в конце 1959 года отец Александр был лишен регистрации.
Судьба храма повисла на волоске. Четыре года верующие требовали определить им нового священника. Тщетно. Хрущёвское гонение закончилось, уже на имя Брежнева писали из Добрынь. Просили всего лишь священника - хоть кого-нибудь. Не позволили дать никого. В 1964 году просьб стало слишком много, и власти обратили внимание «на усиление происков церковников». Волосок оборвался. Храм был закрыт, описан и - отдан школе под мастерские. Откликом на все просьбы был только указ «об усилении атеистической работы в Дубищевском сельсовете».

За несколько лет уникальный Успенский собор Добрынской пустыни, поражавший видевших его знатоков исключительной сохранности интерьером середины XVIII века, был разграблен. Здание, правда, стояло целым вплоть до самого недавнего времени, уже в 1990-х гг. из него начали вытаскивать рамы, полы, железо...

В 1964 году отец Сергий (Петров) был жив и служил в Осташковском районе. В конце 1965 года он перенёс тяжелую болезнь и почти перестал служить, принимая лишь на дому посетителей. К этому времени он стал духовником епархии.
Архиепископ Калининский Иннокентий (Леоферов), в прошлом секретарь святителя Луки Войно-Ясенецкого, очень любил старца. Он говорил, что отец Сергий, «по характеру святая простота, много похожая на детство», благословлял приезжать к нему. Можно сказать, что отец Сергий своим бескорыстием и честностью (и молитвами!) спас Верхние Котицы - он «пересидел» в них хрущевское гонения. Мог бы он так же спасти Добрыни. Но - не пришлось.
Всех приходящих к нему старец встречал с любовью, просил молиться за него и любить друг друга. «Мы - друг за друга, а Господь - за всех», - напутствовал он приезжавших. Умер отец Сергий девяноста лет от роду, в 1978 году, почти в наши дни, и не верилось, что он принял монашество еще в той, прежней Ниловой пустыни. Умер символично - на отдание праздника Богоявления, престольного праздника Ниловой пустыни. С ним ушла старая Нилова, он был последним остававшимся в живых ее старым насельником. Отпевал его нынешний архимандрит Вассиан (Шуста), тогда еще отец Владимир - тот самый, с которого пустынь началась в 1991 году вновь...
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 678
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Добрыни, послесловие

Сообщение Павел Иванов » 20 дек 2021, 14:02

(Печатается по статье в газете «Тверские ведомости» за 21.07.2006, окончание)

Настало время сказать, наконец, что представляет из себя теперь Добрынская пустынь.
За Максатихой надо ехать на Сельцы и Райду, а затем еще несколько километров от Райды по той самой дороге, с которой сбился когда-то новгородский архиерейский служитель, первым увидевший чудотворную икону. Примерно на полпути будет место явления, там была часовня, но сейчас ничего нет и место неузнаваемо. Затем будет речка с гнилым деревянным мостом, а за ней - бывшее село Добрыни - десятка три домов, почти все - уже руины. Поля заросли, дачников мало. Деревень, население которых когда-то состояло в церковной «двадцатке», либо уже нет вовсе, либо они нежилые. Из относительно близких более-менее существует только карельская Райда. В Добрынях живут четыре старушки. Храм в центре села, посреди небольшого пустеющего кладбища довольно сохранный. За алтарем и внутри в полу зияют свежие ямы - побывали мародеры, надеялись найти сокровища. Сокровищ не нашли, сняли кованые решетки XVIII века. О чудотворном образе, монастыре, приходе, священниках, обо всем, чем жило это место двести пятьдесят лет, исчезла даже память.

Так стоит ли опять напоминать, что «то Добрынское кладбище встарь было славно, а теперь запустело»? Неужели найдется такой новый Стефан, который решится поселиться там? Горькая правда безымянной жены основателя Добрынской пустыни о том, что в наши дни и населенные места пустеют, в начале века двадцать первого звучит куда горше, чем в начале века восемнадцатого. И где в этом безлюдье отыскать подвижников? Их всегда было ничтожное меньшинство в общей массе. А отыскать средства? А привезти стройматериалы туда, куда уже нет и дороги?
Или все-таки, как завещал последний монах Добрынской пустыни: «Мы - друг за друга, а Господь - за всех»?! Только дай нам, Господи, научиться, вспомнить, как это бывает: «Мы - друг за друга». Дай нам поверить в невозможное, что зацветет пустыня и засеют хлебом заросшие поля. И храм еще будет храмом. И эта история о Добрынской пустыни не станет её последней историей.
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 678
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Добрыни, ноябрь 2021г

Сообщение Алексей Крючков » 20 дек 2021, 15:27

Павел Иванов описал выше Добрыни в 2006-м году. Мы же посетили это место спустя 15 лет - в ноябре 2021г. Что изменилось?

Асфальт кончился через несколько километров после Максатихи. Далее пошла зубодробительная "стиральная доска" давно не грейдировавшейся грунтовки. По такой ездят школьные автобусы, ездят многострадальные жители села, которые ещё каким-то чудом остались, несмотря на все старания "партии и правительства"... Но и эта дорога оказывается, ещё благо, после того, как увидишь дорогу дальше... Уже в Райде на спуске с горы мы проскользили по глинистой жиже, на которой обычный "недопривод" мог бы застрять, особенно на подъёме. Далее таких участков с жидкой грязью было ещё 2.

Не доезжая Павловского в лесу справа встретилась новая часовня - в том самом месте, где по преданию Святой Никола встретил старика Степана и повелел ему идти в Добрыни...
IMG_20211105_141105.jpg
Часовня перед д.Павловское

Место - очень уютное, душевное, так и хочется побыть здесь, посидеть. У часовни разбросаны валуны - возможно, тут был в древности жальник. Часовня не заперта, очень уютная.
IMG_20211105_141619.jpg
Часовня внутри

Помолившись, мы продолжили наш путь.
Но перед деревней Павловское у дороги лесозаготовителями был устроен лесосклад. И дорога в этом месте была столь разъезжена и превращена в корыто с грязью, что я не рискнул её штурмовать. Оставив машину перед развилкой, мы пошли далее пешком.
IMG_20211105_145241.jpg
Лесосклад перед д.Павловское

Деревня Павловское - ещё жилая, домов 10 явно обитаемы, но машины перед ними - только Нивы и УАЗики, другие сюда, видимо, в такую пору не смогут проехать...
В середине деревни мы свернули на дорогу на Добрыни, и вот там, после спуска, началась такая жидкая каша на дороге, тоже превращённой в корыто с грязью, где, пожалуй, ни одна легковая в эту пору не проехала бы...
IMG_20211105_150951.jpg
Спуск к Добрыням после Павловского. Ещё не самое страшное место

Видно было, что когда-то эту дорогу отсыпали песком, но тяжёлые лесовозы выдавили песок на обочины, а в центре осталась жидкая лужа, размешенная ими в непролазную грязь, которую даже пешеходам пришлось обходить по обочине, чтобы не утонуть.
IMG_20211105_152731.jpg
Добрыни на горушке

Добрыни показались на горушке, с церковью, выглядывающей из зарослей кладбищенских деревьев из-за ещё крепких, но уже покинутых на зиму домов на окраине. Ни одного свежего следа пешехода мы здесь не увидели! Но могилки были ухоженные, то есть, люди сюда в хорошую погоду ещё изредка как-то пробираются...
IMG_20211105_153317.jpg
Церковь в селе Добрыни

Церковь даже в таком полуразрушенном состоянии выглядит величественно и сразу бросается в глаза её архаичная архитектура и декор.
IMG_20211105_153427.jpg
Украшения колокольни

IMG_20211105_153720.jpg
Состояние стен, конечно, уже плачевное

IMG_20211105_153723.jpg
Придел

IMG_20211105_153839.jpg
Алтарь

IMG_20211105_154120 южный фасад.jpg
Южный фасад

Весьма красив вид с кладбища на соседнюю деревню Осташиха, в которой, якобы, ещё обитает несколько человек. Но обитают они тут, скорее, только летом, не сейчас.
IMG_20211105_154528.jpg
Вид с кладбища на соседнюю деревню Осташиха

Ну и на кладбище у храма есть несколько интересных старинных могил.
IMG_20211105_153528.jpg
Одна из старинных могил

Ну, что сказать в итоге о поездке в Добрыни? Ехал я сюда, ещё не зная истории этого места. Дорога - дальняя и трудная, конечно. Вид храма - интересный, конечно, не обычный для здешних мест. Но ещё больше впечатляет история этого места, которую я изучил уже после поездки. Изучил, и опубликовал здесь для вас, всех интересующихся.

Жалко, конечно, что такое место - запустело. Жили люди, столетиями, ничего у властей никогда не просили, жили сами по себе, небогато, но и не бежали отсюда, детишек растили, кое-какие налоги правителям на дворцы платили, и всем было хорошо. Пока не повторилось Смутное время, и вновь земля эта запустела... Рушится покинутый храм, уничтожаются дороги грабителями леса, но нет уже здесь тех крестьян, которые смогли бы вновь возродить сию обитель... Грустно...

Святой Никола, где же ты? Эх, жаль, нет у тебя той большой дубины, которой смог бы ты по заслугам "вознаградить" тех наглых правителей, которые с жиру бесятся, опустошив исконно русскую землю... ((( Когда им воздастся по заслугам? А земле-то от этого - легче не станет! :-( "Нету народу в селе, мужики!" Нету, и не будет, ибо сельское хозяйство в Нечерноземье - стало нерентабельным... И вот это - проблема, которую, пожалуй, даже Святой Никола решить не сможет... (((
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля


Вернуться в Максатихинский и Рамешковский р-ны

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron