Богоявленский и Казанский соборы

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории города Вышний Волочёк

Модераторы: Космаков Игорь Леонидович, Алексей Крючков, Галина Зигерт

Богоявленский и Казанский соборы

Сообщение Денис Ивлев » 15 мар 2015, 12:27

Комплекс Казанского и Богоявленского соборов.
Этот текст выпущен отдельной статьёй в 2014 г. к 200-летию освящения первого каменного здания Богоявленского собора и 15-летию канонизации первых Тверских новомучеников.
История Русской Православной церкви в Вышнем Волочке началась почти одновременно с историей селения на Древнем Волоке. По одной из версий, первое упоминание селения Вышний Волочёк относится к 1437 г., всвязи с путешествием Московского митрополита Исидора на Флорентийский собор. В XV в. Вышний Волочёк был важным транспортным пунктом на Волоке из верховий Тверцы в Цну. В 1469 (71), 1476 и 1478 годах Вышний Волочёк упоминается всвязи с прохождением по водному пути московского царя Ивана III, а в 1493 г. Волочёк упомянут в личных письмах Ивана III к сыну Василию.
Но существует и упоминание здешнего Волока, относящееся к 1196 г., которое академическое издание Московского Летописного свода относит к Вышнему Волочку. Видно уже тогда территория современного Вышнего Волочка имела особое значение, раз здесь князь Ярослав "по верх Мъсты за волоком дани поима". В то время Русь уже воспириняла христианское учение, и люди, жившие здесь, уже знали о вере во Христа. Остаётся вопрос, когда же на территории современного города появился первый храм?
Известно, что в средневековой Руси храмы стояли на местах, которые именовались погосты. Не был исключением и Вышний Волочёк, который в сохранившихся Писцовых книгах XVI в. уже именуется погостом Николским на Волочке у Лсны (Цны). Но первые погосты, как известно из древнейших летописей, в этих местах ставила ещё княгиня Ольга в 947 г.: "Лето 6455. Иде Ольга к Новугороду и уста по Мьстем погосты и дани". Некоторые историки считают, что Ольга шла через Вышневолоцкий водный путь и, возможно, вышневолоцкий погост ведёт своё начало с тех далёких времён.
Но, доподлинно точные упоминания Вышнего Волочка всё же относятся к XV в., а первое упоминание храма в Вышневолоцком погосте - к 1516-1517 гг. Именно в тот год спутники австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна были за пасхальным богослужением в Никольском храме Волочка, где "ели свои освящённые куличи стоя после службы".
В 1582 г. этот деревянный храм был описан в Новгородских Писцовых книгах: "В Николском погосте рядок. А в нём церковь Николы Чудотворца, древяная верх, да тёплая церковь Дмитрей Селунский. А в церкви образы, свечи и книги и ризы и всё церковное строение рядович посадских людей". Впервые поимённо упомянут настоятель храма священник Иван Федотов. При храме стояло так же семь келий, где жили нищие, находившие себе пропитание "о церкви Божьей". Упомянут так же и "острове промеж заводей", который принадлежал храму. На нём через несколько сотен лет появится первый деревянный храм - предшественник Богоявленского собора. Священники городского собора, опираясь на известные им источники, считали, что второй тёплый храм Дмитрия Солунского в то время стоял на месте будщего Богоявленского собора.
К 1661-62 гг. относится первое и единственное изображение очередного Никольского храма с отдельностоящей колокольней и Путевым вдорцом для Патриарха Никона, в вотчины которого входил в то время Вышневолоцкий погост. На острове, где позднее встанет деревянный Богоявленский храм и Никольская Лоцманская часовня, путешественник Августин Мейерберг изобразил поклонный крест.
XVIII в. в истории погоста ознаменовался чудесным явлением на месте сгоревшей Никольской церкви Казанской иконы Божией Матери. Это случилось в 1724 г. Икона Богоматери "новгородского письма", написанная в конце XVII в. с того момента стала главной святыней возрождённого на месте пепелища храма. Храм стал трёхпридельным. Главный придел носил посвящение Казанской иконе Богородицы, а два боковых носили названия двух сгоревших храмов - Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского.
1742 г. - очередной большой пожар уничтожил Казанский храм, а вместе с ним пропала и святыня вышневолочан. Её чудесно обрели в трёх верстах от погоста на берёзовом пне у родника, где для иконы поставили часовню. В городе же, по указу Сената в противопожарных целях было запрещено строительство жилых и торговых построек в 30 саженях от сгоревшей церкви.
В том же 1742 г. на "отмойном острове" была выстроена деревянная Богоявленская церковь с приделом Архангела Михаила и отдельностоящей колокольней. С этого момента началась история Богоявленского собора.
На месте же сгоревшего храма ямщики Вышневолоцкого яма выразили желание выстроить каменную церковь, но это намерение осуществить не удалось. На плане города 1748 и 1749 гг. значится на месте Казанского храма деревянная часовня.
Лишь в 1756 г. на месте временной часовни началось строительство величественного каменного здания, которое на последующие две сотни лет станет украшением и символом Вышнего Волочка. Предположительно, автором проекта соборного храма в честь Казанской иконы стал талантливый архитектор эпохи императрицы Елизаветы Петровны Савва Иванович Чевакинский. Величественный пятиглавый храм напоминает одно из его потрясающих творений - Никольский Морской собор в Северной столице. Расположение же приделов храма, очень схоже с расположением приделов аналогичного творения архитектора в Выдропужске: три в восточной стороне храма, а зимний - Богоявленский - на хорах в западной стороне церкви.
Храмосданная грамота Казанскому храму была подписана Новгородским митрополитом, а одним из участников строительства стал внук создателя Вышневолоцкой водной системы и его полный тёзка Михаил Иванович Сердюков. Известно, что в его пустующем доме жили осташковские мастера, изготавливающие для собора иконостас. На плане города 1766 г. Казанский храм уже значился как новопостроенный, а в 1767 г. велись работы по оттедлке внутреннего пространства Казанского храма, растянувшиеся на четыре года. Среди прочего, возможно осташковскими мастерами, была выполнена и роспись собора.
Освятили храм 8 июля 1771 г. на день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери. Специально ко дню освящения из загородной Казанской часовни с крестным ходом была принесена чудотворная Казанская икона. Часть вышневолочан после торжественной службы высказалась за оставление иконы в храме, но другая часть жителей Вышневолоцкого яма настатояла на возвращении иконы на то место, которое избрала для неё Божия Матерь. В иконостас же собора была написана "копия, писанная краски" с чудотворной иконы, украшенная ризою.
С тех пор установлено ежегодно 8 (21 по н.с.) июля и 21 октября (4 ноября по н.с.) в общегородском крестном ходе из собора выносить список, а из часовни первообраз Казанской иконы. Крестные ходы от часовни и от собора шли друг-другу навстречу. Встречались они на Чкасовой горе, где у поклонного креста служился торжественный молебен. Традиция крестных ходов пресеклась в 1930-х гг. Последний общегородской крестный ход был разрешён 30 июля 1931 г. "Хождение с иконой Казанской Божьей Матери в дома верующих по приглашению" было намечено на 14 августа 1931 г.
1 июня 1772 г. в Казанском соборе произошло важнейшее в истории города событие. Новгородский генерал-губернатор Яков Ефимович Сиверс зачитал Высочайший рескрипт Императрицы Екатерины II об учреждении яма Вышнего Волочка городом. Это событие поставило точку в двухлетней, от момента указа Сенату в 1770 г., работе по организации городского управления в Вышнем Волочке. Сам же храм с этого момента стал городским собором.
С тех пор все важнейшие городские сообщения зачитывались с амвона Казанского собора. Так, например, генерал-поручик Н.П. Архаров 17 августа 1791 г. здесь зачитал рескрип "о заключении с Портою Отоманскою мира" и изъявил желание выстроить на Дворцовой Площади новый храм во имя Великомученицы Екатерины.
В 1772 г. по указу Святейшего Синода была разобрана ветхая деревянная Богоявленская церковь с приделом Михаила Архангела на отмойном острове, а придел Богоявления перенесён в западную часть Казанского собора и освящён в августе 1776 г. Материалы разобранного храма планировалось использовать для строительства малого храма на новом городском Пятницком кладбище. Но Духовная Консистория предписала строить каменный двухпридельный Преображенский храм.
В 1787-88 гг. с восточной стороны собора сооружена трёхярусная каменная колокольня. Проект колокольни выполнил губернский архитектор Ф.Ф. Штенгель в 1787 г. Отделочные работы заршены в 1791 г. В 1799 г. в кровле колокольни установлены часы, выполненные мещанином города Алексина Тульской губернии Д.В. Савостиным. Они служили подлинным украшением города. По воспоминиям старожилов золочёный циферблат часов и стрелки можно было увидеть со всех концов города.
В 1804-1806 гг. вокруг Казанского собора и колокольни сооружена каменная ограда. Она же ограждала от торговой площади территорию упразднённого в 1772 г. древнего кладбища. Ограда сооружалась по проекту губернского архитектора А.А. Трофимова. В 1806 г. на оставшиеся от строительства деньги в Казанском соборе возобновили "стенную живопись".
1809 г. духовенство городского собора подало прошение о постройке на месте деревянной Богоявленской церкви тёплой каменной. 28 июля 1809 г. в Тверскую Консисторию причт представил план и разрез предполагаемого храма, составленный Тверским губернским архитектором А.А. Трофимовым. 16 сентября 1809 г. из Консистории была получена Благословенная грамота на строительство. 3 мая 1810 г., посланный в Сант-Петербург проект храма собственноручно утвердил Император Александр I.
Закладка нового соборного храма состоялась 15 июня 1810 г. при участии Директора Вышневолоцкой водной системы генерал-губернатора Принца Георгия Голштейнолденбургского и его супруги сестры Императора Александра I Великой Княгини Екатерины Павловны. Чин освящения места храма совершил Вышневолоцкий благочинный протоиерей Василий Петров. Подрядчиком на строительстве тёплого собора выступил новоторжский купеческий сын Ф.У. Суворов.
Строительство храма было завершено в 1814 г. 19 июля последовал рапорт об окончании строительства, а 23 октября отец Василий Петров освятил главный престол храма в память Богоявления Господня.
В 1828 г. соборное духовенство подало прошение на устройство в соборе второго придела в честь Архангела Михаила. Двухпридельным храм изображён и на плане 1864 г., сделанном специально к перестройке собора. Проектные работы по перестройке собора начались в 1863 г. по проекту Городского архитектора Александрова. Освящение перестроенного трёхпридельного собора состоялось в 1866 г. К первоначальным двум приделам - главному Богоявленскому и правому в честь Михаила Архенгела добавлен был левый придел в честь Сретения Господня.
В 1889 г. тёплый собор украсили живописью. От живописи того времени сохранились композиции в западной части собора "Распятие" и "Снятие со Креста", в остальном пространстве храма первоначальной живописи не сохранилось, по большей части она переписана в 1960-е гг. бригадой под руководстом Наума Нямы и в 1975-76 гг. - Алексея Валерьевича Артемьева, а затем частично исправлена и записана в 2000-х гг. тверскими живописцами.
Приписанными к городскому собору во второй половине XIX в. значились деревянная (XVIII в.) и каменная (1853 г.) Казанские загородные часовни. Каменную часовню-ротонду в 1880 г. обратили в загородную церковь, принадлежавшую приходу городского собора. На острове южнее Богоявленского собора в 1856 г. была поставлена каменная Никольская Лоцманская часовня. На площади с юго-восточной стороны Казанского собора в 1867 г. выстроили каменную часовню в честь Александра Невского в память о спасении Императора Александра II 4 апреля 1866 г. С северной стороны Казанского собора на площади устроена металлическая часовня-памятник Александру II. Проект, утверждённый в 1885 г., удалось выполнить лишь в 1898-99 гг. Кроме них на Новой Линии стояла каменная часовня Варлаама Хутынского, выстроенная в 1879 г.
В XX в. комплекс городского собора ждали серьёзные потери. В 1931 г. прекращены богослужения в Казанском соборе. Несмотря на протесты жителей разобрана колокольня и ограда храма. В 1935 г. по решению городских властей храм был взорван, а кирпич употреблён на строительство школ города. Долгое время на месте храма располагался сквер с памятником И.В. Сталину.
В 1950-х гг. памятник демонтировали, а в 1961-63 гг. на месте храма было выстроено здание суда. Надо отдать должное архитектору, он постарался вписать фасады суда в окружающее пространство. Использованы были мотивы фасадов Казанского собора: колонны с капителями, руст на первом этаже, арочное окно лестничной клетки и черырёхскатная кровля. Чуть позже на месте колокольни собора установили памятник В.И. Ленину, а на месте алтаря горожане в 1970 г. заложили капсулу с посланием потомкам, которую надлежало вскрыть в 2000 г.
В 2007 г. был сделан первый шаг к сохранению памяти о главном городском храме. Севернее места алтарной части церкви был установлен поклонный крест и табличка, напоминающие о храме. Освящение креста на престольный праздник Казанской иконы Божией Матери 4 ноября возглавил архимандрит Адриан (Ульянов), ныне епископ Ржевский. Традиционным стал ежегодный крестный ход к поклонному кресту на престольный праздник Казанской иконы Божией Матери.
В проектах, представленных в 2010 г. на архитектурном биеннале в Венеции, были представлены панорамы города с возрождённой на историческом месте соборной колокольней. Хочется надеяться, что наступит время и горожане решат устроить на месте соборного алтаря и древнего городского кладбища часовню или возродить колокольню с часовым боем, а памятник вождю революции будет перенесён в более подобающее ему место.
Богоявленский собор функционировал вплоть до июля 1940 г., хотя в официальных документах его продолжали именовать "Приходом Казанского собора" или "Приходом городского собора". Благодаря сильной общине, он стал последним храмом закрытым в городе. Здесь хранились, перенесённые из Казанской загородной церкви и Андрониковской церкви Казанского монастыря городская святыня - Казанская икона Божией Матери и древняя святыня греческих царей Андроникова икона Богоматери. Одним из священников собора в эти годы был пожилой протоиерей Владимир Мощанский, принявший мученическую кончину в Вышневолоцкой тюрьме 7 сентября 1938 г. Кроме него в соборе служили священники Всеволод Зосимовский, Александр Кобаров, Иван Воронцов, Владимир Успенский. Все они подверглись арестам, многие скончались в застенках тюрем.
Фактически богослужения в соборе прекратились в июле 1940 г. Но даже после закрытия здания собора его община продолжила собираться для богослужений в доме прихожанина собора Бориса Алексеевича Малышева и его супруги Натальи Николаевны Малышевой. Богослужения в светёлке дома по ул. Урицкого, 67 совершал бывший регент собора священник Симеон Платонов, а на богослужениях присутствовали его сестра монахиня Анастасия (Платонова). 17 октября 1941 г. агенты НКВД арестовали по обвинению в антисоветской агитации о. Симеона, и ещё пятерых человек, в числе которых и была мать Анастасия. Арестованных поместили в городскую тюрьму № 6, где матушка Анастасия скончалась. Остальные заключённые были отправлены в лагеря.
Постановление о закрытии собора было вынесено ещё до ареста прихожан собора 25 октября 1940 г. Калининским облсоветом. В феврале 1941 г. староста собора М.Р. Данилов ездил в Москву с ходатайством об открытии собора, но тщетно. 26 февраля 1941 г. решение облсовета утвердил Верховный Совет РСФСР. Здание предназначалось под кинотеатр. Имущество поручалось ликвидировать с представителями краеведческого музея, куда и были переданы чудотворные иконы. От убранства храма горсовет сохранил лишь паникадила "для освещения кинотеатра". Но начавшаяся 22 июня 1941 г. война помешала превратить храм в кинотеатр, он стал использоваться под военный склад.
В 1943 г. в городе началось движение за открытие Богоявленского собора. Но отдать верующим храм в самом центре города власти не спешили. 21 февраля 1945 г. Совет по делам РПЦ при СНК СССР "на основании постановления Калининского облисполкома и заявления верующих" разрешил передачу верующим здания Пятницкой кладбищенской церкви. Первым настоятелем храма и благочинным храмов Вышневолоцкого благочиния стал протоиерей Фёдор Степанович Емельянов.
17 марта 1947 г. Совет по делам РПЦ при СНК СССР принял решение о передаче верующим здания Богоявленского собора взамен Пятницкой церкви. Пасху 1947 г. верующие встречали уже в новом просторном здании собора. Сюда о. Фёдор перевёз из Выдропужского храма фрагменты уникального иконостаса XVIII в. и список с чудотворной Выдропусской иконы Божией Матери 1898 г., который и поныне хранится в соборе. Из краеведческого музея были возвращены чудотворные Казанская и Андроникова иконы. Протоиерей Феодор Емельянов пробыл настоятелем собора до 1951 г. Он скончался 17 апреля 1951 г. и погребён у стен Преображенского храма на Пятницком кладбище.
Новым настоятелем собора на период с 1951 по 1953 гг. стал протоиерей Дюков Василий Александрович. В эти сложные для Русской церкви годы в Богоявленском соборе находили помощь и место служения многие гонимые государством священники. Некоторых из них, как, например, иеромонаха Иоанна Волкова регистрировали сверх священнического штала в качестве псаломщика "с правом исполнения священнических обязанностей".
В 1953 г. настоятелем собора становится Ораевский Александр Павлович, которого в том же году сменил протоиерей Георгий (?) Козиевский. При нём в том же 1953 г. после закрытия Михайло-Архангельского храма с. Федово в собор перевезён резной образ Николая Чудотворца из Николо-Столпенского монастыря, который специалисты датировали XVI в. Образ хранится в соборе до настоящего времени. Вплоть до 2002 г. существовала традиция облачать образ каждый праздник в облачения присущих этому празднику цветов. Первые облачения на образ были пошиты женой священника Михаила Белова матушкой Анной в 1950-х гг. В 1960-е гг. традиция облачать икону в ризы прекратилась, но была возрождена протоиереем Василием Киричуком в 1980-е гг. В 2002 г. образ предстал верующим обновлённым на пожертвования местных благотворителей.
С 1954 г. в течении двух лет настоятелем собора становится исповедник протоиерей Квинтилиан Вершинский, один из известнейших священников Калининской епархии. В 1930-е гг. отец Квинтилиан пострадал за веру, сидел в лагерях. С 1956 по 1960 г. настоятелем собора снова становится протоиерей Василий Дюков. При нём предпринимаются безуспешные попытки открыть Преображенскую кладбищенсткую церковь.
В 1960 г. настоятелем назначается протоиерей Александр Васильевич Комолов. Его настоятельство пришлось на годы т.н. "научного атеизма", когда с религией боролись посредством средств массовой информации. Новые гонения на церковь отразились и на Богоявленском соборе. Заставляли иметь график "нерабочих" санитарных дней, в которые запрещалось совершать службы, "в целях поддержания порядка" с 25 июня 1961 г. запретили колокольный звон, а затем и проведение богослужений. Полномочия от настоятеля были переданы Приходскому Совету. Подобные нападки властей вызывали массовые протесты верующих города. На собрания у стен закрытого храма собирались до тысячи человек, что отмечалось в докладах уполномоченного.
В 1962 г. был зарегистрирован новый исполнительный орган прихода и отец Александр Комолов снова был назначен настоятелем собора. В это время на ремонт храма горсовет не дал разрешения. В итоге ремонта храма и разрешения колокольного звона пришлось добиваться через Н.С. Хрущёва и Патриарха Алексия I.
В октябре 1962 г. полномочия настоятеля собора переданы священнику Василию Ивановичу Осташевскому. Кроме него некоторое время в соборе настоятельствовали протоиерей Павел Данилов и протоиерей Борис Малаха.
В 1972 г. в собор поступил чудотворный образ Нила Столобенского с частицей его мощей из закрытого Преображенско-Георгиевского прихода с. Матвеево. За советский период собор наполнился иконами из Осечно, Каменки, Выдропужска и других сёл бывшего Вышневолоцкого уезда. Многие из них были украдены в 1980-х гг., но самой страшной потерей стала кража древней Андрониковой иконы Божией Матери. Сейчас взамен неё в соборе находится точная копия, а сама икона была найдена и выкуплена на одном из антиквартных рынков и подарена Святейшему Патриарху Алексию II.
С мая 1973 г. настоятелем собора стал протоиерей Василий Киричук. Он родился 6 февраля 1937 г. близ Почаевской лавры. Рукоположен в 1957 г., в 1959 г. по окончании духовной семинарии певередён на службу в Тверскую епархию. Служил в Бежецке, Кашине, Спасском храме с. Сутоки, в районе Волынского кладбища Твери. С 1962 г. настоятель древнейшего в Тверской области храма в с. Городня. При нём была проведена реставрация храма. По назначении настоятелем Богоявленского собора, он взялся и за дело возрождения единственного действующего храма города. При нём реставрируется и обновляется живопись собора, ремонтируется и пополняется новыми иконами иконостас храма, в Москве в реставрационных мастерских профессиональными реставраторами обновляется чудотворная Вышневолоцкая Казанская икона Божией Матери.
С октября 1989 г. по апрель 1994 г., пока протоиерей Василий Киричук исполнял должность секретаря Тверской епархии, исполняющим обязнности настоятеля собора был протоиерей Стефан Семенюк. В начале 1990-х гг. собор становится школой для молодых священников, многие из них были рукоположены в алтаре Богоявленского собора.
19 сентября 1999 года на Божественной литургии в Богоявленском соборе, которую возглавили семь архиереев Русской Православной Церкви, было совершено прославление семи подвижников благочестия, священномучеников и исповедников, пострадавших от безбожной власти в 1930-е годы. Это священномученики Алексий Бенеманский, Илия Громогласов (Тверь), Владимир Мощанский, Димитрий Беневоленский (Вышний Волочек и Удомля), Григорий Раевский, Николай Дмитров (Завидово), преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) (село Владычня Лихославльского района). С того момента традиционным стал крестный ход из Богоявленского собора в Казанский женский монастырь, повторявший древний городской крестный ход. В настоящее время из-за сложной транспортной обстановки на федеральной трассе, которую приходилось пересекать крестоному ходу, крестохождение и молебен совешаются к поклонному кресту у места Казанского собора.
В 2000 г. собор украсил новый иконостас работы Тверской иконописной школы, прежний иконостас возвращён в Выдропужский храм. Второй раз обновлена и отчасти переписана заново стенная живопись собора. Неплохую реставрационную технику можно увидеть на композициях Распятия и Снятия со Креста (1889 г.) в западной части храма. Обновлены и некоторые древние чтимые иконы собора, которые в свою очередь в советское время обновляла служившая при соборе иконописица монахиня Олимпиада (Герасимова), в том числе при реставрации заново открыт список с Выдропусской иконы Божией Матери 1898 г.
22 октября 2004 г. на колокольню собора был поднят самый большой колокол города весом в 70 пудов. Пожертвования на него собирали всем миром, это стало одним из дел собора, объединивших вышневолочан.
В настоящее время среди святынь собора находятся частицы мощей преподобного Макария Калязинского, преподобного Иова Почаевского, священномученика Архиепископа Фаддея (Успенского), частицы мощей Оптинских старцев, одна из первых икон Царственных Страстотерпцев, иконы вышневолоцких священномучеников Владимира (Мощанского) с его наперсным крестом и требником и Виктора (Воронова), а так же икона первых священномучеников земли Тверской Алексия, Илии, Владимира, Дмитрия, Григория, Николая и преподобномученика Сергия, канонизация которых прошла в соборе.
Богоявленский собор единственный храм города, где ежедневно совершется Божественная литургия. По традиции по будням литургия отправляется в Сретенском приделе. Собор центр Вышневолоцкого благочиния Тверской и Кашинской епархии. Одно из мест, где Митрополит Виктор часто совершает богослужения. При соборе существует профессиональный хор, один из лучших в Тверской митрополии. Так же создан детский хор. Богоявленский собор является учредителем православной школы им. преподобного Сергия Радонежского, второго общеобразовательного учреждения Тверской епархии.
Благодаря заботам настоятеля и благочинного протоиерея Василия Киричука собор посещают великие православные святыни, такие как Фёдоровская и Почаевская иконы Божией Матери, частицы мощей великих святых. Благодаря этому горожане могут поклониться святыням, отстоящим от Вышнего Волочка на многие сотни километров. При соборе организуются паломнические поездки по святым местам. Стоит отметить, что в 2002 г. при Богоявленском соборе начала издваться газета "Верхневолжье Православное" (первый редактор и издатель В.В. Сердюк), которая сейчас является официальным печатным органом Тверской Митрополии.
В настоящее время в штат собора составляют четыре священника: о. Иоанн Денисенко, о. Олег Яковлев, о. Владимир Березнюк, о. Игорь Киричук. Они духовно окормляют большинство населения Вышнего Волочка и близлежащих деревень, где нет священников. Отец Олег является так же настоятелем храма мученицы Анастасии Узрешительницы при Вышневолоцкой женской колонии, построенного в 2007-09 гг. К собору приписана отреставрированная в 1998-99 гг. и освящённая в качестве часовни Николо-Александровская церковь. При непосредственном участии благочинного протоиерея Василия Киричука и Антонины Куприяновны Суховой в 2005 г. оборудована в центральном здании ЦРБ часовня в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радости" и вмч. Пантелеимона.
Богоявленский собор весьма ценный и сохранный памятник архитектуры XIX в., детище замечательного городского архитектора А.А. Александрова. Среди достоинств собора следует отметить звонницу, по большей части состоящую из старинных колоколов, а так же калориферную, действующую до сих пор отопительную систему.
В 2016 г. исполняется 500-летие с момента первого упоминания прихода Никольского Вышневолоцкого погоста, историческим преемником которого является приход городского собора. Более пяти сотен лет на этом месте в центре древнего Волока совершается молитва, звучит колокольный звон и отражается в водах Цны православный крест, как символ нашего спасения.
Денис ИВЛЕВ, г. Москва-г. Вышний Волочёк, 2014 г.
Использованы фотографии из архивов Е.И. Ступкина, Г.К. Смирнова, Г.Д. Мироновой-Сперанской, Е.М. Ильиной, потомков архитектора А.А. Александрова, Вышневолоцкого краеведческого музея. Автор благодарит за материалы вышеперечисленных людей, а так же протоиерея Василия Виричука.


Вот такое видео с празднования 200-летия Богоявленского собора нашёл я на просторах интернета: http://www.youtube.com/watch?v=a-qMgtbJpRk. Снимало телевидение Марка Жаныча, и поэтому первой и главной персоной в ролике конечно же он. Но для истории стоит сохранить и это, хотя празднование прошло весьма скромно и малолюдно.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

видео о Казанском соборе

Сообщение Денис Ивлев » 08 апр 2015, 23:21

"Страницы истории", новостной выпуск Вышневолоцкого телевидения о Казанском соборе Вышнего Волочка:
phpBB [media]
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

архивные документы о Богоявленском соборе

Сообщение Денис Ивлев » 25 ноя 2015, 04:17

Архивные фотографии и документы по истории Богоявленского собора г. Вышнего Волочка. Посвящается 500-летию прихода Вышневолоцкого городского собора (1516-2016): http://vk.com/album-100914789_224560280.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Тюремная церковь Вышневолоцкой колонии

Сообщение Денис Ивлев » 28 янв 2017, 15:37

тюремная церковь святой великомученицы Анастасии Узрешительницы при Вышневолоцкой исправительной колонии. Тюремная церковь в Вышнем Волочке существовала при тюремном замке с начала XIX в. и была освящена в честь Святого благоверного князя Александра Невского. Первоначально тюремный замок был деревянным и находился на берегу реки Цны в районе современной ЦРБ, затем был выстроен каменный замок, находящийся и сейчас на своем месте в центре исправительной колонии. Упраздненная в советское время церковь была заложена в 2007 г. и выстроена и освящена в 2009 г. Приписана к Богоявленскому собору. Фото из архива протоиерея Олега Яковлева: https://vk.com/album-100914789_240968162
Вложения
zqh6okDjcC4.jpg
Вышний Волочек, Тюремная церковь. Вид с севера
FzpDJ2Q28f4.jpg
Вышний Волочек, Тюремная церковь. Вид с запада
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Часовня-памятник отцам города на месте Казанского собора

Сообщение Денис Ивлев » 20 сен 2017, 03:23

Дорогие друзья, приглашаем вас на открытие часовни-памятника отцам-основателям и архитекторам Вышнего Волочка на набережной Олега Матвеева у здания суда (на месте Казанского собора). Открытие состоится 21 сентября в 15:00 и приурочено к 580-летию первого литературного упоминания Вышнего Волочка. После открытия памятника в школе искусств состоится концерт духовной музыки. Приглашаем всех!
tabl1.jpg
Памятная доска архитекторам Вышнего Волочка

tabl2.jpg
Памятная доска архитекторам Вышнего Волочка

Часовня-памятник отцам города.jpg
Часовня-памятник в процессе подготовки
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

580 лет первому упоминанию Вышнего Волочка!

Сообщение Денис Ивлев » 22 сен 2017, 20:10

Вышний Волочек. Часовня-памятник отцам города. 21 сентября в день Рождества Пресвятой Богородицы в Вышнем Волочке состоялось знаменательное событие - открытие часовни-памятника отцам-основателям и архитекторам города. Уникальный памятник создан силами потомков жителей Вышнего Волочка протоиерея Владимира Березюка, Олега Глазова, Николая Бунчука, Яны Романенко-Услар и Алексея Романенко, Сергея Андреева, Михаила Нюймана и др. по инициативе краеведа Дениса Ивлева. Памятник включает в себя поминальную часовню нач. XX в., жернова - символ "жерновов истории", каменные столбы XIX в. от мостов Петербурго-Московской дороги и таблички с именами архитекторов Вышнего Волочка XVIII-XIX вв. и выдержкой из Указа Императрицы Екатерины II "Об устройстве вновь учреждаемых городов" от 2 апреля 1772 г. с положением о Вышневолоцком гербе. Место памятника выбрано не случайно - здесь до 1935 г. стоял летний Казанский собор, где 1 июля 1772 г. Вышний Волочек был провозглашен городом. Новгородский губернатор Яков Ефимович Сиверс огласил Указ Екатерины II, выдержка из которого выбита на памятнике, и принял присягу от вышневолочан. Этот день является днём рождения города Вышний Волочёк. С этого момента в этом году празднуется 245 лет. Но открытие памятника приурочили к другому знаменательному событию в истории Вышнего Волочка - 580-летию первого литературного упоминания города. Именно на праздник Рождества Пресвятой Богородицы 1437 г. из Москвы во Флоренцию выехал Митрополит Исидор, который в своём "Хождении на Флорентийский собор" упомянул Вышний Волочек, как пункт своей остановки. По окончании Божественной литургии в Казанском женском монастыре, которую сопровождало пение хора ансамбля "Глория" из г. Конаково (детско-юношеский центр "Новая Корчева"), жители и гости города собрались на открытие памятника. Перед началом официальной части была отслужена лития по всем усопшим жителям Вышнего Волочка, по архитекторам и градоначальникам Вышнего Волочка, а так же по погребенным здесь на некрополе у стен утраченного Казанского собора. После литии была прочитана молитва и окроплены святой водой часовня-памятник и памятные доски. Хочется отметить, что многие архитекторы, создавшие неповторимый облик Вышнего Волочка, не имеют точного места упокоения, поэтому этот памятник стоит считать их общим и пока единственным памятником. На торжественной части выступили заместитель Главы администрации г. Вышний Волочек Морданова Вера Гавриловна, которая вручила Почетные грамоты и Благодарственные письма инициаторам и участникам установки памятника, а так же Председатель Вышневолоцкого историко-краеведческого общества (ВИКО) Ивлев Денис Михайлович, который рассказал о значении памятника в истории Вышнего Волочка и его уникальности для Тверской области. Ансамбль "Глория" исполнил тропарь Вышневолоцкой-Казанской иконе Божией Матери, явленной здесь в 1724 г. на месте сгоревшего храма, а так же песнопение-молитву "Спаси, Владычице, Святую Русь спаси!". По окончании торжественной части гости переместились к детскую школу искусств, где день 580-летия Вышнего Волочка завершился концертом духовной музыки в исполнении ансамбля "Глория". По завершении концерта ансамбль и его руководителя Людмилу Власову горячё поблагодарили за участие в праздновании настоятельница Вышневолоцкого Казанского женского монастыря игумения Феофилакта и заместитель руководителя отдела по делам культуры и молодежи Комедчикова Мария Вячеславовна. Они вручили гостям памятные подарки от обители и от Главы города Вышний Волочек А.В. Борисова. Организаторы праздника благодарят за помощь в подготовке и проведении праздника игумению Феофилакту с сестрами, Главу администрации Вышневолоцкого района Наталью Петровну Рощину, заместителя руководителя отдела по делам культуры и молодежи г. Вышний Волочек Марию Вячеславовну Комедчикову и руководство ресторана "Парадиз" (г. Вышний Волочек). Мы поздравляем всех вышневолочан с праздником и желаем долголетия и процветания им и нашему родному городу! Фото Денис Ивлев и Лидия Ивлева: https://vk.com/album-118599485_247551551
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Смысл нового памятника на месте Казанского собора

Сообщение Денис Ивлев » 24 сен 2017, 03:32

Дорогие друзья, 21 сентября в нашем городе появился уникальный памятник, подобного которому нет нигде - памятник основателям и создателям Вышнего Волочка, городским архитекторам, градоначальникам, священникам, дворянам, купцам, мещанам, ямщикам и лоцманам. Кратко он назван - памятник отцам города. Все они - наши предки - создавали на протяжении столетий наш город, все они внесли вклад в формирование той среды, в которой мы сейчас живем и, увы, не сохраняем и приумножаем, а во многом разрушаем. Они - наши предки - отцы и деды являются и поныне нашим примером того, как надо любить свой край, сохранять и развивать все лучшее, что досталось нам в наследство. Многие спросят почему памятник сформирован именно в этом месте и что означают его составные части? Памятник представляет собой поминальную часовню, которая напоминает нам не только о бывшем здесь до 1772 г. кладбище, но и стоявшем здесь до 1935 г. Казанском соборе. Жернова от мельниц, находившихся в нашем городе напоминают об извечном ходе истории - "жерновах истории", которые перемалывают все и хорошее и плохое, унося все это в прошлое. Столбы от мостов, находившихся на Петербурго-Московской дороге (это мосты в Коломно и Петербургский мост в центре города) напоминают нам и о жизненном пути и о Петербурго-Московском тракте и его ямщиках - наших предках. На памятнике помещены таблички с выдержкой из Указа Императрицы Екатерины II и именами архитекторов - создателей основных памятников истории города: Казанского и Богоявленского соборов, Успенской церкви, Казанского монастыря, Уездных присутственных мест, Путевого дворца, Торговых рядов и т.д. Указом Екатерины II Вышний Волочек стал городом 1 июля 1772 г., именно этот Указ зачитал Яков Ефимович Сиверс на этом месте под сводами Казанского собора 245 лет назад. Именно этот (а не иные) герб даровала нам Екатерина II. Именно эти люди сделали неповторимым архитектурный облик нашей малой родины. Дорогие друзья! Этот памятник создан на средства простых вышневолочан, их руками и с искренним желанием сохранить памятное место и имена создателей Вышнего Волочка. Таких памятников нет ни в области, ни по стране - общего памятника предкам. Для тех, у кого нет уже ни места захоронения, ни надгробия, это особое место. Это место молитвы и памяти о наших дедах и отцах, создавших наш город. Да не посрамится память о них! Фото здесь: https://vk.com/album-100914789_247960295
Вложения
Часовня-памятник отцам города.jpg
Вышний Волочек. Часовня-памятник отцам города. Общий вид
Часовня-памятник отцам города 1.jpg
Вышний Волочек. Часовня-памятник отцам города. Общий вид
Часовня-памятник отцам города 2.jpg
Вышний Волочек. Часовня-памятник отцам города. Общий вид
Часовня-памятник отцам города 3.jpg
Вышний Волочек. Часовня-памятник отцам города. Общий вид на место притвора Казанского собора
Часовня-памятник отцам города 4.jpg
Вышний Волочек. Часовня-памятник отцам города. Общий вид на место притвора Казанского собора
Часовня-памятник отцам города 5.jpg
Вышний Волочек. Часовня-памятник отцам города. Таблички с именами архитекторов
Часовня-памятник отцам города 6.jpg
Вышний Волочек. Часовня-памятник отцам города. Таблички с именами архитекторов
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Богоявленский и Казанский соборы

Сообщение Балаблиха » 24 сен 2017, 11:12

Денис, спасибо за огромную работу по сохранению исторической памяти!
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 877
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Богоявленский и Казанский соборы

Сообщение Денис Ивлев » 26 сен 2017, 13:47

Спасибо! Приглашаю при возможности оценить воочию:)
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

2019 г. 260 лет закладке Казанского собора.

Сообщение Денис Ивлев » 29 янв 2019, 22:29

Вышний Волочёк в XVIII в. Вышневолоцкий Николаевский погост с 1742 по 1771 г.
Посвящается 260-летию с момента основания Казанского собора в г. Вышний Волочёк.

Изучение истории Вышневолоцкого Николаевского погоста в XVIII столетии затруднено прежде всего большой разбросанностью по разным архивам страны документов того периода, а так же и недостаточностью оных. И всё же мы постараемся собрать воедино найденные на сегодняшний момент сведения об истории первого церковного прихода Вышнего Волочка в периоде между пожаром 1742 г. и освящением каменного Казанского собора.
История строительства каменного Казанского собора – одного из выдающихся церковных памятников Новгородской земли, точнее Новгородско-Тверского пограничья XVIII столетия – вопрос приоритетный. В XVIII в. на Новгородско-Тверском пограничье каменное строительство велось не часто, и буквально единичные храмы были построены в тот период. Среди них особое место занимают храмы в Троице-Млёвском монастыре (Удомельский район, Тверской области), в с. Хотилово (Бологовский район, Тверской области), в с. Выдропужск (Спировский район, Тверской области) и, наконец, Казанский храм в Вышнем Волочке.
Для краткости первый Казанский храм Вышнего Волочка, а так же для того, что бы не спутать его с последующими Казанскими храмами и часовнями, мы будем называть его Казанским собором, хотя такой статус храм получит только лишь в 1772 г.
И прежде чем приступить к рассмотрению имеющихся документов по построению Казанского собора, необходимо рассмотреть ситуацию, которая сложилась в Вышнем Волочке вмоменту начала этой работы.
Накануне постройки Казанского собора.
Во всех документах середины XVIII в. значится в Вышневолоцком Николаевском погосте церковь Богоявления Господня. Дело в том, что в 1742 г. пожар уничтожил деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, и службы проводились в оставшемся храме Богоявления Господня на «Отмойном острове». Центр Николаевского Вышневолоцкого погоста, а так же и древнее приходское кладбище находились на территории современной площади между существующими ныне корпусами Гостиного двора.
В 1742 г. вышневолоцкие ямщики уже вознамерились построить новый храм на месте сгоревшего Казанского, но средств не хватило. Поэтому к 1749 г. поставили лишь временную деревянную часовню.
Вместе с тем, это время совпало с периодом реконструкции Вышневолоцкой водной системы, который затронул отчасти и приход Вышневолоцкого погоста. Нельзя сказать, что приход в это время был богатым, ведь денег на каменный храм, да и на воссоздание сгоревшего деревянного прихожане не нашли.
Из документов Новгородского архива мы узнаём о том, что это время у прихода были и другие проблемы. В 1749 г. управитель Вышневолоцкого яма Михаил Аракчеев заявил, что «поповый староста» Бежецокой пятины Михаил Васильев и строитель Столпенской пустыни иеромонах Корнилий не дали для служения в «высокоторжественные дни» в вышневолоцкую церковь священников.
Почему это произошло, мы узнаём из документов следствия, которое началось по этому весьма серьёзному по тем временам обвинению. Согласно указу Сената и по «имянному блаженно и вечнодостойныя памяти Государя Императора Петра Великого указу» дворы священников, расположенные близ вышневолоцкой пристани на Отмойном острове были сломаны. А вышневолоцкие ямщики отказались выделить для новых священнических дворов землю. Кстати, тут немаловажным фактором было то, что многие из вышневолоцких ямщиков или явно или тайно были староверами. Ещё жива была память о притеснениях вышневолоцких староверов, в том числе и со стороны духовенства. Например, в 1730 г. поп Вышневолоцкого погоста Платон Михайлов укрывал девятнадцать раскольников с их семьями и показывал их «детьми своими духовными». В итоге, по жалобе второго вышневолоцкого попа Фёдора Никитина и священник Платон и его «раскольники» были преданы суду и жестокому наказанию.
Поэтому вопрос о выделении земли решать пришлось в Москве. Изначально в Москву отправился диакон Вышневолоцкого погоста Димитрий Иванов и там скончался. В итоге, священники Вышневолоцкого Николаевского погоста Иван Иванов и Василий Леонтиев отлучились из Вышнего Волочка в апреле 1749 г. для решения этого немаловажного земельного вопроса. А пока длилась тяжба «за сломанием означенных священноцерковнослужительских малых хат… и по дворы надлежащих мест за не дачей ныне и просфор печь не где». То есть сломали не только священнослужительские дворы, но и особую хату, где пекли просфоры. По правилам в обычной печи просфоры печь было нельзя, а без них не возможно служение литургии не только в воскресные и праздничные дни, но и «в высокоторжественные и викториальные дни», как этого требует закон.
Жалоба Аракчеева касалась служения на 21 и 25 апреля в дни рождения супруги «Его императорского Высочества Благоверныя Государыни Великия Княгини Екатерины Алексеевны и коронования Ея Императорскаго Величества». Церковь осталась без служения литургии и даже без молебного пения. Аракчеев просил на эти дни откомандировать в Вышний Волочёк попа Корнилия, но «поповый староста» отказал за неимением священника.
Вместе с тем, службы в Богоявленской церкви происходили и в отсутствие священников храма. Так 23 апреля в день святого Георгия священник изс. Леонтьева Иван Афанасьев исправлял мирские требы и по просьбе выборного Вышневолоцкого яма Андрея Данилова с товарищем. Он «в том Вышнем Волочке в церкви Богоявления Господня воду святил и молебны служил». Кроме всего этого «в которое число и болящаго вышневолоцкаго ямщика Ивана Демидова исповедал и Святых Таин сподобил, да по просьбе сыщиковой команды солдата Димитрия Лазарева сына ево умершаго младенца Максима при церкви похоронил».
То же происходило и в следующие два дня. Так 24 апреля «вышневолоцкой сыскной команды солдата Никиту Евсеева по просьбе ево исповедал», а 25 апреля «по просьбе сыщиковой же команды прапорщика Стефана Максимова сына Иванова сына ево младенца Иоанна причастил, того числа по просьбе вышневолоцкаго ямщика Евстрата Терентьева родившей жене ево Екатерины и дитю очистительные молитвы читал».
Всё это говорит, что в отсутствии священнослужителей Вышневолоцкого погоста требы всё же совершались в Вышнем Волочке. Но вот случился казус. По указанию «попового старосты» поп Перфирий с вышневолоцким диаконом Стефаном Андреевым был послан в «дом вышневолоцкаго яму и ямской жены вдовы Екатерины Тимофеевой для исповеди и причастия ямской дочери Параскевы Андреевой». Но как оказалось Прасковья Андреева была «в безчувствии и ни на каковые речи не объявлялась, и у которой из гортани токо одно дыхание стеной происходило».
Из-за того, что христианского напутствия совершено не было «поповый староста положил у кладбища без отпевания зарыть», что так же вызвало возмущение Михаила Аракчеева. Но у церковников и на сей счёт было оправдание «за не сподоблением помянутой вдовы у исповеди и причастия три года». Эти строки явно указывают на подозрение в принадлежности к старообрядчеству. А вопрос этот, как мы выяснили, для Вышнего Волочка был особо острым. Таковых старообрядцев в Вышнем Волочке в те времена было много. Многие были «записаны» староверами и платили налог, но многие боялись наказания и не записывались, а некоторые просто сочувствовали. И их имена и документы по ним всплывают то тут, то там в архивах страны.
Михаил Сердюков и Казанский собор.
Самым известным из вышневолоцких «староверов» был, получивший статус дворянина, бывший «новгородский купецкий человек» Михаил Сердюков. Его и его жену штрафовали за «небытие у исповеди и причастия», и сажали в застенки Святейшего Синода и под сводами Петропавловского собора в одноимённой крепости в Санкт-Петербурге он зачитывал своё признание и отречение. Можно, конечно, долго спорить о том был ли Сердюков старообрядцем, и у разных сторон есть свои доводы, доказывающие их правоту. Но одно ясно точно, что дружбу Сердюков со староверами водил, и не только с купцами, а и с «раскольническими учителями», в темницах их посещал, да и в частной переписке между староверами он уминается, как их благотворитель.
Другой вопрос, был ли Сердюков истовым приверженцем старого обряда, как он относился к вере вообще. Об этом мы можем судить только по косвенным источникам, и пара из них касается Вышневолоцкого Николаевского погоста и рассматриваемого нами периода.
За год до описываемых выше событий со сносом построек священнослужителей, Михаил Иванович Сердюков делает в Вышневолоцкий Николаевский погост вклад – набор для евхаристии из серебра с покрытием позолотой и с «изображениями на финифти», а так же «грецкую губку», которая предназначалась для сбора с антиминса мельчайших частиц после совершения на нём литургии.
Приведём описание чаши для причастия, которая интересна нам, не только, как пример богатого вклада, но и как пример записи на ней: «Святой потир серебряный и позолоченый с четырьмя образами на финифти греческой работы: Спасителя, Божьей Матери, крестителя Иоанна, Распятия Господня, на подножии потира в четырех круглых клеймах изображения – моление о чаше, суд Пилата и возложение терноваго венца на голову Спасителя. По нижнему краю надпись: «Поминать о здравии Михаила, Анны, Елены, Михаила, Марии, 1748 г. апреля в день».
Стоит пояснить имена, которые просит поминать о здравии Михаил Сердюков. Михаил – сам вкладчик Михаил Иванович Сердюков, Анна – супруга сына Ивана Михайловича – Анна Акинфиевна Демидова, Михаил – внук М.И. Сердюкова и полный тёзка, родившийся в 1747 г. Загадкой остаётся Мария, т.к. все имена Марий в роду Сердюковых, упомянутые Е.М. Либерман, появились уже после 1748 г.
Вопрос о том, принимали ли участие в строительстве будущего Казанского собора члены семьи Сердюковых или сам Михаил Иванович остаётся открытым, т.к. документов на этот счёт не найдено. Но, в книге священника Арсения Покровского, посвящённой Вышневолоцкой-Казанской иконе Божией Матери, было сказано о том, что строителем собора считается Михаил Иванович Сердюков.
Мы уже упомянули пожар 1742 г., когда сгорела деревянная Казанская церковь. Пожар был такой силы, что не успели спасти даже антиминсы с престолов, хотя их и богослужебные сосуды положено спасать в первую очередь. Сосуды, по-видимому, так же не были спасены. Позднее М.И. Сердюков пожертвует серебряные сосуды в храм, возможно, именно по этому случаю.
Искусствовед Г.К. Смирнов указывает на то, что «ямщики выразили желание на месте сгоревшего храма возвести каменную церковь». Но средств не нашлось, а около 1749 г. на месте собора возвели часовню. По указу Сената 1742 г. в противопожарных целях на расстоянии до 30 саженей от сгоревшей церкви запрещено было сооружение жилых и торговых построек. Так было положено начало будущей Соборной площади – старейшей площади Вышнего Волочка.
На южной стороне этой площади находились постройки, которые состояли в ведении М.И. Сердюкова: таможня, кухня, важня и два кабака. На карте 1749 г. в центре площади указана территория вокруг сгоревшего храма. Именно здесь находился древнее кладбище Николаевского погоста. Здесь М.И. Сердюков найдёт своё последнее пристанище.
Официальное начало строительства было дано в 1759 г. «Храм сей, с благословения Преосвященнаго Димитрия Архиепископа Новгородскаго и Великих Лук, начат строением в 1759 г. и освящен с приделами в нем в 1771 г.», - писал о. Арсений Покровский, зная это ,по-видимому, из одному ему известных документов Казанского собора.
Но в 1754 г. Михаила Ивановича Сердюкова не стало. Конечно, можно предположить, что в строительстве храма как-то мог участвовать внук и тёзка Михаила Ивановича, но на начало строительства двенадцатилетний юноша вряд ли мог выделить какие-то средства. Остаётся сын Сердюкова-старшего Иван Михайлович, который погиб в 1761 г.
Хотя есть одна зацепка в полном молчании архивных документов – это строительство церкви в с. Хотилово. 24 января 1744 г. указ о построении церкви в Хотиловском яму последовал от Императрицы Елизаветы Петровны. Занимался заготовкой материала всё тот же Михаил Сердюков со своим сыном Иваном. Видя промедление в присылке грамотных мастеров в Хотилово для поиска хорошей глины и строительства кирпичных заводов, Сердюков предложил и даже сделал на своих заводах кирпич для нового храма: «Однако ж я не хотя того упустить, что сего лета кирпича делать не начал, то на своих готовых кирпичных заводах, готовым струментом и готовыми же дровами подрядил я кирпичников двадцати четырем человек зделать и обжечь двести пятьдесят тысяч кирпича весом каждой по четырнадцати фунтов, которой на месте ценою встанет не более рубля тридцати копеек тысеча»..
Но прибывшего, наконец, из столицы мастера «италианца» Дементия (Доменико) Осипова этот кирпич не устроил. Для Хотиловского храма изготовили свой кирпич, а вот кирпич с Сердюковских заводов остался не у дел. Каменного строительства в тот период в окрестностях Вышнего Волочка больше нигде не велось, а посему 250 тысяч штук кирпича вполне могло быть использовано для подготовки к строительству Казанского собора. Дата 1759 г. совсем не должна смущать читателя, т.к. в Хотилове, например, кирпич пролежал с 1748 г. до 1763 г., пока не началось строительство храма по проекту С.И. Чевакинского. При чём, если материал заготовили в 1748 г., то закладку храма произвели только в 1763 г.
Савва Иванович Чевакинский – сосед Михаила Сердюкова по Английской набережной в Санкт-Петербурге и один из самых известных архитекторов своего времени. По мнению искусствоведа Г.К. Смирнова, именно его проект лёг в основу построения Казанского каменного собора.
Вместе с тем, стоит отметить, что проект Савва Чевакинский должен был составить к 1759 г., т.е. к началу строительства. Основные работы по возведению храма пришлись на первую половину 1760-х гг. В 1766 г. храм значится на плане Вышнего Волочка как «новопостроенный». Вместе с тем, такое огромное строение, как Казанский собор в Вышнем Волочке требовало огромное вложение средств и материалов. Мы же видим, что гигантский собор был вчерне построен за очень короткий промежуток времени – с 1759 по 1766 г., т.е. всего за семь лет. Из этого следует, что материалы для него, как и для хотиловского храма заготавливались в промежуток с 1749 по 1759 гг. И большая часть этого времени пришлась на годы жизни М.И. Сердюкова.
В книгах Вышневолоцкого Николаевского погоста за 1754 г. сохранилось указание на дату смерти «коллежскаго советника Михаила Ивановича Сердюкова 80 лет». Случилось это 4 декабря. Запись о смерти под номером 24 занёс «Вышневолоцкаго Николаевскаго погоста церкви Богоявления Господня поп Леонтий Захарьев». Сведения о переносе тела Сердюкова для захоронения где-то вне Вышнего Волочка отсутствуют, а поэтому эта запись имеет для нас особую важность, т.к. по всему получается, что захоронен Михаил Иванович был на кладбище Вышневолоцкого погоста близ планируемой к устройству новой каменной Казанской церкви.
На десять лет пережила Михаила Ивановича его супруга Анна Филипповна. Умерла она 2 марта 1764 г. Запись о её смерти оставили священники Иоанн Петров, Пётр Дмитриев, Стефан Андреев – «коллежскаго советника Михаила Сердюкова жена ево вдова Анна Филиппова». Видимо, она нашла место своего упокоения там же, у строящейся Казанской каменной церкви.
Поэтому семья Сердюкова своим долгом посчитала благотворить новосоздаваемому храму. Из записей того времени известно, что в домах, принадлежавших семье Сердюковых жили иконописцы, занимавшиеся созданием икон для иконостаса.
Кстати, об иконописцах. Документы Новгородского архива сохранили до наших дней некоторые подробности финансовых трат церквей Бежецкой пятины Тверской половины за 1768 г. «Щетная ведомость Новгородской епархии Бежецкой пятины Тверской половины Николаевскаго Вышневолоцкаго погоста церкви Богоявления Господня обретающегося при оной церкви старосты Вышневолоцкаго яму ямщика Евстрата Терентьева коликое число в прошлом 1768 г. имелося приход, расход и в остатке церковной денежной суммы…» выдаёт нам следующие цифры: с прошлого 1767 г. осталось 3 р. 81 коп., поступило от продажи свеч 468 р. 74 коп., на блюдо от часовен подаяния 171 р. 82 коп., сборщиком собрано 21 р.
В расходе было: на покупку восковых свеч 368 р. 84 ½ коп., на покупку ладана 6 р. 93 коп., на покупку деревянного масла 2 р. 95 коп., на покупку «к просфоропечению муки» 5 р. 50 коп. Кроме того указаны траты «за починку святых образов изографом 6 р., 70 коп. и на покупку церковным одеждам для починки материй 4 р. 49 коп.».
Кроме повседневных трат указаны и траты на построение Казанского каменного храма, из которых видно, что основные работы по кладке стен окончены, а идут работы по отделке храма: «В отдаче за расплату материалом и людем за резьбу иконостаса и иконописцам находящимся в усмотрении новой каменной церкви рачителю вышневолоцкому ямщику Семену Михайлову 200 р.». Так же есть статья расхода «на покупку железным материалом и угля 2 р. 99 коп.».
Вышневолоцкий Николаевский погост по своим доходам, да и по расходам тоже далеко обгонял прочие храмы Тверской половины Бежецкой пятины. За 1768 г. расход погоста составил 621 р. 72 коп., а остаток 43 р. 65 ½ копейки, при чём львиную долю денег приносила продажа свеч и сбор пожертвований в часовне у чудотворной Казанской иконы Божией Матери на большой Петербурго-Московской дороге.
Увеличивающееся с каждым годом население Вышневолоцкого яма и Вышневолоцкого погоста так же способствовало скорейшему построению храма. Так в 1771 г. значилось «в оном Вышневолоцком погосте при той новопостроенной церкви приходских дворов четыреста один, в них мужеска пола тысяча девятьсот четыре души, пашенной земли состоят за ними священнослужителями во владении по отдаче издревле ямских охотников сем четвертей в полу дву по тому ж, сенных покосов семдесят копен».
Освящение Казанского собора. Новые документы.
Освятить новый каменный храм решено было в престольный праздник Казанской иконы Божией Матери. Подробности подготовки к освящению, а так же некоторые подробности пожара и строительства проливают для нас документы, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве. Мы их опубликуем здесь впервые.
19 июня 1771 г. из Новгородской консистории было получено доношение Святейшему Правительствующему Синоду. «Новгородской епархии Бежецокй пятины Тверския половины в Николаевском Вышневолоцком погосте по благословению покойнаго Преосвященнаго Димитрия Митрополита Новгородскаго, - писали члены консистории архимандрит Хутынского монастыря Лаврентий и протоиерей Софийского собора Дометий, - по прошению тоя церкви приходских людей вместо сгоревшей в прошлом 1742 г. трехпрестольной церкви во имя Пресвятыя Богородицы Казанские з двумя приделами во имя святых Николая Чудотворца и Димитрия Селунскаго чудотворца построена на прежнем церковном месте вновь каменная церковь с приделы в теж именования коих на построение в помянутом Ея Императорскаго Величества высочайшему указу пожаловано тысяща рублей, и просят тое церкви священнослужители и приходские люди оных церкви с приделы освящения. По произведенному по посланному к оной консистории в тамошнее Тверской половины духовное правление указу следствие оказалось, что означенная церковь во имя Пресвятыя Богородицы Казанские с приделы с святыми иконами церковными сосудами серебряными, а между тем оловянными, олтарными одежды, священнослужительскими облачениями из шелковых материй, и книгами церковнаго круга удовольствована, святее престолы в указанную меру к освящению состоят совсем в готовности, точию антиминсов за згорением прежнея не имеются».
Это прошение ценно прежде всего тем, что указывается на две подробности в истории церкви. Во-первых, документ доказывает, что храм сгорел быстро и даже антиминсы спасти не удалось. Второе же, на построение храма была высочайше выделена тысяча рублей. Правда кто выделял Елизавета Петровна или же Екатерина II остаётся загадкой. «Помянутого указа» пока не найдено.
20 июня 1771 г. Святейший Синод благословил «означенную построенную в Вышневолоцком яму вновь каменную Казанскую с приделами святителя Николая и великомученика Димитрия Селунскаго церковь выдав во оныя новыя освященныя антиминсы по церковному чиноположению освятить дозволить». Указ «Ея Императорскаго Величества» подписали Санкт-Петербургский архиепископ Гавриил, Псковский Архиепископ Иннокентий, Гвардии Преображенского полка протопоп Андрей и обер-секретарь Михайло Остолопов.
25 июня 1771 г. указ был получен в Великом Новгороде и отправлен в Вышний Волочёк.
8 июля состоялось освящение Казанского храма, а в истории Вышнего Волочка началась страница, связанная с историей Казанского собора.
Ныне нет храма на Соборной площади, но древнейшая площадь, под которой лежат и семья Сердюковых и многие поколения вышневолоцких жителей продолжает существовать. Наступит ли возрождение этого святого места? Возможно. И начать его стоит с возвращения этому месту исторического названия – Соборная площадь.
Денис Ивлев, историк.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала Сергея Андреева и Игоря Космакова.

Источники:
РГИА, Ф. 796, Оп. 12, Д. 384. 1731 года сентября (октября) 4 дня. О сороспопе Платоне которой был вышневолоцкого яму попом.
РГАДА, Ф. 796, Оп. 18, Д. 132 «О постройке Михаилом и Иваном Сердюковыми церкви в Хотилове, 1745 г.».
ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 21306. Метрические книги. Бежецкий уезд, 1754 г.
ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 14346. Метрические книги за 1764 г.
ГАНО, Ф. 480, Оп. 1, Д. 715. О неотправлении священнослужения и треб в Вышнем Волочке по вине священнического старосты Михаила Васильева и строителя Стопенской пустыни иеромонаха Корнелия, 1749 г.
ГАНО, Ф. 480, Оп. 1, Д. 1405. Приходно-расходные ведомости церквей Бежецкой пятины, 1768 г.
РГИА, Ф. 796, Оп. 52, Д. 227, 1771 г. июня 19 дня. По доношению Новгородской духовной консистории о освящении построенной в Николаевском Вышневолоцком яму трехпрестольной каменной Казанской церкви.


В небольшой редакции статья опубликована здесь: http://matveevo.prihod.ru/vyshnijj_volo ... id/1205251
Последний раз редактировалось Денис Ивлев 30 янв 2019, 23:28, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Алексей Крючков » 30 янв 2019, 01:09

Спасибо, очень интересное исследование!
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Богоявленский и Казанский соборы

Сообщение Денис Ивлев » 07 апр 2019, 21:16

Мы начинаем возрождение Соборной площади.
5 апреля начался первый этап уборок на бывшей Соборной площади, на той самой территории, откуда начался Вышний Волочёк. Именно здесь был древний Вышневолоцкий Николаевский погост, стояли первые храмы и было древнее кладбище, а затем стоял Казанский собор. Отсюда не только началась история Вышнего Волочка, как селения, но и 1 июля 1772 г. Вышний Волочёк стал городом. И поэтому именно с этого символического центра и стоит начинать чистить город. Как это происходило хорошо видно на фото, как и объём всей проделанной работы. Но стоит отметить, что уборка прошла в два этапа. В 12 часов собрались работники администрации Вышневолоцкого района, а в 16 ч. состоялась лития на месте Казанского собора и уборку продолжили жители Вышнего Волочка. Таким образом смогли убрать фактически всю южную сторону площади. И решили продолжить уборку в пятницу 12 апреля в 16:00. Приглашаем присоединиться всех желающих!!! Фото здесь: https://vk.com/album-118599485_261983571?act=edit
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Богоявленский и Казанский соборы

Сообщение Денис Ивлев » 27 ноя 2019, 11:51

История Казанской иконы Пресвятой Богородицы - её Вышневолоцкого списка в передаче "От истока":
phpBB [media]
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Свидетельства истории под куполом Богоявленского собора

Сообщение Денис Ивлев » 28 дек 2019, 00:36

В Вышнем Волочке под куполом собора обнаружены граффити начала XX века.
Надписи, свидетельствующие об истории главного храма Вышнего Волочка обнаружены и сфотографированы мастером-высотником Сергеем Зоммерфельдом под куполом Богоявленского собора. И хоть покрытие купола современное - его стропильная система хранит на себе следы работы наших дедов и прадедов. Надписи были обнаружены несколько лет назад. Сергей рассказал об этом мне, а я попросил сделать фотографии исторических граффити. И вот такой случай представился. Ноябрьским шквалом погнуло крест на куполе собора, он был демонтирован, а сейчас началась его установка обратно. И я напомнил Сергею о надписях. Ведь попасть внутрь главного купола весьма непросто, и возможность не стоит упускать.
И вот они - свидетельства истории. Самая старая надпись относится к 1901 году! Она сделана простым карандашом: "Окрашенъ куполъ в 1902 г. Августа 25 числа. Красили мастера...". На стропилах центрального столба надпись зеленой краской - "1952 г.". Но, пожалуй, самая интересная надпись с биографическими данными маляра относится к 1980-м гг.
В 1988 г. отмечалось 1000-летие крещения Руси и Богоявленский собор полностью был обновлен. Свидетельством этому является вот эта запись: "В 1983 г. красил Мурашов Олег, 1925 г. рождения. В 1988 году он же за 16.000 руб. весь фасад, крышу и купол. Олег Мурашов".
Крест вернутся на своё исконное место на купол собора. Собором снова будут любоваться туристы и горожане, даже не подозревая, что внутри огромной купольной конструкции есть подписи тех, кто украшал наш собор в XX веке. Нам необычайно повезло, что мастера, перекрывавшие кровлю куполов не последовали моде современных "строителей", которые обычно всё ломают до основания, а затем что-то своё строят из "нового дерева". И теперь благодаря этому деревянные конструкции купола, поставленные ещё при перестройке собора 1860-х гг., уже сами по себе являются документом ушедшей эпохи.
Денис Ивлев, историк.
Вложения
2019. Вид с купола Богоявленского собора.jpg
Вечерний Вышний Волочёк. Фото с купола Богоявленского собора
2019. Купол.jpg
Вышний Волочёк. Богоявленский собор. Граффити 1902 г. Фото Сергея Зоммерфельда
2019. купол. 02.jpg
Вышний Волочёк. Богоявленский собор. Граффити 1952 г. Фото Сергея Зоммерфельда
2019. Купол. 01.jpg
Вышний Волочёк, Богоявленский собор. Граффити 1988 г. Фото Сергея Зоммерфельда
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Вышний Волочёк город

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

cron