Сбор материалов об Иване Космакове перерос в исследование "Вышневолоцкий ученик Шишкина". Друзья, если у вас есть информация о картинах и акварелях Ивана Космакова мы будем благодарны, если вы с нами ею поделитесь! Статья здесь:
http://matveevo.prihod.ru/znamenitye_ro ... id/1208079.
Текст помещаю и на форуме:
Вышневолоцкий ученик Шишкина.Пожалуй, нет такого человека, который не знал бы имя художника Ивана Шишкина. Его знаменитое «Утро в сосновом лесу» печаталось и литературе, и в учебниках и даже на конфетах. Но мало кто из вышневолочан знает, что наш земляк стал учеником знаменитого художника, а затем, вернувшись в родные края, запечатлел наш город таким, каким он был в середине XIX в.
Иван Александрович Космаков – вышневолочанин. Все биографические справки сходятся в одном, что он родился в 1847 г. в Вышнем Волочке. Нам удалось отыскать в метрических книгах Петропавловского храма Вышнего Волочка запись о рождении 23 генваря 1847 г. и крещении 24 генваря младенца Иоанна. Родителями его были «Вышневолоцкий мещанин Александр Петров Космаков и законная жена его Александра Николаева, оба православного исповедания». Восприемниками при крещении значатся «Вышневолоцкий купец Иван Яковлев Тарасов и мещанина Макара Васильева Кашкова жена Анна Петрова». Таинство крещения совершил «священник Феодор Сергиев с диаконом Иоанном Миролюбовым и пономарём Александром Сергеевым», а запись в метрической книге удостоверили священник Петро-Павловской церкви Федор Зыков, диакон Иоанн Леонтиев Миролюбов и пономарь Александр Петропавловский.
- Метрическая книга Петропавловского храма, 1847 г.
К записи о рождении сделана приписка «1 марта 1849 г.». Исследователь Игорь Космаков полагает, что связана она с выдачей родителям метрического свидетельства о рождении ребенка. Аналогичные пометки встречаются в метрических книгах часто. Разница между датой рождения и датой на пометке составляла, как правило, от полутора до двух лет. Очевидно, с высокой детской смертностью в возрасте по полутора лет свидетельства о рождении сразу же не выдавали (в целях экономии бумаги и чернил). А если ребенок прожил более полутора лет, считали, что с высокой долей вероятности - и далее будет жить.
Исходя из того, что родители крестили младенца именно в Петропавловской церкви, нам становится ясно, что и жили они в Островской части города, а храм на Дворцовой площади был их приходским храмом. Видимо и детство будущего художника-акварелиста прошло где-то среди улиц Острова – именно так называли вышневолочане этот район, возникший на карте города в XVIII в. Фасадом на бывшую Дворцовую площадь выходит дом, построенный купцом Василием Ефимовичем Космаковым (ныне Садовая площадь, д. 2). Возможно в этом доме бывал и герой нашего повествования.
И обучение своё Иван Космаков начал так же в Островской части города, в Вышневолоцком уездном училище. Училищ в XIX в. в разное время в Вышнем Волочке было несколько: 1-е и 2-е городские, духовное, и, пожалуй, самое известное – кондукторов путей сообщения. А вот где располагалось уездное училище? – на этот вопрос ответит не каждый коренной житель города. Здание, где получил образование Иван Космаков, ныне до неузнаваемости перестроено и имеет адрес Ленинградское шоссе, д. 11.
Вышневолоцкое уездное училище, открытое в 1834 г., стало вторым по значимости после только что перестроенных Торговых рядов общественным сооружением Вышнего Волочка 1830-х гг. Искусствовед Г.К. Смирнов не без оснований предполагает, что училище было построено по проекту Тверского губернского архитектора Ивана Фёдоровича Львова, занимавшегося перестройкой рядов. В основе проекта здания лежал образцовый чертёж, а двухэтажный фасад его выходил на Санкт-Петербургское шоссе и был выдержан в стиле позднего классицизма. Именно здесь провёл молодые годы будущий художник. Окончил он его в 1864 г.
Затем была Тверская мужская гимназия, где он поступает на землемерно-токсаторские курсы. Пусть читателя не смущает такой выбор Ивана Александровича. Мы знаем, что и великий Венецианов тоже был землемером по профессии. Обучение продлилось два года. После их окончания путь Ивана Александровича лежал в Санкт-Петербург.
Петербургская Академия художеств и рисовальная школа Общества поощрения художников – это ещё две ступени к вершине мастерства, которые преодолел Иван Космаков. В этот период он знакомится и становится учеником Ивана Шишкина. «Лесной богатырь-художник», «царь леса» — так называли Ивана Шишкина современники. Он много путешествовал по России, воспевая величественную красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому. Шишкин так же обучался в Академии художеств, хоть и немногим ранее с 1856 г. В 1860 г. Шишкин закончил Академию. К этому времени он уже оформился как пейзажист, и его изображения природы Валаама принесли ему заслуженную славу и большую золотую медаль академии.
В 1870 г. Шишкин вернулся в Россию после шести лет заграничных путешествий. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» Шишкин удостоился звания академика. Первое время Иван Шишкин жил в Санкт-Петербруге, где сошелся со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому времени Санкт-Петербургскую артель художников. Она позднее станет Товариществом передвижных художественных выставок, а её члены войдут в историю искусства, как передвижники.
Иван Космаков прибыл в столицу в 1866 г. В 1872 г. он становится учеником, а затем преподавателем школы Общества поощрения художников. Точно пока неизвестно, где и когда он познакомился с Шишкиным и как стал его учеником. Но от своего учителя он унаследовал любовь к природе, которая и вылилась в его немногочисленные известные нам произведения.
На страницах аукционов удалось найти две работы Ивана Александровича, написанные 1880-е гг. Вслед за картинами Шишкина, мы видим и у Космакова знакомые мотивы. Так картина «Лесное озеро», выполненная акварелью по толстому картону в 1886 г. переносит нас в тенистый уголок леса или парка, на берег пруда, обсаженного березами. Настроение картины светлое, она написана в лёгких тонах и как бы тянет зрителя отдохнуть в тени деревьев у безмятежной водной глади.
- Иван Космаков. Лесное озеро. Акварель
Ещё одна картина «Вечер в роще» изображает закат и на его фоне лиственную рощу. Картина попала в тираж издания открыток, и нам доступна пока только в открыточном формате.
- Иван Космаков. Вечер в роще. Открытка
1880-е гг. – это период творчества Космакова в окрестностях Академической дачи художников. Видимо, приезд его в родной Вышневолоцкий уезд не был случаен – в 1884 г. открывается Владимиро-Мариинский приют Академии художеств. И Иван Александрович снова оказывается в родном Вышнем Волочке. Мы может утверждать, что и до этого Космаков бывал в Волочке и был достаточно тесно с ним связан, но большинство сохранившихся его произведений датировано именно периодом 1880-х гг.
В Вышневолоцком уезде он создаёт серию «Виды Тверской губернии», среди которых знатоки отмечают акварели и офорты «Река Радунка», «Озеро Озеряево», «Березовый лес», «Пейзаж. Островки». Читателю знакомы эти названия, все они находятся в окрестностях Вышнего Волочка. Очевидно, что художник много путешествует вокруг города, ведь его акварели написаны в разных уголках уезда.
В этот же период Космаков создаёт серию зарисовок сооружений Вышневолоцкой водной системы и вид Вышнего Волочка с Островов на реке Цне. К сожалению, нам они известны только благодаря гравюрам, созданным для журнала «Древняя и новая Россия». На страницах этого журнала рисунки Космакова показывают вид Вышнего Волочка, Старотверецкий шлюз и Цнинский бейшлот. Художник не случайно обращается именно к видам Вышневолоцкой системы, пытаясь донести до зрителя облик первой в истории России искусственной водной системы, которая в 1880-е гг. переживает нелёгкий период. Особенно показателен рисунок «Тверецкого шлюза (старое сооружение) в запертом виде». Заросший травой и кустарником шлюз с запертыми воротами, рыбаком на гранитном устое, темной громадой возвышается гранитный «екатерининский» обелиск, а на переднем плане покосившийся столб то ли ограды, то ли коновязи. Мирная картина старинного, отработавшего своё шлюза. Ни барок, ни шума воды, ни движения ветра - всё тихо и спокойно на старом Тверецком шлюзе.
Такое же состояние мы наблюдаем и на рисунке «Каменный бейшлот на реке Цне, построенный в 1786 г.», отгравированном А. Шлипером. Опять всё то же умиротворение и тишина водной глади, всё тот же рыбак. Мы, те, кто застали, Бейшлот без колючей проволоки и видеокамер, помним таких же рыбаков, удящих свою рыбу со старинных гранитных устоев – один из образов патриархального уездного города.
Спокойствием веет и от «Общего вида Вышняго Волочка». Рисунок создан на Островах «с натуры». Мы видим патриархальный год - Казанский и Богоявленский соборы, пожарную каланчу и Петропавловскую церковь и даже узнаём некоторые дома, сохранившиеся до сих пор. Этот вид Вышнего Волочка, отгравированный К. Адтом, пополняет небольшую коллекцию иконографии Вышнего Волочка XVIII-XIX вв.
Возможно, Иван Космаков создал и другие виды нашего города и его окрестностей, но беспощадное время разметало его работы по миру. В Тверской областной картинной галерее хранится его рисунок «Пейзаж. Островки», созданный ещё в 1868 г.
Гравюры Космакова пользуются популярностью. Они публикуются в известных и солидных журналах «Древняя и новая Россия», «Живописное обозрение», «Нива».
В 1880-е гг. в Санкт-Петербурге возникает по инициативе преподавателя Рисовальной школы Общества поощрения художников Э.С. Вилье де Лиль-Адана кружок, главной задачей которого было устройство акварельных выставок. В 1887 г. кружок получил официальный статус Общества русских акварелистов, которое поставило основной целью «содействовать успеху и развитию акварельной живописи в России». Устав общества был утвержден 11 июля 1887 г.
В общество принимались «художники, живущие в России и достойно заявившие уже о себе своими работами, преимущественно на выставках Общества в качестве экспонентов». Одновременно в обществе состояло около 20 действительных членов. Достаточно назвать лишь фамилии нескольких художников, бывших учредителями, состоявших в обществе и участвовавших в выставках, что бы иметь представление о том, насколько почётным было состоять в Обществе русских акварелистов: Бенуа, Маковский, Мещерский, Писемский, Верещагин, Поленов, Репин, Суриков и другие. Иван Александрович занял среди этих великих имён и своё место.
Выставки, в которых принимал участие И.А. Космаков, проходили в помещениях Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге. Проводились выставки и в Москве, Риге, Гельсингфорсе. В 1880-1890-е гг. преобладающими работами на выставках были работы академического направления, связанные с эстетикой альбомной акварели. Десятую выставку посетил император Александр III. А в последствии члены императорской семьи регулярно участвовали в вернисажах. У публики выставки пользовались заслуженной популярностью.
К сожалению, нам не удалось обнаружить сведения о семье и потомках художника. Но все краткие биографии его сходятся в одном, что он умер в 1894 г. и похоронен в Вышнем Волочке. Метрические книги 1894 г. сохранились почти полностью, хотя и в некотором беспорядке. Метрическим книгам приходской Ивана Космакова церкви Петра и Павла повезло больше – они сохранились полностью. И в них мы находим запись о смерти 23 апреля и погребении 26 апреля 1894 г. «Вышневолоцкого мещанина Ивана Александрова Космакова». Он прожил немного – всего 46 лет и умер «от чахотки». Провожал в последний путь художника Космакова священник Успенской церкви Владимир Осиповский. Похоронили его на городском кладбище.
- Метрическая книга Петропавловского храма, 1894 г.
Сегодня мы только приоткрыли страницы творческой биографии нашего выдающегося земляка художника Ивана Александровича Космакова, оставившего для нас виды Вышнего Волочка и Вышневолоцкого узда XIX века. И мы верим, что имя ученика Шишкина, художника Ивана Космакова забыто не будет, а изучение его творческого наследия будет продолжено.
Автор сердечно благодарит за помощь в сборе материалов Игоря Космакова (пос. Великооктябрьский Фировского района).