26/04 старый тракт Москва - СПб: Домославль - Холохольня

Архив форума и отчёты о краеведческих мероприятиях 2014 года

Модератор: Алексей Крючков

26/04 старый тракт Москва - СПб: Домославль - Холохольня

Сообщение Евгений Ступкин » 13 мар 2015, 16:39

Приглашаю желающих пройти по бывшей трассе Выдропужск-Колокольня-Белый Омут. Это часть бывшего тракта Москва-СПБ - использовавшийся до 1834 года. Этой дорогой ездил и А.С. Пушкин. Новый тракт прошел там, где и ездим сегодня.
Строительство первой шоссейной дороги Санкт-Петербург - Москва шло с 1817 по 1834 гг. Шоссейная дорога Петербург – Москва протяженностью 718 км официально вступила в строй 30 декабря 1833 г.
Выход планируется через неделю 21 марта. Судя по прогнозу условия похода будут идеальные. Предварительно поход планируется таким образом:
Заезжаем на такси или наемной машине до Домославля и оттуда по карте пешком до Колокольни. С Колокольни снова на машине. А на следующий день (если все будет нормально) экстремальный участок по лесам и болотам от Колокольни до деревни Белый Омут - поменьше 20 км.
Главное внимание обращаю на обувь
С собой иметь (немного денег на оплату такси или машины) и рюкзак в который положить:
двои запасные носки (простые и шерстяные), футболку хб, тонкий свитер
Термос с чаем или кофе (литр), бутерброды, банку тушёнки
Бинт, пластырь, йод
Скотч, спички, нож, ложку, кружку.
Желающих берем всех. И естественно ждем Ваших предложений по организации данного мероприятия.
С уважением Е. Ступкин
Аватар пользователя
Евгений Ступкин
 
Сообщений: 234
Зарегистрирован: 12 июл 2010, 14:06
Откуда: Вышний Волочек

Re: дорогой Пушкина

Сообщение Алексей Рулев » 13 мар 2015, 18:00

Жаль, не получится присоединиться, опоздаю на месяц :oops:
Будем ждать рассказ с фотоотчетом и еще интересно посмотреть маршрут на карте. По яндексу уже не так и просто определить как пролегала дорога.
Аватар пользователя
Алексей Рулев
 
Сообщений: 18
Зарегистрирован: 16 июл 2014, 10:18
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Евгений Ступкин » 13 мар 2015, 23:10

После тщательного исследования спутниковой карты выяснилось, что старой трассы от Колокольни до Б. Омута практически не сохранилось - по ней прошел газопровод. По газопроводу я проезжал почти до половины пути между Б.Омутом и Колокольней - дорога неважная, много поперечной лежневки, но на машине можно проехать вероятно до конца. Но, к сожалению, интереса она уже не представляет - от старой трассы ничего не сохранилось.
Значит укладываемся в один день.
Самый интересный отрезок - вероятно будет последний участок от Иевцева до Колокольни. Местные старожилы говорили, что на этом участке сохранился старый мост - правда прошло уже три года. А вот мост между Домославлем и Иевцевым сказали, что не сохранился.
Ну посмотрим все на месте. Карта маршрута (общая) составлена
Менде 1856.jpg
Старая дорога на карте Менде за 1856й год
Аватар пользователя
Евгений Ступкин
 
Сообщений: 234
Зарегистрирован: 12 июл 2010, 14:06
Откуда: Вышний Волочек

Начало Вышневолоцко-Выдропужского отрезка пути

Сообщение Денис Ивлев » 14 мар 2015, 10:26

Советую почитать ещё и Колокольцова, который описывает однодневную "прогулку" по тому отрезку пути, который не сохранился. А "гуляли" гимназисты делая в день расстояние пешком от Лозовой Горы, до Афимьина и обратно до Белого Омута и Казанского монастыря, как раз по старой дороге. По этой же дороге ездил не только Александр Сергеевич, но и Радищев и другие наши знаменитые бунтари и правдоискатели, а так же и императоры. Точно известно, что императоры Александр I и Николай I проезжая по старой дороге мимо Казанской загородной часовни, заходили в неё для поклонения святыне. Так что и цари дорогу жаловали)))) Кстати, начиналась она на в конце Московской улицы, куда петляя выходила с Екатериниской, а с конца Московской двигалась по берегу пруда у Казанского, сворачивала между часовней и церковью и далее через заставу уходила к монастырю на Белом Омуте. На этот отрезок маршрута у нас тоже намечена экспедиция, т.к. он втройне интересен.
Последний раз редактировалось Денис Ивлев 14 мар 2015, 13:38, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1594
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Re: дорогой Пушкина

Сообщение Евгений Ступкин » 14 мар 2015, 16:17

"По этой же дороге ездил не только Александр Сергеевич, но и Радищев и другие наши знаменитые бунтари и правдоискатели, а так же и императоры".
В первой половине 19 века (называют его в определенных случаях "Пушкинское время") почтовые тракты, каковым и являлся тракт на отрезке Выдропужск-Вышний Волочек, кроме конкретно перевозки корреспонденции, служили и всем путешествующим, как ехавшим с подорожной - "по государевой надобности", так и частным образом.
Последний раз редактировалось Евгений Ступкин 16 мар 2015, 11:53, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Евгений Ступкин
 
Сообщений: 234
Зарегистрирован: 12 июл 2010, 14:06
Откуда: Вышний Волочек

15.03.15. Государева Московская дорога. Колокольня-Иевцево

Сообщение Денис Ивлев » 14 мар 2015, 23:07

Мартовским солнечным днём мы решили на машине преодолеть отрезок пути от Колокольни до Иевцева, там, где по рассказам остались ещё следы от Государевой Петербурго-Московской дороги. Дорога действительно древняя, по ней двигались войска Ивана III и Ивана IV, ездили Пётр I и Екатерина II, бунтари и правдоискатели, монахи, священники, нищие и богатые. Здесь ездили и послы иностранных держав, преодолевая расстояния между ямскими селениями и оставляя путевые заметки. Вся история России с глубокой древности и до начала 19 столетия, пока Николай I не распорядился спрямить извилистые отрезки пути, протекла именно здесь. Как тут не вспомнить старинную песню "Русская дорога", которую очень красиво пел иеродиакон Роман (Тамберг):
Сл. и муз. архидиакона Романа (Тамберга)

Сквозь вёрсты и годы, сквозь вольный простор,
Длинна, широка и свободна
Меж рощь и полей, меж погостов и сёл
Российская вьётся дорога.

Осенней порой от дождей проливных,
А летом от зноя томишься.
Куда ты ведёшь пешеходов своих,
К какому ты Риму стремишься ?
10. Бездорожье.jpg
Колокольня. Бездорожье


Куда твой направлен размашистый шаг,
И долго ль тебе ещё виться?
Молчишь ты, лишь дробно копыта стучат,
Да пыль за повозкой клубится.

А помнишь, корабль из-за моря приплыл
И, светом Христа осиянный,
Твоею стезёй на Крещатик всходил
Апостол Андрей Первозванный ?

А помнишь, дорога, Владимир святой
Велел всем к Днепру собираться,
И шли по тебе россияне гурьбой,
С язычеством шли расставаться.

Но годы промчались сплошной чередой,
Как дни, промелькнули столетья,
Минули века под татарской ордой
И смутных времён лихолетье.

Ты всё пережила, дорога моя,
Огнём под врагами пылая
И, словно на крыльях, к победе неся
Защитников отчего края.

Зачем же так сердце тревожно стучит
Когда на тебя я взираю?
Иль чудится топот литовских копыт,
Иль визги баскаков Мамая?

"Нет, – молвит дорога, – не видно врага,
Не слышно татарского крика.
Не ханским копытом растоптана я,
Не рыцарем шведским разбита.
17. Государева дорога. Выезд с Ряда в Иевцево.jpg
Государева дорога в д. Ряд


Никто не спасёт от позора меня,
От участи скорбной и горькой.
Меня истоптали мои сыновья
Лихою российскою тройкой".

В пыли измождённо дорога лежит
От гибельных ран умирая.
А сердце в тревоге, а сердце болит
И близкий конец ожидает...
Но нет сейчас старой дороги. Часть её от Никольской слободки (Белого Омута) до Колокольни превращена в газопровод, который по очертаниям повторяет старую дорогу. Отдельными отрезками сезонно используется сохранившаяся её часть от Колокольни через Ряд до Иевцева и далее до трассы М-10. Поэтому мы решили не тратить время и ехать прямо в Колокольню. Мы заехали в деревушку Колокольню, на берегах Тверцы, со стороны старинного села Афимьино.
13. Центр Колокольни.jpg
Колокольня. Центр деревни
Как оказалось, там сохранилось несколько красивых домов, один из которых представляет интерес своей архитектурой. Моста между деревнями Ряд и Колокольня нет, точнее нет старого моста, вместо него в 1980-е гг. построен новый из трёх труб большого формата, через речушку с одноимённым деревне названием.
8. А переезд был тут и 200 лет назад.jpg
Колокольня. Мост через Холохолёнку

Деревни Колокльня и Ряд поделены речкой Холохолёнкой между собой, хотя и видны через деревья. Ряд, весьма красивая деревня. Она расположилась вдоль набережной реки Тверцы, прямая как стрела.
30. Ряд.jpg
Центр деревни Ряд.
18. Иевцево. Вид с горы, где дорога уходит вправо.jpg
Иевцево. Вид с горы, где дорога берёт вправо от деревни
Дальше с этого места дорога поворачивала в лес правее по гребню гряды. Но сейчас там сплошные заросли и снег. И мы спустились в деревню. В начале деревни некогда стоял каменный господский дом и мельница, от них уцелели шиль фундаменты и останования стен, да весьма живописный жернов.
23. Слуховные окна подвала.jpg
Иевцево. Слуховые окна господского дома
23. Иевцево. Заложенная арка.jpg
Иевцево. Заложенная арка подвала
Местные с удовольствием поведали нам и о бывшей в поместье школе и о том, как дом растащили на кирпичи. Теперь на его фундаменте местный дачник выстроил себе небольшую усадьбу, которая неплохо вписалась в местность.
22. Школьное крыльцо.jpg
Школьное крыльцо
21. Иевцево. Тёплый мельничный жернов.jpg
Иевцево. Мельничный жернов нагрелся на весеннем солнышке
19. Иевцево. Руины усадебного дома.jpg
Иевцево. Руины усадебного дома
По той стороне, где пролегает бечевник с наступлением лета бродят толпы металлоискателей "стадом человек по двадцать". Местные их гоняют, но не только огрызаются и продолжают своё дело.
35. Бечевник.jpg
Тверецкий бечевник.
33. Мост.jpg
Валунный мост на Тверецком бечевнике
32. Остатки беченивка.jpg
Остатки бечевника
Узнали мы и состояние дороги Иевцево-М10. Дорога проезжая на легковой машине, но в сухую пору. Сейчас там "Урал" промял две здоровые ямины, которые без полного привода не взять. А бежать 4 км. за трактором не каждому захочется. Кстати, до дороги там и есть 4 км. Яма зияет как раз перед трассой, но объехать её нет возможности. При чём местные отметили сие препятствие как благо: "К нам редко сюда кто добирается, от чего тут просто рай, тишина и покой".
Мы прошли до конца деревни, отмечая большое количество труб под дорогой, проложенных вместо старых переправ. Есть там и несколько красивых домов, стоящих очень живописно.
25. Иевцево. Набережная Тверцы.jpg
Иевцево. Тверецкая набережная
28. Иевцево. Памятное граффити.jpg
Иевцево. Памятное граффити
Но особенно впечатляют номера и страховые таблички.
26. Достояние со свалки.jpg
Иевцево. Достояние со свалки
24. Иевцево. Номер дома.jpg
Иевцево. Номер дома
Всё это скоро канет в лету, но пообщавшись с местными дачниками, почему-то растёт уверенность, что раз есть такие люди, готовые селиться в глухомани ради тишины, то не погибла ещё наша глубинка.
27. Тверца в районе Иевцево.jpg
Тверца в районе Иевцево

Полный фотооотчёт об эскпедиции: http://vk.com/album57703832_212657529
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1594
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Re: 21 марта дорогой Пушкина 1: Домославль - Холохольня

Сообщение Евгений Ступкин » 16 мар 2015, 12:09

1. Почтовый тракт от деревни Иевцево проходил на расстоянии около километра (это хорошо видно на карте Менде) и выходил к деревне Ряд, а не реке Тверца.
2. Современная проселочная дорога от дер. Ряд до дер. Иевцево проходит по берегу реки Тверцы и большей частью совсем близко к бечевнику или даже по нему. Дороги, даже проселочные по бечевнику проходить не могли - действовало достаточно жесткое запрещение. Именно по этому и тракт в деревне Ряд проходил не берегу Тверцы, а за домами.
3. Почтовый тракт от Москвы до СПб никогда не назывался "Государевой дорогой". Название "Осударева дорога" существует, но это относится совершенно к другому историческому объекту.
Аватар пользователя
Евгений Ступкин
 
Сообщений: 234
Зарегистрирован: 12 июл 2010, 14:06
Откуда: Вышний Волочек

Re: 21 марта дорогой Пушкина 1: Домославль - Холохольня

Сообщение Денис Ивлев » 16 мар 2015, 18:31

Отвечаю:
"1. Почтовый тракт от деревни Иевцево проходил на расстоянии около километра (это хорошо видно на карте Менде) и выходил к деревне Ряд, а не реке Тверца". Очевидно! Почтовый тракт вообще не касался Иевцево, а проходил "по гребню холма"(см. меня же :lol: ), откуда видно деревню, так что писать "от д. Иевцево" тоже вряд ли грамотно. При наложении отмасштабированной версии карты Менде на спутниковую карту и Яндекс-карту хорошо видно, что дорога проходила в д. Ряд, как раз по современной дороге по берегу Тверцы.
"2. Современная проселочная дорога от дер. Ряд до дер. Иевцево проходит по берегу реки Тверцы и большей частью совсем близко к бечевнику или даже по нему. Дороги, даже проселочные по бечевнику проходить не могли - действовало достаточно жесткое запрещение. Именно по этому и тракт в деревне Ряд проходил не берегу Тверцы, а за домами". Здесь комментарии излишни, достаточно увеличить карту и понять, что тракт проходил именно по центру деревни Ряд. Видимо жители Ряда не побоялись жесткого запрещения и построили дома как раз на "бечевнике".
Ряд.jpg
Деревня Ряд на карте 1853 г.
Тракт на карте повторяет очертания современной дороги, так же идёт по берегу, затем уходит от берега и проходит в значительном отдалении от него "по гребню холма" откуда и видна усадьба на окраине Иевцева! Фото окраины сделано сточки значительно ближе, для более понятной картинки.
3. Почтовый тракт от Москвы до СПб никогда не назывался "Государевой дорогой". Название "Осударева дорога" существует, но это относится совершенно к другому историческому объекту.
Е.Ступкин по одному ему ведомым причинам сознательно трактует понятие "Государева дорога" только полугендарным путем Петра I "Осударевой дорогой", но такое понятие бытовало, ведь любой государственный тракт именовался государевым. У меня написано про государеву Московскую дорогу. Пишут об этом и дургие исследователи. Вот например, в ж."Наше Наследие" № 108 2014 Юрий Веденин, Владимир Плужников, Владимир Потресов опубликовали исследование о Петербурго-Московском тракте, которое так и названо "Государева дорога". "Государевыми" были и Устюжский тракт и Сибирский тракт и т.д. и т.п. Поэтому в названии темы "Государева Московская дорога" ошибки нет. Простите за столь обширное трактование очевидных вещей. Больше отвечать на мелочные придирки к отдельным словам нет ни времени, ни желания.
Последний раз редактировалось Денис Ивлев 17 мар 2015, 00:28, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1594
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Сообщение Алексей Крючков » 17 мар 2015, 09:18

Уважаемые коллеги! Я исследовал фрагмент этой старой дороги в Конаковском районе, на острове Низовка и со стороны Слободки - смотри http://putnik.ru/borki/hist/06.asp (раздел 6.3), http://of.putnik.ru/viewtopic.php?p=2862#p2862 (в низу сообщения), и http://of.putnik.ru/viewtopic.php?p=4264#p4264.

В этих исследованиях я убедился в том, что если по этой старой дороге в наше время уже никто не ездит, то на местности её практически невозможно разглядеть. Потому что на большей её части дорога не имела даже канав по бокам! Это была фактически просто колея (ну, может, лишь местами что-то было сделано на ней: канавы, подсыпка или мостки), поэтому след её исчез, после того, как по ней перестали ездить.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3281
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: 21 марта дорогой Пушкина 1: Домославль - Холохольня

Сообщение Денис Ивлев » 17 мар 2015, 11:08

Что касается дороги, то отрезок Колокольня - развилка с дорогой на Иевцево проходит в каких-то метрах от существовавшей старой дороги или вообще по ней. Далее Московская дорога на Выдропужск уходит в лес, а местными создана новая, которая только в одной точке соприкасается со старой. При чём, судя по космофото, дорога "развилка Иевцево - Выдропужск" заросла настолько, что почти не читается. Думаю, сомнительное удовольствие будет путешествовать по полуметровому слою снега в мелколесье 21 марта. За неделю снег вряд-ли растает, а в лесу во многих местах ещё зима.
Я не ставлю самоцелью пройти дорогу с точностью до метра, хотя при современном техническом вооружении это возможно, загрузив в навигатор отмасштабированные карты с того же "етоместо" которые легко соединяются в современными. Куда интереснее прочувствовать то, что испытывал путник на этой дороге. Для этого мы рискнём в конце апреля-начале мая с Коршуловым и двумя интересующимися парнями из Волочка преодолеть этот путь (или близко к нему) на велосипедах. Конечно, интересно найти бы старые мосты. Но два из них между Колокольнёй и Рядом и Рядом и развилкой на Иевцево разрушены и превращены в советское время в трубы с подсыпкой. По старой карте тут указаны переправы через ручей и речку Холохолёнку.
Местные охотники, которые знают о существовании старой дороги, тоже не смогли подсказать ни одного каменного моста, кроме моста на бечевнике на той стороне в районе бывшей харчевни. Поэтому экспедиций по старой Московской дороге можно делать много и каждая принесёт свои плоды. Монополии на краеведение и краеведческую истину у нас нет. И старые корифеи могут делать глупые ошибки и молодые набивать здоровые шишки. Это жизнь, что тут поделаешь :P
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1594
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Re: 04 апреля дорогой Пушкина 1: Домославль - Холохольня

Сообщение Евгений Ступкин » 31 мар 2015, 15:44

Невезучий тракт.
Сегодня стало понятно, что я разболелся и до 4-го апреля не выздоровею. А то, что 4-го мокрый снег будет лежать везде - стало понятнее даже раньше.
Третья попытка
Поход по старому тракту переносится на 25-26 апреля.
Аватар пользователя
Евгений Ступкин
 
Сообщений: 234
Зарегистрирован: 12 июл 2010, 14:06
Откуда: Вышний Волочек

Re: 26 апреля дорогой Пушкина 1: Домославль - Холохольня

Сообщение Евгений Ступкин » 26 апр 2015, 21:54

Поход по старому тракту состоялся.
Первый сюрприз и очень приятный - старый тракт виден почти везде (за редкими-редкими исключениями) на всем протяжении от Домославля до Колокольни. Даже на полях(!) хорошо просматриваются канавы с двух сторон и возвышенность между ними. На сухих песчаных местах тракт еще не зарос, а вот на сырых местах - которых большинство, лес растёт давно, но канавы видны очень хорошо. Хорошо видна старая дорога перед самой деревней Ряд - она идет метрах в 50 от дороги Колокольня - Иевцево, параллельно ей и идет сзади домов. Мостов на дороге нигде не сохранилось - заметны только места, где они стояли - капитальных сооружений на старом тракте не было - все было деревянное. Карту, с нанесенной на ней старым трактом поставлю чуть попозже. Фотографии тоже.
Аватар пользователя
Евгений Ступкин
 
Сообщений: 234
Зарегистрирован: 12 июл 2010, 14:06
Откуда: Вышний Волочек

Фото отчёт

Сообщение Алексей Крючков » 27 апр 2015, 17:00

Мы заехали в Ряд, оставили там на финише мою машину, и вместе переехали в Домославль. Там оставили авто у кафе и по старой дороге на Бабье пошли к пересечению со старой дорогой Москва - С.Петербург. Начало дороги заметить почти невозможно - то ли на поле она была распахана, то ли в кустарнике она заросла совсем.
IMG_5092.JPG
Пересечение тракта с дорогой Домославль - Бабье

Но Ступкин рассчитал её правильно, т.к. после окончания поля мы увидели чётко две канавы и чуть ли не небольшую насыпь между ними.
IMG_5095.JPG
Старый тракт, оканавленный с двух сторон

Пока дорога шла вдоль края поля и леса, она была видна хорошо. На поле она стала менее заметна, но канавы всё ж местами просматривались. Когда дошли до первого ручья, пересекавшего дорогу, то открылись очень красивые виды вдаль. Сам же ручей, однако ж, изрядно нас испугал своим разливом.
IMG_5100 первый ручей.JPG
Первый ручей, разлившийся из-за бобровой плотины

На склоне обратил внимание огромный гранитный валун, который со стороны Питера был покрыт высоким мхом и лишайником, а со стороны Москвы был чист. Я так и представил, как на нём были нацарапаны надписи: сверху - "здесь был осударь Иоанн III Васильев", а чуть ниже - приписка: "И Пушкин Алексашка" ))
IMG_5102 камень.JPG
Камень

Пройдя вниз по ручью, мы обнаружили бобровую плотину, ниже которой и смогли перебраться через низину.
IMG_5108.JPG
переправа через ручей ниже плотины
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3281
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Сообщение Алексей Крючков » 27 апр 2015, 17:21

За ручьём тракт чуть свернул влево, и его прямая, как стрела, насыпь образовала чёткую не заросшую просеку в березняке.
IMG_5112 старый тракт.JPG
Старый тракт Москва - С.Петербург

Пролетела над старой дорогой стая птиц - как тогда, две сотни лет назад...
IMG_5114 стая птиц.JPG
стая птиц

IMG_5121 Ступкин измеряет ширину тракта.JPG
Ступкин измерил шагами ширину тракта - девять метров.

IMG_5125.JPG
Автопортрет на фоне старой дороги Москва - Санктъ - Петербург

После второго ручья дорога вошла в лес и, поскольку она тут шла по сырому месту, сильно заросла мелколесьем, хотя канавы более-менее читались на местности при отсутствии травы.
IMG_5128.JPG
заросший участок дороги
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3281
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Сообщение Алексей Крючков » 27 апр 2015, 17:36

После бурелома дорога вновь вышла на перелески, и здесь стали встречаться охотничьи засидки на деревьях ("гнездо", чтоб сторожить дичь).
IMG_5132.JPG
Охотничья засидка на деревьях

Местами дорога была перекрыта завалами из упавших деревьев.
IMG_5134 бурелом.JPG
Бурелом на старой дороге

Постоянно встречали следы лосей (кучки кругляшков и отпечатки их следов). Молодой осинник был сплошь с обгрызенной корой на высоте их морд. Всё это рассказывал нам Ступкин - как бывший лесник он хорошо "читал" все следы в лесу. Да и шёл он, как настоящий лось, всегда впереди, бодрый, большими шажищами.
IMG_5144 молодые осины обглоданы лосями.JPG

IMG_5152.JPG
Отдохнули на пеньке на просеке ЛЭП, заваленной вырубленной порослью

IMG_5156 ступкин голосует проезжающим телегам.JPG
Отдохнув, Ступкин решил не топать ножками, а проголосовать проезжающим телегам - вдруг, кто возьмёт попутчика? )
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3281
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

След.

Вернуться в 2015

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1