Миголощи - приписная пустынь к Николо-Столпенскому монастырю

Достопримечательности Боровичского и Мошенского районов Новгородской области

Модератор: Алексей Крючков

Миголощи - приписная пустынь к Николо-Столпенскому монастырю

Сообщение Денис Ивлев » 01 дек 2014, 15:24

Вот сюда, в Миголощи Боровичского района, задумана в ближайшее время поездка с о. Андреем: http://sobory.ru/article/?object=09520. Об этом монастыре я писал в исследовании по истории Николо-Столпенского монастыря вот здесь: http://matveevo.prihod.ru/khramy_vyshne ... id/1180953
Сам текст приведу так же:
Монастырь Николы у Столпа в XVIII в. Приписной Микологожский монастырь.
Миголощи, 1788 г.jpg
Миголощи. 1788 г.


Бурный XVIII в. не обошёл стороной и Столпенский монастырь. Дела середины столетия пестрят заголовками типа «1763 г. О бою мимоезжим на барках офицером монастырских крестьян», «1763 г. О бою крестьянского сына Ивана Тимофеева игуменом Амвросием».6 Сказывались крутые характеры офицерского состава и игумена монастыря. Игумен Амвросий, судя по жалобе на него, порою был весьма лют: «Игумен Амвросий велел бить плетьми сына, пришла заступаться жена, избили плетьми и её, не действует рука – избили батогом. Сын после этого лежал при смерти 6 недель…»20. Но не стоит удивляться крутому нраву игумена, для России того времени подобная жестокость была вполне заурядной. Били за малейшую провинность, соблюдали дисциплину…

Есть с делах монастыря и обычные хозяйственные дела «1758 г. О истребовании бобылей на монастырские работы» или «1763 г. Об увольнении крестьянина Фёдора Ананьина с женою от должности коровника»6.

Встречаются в заголовках и дела духовного ведомства «1752 г. О перемещении диакона Михаила Гаврилова в Вышневолоцкий погост в попы» или «1755 г. Об определении иеромонаха Гавриила к строительской должности» и «1763 г. О бытии настоятелем в Духовном правлении правителем Иверского монастыря иеромонаху Кесарю»6.

Разросшийся к середине XVIII столетия монастырь требовал и более обширного храма. В 1758 г. в тот год, когда на строительский пост вступил игумен Варлаам, было положено начало и сборам средств на построение каменного Покровского собора.

В 1760 г. братия монастыря подала прошение и «о возобновлении приписной к Столпенской пустыни Микологожской пустыни»6. Ещё в 1755 г., когда на строительскую должность заступил иеромонах Гавриил, была составлена опись всего монастырского имущества. В упразднённой Микологожской пустыни имелись в то время: «три церкви деревянные: Владимирской иконы, святой Великомученицы Параскевы, святого Великомученика Федора Стратилата»21.

11. Погост Миголощи Боровичского уезда. Фото 1930-е гг.jpg
Погост Миголощи Боровичского уезда, 1930-е гг.
(11. Погост Миголощи Боровичского уезда. Фото 1930-х гг.)

Микологожский монастырь, расположившийся в 60 верстах от г. Боровичи на тракте Боровичи-Хвойная, был основан в конце XVI в. «отшельником Марком, память которого особо чтится местными жителями»21. Над могилой отшельника была обустроена часовня в полуверсте от монастыря. В 1685 г. «на ладан и свечи» Государь Фёдор Алексеевич пожертвовал «пустой государственной земли и дикого лесу 30 четвертей»21. К середине XVIII в. богатая когда-то обитель запустела, а кельи и другие хозяйственные постройки монастыря пришли в ветхость, «Развалилась ветхая, круг того монастыря ограда, которая рублена в старости»21. Жили в то время в обители «вдовый поп Василий да вдовый пономарь»21.

Об обедневшем монастыре и его имуществе можно судить так же по описи «… келья ветхая малая с сеньми, в ней посуда деревянная: 3 блюда, 1 чаша, 2 ставца, 12 ложек, 1 решето, сковорода, сковородник. В ветхом амбарце топор 1, коса 1, серпов 2. Монастырская мельница а при ней самая ветхая и малая изба крыта дранью»21.

И всё же Столпенская пустынь продолжала содержать монастырь. В делах обители есть, например, записи за 1760 г. «об определении Микологожской пустыни попова сына Ивана Иовлева в пономаря»6. Но после указа 1764 г. монастырь был так же упразднён и обращён в приход. В XVIII в. при монастыре выстроили деревянную церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери, которую перестроили в 1787 г. До 1920-х гг. бывший монастырь носил название погоста Миголощи Боровичского уезда. В 1910 г. в погосте значилась деревянная Владимирская церковь и каменная в честь Иоанна Воина, построенная в 1813 г. Храм сохранился и действует в наши дни22.

12. Церковь Иоанна Воина в Миголощах, на месте Миголощской пустыни. Ф. Илья Смирнов.jpg
Церковь Иоанна Воина в Миголощах, 1812 г.
(12. Церковь Иоанна Воина в Миголощах, на месте Миголощской пустыни. Ф. Илья Смирнов).

В том же 1764 г. скончался и строитель монастыря игумен Амвросий. Его имя в заголовках дел фигурирует дважды под 1759 г. «Об увольнении игумена Амвросия в Москву» и в 1765 г., когда выявляется кража у покойного игумена денег. Начинается расследование, но итог его неизвестен.

1766 г. – год поистине исторический в монастыре. В бытность настоятелем игумена Феодосия заложен новый собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм, освящённый уже в следующем 1767 г. имел три придела: главный – Покровский, и два боковых – в честь Николая Чудотворца и Архангела Михаила. Основным вкладчиков в построение каменного собора в документах монастыря назван генерал Борис Иванович Глебов.

(13. Николо-Столпенский монастырь. На плане тёмным цветом показано место старого (1766 г.) и предпологаемого нового собора (1885 г).

Работали над строительством собора экономические крестьяне села Валдай во главе с каменьщиком Стефаном Никифоровичем Валуевым 7. В том же году они начали разбор «о неотдаче игуменом Феодосием за строение каменной церкви подрядчикам денег»6. Из заголовков дел видно, что был игумен был скуп не только для рабочих. В 1768 г., он например, не дал жалование братии монастыря, за что на него снова братия написала рапорт к духовным властям. Закончился срок настоятельства Феодосия в 1770 г. указом «об определении игумена Феодосия в Никандрову пустынь»6. Его сменил игумен Иероним. Ему пришлось разрешать тяжбу монастыря с Олонецким купцом Лукой Молотцовым. Тот оказался должен обители 200 руб.

Дело, значащееся под 1774 г., раскрывает нам социальный состав монахов – «Об определении Поддубенского погоста дьячка Фомы Максимова в монашество» или например «1778 г. Об определении священника села Овсеева Вышневолоцкого уезда Ефима Емельянова в монашество»6. Таких дел, которые рассказывают о поступлении в монахи священнослужителей множество за всё существование монастыря. Переводили монахов в обитель и из других монастырей. Так, например, в 1777 г. из Краснохолмского Антониева монастыря переведён иеродиакон Дионисий6. А так же поступали в обитель и бывшие священники, лишённые сана за какой-либо проступок – «1779 г. О пострижении лишённого священства Василия Иванова в монашество»6.

Кроме того, в монастыре проходили наказание и приходские священнослужители, провинившиеся в каких-либо проступках. Так в 1774 г. за клевету на архитектора С.И. Чевакинского, строившего в то время храм в Выдропужске, в монастырь на месяц был послан священник с. Выдропужска Никифор Афанасьев23. Случалось, что подобные духовные лица и в монастыре были весьма буйного нрава – «1787 г. Дело об убийстве дьячком Иваном Фёдоровым какого-то коровника» или «1796 г. Дело о пьянственных проступках дьячка Ивана Фёдорова»6. Видно, что дьячок страдал страстью к винопитию, но в убийстве был всё-таки оправдан.

1775 г. – ещё одно событие, определившее дальнейшее положение монастыря. С образованием Вышневолоцкого уезда, приходы, вошедшие в его состав, переходят из подчинения Валдайскому духовному управлению Новгородской епархии в ведение Вышневолоцкого духовного управления. Постоянным членом Духовного управления уезда становится строитель Николо-Столпенского монастыря. Первым представителем обители стал гумен Иероним. В 1776 г. игумен Иероним умирает. При новом строителе монастыря иеромонахе Феофилакте начинаются починки ветхостей. В 1777 г. для этого выдаётся сборная книга для сбора пожертвований.

(14. Вышний Волочёк и Никольская пустынь на карте Тверского наместничества 1792 г.).

Монастырь как и прежде существовал на пожертвования от проезжающих. В 1787 г. Франсиско де Миранда своём труде «Путешествие по Российской империи» писал: «Поехали дальше. Вскоре переправились через реку Шлина, и тотчас показался большой монастырь, у ворот которого, под иконой, стоит кружка для пожертвований. Мой русский форейтор спешился, трижды перекрестился и бросил туда свое подаяние. В настоящее время милостыня - главный источник существования здешних монахов. Дорога проходит тут по топким местам и потому везде вымощена бревнами, как водится у русских, и это сущий ад для путешественника, вынужденного трястись в своей карете или кибитке... так что, когда я на четверке лошадей прибыл в Хотилов, преодолев 36 верст, все тело болело, словно после порки. Почти перед самым въездом видел несколько столбов, обозначающих, должно быть, границу провинции»24.

(15. Франсиско де Миранда, портрет).

В этом отрывке монастырь описывается как довольно большая обитель с собственной оградой и Святыми вратами. Жаль, конечно, что не сохранилось изображений этого первого монастырского ансамбля. Но и словесное подтверждение роста обители является в данном случае весьма ценным.

Делались в монастырь и земельные вклады. Хотя за 1777 г. имеется дело «О возвращении данных помещиком вкладу земель»6, 1794 г. монастырю пожалованы «рыбные ловли Песво, Удомля и на Мологе… Земли при пустыне 221 десятина 1834 сажени куплены в 1720 году и часть пожертвована в 1764 г.»25.

В 1780 г. умирает строитель пустыни иеромонах Феофилакт, на место него назначается иеромонах Висаарион, который в 1785 г. увольняется от настоятельства.

В конце XVIII в. начинает формироваться и свой самостоятельный приход при Николо-Столпенской пустыни. Первой из прихода с. Быстрое к новообразованному приходу в 1794 г. приписана д. Белый Омут. А в 1800 г. священником к монастырскому приходу переведён диакон с. Тубос Лаврентий Васильев.
Существует группа вКонтакте, где есть интересные сведения по этому местечку: http://vk.com/club24647263. Видно, что изучение истории этого местечка поставлено хорошо.
Последний раз редактировалось Денис Ивлев 01 дек 2014, 18:37, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Алексей Крючков » 01 дек 2014, 18:25

Это Хвойненский район Новгородчины. Кстати, мимо Кончанского проедете, зайдите в музей Суворова!
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Миголощи - приписная пустынь к Николо-Столпенскому монас

Сообщение Денис Ивлев » 01 дек 2014, 19:17

Я приглашаю присоединиться! Вместе то веселее)))
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Алексей Крючков » 01 дек 2014, 20:41

Ну, после того, как ты написал об этой истории подробно - стало интереснее туда съездить с вами. Но мы же если поедем, то из Удомли напрямую - через Березовский рядок. Так что можем просто договориться о встрече в Боровичах. Нам туда как раз надо бы съездить, диванчик поискать. Так мы бы поехали с планом заночевать потом там и второй день по магазинам поездить. Пока снега большого нет. Так что предлагай варианты по датам поездки
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Миголощи - приписная пустынь к Николо-Столпенскому монас

Сообщение Андер » 05 июн 2022, 11:55

По названию, тоже аналогичный принцип - метатеза от древнего имени Милогость - Милогощи - Миголощи.
См. В. Васильева
Миголощи.png

Интересный взгляд "со стороны" заезжего иностранца, из дневника Акселя Гюльденстиерне. Датский дворянин был послом короля Христиана IV к Борису Годунову, относительно возможного брака герцога Ганса Шлезвиг-Голштинского с Ксенией Годуновой. Записи из его дневника от 1602 г.

Не нравились ему русские монастырьки, которые он встречал по дороге.... :D :( :cry: и все тут.... не приглянулись ....

"2-го Сентября (4) в Зайцеве. Дурная дорога. Проехали мимо маленького монастыря; было в нем всего пять противных и скверных монахов; монастырь стоял у реки. Мы ночевали в поле в палатке.

9-го Сентября (7) проехали мимо грязного монастыришка, называемого Св. Николай Stoelppe (?); там было всего шесть противных, скверных монахов. (Затем) в местечко Выдропуск. Стояли в палатке у реки".

Ради справедливости нужно отметить, что не все русские монастыри ему казались такими. Очень понравился ему Николо-Вяжищский монастырь в Новгороде: "22-го Августа (4 добрых мили) доехали до весьма красивого монастыря, по имени Николай на Вяжищах (?); в нем было 200 монахов и две красивые церкви; раскинулся он широко; окружали его красивые бревенчатые дома, и (все) было прекрасно устроено".
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Сообщение Алексей Крючков » 05 июн 2022, 13:24

Св. Николай Stoelppe (?) - это, наверняка, Николо-Столпенский монастырь в Белом Омуте под Волочком
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Миголощи - приписная пустынь к Николо-Столпенскому монас

Сообщение Андер » 05 июн 2022, 14:25

Да , это про него. Этот монастырь. Отрывок известный, просто для сравнения привел. Сам текст неоднократно цитировался в краеведческой литературе.
Датский посланник был весьма критичен и в отношении других монастырей: "19-го Августа (5 добрых миль) из Грязной в Зайцево — бедный нищенский монастырь; в нем всего три бедных голодных монаха; монастырь был не больше норвежского грязного крестьянского дворишка."

Любопытное уточнение - "норвежский грязный дворишка", т.е. для датчанина Норвегия - глубокое захолустье. Понятно , Датско-норвежская уния, где Норвегия - "датская Сибирь", со всеми признаками.... :D

Главное другое "Миголощи" - "Милогощи". вот не зная, такого явления как "метатеза" в лингвистике. строятся совершенно фантастические "гипотезы" по топонимике. Примеров много.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва


Вернуться в Боровичский и Мошенской р-ны

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron