Опеченский посад (Боровичский район)
Добавлено:
23 авг 2014, 16:36
Алексей Крючков
История строительства Опеченской пристани
Добавлено:
27 дек 2015, 12:28
Алексей Крючков
Ельцов дал мне почитать альманах "Боровичи", изданный в 2011г Администрацией Боровичей, местным обществом краеведов и редакцией газеты "Красная искра", тиражом 1000 экз. Хорошее, серьёзное издание! Выкладываю главу из него, ибо тираж уже давно должен быть распродан и издание мало доступно для широкой публики. За оцифровку текста благодарю Татьяну (Балаблиху).
Тихий, спокойный Опеченский Посад был шумной, многолюдной пристанью. Он играл важную роль в работе Вышневолоцкой водной системы. Суда после тщательного осмотра и замера осадки отправлялись отсюда в порядке номе¬ров, выданных в Вышнем Волочке, вниз, по опасным Боровичским порогам. Число судов в навигацию доходило до пяти-шести тысяч. К караванам, идущим в столицу, подстраивались суда с местной продукцией - горшками и глиной.
Все впервые приезжающие в Опеченский Посад непременно обращают внимание на каменную набережную. Даже сейчас, заросшая местами травой и зияющая глазницами выпавших камней, она впечатляет размерами и мощью. Гранитные и гнейсовые валуны, тесанные с трех сторон, уложены плотно, подогнаны качественно. Каменная набережная не просто интересный исторический и инженерный объект, она защищает берег и идущую вдоль него дорогу от разрушения. Вот уже два столетия стойко несут свою бессменную службу и два каменных арочных моста.
***
В течение длительного времени пристань была деревянной, и только в начале XIX века начал рассматриваться вопрос о строительстве каменной пристани. 16 декабря 1818 года директор конторы Боровичских порогов полковник Федор Васильевич Баженов подал рапорт № 1524 с готовым проектом и сметой строительства каменной пристани длиной 188 саженей Главному директору путей сообщения. Своим решением Баженов поручил проведение работ инженер-майору Ивану Федоровичу Штукенбергу . Для большего веса к рапорту прилагалось заключение генерал-майора Иосифа Иосифовича Сабира, начальника Первого округа водяных сообщений, в котором говорилось, что «с каждым годом пристань все больше и больше подмывается весенней водой» и подтверждалась необходимость строительства.
Совет путей сообщений внес ряд уточнений в проект. В решении 1819 года говорилось, что набережная должна иметь наклон, дабы дождевые воды свободно стекать могли через береговой отдел. В местах, где находятся ключи, в стене должны быть установлены трубы для стока воды. «На каждых пяти саженях или около нужно строить лестницы из дикого камня для удобства сообщения с барками. Улицы необходимо поднять, чтобы был скат от домов на набережную. Дорогу по берегу вымостить».
В Вышнем Волочке были проведены торги на поставку камня. В торгах участвовал только один человек - помещик Леонид Николаевич Львов, который запросил 90 рублей за суточную работу. Однако цена была снижена Баженовым до 70 рублей.
Вообще с поставкой камня возникли затруднения. «Помещики и крестьяне не дозволяли брать камень с полей им принадлежащих», поэтому пришлось нанимать крестьян для сбора камней в кучи, а вывоз осуществлять казенными лошадьми. Начальник Первого округа по водяным сообщениям генерал-майор Базен докладывал в 1820 году: «На крестьян Еглинской отчины большой надежды полагать не иметь еще и потому, что богатые из них не будут сами производить сие тяжести, а бедные не имеют надобных тому средств» (т.е. не могут внести залог). Камень покупали и у вышневолоцкого купца Матушкина, у которого имелся запас ранее заготовленных камней. Сметная стоимость работ была утверждена в сумме 136 480 рублей.
В феврале 1820 года Опеченскую пристань посетил Главный директор путей сообщения и внес существенные изменения в строительство. Была увеличена длина пристани «на всю длину берега, от ручья до ручья», что составило дополнительно 263 метра. Отменялась постройка ростверка, уменьшалась толщина стен, отпала необходимость в большом количестве каменных лестниц. «Для удобства привала судов и входа на оные рабочих людей сделать заплыви. На самих ручьях построить вместо ветхих деревянных - каменные мосты». На строительство пристани дополнительно выделялось 143 000 рублей, двух каменных мостов - 16 441 рубль, на заплыви - 2 150 рублей. Общая сумма затрат на каменную Опеченскую пристань составила 298 072 рубля, то есть более чем в два раза превысила планируемую.
Работа по сооружению набережной велась споро, и к тому моменту, как директор путей сообщения внес свои изменения, было построено каменной стены уже немало. Но приказ есть приказ. С каким размахом строили, с таким же размахом принялись рушить. Было сохранено только двадцать квадратных саженей построенной стены, разломано тридцать восемь квадратных саженей и более семидесяти саженей основания...
На торгах в Боровичской городской управе в 1821 году боровичский мещанин Кирилл Вишняков подрядился поставить на пристань недостающий камень: 1230 штук крупного по цене 2 рубля за штуку, мелкого 80 кубов по цене 17 руб. за куб. сажень.
К концу 1821 года пристань была практически построена. Оставалось уложить десять погонных саженей, чему мешали работы по возведению мостов. Работы завершились в 1822 году.
Каменная красавица-пристань сохранилась до наших дней. Длина ее 451 сажень (965 метров). Высота 1,5 сажени (3,2 метра).
Александр ПАНФИЛОВ
Ручей Чёрный
Добавлено:
23 янв 2016, 11:40
Алексей Крючков
Вот полезная статья о валунных мостах в Опеченском - http://боровичскийкрай.рф/article/2/622/
- Мост через Чёрный ручей, где заканчивается набережная
- Действующий автомобильный мост из валунов в Боровичах. 200 лет без ремонта!
- Этот же мост, вид со стороны реки
Таких мостов в Опеченском посаде два! И мало кто из автотуристов, проезжая по нему, останавливаются и обращают на него внимание... Потому что нет никакой мемориальной таблички об этих удивительных мостах, сложенных 200 лет назад без цемента, но продолжающих выдерживать машины и автобусы и до сего дня...
Re: Опеченский посад (Боровичский район)
Добавлено:
07 фев 2016, 22:52
Евгений Ступкин
Есть неподтвержденная источниками информация, что в Опеченском посаде в середине 19 (!?) века трудился один из потомков М.И. Сердюкова. Это возможно - на сегодня нет никаких сведений о правнуке М.И. Сердюкова - Александре и его потомстве, а так же о младшем внуке М.И. Сердюкова - Петре и его потомстве. А вдруг?
Так что потребность ехать в Боровичи возрастает, и ехать потребно через Опеченский посад и Уверский бейшлот.
На закате судоходства
Добавлено:
25 фев 2016, 22:17
Алексей Крючков
Родник Святынька около Опеченского посада
Добавлено:
22 мар 2016, 13:40
Алексей Крючков
Опеченский рядок
Добавлено:
22 мар 2016, 16:53
Алексей Крючков
Екатерининская горка
Добавлено:
22 мар 2016, 18:01
Алексей Крючков
Книга Михаила Дунаева
Добавлено:
12 авг 2018, 12:14
Алексей Крючков
В разделе краеведческой литературы опубликована электронная книга Михаила Дунаева "Из истории Опеченского Посада" -
viewtopic.php?f=16&t=1310
Re: Опеченский посад (Боровичский район)
Добавлено:
27 сен 2018, 01:09
Михаил Дунаев
Ещё небольшой кусочек истории Опеченского Посада
https://maikldunaev.livejournal.com/
Re: Опеченский посад (Боровичский район)
Добавлено:
25 сен 2019, 12:53
Михаил Дунаев
Намедни создали страничку в Контакте, посвящённую истории Опеченского Посада/Опеченского Рядка. Вступайте, читайте, присылайте свои вопросы и материалы.
https://vk.com/club186637562
Умер Марк Масарский
Добавлено:
29 янв 2021, 20:18
Алексей Крючков
В Москве на 81-м году жизни умер Марк Масарский...
От короновируса. Похороны 31.01 в Опеченском.
Мы ездили к нему с Денисом Ивлевым в 2014г -
viewtopic.php?f=39&t=689В марте 2016-го мы со Ступкиным и Ивановым ездили к ним в гости в Боровичи и Опеченский Посад -
viewtopic.php?f=45&t=868 и останавливались у него в гостях, в его Опеченской усадьбе.
- 16 марта 2016г, Опеченский посад, Павел Иванов, Николай Бабурин, Марк Масарский и я
В июне 2016-м я принимал боровичских краеведов в гости во Млёво -
viewtopic.php?f=45&t=1062Были и другие встречи, в том числе в Широком, позже, не во всех участвовал я и не все отражены на форуме...
И вот - он ушёл...
Хороший, умный, интересный человек...
Вечная память!