Перелучи, Уверский бейшлот, Болонье

Достопримечательности Боровичского и Мошенского районов Новгородской области

Модератор: Алексей Крючков

Перелучи, Уверский бейшлот, Болонье

Сообщение Алексей Крючков » 23 авг 2014, 16:25

Решил выделить в отдельную тему информацию по этому интересному объекту, достойному посещения. Пока - только фото из поездки 24/5 viewtopic.php?f=39&t=689
IMG_1926.JPG
Уверский бейшлот, общий вид

IMG_1927.JPG
крупнее
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3206
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Фото реконструкции бейшлота в 1890-е годы

Сообщение Алексей Крючков » 21 мар 2015, 21:54

Вот, Денис Ивлев прислал фотографию о реконструкции этого бейшлота в 1890-е годы. Думаю, многим это будет интересно!
Уверский бейшлот перестройка в 1890е годы.jpg
Перестройка Уверского бейшлота в 1890-е годы
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3206
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Сообщение Алексей Крючков » 27 дек 2015, 14:45

Из альманаха "Боровичи", изданного в 2011г Администрацией Боровичей, местным обществом краеведов и редакцией газеты "Красная искра", тиражом 1000 экз. Статья Александра Панфилова и Любови Николаевой. Стр. 32 - 34. Благодарю за помощь в оцифровке текста Татьяну (Балаблиху).

Вышневолоцкую водную систему поддерживало в рабочем состоянии огромное количество гидротехнических сооружений. Особое место занимали водохранилища и бейшлоты, поскольку маловодье рек являлось главным препятствием для плавания, и Мста была тому ярким примером.

Задумываются ли жители села Перелучи и прилегающих к нему деревень о том, какую роль в судьбе Вышневолоцкой водной системы играл мост через речку Уверь, который нет-нет да и назовут в разговоре бейшлотом?... Каждый день проезжают по нему молоковозы, подпрыгивая на кое-как уложенных досках, проносятся на мотоциклах и скутерах подростки, осторожно «пробираются» дорогие иномарки...

Ржавеет железо - остатки шлюзов от ворот, кое-где свисают старые цепи. Сооружение служит людям верой-правдой уже не одно столетие, но относятся к нему сейчас, как к пасынку, бездумно, безразлично. А ведь этим объектом можно гордиться, бейшлот - свидетель славной Екатерининской эпохи, когда Рос¬сия прирастала землями, укреплялась как государство и шагала вперед семимильными шагами...

Среди бейшлотов, копивших воду для Боровичских порогов, Уверский был к ним ближе всех. Сначала он был деревянный. Его проектировали и строили русские мастеровые люди еще в 1747 году при Михаиле Ивановиче Сердюкове. Сохранились сведения, что в котловане, выкопанном для строительства плотины, били сильные ключи. Поэтому воду из него «отливали денно и ношно 300 человек» [1].
К 80-м годам того же века деревянный бейшлот обветшал и требовал коренной реконструкции.

В июне 1785 года совершила путешествие по Вышневолоцкой системе императрица Екатерина II. Поездка не была увеселительной прогулкой. На имя Екатерины поступили рапорта из Конторы водяных коммуникаций и Конторы Боровичских порогов о необходимости модернизации и ремонта ряда объектов, поэтому государыня решила сама ознакомиться с состоянием важнейшей транспортной магистрали страны. Сразу после завершения поездки вышел Указ императрицы, касающийся строительства Уверского и Березайского каменных бейшлотов и других сооружений. «Осмотрены мною части до водяных коммуникаций касающиеся, мы ожидаем известного вашего усердия к службе нашей, ... нужду имеем: во первых - каменных шлюзов, Заводской плотины, во вторых - бечевников и мостов по Мсте и Волхову» [2].

Другим Указом Екатерина поручала господину «пример-майору шлюзному мастеру» Петру Швенцову составить проект и смету на строительство каменного Уверского бейшлота. Рапортом от 29 июня 1785 года Швенцов дал согласие на работы и просил прислать ему шесть листов чертежной бумаги «большой руки» (большого формата). В кратчайший срок он спроектировал два варианта Уверского каменного бейшлота. Основу его составляли каменные опоры для четырех шлюзов с деревянными затворами. Поверх опор укладывался деревянный настил с перилами. Над каждым шлюзом устанавливался ворот для подъема затвора.

Второй вариант предполагал строительство на каждой опоре кирпичной прямоугольной башни. На уровне второго этажа башни планировалось соединить между собой переходами, под ними - соорудить арки. Для строительства был принят первый простой вариант. В архиве сохранились прекрасно выполненные цветные чертежи обоих вариантов бейшлота.

Поражает скрупулезность строительной сметы, в которой учтены материалы, количество рабочих по специальностям с указанием поденной оплаты. Общая сумма сметы - 75 173 рубля. Вот некоторые выдержки из нее. «Требуется дикого полевого камня 376 саженей квадратных, скрепляемого известью и скобами железными. Стоимость сажени 70 рублей. Кирпичей необходимо 93 100 штук, по цене 5 рублей за тысячу. Мраморного песку - 515 пудов».

Строительные материалы - бревна, скобяные изделия - поставляли вышневолоцкие и боровичские купцы и мещане. Крестьяне близлежащих деревень везли камень, известь, песок, мох, паклю, льняное масло. С каждым поставщиком заключалось соглашение. Вот одно из них: «1786 июня 22 дня в Конторе Боровичских порогов Боровичского уезда вотчины Антона Березина деревни Егла крестьянин Петр Петров сын Зуев подписал, что он желает поставить на Уверский бейшлот конторе оного камня из Еглы две тысячи и еще 13 бочек, каждая бочка весом по семнадцать пудов, за каждую бочку по одному рублю получить, с охочими людьми поставлять будет. Прошение подписал за Петра Зуева боровичский мещанин Андрей Иванов сын Плаксин».

Из Указа Екатерины от 7 августа 1786 года «О приготовлении мраморного теску, в том числе и двухсот пудов для Уверского бейшлота строением Исаакиевской соборной церковью, чтобы благоволила изготовить того песку число за подлинную цену к будущему 1787 году. В феврале месяце приказать приготовить и по приготовлению уверить контору Боровичских порогов».
Строительство Уверского бейшлота было завершено в 1796 году. Вблизи плотины через реку Уверь была построена паромная переправа.

Прошло пятнадцать лет, и Уверский бейшлот вновь привлек к себе внимание. 2 мая 1811 года управляющий Первым округом путей полковник Сабир направил в Совет путей сообщений рапорт, в котором говорилось, что «в обоих средних быках в боковых стенах и оконечниках от запорного бруса из многих швов каменьев происходит сильная течь». Быки стали крошиться и сильно выгнулись, напрасно их подпирали деревянными подпорами. Кроме того, оказалась поврежденной и каменная терраса правого берега. По указанию Сабира инженер 1-го класса Камф произвел подробное обследование бейшлота и указал причины разрушения. «Дикий камень, составляющий одежду быков, отесан не под прямым углом. Кладка внутри быков произведена не кирпичом, быки наполнены ноздреватым камнем разной фигуры, слабая трамбовка, поэтому набивка не могла улечься плотно». 8 декабря Совет направил рапорт Сабира в комиссии, в том числе по Художественной части, где указал, что «главный порок в самом корпусе строения от непрочной каменной работы и применения раствора почти без цемента для связи каменей».

12 июня 1812 года во время своего обследования Вышневолоцкой системы Уверский бейшлот посетил Главный директор путей сообщения Франц Павлович Деволлан, после чего для проведения срочных работ было выделено 50 тысяч рублей. Надо отметить, что на проведение всех работ и поставку материалов организовывались торги.

Ремонтные работы на бейшлоте продолжались в течение нескольких лет. В 1814 году обследование подводной части показало, что «фундаменты быков и флютбеты (подводная часть) весьма прочны» [1].
В дальнейшем бейшлот исправно служил людям, подвергаясь лишь текущим ремонтам. Так в 1829 году пришли в ветхое состояние перила, настил моста и помосты. Требовалось укрепление стены террасы и замена стоек у воротов. На эти работы было выделено 5 416 руб. 62 коп.

Несмотря на то, что с момента закрытия судоходства по Вышневолоцкой системе прошло больше ста лет, до наших дней сохранились каменные опоры шлюзов и части стальных конструкций бейшлота как свидетельство русской инженерной мысли и память о строителях, его создавших. «Эти сооружения (Уверский и Березайский бейшлоты) настолько капитальны, что устои обоих и флютбет Уверского бейшлота могут быть признаны вечными» [4]

ЛИТЕРАТУРА
1. РГИА. Ф.159. Опись 1. Дело 98. О переустройстве Уверского бейшлота. 1810 - 1816 гг.
2. РГИА. Ф.157. Опись 1. Дело 33. О построении Уверского каменного бейшлота. 1785 - 1786 гг.
3. РГИА.Ф.206. Опись 1. Дело 64. Об устройстве берегов. Исправление Уверского бейшлота. 1829 г.
4. Ежегодник Санкт-Петербургского округа путей сообщения. Отчет о деятельности округа за 1910 год. СПб, 1911; Тип. Ю.И. Эрлик.
5. РГИА.Ф.206. Опись 1. Дело 544. Атлас порогов и их описание. 1765 г.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3206
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Сообщение Алексей Крючков » 20 мар 2016, 14:26

Из Переченя объектов культурного наследия федерального значения на территории Боровичского района (http://www.boradmin.ru/tinybrowser/file ... -2-stp.pdf стр.35) вычитал, что остатки деревянной церкви в Перелучах являются часовней Иакова Боровичского, относятся к 18-му веку и являются федеральным памятником (№15 в таблице 8).
IMG_9112 Часовня в Перелучах.JPG
Часовня в Перелучах

IMG_9115.JPG
Резьба на наличниках дома возле часовни
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3206
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Разрушение гранитной кладки опоры бейшлота

Сообщение Алексей Крючков » 22 мар 2016, 13:27

Деревянный настил моста через бейшлот в прошлом году явно обновили, теперь по нему стало не страшно ездить. А вот одна из опор моста начала разрушаться:
IMG_9105 разрушение гранитной кладки.JPG
Начало разрушения гранитной кладки опоры бейшлота

IMG_9111 затор у другой опоры моста.JPG
Затор из брёвен у другой опоры моста. И видно, как стесался гранит за годы
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3206
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Болонье

Сообщение Алексей Крючков » 12 май 2017, 23:08

В этот раз решили проехать 30-го апреля далее Уверского Бейшлота. Вот пейзажи разлившейся Увери выше Бейшлота.
IMG_2368 река Уверь выше Перелучей.JPG
Апрельская Уверь выше Бейшлота

IMG_2370.JPG

IMG_2371.JPG

IMG_2375.JPG
в селе Болонье осмотрели развалины храма св. Василия Великого

IMG_2382.JPG
Купал провалился

IMG_2383.JPG
Вид изнутри в сторону колокольни

IMG_2384.JPG
Вид изнутри на алтарь

Надпись на колонне: "Господи, спаси Русь!" И столик с остатками свечей...
IMG_2385.JPG
Надпись на колонне

IMG_2387 Болонье.JPG
Вид на село Болонье и разлившуюся Уверь от фермы
Вложения
IMG_2390.JPG
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3206
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля


Вернуться в Боровичский и Мошенской р-ны

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1