Икона для музея

Архив форума и отчеты о совместных краеведческих мероприятиях в 2013 году.

Модератор: Алексей Крючков

Икона для музея

Сообщение Алексей Крючков » 28 окт 2013, 17:50

Один человек при ремонте дома в деревне М. обнаружил на чердаке старую икону, и предложил её отдать для музея:
"Надыбана под застрехой во время ремонта крыши. Церковная, не домашняя (по форме и сюжету). Состояние - не очень, но довольно ничего. Художественная ценность - вряд-ли. Сретенье. Прочтение - довольно оригинальное (там же каноны), похожего в нете пролистав пару сотен картинок не встретил. По некоторым оценкам - конец 19, начало 20, и соответственно приватизирована при закрытии церквей.
Продавать рука не поднимается, в церковь отдавать, тем более.
Ну а мне без надобности - пропадает, в музей бы отдал"


Ну вот я не поленился, списался и съездил к нему, принял для музея. Имея в виду то ли Чайку, то ли музей Сельского прихода в Матвеево, то ли музей в Молдино. Но прежде чем отдавать, хотелось бы показать её знатокам, может, кто чего скажет или посоветует по этому поводу? Дарителю обещал сообщить полученную информацию.

Икона больше размера сканера, поэтому отсканировал самую значимую часть - верх иконы с лицами.
Икона.jpg
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Икона для музея

Сообщение Павел Иванов » 29 окт 2013, 16:26

Мдя... сильно загрязненное масло без левкаса прямо по доске, конец XIX- начало XX вв. Музейной ценности в самом деле не имеет. Более того, ее даже из церкви не украдут :lol: по той простой причине, что товар мало ликвидный, требует укрепления и реставрации.
Ну и отдайте в Матвеево или на Чайку. Это правильно. Только имейте в виду, она скорее всего будет осыпаться, так как она на чердаке, я думаю, испытала изрядные передряги.

Добавлю - это оригинальная композиция, я тоже не встречал таких поздних, но, на фото во-первых, не видно целиком, во-вторых, хорошо бы глянуть ее оборот. А вообще - выложите ее "реверс", низ, и крупняки парочку - лики и верх иконы
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 678
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Re: Икона для музея

Сообщение Алексей Крючков » 30 окт 2013, 15:29

Вот что написала мне о ней сестра, Аня Голубева, которая сейчас учится на иконописца:
"датировка приблизительно верная, скорее всего 19 век, вижу написана на холсте, техника - - масляная живопись по холсту (скорее всего), академическое письмо (близко к религиозной живописи, не канон, соответственно). Неплохо было бы реставраторам отдать... Отдайте в Чайку, если уж там и реставратор есть. Так как это не дешево стоит. Ценности особой эта икона не представляет."

Я вчера случайно поехал на Чайку, так и захватил её с собой заодно.
Лена сказала о ней, что для экспозиции им сгодится и обещала её сама отреставрировать.
Пожалуй, это наилучший вариант для такой подпорченной иконы.
Да и на Чайке это будет первая икона, а ведь они должны были быть в дореволюционном доме?

Отвечая на вопрос Павла, выкладываю её фотки, сделанные перед передачей на Чайку.
Она написана не на доске, а на холсте.
Икона аверс.JPG
Икона спереди

икона реверс.JPG
икона вид сзади
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Икона для музея

Сообщение Павел Иванов » 31 окт 2013, 12:13

Ага, вот надо было сразу. В таком случае датировку можно сдвинуть вглубь - на полвека примерно. Такие вещи очень любили в середине XIX века и чуть позже - они дешевле, чем настоящие иконы. Вот с чего это написано - я видел подобную вещь рубежа XVIII-XIX века в Кушалине, картина Вишнякова гравирована в последней четверти XVIII века и в таком качестве была известна в провинции.
Изображение
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 678
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Ответ Сергея Ступицкого

Сообщение Алексей Крючков » 02 ноя 2013, 11:11

Получил на почту ответ от Сергея Ступицкого.

"По иконе: считаю, что место иконе не в плену музейной пыли (описанных музеев не знаю, не был), а в служении которое она и должна свершать пред молящимися. ... Я же считаю что место иконы в храме. На это указывает и её форма- она была в арке праздничного чина (ряда) иконостаса средь других двунадесятых праздников.
Типовой иконостас.jpg
Типовой иконостас

Ну или у верующих людей, а если некуда девать, то у меня есть друг родившийся 15 февраля - празднование Сретенья, или дарите в среду молящихся православных, это оружие нашей веры.
Икона-форма и утраты.jpg
Пояснения к данной иконе, утраты

На иконе изображена сцена принесения в храм младенца Христа для обрезания. Отсюда и лица изображённые на иконе: Богородица с Иосифом приносящие жертву бедных людей - 2 голубя,
их встречает первосвященник Симеон и восторгается его речью пророчица Анна бывшая при храме, что описано во 2 главе евангелия от Луки.
Обрезание. Иконостас Софийского собора в Вологде. 1736 - 1738 гг.jpg
Обрезание. Иконостас Софийского собора в Вологде. 1736-1738 годы

Данную икону я датирую 19в., а вообще нужно знать ближайший храм и годы создания иконостаса в нём.
Обычно икона хорошо датируется не только по живописи, сколько по тыльной стороне доски, но это надо видеть.
Сретение.  Клеймо иконы Воскресение Вторая половина XVI.jpg
Сретение. Клеймо иконы Воскресение. Вторая половина 16-го века

Сретение Господне. Невьянская икона. 1786 года 8 ноября. 33,2 Х 28,3.JPG
Сретение Господне. Невьянская икона. 1786г

Сретение__.jpg
Сретение

Сретение и Богоявление. Невьянская икона. Мастерская Богатыревых. 1814-1822г. 31,5 Х 49,0.JPG
Сретение и Богоявление. Невьянская икона, мастерская Богатырёвых, 1814-1822г

Утраты в основе своей здесь как раз локализованы по месту склеивания досок.
Живопись маслом хорошо просматривается, т.к. наносилась непосредственно на незагрунтованный холст без левкаса, просто поклееному на доску, что и привело к обильному образованию кракелюров (сеточка трещин) и как следствие - отставанию. Можно пореставрировать, благо опыт есть.
Ч.Муссини 1849-1850 гг. Холст, масло. Картина в нише юго-западной стены. Исаакиевский собор. Санкт-Петербург.jpg
Ч.Муссини 1849-1850 Картина в Исаакиевском соборе СПб

Письмо "академическое" (живопись маслом - с тенями и линейной перспективой) - т.е. не каноническое, имеющее свою древнейшую символику и правило написания, а потому допускающее вольности в композиции и написании. Если нужно объяснить разницу между академическим и каноническим письмом, то могу поподробнее, но позже.
Пока как то так."
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Сообщение Алексей Крючков » 05 ноя 2013, 12:10

Я послал дарителю сведения об иконе, вот что он ответил:
"не верьте, кто говорит - без грунта (я хоть не реставратор, но у меня в т.ч. художественное образование и писать по холсту приходилось):
1.Они наверно просто не пробовали писать по холсту без грунта - ни один художник так не будет, если он не мазохист.
2.Она б давно обсыпалась полностью и был бы чистый холст.
Там скорей всего обычный для простых художников того времени грунт - растительное масло + мука."


P.S. Я считаю возможным и полезным данную тему рассекретить.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Икона для музея

Сообщение Павел Иванов » 05 ноя 2013, 13:52

Ну, я тоже так думаю. 19 век, вольная интерпретация гравюры по картине Вишнякова. Датировать точно сложно, как сложно и определить ее место в иконостасе. Конечно, там был не древнерусский иконостас, а что-то а-ля иконостас в Троице или Сельце Карельском - архитектор рисовал. Судя по формам иконы, это 2 половина века, а таких иконостасов было пруд пруди. Опубликуй Вы ее сразу с оборотом, все было бы понятно. Там, действительно, рама, холст - этого добра очень много по незакрытым церквям XIX века.
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 678
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Re: Икона для музея

Сообщение Денис Ивлев » 10 ноя 2013, 21:33

По форме икона из второго праздничного ряда иконостаса. Первый на вскидку иконостас с иконами такой формы стоял в усадебной церкви с. Алексейково в Лесном районе. Хотя икона может быть и из приходской церкви, куда та деревня входила. Думаю, стоит отдавать в тот приход, который сможет отреставрировать образ. Из близлежащих такового не найдётся, отдавать же в Москву, думаю, хозяин не возьмётся. Хотя у меня есть хороший знакомый настоятель, который с трепетом к этим вещам относится и уж точно восстановит её - отец Сергий Дикий из Коптево, он раньше служил в Успенской церкви Вышнего Волочка, да и Удомлю знает не по настышке. Мой совет, икону отдать всё же в храм. То, что предназначи наши предки Богу в музее стоять не должно. Если же хозяин в храм отдавать не хочет, то в музей прихода возьмём и постраемся привлекая всё того-же отца Сергия её отреставрировать. Это уже моё слово, как заведующего музеем.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Икона для музея

Сообщение Алексей Крючков » 15 ноя 2013, 21:05

Братцы, я ещё 30/10 написал, что передал икону для экспозиции на "Чайке", потому что даритель не хотел отдавать её в действующий храм, и мне было бы не этично нарушать его волю.
Тему рассекретил, и решил поместить её в архив 2013-го года, поскольку тема не привязана к конкретному месту.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля


Вернуться в 2013

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1