Алексей Крючков » 07 сен 2018, 00:55
Копирую из Одноклассников, потому что - в тему.
7 сентября 1923 года родился Эдуард Аркадьевич Асадов.
"Очень сложное стихотворение. Написано безупречно. Красиво написано. Однако, остается огромное количество вопросов.
Если Вы не верите в Бога, то можно эти стихи не читать. Ещё одно красивое подтверждение теории атеизма.
Если Вы верите в Бога безусловно и неистово – можно эти стихи не читать. Это просто хула на Бога.
Эти стихи написаны для тех, кто мучительно ищет Бога. Ищет и не может принять бытие. А через неприятие бытия не может принять Бога. Сложно всё это."
Мне так всегда хотелось верить в Бога!
Ведь с верой легче все одолевать:
Болезни, зло, и если молвить строго,
То в смертный час и душу отдавать…
В церквах с покрытых золотом икон,
Сквозь блеск свечей и ладан благовонный
В сияньи нимба всемогущий ОН
Взирал на мир печальный и спокойный.
И вот, кого ОН сердцем погружал
В святую веру с лучезарным звоном,
Торжественно и мудро объяснял,
Что мир по Божьим движется законам.
В Его руце, как стебельки травы, —
Все наши судьбы, доли и недоли.
Недаром даже волос с головы
Упасть не может без Господней воли!
А если так, то я хочу понять
Первопричину множества событий:
Стихий, и войн, и радостных открытий,
И как приходят зло и благодать?
И в жажде знать все то, что не постиг,
Я так далек от всякого кощунства,
Что было б, право, попросту безумство
Подумать так хотя бы и на миг.
Он создал весь наш мир. А после всех —
Адама с Евой, как венец созданья.
Но, как гласит Священное писанье,
Изгнал их вон за первородный грех.
Но если грех так тягостен Ему,
Зачем ОН сам их создал разнополыми
И поселил потом в Эдеме голыми?
Я не шучу, я просто не пойму.
А яблоко в зелено-райской куще?
Миф про него — наивней, чем дитя.
Ведь ОН же всеблагой и всемогущий,
Все знающий вперед и вездесущий
И мог все зло предотвратить шутя.
И вновь и вновь я с жаром повторяю,
Что здесь кощунства не было и нет.
Ведь я мечтал и до сих пор мечтаю
Поверить сердцем в негасимый свет.
Мне говорят: — Не рвись быть слишком умным,
Пей веру из Божественной реки. —
Но как, скажите, веровать бездумно?
И можно ль верить смыслу вопреки?
Ведь если это правда, что вокруг
Все происходит по Господней воле,
Тогда откуда в мире столько мук
И столько горя в человечьей доле?
Когда нас всех военный смерч хлестал
И люди кров и головы теряли,
И гибли дети в том жестоком шквале,
А ОН все видел? Знал и позволял?
Ведь «Волос просто так не упадет…»
А тут-то разве мелочь? Разве волос?
Сама земля порой кричала в голос
И корчился от муки небосвод.
Слова, что это — кара за грехи,
Кого всерьез, скажите, убедили?
Ну хорошо, пусть взрослые плохи,
Хоть и средь них есть честны и тихи,
А дети? Чем же дети нагрешили?
Кто допускал к насилью палачей?
В чью пользу было дьявольское сальдо,
Когда сжигали заживо детей
В печах Треблинки или Бухенвальда?!
И я готов, сто раз готов припасть
К ногам того мудрейшего святого,
Кто объяснит мне честно и толково,
Как понимать Божественную власть?
Любовь небес и — мука человечья.
Зло попирает грубо благодать.
Ведь тут же явно есть противоречье,
Ну как его осмыслить и понять?
Да вот хоть я. Что совершал я прежде?
Какие были у меня грехи?
Учился, дрался, сочинял стихи,
Порой курил с ребятами в подъезде.
Когда ж потом в трагическую дату
Фашизм занес над Родиною меч,
Я честно встал, чтоб это зло пресечь,
И в этом был священный долг солдата.
А если так, и без Всевышней воли
И волос с головы не упадет,
За что тогда в тот беспощадный год
Была дана мне вот такая доля?
Свалиться в двадцать в черные лишенья,
А в небе — все спокойны и глухи,
Скажите, за какие преступленья?
И за какие смертные грехи?!
Да, раз выходит, что без Высшей воли
Не упадет и волос с головы,
То тут права одна лишь мысль, увы,
Одна из двух. Одна из двух, не боле:
ОН добр, но слаб и словно бы воздушен
И защитить не в силах никого.
Или жесток, суров и равнодушен,
И уповать нелепо на Него!
Я в Бога так уверовать мечтаю
И до сих пор надежду берегу.
Но там, где суть вещей не понимаю —
Бездумно верить просто не могу.
И если с сердца кто-то снимет гири
И обрету я мир и тишину,
Я стану самым верующим в мире
И с веры той вовеки не сверну!
-----------------
Я думаю об этом так.
За несколько тысячелетий с создания Ветхого Завета, а затем – и Нового Завета и Корана, знания человечества ушли далеко от представлений древних, и форма, в которой тогдашним массам были доступно объяснены некие знания, правила, даны рекомендации о жизни - несколько устарела. Но - только форма, а не суть! Отсюда и сомнения, непонимание, «качели» - у тех, кто УЖЕ замечает эти противоречия, но ЕЩЁ не нашёл объяснений им.
Говоря проще, древнему (да и современному) человеку простого уровня ума некие знания о правилах поведения и закономерностях (рекомендации) было легче объяснить, нарисовав образ строгого всевидящего дедушки с «кнутом и пряником» (после смерти). Ибо более сложные абстракции ему было (?) невозможно понять.
Но то, что человекоподобного «дедушки», живущего на небе - нет (а есть вместо него нечто иное по своей природе) - вовсе не отменяет справедливости рекомендаций, правил поведения, изложенных во всех религиозных книгах, потому что они основаны на верных наблюдениях… Так, мы можем не понимать, как устроено что-то (например, электричество), но при этом вполне можем знать правила пользования им (что совать пальцы в розетку – опасно, а вилку телевизора – можно).
Относительно «справедливости», о которой писал Асадов в этом стихотворении, я думаю, что это примерно как если бы какая-то клетка в теле человека возмущалась бы тем, что по отношению к ней жизнь устроена несправедливо (лейкоцит «незаслуженно» погибает от бактерии, эпителий «незаслуженно» отмирает и отпадает, эритроцит тоже, поносив кислород до «пенсии», распадается…) Но если ИЗМЕНИТЬ точку зрения на это (уйдя от «эгоцентризма клеток», а посмотрев с точки зрения целого организма), то смысл жизни и гибели каждой клетки («справедливость») становится более понятен…Смысл – это существование чего-то более высокого, чем «я – один». И «бог клеток» - это их генетический код, их программа, которая одним (клеткам) даёт одно предназначение (и жизнь), а другим – совсем другое… Так может, и в большом действуют те же закономерности, что и в малом?