Водный путь по Мсте

Историко - краеведческие сведения и обсуждение истории и достопримечательностей населённых пунктов в районах, ранее входивших в Вышневолоцкий уезд и его ближайшие окрестности. Информация структурирована по географическому принципу, как каталог.

Модератор: Алексей Крючков

Водный путь по Мсте

Сообщение Людмила » 20 янв 2014, 16:56

В краеведческом альманахе г.Боровичи за прошедший год помещена большая статья о Мстинских пристанях. В частности, там говорится о том,что до 1748 года в Вышневолоцкой системе действовала Липяцкая пристань. Она была упразднена Указом Императрицы Елизаветы 13января 1748 года."Купеческие люди объявляют,что оная Липческая пристань якобы в тесном непристойном месте из-за того и разбивается много барок". На Липяцкой пристани находилась лоцманская артель во главе с сотским. О Липячах сообщается, что теперь это небольшая деревня в Удомельском районе и что липяч-это липовый мед.
Людмила
 
Сообщений: 19
Зарегистрирован: 06 окт 2012, 12:46
Откуда: Бологовский р-н, Лыкошино

МСТИНСКИЕ ПРИСТАНИ

Сообщение Людмила » 22 янв 2014, 16:14

Во время работы Вышневолоцкой системы на Мсте были широко известны следующие пристани: Солпенская - http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.75 ... 4&z=16&m=b, Ношкинская (Ножкинская) - http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.94 ... 0&z=16&m=b, Басутинская - http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=58.13 ... &z=16&m=bs, Опеченская http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=58.27 ... &z=15&m=ys, Потерпелицкая, Усть-Волминская. Короткое время (до 1748 года) действовали Липяцкая * http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=58.09 ... &z=15&m=bs и Чернецкая http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=58.22 ... &z=15&m=ys пристани.

Свои названия пристани получали от расположенных рядом с ними деревень. Основное их предназначение состояло в замене лоцманов и судорабочих, а также расчет с ними за сплав. На Солпенской, Опеченской и Потерпелицкой пристанях производилась погрузка товаров на барки.

В верхнем течении Мсты находились Солпенские, Ношкинские и Басутинские пороги, значительно менее опасные, чем Боровичские, но для прохода через них требовались знающие судовой ход местные лоцманы.
Первая из пристаней, находящаяся вблизи Вышнего Волочка - Солпенская, к ней подходил тракт из внутренних областей. Здесь формировался Солпенский караван из значительного количества судов. В 70-е годы XVIII века за четыре с половиной навигации с этой пристани отправлено 343 барки и 29 полубарок. За этот же период из Боровичей отправили 152 барки с хлебом и известью (1). Замена лоцманов на Солпенской пристани не проводилась.

От Вышнего Волочка до Басутинской пристани барки вели вышневолоцкие лоцманы. Там их сменяли басутинские, которые вели суда до Опеченской пристани. По порогам суда вели лоцманы, приписанные к Опеченской пристани. Кроме лоцманов на барки брали судорабочих, их число менялось. Так, для прохождения барки с грузом от Вышнего Волочка до Ношкинской пристани на борт брали 10 рабочих, от Ношкинской до Опеченской - 25, для прохождения через Боровичские пороги - от 50 до 70 человек. (2,3)

До 1748 года лоцманов меняли еще на двух пристанях: Липяцкой и Чернецкой. Липяцкая находилась на семь верст выше Басутинской, а Чернецкая – на семнадцать верст ниже. Указ императрицы Елизаветы о ликвидации Липяцкой пристани последовал 13 января 1748 года. «Купеческие люди объявляют, что оная Липческая пристань якобы в тесном непристойном месте из-за того и разбивается много барок» (4). В том же году комиссар с лоцманами и проводниками были переведены с Липяцкой пристани на Басутинскую. При этом не была определена плата лоцманам. Ранее от Ношкинской до Липяцкой пристани лоцманам платили 40 копеек, от Липяцкой до Чернецкой - 35 копеек, от Чернецкой до Опеченской - 30 копеек. Отсюда видно, что до 1748 года на Басутинской пристани лоцманов не было, она играла второстепенную роль.

В связи с проведенными изменениями лоцманы Ношкинской и Басутинской пристаней обратились через Канцелярию Боровичских порогов в Сенат с прошением установить новую плату. Сенат согласился с предложением Канцелярии платить: «от Кошкинской до Басутинской по 50 коп. От Басутинской до Опеченской - 55 коп. с судна» (5). Плата лоцманам Боровичских порогов составляла до конца XVIII века 2р.50 коп. С начала XIX века за проход Ношкинских порогов лоцману платили полтора рубля с барки, а Боровичских - 5 рублей.

Лоцманами на Липяцкой и Чернецкой пристанях были «крестьяне Ея Императорскаго Величества Новгородской вотчины Вельского погоста», т.е. государственные. Лоцманская артель во главе с сотским находилась на Липяцкой пристани. В 1743 году они направили императрице «челобитье» (жалобу) на прапорщика пристани. В ней говорилось, что тот использует лоцманов для своих целей в деревне Березовый Рядок. Реакция Елизаветы была быстрой - убрать виновника с пристани6. В то время Ношкинские и Басутинские лоцманы подчинялись Канцелярии Боровицких порогов.

На всех пристанях имелись дом смотрителя и служебные помещения с конторой. Причалов пристани, кроме Опеченской, не имели, и барки приставали к берегу выше по течению. «Выше Ношкинской пристани на пример версты с две к берегу по течению Мсты - реки на правой руке около полдень пристали. Где за требованием в прибавок для спуску чрез Ношкинские пороги судов лоцманов и работных людей и за отдачею в той Ношкинской пристани прибавочным лоцманам и работникам денег на пример часа с три стояли» (7).

Во главе пристани стоял смотритель, назначаемый Ведомством Путей сообщения. Также в штат входили писарь и несколько солдат. Смотритель выделял лоцманов и рабочих, делал отметку в накладной в случае разгрузки барки или снятия части груза. В накладной, которая сдавалась в Шлиссельбурге, указывались ее номер, дата, пристань погрузки и выгрузки, сведения о хозяине груза и лоцмане, барке, сведения о характере и количестве груза. Хозяин мог написать в ней претензии к лоцману. Из всех Мстинских пристаней только смотритель Опеченской имел право осматривать барки и заносить их в записную книгу. Никто из смотрителей других пристаней «не должен осматривать и останавливать барки под опасением отрешения от места» (8).

На Ношкинской, Басутинской, Опеченской и Потерпелицкой пристанях велась торговля солью. С 1759 года торговля солью была разрешена только на Ношкинской и Опеченской пристанях, а также в селе Боровичи.

При следовании через пристани на судах оставались «коренные» лоцманы, которые подрядились вести барки от Вышнего Волочка до Новгорода и Петербурга, за исключением порогов. Большинство вышневолоцких лоцманов составляли купцы, мещане и ямщики города. Были среди них и помещичьи крестьяне. До 1799 года вышневолоцкие лоцманы не были объединены в артель, поэтому среди них было много случайных людей. С целью наведения дисциплины последовал Высочайший указ, которым предписывалось «всех занимающихся лоцманским промыслом записать в лоцмана» (9). Лоцманы наотрез отказывались записываться в артель, предпочитая лично договариваться с хозяевами барок. Но порядок был наведен, в 1809 году вышневолоцких лоцманов в артели было около 1000 человек. Однако недовольство среди них продолжалось, и следовали жалобы (6). В императорском указе от 31 декабря 1817 года были утверждены «правила устройства вышневолоцких лоцманов», прописаны их права и обязанности. Количество лоцманов на Вышневолоцкой пристани было определено в 1500 человек комплектных и 250 человек сверхкомплектных (запасных). Лоцман заносился в списки артели с указанием фамилии, имени и отчества, места проживания, возраста и стажа, и должен был иметь свидетельство следующего содержания: «Свидетельство дано от Управляющего Вышневолоцким Отделением... записанному комплектному лоцману в том, что он поведения доброго, лоцманское мастерство знает, и в нем опытен и потому в списки вышневолоцких лоцманов записан. Вследствие чего он имеет обязанность отправлять лоцманскую должность». Аналогичный документ выдавался и сверхкомплектным лоцманам. Свидетельство давало право на свободный проход судна и «на возвратный путь в дом свой» (9).

Указ 1817 года давал вышневолоцким лоцманам те же права, что и лоцманам Боровицких порогов. По указу императрицы Елизаветы от 1762 года количество лоцманов на пристанях было установлено: Ношкинской - 308, Басутинской - 219, Опеченской - 20, Потерпелицкой - 400. С увеличением объемов судоходства число лоцманов выросло: на Опеченской пристани - до 200, Потерпелицкой – до 1000.

Наиболее опасным местом для сплава являлись Боровичские пороги. Суда доходили до Опеченской пристани, находящейся перед этими порогами. Во время навигации здесь собиралось до 1000 судорабочих, сотни купцов и приказчиков ждали отправления своих барок. Здесь жили извозчики, кузнецы, судостроители, сапожники, портные, хлебники, чиновники и служащие пристани; находилась казарма для солдат. Приезжему люду требовался ночлег и пропитание. Этим не только жил, но и процветал Опеченский Посад.

В 1767 году на базе гарнизонной школы для солдатских детей на пристани создана первая в России гидротехническая школа, готовившая специалистов по обслуживанию водных сооружений.
Опеченская пристань играла важную роль в системе судоходства. Здесь формировались караваны судов, проводился осмотр барок «12 свидетелями, взятыми из хозяев, приказчиков и опытных лоцманов, которые должны освидетельствовать в присутствие представителя судовой расправы, дистанционного смотрителя и инженерного офицера» (8). Если у судна обнаруживали недостатки, то оно шло в конце каравана. Никто другой, кроме лоцманов Боровичских порогов, не мог вести барки от Опеченской пристани.

Но вот тридцать верст и сорок порогов остались позади. Впереди Потерпелицкая пристань. От Потерпелиц, если не было коренных лоцманов, суда вели местные. В архивных документах встречаются сведения, что потерпелицкие лоцманы в основном использовались на чистке реки, они «плохо знают косы и камни», вследствие чего барки часто застревают (10).

Последней пристанью на Мсте была Усть-Волминская. Здесь барки покидали потерпелицкие лоцманы и часть «коренных», происходила замена рабочих. Далее на Мсте тихое течение, и лоцманы не требовались.
Обычно караван проходил 300 верст пути от Волочка до Новгорода от двух до четырех недель, но иногда и значительно дольше - до двух месяцев1. Время сплава зависело от наличия лоцманов, судорабочих, а также от уровня воды в водохранилищах.

Между мстинскими пристанями было организовано круглогодичное почтовое сообщение, обеспечивавшее доставку приказов и уведомлений – о состоянии вод, времени запора шлюзов, количестве судов, наличии работников, о чрезвычайных происшествиях. Доставка корреспонденции возлагалась на лоцманов. С увеличением объемов переписки лоцманы были вынуждены нанимать для почты специальных лошадей. И «обязанность сия, сделавшись для лоцманов тягостью, вынуждала их год от году прибегать с просьбами к начальству своему»11. В течение 1821 - 1825 годов за содержание восемнадцати лошадей для почтовой связи лоцманы платили: на Опеченской - 3375, Басутинской - 3180, Ношкинской - 870 рублей в год. Организация почтового тракта требовала создания трех станций со штатом чиновников, что влекло за собой значительные расходы. Поэтому управление Путей сообщения предложило организовать круглогодичную почту между Опеченской пристанью и Вышним Волочком, а также между Опеченской пристанью и Потерпелицкой, на подрядной основе. «Отдать на подряд желающим с публичных торгов, с заключением контрактов и обеспечением оных надлежащими залогами». Торги проводить надлежало ежегодно. На организацию почты «употребить суммы из доходов судоходной расправы». Почта должна была отправляться по расписанию в определенные дни недели. Ее следовало перевозить «проводникам» в кожаной сумке верхом на коне8. Предложения управления Путей сообщения были утверждены, и лоцманов освободили от обязанностей по доставке почты.

Мстинские пристани функционировали до 1917 года, обеспечивая – после окончания сквозного - местное судоходство. На картах начала XX века они помечены знаком «якорь», как действующие. До самой революции продолжался ремонт плотин и других сооружений на порогах. Деньги на содержание водной системы и зарплату служащих шли значительные, что вызывало критику со стороны некоторых деятелей того времени.
Почему же государство несло эти затраты? Дело, думается, в том, что транспортный путь содержался как стратегический, резервный, на случай чрезвычайных ситуаций.

Александр ПАНФИЛОВ
-----------------------------
*Липячи - в настоящее время небольшая деревенька в Удомельском районе Тверской губернии. Липяч - липовый мед.

ЛИТЕРАТУРА
1 Э.Г. Истомина. Монография. Водные пути России во второй половине 18 начале 19 века. Изд. Наука, Москва. 1982.
2 Собрание постановлений Российского законодательства о судостроении, судоходстве и пароходстве: для руководства судостроителей, судопромышленников и владельцев пароходов /Собрал и издал А. Смирнов. - Нижний Новгород: Губ. тип. 1862.
3 Историко-статистическое обозрение Вышневолоцкой водной системы. Журнал Министерства путей сообщения. Т.23. СПб, 1875.
4 РГИА. Ф.157. Опись 1. Дело19. Указы и промимории. 1748.
5 Полный свод законов Российской империи. Том XIII. Указ 9588. - марта 16. Сенатский. О платеже лоцманам за спуск судов на Боровицких порогах прибавочных денег. 1749.
6 РГИА.157. Опись 1. Дело 15.0 челобитье Линяцкой пристани сотского Мартына Тимофеева и лоцманов на прапорщика Григория Семенского. 1744.
7 Путевой журнал казенного каравана 1751-1752 гг. Свердловский областной архив. Фонд Уральского горного управления. (Выписки из журнала представлены в редакцию «Мстинской волны» Н.С. Корепановым).
8 РГИА.159. Опись 1. Дело 394.0 сочинении учреждения для судоходства. 1811.
9 РГИА.159. Опись 1. Дело 597.0 правилах для устройства вышневолоцких лоцманах. 1817 г
10 РГИА.159. Опись 1. Дело 94.0 записке вышневолоцких лоцманов. 1809-1814.
11 Полный свод законов Российской империи. Том XL 30.270. - февраля 28. Высочайше утвержденное положение Комитета министров. - Об учреждении и отдаче на подряд особой почты между Вышним Волочком и Опеченскою пристанью, для возки казенных пакетов по делам судоходства. 1825.
Людмила
 
Сообщений: 19
Зарегистрирован: 06 окт 2012, 12:46
Откуда: Бологовский р-н, Лыкошино

О путешествии Екатерины 2й по Мсте

Сообщение Алексей Крючков » 27 дек 2015, 15:07

Статья Александра Панфилова из альманаха "Боровичи", изданного в 2011г Администрацией Боровичей, местным обществом краеведов и редакцией газеты "Красная искра", тиражом 1000 экз. стр. 36 - 38. Поскольку тут упоминается местность от Волочка до Боровичей, то выкладываю в "корне" раздела о достопримечательностях. Благодарю за оцифровку скана Татьяну (Балаблиху)

ЕКАТЕРИНА II НА БЕРЕГАХ МСТЫ

В 1785 году императрица Екатерина II совершила поездку на Вышневолоцкую водную систему, игравшую огромную роль в снабжении Петербурга продовольствием и другими товарами. Целью поездки являлся контроль над действиями местного управления. Путешествие, организованное князем Г.А. Потемкиным-Таврическим, продолжалось три недели. Екатерину II сопровождали придворные, а также иностранные послы. Выезд карет из Царского Села состоялся 24 мая.

6 июня императрица прибыла в Вышний Волочек, на следующий день осмотрела каналы, ввод судов в Тверецкий шлюз и выпуск из Цнинского канала. Затем кареты проследовали по дороге, идущей вдоль левого берега реки Цны, озера Мстино и реки Мсты, где путешествующие наблюдали сплав барок.

Вечером Екатерина II с сопровождающими лицами прибыла в Опеченский Посад. Здесь для нее был приготовлен дом Конторы Боровичских порогов.

Утром 8 июня Екатерина II наблюдала спуск барок у порога Выпь. На высоком берегу над порогом был построен красивый павильон. Из свиты через пороги спустились князь Потемкин, наместник Новгородской и Тверской губерний генерал-поручик Архаров и французский посланник граф Сегюр. В одном из порогов барка дала небольшую течь, которая была тут же устранена, и пассажиры благополучно прибыли на Потерпелицкую пристань. Кареты государыни со свитой в это время следовали по дороге вдоль правого берега реки. На протяжении всего пути императрицу приветствовали крестьяне близлежащих деревень.

Весь остальной путь - от Потерпелицкой пристани до Новой Ладоги - Екатерина II совершила по воде. Для этого было построено в Вышнем Волочке и Боровичах около 30 судов, в том числе императорская яхта. Имелось специальное судно для утренней трапезы и лодка - для вечерней. Контролировать строительство судов был поручено командированному для этой цели вице-адмиралу Пущину.

Лоцманы и рабочие на судах были одеты в новые зеленые кафтаны с серебряными галунами, с красными кушаками. На голове - шляпы с красными лентами. Над императорской яхтой развевался российский штандарт.

Караван отошел от Потерпелицкой пристани в 11 часов 30 минут. Ниже по пути следования были заранее определены места для ночлега, где уже ждали придворные слуги. Первая остановка флотилии произошла в 23 верстах от Боровичей, в сельце Березицы, в доме подпоручика Бачманова. Там была устроена галерея для обеденного стола. Вторая - на 51-й версте от Боровичей, в сельце Малиновице, где также выстроили обеденную галерею. Так было на всем пути следования по рекам Мсте и Волхову.

Французский посланник граф Л.Ф. Сегюр в своих воспоминаниях писал: «В Боровичах мы пересели на красивые галеры; особенно великолепна была галера, назначенная для императрицы. В той, где поместили меня, были три изящно убранные комнаты и хор музыкантов, будивших и усыплявших нас сладкой музыкой». В числе сопровождающих императрицу был и художник М.М. Иванов, который с 1779 года неотлучно находился при Потемкине. Он получил задание - запечатлеть путешествие по реке Мсте и Вышневолоцкой водной системе. В серии акварелей художник изобразил Опеченский Посад, Нилову Пустынь, Новгород и спуск самой флотилии по Мсте.

По окончании путешествия яхта была пожалована императрицей дворянам Новгородского наместничества, которые в январе 1786 года постановили: «Для сохранения яхты в вечное потомство, подняв, поставить ее на берегу реки Волхов и сделать над ней корпус». Указанные работы были проведены новгородским купцом Архипом Масловым. Стоимость работ составила 1250 рублей.

Описание императорской яхты было сделано в 1872 году командированным для ее осмотра инженером-поручиком морского ведомства Комовым. Яхта имела длину 34 метра, ширину 7,3 метра, и была сделана из соснового дерева. В средней части находилась большая светлая рубка, имевшая девять комнат. Три из них были довольно обширными. Внутренние стены кают до высоты окон были отделаны филенками. Рамы и ставни опускались внутрь стены. Снаружи яхта и каюты были окрашены зеленой краской, пол в некоторых каютах был по¬крыт толстым зеленым сукном.

Анализ поездки Екатерины II позволяет развеять некоторые устоявшиеся легенды. В совместном романе Н. Некрасова и А. Панаевой «Три стороны света» старый лоцман говорит, что императрица угощала лоцманов на берегу Мсты. Отчего и плес был назван Винным. Однако этому утверждению противоречат документы. Утром 8 июня императрица находилась в Опеченском Посаде, а в половине 12-го суда уже отошли от Потерпелицкой пристани. Поэтому Екатерина II не могла угощать лоцманов, а также обедать в Боровичах и гулять по набережной. Во время своего второго путешествия, в 1787 году, она также не посещала Боровичи. Екатерина в ту поездку следовала в столицу с юга России: 7 июля был ночлег в Вышнем Волочке, 8 - в Валдае, 9 - в Крестцах. 10 июля 1787 года императрица прибыла в Новгород. А Винный плес получил свое на¬звание, как сказано в Энциклопедическом лексиконе под редакцией А. Плюшара, «со времени Петра Великого, который несколько раз спускался через пороги и всегда приказывал на этом месте подать себе любимой анисовой водки». Ниже по течению реки больше не было опасных мест.

Александр ПАНФИЛОВ

ЛИТЕРАТУРА
Судоходный дорожник Европейской России. Изд. Путей сообщения и публичных зданий. СПб., 1855 г.
Памятная книжка Новгородской губернии, 1874 год. Новгород, 1874 г. Записки графа Сегюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II (1785-1789). СПб., 1865.
Памятные записки А. В. Храповицкого, статс-секретаря императрицы Екатерины II М., 1864 г.
Энциклопедический лексикон. Изд А. Плюшара, т.6. СПб., 1839 г.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3224
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Поиски обходов Боровицких порогов

Сообщение Алексей Крючков » 16 янв 2016, 13:14

Интересная статья из альманаха "Боровичи" за 2013-й год о поиске обходов Боровицких порогов
Вокруг порогов 1.jpg
1

Вокруг порогов 2.jpg
2
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3224
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Схема Вышневолоцкой водной системы

Сообщение Алексей Крючков » 22 мар 2016, 13:55

IMG_9132 схема.JPG
Схема Вышневолоцкой водной системы, фото из музея в Ровном (Боровичский р-н)
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3224
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Статья "На закате судоходства"

Сообщение Алексей Крючков » 17 май 2017, 23:23

На закате судоходства 1.jpg
1

На закате судоходства 2.jpg
2

На закате судоходства 3.jpg
3

На закате судоходства 4.jpg
4
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3224
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Водный путь по Мсте

Сообщение Денис Ивлев » 25 май 2017, 14:31

Очень хорошо представлен водный мстинский путь в Боровическом краеведческом музее. Не ожидал от провинциального музея настоящего столичного уровня и по продуманности экспозиции, и по собранию предметов, и по размещению и удобству восприятия, и по электронным ресурсам и краеведческим изданиям. Вышнему Волочку до него ещё далеко)))
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1536
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва


Вернуться в Каталог: история мест Вышневолоцкого уезда и окрестностей

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 1