О моих предках -церковнослужителях Тверской губернии

Историко - краеведческие сведения и обсуждение истории и достопримечательностей населённых пунктов в районах, ранее входивших в Вышневолоцкий уезд и его ближайшие окрестности. Информация структурирована по географическому принципу, как каталог.

Модератор: Алексей Крючков

Re: О моих предках -церковнослужителях Тверской губернии

Сообщение Лариса Тройникова » 04 апр 2012, 21:45

Письмо я Вам, Денис, отправила, следите за почтой, формат письма большой А4
Лариса Тройникова
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 20 мар 2012, 01:25
Откуда: Ленинградская обл., г.Приозерск

Re: О моих предках -церковнослужителях Тверской губернии

Сообщение Руфина » 07 апр 2012, 19:50

История моих предков священно-церковнослужителей из Борзыней.
Свой рассказ о Млеве я закончила описанием событий начала 19 века.

28 апреля 1824 года мой 3 прадед Андрей Егорович Нечаев обвенчался с Анной Яковлевой – дочерью священника с.Борзыни Якова Федоровича Спасского. Обвенчал их благочинный села Ясеновичи священник Петр Матвеев.
В Борзынях служили мои предки более 200 лет. Так что это уже четвертое мое «родовое» село в Тверской губернии.
Борзыни - такое необычное для слуха название.
В топонимическом словаре В.М.Воробьева написано, что Борзыни «произошли от мужского личного имени Борзый/Борзой (смотри: Борзенево, деревня). Оформление названия на - ынь более типично для топонимов, произведенных от нарицательных существительных и характеризует само поселение или местность, в котором оно расположено».
Борзыни в начале 18 века относились к Ржевскому уезду Новоприписной Осташковской десятины
В Борзынях долгое время была деревянная церковь Великомученицы Параскевы Пятницы. И в Метрических книгах и Исповедных ведомостях писали о событиях в Пятницкой церкви или церкви Параскевы.
В 1755 году на месте деревянной церкви возвели каменный храм. В храме было три престола: главный престол Спаса Нерукотворного Образа и придельные престолы: Святителя Николая и мученицы Параскевы, Преподобного Сергия Радонежского. Называть его Спасским храмом или Спасской церковью стали гораздо позже.
И вот деревянная церковь Великомученицы Параскевы, а затем Спасский храм были местом службы моих предков много лет.
О самом храме, и о Борзынях очень интересно написано на этом форуме, представлены хорошие фотографии. Я прошлым летом была в Борзынях, ходила по руинам, видела, что осталось и от села и от храма.
Конечно, сейчас храм представляет удручающее впечатление, а когда-то он был красивым и величественным.
Ну, а я здесь буду писать о своих предках – священно-церковнослужителях с. Борзыни, которые здесь служили.
Поскольку я этой веткой занимаюсь только год, и еще не вся информация изучена, то я постараюсь дополнять схему новыми находками.
.
Борзыньская предварительная ветка.
1-4 поколение. (1650-1750 гг)
1 поколение.
1. Алексей ~1650 г.р.
Известно только это имя - представителя большого рода, был ли он церковнослужителем – я пока не знаю.

2 поколение
2(1 ) Парфентий Алексеев поп 1670 г.р. мой 7 прадед
жена Евдокия Федорова 1674г.р. - ум 24.11.1738
Сын Алексея – Парфентий Алексеев родился в 1670 году. Женой его стала Евдокия Федоровна, которая была на 4 года моложе мужа.
В Исповедных ведомостях в 1738 году у них в семье написан сын Прокопий Парфентьевич и его жена Ксения Гаврилова. В Исповедных ведомостях записана также вдова -сноха попа - Федосия Семеновна с дочерью Аграфеной Максимовной?. Значит, у попа был еще второй сын – Максим? (имя не разобрала), и он умер до 1738 года.
Прокопий был в 1738 году дьячком, а с конца 1738 года он уже служит священником. Возможно, его отец, которому было 68 лет, отошел от дел. Мать Прокопия – попадья Евдокия Федоровна умерла 24 ноября 1738 года.

3 поколение
3(2) Прокоп Парфентьев 1702 г.р. - 18.ноября 1755, мой 6 прадед
дьячок, священник с 1738 года.
жена Ксения Гаврилова ~1705 –

4(2). Максим? Парфентьев умер до 1738 года
жена Феодосия Семенова 1702


4 поколение
5(3) Василий Прокофьев 1726\8 г.р - уп. 1800
дьячок, диакон, а с 1757 священник
жена Дарья Иванова из Иловиц венч.23.09.1744
6(3) Матрона Прокофьева 1732

7(3) Прокопий Прокофьев 1733-36? - 3мая 1759
8( 3) Мавра Прокофьевна
9(3) Алексей Прокофьев 1736\4 – 1755
10(3) Парфентий Прокофьев 7 февраля 1738 г.р. - 1798 г
жена Васса Иванова- дось священника 1735 - 18.12.1803
11(3) Андрей Прокофьев 4 июля 1741 года
12(3) Федор Прокофьев 22 апреля 1744 - 9ноября 1818 мой 5 прадед
жена Марья Алексеева - дочь священника Иловицы Алексея Миронова
1742/43г – 2.06.1813 венчание 25 июня 1762

13(3) Иоаким Прокофьев - дьячок Борзыни, священник села Горницы.
14(4) Аграфена Максимова

Прокофий Парфентьев – мой 6 прадед родился в 1702 году, а умер 18 ноября 1755 года. У них с Ксенией Гавриловой было 7 сыновей и 2 дочери Матрена и Мавра.
Самый старший сын Василий Прокофьев в «шк.не был», служил дьячком, а после смерти отца с 1757 года стал священником.
4-й сын - Парфений Прокофьев обучался в Осташковском духовном училище, а потом в Тверской семинарии. После смерти отца он просил, чтобы его назначили священником, но из-за «младости лет» ему отказали. В 1755 году его назначают дьячком, потом диаконом, а с 1762 по1798 год он служит в Борзынях 2-м священником. То есть в Борзынях более полувека служат священниками отец и двое его сыновей.
Двое других сыновей - Алексей и Прокофий Прокофьевы прожили всего по 20 лет.
Алексея Прокофьева произвели во священники, но он внезапно умер, не приняв сана.
Об Андрее Прокофьеве не известно ничего.
Самый младший сын Иоаким Прокофьев служил также вторым дьячком в Борзынях, потом его назначили на место священника в село Горницы.
О Горницах и красивом храме в том селе очень тепло написано на этом форуме, а ветку моего двоюродного 5 прадеда священника Горниц Иоакима Прокофьева я здесь не пишу, так как еще не успела ее изучить, и у меня пока нет никакой информации.
А мой родной 5 прадед Федор Прокопиев родился 22 апреля 1744 года. Когда ему исполнилось 18 лет, он обвенчался с Марьей Алексеевной - дочерью священника села Иловицы Алексея Миронова. Венчание произошло в Борзынях 25 июня 1762 года.
В Метрической книге №21237 за 1762 год сие событие отражено таким образом. В причте того года были священники Василий Прокофьев и Парфений Прокофьев.
«25 июня 1762 года Церкви святой Великомученицы Параскевы села Борзынь умершего священника сын Федор Прокопиев на девке той же десятины погоста Яловицы на священниковой дочери Марии Алексеевне».
И в том же 1762 году его назначили служить дьячком. Был он дьячком до самой своей смерти в ноябре 1818 года.

Дополнительная вставка.
Схема моих предков – священно-церковнослужителей из Иловиц.
Здесь мне только известно первых 5 прямых поколений предков. Какие дальше у родичей были фамилии, где они жили и кем были, – я пока не знаю.

1 поколение.
1.Алексей 1648

[b]2 поколение

2(1). Священник Стефан Алексеев, вдов 1668 - 12. 1750. Мой 8 прадед

3 поколение.
3(2).Мирон Стефанов ~1690 - умер до 1738 года. Мой 7 прадед,
жена Евдокия Ивановна 59 лет ~1692 – 7.02.1753

4 поколение.
4(3) Агафья Миронова 1718
5(3) Параскева Миронова 1720
6(3) Алексей Миронов ~ 1723 - уп.1797 Мой 6 прадед.
диакон в 1742 году , священник Иловиц с 1744 года.
жена Анна Никифорова 29.01.1741 венчание

В Метрической книге №13560 8об-9л. за 1741 год , когда в Иловицах служил поп Стефан Алексеев, сохранилась запись:
«29 генваря 1741 погоста Иловицы венчали отрока Алексея Миронова с девкой Анной Никифоровой».
В новой семье стали рождаться дети. Моя 5 прабабка родилась приблизительно в 1742 году.
5 поколение.
7(6) Агафья Алексеевна 1743 – 23.08.1744
8(6) Домника Алексеевна 8.1.1745 –
9(6) Акилина Алексеевна 13.06.1746 -
10(6) Максим Алексеев 13.08.1748 –
11(6) Анна Алексеевна 3.02.1754 -
12(6) Иоаким Алексеев 9.09.1755 –
13(6) Ермолай Алексеев 26.07.1757 –

14(6) Марья Алексеевна ~ 1742\43 - 2.06.1813 моя 5 прабабка
муж Федор Прокопиев 22.04.1744 - 8.11. 1818 дьячок Борзыни
венч.25 июня 1762 г.


Как я писала выше, у моего 6 прадеда священника Прокопия Парфеньева было 7 сыновей и две дочери. И поэтому у него было много внуков, но об этом в продолжении.
Руфина
 
Сообщений: 38
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:58
Откуда: Украина, Киев

Re: О моих предках -церковнослужителях Тверской губернии

Сообщение Руфина » 19 апр 2012, 01:37

Продолжение Борзыньской ветки.
В четвертом поколении Борзыньской ветви у меня 10 потомков. Несколько сыновей умерли молодыми, а судьбу дочерей проследить невозможно..
В 5 поколении у 4 –х родных братьев Прокофьевичей: Василия, Парфентия, Федора и Иоакима родилось 20 детей.

Но писать здесь буду о своем 4 прадеде Якове Федоровиче Спасском.
Яков Федорович родился в 1773-1775 году. Метрических книг за этот период не сохранилось.
Его родители – дьячок села Борзыни Федор Прокофьевич и Марья Алексеевна - дочь священника из Иловиц. В семье у Федора были 3 девочки Домна, Евдокия, которая умерла годовалым ребенком от оспы, Параскева и единственный сын Яков.
Яков учился в училище, затем в Тверской семинарии. Сохранилось одно большое дело о назначении Якова священником в Борзыни. Оно интересно тем, что показывает проблемы в причте в то время.

Рассказ о том, как назначали моего 4-прадеда священником в селе Борзыни.
Передо мной лежит большое дело №465 за 1799 год.
« Дело о произведении Тверской семинарии низшего класса учителя Якова Спасского Вышневолоцкого уезда в село Борзыни на место престарелого священника Василия Прокофьевича во священника, 1799 г. ».
Упоминаемые лица:
Василий Прокофьевич - священник с.Борзыни с 1757 года «в школах не был»
Парфений Прокофьевич – благочинный и священник с.Борзыни, учился в Осташковском училище и Тверской семинарии
Федор Прокофьевич – дьячок с.Борзыни с 1762 года «в школах не был»
Иоаким Прокофьевич - дьячок села Борзыни, затем священник в с.Горницы
Яков Федорович Спасский – сын дьячка Федора и родной племянник обоих священников и дьячка Иоакима, учился в Тверской семинарии.
Степан Титов Ширшиков – ученик Тверской семинарии, сын диакона Тита Фомина.

В селе Борзыни очень долго, почти до конца 18 века служили священниками два родных брата Парфений Прокофьевич и Василий Прокофьевич. Самый старший брат Василий был произведен в священники еще в 1757 году, после смерти отца-священника. Парфентий был на 8 лет моложе Василия, и сначала был назначен дьячком, затем диаконом, а в 1762 году – священником. Два младших брата Федор Прокофьевич и Иоаким Прокофьевич служили дьячками. Когда освободилось место священника в Горницах, Иоаким пошел служить туда.
В 1798 году умирает благочинный священник Парфений Прокофьев. В 1799 году в Борзыни на это место назначают священника Ивана Пруженского. Дело о его назначении я еще не читала, поэтому не могу знать, откуда он. Подозреваю, что Яков Спасский и Иван учились вместе в семинарии и были друзьями. Иван женился на дочери умершего священника Парфентия Прокофьева, и ему это место досталось по наследству. Выписка из Метрической книги №14357 за 1799 год. «25 июля Тверской семинарии ученик богословия Иван Пруженский венчан Вышневолоцкого уезда села Борзынь с девкою Священнической дочерью Екатериной Парфеньевой первым браком».
Екатерина Парфеньева и Яков Спасский - двоюродные брат и сестра.
На первом листе Дела написано прошение от имени Якова Спасского о том, что при церкви проводит службы старый и болезненный священник Василий Прокофьев, и он (Яков Спасский) хочет стать в церкви священником.
Сам Василий Прокофьев объявил, что действительно находится «в слабости» и желает свое «место заступить» ученику семинарии Стефану Ширшикову со «взятием его внуки» в жены.
Тут же есть лист от прихожан, которые пишут, что они, дескать, не против Ширшикова, и что священник Василий Прокофьевич действительно слаб, а «указательный и средний персты» имеет повреждения, «но по чистой нашей совести рассматривая, что как священник Василий, так и диакон Тит имеют при себе сыновей, первый - пономарем, а другой дьячком, и, следовательно, через определение диаконова сына семинариста Ширшикова священником родство их еще умножится».
А дьячок Федор, «имея одного сына сам же приходя в старость, может остаться без призрения».
Руфина
 
Сообщений: 38
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:58
Откуда: Украина, Киев

Re: О моих предках -церковнослужителях Тверской губернии

Сообщение Руфина » 19 апр 2012, 10:09

Такими доводами был обоснован выбор священника.
На следующем листе в Деле пишут об успехах Якова Спасского – обучается в семинарии преподаванием наук, «слушает богословие, философию, сверх сего учится греческому, а также латинской и романской елоквенции (красноречие, ораторское искусство) В 1796 прикомандирован был в семинарии обучать высших классов информатором, в том же году в октябре определен низших классов учителем».
Далее, когда читаешь следующие листы этого Дела, видишь, как разгораются страсти.
Коль не удалось Василию Прокофьевичу поставить на место священника сына диакона Ширшикова в надежде, что он женится на его внучке, он пишет очередное прошение о том, что Яков его-де изгоняет, и они живут с женой в бедности, поэтому просит, чтобы его - священника Василия, оставить в должности. Также на отдельном листе пишет о непорядочности дьячка Федора Прокофьевича.
Но уже «процесс пошел», и священником назначают Якова Спасского, которого предварительно посылают в Петербург для произведения того во священники.
Уже в последнем листе через 7 месяцев после назначения Якова Спасского священником написано следующее прошение от его имени, где он пишет, что Василий Прокофьевич требует с него урожай с посеянного зерна. И опять начинается свара за хлеб и за землю.
На этом Дело заканчивается.
2. Венчание Якова.
Яков обвенчался перед назначением на должность.
В жены ему сосватали дочь священника из с.Леонтьево Евдокию Григорьевну. Вот как это событие показано в метрической книге№14357 за 1799 год.
« 29 июля Тверской семинарии учитель низшего класса Яков Спасский венчан с девкою Вышневолоцкого уезда погоста Леонтьева священнической дочерью Евдокиею Григорьевною первым браком».
Ну, а в октябре этого же года обвенчался и конкурент моего предка Степан Ширшиков.
«30 октября Тверской семинарии ученик богословия Степан Ширшиков венчан с девкой того ж уезда села Ясоновичь умершего священника с дочерью Евфросиниею Фирсовой первым браком». Потом его определят в диаконы этого села. А с кем обвенчали «внуку» Василия, неизвестно.
Итак, моя 4 прабабушка родом из погоста Леонтьево.
Об этих трех селах - погост или село Леонтьево, Городолюбля и Зашегринье, где жили и служили мои предки, и родичи я узнала полгода назад. Какую-то информацию нашла в Интернете и на этом форуме. Помогли мне также Павел Иванов и Алексей Крючков - за что им большое спасибо. Но поиски еще только начались. И, я надеюсь, что смогу распутать хитросплетения в причтах этих сел, и найти всех своих предков.
Интересно, что причты в 18 веке в трех «моих» селах были близки и родственны между собой. К сожалению, слаба в терминологии, и не знаю, как это лучше назвать. Когда я списала из метрик все события, которые происходили в 3 селах, я обнаружила там интересные связи.
Начну с Зашегринья. Этот погост находился в Новоторжском уезде. В начале 18 века (мне известна дата 1729 г) в церкви Илии Пророка служил священником Афанасий Иванов - мой 8 прадед.
12 ноября 1729 году его дочь – моя 7 прабабка венчается с сыном священника Маги Иваном Ильичом. Венчание происходит в Магах. Об этом я писала ранее в Млевской ветке.
У Афанасия Ильича кроме дочери Дарьи был сын Иван Афанасьев – мой двоюродный 7 прадед. Он служил диаконом в Зашегринье, потом его назначают служить священником в Леонтьево. Сохранилось дело Зашегринья за 1759 год, где об этом перемещении написано. Суть такова, что когда уже мой двоюродный 7пра дед Иван Афанасьев служил священником в Леонтьево, у него родился сын Иван. Когда он вырос, его переводят на бывшее диаконское место его отца Ивана Афанасьева в Зашегринье. Опять родовая ветвь восстановилась в одном селе. Перед назначением Иван Иванов обвенчался с девкой Анной Ивановой – дочерью попа Новгородского уезда Заборовского погоста. Ну, это уже немного отдаленная линия.
Это первое такое переплетение моих родичей в этих двух селах.
Теперь о Леонтьево.
Погост Леонтьево издревле входил в Коломенский погост Деревской пятины Новгородского уезда. В XVII веке – здесь появляется первый деревянный храм.
Евдокия Григорьева жена Якова Федоровича Спасского родилась в селе Леонтьево.
В книге №14351 за 1780год написано так: „ 22 февраля у свящ Григория Федотова родилась дочь Евдокия восприемники были Городолюбской пустыни священник Ефим Евстихиев и восприемница той же пустыни пономарева дочь девка Евдокия Афанасьева „.
Родители Евдокии – священник Леонтьева Григорий Федоров и Наталья Кондратьева – священническая дочь.
При рождении другой дочери у этой пары в 1783 году написано в МК № 14434
«19 марта вышеписанного села Леонтьева у священника Григория Федотова жена Наталья Кондратьева родила дочь Дарью и восприемниками ее были Вышневолоцкой Городолюбской пустыни священник Ефим Евтихиев и объявленного села Леонтиева священническая жена вдова Феврония Ефимова».
При рождении других детей у этой пары восприемниками были брат Натальи Кондратьевны – пономарь Вышневолоцкого собора Петр Кондратьев и Феврония Ефимова. Мне кажется, что восприемниками часто были очень близкие родственники. Здесь я еще ищу подтверждение, кто как кому приходится.
.Во всяком случае в 1744 году в Городолюбле служил священник Ефим Евстихиев (1704г.р.), а в Леонтьево был диаконом Акинф Евстихиев (1689 г.р.). Года близки, а отчество –одно и - нечастое, возможно, они - родные братья
Поэтому схему Леонтьева и Городолюбли я напишу тогда, когда во всем разберусь.
Вернемся в Борзынь.
У священника Якова Федоровича Спасского и Евдокии Григорьевны родилось 9 детей.
1. Параскева Яковлева 28.10.1780 – 5.06.1801
2.Анна Яковлевна 2.02.1802
муж Андрей Егоров Нечаев – диакон с.Млево венч.28.04.1824

3.Мария Яковлевна 20.07.1805
4.Параскева Яковлевна 2 ~1808
муж Петр Карпов Новоторжского уе пог.Баранья горка венч 27.10.1826
5.Иван Федорович 21.02.1811
6.Евдокия Яковлевна 22.02.1813
7.Петр Яковлевич 14.01.1815
8.Петр Яковлевич 2 15.12 1816 – 5.07.1817 оспа
9.Михаил Яковлев 6.07.1822

На этом Борзыньская ветка у меня заканчивается, и я не знаю, как сложилась судьба сестер и братьев Анны Яковлевны, и какие у них и их потомков были фамилии. Но свои поиски буду продолжать.

А Анну Яковлевну после венчания в апреле 1824 года увез из Борзыни в свое село Млево диакон Андрей Егоров Нечаев.
У этой пары родилось 3 сына: Василий, Дмитрий и Алексей и 4 дочери Мария, Анна, Параскева и Ксения.
Все сыновья учились в училищах, затем в Тверской семинарии. Знаю, что Дмитрий и Алексей Нечаевы служили в селе Алексеевском, потом Дмитрий стал служить в Хвошне. Но до этого времени я еще не дошла. Об их службе, об их семьях пока знаю очень мало.
А Василий Андреевич Нечаев – мой прапрадед переехал в Кашин, служил пономарем Петропавловской церкви, женился на Анне Егоровне Клобуковой, которая родом из священноцерковнослужителей Корчевского и Кашинского уездов, переехал в Калязин.
Служил диаконом Богоявленской церкви, в которой сейчас музей. 11 сентября 1861 года он в возрасте 32 лет умер от чахотки. Анна Егоровна одна вырастила троих дочерей и сына, и умерла в 1910 году, отмечена в Калязинском некрополе Кубарева.
Их дочь - Александра Васильевна Нечаева вышла замуж за диакона Христорождественской церкви г.Калязина Шаврова Степана Степановича, которого перевели затем священником в Пальцево, а их дети и внуки – это уже поколение 20 и 21 века.
Руфина
 
Сообщений: 38
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:58
Откуда: Украина, Киев

Re: О моих предках -церковнослужителях Тверской губернии

Сообщение Руфина » 11 июл 2012, 18:48

Только сегодня я вернулась после моего двухнедельного вояжа домой в Киев. Очень благодарна за удивительную поездку по родовым местам Алексею Крючкову, а также новым знакомым, сопровождение которых и общение с которыми так обогатило меня.
Ступкину Евгению Ивановичу за его хорошие советы, беседы в офисе, и под его руководством удивительную поездку в Городолюблю. Очевидно, мои предки хотели, чтобы я везде побывала, поэтому погода была прекрасной, и мы смогли везде проехать.
Ну а мастерство Алексея водить машину по таким лесным дорогам выше всех похвал. Очень интересными были рассказы о прошлом Димы Подушкова, и наши совместные походы по заросшим холмам, где был Удомельский погост.
Ну а благодаря Алеше Серякову это путешествие было и познавательным (в плане ботаники), интересным, оптимистичным, добрым и веселым.
Однако, как оказалось, сюрпризы тверского июля тогда еще не закончились. После возвращения в Тверь я два дня работала в ГАТО. В одном заказанном деле по Леонтьеву я неожиданно получила очень большой подарок.
Некоторых моих предков в родовом древе я назвала без документального подтверждения, вычислив их по именам, что меня несколько смущало, то теперь я получила письменное подтверждение тому, что священник Ефим Евстихиев из Городолюбли - мой прямой 10-прадед, Феврония Ефимова – жена священника Кондратия Спиридонова в Леонтьевской церкви , моя 9- прабабка и его дочь. Добавилась информация и древо увеличилось на одно поколение.
И еще я, наконец, узнала, что муж моей Леонтьевской 8-прабабки Наталии Кондратьевой – внучки Ефима, священник Григорий Федотов Романовский – сын священника Федота Петрова из села Юрьевского Тверского уезда. Хотя мужем Натальи собирался стать сын священника из Горниц Вышневолоцкого уезда, но не сложилось - были веские причины. А историю вспять не повернешь.
Вторым достоинством этого дела оказалось описание процесса выдачи Натальи замуж. Я позже напишу рассказ об этом, так как на мой взгляд, это очень интересно и не только мне.
Причем, мы с обоими Алешами по дороге много разговаривали о том, как выходили замуж мои предки-прабабушки, почему и как далеко они переезжали к мужьям. Об одном случае такого брака я теперь достоверно знаю.
Еще раз - огромное спасибо за организацию такой познавательной экскурсии Алеше Крючкову и всем моим новым друзьям – увлеченным и очень интересным людям.
Руфина
 
Сообщений: 38
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:58
Откуда: Украина, Киев

Re: О моих предках -церковнослужителях Тверской губернии

Сообщение Руфина » 28 окт 2012, 23:46

Уважаемые знатоки Вышневолоцкого уезда! Обращаюсь к Вам с вопросом, где в Вышнем Волочке мог быть погост Спасский? Может, было другое название у этого погоста?
Этой осенью в Новгородском архиве я просматривала церковные ведомости по Валдайскому уезду. Меня интересовало Хотилово. Священником в Хотилове с 1786 по 1824 год был родной брат моего Млевского предка Нечаева - Василий Вонифатиев. Я очень хотела узнать о его детях, о том, какую фамилию взяли в Новгородской ветке.
Увы, у моего Василия (по церковным ведомостям 1823 года) было 5 дочерей. И ни одного сына. Самая младшая дочь Ирина стала женой священника Хотилово - Василия Михайловича Розова. Другая дочь Феодосия вышла замуж за священника Петра Андреева в погост Спасский Вышневолоцкого уезда (так написано в ведомостях).
Я просмотрела две ревизии Вышнего Волочка, и не нашла ни погоста Спасского, ни Петра Андреева. Есть какой-то погост Спасоклинье, но там не мои. Спасибо.
Руфина
 
Сообщений: 38
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:58
Откуда: Украина, Киев

Re: О моих предках -церковнослужителях Тверской губернии

Сообщение Денис Ивлев » 29 окт 2012, 03:18

Руфина, погост Спасский Клинецкий, погост Спасский Млёвский, погост Спасский в Есиновичах - они идут в этих интерпретациях, так же как погост Петровско-Тихвинский можно встретить как село Петровское-Тихвинское, село Петровское, погост Петровский. Какой из них Ваш решайте сами. В окрестностях Вышнего Волочка самый близкий из них - Есиновичи. Ближайшие храмы к Вышнему Волочку: Федово, Заборовье, Кузлово, Есиновичи, Городолюбля, Яконово, Лужниково, Осечно, Глубокое, Овсище, Ящины, Никольская слобода (Белый Омут), Подольховец, Афимьино. Среди них кроме Есиновичей название Спасский не носил ни один.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Re: О моих предках -церковнослужителях Тверской губернии

Сообщение Руфина » 29 окт 2012, 11:31

Денис! Спасибо! Посмотрю причт и в названных селах. Ну Городолюблю и Спас-Млевский можно отбросить - это села моих предков, и их наизусть помню. Самое смешное, что в Спасоклинском был священник Петр, но с другим отчеством и жена у него Федосья, но у меня Васильевна, а там - Дмитриевна. Странное совпадение, может, описка. Еще раз проверю, спасибо.
Руфина
 
Сообщений: 38
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:58
Откуда: Украина, Киев

Re: О моих предках -церковнослужителях Тверской губернии

Сообщение Руфина » 31 окт 2012, 02:26

Денис! Я Вам очень благодарна за подсказку. В Клировых ведомостях за 1824 я нашла в своих записях, что в Есеновичах служил благочинный священник Петр Матвеев, а его жена – моя двоюродная пра…бабушка Федосья Васильевна. Те, кого я искала.
Просто я со своими родовыми причтами, иногда выписывала и причт Есеновичей, так как причты эти сел – Млево, Борзыни и Есеновичи были дружны.
Я прочла Вашу большую и интересную статью о Спас-Есеновичах, но там не нашла ничего о Петре Матвееве. А о храме написано очень интересно. Еще раз спасибо.
Руфина
 
Сообщений: 38
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:58
Откуда: Украина, Киев

Re: О моих предках -церковнослужителях Тверской губернии

Сообщение Денис Ивлев » 01 ноя 2012, 06:19

Руфина, если возможно сделайте небольшу справку по о. Петру. Я сейчас готовлю большой материал по Есиновичам с дополнением, хотелось бы включить информацию и о нём. Хорошо:) А вот здесь: http://matveevo.prihod.ru/gallery/view/ ... gallerytop и далее фото Есиновичей, какие есть в моём архиве. Думаю, Вам будет интересно, особенно старое и неизвестное ещё никому фото Есиновической церкви.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Re: О моих предках -церковнослужителях Тверской губернии

Сообщение Руфина » 01 ноя 2012, 13:26

Денис, к сожалению, выписка из клировых об Есеновичах только одна, но для меня оказалась очень удачной. Дело в том, что когда я приезжаю из Киева в Тверь, то планирую свои 4 рабочих дня в архиве до минуты. И не всегда смотрю Вышневолоцкий уезд, так как у меня мужская линия представлена в Калязинском и Кашинском уездах.
Но при просмотре Вышневолоцких источников краем глаза я всегда смотрела на Есеновичи, но выписку сделала только одну, возможно, было время. Но я постараюсь за 2 недели Вам прислать две выписки из Ревизий по Вву. Я планировала это делать, но позже.
Просто у меня нет гарантии, что выписки удастся сделать. Это зависит не от меня.
У меня представлена хорошо информация по Млево и Борзыни, так как это основные мои родовые села. Сейчас я пытаюсь описать одну основную ветку по Млево, где я почти всю информацию собрала и в РГАДА и в ГАТО. Некоторый материал есть по Леонтьево, Городолюбле, Зашегринью, Ник-Удомельскому погосту, Магам и Иловицам. В этих селах у священников родились мои предки-бабушки, потом они переехали к мужьям.
Ну и теперь стала собирать информацию о двоюродных пра…
С большим удовольствием просмотрю все по Есеновичам, что Вы мне прислали. Спасибо большое.
Руфина
 
Сообщений: 38
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:58
Откуда: Украина, Киев

Re: О моих предках -церковнослужителях Тверской губернии

Сообщение Руфина » 05 ноя 2012, 14:55

[/b]Первый рассказ о моих предках по мотивам дела.
В этой ветке я пишу о своих Тверских предках-священнослужителях.
Возможно, я уже упоминала о том, что в Тверском архиве сохранилось очень много дел церковнослужителей, начиная с 1740 года. Некоторые из них содержат информацию о построении церкви, другие о посвящении кого-либо из предков или родичей в дьячки, пономари или священники. Эти дела написаны обычно по стандарту, и в них самая важная и ценная часть – это роспись причта.
Но среди них встречаются очень интересные дела, которые показывают целую жизненную ситуацию в причте за некоторый отрезок времени. Читая их, получаешь более полное представление о нравах и обычаях того времени. И мои прадедушки и прабабушки для меня становятся понятными, близкими и родными.
Я встретила несколько таких дел. Сейчас попытаюсь написать об одном. Но мое описание это не пересказ дела, а рассказ об одной ситуации по мотивам дела, но с цитатами из него. Суть событий полностью сохранена. Итак, мой первый «блин» это – рассказ о замужестве моей пра(5) бабушки по мотивам дела № 1367 (1776 год). Писать трудно, так как я знаю очень мало о жизни моих предков. Не судите строго.

Как мою 5 прабабушку Наталью Кондратьевну выдавали замуж.
Место действия: село Леонтьево Вышневолоцкого уезда – в то время Новгородская губерния, Деревская Пятина, Коломенский погост, Выставка Леонтьево и губернский город Тверь.
Действующие лица:
1. Феврония Ефимовна – вдова-попадья, моя 6 прабабка и мать Натальи.
2. Ефим Евстихиев - священник Городолюбли и мой 7 прадед. Дед Натальи и отец Февронии.
3. Иван Афанасьев - второй священник Леонтьево.
По случайному совпадению – Иван Афанасьев - мой двоюродный 6 прадед по
другой линии. Он из села Зашегринья - Ильинского. Благодаря мне, через каких-то 250 лет окажется, что два священника, которые служат в одной церкви - родственники, но тогда об этом никто не знал.
4. Алексей Горницкий - первый и основной претендент на руку Натальи, сын священника села Горницы Осташковского уезда.
5. Яков Соколов - второй жених, предложенный Тверской семинарией.
6. Наталья Кондратьевна –моя 5 прабабушка и дочь Февронии и Кондрата.
7.Григорий Федотов Романовский – третий жених и ее муж, священник села Леонтьево с 1779 года, сын священника с.Юрьевского – Поволжского Тверского уезда Федота Петрова. Мой 5 прадед.
8.В деле упоминаются
Кондрат Спиридонов - священник с.Леонтьево, умерший в 1773 году. Муж Февронии и отец Натальи. Мой 6 прадед.
Спиридон Тимофеев – дьячок Леонтьево, сын священника и отец Кондрата.
Тимофей Михайлов – священник Леонтьево, мой 8 прадед, и дед Кондрата Спиридонова.

В 17 веке в Деревской пятине в Коломенском погосте Новгородской губернии на высоком берегу озера Мстино было большое село Леонтьево. В селе, как положено везде на Руси, стояла и стоит церковь. Здесь - это церковь Преображения, очень красивая. Вот о людях, которые почти 300 лет назад жили в Леонтьево и служили в церкви и будет мой рассказ. Конечно, и село и церковь имеют свою очень интересную историю, но сейчас речь будет не о них, а о человеческой истории.
В начале 18 века в Леонтьево было около 250 дворов. Все события в жизни прихожан в то время, конечно, были связаны с церковью. Если родился ребенок, его крестили в церкви, если пара решила создать семью, ее венчали в церкви. Ну а если окончился земной путь прихожанина, его отпевали тоже в церкви. Раз в год все жители Леонтьева семьями приходили нарядные в церковь на исповедь, а поп слушал их и записывал в своей тетради, мол, были на исповеди. Все церковные праздники, а были только такие, отмечались в церкви.
Для исполнения всех этих событий при каждой церкви был причт: поп, диакон, дьячок и пономарь. Они присутствовали в жизни сельчан и в праздники и в тяжелые минуты.
При церкви Преображения в селе Леонтьево был тоже такой причт. А главными в причте были две семьи – семья Тимофея Михайлова и семья Евтихия Константинова, который тоже был церковником, но уже старым - 70 лет, и он не служил, а жил при детях.
В 1720 году в Леонтьево Тимофей Михайлов служил попом, Иван Дмитриев – диаконом, Акинфей Евтихиев дьячком, а Козьма Евтихиев пономарем. Эти оба – сыновья Евтихия Константинова. Прошло 20 лет.
В 1742 году священник Тимофей умер, на его место рукоположили Ивана Афанасьева из Ильинского-Зашегринья. Спиридона Тимофеева - сына священника Тимофея Михайлова – произвели во дьячки, Акинфей Евтихиев был дьячком стал диаконом. Третьего сына Евтихия Константинова – Ефима Евтихиева рукоположили в священники церкви села Городолюбли. Он обвенчался с Евгенией Лаврентьевной и переехал в Городолюблю. Жизнь продолжалась.
В 1733-1738году у дьячка Спиридона родился сын Кондрат, который сначала служил пономарем, осваивая все порядки и законы церковной жизни. В 1758 году его посвящают в стихарь, и определяют дьячком на место престарелого отца Спиридона.
Уже в 1760 году Кондрат обвенчался с Февронией Ефимовой, моложе его на 4 года. Она – дочь священника Городолюбли Ефима Евтихиева. Они были знакомы и дружны с раннего детства. Так породнились два семейства. Потом многие юноши и девушки из этих семей переженятся между собой. И окажется, что в Леонтьево служат одни мои родственники.
В 1763 про Кондрата уже пишут, как про священника Леонтьева. У него и Февронии родилась первая дочь Наталья, а потом один за другим стали рождаться мальчики. И вдруг…
В 1773 году в возрасте 35 лет умирает священник Кондрат Спиридонович.
Феврония, сама еще молодая женщина, осталась одна с 4 –мя детьми мал-мала меньше. Горевала, страдала, но жить-то надо, и вот однажды она собралась и пошла к священнику Ивану Афанасьеву посоветоваться, как поступать дальше. Хозяйство большое, дети малые, в доме нужен мужчина взрослый. Что делать?

Первый претендент.
Иван Афанасьев задумался, потом сказал Февронии, что ждать пока мальчики вырастут и кто-то станет священником, очень долго, поэтому сейчас нужно выдать Наталию замуж, чтобы и опустевшее священническое место отдать надежному человеку, и хозяйство было под присмотром. Да, Наташа еще мала, но эти дела быстро не делаются. Подрастет.
Они вместе с Февронией пошли к писарю, и тот начал писать первое письмо:
«Преосвященнейшему Арсению епископу Тверскому и Кашинскому
Вышневолоцкого уезду Коломенского погосту выставки села Леонтьева
от вдовой попадьи Февронии Ефимовой.

Покорнейшее прошение
прошлаго 773 года апреля 27 дня вышеозначенного села Леонтьева церкви Преображения господня священник, а мой муж Кондрат Спиридонов волею Божиею помер, от коего я нижайшая осталась с четырьмя детьми Иваном десяти псалтырь обучающим, Петром пяти ныне часослов обучающий, Михайлой двух, дочерью Наталиею двенадцатилетней без единого призрения и пропитания».

«Вторый священник Иван Афанасьев с приходскими людьми просили, чтоб позволено было мне достойного быть священником к дочери моей принять», но пока моя дочь еще молода, то «оной священник Афанасьев будет исполнять все требы священнослужителей».
Но в приходе человека достойного быть священником она не нашла, и
поэтому «прошу благоволите спросить в Тверской вашего высокопревосходительства в семинарии, не пожелает ли кто на означенное священническое место с тем, что он вступил в дом к дочери моей, а ежели желающих не имеется то прошу позволить мне еще несколько времени для приискивания такого».
Внизу приписано - вместо «вышеписанной вдовы Февронии Ефимовны прошения села Яконова дьячков сын Евстигней Иванов руку приложил».

Где-то через месяц письмо прочитали на совете, и было принято такое решение –«1776 года октября 24 дня объявить в семинарии: не пожелает ли кто на оное место, а если никто не пожелает, то выбрать просительнице из достойных церковников и представить к свидетельству нашему».
Ниже дописано уже другим почерком следующее: «на вышеоказанное место из учеников богословии никто не пожелал, в чем вместо всех расписался Иван Алексеев».

Что семинаристов испугало, то ли расстояние, то ли небольшой приход не известно. Также не хочу думать, что Наталья была некрасива, уверена, что ее никто и не видел. И вдруг через некоторое время под отрицательной припиской появляется предложение- «на вышеозначенное священническое место в село Леонтьево желание оное объявил слушатель философии Алексей Горницкий, в чем и подписался».

Феврония обрадовалась. Алексей – ученый, из семьи священника из Горниц, вполне может быть священником, мужем и хозяином ее большого семейства. Но тут вмешиваются высшие силы.
В семинарии, рассмотрев прошение и пожелание Горницкого оставить учебу и жениться, решили – «Отказать». Мотивировка была очень проста и понятна – «за младостию лет».

В ноябре 1777 года от Февронии очередное Покорнейшее прошение. Ситуация семейная описывается те ми же словами, но теперь стала еще более сложной потому что, что вторый священник Иван Афанасьев «за выломлением руки» не может исполнять все положенные требы, поэтому новый священник очень необходим. А сама Феврония «нижайшая не имея у себя в дому хозяина и нанимая для ведения домашних нужд и для протчего пришла в превеликую бедность». Поэтому очень просит уволить семинариста Алексей Горницкого от учебы и «с дочерью моей в законный брак произвести на место показанного умершего мужа моего священника во священника дабы прихожане не имея священника как слова божие не лишились так бы и во всех мирских требах не претерпевали нужды и надея мое прошение».
Письмо подписал вместо вдовы пономарь Городолюбли Иакинф Ефимов, брат Февронии.
Опять отказ с той же формулировкой, но с обещанием « за младостию лет… предписано когда семинарист кончит учение тогда на сие место будет произведен».

В январе 1778 года от Февронии присылается следующее письмо с такой же просьбой - уволить семинариста Горницкого из семинарии и женить на дочери. Она опять пишет, что уже 5 год вдовствует, бедствует – нужен зять. Руку приложил вместо неграмотной вдовы слушатель семинарии Григорий Федотов, как потом оказалось - будущий зять. Очевидно, приехал в Вышний Волочек с друзьями, а, может, в Леонтьево у него были родственники. Это было давно - не знаю, что и придумать. Ответа на это письмо Феврония не дождалась.

В следующем письме Феврония уже сама предлагает выход из сложившейся еще более неблагоприятной для ее семьи ситуации.
Она пишет, что Алексея Горницкого не хотят увольнять из семинарии по молодости, « …Алексей млад, велено принять из семинарии Якова Соколова, но как оный семинарист той жительство от нашего имея на дальнейшем расстоянии то он мне нижайшей отказался, а на священническое место хочет [size=150]диакон[/size], а если он будет - то опять мне нищета и разорение, то благоволите преосвященный владыко милостливый отец и архипастырь хотя родителю моему быть входящим священником, который своего приходу имеет 42 двора и которой его приход от того Леонтьева разстояние имеет верст во шести и осми посему он удобно может и жительство иметь во оном Леонтьево, а чтобы место не занял диакон пусть закрепят за Горницким». Горницкого все еще ждем.
Священнику Ефиму из Городолюбли – отцу Февронии, разрешили временно проводить службы и требы в Леонтьево, но такое решение проблемы не решало.

Следующее Всепокорнейшее прошение.
« утруждала я нижайшая Ваше преосвященство о принятии к дочери моей из Тверской семинарии слушателя богослословия Алексея Горницкого по произведению его на место умершего священника а моего мужа во священника которому резолюцией вашего преосвященства за младости лет отказано: объявленного села прихожане убеждают меня безпрестанно, чтобы утруждать ваше преосвященство о произведении к ним другого кого из семинаристов во священника, почему я нижайшая согласилась оной же вашего преосвященства семинарии с слушателем богословии Григорием Романовским которой есть ли благоволением вашего преосвященства уволен будет от семинарии желает принять к дочери моей в дом.
Того ради Ваше преосвященство милостивейшего моего архипастыря и бедных сирот покровителя всепокорнейше прошу объявленного семинариста Григория Романовского уволить от семинарии, соблаговолить приказать вступить в законный брак с дочерью моей и произвести на праздное место во священника…»

На следующем листе дела идет характеристика Григория Романовского, который был сыном священника из села Юрьевского (теперь Юрьевское-Поволжское) Тверского уезда. Он имел там неплохие перспективы, но чаша истории склонилась в нашу сторону.
«В селе Юрьевском между прочим
бывшего во оном селе сына священника Федота Петрова …. показан слушателем богословии 24 лет понятия не худого.
…за оным семинаристом Григорием Романовским прошлого 772 года за резолюцией преосвященного бывшего Тверского в оном селе Юрьевском утверждено праздное диаконское место о чем ему в консистор и указ дан.
а ныне .....вдова просит о посвящении его на место мужа дочери во замуж..
подозрений нет…»

«означенный слушатель богословии Григорий Романовский произведен во диакона Арсением в Преображенском соборе в Твери 17 февраля 1779» А через неделю
«показанный диакон Григорий Федоров произведен во иерея Арсением 24 февраля 1779». Грамоту получил 14 марта 1779.

В 1778 году он и Наталья обвенчались. В какой день и месяц – загадка. В метрических книгах Леонтьева и Юрьевского я не нашла записи об этом. Но в допросе в январе 1779 года Григорий Федотов указывает, что «4. женат 1 браком на девке».

22 февраля 1780 года родилась Евдокия Григорьевна – моя 4 прабабушка. Восприемником был священник Городолюбли Ефим Евстихиев.

Я теперь думаю, как в жизни все случайно, и вся жизнь могла бы пойти по другой колее, если бы случился брак между Натальей и Алексеем Горницким. И мои предки были бы иными, и я была бы другой. Если бы…
Руфина
 
Сообщений: 38
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:58
Откуда: Украина, Киев

Re: О моих предках -церковнослужителях Тверской губернии

Сообщение Алексей Крючков » 05 ноя 2012, 19:19

Н-да... Интересная история! А сколько ещё интересного сокрыто в недрах наших архивов от народа нашего! :-( Даёшь архивы - народу!!
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: О моих предках -церковнослужителях Тверской губернии

Сообщение Руфина » 13 ноя 2012, 14:00

Денису Ивлеву
Денис! Здравствуйте!
Я Вам обещала выслать какую-то информацию по Ясеновичам. На днях вышлю. Но у меня возник еще один вопрос.
Не относились ли Ясеновичи к Ржевскому уезду в 1740 году?
Я в исповедных в этом уезде за этот год ищу следы своей пра...бабушки, и вдруг встретила такую запись:
"Роспись Ржевского уезду Осташковской Новоприписной десятины
церкви Преображения что в Ясеновичах священника Василия Андреева." Я не уверена, что прочла правильно название села, но некоторые имена совпадают. Смотрите дальше, в тех же исповедных написано:
"Умершего попа Федора Иванова сын Василий 58, жена Татьяна Кириллова 54,
Сын их Финоген 11"
А в Ревизии за 1795 год в Ясеновичах есть священник
"Священник Афиноген Васильев 55 (на 1782год) 68 (на 1795год)". То есть года рождения 1727, а там 1729 совпадают, не говоря об имени.
В Интернете я нигде не нашла того, что Ясеновичи числились в Ржевском уезде. Может, не видела а, может, ошибаюсь.
Руфина
 
Сообщений: 38
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:58
Откуда: Украина, Киев

Re: О моих предках -церковнослужителях Тверской губернии

Сообщение Денис Ивлев » 13 ноя 2012, 20:45

Руфина, здравствуйте! Начнём с того, что Вышневолоцкого уезда как такового в 1740 г. не было. Он возникнет гораздо позднее в 1772 г. и в его состав войдут части Новоторжского уезда и Ржевского так же, а так же Валдайский уезд и Бежецкий Верх. Так что Вы не ошиблись, прочитав Ржевский уезд. Стоит обратиться конечно к более глубокому специалисту к Павлу Сергеевичу, что бы выяснить это окончательно. Однозначно лишь то, что Вышневолоцкого уезда не было. Постараюсь более подробно разобраться в этой ситуации и напишу Вам.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Пред.След.

Вернуться в Каталог: история мест Вышневолоцкого уезда и окрестностей

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13