Чернятка, майоликовый завод

Достопримечательности и история Лесного района

Модераторы: Алексей Крючков, Владимир Крутов

Чернятка, майоликовый завод

Сообщение Владимир Крутов » 31 янв 2021, 20:07

Я уже давно обещал рассказать о майоликовом заводе в Чернятке, дальше тянуть нельзя. Ниже я помещаю мою статью из 4 номера за 2020 год из журнала "Архитектурная керамика мира"
https://www.keramarch.ru/izdatelskaya-deyatelnost.html

Размеры статьи не позволили поместить весь материал, но думаю этого будет достаточно, чтобы получить первое впечатление о заводе.
Аватар пользователя
Владимир Крутов
 
Сообщений: 352
Зарегистрирован: 06 окт 2012, 17:48
Откуда: Германия, Гамбург

Re: Майоликовый завод в Чернятке

Сообщение Владимир Крутов » 01 фев 2021, 11:04

Майоликовый завод в Чернятке

Между Москвой и Петербургом, примерно на одинаковом удалении от столиц, находится деревня Чернятка. Поселение это, как и соседние Двори́щи и Чёкотово, упоминаются еще в Новгородских писцовых книгах XVI века

01_karta.jpg

Однако обзор мы начнем с Москвы. В адресной книге за 1839 год, в списке служащих Московского почтамта, упоминается Андрей Николаевич Гужев, помощник приёмщика 5 городского отделения. В 1842 году его нет в списках московских чиновников.
В 1802 году было основано Московское училище ордена св. Екатерины, более известное как Московский Екатерининский институт благородных девиц. Там при канцелярии совета служит писарем Николай Андреевич Гужев – сын почтового служащего, имея самый низкий чин коллежского регистратора. Это видно по адресным книгам за 1851, 1853 и 1854 годы.
Одним из помещиков, владеющим частью деревень Дворищи, Чёкотово и Чернятка, был генерал-майор и кавалер Пётр Андреевич Лопухин. В 1839 году он умирает и наследники в 1850 году продают эти три деревни коллежскому советнику Василию Яковлевичу Лебедеву. Он упоминается только в исповедной росписи за 1850 год, затем во владение вступает вдова Елена Николаевна Лебедева. В 1852 году помещица переводит всех принадлежащих ей крестьян из Чернятки в Дворищи и Чёкотово.
Как видно из выкупного дела, хозяином вотчины становится Николай Андреевич Гужев, в договоре с крестьянами он указывает, что «имение досталось мне по купчей крепости от Коллежской Советницы Елены Николаевны Лебедевой, совершенной в Московской Гражданской Палате, Генваря 26 дня 1855 года».
В 1858 году он подает в Вышневолоцкую ревизскую комиссию сведения о своих владениях, обозначая себя чиновником 12 класса:

«Во исполнение Высочайшего Указа о 10-й народной переписи, представляю при сем на основании § 45 Устава, в двух экземплярах ревизскую сказку о крестьянах моих: Вышневолоцкого уезда, в сельце Дворищах и деревне Чекотовой, в числе 51 души мужского пола и 66 женского пола душ, в получении коих, честь имею покорнейше просить Ревизскую Комиссию, выслать мне квитанцию по жительству моему в Москве, Хамовнической Части, 1-го Квартала, в доме г-жи Липинской.
Апреля 25 дня 1858 года. К сему объявлению губернский секретарь Николай Андреев Гужев руку приложил»
.

Как явствует из выкупного дела, в 1862 году Гужев подписывает с крестьянами уставную грамоту. Видимо, к этому времени Гужев начинает задумываться о создании завода. Местом для него стала Чернятка – там есть свободная земля, принадлежащая помещику.
А.В. Селиванов в своем фундаментальном труде «Фарфор и фаянс Российской империи» говорит следующее:

«Завод Н.А. Гужева (1860 – 1879)
Завод Н.А. Гужева основан в 1860 году в деревне Чернятке Вышневолоцкого уезда Тверской губернии.
На мануфактурной выставке 1870 г. в С.-Петербурге были выставлены изделия этого завода: фигуры, вазы и подсвечники, но, по отзыву Скальковского, оказались неудовлетворительными. Напротив, все мне известные фигуры из глины завода Гужева отличаются выдающимися в художественном отношении качествами.
На заводе изготовлялись предметы из красно-коричневой глины: кухонная посуда, садовые горшки, вазочки, фигуры. Посуда глазурировалась обыкновенной гончарной поливой, а другие изделия или выпускались в виде терракоты, или раскрашивались обыкновенными красками. Заведовал лепкой скульптор Н.В. Анненский.
Среди глиняной скульптуры заметны группы и фигуры из русской народной («Ягодница») и – весьма фривольные – из городской жизни, а также военные сцены (напр. «Секрет»).
На изделиях вместо клейма вырезалась надпись «Гужева», известно подобное же вдавлен. клеймо, но печатными буквами, а также с прибавлением знака медали. Встречались изделия несомненно гужевские, но без клейм.
В 1879 году предприятие было продано С.И. Масленикову. (Свед., дост. С.И. Маслениковым.)»

Наверное, первое упоминание о заводе можно встретить при описании Тверской губернской сельскохозяйсвенной выставки. Она проводилась с 24 сентября по 6 октября 1867. Местная газета начинает публикацию репортажа о выставке. Вот интересующий нас фрагмент:

«Завод г. Гужева основан очень недавно, едва ли более 3-х лет. Изделия этого завода сбываются преимущественно в Петербурге и Москве. Здесь они известны с прошлаго года, когда образцы были выставлены в Тверском публичном музее и обратили на себя внимание лиц, знакомых с делом. Изделия г. Гужева подразделяются на два отдела, заключающие в себе кабинетныя вещи и кухонную посуду. Первыя отличаются оригинальностию мысли и прекрасным выполнением; кухонная посуда обращает на себя внимание по своей прочности, так что кастрюли, котлы и т.п. предметы выдерживают долгое время самый сильный жар. Лучшею рекомендациею для этих изделий может служить то, что они обратили на себя особенное внимание публики при самом открытии выставки, так что были раскуплены все не более как в полчаса, и за тем постоянно слышались запросы: каким образом можно приобретать эти вещи. Очень жаль, что до сего времени нет правильнаго сбыта этих изделий в Твери. Хотя, конечно, здесь запрос на них не может быть очень велик, тем не менее можно твердо быть уверенным, что все расходы по доставке и продаже здесь этих предметов были бы вознаграждены с избытком. На выставку представлены: два кашных горшка в 8 и 12 к., две кастрюли большая и маленькая в 80 и 8 к., котел для топления говядины в 50 к., маслобойка в 1 р. 20 к., боченок для водочистительной машины и для буфета в 1 р. 50 к., противень в 15 к. и черепица для крыши по 5 р. за квадратную сажень, обратившая на себя особенное внимание знатоков. Кабинетныя вещи состоят из 17-ти разнообразных фигур для спичек, пепла, табаку, сливочнаго масла и т.п., ценою от 20 к. до 1 р. 60 к. Особенное внимание любопытных обратил на себя ящик с группою, изображающею туалет русскаго солдата на Кавказе. Группа эта, состоящая из трех фигур, отличается прекрасным выполнением.
Закрытие выставки последовало в пятницу, 6 октября; при чем розданы были присужденныя Комитетом награды за лучшия произведения. По внимательной оценке представленных на выставку предметов, с участием экспертов, награды присуждены следующим лицам:
... Малыя серебряныя медали получили: Вышневолоцкий помещик Н.А. Гужев за представленные им разные предметы и посуду из местной глины отличной обливки и обжиги;...»

Если верить словам репортера, то временем основания завода Гужева можно считать 1864 год, возможно несколько раньше. Завод располагался на северо-западной окраине деревни Чернятка и был явно небольшим. В Тверском архиве можно найти «Журнал поверки торговых и промышленных заведений 1868 года», где о предприятии говорится следующее:

«№1 25 августа Завод в строении и на земле Вышневолоцкаго помещика Гужова при сельце Чернятке.
Кому принадлежит заведение и кто находится при производстве, торговли, промышленности или кто заведует ремесленным заведениемВышневолоцкому помещику Николаю Андреевичу Гужову, заведует сам.
По какому свидетельству, откуда и когда и за каким нумером выданному, производится торг, промыселъ или ремесло.Свидетельство на мелочной торг, за полные пошлины IV класса из Вышневолоцкаго Казначейства 18 Января 1868 года за №633»

И «Журнал поверки 1873 года»:

«№7 10 октября. Завод глинопосудной, Парьевской волости при дер. Чернятки. Принадлежит Вышневолоцкому помещику Николаю Андреевичу Гужеву.
Свидетельства не имеет.
Выделка глиняной посуды на сумму 3.000 руб.
Примечание: машин и снарядов, приводимых в движение паром или водою, не имеется, а работы производятся ручная посредством рабочих. Взрослых 8 и мальчиков 7.
Занимается выделкою глиняной посуды и разного рода фигур из глины на торге сбывает, в разных местностях.
Машин и снарядов, приводимых в движении паром или водою не имеется, а работа производится посредством рабочих, восемь мальчиков моложе 15 лет и один взрослый
».

В 1870 году в Санкт-Петербурге проводится XIV Всероссийская мануфактурная выставка. В алфавитном указателе участников значится «Гужев Н.А. Выделка гончарных и скульптурных изделий из глины. Тверская губерния. Раздел 91 класс 10».
На выставке был отмечен 19-летний лепщик Николай Васильевич Анненский. Талантливый скульптор-самоучка происходил из крестьян.
Согласно ревизской сказке за 1834 год, капитан Алексей Иванович Ушаков переводит в 1820 году своего дворового человека Василия Яковлева (отца мастера) из Московской губернии Клинского уезда сельца Яковлевка в сельцо Вакорино Весьегонского уезда Тверской губернии. На момент проведения ревизии Василию 19 лет, то есть он 1815 года рождения. В Вакорино у дворового человека Василия Яковлева и его жены Александры Васильевой в августе 1850 года рождается третий сын – Николай.
Из исповедных ведомостей Сорогожского погоста за 1855 год видно, что Алексей Ушаков с женой Анной Ивановной живет в сельце Вакорино, а в 1857 году указывается, что он вдов. Предполагается, что Анна Ивановна принимала участие в воспитании Николая и в знак благодарности лепщик образовал фамилию из имени барыни. О хороших отношениях косвенно говорит тот факт, что старший брат Николая, Михаил, был отпущен на волю в 1858 году.
У моей бабушки в избе среди икон долгое время висел искусно выполненный барельеф с головой Иисуса в терновом венце. На обратной стороне по сырому материалу сделана надпись «1869 годъ». Изготовлен из глины и покрыт серебрянкой, потускневшей от времени. В первый момент создается впечатление, что барельеф выполнен из металла. С высокой вероятностью автором работы можно считать Н.В. Анненского.

02_barelief_a.jpg
03_barelief_b.jpg
Барельеф. Завод Н.А. Гужева, мастер Н.В. Анненский 1869 г., диаметр 16 см. Аверс и реверс.

В 1879 году владельцем завода становится Семён Иванович Ма́слеников, именно с одной «н» в фамилии. Это видно и по клейму на изделиях, и по документам, а недавно потомки Семена Ивановича подтвердили такое написание.
Снова обратимся к А.В. Селиванову и его «Описанию»:

«Завод С.И. Масленикова (1879 – 1889)
Завод находился в деревне Чернятке Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Был приобретен в 1879 году Семеном Ивановичем Маслениковым у Н.А. Гужева. Завод первоначально был гончарным, но с 1880 года стал выделывать майолику. Глина была местная, а полива и краска составлялась на заводе.
По заключению экспертизы на Всероссийск. худ. промышл. выставке 1882 г. в Москве, «произведения Масленикова по прочности массы, блеску поливы и свежести красок являются богатым приобретением для русского искусства и отечественной промышленности. Обжиг весь горновой и соверш. удовлетворяет требованию. Изделия г. Масленикова свидетельствуют о большой его талантливости и любви к делу; только его настойчивому труду можно приписать тот успех, который в такое короткое время достиг экспонент». Действительно, для расписывания новыми красками нужно было приучить мастеров, которые набирались на месте и подучались самим владельцем. Лепщики также подготавливались скульптором Н.В. Анненским, который заведовал этим делом еще у Гужева. В общем, была сформирована при заводе маленькая художественно-промышленная школа, в которой находилось до 40 учеников. Первоначальному рисованию учил сам Маслеников. Ему же приходилось компоновать оригинальные рисунки для изделий, (каковы, напр., купидон на грифоне, на дельфинах, на раковине отбивается от химеры и др.). На заводе исполнялись многие заказы: а именно для часовни на Никольской в Москве, для Плевенской часовни, для церкви в Кирсановск. уезде в имении г. Петрова-Соловова, коронационные кружки при восшествии на престол императора Александра III и др. Выпускались произведения в русском стиле: подносные «хлебосольные» блюда, декоративные тарелки с многоцветными поливами, золочением, рельефом. Изделия встречаются редко. Число мастеров и рабочих колебалось от 150 до 200 человек, оборот же достигал 100 и более тысяч. В 1889 г. завод сгорел у лица, его приобретавшего от г. Масленикова.
На изделиях ставилось вдавленное в тесто клеймо в виде простой надписи: «С.Масленикова». (Отчет о Всероссийск. худ. пром. выст. 1882 г. в М., СПб., 1883, Т. III С. 183. – Свед., доставл. С.И. Маслениковым. от 7 дек. 1902 г.)»

Хочется сказать несколько слов об упоминаемой в статье Плевенской часовне, её полное название – часовня иконы Божией Матери Знамение и Александра Невского. Она была сооружена на добровольные пожертвования и передана в дар Москве. Памятник построен по проекту архитектора В.О. Шервуда и инженер-полковника А.И. Ляшкина. Освящение часовни состоялось 28 ноября 1887 года, в день десятилетия битвы под Плевной. Интерьер часовни был украшен керамическим декором. В 1884 году купец 1-й гильдии староста храма Христа Спасителя А. И. Кононов за свой счет изготовил и установил внутри часовни майоликовый иконостас.

04_moskva.JPG
Плевенская часовня в Москве

Имея на руках «Формулярный список о службе» и «Аттестат», можно проследить основные этапы жизненного пути Масленикова, документы датируются 1904 годом.

«Семен Иванович Маслеников родился 23 февраля 1846 года; происходит из обер-офицерских детей; имения ни родового, ни благоприобретенного ни у него самого ни у жены его не имеется; воспитание получил в Константиновском Межевом Институте, из которого 1 сентября 1866 года выпущен прапорщиком в межевой корпус; уволен со службы с 1 мая 1874 года согласно прошению по домашним обстоятельствам; с 1 августа 1876 года определен в службу преподавателем математики в Московское училище ордена Св. Екатерины; уволен по прошению от службы с 1 октября 1879; с 31 декабря 1896 года определен на должность директора художественно-промышленной школы им. Н.В. Гоголя в г. Миргороде; 8 апреля 1904 года уволен в отставку согласно прошению.
Коллежский советник имеет ордена: св. Станислава 3-й степени, св. Анны 3-й степени и св. Станислава 2-й степени.
Женат на Ольге Августовне; у них дети: Владимир, родившийся 27 мая 1870 года, Виталий, родившийся 19 ноября 1880 года, Борис, родившийся 19 апреля 1887 и дочь Анна, родившаяся 30 июня 1885 года. Все православного вероисповедания»
.

Нет никаких сведений о родителях Масленикова. На данный момент известен документ, в котором значится:

«Похвальный лист
На основании § 75-го Устава учебных заведений, при открытом испытании в Коломенском Уездном Училище, дан за отличное прилежание, успехи и похвальное поведение ученику второго класса Семену Масленикову, за подписанием Почетнаго и Штатнаго Смотрителей, Законоучителя и Учителей сего Училища. Июня 15 дня 1858 года г. Коломна».


09_list.jpg
Похвальный лист

Можно сделать заключение, что семейство Маслениковых проживало в г. Коломне Московской губернии.
Маслеников получает формулярный список в канцелярии по месту службы:

«1872 г. марта 24 дня выдана сия копия формулярнаго списка из Межевой Канцелярии, служащему в оной Младшим Землемером 2-го разряда, Коллежскому Секретарю Семену Масленникову, вследствие ходатайства его и состоявшегося по оному в Межевой Канцелярии «23» сего марта заключения, на предмет предоставления таковаго в Московский Окружной Суд для утверждения в правах наследства».

В 1874 году Маслеников уволен со службы по личной просьбе по семейным обстоятельствам. Вероятно, причиной получения формулярного списка и последующего увольнения послужила смерть родителя и необходимость приведения дел в порядок.
Жена Масленикова, в девичестве Каспар, родилась в 1850 году, и судя по ревизской сказке, поданной её матерью в 1858 году, происходит из мещан.
Летом 1878 года Ольга Августовна обращается в Московский суд и получает следующий документ:

«Удостоверение
Вследствие свидетельства Московскаго окружнаго Суда от 11 июня сего года за № 1443, дано сие удостоверение из Московскаго Нотариальнаго Архива жене Титулярнаго Советника Ольге Августовне Маслениковой в том, что на имении, принадлежавшем Московской мещанке Анне Петровне Каспар и стоящем в Москве и Московской губернии, запрещений не оказалось. 1878 года июня 20 дня»
.

Можно предположить, что семья Маслениковых собиралась продавать московское имение для приобретения завода в Чернятке.
В 1879 году Семён Иванович становится владельцем чернятинского завода. Будучи по натуре человеком деятельным и творческим, он уже на следующий год переходит на выделку майолики, предпринимает шаги по расширению производства.
В журнале «Зодчий» № 20 за 1907 год была напечатан доклад П.К. Ваулина:

«В 1876 г. под Москвой, в с. Черкизове, открылся завод Гусарева, просуществовавший около 20 лет. Его облицовочный товар, приготовлявшийся местными гончарами под опытным руководством мастера Панкратова, пошел хорошо...
Вскоре затем межевой инженер С.И. Масленников открывает в тверской губернии майоликовый завод, куда переходит и Панкратов. К сожалению, предприниматель разорился, вынужден был прикрыть дело, которое пошло сначала хорошо, и перешел на службу к Кузнецову. С этого времени и последний начинает заниматься майоликой; но его вещи, превосходные по технике, страдают прямолинейностью рисунка, отсутствием скульптурнаго характера и грубой окраской масляного типа».

Статья заставила меня обратить внимание на мастера Панкратова. Это оказались московские мещане с Бронной слободы Иван Дмитриевич и Порфирий Андреевич. Часто их фамилия писалась «Понкратов» или «Панкратьев».
Свою деятельность Панкратовы начинали на заводе потомственного почетного гражданина Москвы Алексея Гавриловича Гусарева. Производство было разделено и размещалось на двух заводах – «гончарном и терракотном» и «кирпичном». Вероятно, Панкратовы трудились на гончарном и терракотном заводе и ко времени перехода к Масленикову накопили богатый опыт.
В 1881 году выходит в свет «Указатель фабрик и заводов Европейской России...», составиленный по официальным сведениям Департамента торговли и мануфактур:

«Отдел VI. Производства известковое, кирпичное, гончарное и стекольное.
Фарфоровое и фаянсовое производство
Тверская губерния
Масленников, Сем. Ив. землевл. Вышневолоцкаго у., 1 ст., в с. Чернятке.
Выдел. разная посуда.
произв. 3,000
рабочих 13»

В 1882 году в Москве на территории Ходынского поля открылась XV Всероссийская торгово-промышленная выставка. Особой постройкой являлся Царский, или Императорский, павильон, предназначенный для «отдохновения высочайших особ» и закрытый для других посетителей. Он был спроектирован в популярном тогда «русском стиле» архитектором Александром Степановичем Каминским.
Фасады павильона оформлены с использованием элементов и приёмов древнерусской архитектуры и богато декорированы полихромными изразцами, что придает всему зданию нарядный и праздничный вид. Все изразцы были выполнены по оригинальным авторским рисункам Масленикова и изготовлены на заводе в Чернятке.

08_zar_from_Liholat_IMG_6697.JPG
Царский павильон для торгово-промышленной выставки 1882 г. Фотография К.В. Лихолата

Изделия завода получают высокую оценку специалистов. Возможно этот успех способствовал получению престижного заказа для празднования коронации Александра III. К этому событию на заводе была изготовлена большая партия подарочных кружек с изображением российского герба и датой «1883». Газета помещает Высочайший манифест о коронации.
А в выпуске 4 июня 1883 корреспондент газеты описывает празднества, не забыв упомянуть о подарочных кру́жках:

«Иногородныя известия
– Москва. (Корреспонденция Тв. Губ. Вед.) На сей раз пишу о народном гулянье на Ходынском поле 21 мая
...
В 11 часов открылись буфеты; стали пропускать народ, каждому давая по корзинке с двумя пирогами, пакетом с сластями: орехами, пряниками, леденцами, и кружку с государственным гербом. Заиграла музыка; воздух огласился русскими песнями; пришли в движение качели, карусели; началось влезание на мачты; толпа внимательно следила за охотниками, поощряя криками ура, браво тех, которые достигали вершины мачты и снимали приз, а громким хохотом и насмешками сопровождали неудачников. Потянулись толпы к вагонам, где распорядители разливали пиво и мед в подставляемыя им кружки.
Около 2 часов Государь Император осчастливил народное гулянье Своим присутствием. Громкое ура раздавалось около театров и перекатною волною разлилось по всему полю. Оркестры и хоры стали играть и петь «Боже Царя Храни». Затем из цирка тронулось аллегорическое шествие «Весны», выражающее идею постепеннаго пробуждения весны. Шли жуки, кузнечики, пчелы с их царицей, колесница богатыря Микулы Селяниновича, ехавшаго на Змее-Горыниче. Колесница Весны окружена цветами, бабочками; дальше следовали богатыри с мечем-кладенцом, колесница Хмеля, телега со скоморохами, коза, затем русский хор с песнями и плясками. Государь изволил пробыть более часу. При Его отъезде раздались пушечные выстрелы; все представления приостановились, оркестры начали играть, а хоры петь «Слався». – Понемногу стали расходиться Царские гости, спеша в свои покинутыя деревни, где стар да млад оставались. Нужно было видеть, как бережно они несли полученные гостинцы, как что-то дорогое, священное. Я не раз обращался с подобным вопросом: «не продашь-ли, батюшка, кружку?» – «Нет, родимый, хоть 10 целковых давай, а не продам». – Были и такие сцены: вот идет выпивший и горько жалуется, что разбили его кружку: легче было бы, говорит, если бы меня убили, чем дорогую кружку раскололи. Вот слышится разговор двух приятелей: «Эта кружка мне так дорога, что я только через 20 лет решусь из нея выпить за здоровье Царя-Батюшки». Или вот еще разговаривают две девушки: «вот, Марфуша, тебе мое завещание: когда стану умирать, то соверши надо мною обряд соборования; пусть вольют масло в кружку, которую я получила на народном празднике и со мной в гроб ее положат».

Краткое описание фабрики С.И. Масленикова можно найти в «Указателе фабрик и заводов», вышедшем в 1887 году. Вероятно, туда вносились сведения за предыдущий год:

«Отдел VI. Производства известковое, кирпичное, гончарное и стекольное.
Гончарное и изразцовое производства
Тверская губерния
Масленников, Сем. Ив., кол. асесс. – Вышневолоцкого у., Парьевской вол., с. Чернятка. Завод майоликовых гончарных изделий. Учр. в 1860 г.
произв. в тыс. руб. 18
рабочих 38» (ил. 05, 06 и 07)

05_bludo.jpg
Сухарница. Завод С.И. Масленикова, длина 33 см.
06_vasa_a.jpg
07_vaza_b.jpg
Ваза. Завод С.И. Масленикова, высота 23 см.

Я думаю, что заявленная в Указателе численность рабочих являлась наибольшей и, скорее всего, значительная часть была подростками. Вероятно, всех рабочих С.И. Маслеников «записал» в ученики своей художественно-промышленной школы при заводе. Называемая иногда и активно тиражируемая численность рабочих в 150 – 200 человек мне представляется сильно завышенной и, наверное, неспроста составители каталогов и описаний делали приписку «Сведения доставлены С.И. Маслениковым».
Пока неизвестно, череда каких событий повлекла за собой газетную публикацию:

«О продаже имений
– Судебный пристав Тверского Окружного Суда Я.Я.Морошкин объявляет, что 29 числа сентября месяца 1886 года, с 10 часов утра, в зале заседаний гражданского отделения Тверского Окружного Суда будет продаваться с публичнаго торга недвижимое имение, принадлежащее Московскому временному 2 гил. купцу, инженеру, коллежскому асессору Семену Ивановичу Масленникову, состоящее Тверской губер., Вышневолоцкаго уезда, 1 стана, 3 мироваго уч., Парьевской волости: во 1-х, при дер. Чернятке, заключающееся в земле, коей мерою 180 д., из них: усадебной до 10 д., пахотной до 50 д., под мелким лесом до 50 д., а остальное количество под сенокосом, с находящимися на оной усадебными жилыми и нежилыми строениями, гончарным заводом, кузницею с инструментами, мельницею со шпунктовой плотиною, локомобилем в 8 сил, и до 1000 разных форм и образцов, подробно означенными в описи; это имение заложено кол. совет. Петру Андрееву Виноградову в сумме 21000 р., за 9% в год, сроком по 19 января 1889 года, и оценено для назначения в продажу в 2255 руб.; во 2-х, при деревнях: Чернятке и Чекотове, заключающееся во 1-х, в обрезе земли от крестьянского надела д. Чекотова, коей мерой удобной и неудобной 26 дес., во 2-х, в обрезе земли от крестьянского надела дер. Чернятки, коей мерою 66 д. 947 саж. и в 3-х, в земле в пуст. Коржаве, коей мерою 53 д., с находищимися на оной лесами и прочими угодьями. Имение это оценено в 250 руб. Означенныя имения будут продаваться каждое отдельно; торг начнется с оценочной суммы оных; назначены в продажу за неплатеж долга: кол. совет. Михаилу Андреевичу Белину в сумме 5250 р. с %: на 250 р. с 4 марта и на 5000 р. с 30 апреля 1884 г. по день платежа и единовременнаго 2% вознаграждения в количестве 105 р., по двум исполнительным листам Московскаго коммерческаго суда за №№ 1625 и 1624, – крестьянину дер. Чекотова Илье Сергееву Кудрявцеву 178 р. 28 к. и крестьянке д. Чекотова Лукерье Федотовой Кудрявцевой 543 р. 48 к., по трем исполн. листам Вышневолоцкаго Мироваго Судьи, за №№ 339, 338 и 340. Лица, желающие торговаться, могут видеть все бумаги и документы, относящиеся до продаваемого имения, ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, в канцелярии Тверского Окружного Суда».

Старожилы здешних мест называли несколько причин разорения завода и вспыхнувшего там пожара. По одной версии завод не успевал выполнить царский заказ и, чтобы скрыть позор, был подожжен. По другой версии завод вложил все сбережения в изготовление коронационных стаканов, но денег не дождался и был подожжен, чтобы получить страховку. Эти объяснения плохо согласуются с датой коронации и продажей имения с торгов. Кроме того, ни причины пожара, ни даже точная дата его неизвестны – С.И. Маслеников указывает, что это был 1889 год.

11_fam_1895.jpg
Семья Маслениковых, около 1895 г. Слева направо: Анна, Владимир (сидит), Виталий, Семен Иванович (сидит), Ольга Августовна, Борис.

После пожара на чернятинском заводе Маслеников становится работником по найму у М.С. Кузнецова. Известно сопроводительное письмо, посланное из Парижа от имени Кузнецова для Масленикова в Москве. Документ датирован 18 июля 1889 года и извещал о прибытии образцов. Вероятно, это связано с участием во Всемирной выставке в Париже, которая проходила с 6 мая по 31 октября 1889 года и была приурочена к столетию взятия Бастилии.
На новом месте Маслеников занят не только работой, но и общественной жизнью.
У потомков Масленикова хранится памятная настенная тарелка, на ней в центре – изображение церкви и по кругу слова:

«В знак благодарности Инженеру Семену Ивановичу Масленикову от Служащих и рабочих, за построение храма при Тверской фабрике тов. М.С. Кузнецова, освященнаго 15-го Сентября 1891 г. Архиепископом Тверским и Кашинским Саввою».

10_tarelka.jpg
Памятная тарелка 1891 г.

Церковь была построена в селе Кузнецово в честь спасения семьи императора Александра III при крушении поезда 17 октября 1888 года. Освящал храм архиепископ Савва, в миру Иван Михайлович Тихомиров.
Судя по сохранившимся метрическим книгам этой церкви, на кузнецовский завод переезжают многие мастера: Анненский, Панкратовы, Иванов, а так же жители Чернятки и близлежащих деревень. Зачастую переезжали целыми семьями.
В одной из таких метрических записей в качестве поручителя при венчании указан Николай Васильев Анненский, крестьянин Тверской губернии Весиегонского уезда села Сорогожскаго.
1 ноября 1896 года при поддержке и по решению Полтавского губернского земства в Миргороде была основана художественно-промышленная школа имени Н.В. Гоголя. Первым директором стал С.И. Маслеников. Адресная книга Полтавской губернии указывает в списках учителей этой школы дворянина Владимира Семёновича Масленикова (черчение) и крестьянина Николая Васильевича Анненского (лепка), мастера крестьяне Семен Иванович Иванов и Иван Дмитриевич Панкратьев (Панкратов в книге за 1904 год).
В списке учителей Миргородской школы значится на первоначальной службе преподавательница всеобщей истории и географии Елизавета Николаевна Анненская, закончившая Киевскую частную женскую гимназию. Это, очевидно, дочь Николая Васильевича Анненского.
В 1904 году С.И. Маслеников увольняется со службы. Через короткое время школу покидают его старший сын, а также Анненский, Панкратов, Иванов.
Известно, что Иван Дмитриевич Панкратов с семьей вернулся в Кузнецово и устроился на завод, его дело продолжил сын Иван Иванович.
Нет никаких сведений о жизни Семёна Ивановича Масленикова и его старшего сына после службы в Миргородской художественно-промышленной школе.
Зинаида Фёдоровна Шаркова, жительница деревни Чернятка, вспомнила, что в детстве она нашла среди обломков керамических изделий клеймо с надписью «Белина». Клеймо было выполнено из обожженной глины. Поначалу это показалось более чем странным, но дальнейшие исследования поставили всё на свои места.
Изделия с клеймом «Белина» изредка встречаются у коллекционеров. В основном это печные и фасадные изразцы, покрытые с лицевой стороны цветными эмалями. Вероятно, производство было малым по объему или кратковременным – Белин почти не упоминается в каталогах.
Белин Михаил Андреевич (1843 – 1896, Москва) – доктор медицины. Сын сельского священника. По окончании семинарского курса несколько лет был сельским учителем. В 1866 году стал студентом медицинского факультета Московского университета. В 1875 году удостоен степени доктора медицины.
«Указатель фабрик и заводов» за 1894 год сжато представляет информацию по заводу:

«Отдел VI. Производства известковое и керамическия.
Гончарное и изразцовое производства. Тверская губерния
Белин, Мих. Андр., ст. сов. – Вышневолоцкого у., Парьевской вол., д. Чернятки. – 1 п. м. в 4 с. Выдел. дренажныя трубы (1870)
произв. в тыс. рубл. 3
рабочих 20»

Будет уместно поместить фрагменты обзорной статьи известного специалиста в области обработки керамики А.К. Крупского:

«Керамическия производства
В Тверской губернии один из любопытнейших эпизодов этого исторического развития представляло возникновение (в Вышневолоцком уезде) в местности, лежащей на смежных границах трех уездов, Вышневолоцкого, Весьегонского и Боровичского, завода помещика Н.А.Гужева, славившагося на далекую окрестность своими расписными (декоророванными красками и позолотой) гончарными изделиями, впоследствии перешедшаго в собственность С.И.Масленникова и послужившаго, в руках этого интеллигентного руководителя, основанием нынешняго производства майоликовых изделий в России. Майолика, преимущественно английская от Минтона (H.Minton & Co., Stoke on Trent, Staffordshire), издавна была предметом ввоза в Россию, хотя и ограниченного, совокупно с континентальным фарфором и английским фаянсом; по ея образцу, было основано, после немалого времени труда и изысканий, производство цветной майолики на заводе Масленникова. Для этого дела, отыскана была верст за 20 от самого завода, на купленном для этого куске земли, белая глина по свойствам и виду сходная с боровицкой; вместе с нею, употреблялись в дело другия глины, выписываемыя из Новгородской губернии, демьянская, тихвинская и, в прибавку к ним, для тонких масс шла глуховская глина Черниговской губернии. Вместе с глиною являлись в качестве материалов привозной (верст 40) песок, свой камень (образующий тверские валуны вышневолоцкой возвышенности), полевой шпат и кварц, получаемые через Петербург. Персонал рабочих, выбранный среди заводских и местных гончаров, заключал в своем составе несколько десятков учеников, проходивших тут же на заводе практическую школу формовки майолики: ежегодно из них отсортировывалось известное число наиболее способных. Таким же образом завод подготовлял для себя живописцев из местной крестьянской молодежи и так называемых скульпторов, под руководством главного мастера – скульптора, оставленнаго здесь еще Гужевым. Майоликовыя изделия производились, как обыкновенно, разными приемами, точением (формовкой на точильных кругах), штампованием и, преимущественно в гипсовых формах. В формовальном зале работали на 40 станках. Поливы (цветные глазури) приготовлялись в особом здании, под руководством мастера (Вас. Ив. Жукова); оне имелись в числе слишком 200 тонов. Завод производил среди прочих изделий поливные майоликовые изразцы и живописныя плитки для иконостасов и наружных облицовок. Одним из памятников этих последних произведений его остались: облицованная сплошь майоликовыми орнаментами церковь в Кирсановском уезде (строенная архитектором И.С.Лионом в имении г-жи Петрово-Соловово), иконостас для церкви в Каширском уезде, оконные аркады для часовни Св. Пантелеймона в Москве части Варваровской часовни там же и пр. Майолика С.И.Масленникова была довольно распространена к 80-м годам в торговлях Москвы и Петербурга; впоследствии, специальное производство это, оставшись под прежним ведением С.И.Масленникова, слилось с большими производствами заводов М.С.Кузнецова.
...
Во всяком случае, специальное развитие в тверском заводе С.И.Масленникова* производства майоликовых изделий, возникшаго здесь путем последовательного превращения из более простых отраслей керамического производства, должно быть почтено важнейшим моментом обоснования в России ея нынешняго производства майолики; по характеру этого дела, все его дальнейшее развитие существенно поставлено в зависимость только от прилагаемого к нему художественного труда и таланта.
–––––––––––––––––––––––––
* Завод этот находится в местности около станции Троицы (ныне Удомля – прим. В.К.) Рыбинско-Бологовской жел. дороги, верстах в 30 от станции (деревня Чернятка); в последнее время, с переходом майоликоваго производства к М.С.Кузнецову, завод этот принадлежал доктору М.А.Белину, который занялся на нем другою специальностью, а именно производством глиняных канализационных труб».

Вероятно, после смерти последнего владельца М.А. Белина в 1896 году последовало закрытие предприятия. Позднее на другом конце Чернятки было организовано кустарное гончарное производство, но это уже совсем другая история.
С 1895 года Товарищество по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова начало производство фаянсовых иконостасов. Один из самых известных и хорошо сохранившихся иконостасов украшает церковь Равноапостольного князя Владимира в городе Марианске Лазне в Чехии. Этот иконостас является точной копией несохранившегося иконостаса, который был установлен в церкви на Боровой улице в Санкт-Петербурге.
Известно, что автором проекта иконостаса были архитектор Н.Н. Никонов и скульптор Н.В. Анненский, художник по рисованию С.В. Краснощеков, мастер по составлению эмалевых красок П.А. Панкратов и точильщик С.И. Иванов.
Иконостас экспонировался на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и получил «Гран-при». Вскоре его купил за 20 тысяч рублей казачий полковник П.П. Рыковский (впоследствии долголетний староста церкви) и подарил строящемуся храму в память о своем успешном лечении.
Размер статьи не позволяет полностью представить всю имеющуюся информацию, но надеюсь, что я сообщил несколько любопытных деталей о заводе.
Аватар пользователя
Владимир Крутов
 
Сообщений: 352
Зарегистрирован: 06 окт 2012, 17:48
Откуда: Германия, Гамбург

Карта окрестностей д. Чернятка

Сообщение Кочеров » 09 фев 2024, 13:59

Окрестности Чернятка 1_100000.jpg
Карта окрестностей д. Чернятка. Масштаб 1:100000. Выведено на формат А4

Анализ территорий по наличию или исчезновению населенных пунктов за различные годы севернее Парьевской волости в бывшем Весьегонском уезде - не проводился.
Аватар пользователя
Кочеров
 
Сообщений: 94
Зарегистрирован: 09 апр 2021, 13:03
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Лесной р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4