Выдропужск - Выдропусская икона Богоматери и иконостас

Достопримечательности и история объектов, расположенных на территории современных Спировского района

Модератор: Алексей Крючков

Re: Выдропусская икона Богоматери и село Выдропужск

Сообщение Денис Ивлев » 13 ноя 2012, 10:27

Вот ещё новости по истории иконы. Во-первых выяснил я, что история с Нафанаилом, мягко говоря, переписана. Оказывается, до его кончины в акафисте и в стихе, подаренном ему на юбилей было написано так: Степан спас икону за воз дров, а затем приехавший Кронид перед этой иконой молился у Небесновых. Кстати, он спрашивал у приезжавших к нему выдропужцев: "Живы ли бабушки Небесновы?". А после его кончины обе Валентины Чаплинская и келейница Владыки решили вкупе с о. Георгием Белодуровым переписать искос акафиста, где и написали о том, что Степан спасал икону вместе с Кронидом. Стих был так же переписан. Мотивировали это тем, что до смотри архимандрита добрых его дел нельзя было раскрывать, а после смерти можно. Мотив мне не понятен. Я считаю, что история была грубо фальсифицирована. Отсюда ноги и растут у всех этих неточностей в тексте Тихона (Секретарёва). Валентина Никаноровна так же рассказала мне, что икону спас Степан, а вот участвовал ли в этом Нафанаил - ответила уклончиво: "Я не свидетель, мы все жили в Спирово. Вот когда он приехал к нам - это помню, мы тогда у деда ночевали, как в храм хидили вместе с ним в Матвеево - помню, а то, что бы он спасал этого не знаю".
Теперь по спискам иконы. На ксерокопии с фото и на небольшом клочке старой фотографии инрерьеров Смоленской церкви одна и та же икона. Только одна фотография со старой ризой, пожертвованной в 1833 г., которая закрывала всю икону, а ксерокопия с новой ризой - 1898 г. "с эмалью и камнями", пожертвованная в том же году крестьянином Иваном Степановичем Суховым. Получается, что фото иконы в полной ризе сделано было до 1898 г., когда священник Василий Куприянов составлял свою летопись Выдропужска - от которой сейчас уцелела только обложка. А вот фотоксерокопия сделана позднее, уже в начале века и с новой ризой.
Остаётся загадка, кто какую икону спасал? Ведь в итоге, они обе оказались у Небесновых. Только одна уехала в Вышний Волочёк в 1947 г., а другая благополучно просуществовала в доме Небесновых - Большаковых до 1951 г., а затем вернулась к Юрзовым. Какую из них спасали Небесновых. Думаю, что первую и древнюю, т.к. чётко помнит Галина Ивановна, что она была "ничем не украшена и тёмная", т.е. риза была изъята в ходе изъятия церковных ценностей. Степан же забрал и теперь понятно почему за такой ценный груз - за дрова второй образ в ризе. Он блестел, а поэтому ценился теми, кто иконы из храма вывозил. В.Н. вспомнила, что требовали они и водки. Ясно теперь, что требовать водки охрана лагеря НКВД вря д ли могла, т.к. начальник был всегда рядом. А вот потребовать водку те, кто из церкови иконы вывозили могли - они ж были простыми мужиками и всё им было "по-барабану". И в ценности икон они не разбирались, вот и заломили высокую цену за "блестящую икону". Дальнейшая история права, Степан отдал образ Небесновым, те передали его о. Фёдору в Вышний Волочёк, а вернулась к Юрзовым другая икона, точнее икона-то та-же, только список другой:)
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1512
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Re: Выдропусская икона Богоматери и село Выдропужск

Сообщение Денис Ивлев » 13 ноя 2012, 10:34

Кстати, вот более качественное фото иконы, хотя всё та же ксерокопия, но более ранний вариант:)
Выдропусская 01 В ризе.jpg
Выдропусская икона в ризе 1898 г.

А так же фото Степана Юрзова.
Степан Михайлович 2.jpg
Степан Михайлович Юрзов
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1512
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Re: Выдропусская икона Богоматери и село Выдропужск

Сообщение Павел Иванов » 13 ноя 2012, 12:13

Остается только в окончательном тексте четко назвать списки, допустим "Выдропужский список" , "Вышневолоцкий список" или "список А" и "Б" и т.п., или вообще составить схему, где называть их от начала до конца одинаково. Типа "оригинал" (XV?- 1960-е?), "список А" (1630-1930-е), "список Б" и т.д. И стрелочками, от кого, куда, кому с узловыми моментами на хронологической шкале: "перенесена от N к M", "возвращена", "отправлена в Торжок", "погибла" и т.д. Эта схема очень помогла бы постороннему читателя, помому что вчитаться в сюжет и все время держать в голове четыре-пять списков очень трудно.
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 707
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Re: Выдропусская икона Богоматери и село Выдропужск

Сообщение Денис Ивлев » 18 ноя 2012, 11:32

Вот три основных отрывка текста будущей книги посвященных скитанию иконы.
Первый из главы "Перенесение иконы в Торжок и написание первого списка".
После чуда, связанного с похищением иконы, слава о Выдропусской Одигитрии распространилась далеко за пределами села. Списки повести о Выдропусской Одигитрии разошлись по разным городам и весям. В XIX в. только в одном выдропужском храме хранились два списка: один древний, а другой 1840 г. В одном из них подробно рассказывалось о том, что «эта святая икона ежегодно носима была с крестным ходом в город Торжок и вносилась в новоторжский соборный храм Преображения господня; здесь она оставалась некоторое время, и усердные из граждан с верою и благоговением приходили в соборный храм и припадали с молитвою к образу Пречистыя, к другим в дома носили священники святую икону Богоматери и совершали там молебныя пения. Затем обратно относилась она с честию с молебным пением и крестным ходом в село Выдропуск»2.
Видимо, специально поэтому в древнем каменном Преображенском соборе г. Торжка был устроен и освящён «придел Пречистая Богородица Одигитрия Муромская»3, упоминавшийся в Писцовых книгах П. Нарбекова в 1625 г. Такое название Выдропусская икона получила у древних новоторов в память чудесного возвращения иконы из Мурома в XV в.
Полюбилась Выдропусская икона новоторам, и вышел изза образа «спор и несогласие». Дело дошло до Москвы, куда икона была даже взята на некоторое время.
В споре победили новоторы  древний и богатый город взял икону к себе, а для Выдропужска в 1630 г. был написан список с древнего образа, который и был перенесён в село4. В левом нижнем углу иконы была помещена надпись: «Истенъное изображение с чудотворнаго образа мира и подобия Пресвятыя Богородицы Вытрупуский».
Дабы загладить боль, причинённую выдропужцам утратой чтимой святыни, московский государь Михаил Фёдорович сделал вклад в храм – то самое Евангелие 1634 г., в дарственной надписи которого мы находим первое упоминание деревянной Смоленской церкви.
В Торжке Выдропусскую икону жители всё чаще стали именовать Муромской. После строительства нового каменного СпасоПреображенского собора в 18151822 гг. второй придел был освящён в честь Выдропусской – Муромской иконы. Ежегодный большой крестный ход сохранил за собой старую дату перенесения иконы из Выдропужска в Торжок 18 июня. Он был установлен, как пишет иеромонах новоторжского Борисоглебского монастыря Илиодор, «с незапамятных времен в честь чудотворного образа Богоматери, именуемой Одигитрии Выдропуской или Муромской. Когда этот чудотворный образ Божией Матери стоял в церкви села Выдропуска, то в XVI столетии 18 числа июня он каждый год носим был в город Торжок с крестным ходом и обратно через несколько дней был и относим. В бытность сего чудотворного образа в городе Торжке в Преображенском соборе отправлялись непрестанные в честь него службы, и самый образ носим был по домам усердствующими гражданами. Со временем этот чудотворный образ остался навсегда в городе Торжке в Преображенском соборе, и установлено по древнему обычаю, в честь него празднество 18 числа июня во всех градских церквях с большим крестным ходом»5.
В этот день при огромном стечении народа совершался крестный ход из всех городских церквей в Борисоглебский монастырь, а затем в собор, где служилась поздняя литургия, «после оной молебен Пресвятой Богородице… В большой крестный ход 11 июля в Борисоглебский монастырь впереди всех икон диаконы в облачении несут чудотворную икону (тогда как другия иконы несут миряне, мужчины и женщины) и во время хода отправляется молебен Пресвятой Богородице»6.
В соборном храме Выдропусская Одигитрия, согласно «Описанию» иеромонаха Илиодора, в 1860 г. находилсь по левую сторону от Царских врат: «В сей соборной Преображенской церкви имеется древнейшая, времен царя Иоанна III Васильевича чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, и стоит на левой стороне подле царских врат в главном храме. Празднество ея отправляется 18 июля каждогодно во всех градских церквях, с большим крестным ходом, с незапамятных времен установленным»7.
Тверской владыка Дмитрий (Самбикин) в 1903 г. даёт такое описание иконы: «Эта местночтимая за чудотворную икона находится в иконостасе между главным престолом и южным, посвященным в честь Божией Матери Одигитрии, в серебряной позлащенной ризе, в особо устроенном киоте… После одного перенесения 18 июня в Новоторжский собор она уже не была возвращена в Выдропуск, где имеется точный с нея список… В серебряном окладе в венце Богомладенца (на Выдропусской иконе) вложен перстень с рубином и бриллиантами; этот перстень был пожертвован новоторжским купцом Григорием Мишуриновым, а ему был подарен в 1818 г. (в проезд через Торжок) Прусским королем Фридрихом – Вильгельмом»8.
В XX в. икону ждала трагическая судьба. Вот свидетельство бывшего сотрудника музея им. Андрея Рублёва в Москве Валерия Николаевича Сергеева о дальнейшей судьбе Выдропусской иконы: «Согласно преданию, список и древнюю икону представили некогда прихожанам выдропужской церкви на выбор – одна икона должна была остаться на месте, а другая быть перенесённой в Торжок. Какой-то местной женщине даже было явление во сне, какую из этих икон выбрать. Уенсённая в Торжок древняя икона, скорее всего, попала со временем в музей и затем, вместе со всем собранием новоторжских икон, была сожжена. О судьбе этих икон имею сведения от покойной Н.А. Деминой – основательницы музея им. Андрея Рублёва, которой было отказано в передаче обречённых на сожжение икон в наш музей. Знаю и фамилию человека, известного московского деятеля культуры, тогда довольно крупного чиновника по нашему ведомству, на чьей совести, по её свидетельству, лежала эта история – он был сторонником «сохранения культурного наследия» на местах – «умный дурак», по словам Н.А.».
Среди выдропужских жителей ещё в начале XX в. бытовало следующее предание о том, какая из икон была оставлена в Торжке. Вот что поведала Валентина Никаноровна Чаплинская (1937 г.р.): «У нас в семье рассказывали следующее: когда написали с Выдропусской иконы список, приснился кому-то из духовенства в Выдропужске сон какую икону взять в село. И были поставлены на выбор две иконы – древняя и новая – и священник выбрал древнюю, которую и вернули в село. А в Торжке люди богатые были, вот и написали в летописи, что икона у них осталась. Но древний образ всё же вернулся в село».
Действительно выдропужцы не смирились с утратой чудотворной иконы. Список 1630 г. жители Выдропужска почитали так же, как и саму древнюю икону. В списке с «Повести о Выдропусской Одигитрии», составленном в XVII в. для употребления при храме, была изложена другая версия всех этих событий: «Сей святый Пречистыя Божия Матери образ носим бяше на всяко лето во град Торжок крестным хождением, якоже нецыии поведают, и приношаху в соборную церковь Преображения Господня, и молебная пения совершаху, и стояше некое время. Граждане же кийждо с верою и со усердием припадаху ко образу Пресвятыя Богородицы; и ношаху священницы в домы их по граду, и молебныя пения совершаху; потом паки относим сей святый образ с честию, с молебным пением и крестным хождением в оное село Выдропуск, и поставляху во храме великомученика Георгия на прежнем ея месте. Нецыи хронографы поведают, яко сию святую икону Пречистыя Богородицы Одигитрия понесоша из Торжку на Выдропуск в лето 7138 (1630); но с того лета списан бысть с сего чудотворного образа Пречистыя Богородицы в Москве и пренесён во град Торжок месяца июня в 18 день на память святаго мученика Леонтея в час 9, и поставлен в соборной церкви Преображения Господня, коя (икона) и поныне стоит; и бывает крестохождение со всех церквей на память онаго принесения; чудотворную же икону от того времени пересташа носить во град из села Выдропуска для дальняго разстояния»9.
В XIX в. этот источник вызвал сомнения у историка И.Ф. Токмакова в версии передачи иконы из Выдропужска в Торжок, но после тщательного изучения всех источников он пришёл к выводу: «...что касается до образа, находившегося в Выдропуске во время составления повести (имеется в виду «Повесть о Выдропусской Одигитрии»  Д.И.), то известно, что теперь там только список с нея, а самый подлинник давно уже перенесён в Торжок и находится в Новоторжском Преображенском соборе. Старожилы Выдропуска не помнят времени этого перенесения и питают глубокое уважение к списку»10.
Переломный момент в истории Выдропусского списка наступил в 1711 г. Тогда большой пожар уничтожил здание Смоленской церкви в Выдропужске вместе со всем убранством и иконами. Восстановить храм в былых масштабах приход не смог, и вместо него на погосте Выдропужской ямской слободы был воздвигнут однопрестольный храм куда меньших размеров. Престол нового храма был посвящён великомученику Георгию.
Для вновь устроенной деревянной церкви был написан список с чудотворной иконы. Всё XVIII столетие этот образ Выдропусской Одигитрии особо почитался выдропужцами. Образ был установлен в иконостасе храма, своё историческое место он сохранил и в иконостасе новой каменной церкви «на левой стороне царских дверей главного придела в первом ярусе»11.
Именно эта икона в описи 1847 г. значится как «местная икона Одигитрии Смоленския Божия Матери, длиною 1 аршин 3/4, шириною аршин с четвертью, видом под греческую работу; в ризе серебряной 84 пробы, вызолоченой чрез огонь, чеканной грунтовой работы, на венце Богоматери небольшая вычеканная корона, а в ней 2 камня сердоликовых, весу в оной ризе осмнадцать фунтов шестьдесят три золотника. Убрус на Божией Матери, запястья на правой и левой руках вынизаны мелким жемчугом; риза сия с жемчугом и камнями сделана приношением прихожан с присовокуплением церковной кошелькововй суммы в 1796 г.»11.
За образец для этого образа была взята древняя Выдропусская икона XV в., которая хранилась в городском соборе Торжка «по левую сторону от царских врат». Современники так описывали эту древнюю чудотворную икону: «Икона Божией Матери Муромской (Выдропусской) Одигитрии в сребропозлащенной ризе 72 пробы с венцами, мерою 1 аршин 4 вершка на 1 аршин, риза по убрусу и нарукавиях была унизана жемчугом, которого в настоящее время уже нет, и простыми каменьями... Икона обложена кругом доскою, покрытой сребропозлащенным окладом, по ней изображен в двадцати крупных клеймах акафист Богоматери»12.
К слову, подобные «акафисты» писались для чтимых икон старого Торжка в XVII в., что в очередной раз свидетельствует о древности хранившейся в Торжке иконы.
Эту же икону возьмут для написания и ещё одного списка с Выдропусской Одигитрии на рубеже XVIII-XIX вв. Этот более точный список с древней иконы на настоящий момент является единственным подлинным изображением с иконы XV в. Конечно, та икона к моменту написания списка претерпела ряд поновлений, что и отражено на копии с образа в характерных для XVIII в. написаниях титлов и лика Богомладенца.
Этот самый образ почитался и почитается в Выдропужске на протяжении XIX и XX вв. по настоящее время как древняя чудотворная икона.
В 1847 г. эта икона была описана следующим образом: «За левым клиросом главного придела на железной решетке в киоте красного дерева за стеклом икона Одигитрии Смоленския Божия Матери, видом под греческую работу в вышину аршин с четвертью, в ширину пятнадцать вершков, в ризе серебряной 84 пробы, чеканной работы и позлащенной чрез огонь червонным золотом, в ней весу 8 фунтов, риза сия пожертвована в 1833 г. неизвестным дателем; в короне же на убрусе и плече сей иконы в стразах убраны пять цветных камней. Икона сия в киоте, убрана резьбою, вызолоченною червонным золотом»13.
Так Выдропужск через точный список снова обрёл свою святыню, которая была помещена в одном из красивейших храмов Вышневолоцкого уезда – каменном храме Смоленской иконы Божией Матери, устроенном на месте древнего деревянного одноимённого храма на погосте Выдропужской ямской слободы.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1512
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Re: Выдропусская икона Богоматери и село Выдропужск

Сообщение Денис Ивлев » 18 ноя 2012, 11:36

Вот второй отрывок из главы "Выдропужский приход в XIX веке". Здесь, кстати, дополнения к биографии священника Василия Куприянова из Троицы Удомельского района.
На начало XX в. приход села Выдропужск был одним из самых больших приходов – в 1901 г. он насчитывал 521 двор, 1512 мужчин и 1666 женщин; в то же время он был пограничным – в него входили селения Вышневолоцкого и Новоторжского уездов. В Вышневолоцком уезде к приходу были приписаны деревни Никиткино, Константиниха, Васильево, Барилово, Окшонтово, Вязьмиха, Мошково, в Новоторжском  село Выдропужск, деревни Скоморохово, Лукино, Черенково, Кулаково, Пестово, Григаново, Вёшки, Александрово, Рачково, Меряново, Будовка, Алексеевское48.
Деревни были поделены между двумя священниками прихода Василием Петровичем Куприяновым и Илиёй Ивановичем Смирновым48. Эти два священника, как видно из документов конца XIX в., весьма подробно описали историю Выдропужского прихода. Видимо, ими была составлена «Летопись с. Выдропужска». Некоторые сведения из неё мы находим о описании древностей Смоленской церкви за 1903 г. В ней они рассказали и о событиях, произошедших на приходе за годы их служения.
В 1898 г. на чтимую Выдропусскую икону, стоявшую за левым клиросом крестьянином Иваном Степановичем Суховым была пожертвована новая серебряная риза, украшенная эмалью и камнями. А вместе с ней и новый полностью золочёный и резной киот. Что интересно, новая риза не закрывала полностью образа, как предыдущая. Закрытыми оставались лишь поля иконы и её фон. Прежняя же серебряная риза с большими цветными камнями в венце Богоматери, пожертвованная в 1833 г. была возложена «на вновь написанную копию с чудотворной иконы, которая и поставлена на жертвеннике в главном приделе»49. Этот список часто был носим с крестными ходами, и как мы выясним позднее, не только по Выдропужску. В середине XX в. образ попадёт в Вышний Волочёк, где до поры исчезнет из нашего поля зрения.
Священник Василий Куприянов вместе с о. Ильёй Смирновым впервые докажут то, что в Выдропужске находится не древняя икона, а точный список с неё, – «К сожалению, надпись на иконе «Мера и подобие Пресвятыя Богородицы Смоленския Выдропуския», скорее свидетельствует о том, что в Выдропуском храме находится с чудотворной иконы копия, написанная в Москве в 1630 г.»50.
Об отце Василии Куприянове следует поговорить отдельно. В 1920-е гг. в Твери он был одним из самых известных священников. Мы упомянем о нём, когда будем говорить о месте священника в с. Выдропужск в 1919 г. Как мы видим из документов, начинал своё служение он в с. Выдропужск. Окончил духовную семинарию, был рукоположен в 1885 г., награждён в 1897 г. скуфьёй48. Когда он был переведён в Тверь, неизвестно, единственное мы знаем точно, что в 1915 г. он продолжал служить в с. Выдропужск51. Скорее всего, его перевод произошёл перед Октябрьским переворотом 1917 г.
Из его биографии известно, что родился он в 1864 г. Был депутатом Государственной думы. В 1920-е служил в Твери. В 1922 г. был арестован и сослан в Самарканд, потом в Джизак. В 1926 г. о. Василию было разрешено вернуться в Тверь, и он занял свой приход во Владимирской церкви. В 1932 г. протоиерей Василий Куприянов был арестован и вновь и приговорён к ссылке в Казахстан на три года; в 1940 г. был арестован в третий раз в возрасте 76 лет; в 1943 г. выпущен на свободу.
С 1944 г. отец Василий Куприянов – настоятель храма Иоанна Богослова в селе Троица Удомельского района. Здесь отец Василий отошёл ко Господу в 1950 г. в возрасте 86 лет. Похоронен у алтаря храма в с. Троицком вместе с женой Александрой Дмитриевной (1867-1947)52.
В 1901 г. диаконом служил Дмитрий Васильевич Троицкий, а псаломщиками Александр Васильевич Лебедев53 и Иван Иванович Смирнов.
В1915 г. в приходе продолжали служить священники Василий Куприянов и Илия Смирнов. Диаконом был Александр Новосёлов, псаломщиком Сергей Соколов, вместе с ними служил псаломщик в сане диакона Пётр Гроздов51.
Расцвет села Выдропужск, а вместе с ним и Выдропужского прихода пришлись на рубеж XVIII-XIX вв. Это было время больших перемен, время, когда сами прихожане – ямщики и крестьяне могли решать сообща приходские проблемы, «своим коштом» воздвигая новое и ремонтируя старое на погосте Выдропужской ямской слободы. Полным новых надежд вступил приход в новый XX в., но тот принесёт ему лишь боль, разочарованиe и мученический подвиг на Русской Голгофе.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1512
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Re: Выдропусская икона Богоматери и село Выдропужск

Сообщение Денис Ивлев » 18 ноя 2012, 11:44

Третий отрывок из главы "Сётры Небесновы, Анна Большакова и Выдропусская икона". Здесь же привожу и свою версию попадания икон из семьи в семью.
Закрытие Смоленского храма в селе Выдропужск пришлось на 1937-38 гг. Но нетронутым храм простоял недолго. В 1941 г. храм был передан организованному в 1930-х гг. в выдропужске колхозу. Вот строки из протокола № 34 заседания РИКА от 23.06.1941 г.: «предложить райфо здание закрытой Выдропужской церкви передать во временное арендное пользование колхозу «Новая жизнь» для использования под зернохранилище»1.
Как свидетельствует жительница села Лидия Сергеевна Тимохина (1937 г.р.), люди, исполнявшие это указание, некоторые из икон отдавали выдропужским жителям: «Когда мне было четыре года – это был 1941 г., – я ходила в детсад, он был в доме у церкви. И помню, как мы с мамой ходили в церковь, когда иконы местные жители оттуда уносили. Помню два грузовика, а женщины много икон несли. Мама нашу икону, где Христос благословляет детей, несла над головой всю дорогу. У нас была ещё одна икона, которую из церкви принесли, но её украли».
Часть икон Смоленской церкви была вывезена в незакрытые храмы, часть была унесена местными жителями. Так были спасены две иконы выдропужского иконостаса: Сретение Господне и икона из праотеческого чина, обе конца XVIII в. Выдропусская же икона, написанная для храма на рубеже XVIII-XIX вв., была сохранена в селе благодаря сёстрам Небесновым, Параскеве и Марии.
Видя, что из церкви увозят иконы, Параскева Небеснова тоже пошла в храм. «Она пришла к церкви, а там народу много, всё вывозят, и говорит: «Дайте мне икону Смоленскую», – рассказывает очевидец этих событий Галина Ивановна Шматова (1928 г.р.), – А один из них говорит: «Бабка, ты уже надоела, мы иконы свезём в Волочёк». Она и отвечает: «Ой, не надо, сынок! Мне никакой не надо, дайте мне лишь икону Смоленскую!» Она уж и на коленках стояла, и так им надоела, что они ей сказали: «Иди, бабка, покажи, что за икона». А когда нашли, она сказала: «Вот эта, сынок, эта». Икона была простая, на дереве, а остальные горели «золотом». Тогда они ей и сказали: «Уж нашла какую выбрать, какую-то страшную». Но она им ответила: «Не надо ни золотой, никакой, отдайте мне лишь эту». Так и отдали её. И стали старые к ним ходить по праздникам и молиться».
В 1942 г. Выдропужске был организован лагерь для заключённых, которых использовали при строительстве линии обороны. Вот строки из протокола № 37 от 8.09. 1942 г.: «...поручить председателю Выдропужского сельского Совета т. Середову: 1) передать во временное пользование помещение бывшей церкви отдельному лагерному пункту № 118 УНКВД по Калининской области под общежитие; 2) рамы и доски икон передать райпромкомбинату на поделку мебели»2.
Тогда же ещё одну Выдропусскую икону принёс домой и сосед Небесновых Степан Михайлович Юрзов. Зная, что иконы, оставшиеся в храме будут использованы как дрова, Степан предложил охране лагеря воз обычных дров. Те, в свою очередь, потребовали ещё и водки.
Несколько беспокойных дней семья Степана с молитвой искала дрова, которые было тяжело достать в это время. И вот икона была внесена в дом. Степан хотел спрятать её на чердаке, но его супруга Матрёна строго указала ему снести образ к сёстрам Небесновым. Так у Небесновых в доме оказались обе чтимые в Выдропужске иконы – древняя рубежа XVIII-XIX вв. и список 1898 г.
В 1944 г. у Юрзовых поселился на квартире солдат строительного батальона Кронид Николаевич Поспелов, сын репрессированного священнослужителя. Зная, что у Небесновых хранится чудотворная икона, Кронид Николаевич часто приходил к ним и молился перед этим образом. Валентина Никаноровна Чаплинская рассказывает любопытный случай. Однажды, Кронид Поспелов с ипуганным видом вошёл в дом к Юрзовым. Его встретила хозяйка Матрёна и спросила, что случилось. Тот ответил: «Меня завтра расстреляют!». На вопрос: «За что?», он рассказал как оставил винтовку. Свой рассказ он закончил словами: «Не хочу людей убивать».
Действительно, душа молодого человека стремилась к уединению и молитве. Пережив в молодости гибель отца, он уже тогда принял решение посвятить себя Богу...
Матрёна успокоила Кронида и велела идти в дом к Небесновым к Выдропусской иконе. «Молись и она тебя не оставит», - сказала она. На следующий день Кронид пришёл радостный и сказал: «Меня не расстреляли, а сделали писарем». Так молитва перед Выдропусской иконой спасла будущему архимандриту Псково-Печеского монастыря жизнь. Уже будучи глубоким старцем отец Нафанаил одним из первых вопросов при встрече с выдропужскими паломниками задал: «Что стало с бабушками Небесновыми?»...
С открытием храмов в Вышнем Волочке и окрестных сёлах в дом к Небесновым стали приезжать священнослужители. Одним из них, видимо, был настоятель Преображенской кладбищенской церкви в Вышнем Волочке, благочинный протоиерей Фёдор Емельянов. В 1947 г., когда лагерь НКВД в Смоленской церкви был свёрнут, в Вышнем Волочке открывали Богоявленский собор. Отец Фёдор забирал из Смоленской церкви уцелевший иконостас. Вместе с ним в Вышний Волочёк было увезено много икон, сохранённых местными жителями, среди них и список 1898 г., который и доныне хранится в Богоявленском соборе Вышнего Волочка.
Что же происходило в годы Великой Отечественной войны за стенами Выдропужского лагеря НКВД? Отдельный лагерный пункт № 118 УНКВД по Калининской области в годы Великой Отечественной войны был предназначен для содержания в заключеннии тех, кто провинился перед советскими законами. Начальником выдропужского лагеря был Павел Николаевич Смирнов. Квартировал он в доме родителей Г.И. Шматовой Патрошихиных Ивана Яковлевича и Александры Алексеевны.
К сожалению, документальных свидетельств о том, что происходило за стенами храма пока не обнаружено, но сохранились воспоминания, свидетельствующие об этом времени.
Галина Ивановна Шматова продолжает свои воспоминания: «Тюрьма была в церкви. В 1941 году приехали какие-то, облазили всё. Внизу-то были склепы, захоронены помещики, кто строил. Мама их называла «господа Чевакины». Всё там растрепали.
Помню, водили заключенных, а они падали от голода. Умирали много. Строили они аэродром. Рядом с нами жил начальник тюрьмы, вот он и водил меня в церковь туфли шить. В летней церкви мастерская была. Шили туфли из тряпок. Могли сделать и зелёные и красные. А то ведь ничего не было носить-то, вот мне и сшили. Я их только и носила.
У нас на задворках двадцать сараев было, их на кладбище свезли. В сараях тех верёвки вили, стояли там большие чаны с капустой, они туда по лестнице забирались: заключённых кормили. А хоронили где, там колючая проволока была и часовой стоял. Бывало, меня начальник тюрьмы отправлял за обедом: сходи, мол. Я и пойду. А часовой кричит: «Стой! Кто идёт?» Заключённые в церкви жили, зимняя церковь была разделена на две половины, мужчины и женщины. Народу держали человек сто».
Продолжает рассказ Галины Ивановны о тюрьме её односельчанка Кира Ивановна Дрюхина (1928 г.р.): «Церковь перестала действовать незадолго до войны,а до этого службы были и праздники справляли,особенно престольные, ходили по деревням и молодежь и старики с гармошками. Праздновали весело, кроме поста. Потом закрыли, и ничего не проводилось. А в 1942-м привезли заключенных, наших, советских. Где сейчас проводит службу отец Георгий, жили женщины, а в другой части мужчины. Их использовали на строительстве аэродрома, аэродром-то был важным: самолеты летали в Ленинград во время блокады. И наши женщины тоже на укреплениях работали, и заключенные. В войну мы не голодали, вот после войны испытали, что это такое. А в войну спасал аэродром: солдаты приезжали на ключевинку (Гергиевский источник) мыть котлы. Мы, ребятишки, собирались и нас подкармливали кашей. В школе давали паек. А вот заключенные голодали. На работу идут, а назад многих на лопатах несут. Общаться с ними нельзя было, но иногда давали еду – когда какие конвоиры. Им баню топили, за церковью было здание красного кирпича, называли «вшегонялкой», потом его разрушили, сейчас там могилы».
Но не только голод был главным бедствием для заключённых. Тяжёлый труд на аэродроме, теснота в самой церкви, вши и грязь – всё это создавало невыносимые условия. И тогда некоторые пытались бежать. Галина Ивановна вспоминает: «У нас жил Петька Грецкий – охранник в тюрьме. Прибежал однажды: заключённая сбежала, пошла за водой на речку, на прорубь, бросила вёдра и убежала к лесу. Мама говорила: «Петя, не бейте её». А он говорит: «Больше не побежит…» Ловили с собаками, собак много было. Война уже кончилась, а тюрьма так и была. Наш Дрюхин Вовка кирпичиной окно разбил, так его мать начальника упросила, чтобы он его в эту тюрьму посадил. А в тюрьме сидели больше те, кто картошки покопает в колхозах, колоски соберёт, тогда ведь строго было. Немцев один раз пленных вели, человек 15 – 20. Идут, а мне их жалко так было. Бедные».
Выдропужск, находившийся в тылу Калининского фронта, по решению командования преобразовали в укрепрайон. В случае, если немецкая армия прорвала бы нашу оборону, в селе и в его окрестностях развернулись бы боевые действия. «На тюрьме сирена была, зенитка стояла, – вспоминает Галина Ивановна. – А самолёты летали бомбить сначала на церковь, потом в гору, там стояла большая-большая вышка, для чего она была, не знаю. И с вышки на шоссе на мост летел. Но в мост не попадал. Там тоже зенитка была. В Выдропужске семьи заключённых жили, эвакуированных много был, даже в банях жили. Страшно было, тяжело было, не знаю как мы и прожили».
Её воспоминания дополняет К.И. Дрюхина: «Немцы летали над Выдропужском, братья как -то вбежали: «Немцы!». Помню, выскочила, а самолет прямо над березами, и немец улыбается, но не бомбил, бомбили мост, но не получалось, потому что дорога кривая. Солдат хоронили, но братскую могилу после устроили. Некоторых выкапывали и в общую клали, но многие по всему кладбищу похоронены. И проходящие войска хоронили умерших, а некоторых и имени никто не знал».
Ещё в годы войны Спировский райсовет поднимал вопрос о запущенном состоянии братской могилы в Выдропужске. «Братские и индивидуальные могилы бойцов и командиров Красной армии находятся в запущенном состоянии. Не огорожены, заросли травой, дёрном не обложены»,3 - было написано в постановлении РИКа от 23 октября 1943 г.
Ситуация была исправлена уже после войны. В память о том, что на выдропужском погосте покоятся останки умерших раненых воинов и в память о выдропужцах, не вернувшихся с войны близ храма был установлен обелиск. Но его чёрный гранит надолго сохранит в тайне имена и количество захороненных здесь советских воинов.
В эти тяжёлые годы люди выжили не только благодаря природной выносливости русского народа, но и в первую очередь благодаря вере. Из рассказов старожилов мы знаем, что люди продолжали приходить к Выдропусской иконе в дом сестёр Небесновых и в эти годы.
После смерти последней из сестёр Небесновых хозяйкой дома стала Анна Захаровна Большакова. Дом достался ей ещё при живой хозяйке – одной из сестёр. Та продала его с условием, что покупательница даст ей спокойно умереть в родных стенах. А перед смертью последняя из сестёр завещала свято хранить Выдропусскую икону.
Жительница с. Выдропужска Зоя Ивановна Юрзова (1926 г.р.) вспоминает, что в светёлке у Анны Захаровны было много икон, «и все большие, церковные».
В 1948 г. в доме Анны Захаровны поселилась молодая учительница Валентина Ильинична Максимова. Здание школы было расположено вблизи храма. Двухэтажное деревянное здание было перевезено из одной из усадеб Торжокского района в 1922 г. В этой школе Валентина Ильинична преподавала историю, по совместительству так же вела уроки географии и пения.
Молодая учительница, в то время относившаяся скептически к церкви и религии вообще, была удивлена, что, «когда люди проходили мимо нашего дома, они крестились на наш дом. Знали, что здесь икона, и крестились, а некоторые заходили, кланялись этой иконе, клали деньги, а некоторые приносили лампадного масла. Так что икону эту чтили». Образ Выдропусской Одигитрии был поставлен среди прочих икон в переднем углу дома Большаковой. У Валентины Ильиничны до переезда хранилась фотография переднего угла в доме Анны Захаровны.
Деньги, которые жертвовали местные жители, Анна Захаровна употребляла на покупку лампадного масла, которое в то время было в большой редкости. Так-же на эти деньги она заказала у столяра киот для иконы.
Ещё в годы войны в Спировском районе было открыто два сельских прихода – в селе Матвееве и в селе Тарасове. Священнослужители стали совершать требы по деревням, часто нарушая данные им властью предписания. В селе Выдропужск, а так-же в Ободове и других деревнях богослужения и требы совершал бывший священник с. Прутня соседнего Торжокского района Вениамин Васильевич Сиротинский. До своего назначения в с. Прутня он с мая по ноябрь 1948 г. служил в Богоявленском соборе г. Вышнего Волочка4. Он приезжал в село и в доме у Анны Захаровны совершал богослужения и таинства, продолжил он это делать и когда его лишили прихода и регистрации.
Жительница с. Выдропужска Елена Александровна Молчанова (1927 г.р.), приехавшая в село в 1947 г., вспоминает «У Анны Захаровны икон много было. Там у неё и служил службу приезжавший священник. У неё дома мы и крестили мою дочь. Вместо купели был приспособлен тазик».
Этот самый тазик помнит и жительница с. Выдропужск Серафима Павловна Небеснова – когда ей было 10 лет, в тазике в доме Большаковой её крестил приезжий священник.
Сохранился донос на имя уполномоченного по делам РПЦ В. И. Хевронова от 18 августа 1949 г. священника Образцова: «Довожу до Вашего сведения, что бывший священник церкви с. Прутня и церкви гор. Вышнего Волочка Сиротинский В., отстранённый от выполнения обязанностей священника в той и другой церквях, перебрался на жительство опять в Прутню. Проживая в с. Прутня бывший священник Сиротинский несмотря на запрещение исполняет церковные требы в соседних с селом Прутня деревнях, как то: Хвошня, Селище, Выдропужск и село Раменье и вообще, где ему выгоднее. Мне было отношение от Благочинного г. Торжка – что бы доставлять такие сведения духовной власти о таких случаях, а потому я и решился донести Вам, что бы не быть виновным»5.
Реакция местной власти на действия священника Сиротинского неизвестна, но богослужения в Выдропужске продолжали безнаказанно совершаться вплоть до 1951 г.
На праздник Троицы летом 1951 г. «местные жители пригласили священника.Съехалось много людей из Мошкова, из Скоморохова, из соседних деревень. Было очень много народу. И была большая литургия, – рассказывает В.И. Максимова. – Но я, как учительница, ушла из дома утром. К обеду я пришла, литургия кончилась, и местные жители попросили священника покрестить детей, и он, конечно, согласился. Многие местные жители крестили, из Спирова крестила своих детей Бабанова Нина Ильинична, а Бабанов работал в райисполкоме. И об этом донесли, и к нам приехала милиция. Вызвали меня, но я сказала, что меня не было дома и ничего не знаю, и меня отпустили. Потом стали спрашивать хозяйку, о чём спрашивали, конечно, не знаю, но у неё сын учился в институте, и она испугалась, что сына исключат из института. И поэтому она пошла к Юрзовым и попросила у ней взять икону, и так она им эту икону отдала. Вот так эта икона и попала к Юрзовым».
Семья Степана Юрзова поселилась в селе Выдропужск в начале XX в., и именно с ней будет связана вся последующая история Выдропужского прихода и чудотворной Смоленской иконы.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1512
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Re: Выдропусская икона Богоматери и село Выдропужск

Сообщение Денис Ивлев » 03 дек 2012, 11:51

Выложил на сайт предварительный вариент книги в формате ПДФ: http://matveevo.prihod.ru/po_sledam_vydropusskojj_ikony. Если кому интересно - читайте.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1512
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Re: Выдропужск - Выдропусская икона Богоматери

Сообщение Павел Иванов » 17 дек 2012, 01:09

Просмотрел книгу, здорово, конечно, по иллюстративному ряду - вообще уникальные вещи, много нового. Просто можно отдельную книгу писать по архитектуре этого села :lol: Некоторая "рваность" текста есть, то есть видно, автор по-разному воспринимал многое в жизни при начале и при конце работы над книгой. Это в смысле мировоззрения. "Чудинская дорога" - книга гораздо более цельная. По текстам внимательно не вчитывался, но ошибок орфографических и пунктуационных многовато :( Это, я надеюсь, все исправится? И вопрос сразу - а как же все-таки последние материалы Валентины Никаноровны тебе переданные? Не войдут? Или уж как есть оставишь? Повторы - тоже есть. Навскидку - в примечании и в тексте рассказ Сергеева о его поездке 1971 года повторен слово в слово. Но, кажется, есть и другие.
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 707
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Re: Выдропужск - Выдропусская икона Богоматери

Сообщение Денис Ивлев » 20 дек 2012, 23:49

Последние материалы В.Н. в книгу вошли. Глава "Сёстры Небесновы, Анна Большакова..." доделана с учётом этих воспоминаний. Действительно, книга смотрится немного рваной от того, что между началом работы и концом прошло уже пять лет. Хотя вроде бы всё логично. Повтор Сергеева я исключил, ошибки будут поправлены - ещё одна правка у Фаины Евгеньевны должна быть. В общем ждём ответа от издатсовета РПЦ, что они скажут.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1512
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Выдропужский исконостас: повод к полемике

Сообщение Денис Ивлев » 22 янв 2013, 09:29

"Пропавший иконостас" - доклад ведущий к большой полемике.
Это не первый мой доклад на Кадашевских чтениях в Москве. На прошлых чтениях мы говорили об истории Вышнего Волочка и новых сведениях в истории Выдропусской иконы Божией Матери. Эти доклады напечатаны в солидных сборниках Кадашевских чтений. А сейчас материалы, некогда озвученные в стенах Воскресенского храма в Кадашах, готовятся к печати уже отдельными книгами. Но не смотря на то, что по долгу своей работы я большую часть времени провожу в Москве, мои исследования продолжают рассказывать об истории Русской Православной церкви на территории бывшего Вышневолоцкого уезда. И в этот раз доклад не стал исключением из этой темы.
13-14 декабря в Москве в храме Воскресения Христова в Кадашах прошли XII Кадашевские чтения. Тема конференции звучала как "Москва и Россия: между прошлым и будущим". Но как и всегда доклады участников конференции охватывали более широкий спектр проблем от церковной и истории и проблем сохранения нашего наследия до богословских изысканий.
Одним из первых докладов на конференции и прозвучал мой доклад "Пропавший иконостас". Он был посвящён утраченному уникальному памятнику XVIII в. - иконосттасу церкви Смоленской иконы Божией Матери села Выдропужск. В результате долгого сбора материалов и изучения истории Смоленского выдропужского прихода удалось воссоздать и историю одной из его жемчужин - иконостаса в стиле барокко, который украшал летний Смоленский храм.
И в первую очередь доклад снова поднимал острый на сегодняшний момент вопрос о сохранении историко-культурных ценностей, которые принадлежат приходам Русской Православной церкви. И если в Москве этой проблеме уделяется большое внимание, то на переферии порой случаются горькие утраты. Взять, к примеру, уничтоженные росписи XVIII в. Успенского собора Отроч монастыря в Твери, которые совсем недавно наделали много шума. Но не смотря на широкий общественный резонас росписи были всё равно утрачены. Тверь лишилась одного из ценнейших памятников монументального искусства, находившегося на федеральной категории охраны.
А в 1990-е гг. лишился одной из своих уникальных вещей и Богоявленский собор Вышнего Волочка. Это был прекрасный резной иконостас, некогда украшавший три соборных придела. Как связаны между собой иконостас из Выдропужска и иконостас Богоявленского собора? Всё просто - это один и тот же иконостас. В Богоявленский собор его перевёз в 1947 г. благочинный протоиерей Фёдор Емельянов, а вместе с ним он привёз и список с Выдропужского чудотворного образа 1898 г. спасённый местными жителями.
Хранившийся в Боговяленском соборе иконостас был признан искусствоведами ещё в советское время памятником. И он действительно заслуживал трепетного отношения, реставрации и всяческого сохранения. Учитывался и тот момент, что в иконостасе сохранились три родные иконы второй половины XVIII в. написанные скорее всего в Санкт-Петербурге по заказу выдающегося архитектора Смоленской церкви С.И. Чевакинского. Он же, вполне возможно, спроектировал и сам иконостас.
Но наше непонимание исторической и культурной ценности церковного наследия привело в 1990-х гг. к утрате и этого произведения искусства. Иконостас был разобран, вывезен из собора и заменён на новый, каноничный, но совершенно не подходящий для интерьера классического Богоявленского собора.
Следы пропавшего Выдропужского иконостаса нашлись в родном ему селе Выдропужск. Именно туда и были перевезены его обломки. Разрушенный за годы гонений храм естественно не смог сразу же установить иконостас и постепенно тот превратился в груду осыпавшихся обломков, пусть даже и уникальных, но, увы, никому не нужных. Проблему составил ещё и тот факт, что часть иконостаса попала в другие храмы, где была утрачена безвозвратно. Так погиб уникальный иконостас XVIII в., единственный такого рода в Тверской области.
Но доклад не ставил самоцелью укорить священство Богоявленского собора и Выдропужского прихода, обвинить их в утрате этого уникального памятника. Проблема наша куда глубже: в епархиях на местах нет грамотных искусствоведов, музейных работников, реставраторов которые могли бы отслеживать ситуацию с церковными ценностями на местах, в приходах, давать заключения о праве проведения тех или иных реставрационных работ, советовать в выборе реставрационных мастерских, где памятнику способны не наврелить, а сохранить всю его уникальность.
Напомню, что за тысячелетие существования православия на Руси было создано огромное количество различных произведений искусства, которые не имеют аналогов в других культурах. Большая часть всего этого была утрачена за годы войн, смут, революций. У нас остались лишь жалкие крохи того, что было некогда в наших храмах. И мы продолжаем безнаказанно уничтожать наследие своего же народа, записывать "потемневшие" иконы, срубать "побледневшие", "некрасивые" фрески, ломать "старые" иконостасы, выбрасывать в печь книги, литографии, картины, которые не соотвествуют нашему пониманию искусства.
На территории бывшего Вышневолоцкого уезда осталось всего несколько храмов, не тронутых гонениями: Богоявленский собор, Млёво, Сельцо-Карельское, Новый Стан, Покровское. Остальные 150 храмов разграблены, осквернены или вовсе снесены с лица земли. Теперь, с утратой иконостаса и других деталей советского интерьера, и Богоявленский собор, увы, из этого списка выбывает. А что скажут наши потомки, когда вместо утвари и икон XVIII-XIX вв. смогут увидеть в наших храмах лишь софринские извелия и произведения современной, порой ужасающе бездарной, иконописи?
Денис Ивлев
Вложения
43.JPEG
Выдропужский иконостас "играет" в фильме "Фронт за линией фронта"
41.JPEG
Выдропужский иконостас "играет" в фильме "Фронт за линией фронта"
ScannedImage-17.jpg
Композиция "Распятие с предстоящими". 1990 г.
ScannedImage-5.jpg
Выдропужский иконостас. 1990 г. после "реставрации".
ScannedImage-6.jpg
Выдропужский иконостас с Богоявленском соборе, 1970-е гг.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1512
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Re: Выдропужский исконостас: повод к полемике

Сообщение Галина Зигерт » 22 янв 2013, 22:31

Денис Михайлович, спасибо за то, что поднял такую важную тему. Для себя хотела прояснить несколько моментов. Ты пишешь, что иконостас разобрали и вывезли из Богоявленского собора в 1990-х годах. Что позднее обломки иконостаса обнаружились в Смоленской церкви в Выдропужске. А некоторые детали иконостаса оказались в других храмах и были утрачены в итоге. А почему иконостас разделили? Где он хранился в Выдропужске, пока не превратился в обломки? Я думала, что иконостас возвратился в родной храм, который открылся после долгого простоя. Ан нет, утрачен. Пишешь, что проблема в том, что "в епархиях на местах нет грамотных искусствоведов, музейных работников, реставраторов, которые могли бы отслеживать ситуацию с церковными ценностями на местах ..." Но ты также отметил, что ценность иконостаса была признана еще советскими искусствоведами. Тогда почему так всё сложилось трагично? Может ты объясняешь всё в своём докладе? Он, кстати, опубликован? Можно к нему приобщиться?
Аватар пользователя
Галина Зигерт
 
Сообщений: 188
Зарегистрирован: 12 дек 2010, 17:34
Откуда: Вышний Волочек

Re: Выдропужск - Выдропусская икона Богоматери

Сообщение Денис Ивлев » 31 янв 2013, 12:34

Павел Сергеевич, жду Ваших замечаний:)
Книга получила гриф издательского отдела. Вот выдежка из протокола:
77. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах рассмотрения представленного Д. М. Ивлевым макета его книги «По следам Выдропусской иконы», предлагаемой к изданию.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Д. М. Ивлеву право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании его книги «По следам Выдропусской иконы».
2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 13-301-0063
Исчтоник: http://izdatsovet.ru/catalog/references ... ENCE=73170
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1512
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Пред.

Вернуться в Спировский р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1