Лыкошино, Варвара Карловна Устругова, фон Эссен

Достопримечательности и история объектов, располагающихся на территории современного Бологовского района. А также на территориях Валдайского.

Модератор: Алексей Крючков

Лыкошино, Варвара Карловна Устругова, фон Эссен

Сообщение Ирина Бойкова » 12 мар 2014, 00:00

Собрала в Интернете по крупицам небольшой материал об актрисе разговорного жанра - В.К. Уструговой, бывавшей в Лыкошино в 20-е годы. Буду рада за любые дополнения к статье, указания на неточности, ошибки!

Знаменитая сказительница из окружения С. Есенина,
Варвара Карловна Устругова, на Валдайке.


Всматриваюсь в красивое лицо молодой женщины в русском сарафане на старинной чёрно-белой фотографии: карие глаза, чуть смущённая улыбка… Сколько внутреннего благородства, очарования! Вышитый рушник, прялка, скамья, но создаётся впечатление, что это не интерьер русской избы - в позе, окружающих предметах, костюме присутствует некая театральность. Ощущение не подводит – на фотографии известная исполнительница русских народных сказок и былин, артистка Александрийского театра, потомственная артистка Императорских театров Варвара Устругова, урождённая Осташевская.

Интерес к её творчеству возник у нас в школе несколько лет назад, когда в школьном музее, перелистывая старый альбом из истории Дома Культуры посёлка Лыкошино, мы остановились взглядом на строчке: «После революции драмкружком в посёлке руководила известная актриса-сказительница Варвара Карловна Устругова». Тогда, три года назад, это имя ничего нам не сказало, но слова «известная актриса-сказительница», заставили нас сесть за компьютер и поискать хоть какие-то сведения об актрисе. Первая информация ошеломила – Устругову на протяжении многих лет связывала творческая дружба с одним из великих поэтов России – Сергеем Есениным! И не только с ним! В её окружение входил Николай Клюев, поэт, оказавший большое влияние на творчество Есенина, Василий Андреев, создатель первого в России оркестра русских народных инструментов, художники Николай Рерих, Иван Билибин…

К сожалению, год рождения Варвары Карловны Уструговой установить не удалось, известен только год смерти – военный 1944 год, но ясно одно – она жила в переломный для России момент, на стыке веков. Это было время революционных преобразований, войн, ломки стереотипов, подъёма интереса к русской культуре. «Кто мы, что мы из себя представляем?!» - этот вопрос задавали себе и другим люди, для которых слова «Россия, русские» - не пустой звук. Настоящие патриоты, интеллигенты, люди с чуткой душой и чистой совестью, они всю свою жизнь подчинили служению народа, сохранению русской старины, развитию русских народных промыслов – Павел Михайлович Третьяков, Мария Клавдиевна Тенишева, Савва Иванович Мамонтов, Савва Тимофеевич Морозов, Константин Сергеевич Станиславский, семейство Рябушинских, Строгановы, Николай Рерих, Иван Билибин, Сергей Есенин, Василий Андреев… Какие имена! И в этом ряду своё место по-праву занимает актриса-сказительница Варвара Устругова.

Первый успех пришёл к Варваре Карловне в 1914 году после выступления в качестве сказительницы на вечере Литературно-художественного общества. Вот как об этом писала петроградская газета «Новое время» 20 января 1914 года: «Очень понравились сказки г-жи Уструговой, которая рассказывает их с поразительной простотой, чистым народным говором, но без того подчеркивания «быта», которое так мешает слушать: тут просто будто сидит умная деревенская «баба», сучит нитку, и речь ее льется будто сама собой, бойко и живо…». Этот вечер был посвящён русскому искусству: русской сказке, песне, народной музыке. В первом отделении выступали артисты Суворинского театра и Великорусский оркестр под управлением легендарного В.А.Андреева. А во втором блистала она – Варвара Карловна.

Правда, к русскому народному творчеству Варвара Карловна пришла не сразу, поступив в Институт гражданских инженеров (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет). Во время учёбы встретила, как ей тогда казалось, свою судьбу в лице однокурсника Дмитрия Дмитриевича Устругова. После окончания Института, молодые поселились в Санкт-Петербурге, с увлечением занимаясь любимым делом: выполнением архитектурных проектов. До нашего времени сохранились дома в стиле модерн, выполненные по совместному проекту супругов: Канал Грибоедова, 59 (год постройки 1907); Тверская улица, дом 4; Большой проспект Петроградской стороны, 69, доходный дом (позже – здание паркетного производства) по улице 4-я Советская, 32 и другие.

Другим любимым делом Варвары Уструговой стало посещение кружка любителей художественного чтения и музыки. Всё свободное время Варвара Карловна проводила на репетициях и выступлениях. Её яркая внешность, озорной характер, талантливые выступления перед публикой привлекали внимание зрителей. Она любила быть в центре всеобщего обожания, восхищения.

Кружок отнимал всё больше и больше времени, отдаляя её от скучного времяпрепровождения за чертежами, а значит и от мужа, который не разделял её увлечения театром, и после 1913 года их пути разошлись, несмотря на то, что у супругов к тому времени было двое детей, сын Дмитрий и дочь Варвара, названные в честь родителей.

Варвара Карловна после развода полностью переключилась на концертную деятельность, окончательно перестав заниматься архитектурой. Её влекло другое искусство – народное. Она читает с эстрады русские народные сказки, былины и сказки собственного сочинения.

Случилось так, что за талант Варвару Устругову – Осташевскую, не имеющую специального театрального образования, приняли в Императорский театр.
В 1915 году судьба преподнесла Варваре Уструговой подарок – встречу с Сергеем Есениным. Они познакомились на первом «Вечере искусств» литературно-художественного общества «Страда», организованном в конце октября 1915 года. Вечер проходил 19 ноября 1915 года в Зале Гражданских Инженеров (Серпуховская, 10) и состоял из трёх отделений, С. Есенин выступал в первом – литературном, а Варвара Карловна с чтением русских сказок – в третьем. Во втором отделении, музыкальном, блистали артисты Императорских театров: Ф.А. Васильев (танцы), А.И. Мозжухин (пение). П.И. Исаков (гитара) и другие.

Менее чем через месяц в этом же Зале Гражданских Инженеров состоялся творческий вечер Есенина и Клюева. Сохранился пригласительный билет: «Совет лит<ературно>-худ<ожественного> общества „Страда“ приглашает Вас на закрытый вечер, посвященный произведениям народных поэтов Н. А. Клюева и С. А. Есенина, имеющий быть в четверг 10 декабря 1915 года в 8 час. вечера, в помещении общества „Страда“ — Серпуховская, 10 (зал т-ва гражданских инженеров). Программа вечера:
1. Слово „Страды“ о народных поэтах Н. А. Клюеве и С. А. Есенине прочтет И. И. Ясинский.
2 Н. А. Клюев
3. С. А. Есенин } прочтут свои стихотворения
4. „Русские песни“ исполнит хор гусляров под управлением Н. Н. Голосова.
5. Л. А. Арсеньева
6. В. В. Игнатов } артисты Малого театра прочтут стихотворения Н. Клюева и С. А. Есенина
7. В. К. Устругова - Русские сказки и стихотворения Н. А. Клюева
По существу, это был первый творческий вечер Сергея Есенина. В ту пору ему было двадцать лет!

Осенью этого же года впервые на квартире Уструговой стали проводится «посиделки», организаторами которых были члены кружка «Русский уголок». Вечера быстро приобрели популярность среди любителей русской старины, ведь на них выступали известные поэты, среди которых были С. А. Есенин и Н. А. Клюев, а сама хозяйка, сидя за старинной прялкой в русском сарафане и кокошнике, рассказывала гостям русские народные сказки и сказки собственного сочинения. Это начинание Уструговой имело широкий резонанс, и о нем сообщала петроградская газета «Голос» в номере от 3 ноября: «В квартире артистки Императорских театров В.К. Уструговой-Осташевской ежедневно происходят интересные «посиделки». Сама хозяйка рассказывает гостям свои очаровательные, старинные народные сказки, поэт-крестьянин Н.А. Клюев и крестьянин С.А. Есенин читают свои стихи. Певцы и певицы поют народные песни. Говорят, что в недалеком будущем «посиделки» эти примут общественный характер, будет снято помещение и устроено кабаре «Завалинка». По всей видимости, кабаре организовать не удалось, поэтому Устругова продолжала у себя на квартире в доме № 19 по Таврической улице устраивать вечера. О проводимых вечерах народного искусства 13 февраля 1916 г. газета «Голос» в разделе «Театр и искусство» сообщала: «В четверг, 11 февраля, у артистки Императорских театров В.К.Уструговой состоялся интересный и оригинальный вечер, организованный членами кружка «Русский уголок», с В.К. Уструговой во главе, рассказавшей с обычным своим тонким, художественным мастерством ряд русских сказок». В заметке говорилось также о выступлениях артистов М.И. Нелидовой, В.Е. Ярославцева, поэтов Н. Клюева и С. Есенина с «беседными наигрышами».

В 1926 году после смерти С. Есенина Николай Алексеевич Клюев в рассказе «Есенин в салонах» очень интересно в своей особой манере описал обстановку в квартире Уструговой: «Столовая палата вся серебром горит, в красном углу родовые образа царя Федора Ивановича помнят, жемчугом залитые. Хозяйка, царская сказочница Варвара Устругова в архангельском сарафане, в скатной поднизи на голове, пир по чину правит…»
Николай Клюев имеет в виду то, что Устругова не только сама выступала, но и вела программы вечеров, объявляла номера и коротко рассказывала об исполнителях.

В. К. Устругова вступает в члены «Общества возрождения художественной Руси», часто бывает в Царском Селе, выступает в концертах для раненых и больных в офицерском и солдатском лазаретах в Федоровском городке - уникальном комплексе зданий в древнерусском стиле. Инициатором и активным участником строительства Русского городка был ктитор (церковный староста) Феодоровского собора - полковник Дмитрий Николаевич Ломан

Как известно, с началом I Мировой войны в Царском Селе стали один за другим открываться госпитали для раненых. В начале 1915 г. в Федоровском городке был устроен лазарет № 17. Возглавивший его полковник Ломан часто устраивал для раненых воинов концерты, стилизованные под народные празднества: на них звучали патриотические марши, играли гусляры, плясали скоморохи, звучали частушки и цыганские романсы, читались стихи и ставились нравоучительные сценки. Принимали в этих концертах участие и артисты, имена которых мы находим в списках членов «Общества возрождения художественной Руси»: чтец В. В. Сладкопевцев, сказительница русских былин В. К. Устругова, руководитель ансамбля балалаечников В. Я. Андреев. Исследовательница Е. И. Кириченко отмечает: «Не случайно Федоровский городок, в отделке интерьеров которого приняло самое активное участие «Общество возрождения художественной Руси», оказался самой подходящей сценической площадкой для его грандиозных спектаклей». Здесь же, благодаря ходатайству Д. Н. Ломана, в 1916-1917 гг. проходил военную службу санитаром поэт С. Есенин. Жил Есенин в маленькой комнатке вместе с тремя солдатами-санитарами. Он тоже выступал в госпиталях с чтением своих стихотворений. К этому времени относится его первый сборник стихов «Радуница».

«Общество возрождения художественной Руси» возникло по инициативе князя А. А. Ширинского-Шихматова в 1915 году и объединяло художников, искусствоведов, коллекционеров, благотворителей, а также государственных и общественных деятелей, проникнутых любовью к древнерусской культуре. Общество ставило перед собой задачи собирания и обработки сведений о художественных памятниках русской старины, содействия имеющимся хранилищам русских древностей, а также создания в Петрограде отдельного хранилища произведений древнего русского творчества; распространения сведений о художественной стороне церковного и гражданского быта Древней Руси. Общество просуществовало три года. Имена деятелей «Общества возрождения художественной Руси» — это гордость русской нации: художники Николай Рерих, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Иван Билибин, музыканты: Василий Андреев, Степан Митусов, архитекторы Алексей Щусьев, Владимир Максимов, поэты: Николай Клюев, Сергей Есенин и многие другие.

Строительство Русского городка в Царском Селе (1909–1917) и деятельность «Общества возрождения художественной Руси» (1915–1917) относятся к важнейшим, но мало исследованным вехам в истории русской культуры…

С. Есенин и В. Устругова последний раз вместе выступали на вечере «Народного искусства» 20 февраля 1917 г. После революции их пути разошлись.
В советское время Устругова целиком переключилась на театральную деятельность. В период театральных сезонов 1918 – 1920 гг. работала в труппе Александринского театра. В пьесе А.Н.Островского «Гроза» исполнила роль Глаши (девка в доме Кабанихи), в пьесе А. М. Горького «На дне» - роль Квашни и другие роли. В те же годы она в составе бригады артистов неоднократно выезжала для выступлений перед красноармейцами во время гражданской войны.

Участвовала Варвара Карловна в создании после Октябрьской революции в Петербурге детских театров и студий. Это было претворением в жизнь идеи – сделать театры народными. Большой популярностью пользовались постановки на фольклорные темы, на темы русских сказок, былин, песен, в духе народного, площадного, балаганного театра.

Большим успехом в 1918 году пользовался цикл «Утро для самых маленьких», организованный книгопечатной артелью «Сегодня» (В. Ермолаева, Н. Лапшин, Н. Венгеров). В издании «Страна» № 13 от 12 апреля 1918 года было напечатано объявление: «14 апреля в мастерской Передвижного театра артель художников «Сегодня» устраивает «Утро маленьким» (…) Выступят композитор Ирина Милашевская, которая исполнит свои детские песенки, поэт Натан Венгров, танцовщица Александра Доринская, артистка Е. Головинская (... ) В программу концерта включены деревенские сказки В.К. Уструговой «Кот-монах», «Про поросёночка», «Медведь и Лиса».

Ещё одно объявление: «К Пасхе готовится интересный сценический опыт: дети сыграют в зале Тенишевского училища трёхактную детскую пьесу «Царь Пузан», написанную писателем К.И. Чуковским. Ставит пьесу артистка В.К. Устругова. Костюмы и декорации И. Пуни» («Петроградское эхо» № 50, 20 апреля 1918 г.). Спектакль состоялся 9 мая.
После 1920 г. фамилия В.Уструговой исчезает из театральных программ, её не видят в городе. Возникло предположение, что она покинула Петроград и эмигрировала за границу. Но теперь мы можем заполнить этот пробел в биографии Варвары Карловна Уструговой-Осташевской: она выехала на отдых к нам в посёлок Лыкошино Новгородской губернии. Существует мнение, что дачу ей приобрело Министерство Путей Сообщения. Отдых Варвара Карловна совмещала с любимым делом – вела в поселковом клубе драмкружок. Но прожить вдали от городской суеты долго не смогла, набравшись сил на лоне природы, она вернулась в Петроград: в телефонном справочнике за 1928 год вновь можно было встретить имя Варвары Карловны Уструговой.

Она поселилась по прежнему адресу: улица Таврическая, 19, то есть там же, где в 1915 и 1916 гг. проходили литературно-музыкальные «посиделки» и вечера «Русского уголка», и где неоднократно бывали и читали свои стихи русские поэты С.Есенин и Н. Клюев, а позже произошла трагедия, унесшая жизнь её детей, инженера Дмитрия Дмитриевича Устругова и дочери Варвары. В 1934 году они были арестованы и расстреляны. Тогда по так называемому «Уструговскому делу» пострадало много людей.

Вот как об этом пишет в своей книге «Семейная хроника» Татьяна Александровна Аксакова – Сиверс, которая тоже была арестована в 30-е годы: «…Елена Яковлевна, живая, остроумная женщина лет 45, по первому браку Дворжецкая, по второму Мордовина, была привлечена по так называемому «Уструговскому делу», представители которого были разбросаны по всем камерам, как мужским, так и женским. Вот что я слышала по этому поводу: на Таврической улице большую квартиру занимала семья Уструговых. Не знаю, были ли живы родители, но Елена Яковлевна называла хозяевами квартиры, которую она и ее муж «уплотняли», инженера «Митю Устругова» и его замужнюю сестру «Алю Устругову». По-видимому, Уструговы вели открытый образ жизни — у них бывало много народа — ели, пили, пели, непринужденно беседовали, читали стихи Мятлева (от Елены Яковлевны в тюрьме я выучила слова «Августейшей невидимки», которых раньше не знала). На допросах ей ставилось в вину, что она, вместе с Уструговыми, пела песенки, сочиненные Великими князьями (!). Осенью 1934 года Дмитрий Устругов, имевший, по-видимому, большое влияние на своих друзей, был арестован и, так как он находился в тюрьме во время убийства Кирова, погиб в числе 120 заложников. Все, посещавшие их квартиру, были арестованы. В камерах нашего коридора находились: высокая красивая дама, Аля Устругова, и ее знакомая m-me Филипп. По словам Елены Яковлевны, в мужском корпусе сидел приятель Дмитрия Устругова — Успенский, который был не только внуком Глеба Успенского (сыном его дочери), но и сыном Бориса Савинкова. (Ввиду громкости фамилии отца, Успенский предпочитал носить литературную фамилию своей матери)…»

Дополнением к воспоминаниям Т.А. Аксаковой служит письмо племянницы В.К. Уструговой, Нины Бруновны Всеволжской, к Е. П. Пешковой. Она вынуждена была обратиться за помощью всё по тому же «Уструговскому делу»:
<17 марта 1935>
«Многоуважаемая Екатерина Павловна!
Я была у Вас в начале января по поводу дела моего мужа Дмитрия Дмитриевича Всеволожского. Вы были так добры, сказать мне, чтобы я Вам написала, когда дело примет более определенный характер. Весьма возможно, что Вы за это время могли забыть меня и потому позволю себе напомнить Вам, что я внучка народовольца Г. А. Лопатина.

Сейчас мне удалось узнать, что следствие по делу мужа и привлеченных одновременно с ним закончено и направлено в Москву (очевидно, в НКВД) для окончательного разрешения, и потому сейчас, очевидно, самый важный момент, когда можно что-нибудь сделать. Чтобы Вы могли ориентироваться и решить, что возможно предпринять, сообщаю Вам вкратце сущность этого дела.

Оно, к сожалению, связано с личностью Д. Д. Устругова, указанного в числе лиц, подвергшихся, по приговору Верховного суда, высшей мере наказания по Ленинградской группе в связи с убийством Кирова.
В чем обвинялся и причина виновности Д. Д. Устругова, мне стала известна только по газетам. Он приходится мне двоюродным братом по моей матери и был сыном довольно известной артистки — рассказчицы В. К. Уструговой. С этой семьей мы поддерживали только родственные отношения и притом, довольно далекие, бывая изредка на семейных торжествах, — вроде дня рождения и т<ому> п<одобное>.

В конце 1933 г<ода> я была там вместе с моим мужем Д. Д. Всеволожским на именинах. Во время ужина, за которым было большинством выпито больше, чем следовало, и было поэтому очень шумно, Д. Д. Устругов неожиданно для присутствующих всех, для меня и мужа произнес тост резко контрреволюционного характера. Муж при этом сидел на другом конце стола и весьма возможно в тот момент даже как следует не обратил за общим шумом на это внимание. Протеста с нашей стороны не последовало частью от растерянности и неожиданности, частью для него, чтобы не усугублять и без того тяжелое положение хозяев дома. При этом следует иметь в виду, что мой муж попал сюда, исключительно сопровождая меня и, вообще, был в этом доме всего 2-3 раза, а раньше (до своей женитьбы) с Уструговыми совершенно знаком не был.

Вот этот конкретный эпизод ему и инкриминируется и ему предъявлено обвинение по 58 статье II параграфа, хотя он и был, таким образом, случайным и невольным свидетелем этого происшествия; его положение ухудшилось тем, что он сын гвардейского офицера (во время войны уже генерала, умершего в 18 г<оду>) и что его старший брат, с кем он, однако, совершенно не переписывается и утратил всякую связь, находится за границей.

Помимо того, что, как видите, мой муж ни в чем невиновен, и я являюсь, к тому же, косвенной и невольной причиной его несчастья; вся эта тяжелая история для меня усугубляется тем, что в случае его высылки, по принятой теперь в Ленинграде практике, эта же участь, вернее всего, ожидает и меня, и незачем Вам говорить, как это будет тяжело для нас обоих.
Вот почему, многоуважаемая Екатерина Ивановна, я позволю себе еще раз обратиться с просьбой помочь моему мужу.
От всей души буду Вам благодарна за все то, что Вы найдете возможным сделать.
Уважающая Вас Н. Всеволожская».

К этому письму можно добавить, что Всеволожский Д.Д., ассистент ЛГУ, его мать и жена, Всеволожская Н.Б., в апреле 1935 г. были высланы в Куйбышев на 5 лет. В 1940 г. Нина Бруновна вернулась в Ленинград, во время войны — блокадница. Кандидат географических наук, старший научный сотрудник Института географии Академии наук СССР.

О смерти Али, Варвары Дмитриевны Уструговой, можно прочитать в дневниках Корнея Чуковского: 7 июля. Совсем пододвинулись черные дни… Позвонил кто-то и сказал про семью Уструговых: Аля Устругова, так чудесно певшая моего «Крокодила», курносенькая, похожая на девочку, изящная, талантливая, была расстреляна за шпионство (!), ее пытали так, что она с кровью вырвала свои чудесные волосы и т. д. Я боюсь подойти к телефону. Каждый звонок о беде…».

Остаётся загадкой, почему не была арестована по делу сына Варвара Карловна… Видимо, в тот период она проживала по другому адресу, возможно, её в этот злополучный день вовсе не было в городе, иначе она была бы на именинах сына. Страшно представить как она пережила такую трагическую смерть детей?!

Как жаль, что так мало известно об этой актрисе. Мы не только не знаем ничего о её родителях, детских годах, мало нам известно о её детях, последнем периоде жизни Варвары Карловны. Удастся ли узнать когда-нибудь?!
Ирина Бойкова
 
Сообщений: 30
Зарегистрирован: 06 июн 2011, 22:56
Откуда: Бологовский р-н, Лыкошино

Re: Варвара Карловна Устругова

Сообщение Балаблиха » 12 мар 2014, 09:25

Большое спасибо за интересный рассказ!
Я никогда раньше не слышала об этой талантливой женщине. Ещё раз подумала о том, какие нелёгкие испытания выпали на долю людей, кому довелось жить в те тяжелые для России времена...
Позвольте я добавлю фотографии.
untitled.JPG
Артистка В.К.Устругова в театральном костюме. 1914 г.

812f252ebe43436c40d17eafb53d1c72.jpg
В.К.Устругова
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 270
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Варвара Карловна Устругова

Сообщение Ирина Бойкова » 13 мар 2014, 21:42

Признательна за фотографии. Одну (нижнюю) я нашла в Интернете, а верхняя не встречалась. Ещё раз спасибо! :)
Ирина Бойкова
 
Сообщений: 30
Зарегистрирован: 06 июн 2011, 22:56
Откуда: Бологовский р-н, Лыкошино

Статья о фон Эссене и Лыкошино

Сообщение Алексей Крючков » 29 янв 2015, 23:14

Не желая создавать ещё одну маленькую темку про Лыкошино, решил добавить сюда ссылку на статью П.Иванова о фон Эссене, появившуюся после нашей совместной недавней поездки туда: http://vedtver.ru/issue/45624
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3090
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Лыкошино, Варвара Карловна Устругова, фон Эссен

Сообщение Калашников АА » 31 окт 2015, 12:47

Всем доброго времени суток! Добавлю немного информации.
Поиском сведений о Варваре Карловне занимался в 2013 году, и тем не менее, кое что из вашего рассказа стало для меня новым. Спасибо.
Варвара Карловна Осташевская, приходится родной сестрой моей прапрабабушке Эльрих (Осташевской) Софии Карловне, иногда пишут Карольевне.
Осташевские родом из города Боровичи. Отец, отставной капитан Карл Фадеевич Осташевский, скорей всего поселился в городе после выхода в отставку, о его судьбе ничего не известно, кроме того что в начале 1870х гг., женится на дворянке Тилюковой Марии Гавриловне, и к 1886 году, проходит по документам, как отставной умерший капитан. Кроме Варвары Карловны у Осташевских было еще четверо детей, сын Георгий и три дочери - Мария, умерла в 1886 году, в возрасте 12 лет от воспаления мозга, похоронена на Боровичском городском Успенском кладбище (ныне уничтоженном - парк 30 летия Октября), София и Анна.
Анна Карловна Осташевская, в замужестве Воскресенская, с 1892 по 1916 годы, преподавала в Боровичской женской гимназии, географию, немецкий и французский языки, а так же танцы и чистописание. Ее следы после 1916 года теряются.
София Карловна Осташевская, в 1903 году вышла замуж за бухгалтера Боровичского казначейства - Эльрих Николая Владимировича, от брака у них было пятеро дочерей. В 1918 году все семейство переселится в Поволжье, то ли будут высланы как носители иностранной фамилии (Эльрих), то ли сами от страха репрессий. Здесь в г. Ставрополь на Волге (г. Тольятти), Николай и София умрут во время эпидемии тифа. Их дочери сумеют вернуться в город Боровичи.
Георгий Карлович Осташевский, единственный сын, унаследует половину загородного имущества Осташевских, усадьбу Смолка в д. Вязово (рядом с с. Кончанское - Суворовское). Его потомки в настоящее время проживают в Казахстане.
Несмотря на то что год рождения Варвары Карловны не известен, предположу, что она одна из старших дочерей, родилась как минимум до 1875 г., это подтверждает и тот факт, что в землевладельцах по Боровичскому уезду, среди земель ранее принадлежавших ее матери, нет фамилий ее сестер. Она же напротив унаследовала часть владений в д. Миноха (Кончанская волость, по соседству с д. Вязово), возможно это было ее наследство. Причем не только унаследовала, но и приумножила, выкупив соседские земли дворянина Долгова.
В 1907 г., Варвара Карловна Устругова, числится председателем совета музыкально-драматического отделения Боровичского общества любителей наук и изящных искусств г. Боровичи. Располагалось оно в здании городской управы.
Еще одним интересным фактом является то, что в книге землевладельцев Боровичского уезда, в 1909 г., внесена не в разряд дворян, а в разряд разночинцев. Разночинцы, это выходцы из духовенства, мещан, дети отставных военных, те, кто жил на доходы от своих личных занятий, не был причислен ни к одному из сословий и не имел личного дворянства. "... я разве из каких-нибудь разночинцев, из портных или из унтер-офицерских детей? Я дворянин ..." - Гоголь, "Записки сумасшедшего". Но если в 1909 году, в Боровичах и не знали, кто-такая Варвара Карловна Устругова, то в 1915 году, местная газета "Мстинские вести", в заметке "Родное нам и милое", писала об успехе Варвары Карловны, "... известной всему Петербургу, пользующейся ошеломляющим успехом в столицах, в многочисленных концертах и салонах. … артистка сейчас принимает турне по провинции ..."
Калашников АА
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 31 окт 2015, 11:43
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Лыкошино, Варвара Карловна Устругова, фон Эссен

Сообщение Калашников АА » 31 окт 2015, 17:23

Добавлю, что у Варвары Карловны, был еще сын, Устругов Олег Дмитриевич. Год его рождения до 1912, т.к., в этом году, вместе с матерью, они являются восприемниками, на крестинах дочери Софии Карловны Осташевской, в г. Боровичи - "... жена и сын гражданского инженера Варвара Карлова и Олег Дмитриев Уструговы ... ".
Олег Дмитриевич, к сожалению, не надолго пережил своих сестру и брата, 02.05.1938 г. арестован УНКВД по Актюбинской обл. Обвинение: 58-10 УК РСФСР (Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений). Приговор: ВМН (высшая мера наказания) – расстрел. Реабилитирован. На момент ареста проживал в Актюбинской области, Уилский р-н, п. Уил, выступал в Доме культуры.
О смерти самой Варвары Карловны, у Корнея Чуковского даны противоречивые сведения. Запись от 7 июля 1934 года: "... Варвара Карольевна была убита, а Аля Устругова ... была расстреляна за шпионство ...", и не слова более. Но в предметном указателе стоит - "Устругова Варвара Карловна(ум. 1944), рассказчица русских сказок ...". Дополнительных сведений опровергающих или подтверждающих ее арест найти не удалось, как и сведений о периоде жизни 1934 - 1944 гг.
Калашников АА
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 31 окт 2015, 11:43
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Лыкошино, Варвара Карловна Устругова, фон Эссен

Сообщение Калашников АА » 31 окт 2015, 19:34

Сказка "Кот Посхимился", 1918 г.
ИзображениеИзображение
Калашников АА
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 31 окт 2015, 11:43
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Лыкошино, Варвара Карловна Устругова, фон Эссен

Сообщение Ирина Бойкова » 31 окт 2015, 21:22

Спасибо большое за такие интересные сведения! Я не знала, что В.К. Устругова родом из г. Боровичи!!!! значит, в краеведческом музее можно поискать ещё сведения...
Дополню свой материал: В.К. Устругова выступала в г. Бологое с оркестром русских народных инструментов.
Нам удалось найти воспоминания Сергея Сергеевича Аверьянова, руководившего в разные годы оркестром в Бологое. Воспоминания были написаны в начале 60-х годов XX века. Читаются они с большим интересом и охватывают период с конца XIX века до 60-х годов XX века. И что самое ценное: С.С. Аверьянов был лично знаком с В.К. Уструговой, которая выступала в Бологое с оркестром русских народных инструментов в 20-е годы.
Вот как он пишет о выступлениях актрисы: «Хочется отметить и ещё одно событие, связанное с историей Бологовского оркестра и народным творчеством. Николай Иванович Привалов однажды, при подготовке к очередному концерту оркестра, сказал, что было бы очень хорошо на наши концерты народного творчества приглашать "знаменитую бабушку русской сказки" Устругову Варвару Карловну - артистку государственного драматического Александрийского театра, с которой был хорошо знаком. На следующем концерте у нас уже выступала "Бабушка русской сказки" с большим успехом. При этом интересно было то, что она имеет прямое отношение к истории Бологовского оркестра, так как инженер путей сообщения Устругов, впервые организовавший в Бологое оркестр русских народных инструментов в 1898 году, был её мужем.
Варвара Карловна регулярно стала приезжать к нам на концерты. При разговоре с ней мы выяснили, что у нас на станции Лыкошино в 30 километрах от Бологое был когда-то небольшой дачный домик. По ходатайству Культотдела Новгородский Губисполком своим постановлением закрепил этот домик за В.К.Уструговой, и она переселилась в свой домик, дав согласие руководить драмкружком станции Лыкошино.
Концерты народного творчества в Бологое стали особенно интересны и полезны: исключительно интересные выступления Н.И. Привалова перед концертом, содержательный репертуар оркестра, исполненный на высоком музыкальном уровне, бесподобная игра на балалайке Б.С. Трояновского - прекрасно принимались нашими слушателями, а выступления "бабушки русской сказки" В.К.Уструговой просто умиляли слушателей. Обычно мы для "Бабушки" отводили третье отделение концерта. Открывался занавес, на сцене темно, свет только от горящей лучины. Видна большая русская печь. У печи на скамейке с прялкой сидит седая добродушная старушка, прядёт и приятным задушевным русским говором рассказывает интересные сказки.»
Изучая жизнь и творчество Уструговой, мы всё больше склонялись к выводу, что Сергей Сергеевич Аверьянов в своих «Воспоминаниях» ошибся, говоря, что Варвара Карловна была женой Николая Ивановича Устругова, инженера-путейца, внесшего огромный вклад в создание оркестра русских народных инструментов в Бологое. Вероятно, по стечению обстоятельств, они были однофамильцами, по крайней мере, обнаружить их родство не удалось.
Ирина Бойкова
 
Сообщений: 30
Зарегистрирован: 06 июн 2011, 22:56
Откуда: Бологовский р-н, Лыкошино

Re: Лыкошино, Варвара Карловна Устругова, фон Эссен

Сообщение Калашников АА » 01 ноя 2015, 01:24

Ирина, очень интересно! Если появится дополнительная информация, обязательно буду дополнять эту тему!
Калашников АА
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 31 окт 2015, 11:43
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Лыкошино, Варвара Карловна Устругова, фон Эссен

Сообщение Ирина Бойкова » 01 ноя 2015, 11:15

Я об этом хотела Вас просить)) Очень хочется узнать о последних годах жизни Варвары Карловны. Может быть год смерти не 1944? а раньше? до гибели детей?
Ирина Бойкова
 
Сообщений: 30
Зарегистрирован: 06 июн 2011, 22:56
Откуда: Бологовский р-н, Лыкошино


Вернуться в Бологовский и Валдайский р-ны

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1