Берёзовский рядок

Достопримечательности и история объектов, располагающихся на территории современного Бологовского района. А также на территориях Валдайского.

Модератор: Алексей Крючков

Берёзовский рядок

Сообщение Алексей Крючков » 07 янв 2013, 02:33

О праздновании юбилея музея в Берёзоворядской школе - viewtopic.php?f=29&t=332
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3088
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

О роли личности в истории.

Сообщение Алексей Крючков » 28 янв 2013, 09:08

Вот моя фотосъемка Берёзорядского храма осенью 2005 года.
1-Двери-и-крыша.jpg
Двери распахнуты, окон нет,крыша нарушена

Видно, что храм стоит "расхристанный": с распахнутыми дверями и отсутствующими окнами, с нарушенной крышей. У РПЦ до него руки не доходят.
2-трапезная.jpg
Трапезная: пола нет, штукатурка осыпалась

В то же время заметно, что храм посещается верующими: в алтаре установлен крест, стоит букет свежих цветов.
3-главное-пространство.jpg
Главный зал храма: штукатурка осыпалась с восточной стены

Однако мародёры разобрали почти все полы в храме...
4-полы.jpg
Оно же, пол частично разобран

7-полы.jpg
Устройство старого пола по сохранившейся части

5-подвал.jpg
Своды подвала в приалтарной части

Из-за этого своды подвалов начали разрушаться
6-провалы-в-сводах.jpg
Под алтарём своды подвала начали осыпаться

Итак, храм в агонии. Священника - нет, верующих - единицы, денег - нет, надежды на восстановление - никакой...

Современных снимков у меня нет, может, Сорока опубликует? Но скажу словами: крыша - отремонтирована, покрашена и купола сияют золотом, восстановлены кресты. Окна - вставлены, пластиковые. Двери - заперты. Построен забор вокруг храма. Внутри не был, что там - не знаю, но уверен,что пол тоже настлан, раз службы идут. Да за одно это Василию надо медаль дать, вдесятеро большую, чем Дмитрию с Лёней... И низко-низко поклониться. Не обращая внимания на его взгляды на Распутина и Грозного. В конце-концов, у большинства попов образование - не высшее историческое...
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3088
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Сельцо Карельское и Берёзовский рядок

Сообщение Любовь Сорока » 30 янв 2013, 01:13

Добавляю фотографии по церквям Берёзовского Рядка. Сделаны в 2009 году. Видно, сколько трудов вложено, чтобы эта первая служба после начала восстановления храма состоялась.
Вложения
Изображение 049.jpg
Изображение 047.jpg
Изображение 043.jpg
Иконостас
Изображение 065.jpg
Крестный ход 28 августа 2009 года
первая служба в Успенье 28 августа 2009 г.jpg
Первая служба в Успенье 28 августа 2009 года
Аватар пользователя
Любовь Сорока
 
Сообщений: 74
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 10:33
Откуда: Бологовский р-н, Берёзовский Рядок

Re: Сельцо Карельское и Берёзовский рядок

Сообщение Любовь Сорока » 30 янв 2013, 02:04

Все жители Б. Рядка (не только прихожане) понимают, что кроме о. Василия продолжать восстановление храма вряд ли кто станет. Приход зарегистрирован, священника нет, но к о. Василию продолжают приходить и приезжать люди.
Вложения
Церковь Успенья Божией Матери и Николы Чудотворца 30-е годы .JPG
Успенская церковь в 1930-е годы
Изображение 253.jpg
28 августа 2011 года в Успенье
Копия DSC02493.JPG
Часовня над Серебряным ключиком, восстановленная о. Василием. Ниже - купальня.
богородицаспредвичныммладенцемСлавянскогоФедораИзображение 025.jpg
Василий Садженица и Василий Прокопчук во время службы на Успенье 2009 г.
Изображение 044.jpg
Аватар пользователя
Любовь Сорока
 
Сообщений: 74
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 10:33
Откуда: Бологовский р-н, Берёзовский Рядок

История села Берёзовский рядок

Сообщение Любовь Сорока » 02 фев 2013, 15:06

Село – центр поселения.
Количество жилых домов - 184, количество жителей - 346 человек. Расстояние до районного центра г. Бологое 50 км. Сообщение рейсовым автобусом Бологое – Березовский Рядок – Сеглино по асфальтированной дороге. Село расположено по левому и правому берегам реки Березайки и вдоль левого берега реки Мсты в самом междуречье.

Топонимическая справка:
Березовский Рядок - составное название. Первая часть по гидрониму – р. Березайка, на обоих берегах которой, в её устье, расположено селение (Тверская область, 1992, с. 5). Этимология от гидронима от березник, березняк – берёзовый лес, роща, место, где прежде росли берёзы, пашня на месте сведённого берёзового леса; березовня – урочище, зарастающее лесом (Даль, I, с. 83; Мурзаев, 1984, с. 83). Другие формы: березнюг, березовик, березье и др.
Вторая часть от ряд, рядок – селение, хутор, избы в ряд; торгово-ремесленное поселение (новгород.) (Мурзаев, 1984, с. 488). В топонимах ряд, рядки и пр. историки видят свидетельства новгородской колонизации XI-XII веков по торговым путям, проложенным, главным образом, по рекам.

Старинное селение находилось на главном в средневековье пути между центральными русскими землями и землями Новгорода Великого, входя в его Деревскую пятину. Этот рядок был крупным и известнейшим поселением в древнерусское время. С созданием Вышневолоцкой водной системы селение приобрело ещё большее значение.
Река Мста - барочная река - давала заработок местному населению. Здесь жили лоцманы, умело проводившие лодки и баржи по мстинским порогам, и торговые люди. Были и владельцы земель. По переписи 1495 года среди владельцев земли в Березовском Рядке значились: «Васко Данилков, Ивашко Верзаулов, да десять мужиков были «припущены в поле» деревень Заборье, Межники, Наумово. В этих трех деревнях было пять дворов. Налог с этих крестьян был шесть гривен». Переделы земли редки. По свидетельству местных жителей «крайно делили землю через десять лет, а так через двадцать лет». Состав жителей устойчив, земли было достаточно.

Помимо лоцманов в Березовском Рядке жили мастеровые люди по ремонту судов и тяглецы-рядовичи, которые по договору выполняли определенную работу: тянули лодки, перегружали их, тянули по суше волоком. Особенно тяжело жилось тяглецам-рядовичам. Помимо основной работы им приходилось и землю пахать, и сено косить. От непосильной работы мужики убегали под Бежецк или в другие места, но их разыскивали и возвращали.
Так , 1 марта 1587 года, на основании «Наказа» новгородских дьяков С. Фролова и С. Емельянова, губные старосты разыскали и вернули из под Бежецка 48 тяглецов – рядовичей на их старые тяглые места в Березовский Рядок «в старые их дворы з женами и детми и со всеми их животы, где кто жил наперед того».

Если в 90-е годы XVI века в сельском хозяйстве наметился небольшой подъем, то начало XVII века снова сопровождается неурожайными годами и страшным голодом.
Жилецкая Мста превращалась в пустоши: «Было жило-стало пусто». В 1650 году многие жизни унесла чума. После всех этих напастей в середине ХVII века была проведена полная общегосударственная перепись населения. Проходила она дважды: в 1646 и в 1678 годах. Тридцать монастырей имели свои земли в Деревской пятине. Среди них Иверский монастырь. Во времена правления царя Алексея Михайловича Березовский рядок был передан во владение Иверскому (под Валдаем) монастырю.
Приводим выписки из документов тех лет.
1. Выпись из писцовых книг Дмитрия Замыцкого 1650 года: «… согласно указу царя Алексея Михайловича лета 1650 февраля церковь Успения Пресвятые Богородицы да Николы Чудотворца Шатровая (поп Иван Борисов, дьячек Богдан Иванов, пономарь Тараско), 15 крестьянских дворов в Березовском Рядке да 14-пусты, да 8 лавочных мест, да 3 места келейные пустые же, а пашни сто сорок шесть четвертей, а рыбная ловля в озере Лотове.
Дана сия выпись Великого государя святейшего Никона патриарха Московского и
Всея Руси в тот Иверский монастырь архимандриту Деонисию, да келарю старцу
Филарету, да казначею старцу Гурию Хрестукову с братиею по царевичу указу и
Великого князя Алексея Михайловича всея Руси. Указ подписанный за пометкою
Думного дьяка Иванова».
2. Другая выпись: «Против Великопорожского Рядку, за Мстою рекою, на Бежецкой
стороне, Рядок Псковец, а в нем по писцовым книгам Дмитрия Замыцкого…шесть
дворов, а на нем стоит пуст, да в Деревской же пятине Ряд Березовский, на реке
Мсте, да на реке Березай, а в нем церковь Успения Пресвятые Богородицы, да
Николы Чудотворца шатровая, а на погосте церковном причетников: поп Иван
Борисов с сыном Венедиктом, да с Ивашкою, да с Лучкою, дьячек Богдашко
Иванов, пономарь Тараско с братом Гаврилкой, у Тараско сын Микулко, у Гаврилки
Сын Якушко. Да в том ряду посадских людей: Анница с детьми (Микитка, Матушка,
Гаврилка), Ивашка Анисимов, Осипко Елизаров (сын Ивашко и Куземко), Гаврилка
Ильин, Васко Кирилов с сыном Калистратком да с Ивашкой…бобылей 2. Всего 15
Дворов, да 14 пустых, 8 лавочных мест, 3 келейных места пусты.
Переписал дьяк Иван Кудрин за рукою подъячего Ивашки Алексеева читал
Копинет Никита Чивилев…».

Доход от водного пути и от торговли, сборы от крестьян шли теперь Иверскому монастырю. После окончания строительства Вышневолоцкой и Мстинской водных систем за навигацию через Березовский Рядок проходило до 4000 судов, в основном барок (барж). Баржа была длиной 50 метров и несла на себе 25-30 тысяч пудов груза. Это по 3,5 тысячи кулей с мукой весом каждый по 130 кг. Перевозили лес, кирпич и различные строительные материалы, лен и пеньку, зерно, литье, воск, сало, пушнину и другой товар.

C расцветом торговли росли рядки, увеличивалось их население. Весной шел сплав леса. Во всех крупных рядках через престольные праздники проходили ярмарки. В Березовском Рядке такие ярмарки проводились трижды в год: летом на Иванов день, осенью на Покров и зимой перед Рождеством. На ярмарки съезжались продавцы и покупатели со всей округи. Было очень людно. На коновязи стояло до 150 подвод. Шла бойкая торговля. С полной нагрузкой работали чайные, то там, то здесь слышалась веселая плясовая музыка. В селе во время ярмарки выпекались бублики, баранки и пряники. Ремесленники выставляли на продажу свой товар. В селе изготовлялись телеги, колеса и дуги, деревянные кадки, бочки, шайки и лохани, были свои небольшие кожевенные заводы по выделки кож и овчин. Березовский Рядок оправдывал свое название. Ведь «рядиться» –это значит торговаться, договариваться в цене. За торговое место на ярмарке за две недели брали пять алтын (15 копеек).

По сведениям «Памятной книжки Новгородской Губернии на 1860 год» в 1859 году в селе Березовский Рядок с 24 июня по 1 июля прошла Ивановская ярмарка. «…привезено товара на 350 рублей, продано - на 100 рублей…». С 18 декабря три дня прошла Модестовская ярмарка. «…привезено товара на 250 рублей, продано – на 90 рублей…».

В народе говорят, что будто бы в Березовском Рядке побывала сама императрица Екатерина II Великая. Летом 1785 года она самолично осматривала Мстинский водно-торговый путь. Было это с 6 на 7 июня. Спускаясь по Мсте от Вышнего Волочка она попала в непогоду и вынуждена была остановиться в Березовском Рядке. Ей очень понравилась местность, а особенно, красавица-церковь Успенья Божьей Матери и Николы чудотворца, что стояла в излучине реки. Но растерялись березорядские мужики, не смогли оказать царственной особе должного внимания и почестей. Императрица замочила подол и ноги. На трапе не было дорожек (половичков). Приказала она крестьянам спины согнуть до земли и сошла на берег по мужицким спинам. И в довершении всего в доме, где Екатерина II разместилась на отдых, свирепствовали клопы. Разгневанная царица сказала: «Не бывать Вашему рядку городом!». Разгневанная плохим приемом, Екатерина II двинулась по Мсте дальше. После устья Березайки, напротив деревни Городок, на дне реки лежали огромные камни – валуны и мешали проходу барок и лодок. Императрица приказала березорядским мужикам камни со дна Мсты на берег вытащить.
В подтверждение старинной легенды, лежат эти камни на левом мстинском берегу до сих пор, и местные жители называют их «журавлиными».

Правда это или нет - сказать трудно, подтверждающих документов не найдено, но в селе живет эта красивая легенда. Известно только, что после посещения Крыма в 1785 году Императрица ознакомилась с работой шлюзов и каналов на Мстинско-Вышневолоцкой водной системе и осталась увиденным вполне довольна. Правитель водной системы Л. М. Манзей был за хорошую работу награжден орденом Святого Владимира IV степени. Намного раньше, 11 мая 1770 года, Указом Екатерины II Осташков, Вышний Волочек, Валдай, Рыбинск и Боровичи были объявлены городами. Березовского Рядка в этом указе не было. С 1773 года село входит в состав Валдайского уезда Новгородской губернии.
До железных дорог реки были путями торговыми, хозяйственными, культурными. По судоходной Мсте в Петербург доставляли, как раньше, муку и лен, дрова и железо. Как только наступал навигационный сезон, по ней плоты леса начинали сплавлять. Баржи груженые шли без конца. В Березовском Рядке, на слиянии рек, купцы, по-прежнему, лоцманов умелых искали. Такие лоцманы в селе были. Они охотно нанимались в проводники через опасные мстинские пороги.

С 1843 года начала строиться железная дорога между Петербургом и Москвой и 14 августа 1851 года дорога была открыта. Близость железнодорожной магистрали (станция Мста в двадцати верстах) немного изменила жизнь в селе, но, все равно, интерес к прежним торговым путям не пропал. Мста оставалась главной «торговой дорогой».

В одной из книг 1900 года есть небольшое, но любопытное свидетельство о здешних местах, о Березовском Рядке:
«… верстах в двенадцати от станции Мстинской, к северу при реке Мсте, расположен Сеглинский погост, в конце XV века находившийся в Деревской пятине и уже тогда имевший церковь Рождества Богородицы. Нынешняя церковь построена в 1800 году. В восьми верстах от Сеглина при реке Мсте и Березайке лежит большое волостное село Березовский Рядок, имеющее около 900 жителей. В селе существует несколько небольших кожевенных заводиков и трижды в год бывают ярмарки. …»

Сюда съезжались, как и в XVII-XVIII веках, люди со всей округи. Местные разбогатевшие крестьяне и торговые люди открывали лавки, выпекали баранки и пряники, содержали чайные, заводили небольшие предприятия, торговали кожевенными, сапожными, валяными и гончарными изделиями. Торговля шла бойкая, вполне оправдывавшая название села.

Но не всегда в Березовском Рядке было все благополучно. В XIX веке в селе дважды был пожар. В 1809 году сгорела половина селения, а в 1883 году пожар уничтожил все село полностью, кроме церквей. Но жители рядка выстояли и на этот раз, отстроились заново и продолжали жить.

В «Списках населенных мест Валдайского уезда за 1879 год» в современных границах населенного пункта значатся: село Березовский Рядок и деревня Курско (за рекой Березайкой, левобережная часть села, которая до сих пор местными жителями зовется Курским Рядком).

В то время в селе Березовский Рядок проживает по семейным спискам 794, а по приходским сведениям – 949 человек. В селе имеются 793 строения, в т.ч. 291 жилое. Дворов значится 197. Среди учреждений и заведений значатся: школа, 2 водяные мельницы, 4 кожевенных завода, 5 мелочных лавок и 1 питейный дом. У жителей в пользовании находится 2535 саженей надельной и покупной земли. В хозяйствах имеются 149 лошадей, 361 голова рогатого и 186 мелкого скота. Жители занимаются сплавом барок и леса.

Деревня Курско насчитывала 15 дворов, лишь 4 из которых были крестьянскими. По семейным спискам и по приходским сведениям в селении проживали 12 человек обоего пола, которые поселены на купленной земле в размере 45 десятин, большую часть которой занимали сады. Скота в хозяйствах было немного: лошадей – 3, рогатого – 6 и мелкого – 5 голов. Все сборы и платежи жители селения платили полностью, без недоимок.

Не смотря на то, что вблизи появилась железная дорога, в селе по-прежнему было много ремесел, мелких собственников, успешно процветала торговля. Главным занятием населения и после отмены крепостного права (1861 год) остается земледелие.

Осенью часть крестьян продолжала уходить на заработки, нанимались в «чернорабочие». Была распространена охота на зайцев, ловля знаменитых «березайских» раков для Петербурга. Из пернатой дичи на местных водоемах и в лесах обитали лебеди, гуси, утки, журавли, серые и белые куропатки, кулики, перепела, а также гагары, орлы и аисты. В реках и озерах было много ряпушки, форели, стерляди, водился сом.
Но большинство сельских жителей оставалось в бедности и нищете. Был крайне низким и уровень образования.

Согласно «Очерку Народного просвещения за 1884/1885 учебный год» первая школа в Березовском Рядке была открыта в 1878 году. Помещалась она в деревянном доме, построенном на средства Ведомства Народного образования и Уездного Земства. Тут же располагалась и школьная библиотека, и квартира учителя, и ремесленный класс. Обучались в школе 50 мальчиков и 11 девочек. Это было Березорядское образцовое 1-классное училище (первый учитель М. М. Онуфриевский, второй – П. С. Сампсонов).

О существовании школы в Березовском Рядке есть еще упоминание в «Новгородском сборнике» за 1865 год (выпуск 2). Согласно этому документу школа при церкви в Березорядском Предтеченском приходе работала уже в 1865 году. В ней обучалось 64 ученика и 20 учениц. Это говорит о противоречивости сведений в документах XIX века.
Перед революцией в селе было две школы: земская - 4 класса и церковно - приходская - 3 класса, но грамотных, практически не было. Считались грамотными лишь около 8% населения, а среди женщин и процента не набиралось. Ведь учиться могли лишь немногие. До учебы ли было крестьянским детям!

В «Новгородском сборнике» за 1865 год значится, что библиотека в селе существовала при церкви. В ней имелось до 20 томов литературы духовно-нравственного содержания.
Согласно «Памятной книжке Новгородской губернии на 1913 год» в 1896 году в Березовском Рядке была открыта губернская и уездного земства библиотека. Заведующим значится Филипп Иосифович Харламов, а согласно «Памятной книжке Новгородской губернии на 1909 год» губернская и уездного земства библиотека была открыта в 1898 году и заведующим значится Михаил Федорович Новиков. В библиотеке числится 322 тома книг. Как видите, сведения противоречивы.
В 1898 году в селе была открыта земская сельская больница.

Согласно «Спискам населенных мест Валдайского уезда за 1909 год» в границах современного населенного пункта значатся: село и погост Березовский Рядок, деревня Курско (смежна с погостом).
В то время в селе Березовский Рядок проживало 915 человек и 22 человека на погосте. Число строений - 281 (село и погост). В селе были: 2 церкви, 2 школы, фельдшерский пункт, 2 хлебо-запасных магазина, 4 кожевенных завода, 2 водяных мельницы, 4 мануфактуры, 3 мелких лавки, винная казенка, чайная. Ярмарки: 24 июня, 27 ноября и 18 декабря (по старому стилю).

В деревне Курско в 1909 году проживали 100 человек в 48 домах. Березорядское волостное правление находилось тоже здесь. Еще в деревне значатся часовня и фельдшерский пункт.
Хлебопашество, после лесозаготовок, считалось основным занятием местных жителей, а земли здешние хлебородством не славились. Своего хлеба многим не хватало. Уезжали на заработки в города, нанимались в богатые дома дворниками, горничными и няньками. А зарабатывали не только гроши, нарабатывали гнев. Из Боровичей на дровнях тайно возили в Березовский Рядок революционную литературу, газеты, прокламации. Тайком собирались в бане на тайные читки. Николай Васильевич Брагин мало говорил, много читал. А прятали запрещенные книжки у Анны Ефимовны Ершовой. Она была вне подозрений: ей ли революционной деятельностью заниматься, когда в избе тринадцать ребятишек и все мал мала меньше!…

Вот донос полицейского начальника. Он не только возвращает нас к событиям березорядской истории, он пророчит революцию, он передает страх:
«2 и 3 марта в селении Березовский Рядок толпа молодежи (в числе их несколько женатых) до 100 человек ходили по селению с красными флагами с надписью «Долой царя!» и распевая «Марсельезу» и другие возмутительные песни, касающиеся царствующего дома, причем, стреляли из ружей и револьверов и даже из церковной пушки»…
Это строки из «Донесения №150 земского начальника 2-го участка Валдайского уезда А. А.Попова Новгородскому губернатору О. Л. Медему о демонстрации молодежи в дер. Березовский Рядок от 10 марта 1907 года».
Полицейский начальник в своем донесении не считал нужным скрывать своей тревоги:
«Донося о вышеизложенном Вашему сиятельству, считаю своим долгом доложить, что пропаганда значительно развивается, масса прокламаций социал-революционного содержания разбрасывается по улицам, и, по-видимому, этим занимаются крестьяне Николай Брагин и сын старшины Трусов и другие, получающие будто бы из Петербурга от революционного комитета, что Брагин при каждом удобном случае проповедует социалистическое учение, не стесняясь с присутствием сельских и волостных властей, что, по-видимому, у молодежи уйма ружей и револьверов, что, по моему мнению, необходимо арестовать зачинщиков, произвести тщательный обыск, как прокламаций, так и оружия, и привлечь виноватых к ответственности…
…А в заключении позволяю себе вновь просить Ваше сиятельство о назначении во 2-й стан более энергичного пристава, иначе и мой участок обратится в неспокойный».

Сегодня некоторые хотят отказаться от революционного прошлого, хотят изобразить его, как насильственно навязанную большевиками нелепую ошибку. Как будто и не было людского горя, выстраданной идеи упорной борьбы. Как будто и кровь ничья не проливалась. А ведь того же Николая Брагина нашли односельчане с отрубленной головой…

Как бы трудно не жилось березорядским жителям и крестьянам в округе, они справляли свадьбы и праздники, проводили веселые массовые гулянья и вечера-посиделки, ярмарки, базары. Старожилы рассказывают, что место у старого моста (теперь здесь новый добротный мост) через Мсту, возле слияния ее с Березайкой, было когда-то любимым местом народных гуляний, сюда сходились из окрестных сел и деревень. Плясали под гармонь, пели, развлекались. В селе было очень много молодежи.

Каждая деревня имела свои престольные праздники в честь святых. В Березовском Рядке широко праздновались: Иванов день, Успенье и Модест (31 декабря по новому стилю). Во всем селе не было человека, который бы не веселился. Зимой такие гулянья или вечера - беседы проводились в просторных избах. Девушки приходили с прялками, с вышиванием, вязанием, среди парней всегда были гармонисты. Самая большая «беседа» собиралась в доме Устиньи Зайцевой. Молодежь ей потом помогала дровами или в какой-нибудь другой работе. Плясали «барыню», «русского», «семеновну», «страдание», «цыганочку». Танцевали «кадриль», водили хороводы. В Березовском Рядке были заядлые гармонисты - три Петра: Горячев, Чевачин и Ананьев. Без них и других гармонистов не обходились ни на одном празднике, да и в соседние деревни они гулять ходили. Сейчас в селе еще можно найти гармониста, но гармоника уже почти забыта.

Около 1910 года в селе Березовский Рядок было открыто Почтовое отделение. Первым его Начальником стал Афанасьев Владимир Ильич, присланный с семьей из города Шлиссельбурга в Бологое. Служащему порекомендовали поехать в Березовский Рядок, где только что открылось Почтовое отделение. 17 октября 1910 года в семье Афанасьевых родился сын Борис, будущий заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почетный железнодорожник, Почетный гражданин города Бологое. Через несколько лет, в 1916 году, Афанасьевы переехали в село Куженкино, где Владимир Ильич получил должность Начальника Почтового отделения. Еще мальчиком Борис начал играть в Бологовском оркестре народных инструментов. В 1930 году Бориса Владимировича направили работать в село Березовский Рядок заведующим избой-читальней. Через два года его призвали в Армию и, начиная с 1935 года, Афанасьев Б. В. становится бессменным руководителем Бологовского оркестра народных инструментов на долгие 67 лет.

Уроженцем Березовского Рядка конца XIX века является бологовский фотограф Колчин Василий Иванович.

В 20-е годы ХХ века в Березовском Рядке, как и по всей России, начиналось строительство новой жизни, возрождение народного хозяйства, возрождение деревни. Старожилы помнят времена НЭПа. Говорят, что не такое уж это плохое время было. Село расстраивалось, хорошело. Рубили избы, строили двухэтажные дома, построили кирпичную начальную школу, благо и завод кирпичный в селе был свой. Позже многие кирпичные постройки разобрали, кирпич использовали для строительства других зданий или увозили в соседние селения. В 1930 году в селе началась коллективизация. Березовский Рядок был богатым селением, много частных собственников насчитывалось: владельцы заводов, мануфактур, одних лавочников было больше десятка. Раскулачивали всех зажиточных: забирали скот, имущество, самих хозяев в Бологое увозили, а дальше - в Ленинград (областной центр с 1927 года), чтобы решить их дальнейшую судьбу, Многие не возвращались. Всех коров, лошадей, овец, свиней, кур собирали на общественные дворы. Так образовался в Березовском Рядке колхоз «Завет Ильича». На 1 января 1933 года в колхозе было 2080,51 га земли, в т.ч. 412 га пашни, 474 га сенокосов, 354 га под лесом, 389,5 га пастбищ. Имелись: коровник, свинарник, овчарня, конюшня и птицеферма. Все лавки, заводы, мануфактуры перешли колхозу, а часть имущества государству. Большая часть этих предприятий со временем пришла в упадок, так как лишилась единоличного хозяина, стала общественной собственностью. Первым председателем колхоза был присланный из Бологое Петренко, а в 1933 году, выбрали председателя из «своих» - Феофанова Афанасия Алексеевича. Председателем сельского совета в то время был приезжий - Морозов. В колхозе имелись: бойня, кожевенный цех, сапожная и валяльная мастерские. Работали в колхозе за трудодни, но помимо этого нужно было платить сельхозналог государству с каждого личного подсобного хозяйства в год: 50 куриных яиц, 40 кг мяса в живом весе, 0,5 кожи любого скота, молоко, шерсть, определенную сумму денег с каждого хозяйства. Трудно жилось людям. Все работы выполняли вручную или на лошадях. В конце 30-х годов в Кемцах была создана МТС. Это стало большим подспорьем для колхозников. Некоторые обучались на трактористов и работали в Кемецкой МТС. Они получали расчет деньгами, а не натуроплатой по трудодням в конце года, и по договору помогали колхозу в обработке земли и других сельхозработах. Колхоз производил для государства молоко, мясо, лен и зерно. Связь с районом осуществлялась по единственному телефону, который находился в сельском совете. В правлении колхоза телефона не было. Перед войной в Бологовском районе насчитывалось 165 колхозов. Животноводы колхоза «Завет Ильича» были в передовых, о чем неоднократно сообщала районная газета «Бологовский ударник». В основном это была молодежь. Вот так же доблестно, себя не жалея, пошла она и в огонь Великой Отечественной войны. Все мужское население Березовского Рядка и ближайших деревень до 1924 года рождения было призвано в Красную Армию. Но война оказалась такой большой, что на фронт постепенно уходили даже недоучившиеся школьники. Березорядцы сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны. Среди них уроженец деревни Курский Рядок Широков Петр Петрович, 1917 года рождения, получивший «Золотую звезду» Героя СССР 24 марта 1945 года за оборону Севастополя. Петр Петрович – участник Парада Победы 1945 года в Москве.

Но в годы войны было тяжело не только фронтовикам, а и тем, кто жил и работал на селе. Бологое бомбили, самолеты часто пролетали над Березовским Рядком, но сельчане работали не покладая рук. Все легло на женские плечи: дом, хозяйство, дети и … война. Сами и за лошадей, и за пахарей были. Многие женщины села удостоены звания «Труженик тыла» и награждены медалью «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» за доблестный труд в военные годы.

Срадости было, когда война отгремела, когда наступил счастливый День Победы. Но были и слезы, много слез! Ведь не все вернулись с фронта живыми и невредимыми. Среди погибших в годы войны числятся: отец и сын Малышевы, братья Горячевы: Петр и Дмитрий, братья Знудкины: Петр, Михаил и Дмитрий, братья Гусевы: Петр, Павел, Яков, Алексей, а Иван и Михаил вернулись после ранения и вскоре умерли, братья Ершовы: Василий, Анатолий, Михаил, Николай, а Владимир вернулся после ранения и умер… Погибли и другие односельчане. Всего их в скорбном списке 65. Они геройски погибли, защищая Родину в трудную годину. Многие из них не имели званий и наград, но все равно были ГЕРОЯМИ. Их имена навечно занесены в КНИГУ ПАМЯТИ Тверской области.

Когда отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, жители Березовского Рядка продолжали трудиться так, чтобы помочь стране восстановить разрушенное хозяйство. Станция Бологое и город сильно пострадали от бомбежек. Многие сельчане участвовали в восстановлении районного центра, важной железнодорожной станции, но большинство березорядцев трудилось на полях и фермах колхоза «Завет Ильича».

После войны было очень трудно. Не хватало мужской силы, но в 1949 году в Березовском Рядке зажглись электрические лампочки. Электричество вырабатывала местная электростанция (плотина на реке Березайке в соседней деревне Тугановичи), с 24 часов до 6 часов утра свет отключали. Провода тянули от Туганович до Березовского Рядка (3 км) женщины. Когда в начале 50-х годов включили в селе радио, было народное гулянье. Местный радиоузел вскоре наладил регулярные передачи. Часто выступали перед односельчанами с беседами учителя: Шилина Нина Александровна и Куртенкова Ираида Васильевна. А Таисия Дмитриевна Большеротова в определенные часы даже читала радиослушателям роман Вилиса Лациса «К новому берегу».

Очень непростым и нелегким был путь березорядцев к новой жизни, но угнетенными большинство себя уже не чувствовали. И радовались, и печалились по-новому.
В 1950 году произошло слияние близлежащих колхозов в один. К колхозу «Завет Ильича» присоединились деревни: Тугановичи, Курский Рядок, Беховы. Председателем нового объединения был избран Чулков Константин Иванович. Он приехал в село еще до войны ветеринарным врачом. Воевал, был ранен и демобилизован из армии домой. Возглавлял колхоз «Завет Ильича» до 1964 года. Был грамотным руководителем. Умер 29 февраля 1964 года за рабочим столом.
В 1965 году колхоз был реорганизован и образован совхоз «Мстинский», но это название продержалось всего один месяц, так как совхоз с таким же названием был создан на станции Мста чуть раньше нашего. Новое название - «Сеглинский» - совхоз имел на протяжении 27 лет. Первым директором совхоза был Ершов Василий Васильевич.

С 1992 года Березовский Рядок стал центром товарищества «Междуречье», а ныне - СПК «Мста». В хозяйстве содержат крупный рогатый скот в количестве 184 головы и обрабатывают 70 га земли.
В селе еще живы два храма, которые имеют богатую историю.

По летописным данным в 1747 году Предтеченская деревянная церковь в селе уже существовала, но в 1748 году был построен еще и каменный храм, который в 1851 году был разобран по ветхости. В «Летописи Березорядской церкви» конца XIX века есть такие строки: «… Из отрывков некоторых письменных документов под названием «Новгородские Записи», сохранившихся у сельских старост Березорядского общества, переходящих преемственно от одного к другому и составленных в 1656 году, видно, что Березорядский приход и в оном деревянная шатровая церковь во имя Успения Божьей Матери и Святого Николая Чудотворца уже существовала в половине XVII века при Московском Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче, когда крестьяне Березорядского прихода вместе с другими окружающими приходами – Сеглинским, Глиненским и прочими принадлежали по дарственным Записям Валдайскому Иверскому Монастырю, пожалованным вместе с землями оному Монастырю Царём и Великим Князем Алексеем Михайловичем». В «Новгородских Записях» значится, что «селение Берёзовский Рядок, в числе других селений, был пожалован этим Царём в вотчинное владение Иверскому Монастырю, новопостроенному знаменитым Патриархом Никоном, как это обозначено в книге деяния Большого Московского Собора 1667 года». В книге «Новгородских Записей» сказано так: «по Государеву Царёву и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца указу, воевода, Князь Иван Андреевич Голицын, да дьяк Василий Шпилкин, велели им (монастырской братии) дать с писцовых книг выпись на монастырские пустоши, почему им теми пустошами владеть. А в писцовых книгах Деревской пятины Дмитрия Замыцкого написано: « в Деревской пятине – ряд Березовский на реке Березай, да на реке на Мсте, а в нем храм Успения Пречистыя Богородицы, да храм Николая Чудотворца, во дворе поп Семион, во дворе диакон Терентий, да двор церковного дьячка пуст, во дворе пономарь Васька, во дворе проскурница Настасья, да три кельи, а в них живут нищие и питаются от церкви Божией». Далее идёт перечень тяглых дворов, которых насчитывалось в Берёзовском Рядке 29-ть с 35-ю тяглыми крестьянами».

«… В формулярах за 1860 год значится, что в 1849 году «с благословения Высокопреосвященнейшего Митрополита Новгородского и С. Петербургского Григория при священнике Алексее Белавине и церковном старосте села Берёзовского Рядка было положено основание настоящего каменного пятиглавого храма с одним престолом во имя Успенья Божьей Матери. Храм сей устроен почти рядом с местом прежде бывших разобранных церквей – холодной и тёплой вместе с колокольнею в том же селе Берёзовском Рядке, находящемся при слиянии рек Мсты и Березая. Березорядская Успенская церковь и приход отстоит в 215 верстах от Губернского города Новгорода и в 80 верстах от уездного города Валдая».

По окончании постройки церкви последовало очень прискорбное событие, - ударом молнии во время сильной грозы разрушило осмерик храма, при этом было убито много скота –до 40 голов овец, находящихся в это время неподалёку, так как при храме не было никакой ограды. Окончена постройка церкви была уже в 1865 году при Государе Императоре Александре II. В том же году, 17 декабря, храм был освящен при священнике Никаноре Нумерове и церковном старосте села Берёзовского Рядка Стефане Николаеве.

В 1871 году, при священнике Никаноре Нумерове и церковном старосте села Берёзовского Рядка Петре Гаврилове было положено основание постройки тёплой каменной церкви с каменной колокольнею. Церковь эта двухпридельная, одноглавая. С правой южной стороны придел во имя Тихвинской Божьей Матери, а с левой северной стороны – во имя Святителя и Чудотворца Николая. В одной связи с церковью устроена двухярусная каменная колокольня с двумя пролётами и деревянными решётками со всех четырёх сторон. Колоколов на колокольне помещено семь.
Строительство проходило крайне неудачно. Церковь дала трещины, «вследствие чего и предписано было Епархиальным Начальством разобрать таковую вместе с колокольнею, как находившуюся в связи с церковью, и снова перестроить».

Постройка тёплой церкви и колокольни, за неимением средств, при помощи сборных книг, выдаваемых Епархиальным Начальством из Новгородской Духовной Консистории, была закончена уже в 1893 году «при особенном усердии и старании преемника священнику Нумерову священника Антония Кедринского и церковного старосты деревни Больших Липяч Григория Емельянова». При них же церковь и колокольня были освещены «в царствование Благочестивого Государя Императора Александра III в том же 1893 году августа 22 дня…». «…За тем есть ещё деревянная однопрестольная церковь во имя Иоанна Предтечи, каковая прежде находилась в селе Берёзовском рядке и стояла в ограде вместе с вышеупомянутыми разрушенными каменными храмами. Но в последствии времени в 1873 году перенесена на кладбище, отведённое по распоряжению Правительства за селом Берёзовским Рядком, в полувёрстном расстоянии от него на так называемой «Великой горе», без всякого изменения в архитектурном отношении, в том же самом виде, в каковом была и первоначально устроена с переменой одной только тесовой крыши, каковая за ветхостью заменена новой тесовой же, окрашенною масляною краскою красною – мумиёю». Таким образом, в приходе Берёзовский Рядок на момент написания «Летописи» существуют три церкви: «две из них каменные с таковою же колокольнею, без ограды, находятся в самом селении Берёзовском Рядке, и третья – деревянная церковь находится на кладбище и обнесена оградою, сложенною из дикого камня, с расщебенкою, прокладкою мхом и заливкою известью». В селе 17 мая 1887 года умерла вдова Ивана Петровича Сахарова - Евдокия Васильевна Сахарова, которая жила в деревне Рютино, но после смерти мужа переехала в Березовский Рядок. Похоронена на погосте, место захоронения в настоящее время установить невозможно.

Церковь Успенья Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца действовала до 1932 года, а после ареста последнего священника закрыта, разграблена и осквернена, как это практиковалось в те годы. В помещении храма находился склад, пекарня. Сейчас церковь силами иерея Василия (Прокопчука), священника церкви Сельца Карельского Удомельского района и местных жителей восстанавливается. С 28 августа 2009 года в церкви в летнее время проходят службы.
Деревянная Предтеченская церковь, не смотря на свой солидный возраст, стояла на Великой горе до весны 2009 года. В ночь с 24 на 25 марта церковь сгорела, скорее всего, была подожжена подростками по неосторожности. Село лишилось уникального архитектурного памятника, находившегося под охраной государства. На месте пожара осталось лишь старое заброшенное кладбище, которое было закрыто в 1936 году. Современное сельское кладбище находится теперь в 1,5 км от села, в сосновом бору, недалеко от озера Выгляд.

В селе живут предания, передаваемые из поколения в поколение местными жителями. Вот некоторые из них.
Камень - следовик
На правом берегу речки Радовки, у впадения ее в Березайку, лежит камень-следовик. Несколько десятков лет назад местные механизаторы от незнания или от любопытства решили этот камень сдвинуть трактором. Кто-то им сказал, что якобы это могила аж самого князя Рюрика. Попытка сдвинуть камень не удалась, а вот сам памятник был испорчен. След на нем стал не очень чётким. Когда приходишь посмотреть на камень, начинаешь сомневаться: тот ли это камень, или нет. Единственное подтверждение места нахождения камня - следовика – местный топоним: поле рядом с камнем испокон веков называется Следком.

Курган
Если идти на речку Радовку мимо сельского кладбища, то вдоль дороги видна насыпь, которую местные жители называют курганом. Дело в том, что давно кто-то пытался копать на месте предполагаемого кургана, и даже находились монеты овальной формы и черепки глиняной посуды. Возможно, это действительно место славянского захоронения, а может быть и место поселения. Исследования археологов 2001-2002 гг. подтвердили, что в трёхстах метрах от кургана, на берегу озера Выгляд, находились две стоянки первобытных людей эпохи неолита. Вероятно, будущие исследования покажут – курган вдоль дороги или нет.

“Татарский” камень
Интересно отметить огромный камень, который поднимается над водой реки Мсты под Великой горой, сразу за Дальним ручьем. Старики рассказывают, что в своём детстве слышали рассказы стариков о том, что будто бы на самом высоком месте Березовского Рядка между татарами и рядовичами произошла битва великая. Чем она закончилась, нам не известно, но камень под горой стал с тех пор называться “татарским”.
В учебниках пишут и историки утверждают, что в березорядских краях татар не было. Может оно и так, только вот “местная” история говорит об обратном. И в подтверждение этого над мстинской водой возвышается камень, давнишний свидетель старинной березорядской истории.

Колокол
В селе живет легенда о том, что во времена литовского нашествия в XIV веке, когда войска литовского князя Ягайло шли на помощь татарам, местные жители приняли решение спрятать от завоевателей церковный колокол. Сняли его с колокольни церкви и скатили с высокого мстинского берега в омут под Великой горой до лучших времён. Правда, когда тяжёлый колокол спускали в реку, у него откололся край. Прошло время, и рядовичи решили колокол из воды поднять, да не тут-то было. Его занесло илом, на месте повреждения в воде образовался водоворот, говорят, что в этом омуте возле колокола утонуло много жителей. Где теперь это место, точно не знает никто. А, может быть, и не было этого вовсе, но легенду о колоколе знают в селе все от мала до велика.

Молчальница Вера Александровна.
В истории каждого государства есть много невыясненных загадок. К числу их принадлежит судьба императора Александра I и его супруги императрицы Елизаветы Алексеевны. Народное предание и показания разных лиц говорят, что они скрылись ради податнической жизни, а в соборе Петропавловской крепости вместо них были погребены другие лица.
Судьбой Александра I занимались многие историки, и хотя большинство их пришло к убеждению, что Император Александр I и Сибирский старец -–подвижник Феодор Кузьмич были одно и тоже лицо, точных документальных доказательств у них не было. Две не так давно появившиеся книги поддерживают мнение, что Феодор Кузьмич действительно был бывшим царём Александром I. Одна из них на Английском Языке (Л. И. Страховский. Русский Александр I. Нью-Йорк, 1947). Другая-на русском (М. В. Зюзюкин. Мистерия императора Александра I. Буэнос-Айрес,1952). Профессор Страховский предполагает что “доказательства его утверждения могут быть найдены в частных бумагах английского семейства Кэчкарт”. Эти документы опровергают любые другие версии, в том числе и исследования великого князя Николая Михайловича (Вернадский Г. В.,1997,с. 518). Судьба императрицы Елизаветы Алексеевны историками исследована не была, но в народных преданиях ее отождествляют с молчальницей Верой Александровной, скончавшейся в 1861 году в Сырковом монастыре Новгородской епархии.

Жизнь Александра Павловича ни как не была связана с березорядским краем, а предания говорят, что его супруга какое-то время жила в Березовском Рядке. Поэтому мы считаем возможным изложить имеющиеся легенды о ее судьбе.
К сожалению, жители Берёзовского Рядка уже не помнят этого предания, но согласно изданию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры “Русское православное женское монашество XVIII-XX вв.” (1992, с. 171), Вера Александровна появилась впервые в 1834 году в городе Тихвине под видом странницы и три года жила у одной благочестивой женщины, ежедневно занимаясь посещением храмов, молитвой и чтением Священного Писания. Потом год она пожила в Олонецкой губернии, прислуживая неподвижно лежащей больной жене одного дьячка. За тем, оставив Тихвин, направилась в Валдай. По дороге она остановилась в погосте “Берёзовский Рядок”, где ей понравилось богослужение, и где она приняла приглашение одной крестьянской семьи пожить у них и научить их жить по христиански. Поселилась Вера Александровна в особой избушке и принимала только детей: она рисовала для них изображения Спасителя и Божией Матери и учила их крестному знамению, молитвам и грамоте.

Но у Веры Александровны не оказалось паспорта, и она отказалась сказать властям, кто она. Следователю она ответила так: “Если судить по земному, то я выше тебя, а если по небесному, то я прах земли”. И после этого она до кончины своей не произнесла более ни слова. Тогда её посадили в Новгородский острог, а оттуда через полтора года перевели в дом для умалишённых. Влиятельные лица, известные своей благотворительностью, и сочувствием божьим людям, добились того, что Веру Александровну поместили в Сырков женский монастырь, находящийся в шести верстах от Новгорода, где она и скончалась.

В настоящее время в селе Березовский Рядок есть основная общеобразовательная школа (директор Царева Н. Н.), в которой обучается 30 детей, детский сад «Березка» (заведующая Зимина В. В.), который посещают 15 малышей, контора СПК «Мста» (председатель Зыбин Г. Г.), почта (начальник Кузьмина О. А.), библиотека (заведующая Федорова Н. В.), клуб (заведующая Полебешина Г. В.), медицинский пункт (заведующая Кочеткова Н. Г.), торговые точки: ЧП «Невмержицкая» и ЧП «Милова», Администрация Березорядского сельского поселения (Глава администрации Александрова В. М.).
В МБОУ «Березорядская ООШ» 24 ноября 2006 года открылся филиал морского музея Военно-Морского института - морского корпуса имени Петра Великого г. С-Петербурга. Материалы музея рассказывают о жителе села Березовский Рядок, уроженце села Хотилово Бологовского района, контр-адмирале Чулкове Джемсе Константиновиче – сыне председателя колхоза «Завет Ильича» К. И. Чулкова. Джемс Константинович служил на всех флотах бывшего СССР. Его служба на Тихоокеанском флоте закончилась трагически. 7 февраля 1981 года, в авиакатастрофе на военном аэродроме в городе Пушкин под Ленинградом погибло 53 человека. Из них: 16 адмиралов, 11 капитанов I ранга, старшие и младшие офицеры, мичман, прапорщик и три женщины. Среди погибших - контр-адмирал Джемс Константинович Чулков.
Это была трагедия не только для Тихоокеанского флота, это величайшая после Великой Отечественной войны потеря для вооруженных сил и Военно-Морского флота Великой морской державы. Контр-адмирал Чулков Джемс Константинович похоронен на Серафимовском кладбище в С-Петербурге.

В селе Березовский Рядок живут Ветераны Великой Отечественной войны: Емельянова Вера Ивановна и Кузьмин Михаил Ефимович.
Ежегодно, в последнее воскресенье июля, Березовский Рядок отмечает День села.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И МАТЕРИАЛЫ

Иванов М. А. Бологое на Валдае. Бологое. 1996. 132 с.
Иванов М. А. Бологовские странички. Бологое. 2002 . 255 с.
Иванов М. А. Багажова И. В., Полякова Л. А. Бологое на Валдае. Великий Новгород. ООО «Новклем». 2005.
Иванов М. А. Земля бологовская на карте истории. Вышний Волочёк. «Истоки». -2006. 399 с.
Ласточкин Н. А. Мое Бологое. Великий Новгород, ООО «Новклем» - 2005. 126 с.
Летопись Березорядской церкви Валдайского уезда и образование её прихода. Рукопись XIX век.
Новгородский сборник на 1865 год. Выпуск 2.
Очерк Народного просвещения за 1884/1885 учебный год. Новгород. 1886.
Памятная книжка Новгородской губернии на 1860 год. Новгород. 1860
Памятная книжка Новгородской губернии на 1909 год. Новгород. 1909
Памятная книжка Новгородской губернии на 1913 год. Новгород. 1913. с.183
Русское православное женское монашество XVIII-XX вв. Составитель монахиня Таисия. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992. Тираж 40 000 экз.
Строгова В.П. Микротопонимия с. Березовский Рядок. - Новгород. Сборник статей. Издание Новгородского государственного университета, вып.1, 1965 г.
Сборник статистических данный о начальных народных училищах Новгородской губернии за 1896-1897 учебный год. Новгород. 1898
Сборник статистических данный о начальных народных училищах Новгородской губернии за 1899-1900 учебный год. Новгород. 1901. с.120-121
Список населенных мест Новгородской губернии. Валдайский уезд.1879 год.
Список населенных мест Новгородской губернии. Валдайский уезд.1909 год.
Энциклопедический словарь «Край наш озерный», рукопись И.В.Багажовой.
Энциклопедический словарь – справочник «Тверская область», Тверь, 1994 г.

Материалы:
1. Архива Администрации МО «Бологовский район» Тверская область
2. Бологовского городского музея им. Н. И. Дубравицкого.
3. Государственного Исторического Архива Новгородской области.
4. Краеведа Ласточкина Николая Александровича.
5. Школьного музея Березорядской школы (кабинет истории и краеведения).
6. Воспоминания старожилов:
Ершова Василия Васильевича, Антоновой Нины Алексеевны, Аристовой Антонины Николаевны, Щербакова Александра Максимовича, Ларюковой Александры Ивановны и других жителей.
Аватар пользователя
Любовь Сорока
 
Сообщений: 74
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 10:33
Откуда: Бологовский р-н, Берёзовский Рядок

Re: Берёзовский рядок

Сообщение Павел Иванов » 02 фев 2013, 21:48

Понравилось описание! Еще фотоархив собрать, и можно выпустить небольшую книжку.
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 698
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Re: Берёзовский рядок

Сообщение Станислав » 19 окт 2013, 16:24

Уважаемая Любовь Николаевна!
В «Очерке Народного просвещения за 1884/1885 учебный год» написано, что Земская школа в Березовском Рядке была открыта в 1878 году.
Можно предположить, что до Земской школы была Церковно-приходская.
Станислав
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 22 апр 2013, 17:17
Откуда: Москва

Re: Берёзовский рядок

Сообщение Павел Иванов » 19 окт 2013, 23:09

Да, противоречия нет. Земские школы и ЦПШ - это разные ведомства (народного образования и синода). В 1860-х - это церковная школа, открытая по местной инициативе. Такие, действительно открывались в 1860-х гг., а где-то и раньше в разных уездах. Интересно, что учеников очень много. Кто-то из духовенства имел педагогическую жилку.
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 698
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Re: Берёзовский рядок

Сообщение Любовь Сорока » 20 окт 2013, 01:21

Уважаемый Станислав! До земской школы в Берёзовском Рядке, как в волостном селе и центре прихода, конечно, была церковно-приходская школа.
В «Памятной книжке Новгородской губернии на 1863 год» в разделе «Сельские школы, состоящие в ведомстве Новгородской Палаты Государственных имуществ» сказано, что «…в Березорядском Предтеченском погосте села Березовский Рядок при церкви с 1860 года работает школа, в которой обучаются 66 мальчиков и 19 девочек...»
Это первое документальное упоминание о Березорядской школе.
Следующее упоминание о школе находится в «Новгородском сборнике на 1865 год. Выпуск II». В приходе «…Школа 1; учеников 64, учениц 20…»
И только в 1878 году - земская школа.
Спасибо, что обратили внимание на недосказанность в теме о становлении образования в селе.
Аватар пользователя
Любовь Сорока
 
Сообщений: 74
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 10:33
Откуда: Бологовский р-н, Берёзовский Рядок

Мста-река (Тверская и Новгородская области России)

Сообщение Денис Миронов » 12 дек 2015, 14:51

Берёзовский рядок, УЛИЦА ШКОЛЬНАЯ
Коренная, глубинная Россия жива не только городскими мощёнными проспектами, суетливыми и гулкими. Жива Россия ещё и сельскими улицами. Вот одна из них: улица Школьная, село Берёзовский Рядок (Бологовское Помостье) Тверской области. Фото 1980-х годов:
6. Улица Школьная (1980-е годы).jpg
Берёзовский рядок, улица Школьная 1980-е годы
Денис Миронов
 
Сообщений: 77
Зарегистрирован: 03 фев 2012, 12:45
Откуда: Удомля - Санкт-Петербург

Серебряный ключ и Филимоновский фонтан

Сообщение Алексей Крючков » 12 дек 2015, 18:38

Вчера посетили сии родники (Серебряный ключ и Филимоновский фонтан) вместе с Александрой и Алексеем из Волочка, занимающимися восстановлением храма в Котлованово. Вот, хочу дать пару фотографий с поездки (снимал мало из-за плохой погоды в последний день фактической затянувшейся осени)
1 Сосновские Александра и Алексей.JPG
У Серебряного ключа

3 Филимоновский фонтан.JPG
Филимоновский фонтан (далее - р.Березайка)
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3088
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Легенда о монастыре

Сообщение Алексей Крючков » 23 янв 2016, 13:06

В альманахе "Боровичи" за 2013г есть рассказ умершей в 2007г Надежды Поляковой, которая была родом с хутора близ д.Басутино. На с.215 там, в частности, записана местная легенда, запомненная ею с детства:

"живёт легенда о том, что между д.Басутино и Берёзовским Рядком на высоком берегу Мсты в сосновом бору был когда-то небольшой монастырь. Монахи, не желая отдать свой монастырь врагу, спихнули его в реку Мсту. Мой отец интересовался этой легендой и в ясную погоду, обследовав дно реки в этом месте, увидел в глубине обтёсанные камни. ... Говорят, что если в тёмную ночь идти из Берёзовского Рядка в Басутино - а дорога там идёт всё время лесом - Берёзовским бором, - то можно увидеть, как с высокого холма, из леса, спускаются к Мсте монахи, держа в одной руке свечу и ладонью другой прикрывая пламя свечи. Иногда монахи идут от реки вверх в гору, к тому месту, где якобы стоял монастырь..."

Интересно, сегодня в Берёзовском рядке знают об этой легенде? Хочется попытаться проехать по этой дороге до Басутина...
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3088
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Берёзовский рядок

Сообщение Любовь Сорока » 28 янв 2016, 00:52

Очень красивая легенда, о которой в Березовском Рядке не слышали. Спасибо, Алексей Борисович. Как бы эту статью заполучить?
Аватар пользователя
Любовь Сорока
 
Сообщений: 74
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 10:33
Откуда: Бологовский р-н, Берёзовский Рядок

Статья Любовь Николаевны о родине адмирала Чулкова

Сообщение Алексей Крючков » 13 ноя 2017, 00:30

Вот наткнулся на статью Любовь Николаевны о родине адмирала Чулкова, тут есть несколько старых фотографий - http://www.geroi-vmf.ru/chulkov_rodina.html
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3088
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля


Вернуться в Бологовский и Валдайский р-ны

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1