«Красный Май». Кто-то, услышав эти слова, тут же вспомнит рубиновые звёзды московского Кремля, кто-то красивые вазы из хрусталя и сульфидно-цинкового стекла. Увы, единственное, что осталось от знаменитого стеклозавода в нескольких километрах от Вышнего Волочка это здание проходной с аншлагом и орденом Трудового Красного Знамени. На бывшей заводской территории сейчас всё, что угодно: автобазы, автосервисы. Но только не стекловаренные цеха.
- Проходная завода
С северной стороны к заводу подходила железнодорожная ветка от станции Леонтьево главного хода ОЖД. Изначально это была 500-миллиметровая линия конной тяги, в 1930-е годы она была перестроена под узкоколейный путь 750 мм. Готовую продукцию на станцию, а также дрова, торф с ближайшего торфопредприятия возили на вагонетках, которые тянул паровоз Ку («кукушка»). Линия нормальной колеи появилась в период с 1959 по 1965 годы (семилетний план или семилетка). Тогда же к заводу был подведён природный газ.
- Два моста
Для новой стальной колеи возвели и новый бетонный мост через реку Шлину, который стоит по сей день. Торчащие рядом с ним из воды «пни» деревянных свай – это остатки старого узкоколейного моста.
Впрочем, полностью путевое хозяйство перешьют с узкой колеи на широкую только к концу 1970-х-началу 1980-х, на территории самого завода до этого времени продолжала действовать колея 750 мм. Недалеко от моста на противоположном от предприятия берегу было место, где грузы, приходившие от станции Леонтьево по нормальной колее, перегружались в узкоколейные вагоны. Или погрузная – как называли его работники предприятия.
Нельзя сказать, что Красномайская железная дорога работала как часы. Судя по репортажам с партийных собраний, публиковавшихся в ведомственной газете тех лет, имели место нарушения дисциплины работников транспортного цеха, простои вагонов, отсутствие на заводе нормальных условий для ремонта подвижного состава, бой стеклоизделий при погрузке. А сегодня линии нет вообще. Как нет и предприятия. Насыпь на ряде участков уже непроходима.
- заросли на ж/д насыпи
Линия Леонтьево – завод «Красный Май» пересекала на одном уровне автодорогу Москва – Санкт-Петербург, что заставляло водителей снижать скорость перед переездом, а порой и ждать прохода состава. Сегодня прогуляемся по трассе, где она когда-то проходила. Начнём прогулку не от начальной точки – станции Леонтьево, а от конечной – въездных ворот. Точнее, бывших ворот.
- насыпь и тропинка
Любопытно, что на последнем своём отрезке – на мосту, который находится практически перед воротами, – рельсы лежали ещё в 2015-2016 годах. Это можно заметить на фото к моим заметкам из Живого Журнала (ссылки на них в комментариях). Сейчас стальных плетей нет и здесь. Только шпалы. Как нет уже и ворот.
- Железобетонный мост
Бывшая погрузная, представляет собой груду из бетонных плит, которые когда-то укрепляли насыпь, и котлован, напоминающий карьерные разработки. Похоже, полотно использовали как место «добычи» песка. Другая половина насыпи пока ещё не срыта.
- бывшая платформа для перегрузки
В черте посёлка бывшая линия используется в основном как пешеходная дорожка. Где-то это лишь узенькая тропинка среди кустов. Главное – не споткнуться о выступающие шпалы, словно осколки созданного на заводе рубинового стекла. Пропитанные креозотом они долго ещё будут напоминать о том, что когда-то здесь ходили поезда.
- железнодорожная насыпь
Надо сказать, что стальная ветка тянулась не вдали от посёлка, не через леса и болота, а буквально в нескольких метрах от жилых домов, гаражей, бань. «Романтика», - наверняка скажет кто-то из нынешних любителей чугунки. хотя трудно сказать, насколько романтичным было настроение у жителей этих домов, когда буквально под окнами дымил и грохотал грузовой поезд, состоящий явно не из двух-трёх вагонов. В основном везли песок, который поставлялся с Украины.
- насыпь и дома
- насыпь и сарай
Тропинка на месте пути обрывается метров за 350-400 до трассы М10, и на уровне домов №№ 42, 44 и 46 по улице Кирова (достаточно ухоженных с аккуратными дворами) до самой дороги пошла дикая опушка среди берёз и кустов, летом густо зарастающая бурьяном. Такой же непролазной насыпь встречает «проходчика» и после пересечения автотрассы. К слову сказать, бывший переезд с М10 – единственное место по на всём протяжении ветки, где не были сняты рельсы. При очередном ремонте дороги их укатали в асфальт, и с обочин можно увидеть торчащие из-под покрытия стальные плети.
- ж/д колея уходит под асфальт трассы
Продолжим прогулку по бывшей железной дороге бывшего завода «Красный Май» в следующей заметке.
Кстати. Принято считать, что предприятия, гремевшие в советское время на всю страну и за её пределами, остановились в 1990-н годы. И не просто остановились, а, падали как костяшки домино, роняя друг друга. С «Красным Маем» ситуация другая. Последнее десятилетие XX века он худо-бедно, но пережил, хотя зарплату в тот период там выдавали, в основном, стекольной продукцией. Но оборудование, цеха сохранили. Рухнул завод уже в нынешнем веке в результате финансовых махинаций. Однако ни каких-то проверок, ни, тем более, следствия по факту законности сделки не проводилось. Государство не предприняло ни единой попытки, чтоб спасти уникальное предприятие.
Статья о стеклозаводе "Красный Май" -
https://nord-traveller.livejournal.com/42913.html