Островки и Ширинские - Шихматовы

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории Вышневолоцкого района

Модератор: Алексей Крючков

Островки и Ширинские - Шихматовы

Сообщение Павел Иванов » 21 ноя 2014, 15:51

 ! Алексей Крючков писал(а):
Связанные темы:
  1. Лялино http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?f=25&t=736
  2. Берёзки, Боровно и окрестности http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?f=25&t=932
  3. Тубосс и Параскево-Пятницкий монастырь http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?f=25&t=29

Верный царю и церкви
21.11.2014 "Тверские ведомости" (статья исчезла с сайта газеты)

Воинствующий православный, горячий патриот и личный друг Николая II – все это можно сказать о тверском губернаторе А.А. Ширинском-Шихматове. Князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов (1862–1930) открывает в истории тверских правителей полосу губернаторов, находившихся на своем посту очень краткое время – по несколько месяцев. Но все они были знаменитыми людьми.

Будущий тверской губернатор родился в 1862 году в Вильно в семье попечителя учебного округа (впоследствии его отец Александр Прохорович был товарищем министра народного просвещения). Семья была знаменитая, чрезвычайно религиозная, близкая к верхушке русской церкви XIX века. Это наложило очень сильный отпечаток на Алексея Александровича. И отец, и сын положили жизнь на воцерковление населения империи, не считаясь с силами и средствами. Сами они видели себя орудиями десницы Божией, проводниками русской цивилизации. К миссии своей подходили весьма ответственно, в быту и в службе были чрезвычайно честны и порядочны. Такого рода люди были очень востребованы во времена Александра III, нашли они себя и в правление его сына.

В 1884-м, в год смерти отца, Алексей Ширинский-Шихматов начал свою административную карьеру. Был чиновником особых поручений, советником губернского правления, принимал участие в возведении православных храмов и школьных зданий. В 1890 году был назначен помощником юрисконсульта при обер-прокуроре Синода, а в 1894-м – прокурором Московской Синодальной конторы, главным начальником Синодального хора, управляющим Синодальной библиотекой и ризницей, в его ведении находилось также управление церковным хозяйством и имуществом в Москве.
На этой должности он принес немало пользы. В 1902–1903 годах Ширинский-Шихматов руководил подготовкой торжеств, связанных с церковным прославлением преподобного Серафима Саровского, и этим получил возможность близко представиться Николаю II. Царь был очарован торжествами и их организатором. 12 декабря Алексей Александрович был назначен тверским губернатором, получил должность гофмейстера Двора, ордена и премии.
Кратковременное пребывание Ширинского-Шихматова в Твери отмечено целым рядом событий. Год 1904¬й открыл фактически период противостояния правительства и оппозиции в стране, противостояния, все чаще принимавшего резкие и публичные формы. На фоне неудачной войны с Японией конфликт быстро разгорался.
Как губернатор, Ширинский-Шихматов оказался наименее гибким из всех, далеко обойдя в открытом неприятии всякой оппозиции даже Ахлестышева. Имея почти неограниченный доступ на личный прием к царю, он добился не просто удаления от руководящих должностей лидеров местного либерального дворянства и земства, но фактически прекратил работу целых земских управ (наиболее либеральных – тверской и новоторжской). Лидеры дворянской оппозиции Апостолов и Белавенский были арестованы (невиданная в Твери мера со времен «бунта» Алексея Унковского и его товарищей в 1862 году). Лидеры земцев высланы из губернии.

При этом не заметно, что «Тверские губернские ведомости» в правление Ширинского-Шихматова как-то особенно отличаются от предыдущего периода. Естественно, о политических ссылках – ни слова. Естественно, церковная составляющая все так же сильна. Естественно, о русско-японской войне – только в победных тонах.

Благодаря прошлой своей деятельности и обширным церковным московским связям, губернатор пытался разнообразить культурную жизнь губернии на свой вкус. Объявление из 1904 года: «В среду, 25 февраля, в помещении Тверского Благородного собрания в пользу Российского Общества Красного Креста будет дан духовный концерт московского синодального хора… В четверг, 26 февраля, в 12 часов дня синодальный хор даст концерт в помещении князя А.А. Ширинского-Шихматова в Императорском Дворце… Прибытие к нам московского Синодального хора представляется явлением совершенно исключительным. Тверь предстоящим ей удовольствием слышать у себя чудное пение всецело обязана г. Начальнику Губернии князю А.А. Ширинскому-Шихматову».

Между тем политическая ситуация в стране изменилась. 15 июля 1904 года в Петербурге был убит бомбой министр внутренних дел Вячеслав Плеве. Новый министр, князь Пётр Дмитриевич Святополк-Мирский, умолял царя начать реформы по «умиротворению» назревшего социального конфликта в стране, не видеть который было уже невозможно.

Но Ширинский-Шихматов конфликта не замечал. Он продолжал в Твери политику жесткого подавления пока еще легальной, земской, оппозиции, подготовив очередной список лиц, нахождение которых в пределах губернии, с его точки зрения, было нежелательным. Ходили устрашающие слухи, что, пользуясь неограниченным влиянием на церковные дела, он предложил епископу Димитрию (Самбикину) обязать священников аттестовать прихожан на политическую благонадежность. Скорее всего, это неправда, но слухи хорошо характеризуют сложившуюся ненормальную ситуацию. Святополк-Мирский отказался одобрить список высылаемых лиц. Тогда тверской губернатор подал в отставку. Николай II записал в дневнике 10 октября 1904 года: «Ширинский просил уйти из Твери. С сожалением согласился».

Разумеется, прибыв в Петербург, Алексей Александрович постарался досадить министру внутренних дел Святополку-Мирскому, лично пожаловавшись царю. Но тогда Николай II счел возможным оставить своего «либерального» министра, а Ширинского-Шихматова назначил сенатором.

Карьера его продолжилась. В апреле 1906 года А.А. Ширинский-Шихматов был назначен обер-прокурором Синода. Позже отказался войти в правительство П.А. Столыпина, имея личное отвращение к последнему. Был членом Государственного Совета, в качестве лидера крайне правых, до конца пользовался доверием царя. В Думе требовал ввести осадное положение в Петрограде в феврале 1917 года. После отречения Николая II и его ссылки пытался организовать вывоз государя с семьей за границу – вплоть до лета 1918 года. 1 сентября 1918-¬го Ширинский-Шихматов с семьей по чужим документам выехал из Москвы в Прибалтику. Скончался он в эмиграции под Парижем в декабре 1930 года… В некрологе о почившем было сказано: «Ушел в могилу не только просто хороший человек и крупный государственный деятель, но и человек старого закала, воплощавший в себе традиции и мощь дореволюционной России».
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 678
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

О Ширинских - Шихматовых

Сообщение Павел Иванов » 22 ноя 2014, 15:02

Алексей, я не преминул бы отметить Островки, если бы они были с ним связаны. Но увы: в Островках жил Андрей Александрович Ширинский-Шихматов. Он, хотя и по отчеству и по времени почти соответствует, но даже не брат тверского губернатора Алексея Александровича Ширинского-Шихматова.
Вообще, семейка интересная. Не знаю, бывал ли в Островках Алексей Ширинский-Шихматов, а я бы прокатиться туда не отказался.
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 678
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Островки и Ширинские - Шихматовы

Сообщение Галина Зигерт » 22 ноя 2014, 20:15

Лёш, конечно стоит оставить эту статью. Чрезвычайно интересно. Сейчас усадьба пуста, детей вывезли, но сторож там есть.Она в ведении районного муниципалитета. Что с ней будет, неизвестно, лишь бы не постигла судьба усадьбы Манзеев в Боровно.
Павел, а прокатиться туда лучше в тёплое время года, непременно заехав в Берёзки. Кстати, я не помню, а вы были на могиле последнего священника Берёзкинской церкви о. Синицына? Если нет, съездим и туда. Это 2 км от Берёзок. А чуть дальше, ещё 2 км, красивейший холм у протоки к Лялинскому озеру. Там точно не были. Сказочное место.
Аватар пользователя
Галина Зигерт
 
Сообщений: 182
Зарегистрирован: 12 дек 2010, 17:34
Откуда: Тверь - Вышний Волочек

Островки и Ширинские - Шихматовы

Сообщение Евгений Ступкин » 23 ноя 2014, 00:33

Павел Иванов писал(а):в Островках жил Андрей Александрович Ширинский-Шихматов. Он, хотя и по отчеству и по времени почти соответствует, но даже не брат тверского губернатора Алексея Александровича Ширинского-Шихматова. .

Павел Сергеевич, я считаю, что это братья. Всего их было четверо: Алексей (1862-1930) - это наш тверской, Андрей (1867-1927) - это вышневолоцкий, Сергей (1866-1916) контр-адмирал Гвардейского экипажа, Дмитрий (1868-1908) - полковник, адъютант Великого князя Николая Николаевича Младшего (Дворянские роды Российской империи, том 3. М. 1996. с. 198-199)
Аватар пользователя
Евгений Ступкин
 
Сообщений: 264
Зарегистрирован: 12 июл 2010, 14:06
Откуда: Вышний Волочек

Re: Боровно, усадьба Манзеев - Остров Ширинского - Шихматова

Сообщение Павел Иванов » 24 ноя 2014, 17:57

А что ж это нигде не отмечено на генеалогических форумах? По идее-то все так и складывается. Но без прямого указания трудно судить. К тому же братья (если они братья) не очень-то, похоже, дружили. Не нашел я ни одного указания, что Алексей хотя бы съездил в гости в Островки. Хотя был любитель поохотиться. Но все куда-то под Питер и в Новгородчину ездил. Вообще, барин был специфический, этот Алексей Александрович. Он очень бы нашел себя в современной патриархии, просто вот очень. ;)
Андрей, кажется, был посложнее и поинтереснее.
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 678
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Островки. Усадьба Ширинских-Шихматовых и храм

Сообщение Денис Ивлев » 18 сен 2017, 22:35

16 сентября состоялся приезд правнучки князя Андрея Александровича Ширинского-Шихматова Ольги Александровны Федюшиной (Санкт-Петербург) в Вышний Волочек и в усадьбу Островки (Детский дом). Усадьбу Ольга Александровна посетила вместе с председателем ВИКО Денисом Ивлевым. Он провёл экскурсию по усадьбе, а так же побывал с нею на станции Академическая, селах Коломно и Березки и на святом источнике в с. Заречье. На месте Успенского храма в усадьбе Островки Ольга Александровна помянула своих предков, сделала импровизированный крест и повесила колокольчик. Память князей Ширинских-Шихматовых почтили минутой молчания. В Вышнем Волочке Ольга Александровна побывала в Вышневолоцком краеведческом музее. Фото с посещения Островков здесь: https://vk.com/album-118599485_247451138.
Фото усадьбы Островки: дом, парк, службы здесь: https://vk.com/album-118599485_245397861.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Денис Ивлев » 24 окт 2018, 11:10

1. Запланирован субботник на руинах храма в Островках (ноябрь 2018 г.).
2. Запланирована установка креста у алтарной части руинированного храма и таблички, которые изготавливаются при содействии Ольги Федюшиной - потомка Аникиты Ширинского-Шихматова (ноябрь 2018 г.).
3. Предполагается установка информационных стендов у усадьбы и у храма и указателей на них (весна 2019 г.).
_DSC0400.JPG
Руины Успенского храма в Островках. Фото Д. Ивлева

_DSC0389.JPG
Руины Успенского храма в Островках. Фото Д. Ивлева

Успенский храм в Островках. Фото архивные и современные: https://vk.com/album-100914789_246044204
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

1 декабря - освящение поклонного креста в Островках

Сообщение Денис Ивлев » 29 ноя 2018, 13:23

Дорогие друзья, 1 декабря в 11 ч. по благословению Митрополита Тверского Саввы состоится освящение поклонного креста в усадьбе Островки близ руин Успенского храма, который связан с именем о. Иоанна Кронштадтского. Приглашаем всех на торжество! Проезд: Вышневолоцкий район, д. Детский дом (усадьба Островки), за деревню в сторону с. Берёзки примерно 500 метров. Храм располагается слева от дороги.
001. Островки. Успенский храм. Фото нач. XX в..jpg
Успенский храм в Островках. Фото нач. XX в.
001. Островки. Успенский храм. Фото нач. XX в..jpg (49.43 KiB) Просмотров: 29375

ВНИМАНИЕ: После освящения примерно в 13:00 мы собираемся для встречи с потомком рода князей Ширинских-Шихматовых Ольгой Александровной Федюшиной (г. Санкт-Петербург). Ждём всех в центральной библиотеке на ул. Осташковская в 13:00. С собой иметь вкуснятину для чаепития!
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Успенская церковь в усадьбе Островки

Сообщение Денис Ивлев » 03 дек 2018, 22:27

Дорогие друзья, вот такая получается история у Успенского храма.
Успенский храм в Островках.
Руины Успенской церкви притаились на выезде из усадьбы князей Ширинских-Шихматовых в сторону деревни Остров. Слева от дороги находится почти целая западная стена здания, остальной храм разбит на части и тут же брошен. Но душа стремится в это святое место, ибо мало какой храм Вышневолоцкого уезда сравнится с таким количеством великих и святых имён, посещавших его и участвовавших в его жизни.
Усадьба князей Ширинских-Шихматовых – одна из самых молодых усадеб Вышневолоцкого уезда. После строительства дома и разбивки парка её владелец князь Андрей Александрович Ширинский-Шихматов решает выстроить в усадьбе необычную церковь-музей. Возможно, идею создания храма подсказал известный проповедник протоиерей Иоанн Ильич Сергиев – святой праведный Иоанн Кронштадтский, который незадолго до начала строительства храма побывал в усадьбе.
О тех давних событиях сохранились свидетельства священника Николая Синицына из приходского села Берёзки, в приход которого входила усадьба Островки. Они вошли в «Летопись села Берёзки» - сохранившийся доныне уникальный источник.
«1899 г. Февраля 4 дня в 12 ч. 55 минут утра с почтовым поездом прибыл из Санкт-Петербурга о. Иоанн Сергиев (Кронштадский), - писал отец Николай в «Летописи», - на станции он был встречен священником села Берёзки, князем Андреем Александровичем Ширинским-Шихматовым и князем Нилом Сергеевичем Пятутиным при большом стечении народа; со станции о. Иоанн приехал в дом князя А.А. Ширинского-Шихматова. В 8 часов утра о. Иоанн прибыл в церковь села Берёзки для служения. Утреню служил местный священник, канон читал о. Иоанн, и Божественную Литургию о. Иоанн в сослужении восьми священником, при трёх диаконах и при пении вышневолоцких соборных певчих. Народа было так много, что храм не вмещал в себя всех прибывших, а большая часть народа стояла в церковной ограде и близ нея. По совершении Божественной Литургии о. Иоанн сказал поучение. По окончании Литургии о. Иоанн изъявил желание посетить дом священника, но при выходе из церковной ограды так был стиснут народом, желавшим получить от него благословение, что был вынужден сесть в сани и уехать к князю А.А. Ширинскому-Шихматову, куда по приглашению последнего поехало и всё служившее с о. Иоанном духовенство на обед. Во время обеда о. Иоанн сказал глубокую и чувственную речь о важности и величии священнического служения; эту же речь он сказал в графофон, который воспроизвёл её с малейшими оттенками дикции. В доме князя Ширинского о. Иоанн принимал хлеб и соль от представителей приходов Березинского, Алексеевского и Хотиловского и благословлял лиц явившихся к нему за благословением. В половине 8-го вечера о. Иоанн отбыл на станцию Академическая, где до прихода поезда он благословил всех явившихся к нему и в 8 часов отправился в Сакнт-Петербург».
Эти живые свидетельства об святом Иоанне Кронштадтском обладают исторической и духовной ценностью. Возможно, именно отец Иоанн благословил создание уникального храма в Островках, после посещения усадьбы в 1899 г.
Владыка Димитрий (Самбикин), неоднократно бывавший в имени, так описывал коллекцию князя, которая послужила толчком для создания Успенского храма: «Церковь, по всей справедливости можно сказать, единственная в совеем роде. Строитель церкви князь Андрей Александрович, почитатель и глубокий знаток нашей церковной старины, с давних пор начал собирать иконы. Благодаря неутомимой энергии и знанию дела ему удалось составить богатейшую коллекцию этих иконы, состоящую из редких по своей древности, сохранности и ценности экземпляров. Иконы в этой коллекции преимущественно XIII-XVII столетий. Коллекция с течением времени разрослась до таких размеров, что князь решил выстроить в древнем стиле каменную церковь, в которой бы можно было расположить наиболее замечательныя и ценныя иконы. И этот замысел исполнен князем с таким искусством и любовию, которыя делают ему большую честь».
История самого храма началась 22 июня 1901 г. На закладке храма присутствовали Тверской архиепископ Димитрий (Самбикин), губернатор князь Н.Д. Голицын, соседи – сенатор Н.С. Таганцев и князь Н.С. Путятин. И снова слово стоит дать отцу Николаю Синицыну. Это торжественное событие он так же не обошёл своим вниманием:
002. Семья князя Ширинского-Шихматова у входа в Успенский храм в Островках.jpg
Князь Ширинский-Шихматов с семьёй у входа в Успенский храм. Фото нач. XX в.
«Июня 22. Состоялась закладка храма в честь Успения Божией Матери в имении князя Андрея Александровича Ширинского-Шихматова. Закладку совершил Его Высокопреосвященство Димитрий, архиепископ Тверской и Кашинский, в присутствии Тверского губернатора князя Голицына и многих почётных гостей при большом стечении народа. К 12 часам дня при церкви села Берёзки был совершен к месту закладки крестный ход».
Успенская церковь в Островках должна была стать первым в России храмом-музеем. Строилась церковь под наблюдением московского архитектора Фёдорова по проекту Н.Д. Иванова. Для храма-музея специально избрали русско-византийский стиль, а образцом для него послужили Суздальские церкви XII-XVI столетий. «Церковь выстроена по типу Суздальских церквей XII-XIV столетий, - писал Владыка Димитрий, - представителями которых служат церкви: Покрова Пресвтыя Богородицы на Нерли, Успенский собор в Звенигороде, Дмитровский собор во Владимире, Преображенский собор в Переяславле-Залесском и другие; точнее сказать, новая церковь по своей архитектуре является копиею Преображенского собора в Переяславле-Залесском, построенного между 1152-1157 годами. Этот собор представляет собой, как известно, наиболее простой и точный образец Суздальского архитектурного типа».
По завершении строительства наступил черёд отделки храма. Особое участие принял сам строитель и хозяин усадьбы. Андрей Александрович в 1896 г. возглавлял реставрацию Успенского собора Московского Кремля, и поэтому новый дубовый иконостас храма явился миниатюрной копией древнего иконостаса главного собора России. В новом иконостасе разместились самые ценные иконы из личного собрания князя А.А. Ширинского_Шихматова. Церковную утварь составили паникадило, потиры, кадила, напрестольные кресты и прочие предметы XVI-XVII вв.
Владыка Димитрий (Самбикин) посвятил на страницах «Тверских епархиальных ведомостей» пространное описание храма и деталей его убранства, которое даёт полное представление о новосооружённой церкви: «Церковь Успения в Островках имеет форму квадрата с тремя алтарными апсидами с восточной стороны. На северной и южной наружных стенах церкви наложены в вертикальном направлении пилястры, разделяющие стену на три пространства, а заканчивающиеся арками. На арках положена кровля в виде полукружий. В середине кровли утверждена высокая цилиндрическая трибуна и на ней купол в форме луковицы, покрытый разноцветной чешуй. В верхней части северной и южной стен и в алтарных апсидах характерныя длинныя и узкия окна. Церковь имеет одну дверь в западной стене; вместо колокольни – небольшая звонница Новгородскаго типа. Строил церковь московский архитектор Фёдоров. Первое, что поражает при входе в храм, это резной дубовый иконостас – в миньятюре копия иконостаса Московскаго Успенскаго собора, скомпанованная художником Горностаевым. В иконостасе поставлены древния иконы из коллекции князя. По правую сторону царских врат находится большая иконы Спаса Нерукотвореннаго в старинном художественном венце и с цатою, далее иконы Успения Пресвятой Богородицы новгородских писем XIII столетия. По левую сторону цакрских врат – иконы Казанской Божией Матери в центре и с цатою и далее преподобнаго Александра Свирскаго новгородских писем XIV столетия. Царския врата – резныя из дерева, XVII столетия, над ними тонкой художественной работы старинный деисус. Над Царскими вратами расположены в ряд двунадесятые праздники, выше ветхозаветные пророки и праведники и апостолы. Все иконы древняго письма XV-XVII столетий. На аналое у праваго клироса помещена икона Спас-мокрая-брада новгородских писем XV столетия. Все священные сосуды – потиры, дискос, напрестольные кресты, паникадило, подсвечники, кадила – подлинно древние, XVI-XVII столетий».
002. Князь Ширинский-Шихматов с семьёй у стен Успенского храма в Островках.jpg
Князь Ширинский-Шихматов с семьёй у стен Успенского храма. Фото нач. XX в.
В росписи и отделке храма «под XII век» приняли участие великие художники, имена которых чтит вся русская культура. Этой и ученики И.Е. Репина – Л. Альбрехт и Ф. Фёдоров, художники А.В. Скалон и А.И. Кудрявцев. Расписывал храм и сам Андрей Александрович, который был ещё и художником и входил в члены профсоюза Петроградских художников. В создании храма приняли участие М.В. Нестеров, Павел Корин, Н.К. Рерих, Е.И. Столица, И.И. Бродский, В.А. Беклемишев.
Роспись храма вызвала неподдельное восхищение архиепископа Димитрия. Её описанию он посвятил большой отрывок своей статьи: «Стены церкви расписаны священными изображениями и покрыты орнаментом. Желая строго выдержать стиль в росписи церкви соответственно ея архитектурным особенностям, строитель князь Шихматов объявил конкурс. Представлено 39 проектов, из которых выбран один.
Исполнение стенного орнамента принадлежит художникам парамонову и Болотову; священныя изображения писаны учениками профессора Репина Альбрехтом и Фёдоровым. Орнамент, состоящий из разнообразного сочетания изображений дерева и цветка, между которыми помещены небольшия церковки с луковичными главами, стилизован в духе нашей стенной росписи XII столетия. Колорит орнамента необыкновенно мягкий и нежный. Священныя изображения во весь рост: ап. Андрей Первозванный, св. Людмила, Серафим Саровский и Феодосий Черниговский. На полотке алтаря Знамение Божией Матери и на стене Господь Саваоф. В проходе из главной апсиды, напрво на стенах – св. Пантелеймон целитель, Иоанн Рыльский, св. Надежда и Иоанн Креститель, налево св. Тихон Задонский, Митрофан Воронежский, Иоанн Златоуст и св. Василий Великий. В средней части храма, над иконостасом на стене изображена в пояс Божия Матери в облаках с распростёртыми руками, в которых держит омофор; налево на стене на стене вверху свв. Муч. Павла и Екатерина, направо преп. Мария Египетская и св. Аникита (небесные покровители детей князя Ширинского – Д.И.). На южной стене во весь рост изображены св. Николай Мирликийский и св. Михаил Ярославич Тверской, вверху в пояс свв. Иона и Филипп, Митрополиты Московские, на северной стене во весь рост преп. Сергий Радонежский и св. князь Александр Невский, вверху в пояс св. Пётр и Алексий, Митрополиты Московские. На западной стене, направо от входа св. князь Михаил Черниговский и налево св. князь Андрей Боголюбский.
Над входной дверью на той же стене большое изображение: О Тебе радуется. На потолке купола Спас Нерукотворенный, увеличенная копия иконы Спас-мокрая-брада, на стенах трибуны (внутри купола – Д.И.) апостолы; ниже. При основании трибуны, четыре евангелиста, а между ними верхи древних суздальских и московских церквей с их характерными главами. Вся живопись, не говоря о ея художественном исполнении, носит особенный, своеобразный отпечаток духовной красоты и идейности; она представляет в своих характерных чертах тот русско-византийский стиль в иконографии, наилучшими выразителями котораго служат в наше время художники Васнецов и Нестеров. Лики святых жен и преподобных святителей проникнуты необычайной серьёзностию и одухотворены высокой религиозной имей, но они вместе с тем необыкновенно мягки и привлекательны, дышат любовию и смирением. Особенно красотой и художественностью отличается сложное изображение: О Тебе радуется. На изображении вокруг Богоматери, стоящей в молитвенной позе, помещены святее мужи и жены и ангелы, в трепетном благоговении обратившие свои взоры к Пресвятой Деве. Вся живопись и орнамент в церкви по своему стилю и характеру представляют удивительную гармонию. Стенная роспись церкви в Островках может служить образцом того, как следует расписывать наши православныя церкви в византийско-русском стиле».
Мы не случайно помещаем полное описание росписи храма. К сожалению, не найдено ещё фотографий внутреннего убранства храма, и описание поможет представить где и что было в уникальной церкви в Островках. Но не только живопись и иконы были уникальны, даже клиросы и печи изготавливались по особым проектам: «Дубовые клиросы и казенка сделаны учениками Строгановского училища в стиле XIII столетия. Обращают на себя внимание две изразцовые печи у северной и южной стен. Изразцы этих печей – точная копия изразцов, открытых при раскопках в Херсонесе Таврическом; изготовлены специально для церкви на заводе Мамонтова, самыя же печи скомпанованы художником Егоровым».
1 декабря 1904 г. состоялось торжественное освящение уникального для России Успенского храма. В «Летописи» о. Николая Синицына этому событию так же посвящен отрывок: «Декабря 1 дня высокопреосвященнейшим Димитрием, архиепископом Тверским и Кашинским. Соврешено священие храма в имении Островки князя Андрея Александровича Ширинского-Шихматова. Освящение храма и литургию высокопреосвященнейший Димитрий совершал в сослужении настоятеля Вышневолоцкого Казанского собора протоиерея Петра Алексеева, благочинного Александра Любского (священника с. Млёво – Д.И.), села Берёзки Николая Синицына и с. Алексеевского священника Василия Княщинского. Храм освящён в честь Успения Божией Матери. Высокопроесвященнейший Димитрий отбыл из имения Островки в 41/2 часа вечера».
Владыка Димитрий на страницах «Тверских епархиальных ведомостей» дополняет рассказ о. Николая: «Затем на новосвященном престоле Высокопреосвященным с вышеупомянутыми лицами была совершена литургия. После литургии был отслужен молебен Пресвятой Богородице с присоединением моления о выздоровлении протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Молебен закончен обычными многолетиями».
В 1906 г. в Успенском храме богослужение совершил Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Этот факт особо записан в «Летописи» священника Николая Синицына: «Августа 8 в 3 ч. утра прибыл в имение князя Ширинского-Шихматова Островки протоиерей кронштадтского Андреевского собора Иоанн Ильич Сергиев. Утром им были отслужены утреня и литургия. Литургия им была совершена в сослужении священников: благочинного Александра Любского, Вышневолоцкого Казанского монастыря священника Михаила Беневоленского, села Берёзки Николая Синицына, села Алексеевского Василия Княщинского. После литургии о. Иоанн завтракал у князя А.А. Ширинского-Шихматова; после завтрака посетил село Берёзки, где был в училище; затем отбыл в имением А.И. Манзей Боровно, где принял радушное угощение и довольно долго гулял по прекрасному парку. К 5 часам вернулся к островки, откуда в 10 часов вечера отбыл в Санкт-Петербург».
В храме бывал и будущий Святейший Патриарх Алексий I, в то время студент Сергей Симанский. Он и о. Иоанн были близкими друзьями семьи Ширинских-Шихматовых. Бывал здесь и председатель Государственной думы А.И. Гучков.
Храм создавался и как семейный склеп. В 1910 г. в нём упокоился сын Михаил Александрович Ширинский-Шихматов (1892-1910 г.). Существуют сведения и о том, что сюда успели перезахоронить и самого Андрея Александровича (27.12.1867 – 02.02.1927 г.). У о. Николая Синицына упоминаний этому не приводится, хотя сам факт смерти князя упомянут: «1927 г. Февраля 2-го (старый стиль) в Сретение скончался в Москве бывший князь Андрей Александрович Ширинский-Шихматов; погребён в Москве».
Личность строителя храма князя Андрея Александровича Ширинского-Шихматова многогранна – камергер Двора Его Императорского Величества, заместитель министра Внутренних дел, Вышневолоцкий уездный предводитель дворянства, член ТУАК, археолог-любитель, охотовед. Это далеко не полный список регалий и заслуг князя.
Но судьба семьи князя сложилась трагически после Октябрьской революции. Супруга – Людмила Карловна (1872-1946 гг.) была репрессирована и скончалась в Тамбове в крайней нищете. Дети князя вошли в сомн страдальцев за Христа. Иеромонах Никола - в миру Аникита Александрович Ширинский-Шихматов (30.04.1896-17.09.1937), штабс-капитан Преображенского полка, член общества «Союз спасения России», священник в Томске, был расстрелян. Монахиня Павла (1890) – расстреляна в 1935 г. в Карлаге. Дочери Мария (1899) и Екатерины (1904) расстреляны в Семипалатинске 4 декабря 1937 г. как «активные церковницы».
Храм взорвали на кирпич в 1935 г., но так и его и бросили, растерзанным и осквернённым. В настоящее время начинается движение за возрождение поруганной святыни. 1 декабря 2018 г. у алтарной части Успенского храма освящён и установлен поклонный крест в память семьи Ширинских-Шихматовых и в ознаменование начала возрождения уникального Успенского храма. Чин освящения по благословению Митрополита Тверского и Кашинского Саввы совершил настоятель Преображенского храма с. Леонтьево протоиерей Александр Смирнов.
Денис Ивлев, историк.
Источником статьи послужили сведения, собранные правнучкой А.А. Ширинского-Шихматова Ольгой Александровной Федюшиной, а так же материалы предоставленные Галиной Евгеньевной Зигерт и Дмитрием Сергеевичем Беневоленским.
1. «Церковь в с. Островках Вышневолоцкого уезда», «Тверские епархиальные ведомости», 1905 г., № 4 от 15 февраля 1905 г.
2. «Летопись церкви с. Берёзки», архив Г.Е. Зигерт, г. Тверь.
Последний раз редактировалось Денис Ивлев 03 дек 2018, 22:46, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Установка креста

Сообщение Денис Ивлев » 03 дек 2018, 22:36

1 декабря - особый день в истории нашей Вышневолоцкой земли. Близ руин Успенского храма в Островках (ныне д. Детский дом в Вышневолоцком районе) состоялось воздвижение и освящение поклонного креста. Крест был поставлен как знак к грядущему возрождению одного из святых мест Вышневолоцкой земли - храма, который связан со святым праведным Иоанном Кронштадтским, с мучениками за веру иеромонахом Николой (Ширинским-Шихматовым), монахиней Павлой и другими членами княжеской семьи, построившей храм. Успенский храм в Островках - первый в России храм-музей, где хранилась коллекция князя Андрея Александровича Ширинского-Шихматова. Его взорвали в 1935 г. не смотря на его ценность для русской архитектуры. И оставили руины, которые теперь неосознанно привлекают людей со всех уголков России. И вот день, когда у уцелевших фрагментов храма установлен поклонный крест, как знак памяти, как знак веры в возрождение. Чин освящения по благословению Митрополита Тверского и Кашинского Саввы совершил протоиерей Александр Смирнов - настоятель храма Преображения Господня с. Леонтьево (пос. Сонечный). В его приход сейчас входят Островки. На освящение креста прибыли из Санкт-Петербурга потомки князей Ширинских-Шихматовых Ольга Александровна и её дочь Наталья, а так же собрались жители окрестных деревень. И количество собравшихся было даже несколько неожиданным. Многие старожилы этих мест, присутствовавшие на освящении, вспоминали и о князе и о храме. На их глазах видны были слёзы... И не покидало чувство того, что сегодня здесь, в этом осквернённом безбожными властями месте, приоткрылась завеса между прошлым и настоящим, между Небом и землёй. Это отметили все присутствовавшие - необыкновенное чувство благодати, которая снизошла на эту землю вместе с пением церковных тропарей и каплями святой воды. Мы говорили о планах, о том, что предстоит сделать и как дальше быть, говорили о возвращении деревне Детский дом названия Островки и том, что молитва не должна здесь прекратится. Верю, что всему этому суждено сбыться, как верил и тогда, когда только впервые высказал мысль об установке здесь поклонного креста. Господь хранит эту землю молитвами тех, кто жил здесь и взошёл на Голгофу страданий, оставаясь верным Христу до конца.
Мы благодарим за помощь Ольгу Федюшину, Дмитрия Степанова и Александра Блинова. Все фото с подготовительных работ и освящения здесь: https://vk.com/album-100914789_258819643
Вложения
2018. Освящение креста 1.jpg
Островки. Поклонный крест на руках несут к храму
2018. Установка креста.jpg
Островки. Момент установки поклонного креста у Успенского храма
2018. Освящение креста.jpg
Островки. Молебен у креста
2018. Момент Освящения креста.jpg
Островки. Момент освящения креста у Успенского храма
2018. Ольга Ширинская-Шихматова и о. Александр.jpg
Островки. Ольга Александровна Федюшина и о. Александр Смирнов
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Иеромонах Никола (Ширинский-Шихматов). Князь, офицер, инок.

Сообщение Денис Ивлев » 05 дек 2018, 15:30

Бутырская тюрьма.jpg
Иеромонах Никола в Бутырской тюрьме
Бутырская тюрьма.jpg (8.04 KiB) Просмотров: 29226
Предлагаю вашему вниманию статью об иеромонахе Николе - Аниките Андреевиче Ширинском Шихматове. К слову о статье Павла Сергеевича, выложенной выше, он племянник Алексея Александровича Ширинского-Шихматова и пострадал в первые годы советской власти из-за попытки того спасти Императора Николая II. Но оно всём по порядку в статье.

Чем глубже погружаешься в изучение биографий мучеников и исповедников Русской церкви XX столетия, тем больше осознаёшь тот масштаб духовного падения нашего народа в тот период. И последствия той духовной катастрофы мы продолжаем пожинать до сих пор. Перед нами непростая биография человека, у которого было всё – имя, влияние, средства, но он отрёкся от всего этого ради веры во Христа. Иеромонах Никола из древнего рода князей Ширинских-Шихматовых связан с нашей Вышневолоцкой землёй своими корнями и своей нелёгкой судьбой.

В миру иеромонаха Николу звали Аникита Андреевич Ширинский-Шихматов. Он родился 30 апреля 1896 г. в семье князя Андрея Александровича Ширинского-Шихматова – выдающегося коллекционера, охотоведа, художника, археолога и благотворителя. Усадьба князей Ширинских-Шихматовых располагалась в Вышневолоцком уезде и носила поэтическое название Островки. После революции название это исчезло с карты, долгое время в доме Ширинских-Шихматовых располагался детский дом, по нему и само место получило и доныне носит сиротское название – Детский дом.

Мать Аникиты – Людмила Карловна урождённая фон Мекк была дочерью миллионера немецкого барона Карла Георга Фридриха фон Мекк, которого по-русски все звали Карл Фёдорович. Мать Людмилы Карловны – Надежда Филаретовна фон Мекк была против брака дочери и князя А.А. Ширинского-Шихматова, называя его «ненадёжным человеком». Позднее Людмилу Карловну по паспорту будут звать Людмила Георгиевна, но это ошибкой не будет, ведь одно из имён отца – Георг. Всего в семье было несколько детей. Сёстры Павла Андреевна, Екатерина Андреевна и Мария Андреевна. Все приняли позднее мученическую кончину за веру Христову в заключении. Образа их небесных покровителей разместил в усадебном Успенском храме отец.

Отец Аникиты был знаком со многими выдающимися художниками своего времени. Многие бывали у него в гостях в усадьбе. Бывал здесь и святой праведный Иоанн Кронштадтский, посещения усадьбы которым в 1899 и 1906 годах застал малолетний Аникита Андреевич. Воспоминаний об их встречах не сохранилось, но Аникита конечно же участвовал во всех семейных торжествах и ярких событиях, таких как, например, закладка Успенского храма-музея в Островках в 1901 г. и его освящение в 1904 г.

В 1915 г. князь Андрей Александрович вместе со старшим братом Алексеем Александровичем Ширинским-Шихматовым – в то время губернатором Тверской губернии – организовал общество «Художественного возрождения России», в которое вошли многие именитые художники. Тогда же браться строят знаменитый Фёдоровский городок в Царском селе. В 1908 г. князь А.А. Ширинский-Шихматов назначается вице-губернатором Эстляндии, в 1909 г. – на ту же должность в Симбирскую губернию, а с 1915 г. становится губернатором Саратова. В 1916 г. Андрей Александрович – товарищ министра внутренних дел.

В это время Аникита находится на фронтах Первой мировой. В 1914 г. он окончил Санкт-Петербугский пажеский корпус и поступил на службу в Преображенский полк. Началась Первая мировая война, получившая среди соотечественников название Отечественная. Штабс-капитан Аникита Андреевич Ширинский-Шихматов командовал маршевой ротой. В 1915 г. ранен в лёгкие, в 1917 г. контужен и отправлен в отпуск в Крым. В том же 1917 г. полк был расформирован, но молодой офицер ещё не осознал всю тяжесть сложившейся революционной ситуации в стране. Из воспоминаний кузена Римского-Корсакова известно, что «Аникита, только что демобилизовавшийся из армии, жил ещё интересами своего полка. Он с азартом рассказывал что-то о солдатских комитетах, о снятии погон, о геройстве некоторых своих товарищей офицеров и, наконец, о том, что ему удалось с кем-то из офицеров спасти знамя их Преображенского полка, зарыв его где-то в тайном месте по дороге в Ярославль».

Но азарт скоро сменился горьким разочарованием. В 1918 г., когда Аникита Андреевич явился в Алексеевское училище на регистрацию офицеров, последовал арест и заключение в одиночную камеру № 27 Бутырской тюрьмы. Здесь он провёл полгода без предъявления какого-либо обвинения. Наконец обвинение было предъявлено в участии в контрреволюционном монархическом заговоре. Дядя Аникиты – старший брат отца Алексей Александрович во время революции создал монархическую организацию по спасению Царской семьи, куда вошли его дети – кузены Аникиты – кавалергарды царской армии Георгий, Кирилл и Александр. Но участков организации предали, семье удалось эмигрировать. Из-за них арестовали Аникиту.

Виновным себя Аникита не признал, на допросе доказывал, что его арестовали по ошибке, спутав его с кузенами, служившими во время войны при Английской миссии переводчиками. Но власти приговорили его к лишению свободы до конца гражданской войны. Последующее заключение он отбывал в одном из первых в мире концлагерей - Ивановском - в закрытом Иоанновском монастыре. В 1920 г. его выпустили.

В 1920-1922 гг. он начал службу в различных советских учреждениях. Но тучи постоянно сгущались над ним и над его семьёй. Невесту Аникиты звали Матрёна Теппонен. Отец его был репрессирован. В 1922 г. у молодых должен был родиться ребёнок, но Аникиту уже дважды арестовывали, и родители беспокоились, что тяжёлая судьба постигнет их чадо. Решено было пойти на хитрость, что бы дать ребёнку официальную регистрацию с безопасной фамилией. Матрёна заключила официальный брак с Алексеем Григорьевичем Чижовым, а новорожденный сын стал Александром Алексеевичем Чижовым. Родился он в д. Межно близ станции Сиверской под Петроградом, но и место рождения было поменяно на Лениград.

Стоит отметить, что на станции Сиверской находился дом отца и деда Андрея Александровича Ширинского-Шихматова. Здесь и родился сын Аникиты. Когда-то в лучшие времена князь здесь занимался археологическими раскопками со своим другом Н.К. Рерихом и принимал царские охоты с баронами Фредериксом, Дерфельденом и Мюллером. Отец Аникиты в то время был авторитетнейшим знатоком медвежьих охот. В 1900 г. написал книгу «По медвежьим следам», сконструировал пулю для гладкоствольного оружия, которую назвали его именем, и механическую медвежью рогатину…

Матрёна так же изменила себе отчество, дату и место рождения. Она погибла во время блокады Ленинграда. В их квартиру на Гороховой, 25 попала бомба…

Кстати, сын Максима Горького и Екатерины Пешковой – Максим – родился в Полтавском имении князя Ширинского-Шихматова. Екатерина тесно общалась с Людмилой Карловной и вела с ней переписку. Но позднее это не спасло её от ужасной судьбы. В 1930 г. её следы обнаруживаются во Владимире на Клязьме, где она находилась в ссылке вместе с сёстрами Аникиты Марией и Екатериной.

В январе 1922 г. последовал новый арест и два месяца тюрьмы. Но только Аникиту отпустили, как снова арестовали. В заключении он провёл до конца 1922 г. В 1924 г. его снова арестовывают и приговаривают к трём годам ссылки в Сибирь в г. Обдорск Тобольской губернии.

По возвращении из ссылки Аникита живёт в Москве и посещает Высоко-Петровский монастырь, где и принимает решение стать монахом. Видимо на это решение оказал влияние его духовник – архимандрит Агафон (Лебедев). Вот свидетельство монахини Игнатии: «В Выско-Петровском монастыре появился высокого роста худощавый юноша Аникита – из рода князей Ширинских-Шихматовых. Брат Аникита стал духовным сыном архимандрита Агафона (Лебедева; в схиме – схиархимандрита Игнатия). Ни шагу не делал без его благословения, исписывал длинные страницы откровениями помыслов и во всем перед батюшкой благоговел…»

В 1929 г. его постриг в монашество епископ Варфоломей (Ремов) с именем Никола. Матушка Игнатия продолжает: «Пришло время, и Владыка Варфоломей постриг молодого князя, дав ему в монашестве имя Николы-Святоши, князя Черниговского. Отец Никола очень скоро был рукоположен во иеродиакона и с рвением, тщанием и любовью проходил в Высоко-Петровском монастыре свое послушание».

В 1929-1930 гг. иеродиакон Никола служит в храме преподобного Сергия на Большой Дмитровке, затем рукополагается во иеромонаха и служит в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках. Проживает на одной квартире вместе с епископом Гавриилом (Абалымовым) по адресу ул. Трубная, 36-1.

29 сентября 1930 г. последовал очередной арест и заключение в Бутырскую тюрьму. Коллегия ОГПУ обвинила его в членстве в «антисоветской группировке, вёл а/с пропаганду, распространял провокационные слухи». Один из свидетелей показал: «Руководящую роль в контрреволюционной деятельности нелегального монастыря выполнял вернувшийся из ссылки бывший князь Ширинский-Шихматов, который лично мне рассказывал о творящихся ужасах и издевательствах над заключёнными, что он всегда готов вести борьбу с ненавистной ему советской властью»

13 января 1931 г. был вынесен приговор – три года концлагерей. Наказание иеромонах Никола отбывал в Усольлаге и Вишерском исправительно-трудовом лагере. В январе 1932 г. иеромонах Никола освободился из концлагерей и снова приехал в Москву. В феврале 1933 г. он начинает служить в церкви преподобного Сергия на Большой Дмитровке. Но вскоре последовал арест.

В это время осудили на ссылку в Казахстан и двух сестёр иеромонаха Николы Марию и Екатерину, затем их расстреляли. Сестру Павлу приговорили к 5 годам концлагерей и вскоре расстреляли… Мать – Людмилу Георгиевну лишили гражданских прав и права проживания в шести городах. Последнее место жительства Людмилы Георгиевны – Тамбов, где она скончалась в крайней нищете, ненадолго пережив всех своих детей...

В 1933 г. поползли слухи, что у Аникиты – иеромонаха Николы есть сын. В это время кузен иеромонаха Николы – Павел Васильев (сын сестры матери Аграфены фон Мекк) – направляется из Ленинграда на учёбу в военно-политическую академию в Москву. По некоторым данным, ему стало известно об этих слухах и он посоветовал иеромонаху Николе написать отречение от сына. Судя по сохранившейся подписи на детской фотокарточке сына Александра, которую отец Никола направил Павлу Васильеву, что тот всё сделал, но не официально, а «левым образом». Вот эта надпись: «Дорогой Павлик, шлю тебе карточку. Да точно. Я отрекся Сына. Черновато сделано». О любви отца к сыну и его переживаниях говорит единственная буква в этой подписи – заглавная С в слове Сына.

27 апреля 1933 г. началось новое дело «Ширинского-Шихматова А.А.». Вело его Особое совещание при Коллегии ОГПУ. Отца Николу арестовывают и помещают в Бутырскую тюрьму. Вскоре вынесен приговор – три года исправительно-трудовых лагерей по обвинению в «участии в к/р организации церковников». Отбывал отец Никола наказание в Сиблаге в Кемеровской области. В 1936 г. последовало освобождение.

В общей сложности отец Никола отбыл в тюрьмах и лагерях 10 лет и 2 месяца, после чего его здоровье было окончательно подорвано и его признали непригодным к какой-либо физической работе. В Москву иеромонах Никола не вернулся. В 1937 г. он оказывается в Томске, где первое время служил пономарём. В марте 1937 г. освобождается место священника в Троицкой (бывшей единоверческой) церкви Томска, где он и приступил к служению. В Томске он жил по адресу ул. Войлочная Заимка, 21-1.

В том же 1937 г. последовал новый арест. На допросе о. Никола вёл себя уверенно, обвинения не признал, но твёрдо заявил, что «действительно, является монархистом, что Советскую власть встретил враждебно и относится к ней так до сих пор». Обвинили иеромонаха в «участии в контрреволюционной монархической организации «Союз спасения России», созданной для свержения Соввласти, завербовал в эту к/р организацию поэта Н.А. Клюева».

17 сентября 1937 г. был приведён в исполнение приговор к высшей мере наказания – расстрелу.

4 мая 1989 г. был реабилитирован.

Денис Ивлев, историк.

Источник:

Никола (Ширинский-Шихматов Аникита Андреевич). Новомученики и Исповедники Русской Православной церкви XX века, сайт ПСТГУ: http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans ... 8KZceXb8E* (просмотр 05.12.2018 г.).
Автор благодарит за материалы Ольгу Александровну Федюшину (г. Санкт-Петербург).
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Денис Ивлев » 26 ноя 2019, 11:30

Точно год не назову (когда закрылся детдом), надо уточнить. Пока усадьба выставлена на продажу, там есть сторожа и они открывают для экскурсантов дом.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Островки и Ширинские - Шихматовы

Сообщение Марина Афанасьев » 12 сен 2023, 02:25

Здравствуйте! Кто-нибудь знает о предках Надеши Ширинской-Шихматовой, жены Лео фон Вакано, сына Альфреда фон Вакано, основателя Жигулевского пивоваренного завода в Самаре? Я хотел бы знать, принадлежала ли она к этой линии: Ширинские-Шихматовы (Ширинские) — древний татарский княжеский род.
При подаче документов (21 декабря 1685 г.) для внесения рода в Бархатную книгу был предоставлен генеалогический список князей Шихматовых.
Княжеский род записан в V части родословной книги Смоленской губернии.
Есть еще два дворянских рода Ширинских, записанные во II и III частях родословной книги Таврической и Ярославской губерний. Иван Шихматов воевода в Серпейске (1659 г.)
Среди владельцев населенных имений были три князя Ширинские и три князя Шихматовы (1699 г.).

Буду признателен, если кто-нибудь узнает, я живу в Англии (но я француз) и ничего о ней не могу найти.
Прошу прощения за то, как я использую русский язык, но я пока не говорю по-русски, поэтому использую Google Translate.
пока пока
Марина Афанасьев
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 12 сен 2023, 01:52
Откуда: Великобритания, Тинмут

Сообщение Космаков Игорь Леонидович » 12 сен 2023, 12:48

Ольга Александровна Федюшина, живущая в Санкт-Петербурге - из рода Ширинских-Шихматовых и занимается историей этого рода. Насколько я припоминаю в 2022 и 2023 годах у нее были выставки в Вышневолоцком краеведческом музее, возможно, она что-либо знает по вашему вопросу.
Адрес её странички в соцсети "ВКонтакте" - https://vk.com/id3184590

Кроме этого, может быть, эта страничка из метрической книги с записью о рождении и крещении младенца Валентина поможет Вам разобраться с вашим вопросом -

Изображение
У Льва (Лео) Альфредовича фон Вакано и его жены Надежды Владимировны 23 мая 1917 года в Вознесенской церкви что на улице Царицынской города Москвы был крещен сын Валентин (он родился 21 апреля 1917 года предположительно в Самаре). В восприемниках указана дворянка Мария Владимировна Францисти (урожденная княжна Ширинская-Шихматова) - очевидно, родная сестра Надежды Владимировны.
Аватар пользователя
Космаков Игорь Леонидович
 
Сообщений: 73
Зарегистрирован: 07 окт 2019, 11:56
Откуда: Фировский р-н, Великооктябрьский

Надежда Владимировна Ширинская-Шихматова

Сообщение Космаков Игорь Леонидович » 21 сен 2023, 18:49

В дополнение к предыдущему моему сообщению о Надежде Владимировне фон-Вакано (предположительно урожденная Ширинская-Шихматова) пересылаю две метрические записи, в которой присутствует имя этой женщины.

1). Цитирую Вам запись из метрической книги Василие-Кесарийской церкви (что в Тверской-Ямской слободе Никитского сорока города Москвы) за 1913 год о бракосочетании 18 января 1913 года Лео Альфредовича фон-Вакано и Надежды Владимировны Джежелей (предположительно урожденная княгиня Ширинская-Шихматова).
"18 января 1913 года бракосочетались - Самарский 1-й гильдии купеческий сын, диплом инженера, Лев Фридрих-Герман Альфредович фон-Вакано, римско-католического вероисповедания, первым браком, 29-ти лет от роду и дворянка Надежда Владимировна Джежелей, православного вероисповедания, ВТОРЫМ браком, 26-ти лет от роду.
Поручители по жениху - Потомственный почетный гражданин Алексей Иванович Докучаев и свободный художник Владимир Александрович Зиринг.
Поручители по невесте - Потомственный дворянин Димирий Феодорович Францисци и дворянин Андриан Люценович Потомб".
Источник - ГБУ "ЦГА города Москвы", фонд 2124, опись 2, дело 42, стр. 15.
Адрес Источника - https://cgamos.ru/metric-books/2124/2124-2/2124_2_42/
Я не буду, Марина, комментировать эту запись. Предполагаю и надеюсь, что разберетесь.
Самое главное слово в этой записи я выделил заглавными буквами.

ГБУ ЦГА Москвы_фонд2124_опись2_дело42__стр15.jpg


2). Цитирую Вам запись из метрической книги Троицкой церкви города Кашира Тульской губернии за 1909 год.
"06 марта 1909 года родился Георгий, крещен 03 апреля 1909 года в Троицкой церкви города Кашира Каширского уезда Тульской губернии.
Родители - дворянин Алексей Константинов Джежелей и законная жена его Надежда Владимировна, оба православного вероисповедания.
Восприемники - Статский Советник Константин Лукич Джежелей и жена дворянина Екатерина Константинова Чаплыгина".
Источник - ГКУ Московской области ЦГАМО, фонд 17И, опись 1, дело 257, стр. 130.
Адрес Источника - https://yandex.ru/archive/catalog/5b122 ... 42791b/130

2023-09-21_17-10-18.png
Аватар пользователя
Космаков Игорь Леонидович
 
Сообщений: 73
Зарегистрирован: 07 окт 2019, 11:56
Откуда: Фировский р-н, Великооктябрьский


Вернуться в Вышневолоцкий р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron