Белый омут, Николо-Столпенский монастырь, древний волок

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории Вышневолоцкого района

Модератор: Алексей Крючков

Преподобномученик Стефан (Кусков) и освящение иконы 08.03.15

Сообщение Денис Ивлев » 09 мар 2015, 17:45

Жаль, что никто из краеведов не присоединился. Праздник, как отмечали все присутствовавшие, получится как престольный. Сколько радости было в глазах прихожан. Особенно порадовала великопостная трапеза! Я таких вкусностей не едал никогда, и поверьте, ни грамма скоромного. Очень много вы потеряли, господа. Дома так не готовят:))) А уж пироги сладкие прямо таяли во рту! Ну да хватит о пище телесной, вот сугубый отчёт духовных торжеств:
YyDS_THvjKc.jpg
Святыни храма: икона свт. Николая из монастыря, мощи свт. Николая и икона прмч. Стефана

8 марта в Николо-Столпенский монастырь п. Белый Омут был доставлен образ преподобномученика Стефана (Кускова) - последнего священника монастыря. Образ был создан специально для возрождающегося монастыря силами Яны Романенко-Услар и иконописца Ольги Колокольцовой. У врат обители встречали образ прихожане Белоомутовской церкви и настоятель храма священник Андрей Храмов. Как только икону вынесли из машины начался колокольный звон. После того, как было пропето величание святому, все приложились к образу, а затем Денис Ивлев передал его в руки прихожан храма и его внести в небольшую домовую церковь. Здесь была совершена Божественная литургия, после которой состоялось освящение иконы. В сказанном после освящения слове отец Андрей поблагодарил благодетелей и иконописца за проделанный труд и дал слово Денису Ивлеву, который рассказал об истории создания образа и об преподобномученике Стефане (Кускове).
N6IVabYeBg4.jpg
Служение молебна

Преподобнономученик Стефан Иванович Кусков коренной вышневолочанин, один из четырёх священномучеников, которые окончили свой жизненный путь страданиями и смертью в Вышневолоцкой тюрьме. Он родился 10 декабря 1870 года в семье владельца токарной мастерской. Окончив школу, Степан поступил в монастырь, где нёс послушание певчего. Иноческий постриг принял 1898 году.
9nbwrsybVAg.jpg
Образ преподобномученика Стефана

В годы гражданской войны отец Стефан служил в городе Петропавловске. В храме исполнял должность псаломщика. Здесь же его рукоположили в сан иерея. После ухода белых из Петропавловска он перебрался сначала на Кубань, а затем вернулся на родину, в Тверскую епархию, где был направлен служить в храм села Никольского Белоомутовского сельсовета – так стала называться в 1930-е гг. Никольская слободка, где стояла обитель. В 1934 году после Пасхи о. Стефан по обыкновению ходил по домам верующих крестьян с молебнами. До этого власти не возражали, но на этот раз сельсовет пригрозил священнику: если он будет ходить по домам, они арестуют его.
EJ_xzdR1DhA.jpg
О. Андрей говорит проповедь

Проживал иеромонах Стефан в Вышнем Волочке по адресу: ул. К. Либкнехта, д. 1/2. Здесь его и арестовали 6 августа 1937 г.37 7 августа 1937 года, следователь допросил хозяйку дома, у которой о. Стефан снимал комнату. Она сказала, что слышала от священника, как он жаловался на современную жизнь, говоря, что власти вздеваются над народом, заставляя его работать день и ночь, хуже чем на барщине.
Вторым и последним в качестве свидетеля был допрошен председатель сельсовета, на территории которого располагался храм, где служил о. Стефан. Тот показал, что о. Стефан ходил по домам в религиозные праздники, хотя ему это делать было запрещено; неизвестно, что он говорил, посещая крестьян, но можно предположить, что он вёл среди них антисоветскую агитацию, так как политические кампании в деревне удаётся проводить с большим трудом.
d53agXRl_Mk.jpg
Завершение службы. Наш видеооператор Светлана Хрулёва и о.Андрей

После этого следователь допросил священника: «- Следствию известно, что вы вели контрреволюционную деятельность, возбуждали верующих против советской власти, - сказал он.
- Контрреволюционной деятельностью я не занимался, - ответил священник.
- Следствие располагает материалами, что вы ходили по дворам населения под видом совершения религиозных обрядов и вели антисоветскую агитацию о скорой войне и падении советской власти.
- По дворам верующих я действительно ходил для совершения религиозных обрядов, за что меня председатель сельсовета задержал и запретил ходить, но агитации против советской власти я не вёл и в этом виновным себя не признаю.
- Следствие располагает данными, что вы знаете о наличии контрреволюционной организации, руководимой бывшими помещиками. Предлагаю дать по этому вопросу откровенные показания.
- Сведения о наличии контрреволюционной организации мне неизвестны, а также никаких помещиков я не знаю.
В тот же день следователь составил обвинительное заключение, в котором писал, что священник «ведет повстанческую агитацию, систематически ведет антисоветскую агитацию среди колхозников о скорой войне и гибели советской власти».
13 сентября Тройка НКВД приговорила иеромонаха Стефана к расстрелу. Он был расстрелян 17 сентября 1937 года. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на в августе 2000 года. Покоится преподобномученик Стефан на тюремном секторе Пятницкого кладбища Вышнего Волочка в безвестной могиле.
119iHAsyuWo.jpg
Дети у иконы преподобномученика Стефана

В конце своего рассказа, Денис Ивлев отметил, что в этом году обитель святого Николая отмечает свой 470-летний юбилей. За трапезой, которая состоялась сразу после богослужения обсуждались планы празднования юбилея обители и решено было снять фильм об истории монастыря. Уезжали все из монастыря окрылёнными, будто бы провожал всех сам преподобномученик Стефан и благословлял в дорогу.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Белый омут, Николо-Столпенский монастырь, древний волок

Сообщение Денис Ивлев » 12 янв 2016, 21:36

Некоторые новости из Николо-Столпенского монастыря. В конце прошлого 2015 г. была восстановлена часть кровли Никольского храма и главка. Пока я там не был, а вот фотографии Сергея Зоммерфельда (исполнителя работ) предлагаю вашему вниманию.
Вложения
Idv3YVkDTO0.jpg
Никольский храм. Декабрь 2015
iGKOcPSx5uI.jpg
Начало работ по кровле алтаря
sRguiZbmUQg.jpg
Изготовление главки на алтарь
cMb9z0hinEE.jpg
Ночные фото Николо-Столпенского монастыря
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Пасха 2017. Белый Омут

Сообщение Денис Ивлев » 18 апр 2017, 16:53

Вышневолоцкий район, Николо-Столпенский монастырь. Пасхальная литургия и крестный ход в Свято-Никольском храме пос. Белый Омут. Видео Сергея Зоммерфельда: https://www.youtube.com/watch?v=gH_2GM40kyE&featu.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Белый омут, Николо-Столпенский монастырь, древний волок

Сообщение Денис Ивлев » 13 авг 2017, 21:30

Чудо Столпенского монастыря.
В Николо-Столпенском монастыре под Вышним Волочком проявляются старинные фрески.

"Святые будто вышли к нам из под слоя поделки и штукатурки", - так начинает свой рассказ исполняющий обязанности настоятеля Никольского храма бывшего Николо-Столпенского монастыря протоиерей Андрей Храмов. Он говорит о старинных фресках, которые сохранились под сводами Никольского храма обители. Храм святителя Николая в комплексе с колокольней, да братский и игуменский корпуса - это всё, что осталось от некогда известного на всю Тверскую губернию Николо-Столпенского монастыря.
"Никольский монастырь, что на Столпе" - так именуется Николо-Столпенский монастырь в документах XVIII столетия. Стоявший у истока древнего волока монастырь, знали все, кто проходил с торговыми караванами через Вышневолоцкий волок. Волок существовал в этих местах с незапамятных времен. Первое летописное упоминание о нем относится к 1196 г., но точно неизвестно, когда монахи решили поселиться у торговой пристани. Первое упоминание о живших при церкви Покрова Пресвятой Богородицы иноках относится к 1545 г. А в 1582 г. в обители уже упоминается главная святыня - резной образ Святителя и Чудотворца Николая с крестом и городом в руках. Подобных резных икон практически не было на Руси. Многие знают Можайский образ Святителя с мечем и городом в руках. Но здесь в руках крест. При чем в документах XIX столетия упомянут серебряный напрестольный крест, который украли большевики в 1920-е гг. У образа был даже свой список, который бесследно исчез при разграблении Никольской церкви бывшего монастыря в 1939 г.
История образа из Николо-Столпенского монастыря весьма трудная. По приданию, он был оставлен в обители самим Иваном Грозным. Сведения, записанные в монастырских хрониках гласят о том, что ехавший по старой Новгородской дороге царь вёз с богомолья резной образ Святителя Николая. Неожиданно у Покровского храма кони остановились и не пошли дальше. Царь приказал перезапрячь лошадей, но и новые лошади не сдвинулись с места. Тогда государь приказал оставить икону местным монахам. В "Писцовых книгах" 1582 г. в подтверждение этого придания приводятся строки: "А у образа у Николы Чюдотворца Государева прикладу три золотых, да венец серебрян золочен, а нем камень хрусталь, да два червьца".
В самом начале XVIII в. Новгородский архиепископ Феодосий Яновский попытался забрать образ в Софийский собор. Но, согласно приданию, образ не поместился в ящик. Когда сделали ящик более обширным, образ снова оказался не по размеру. Разгневанный архиепископ приказал отпилить ноги Святителю и вынести образ из храма. История эта казалась вымыслом, пока в указе императрицы Екатерины I от 11 мая 1725 г. не были обнаружены такие строки: "На него ж Феодосия по делу показано, как он ехал из Москвы в Санкт-Петербург, тогда на Никольском монастыре, что на Столпе, распиловал образ Чудотворца Николая". Феодосия наказали, лишив кафедры и священнического сана, но и образ святителя Николая больше в храм не вносили. Стоял он в придорожной часовне прямо у торговой пристани.
Пока в 1877-1878 гг. на месте этой часовни было дозволено соорудить особую каменную теплую церковь во имя Святителя Николая. К тому времени в обители уже были большой Покровский собор, каменные надвратная колокольня, корпуса и ограда. Недоставало лишь приходской церкви - при монастыре действовал свой особый приход, в который входили окрестные деревни. И вот деньги на храм были пожертвованы вышневолоцкой купчихой Анной Яковлевной Жабинской. Московский инженер Михаил Фидлер составил проект нового храма. Он же наблюдал за строительство. Освятили церковь 3 ноября 1878 г. Сюда же перенесли и чудотворную икону. Почитание образа никогда не покидало простой народ, вернулось к образу и почтение высших церковнослужителей. Образ не только помещался в летнее время в летнем Покровском соборе монастыря, а в зимнее время в Никольской церкви, но и даже носился с крестными ходами. Правда ноги продолжали стоять отпиленными. В 1880 г. в Никольском храме появилась "стенная живопись" иждивением всё той же купчихи Жабинской. В начале XX века стенопись обновили, купол внутри оштукатурили и расписали заново.
В годы гонений обитель высстояла до 1929 г. благодаря руководству архимандрита Виталия Слизунова, прибывшего в монастырь из Донского монастыря. Но в 1929 г. обитель всё же закрыли, продолжила существовать лишь приходская Никольская церковь. К 1937 г. в храме служил иеромонах Стефан (Кусков). Его арестовали и по подложному обвинению поместили в застенки Вышневолоцкой тюрьмы, где он был расстрелян. Следом за ним арестовали и нового священника Никольского храма архимандрита Павла (Евдокимова). Его расстреляли в том же 1937 г. в Вышневолоцкой тюрьме. Тела обоих преподобномучеников погребли на Пятницком кладбище города в тюремном секторе. В 2000 году Русская Православная церковь прославила из в лике святых новомучеников.
Верующие смогли сохранить храм до 1939 г. Затем его закрыли. Покровский собор отобрали у верующих ещё раньше, разобрали его на кирпич для строительства школ Вышнего Волочка. Никольскую церковь использовали под магазин, клуб, аптеку. Стены закрыли краской, заштукатурили и забелили. Чудотворный образ использовали как стол, на котором играли в карты. Лишь в 1943 г. верующие из церкви с. Федово смогли забрать чудотворную икону в храм. Всю дорогу от Белого Омута до Федово женщины несли его на руках и пели акафист Святителю. Известны из документов их фамилии Илларионова, Максимова, Шмарова. С закрытием храма в с. Федово образ передали в Богоявленский собор Вышнего Волочка. В архитектурном паспорте икона значится как особая ценная реликвия собора, подлежащая государственной охране. В 2012 г. тверские иконописцы обновили образ, заменив крест в руках святителя на меч. Видимо, не знали они об знаменитой до революции особенности этого образа...
Никольская церковь стояла брошенной ещё долгие годы. Кресты с нее сорвали, обрушились перекрытия и кровля. Сейчас храм возрождается, вместе с ним возрождается память. И как знак для прихожан вдруг стала отваливаться со стен краска и штукатурка, осыпаться побелка и на глазах у изумленных верующих из под белого слоя проступили вдруг чудесные фрески и заиграли яркими красками.
Только чудо будет недолгим, если не восстановить утраченную кровлю храма. Непогода и сырость делают своё дело быстрее, чем собираются средства на восстановление кровли. Мы потеряем чудесные росписи уже со штукатуркой и уже никакая сила не вернет их небытия...
В северном притворе пробитая дырами для кинокамеры сияет первозданными красками фреска "Явление Богоматери преподобному Сергию". В ней заключен весь смысл монашеской жизни. А смысл этот в том, что бы услышать от Царицы Небесной кроткие и чудные слова: "Сей от рода нашего"...
Денис Ивлев
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Страницы истории с Денисом Ивлевым о монастыре

Сообщение Денис Ивлев » 18 сен 2017, 23:10

Дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию серию передачи "Страницы истории" о Николо-Столпенском монастыре в Белом Омуте:
phpBB [media]
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Возвращение Николы Вышневолоцкого

Сообщение Денис Ивлев » 06 дек 2019, 10:15

На пересечении двух древних путей из Москвы в Великий Новгород на реке Тверце в Вышневолоцком Никольском погосте «у Столпа» около 1545 г. возник небольшой мужской монастырь с храмом Покрова Пресвятой Богородицы. Именно здесь царь Иоанн Грозный около 1582 г. оставил резной образ Святителя Николая. По преданию он сказал слова: «Будь же ты, Никола, столп». И с этого времени монастырь стал называться Николо-Столпенским.
001. Никола Вышневолоцкий.jpg
Вышневолоцкий образ Святителя Николая

Резной деревянный образ Святителя Николая стал на долгие годы главной святыней монастыря. И в XVIII и в XX веках образ мог быть утрачен для Вышневолоцкой земли. Но всякий раз чудесно сохранялся.
В начале XVIII в. архиепископ Великоновоградский Феодосий (Яновский) попытался забрать образ из обители в Новгород. Когда скульптура не поместилась в ящик, он приказал отпилить ноги Святителю. За что его наказала императрица Екатерина I, лишив его сана и сослав в дальний северный монастырь. В 1937-1943 гг. в уцелевшем Никольском храме обители был склад, а на иконе, превратив её в стол, играли рабочие в карты. Но с открытием храма в с. Федово верующие женщины упросили власти отдать им икону и на руках несли её в Федовскую церковь.
Сейчас древний резной образ, хранящийся в Богоявленском соборе Вышнего Волочка не узнать. Его обновление в 2002 г. стёрло следы древности, а иконописцы «исправили ошибку» и поставили в руки Святителя меч, вместо бывшего у него в руках креста. И сейчас, глядя на резной образ, трудно разглядеть в нем икону XVI в. Знаток иконописи скажет, что это образ «Николы Можайского», ведь в воздетых вверх руках он держит меч и город.
002. Никола Вышневолоцкий.jpg
Надпись на обороте образа Святителя Николая

Но в документах XIX - начала XX века сохранились описания этого образа, который тогда находился в Николо-Столпенском монастыре. И в руке Святителя вместо меча был древний серебряный напрестольный крест! И это выделяло образ среди прочих аналогичных северных скульптурных изображений Святителя, делало его поистине уникальным явлением в древнерусской традиции изображений Святителя Николая. Его же почти пятисотлетняя история, связанная с Вышневолоцкой землёй, даёт этому чудотворному образу право носить наименование «образ Николы Вышневолоцкого» и быть включённым в списки чтимых Русской церковью древних изображений Святителя.
Признаюсь, не все и не сразу поверили в то, что резной образ Николая Чудотворца был изображаем с крестом. Впервые информацию об этом в своей книге о монастырях Вышневолоцкой земли обнародовал Евгений Иванович Ступкин. При написании книги о Николо-Столпенской обители мне удалось найти и другие документы и описания, доказывающие правоту сведений Евгения Ивановича. И даже более того, удалось установить наличие большого списка с этого древнего образа, где Святитель изображён с крестом и городом в руках.
Но никто и никогда не знал о существовании небольших списков с Вышневолоцкого образа Святителя. Как оказалось, они существовали и преподавались гостям обители как благословение Николо-Столпенского монастыря.
2019.12.05. Возвращение иконы 07.jpg
Рассказ Светланы Финевич

История обретения такого изображения Святителя сама по себе чудо. Во время съёмок передачи о Вышневолоцкой Казанской иконе Божией Матери, мы вместе со съёмочной группой посетили Вышневолоцкий Казанский Монастырь. Далее наш путь лежал в Выдропужск. И по дороге создатель программы «От Истока» и руководитель нашей группы Светлана Финевич рассказала мне о том, что в её семье хранился маленький образ Святителя Николая данный в благословение монахине Казанской женской общины Досифее. Образ она подарила своему другу Григорию Базлову, но видя мой интерес к святыне, обещала попросить фото этой иконы.
2019.12.05. Возвращение иконы 06.jpg
Рассказ Григория Базлова

Тем же вечером я получил фото надписи, сделанной на обороте иконы. Она почти стёрта, поэтому фото было много. А вот фото иконы прислали одно. Но, когда я взглянул на фото иконы, то понял, что само изображение Святителя является открытием. На меня смотрел с иконы наш Вышневолоцкий Святитель с крестом и городом в руках! Список с того самого резного образа, но изображён он был таким, каким был почти 150 лет назад! С теми красками, характерными для древних резных скульптур Святителя Николая!
Я сообщил своим новым друзьям о том, какой образ хранится у них и каково его значение для нашей Вышневолоцкой земли. И они не задумываясь ни на минуту приняли решение передать икону в Николо-Столпенский Монастырь.
2019.12.05. Возвращение иконы 01.jpg
Встреча образа у врат монастыря

5 Декабря 2019 г. навсегда станет важной датой в истории древней обители Святителя Николая. В день памяти небесного покровителя обители последнего священника монастырского Никольского храма священномученика архимандрита Павла (Евдокимова) малый список с образа Николы Вышневолоцкого вернулся в родную обитель. В этот день, как и каждый четверг, - а четверг в церковной традиции посвящён Святителю Николаю, - в небольшом монастырском храме совершался молебен. Хранители иконы прибыли из Твери к концу молебна и отец Андрей Храмов - священник монастыря вышел встречать образ к святым воротам обители.
2019.12.05. Возвращение иконы 02.jpg
Отец Андрей принимает образ

Верующие со свечами встретили Святителя, внесли образ в храм и коленопреклоненно прочти молитву перед святыней. После службы виновники торжества рассказали о том, как икона вернулась в обитель.
2019.12.05. Возвращение иконы 03.jpg
Благословение всем верующим

2019.12.05. Возвращение иконы 04.jpg
Коленопреклоненная молитва

С небольшого списка, лежащего рядом с образом ещё одного святого новомученика Столпенского монастыря иеромонаха Стефана (Кускова), смотрел на собравшихся Святитель Николай. Из глубины веков, через годы лихолетий и испытаний верующие люди сохранили этот образок, он попал в Сибирь и из Сибири, из под Тюмени, вернулся в родную обитель. Смотря на этот небольшой образ, я вспоминал резную скульптуру Святителя, что хранится в Богоявленском соборе Вышнего Волочка. Сколько предстоит ещё сделать, что бы и он обрёл тот вид, который имел столетия назад.
2019.12.05. Возвращение иконы 05.jpg
Проповедь

Первообраз Николы Вышневолоцкого сейчас нуждается в тщательном исследовании учеными и реставраторами, нуждается в раскрытии родного красочного слоя и в возвращении ему в руки креста, ведь он - особая святыня нашего города. Как вернулся его малый список в Николо-Столпенский Монастырь, так должен вернуться к нам и сам древний образ, к которому, как к путеводной звезде, уже тянутся люди, припадая к его стопам и прося молитвенной помощи и заступления у великого Святителя Христова Николая.
Денис Ивлев, член Союза писателей России.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

"От истока". Возвращение образа Святителя Николая

Сообщение Денис Ивлев » 28 дек 2019, 00:39

Подоспела и передача, которую мы снимали в момент возвращения образа Святителя в монастырь:
phpBB [media]
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Пред.

Вернуться в Вышневолоцкий р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

cron