ТЦДНИ Фонд 7849 дело 22999с (159 листов)
ОБЪЕДНЕННОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ДЕЛО №46
По обвинению гр.гр. Гроздова Исаака Вас., Олимпиева Вас. Ив., Сафонова Ив. Саф. и Голубева Виктора Ив. по ст. 58 п. 10 ч. 2 УК.
Начато 25 Января 1931 г.
Окончено 13 Февраля 1931 г.
(Орфография и пунктуация оригинала)
лист 34
Сов. секретно.
Из доклада Нач. Тверск. Оперативного Сектора ПП ОГПУ МО
Во время хода перевыборов советов по Ясиновскому району, духовенство совместно с церковным советом провели работу по перерегистрации населения, и отношения населения к церкви, такой работой было охвачено до 20 селений Ясеновичского прихода, кампания по выявлению верующих проведена активно об этом говорят собранные ими цифры верующих:
Наименование селения.......Всего жителей.......кол-во подписавшихся с 18 лет.
с. Ясеновичи......................... 575 .....................166
Макарино............................. 325 .....................132
д.Горки............................... 135 ...................... 61
Лаврово .............................. 141 ..................... 55
Артюхино ............................ 245 .................... 122
Фешено .............................. 253 .................... 103
Андреево ............................ 477 .................... 227
Матвеево ............................ 413 .................... 173
Первитино .......................... 495 ..................... 397
Медведево ......................... 310 ....................... 95
Из этих данных видно, что они охватили подписями до 95% всего населения прихода, такую же работу провели и в Лужниковском приходи. (лист 35)
Население истолковывает все факты как трусость советской власти т. е. вернули духовенство с древозаготовок, и отпустили из под ареста псаломщика Голубева. (лист 37)
Прошу дать санкцию на арест и кого, аресты произведем, посли окончательного перелома настроений в селе, есть гарантия, что защищать их не пойдут. Население основательно перетрусило.
21.1.1931 г. Н-к 1-го Отд. ИНФО
лист 38
РЕЗОЛЮЦИЯ.
Заслушав доклад тов. Попивина "о классовой борьбе в деревне" общее собрание колхозников, батраков, бедняков и средняков села Ясеновичи совместно со служащими считает, что поставленные задачи Партией и правительством в деревне направленные на коренную переделку с/х по пути коллективизации на выполнение ряда хозяйственно политических кампаний на улучшение культурно- социальных условий колхозников, батраков, бедняков и средняков. Претворение в жизнь указанных задач, вызывает обостренную классовую борьбу, кулачество чувствуя свою не избежную гибель напрягает свои усилия строить гнусную политику, и направлять ее на срыв проводимых задач Партии и правительства.
В месте с кулачеством рука об руку идут церковники, создавая единый блок борьбы - единую цепь вредительства распространяющую не только в Советском союзе, но идущую далеко за пределы советского союза связываясь с мировым капиталом и осколками буржуазии старой царской России, ставя задачу уничтожение советской Власти и возврат к капитализму.
Организованная демонстрация женщин, в селе Есеновичах по освобождению псаломщика из под ареста, с полной очевидностью еще раз подтверждает, что на ряду с кулачеством, главари церкви села Есенович, в отсталой части деревни особенно женщинах находят слепое орудие, которое направляют против местных органов власти и дискритации их как органы которые борются административно против религии, исходя из вышеизложенного собрание
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1 Вступив в 3 год Пятилетки, которые ставят решающие задачи перед хозяйством, а вместе с этим еще более решительное наступление на кулачество и их прихвостней и на основе сплошной коллективизации ликвидации кулачества как класса. Обще собрание обязывает с/совет усилить классовую бдительность, мобилизовывать внимание колхозников, батраков, бедняков и средняков на решительную борьбу с кулачеством особенно в Есеновичах.
2 Общее собрание признает абсолютно правильной политику органов ОГПУ, направленную на изоляцию главарей и зачинщиков организованной демонстрации и требует от органов ОГПУ суровой расправы над зачинщиками демонстрации женщин. Одновременно ставит задачей РИКу усилить культурно-массовую работу среди населения через организацию дома культуры, ячеек безбожников и т. д.
3 В ответ на вылазку классового врага в Есеновичах, мы передовая часть батраки, бедняки и средняки села Есеновичи через вступления в колхоз и организации его докажем, что ни какая вылазка церковников и кулаков нам нестрашна, а на против под руководством Ленинской партии мы своим коллективом построим новую жизнь которая скорнем вырвет наследие старого и сотрет всякое сопротивление кулачества и его агентов.
Да здравствует Ленинская партия, руководитель рабочего класса и трудового крестьянства строящая социализм в сране советов
Да здравствует ОГПУ верный часовой октябрьских завоеваний.
28.1.1931 г.
лист 59 об.
Из допроса Гроздова Исаака Васильевича.
В селе Ясеновичи я служу с 1914 года в сане священника. В 1919 году я как больной вернулся из Твери, в это время в с. Ясиновичи проходило массовое волнение, отряды зеленых шли против Красной армии. Однажды священник ныне умерший Доброхотов пригласил меня отпевать сына торговца Круглова и Потапова, каковые были убиты, но кем были убиты я незнаю и были-ли они зеленые я незнаю, похороны были обставлены торжественно. Обошли-ли вокруг церкви или нет я не помню., непомню провожал-ли я до могилы или нет. Салютов я не слыхал, но слышал из разговоров, что последние были. После я слышал, что какой-то Огурцов выступил с речью, но что говорил я незнаю. Вообще я незнаю кто принимал активное участие в борьбе с красными.
лист 91
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА.
10.2.1931 г. Я, Уполномоченный Тверского Окр. отдела ОГПУ по Ясеновскому району допрашивал в качестве свидетеля Синева, который показал:
ФИО: Синев Николай Алексеевич.
Возраст: 51 год.
Происхождение: с. Спас-Береза, Ржевского уезда.
Местожительство: с. Ясеновичи, д. (?)
Род занятий: псаломщик.
Семейное положение: женат, 3 детей.
Имущественное положение: нет ничего.
Образовательный ценз: духовное училище.
Партийность и политические убеждения: б/п.
Где жил, служил и чем занимался до конца 1914 г.: служитель культа. (лист 91 об.)
С 1914 г. до февральской революции 1917 г.: с 1916 года работал на с/х заводе в г. Торжке.
Принимал ли активное участие в февральской революции: не принимал.
Что делал в Октябрьскую революцию: не принимал.
Что делал с Октябрьской революции 1917 г. по настоящий день: по 1926 год на заводе, с 1927 г. в с. Ясеновичи.
Сведения о прежней судимости: не судился.
Отношение допрашиваемого свидетеля к обвиняемому: совместная служба в церкви. (лист 92)
Настоятелем прихода Ясеновскаго является Гроздов, указания котораго являются обязательными для всех священнослужителей данного прихода. Гроздов все время по приходу ходил с псаломщиком Голубевым, и мне приходилось с ним служить иногда только в церкви. Оба и Голубев и Гроздов по отношению к власти настроены враждебно что явствует из разговоров и бесед и где являлся иногда присуствующим - случайно. В проповедях Гроздова иногда это враждебное настроение так же проскальзывало но он умел строить свои проповеди так что его понимали со слов. На новый год после проведенной переписи верующих по приходу лн Гроздов выступил с проповедью следующаго содержания: "радуйтесь верующие поздравляю вас с новым годом и теперь верующих по списку увеличилось по сравнению с прошлыми годами. (После того как он Гроздов я и псаломщик Голубев были отправлены на лесозаготовки в декабре мце через два дня у него Гроздова) (то, что в скобках, зачеркнуто) (лист 92 об.) за день до отправки на лесозаготовки в декабре мце на квартире Гроздова состоялось тайное совещание, где были он Гроздов, староста Шашорин, председатель церк. совета Луков и секретарь приходского цер. совета он же псаломщик Голубев. О чем там говорили неизвестно, так как я на это совещание приглашон не был. На второй день ...(?) он Гроздов пришол ко мне и спрашивал: "Ну как же быть теперь". Я ему ответил - собрания ты делаешь секретныя а у меня спрашиваешь Я лично пойду пилить. После этого все и уехали на пилку дров за исключением Лукова и Голубева. В день демонстрации должен был служить службу Гроздов, но пришол служить вместо него Олимпиев. Я удивился и спросил: "почему так?" На что мне Олимпиев ответил: "Гроздов прислал записку и просил отслужить за него." Во время службы в церкви был и Гроздов, но не служил и ушол из церкви перед окончанием службы. Синев Николай
лист 93
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА.
11.2.1931 г. ....
ФИО: Беневоленская Александра Ивановна.
Возраст: 40 лет.
Происхождение: с. Станки Вязниковскаго уезда Владимирской губ.
Местожительство: с. Ясеновичи, свой дом.
Род занятий: домашнее хозяйство.
Семейное положение: замужем, пять детей.
Имущественное положение: нет ничего за исключением одного дома с надворными постройками.
Образовательный ценз: ...(?) женское училище.
Партийность и политические убеждения: б/п.
Где жил, служил и чем занимался до 1914 г.: при муже. (лист 93 об.)
...................................................................................................
С Октябрьской революции 1917 г. по настоящий день: С 1909 года вышла замуж за Беневоленского священника Могилевскаго женскаго монастыря и жила при нем до 1919 года. В 1919 г. после возстания зеленых банд, через несколько месяцев переехали с мужем в с. Ясеновичи.
Сведения о прежней судимости: не судилась.
Отношение допрашиваемого свидетеля к обвиняемому: знакомая. (лист 94)
Мне известно что за один день до выезда в лес на лесозаготовки Гроздова и других на квартире у Исаака Гроздова было какое-то секретное совещание на котором присуствовали он, староста Шашорин, секретарь ц/совета и он же псаломщик Голубев и Председатель ц/совета Луков. Совещание было обставлено так конспиративно что я приглашена даже не была. Случайно зашедшие дети ц/сторожа женой Гроздова были из квартиры удалены. На новый год Гроздов Исак говорил проповедь - где поздравил верующих с новым годом и с тем что верующих значительно прибавилось по сравнению с прошлыми годами. Об этом мне известно со слов псаломщика Синева. А. Беневоленская.