Страница 2 из 3

Re: Перерва

СообщениеДобавлено: 22 июн 2015, 23:15
Денис
Дорога из Перервы есть. Около часа прогулочно. Сам ходил в этом году уже 2 раза туда-обратно, пешком и с детьми на велосипеде. Там есть два небольших болотистых участка. Но воды мало опять в этом году и они высыхают прямо на глазах.
За три дня полностью исчез ручей, через который прыгали в первый раз. На внедорожнике, думаю, тоже проходима.
Единственная сложность - не совсем явное начало при выходе из деревни. берега с нее не видно. Контуры берега она повторяет, но идет на удалении. Сначала как раз болотистый участок, а потом постепенный левый поворот, повторяющий резкий изгиб берега, и дальше хорошая наезженная дорога в сосновом лесу уже до Городолюбли.

Re: Перерва

СообщениеДобавлено: 20 июл 2015, 13:48
Алексей Крючков
Денис, а вот один мой знакомый рассказывал про вашу Перерву интересность сегодняшнего дня - что у вас там дачники сознательные самоорганизовались и сами дорогу к себе починили, сами охрану смогли организовать от воров зимой... В общем, какие-то реальные зачатки местного самоуправления, без обращения к местным властям. Вот можете об этом что-то рассказать? Мне кажется, эта тема - интересна. Я подобных примеров в округе ещё парочку знаю.

Жилотково

СообщениеДобавлено: 20 июл 2015, 17:09
Денис
Под дорогой видимо подразумевается деревянный настил на мостках и понтонном мосту, соединяющий 2 части деревни. Его обновляли в прошлом году жители собственными силами.
А охраной являются жители деревни, остальные желающие помогают им финансово.
Жилотково.JPG
В Жилотково часовня восстанавливается

Городолюбля, Никифорково

СообщениеДобавлено: 03 янв 2016, 01:18
Сима Крылова
Добрый день, уважаемые!
Прародина моей семьи - деревня Никифорково. Крыловы - наша деревенская фамилия. В деревне была несколько лет назад, хотя добраться сейчас от нас не просто без авто. Раньше-то на катере от Волочка, через Перерву (пешком до нас). Потом ходили через Жилотково (а до новой грунтовки - лесом, с 14 или 13 километра) с Фировской дороги. Сейчас-то с дорогой и не знаю,как там. Боюсь увидеть честно говоря. просила родственника поснимать, но он вот умер год назад.... как раз настоящий Крылов, на Мае жил.

Будет у кого возможность - поснимайте - как там "тот" край деревни? "Этим" краем называю тот, что на выезде в Перерву, где жили раньше (крайний дом по левой стороне - наш).

И еще вопрос, по Городолюбле ( мы называли - Гордолюбля). В конце 80-х ходила туда рисовать, там еще сначала лагерь был, потом уже нет, одни сторожа. Вообще, конечно, лагерный период хорошо помню - всех этих родителей на машинках изредка проезжающих, дядю Мишу, на лошадке вывозящий остатки с кухни поросенку д. Бори (это продавец магазина, который потом стал клубом и в оконцовке сгорел, но я помню как раз магазин, позже-то редко была уже)...

У меня сохранились те рисунки и акварели храма в состоянии на конец 80-х. А как сейчас? Что там вообще? какое-нибудь охотничье, рыболовное хозяйство, как у Камня? Там ведь могила Сердюкова... Кто-то из родственников, до войны умерших, у нас был похоронен на том кладбище, что было затоплено когда Большую Волгу делали. Позже - на Мае. Мой прадед (из грамотных крестьян) дружил со священником с Городолюбли... тот приезжал к нему поговорить, чайку попить. Всех детей (8 человек) и крестил там, вероятно. Направьте меня куда-нибудь - почитать о Городолюбле, пожалуйста.

СообщениеДобавлено: 03 янв 2016, 03:35
Алексей Крючков
Вы не нашли тему о Городолюбле, поэтому я перенёс Ваше сообщение в неё, почитайте выше. Плюс есть ещё тема о Перерве - viewtopic.php?f=25&t=883 - Денис оттуда наверное может помочь Вам сфоткать любой дом в Никифоркове, попросите его. Плюс немного есть тут: http://putnik.ru/dosug/esen/01.asp

о дорогах

СообщениеДобавлено: 03 янв 2016, 18:09
Сима Крылова
Алексей, спасибо за перенос! Да, оказалась не внимательной, в том числе и потому, что увидела здесь все родное, что снится, заволновалась. Да, все посмотрю, обязательно.
Денис! Благодарю,все посмотрю (я, кстати, нашла этот форум через Вас - пожелалось мне в новогоднюю ночь посмотреть, не возрождается ли красномайский завод, и где-то наткнулась на ссылку на форум и на Ваш проект про звезды).

О старой дороге. Бабуля рассказывала, что до войны и немного позже ездили на Красный Май из Никифорково через т.н. "Долгий мост". То есть по Городолюбской дороге поворот на Хутора после первой Трубишной горы, и далее дорога длилась до Красного Мая. Было видимо что-то вроде гати, местами. После войны (когда Волгу подняли в очередной раз), можно было ездить только по морозцу, потом позарастало, да и забылось, вероятно, за малым использованием. Может быть это как раз след той дороги?

Про новую дорогу. Она же сейчас рядом с деревней проходит. Когда ездили в 12-м там прям озера были в котлованах на месте полей, у того края деревни. Как там она проходит-то? Железники в стороне остались? Там ведь такая красота была на всем Крутом берегу! Вот эти места привязки новой дороги к существующему ранее и интересны.
Когда была маленькая,бы разговор о том, что будет дорога, мы даже какие-то столбики вроде как выглядывали на том берегу Цны. Я еще радовалась, что ближе добираться, а близкие горевали-что прелесть отдаленного места уйдет. Ну вот и дождались этой дороги-то.

Жилотково в начале мая

СообщениеДобавлено: 13 май 2017, 22:26
Алексей Крючков
IMG_2422.JPG
Вид с вышки

IMG_2425.JPG
Вид на Цну с берегового обрыва

IMG_2429.JPG
Деревенская улица

IMG_2430.JPG
Обновлённая часовня на берегу

IMG_2431.JPG
Часовня, вид крупнее, видны обновления.

Re: Городолюбля, Перерва, Никифорково, Жилотково

СообщениеДобавлено: 26 июл 2018, 16:01
Денис Ивлев
В Городолюбле начались подвижки, чему виной я:))))
Давно я вынашивал идею об установке креста на Воскресенский храм бывшего села Городолюбля. Это древнее святое место, освящённое иноческими подвигами преподобного Варлаама Хутынского. И каждый раз, приезжая сюда нельзя было без боли взглянуть на очень маленький и красивый храм, который исписали и разгромили вандалы. Но каждому делу своё время. И всё сложилось в этом году как нельзя кстати. 340-летний юбилей М.И. Сердюкова дал толчок к задуманному ещё несколько лет назад. При содействии Главы Вышневолоцкого района Натальи Петровны Рощиной мы в этом году запланировали очистить храм от деревьев, которые за двадцать последних лет уже целым лесом растут на стенах и колокольне, законсервировать кровлю шатра колокольни и установить временный крест, привести в порядок помещение притвора, что бы там можно было устроить небольшую часовню в честь Воскресения Христова и преп. Варлаама Хутынского, привести в порядок территорию вокруг храма и установить поклонный крест на месте, где стоял деревянный Преображенский храм бывшего Городолюбского монастыря. И слова свои надо делом подкреплять:) Вчера мы начали осуществлять задуманное с верхолазом Сергеем Евдокимовым. Мы убрали часть деревьев, сделали лестницы времянки на колокольню, замерили шатёр, сняли висевший на карнизе родной храмовый крест, были покусаны пчёлами, которые жили тут же и довольные первым днём уехали в Волочёк. Огромная благодарность Олегу Анатольевичу Меньшикову, который доставил нас обратно:) Так что день наполнился новыми красками перед бурей, которая была вечером. До юбилея М.И. Сердюкова остаются считанные дни, но приведение в порядок храма и погоста и превращение его в объект посещения продолжится и дальше. Место подвига преподобного Варлаама и место последнего пристанища великого русского гидротехника М.И. Сердюкова должно чтиться людьми и быть одной из особых отметок на карте Вышневолоцкой земли. Фото начала возрождения храма в Городолюбле здесь: https://vk.com/album-100914789_255687141?act=edit

Re: Городолюбля, Перерва, Никифорково, Жилотково

СообщениеДобавлено: 26 авг 2018, 11:29
Денис Ивлев
25 августа мы закончили консервацию шатра на Воскресенском храме с. Городолюбля и первый этап работ по приведению в порядок этого небольшого, но очень красивого храма. Работы начались ещё в конце июля и большая их часть была выполнена к дням празднования 340-летия М.И. Сердюкова на Вышневолоцкой земле: спилены огромные берёзы, росшие на стенах храма и высоко на колокольне, приведена в порядок территория вокруг храма, законсервирован барабан шатра и установлен временный крест, отреставрированы входные западные двери, отремонтирована пристань на водохранилище. Самые сложные работы выпали на долю верхолаза Сергея Евдокимова, который уже не первый раз участвует в проектах по консервации и ремонту храмов. В этом году мы вместе с ним уже поставили кресты на храмах в Котловане Удомельского района и Преображенском храме на Пятницком кладбище. В Городолюблю он изготовил крест и подкрестовую основу и сам установил их. Многие работы конца июля и начала августа были осуществлены при помощи администрации Вышневолоцкого района и лично Главы района Натальи Петровны Рощиной, Лужниковского сельского поселения, Олега Меньшикова, Сергея Яковлева, Игоря Петрочук. 25 августа тоже потрудились на славу: завершили консервацию шатра, вырубили все деревья внутри храма, раскопали завалы вокруг дверей. В заключение оценили фронт работ на осень этого года: завершение уборки территории, а так же подготовку помещения притвора под небольшую часовню с фотоэкспозицией об истории Городолюбли, его монастыря и храмов. Запланировали так же установить кресты на месте Преображенского деревянного храма и месте могилы М.И. Сердюкова. История пишется сегодня и ещё одна глава в истории Городолюбского прихода начата. И мы верим, что с Божьей помощью, она продолжится. Фото Д. Ивлева. Полный ход консервационных работ в альбоме: https://vk.com/album-100914789_255687141?act=edit
В ходе работ выявлены серьёзные проблемы и сделаны следующие выводы:
1. Водохранилище размывает территорию кладбища серьёзными темпами. До храма остаётся уже 30 метров. Требуется укрепление берега.
2. Карнизы на колокольне разрушены от непогоды. Опасные кирпичи были сняты, но требуется перекладка карнизов.
3. Восстановить шатёр и купол, а так же установить родной крест на храм возможно. Площадь купола небольшая и материалов на него нужно весьма немного. Нужны люди, готовые принять участие в восстановлении купола.
4. Восстановление рухнувших сводов Воскресенского храма в настоящих условиях невозможно, но возможно сделать над храмом временную четырёхскатную кровлю из профнастила и сохранить стены от разрушения.
5. Помещение притвора можно использовать под часовню и небольшую экспозицию по истории Городолюбли, монастыря и прихода. Нужно восстановить лестницу на колокольню и полы на колокольне и оборудовать там смотровую площадку на город и на водохранилище. Ключи от храма раздать всем, кто постоянно привозит в эти места экскурсии.
6. На конец сентября - начало октября запланирован большой субботник на территории храма с уборкой упавших деревьев, поваленных ветром и установкой крестов на месте храма и на предположительном месте первого захоронения М.И. Сердюкова.

СообщениеДобавлено: 01 фев 2019, 00:35
Владимир Крутов
Как-то получилось, что Сердюковым я интересовался мало. Тут много говорилось где Михаил Иваныч похоронен, а известно когда он преставился?

СообщениеДобавлено: 01 фев 2019, 13:30
Денис Ивлев
Владимир, советую почитать мою статью про Казанский собор в Вышнем Волочке, например, здесь: viewtopic.php?f=44&t=808. Вот тут-то и непонятно становится, гле он похоронен. Нужны всё же метрические по Городолюбле за 1754 г., если там не будет записи о захоронении, значит он похоронен в Вышнем Волочке, потому что запись о смерти в книгах Вышневолоцкого Николаевского погоста.

СообщениеДобавлено: 01 фев 2019, 21:42
Владимир Крутов
по отношению к Городолюбле слово "кенотаф" не кажется мне уж совсем чуждым.

Почитал Дениса, увидел что он знает о кончине Сердюкова и его жены. Так что ничем не удивлю.
А перезахоронение видится мне маловероятным. Для формальности необходим т.н. открытый лист - разрешение на перевозку тела и запись в МК на месте захоронения. В этом случае (как писали ранее:) разстояние невелико, но не думаю, что родственники пошли бы на это.

Re: Городолюбля, Перерва, Никифорково, Жилотково

СообщениеДобавлено: 04 фев 2019, 02:07
Денис Ивлев
Интересно найти МК за дату смерти Сердюкова, супруги и сына, что бы уж точно знать, что они не записаны в Городолюбле.

Владимир, есть ли возможность просмотреть МК Городолюбли на предмет захоронений Сердюковых. Не понятен интерес Михаила Сердюкова-младшего к Городолюбле тогда.

Re: Городолюбля, Перерва, Никифорково, Жилотково

СообщениеДобавлено: 04 фев 2019, 12:39
Владимир Крутов
Сердюков и жена (скажу осторожно) записаны "о умерших" в Ник. ВВ погосте. За 61 год МК отсутствуют, т.е. по сыну неопределенность.
Городолюбли не нашел, хотя я толком не знаю как он (этот приход) именовался официально в то время и был ли "живым". Есть несколько отписок,
например, от Столпенской пустыни что у них ни рожденных ни венчаных ни умерших за такой-то год нету.
А еще можно впасть в грех конспироложества и расчесать версию о том что С., будучи тайным приверженцем двуперстнаго знамения перед смертью
подкупил весь причт церкви и был там записан в МК. А на самом деле...

Re: Городолюбля, Перерва, Никифорково, Жилотково

СообщениеДобавлено: 21 мар 2019, 20:34
ДимаБен
Кое-что о Городолюбле из Тверских Епархиальных Ведомостей 1898 года.

Памятники церковной старины въ с. Городолюблѣ, Вышневолоцкаго уѣзда, Тверской губерніи.
Кто бывалъ въ городѣ Вышнемъ-Волочкѣ и осматривалъ его достопримѣчательности, тому, вѣроятно, приходилось посмотрѣть на главный шлюзъ Вышневолоцкаго водохранилища. Съ моста этого шлюза открывается чудный видъ на громадное озеро, созданное рукою человѣка... Вдали, на противоположномъ берегу, прямо противъ шлюза, на темномъ фонѣ воды и синѣющаго лѣса выдѣляется бѣлымъ пятномъ новенькая церковь погоста Городолюбли. Погостъ расаоложенъ на глухомъ полуостровѣ, вдающемся тупымъ угломъ въ озеро съ его южной стороны. Только подъезжая къ самому селу, можно замѣтить, что рядомъ съ новою каменною церковью пріютилась старенькая, ветхая церковка сѣро-желтаго цвѣта. Сама по себѣ, эта старая церковь, имѣющая столѣтнюю давность, не представляетъ ничего особеннаго; но въ ней хранятся нѣсколько памятниковъ, интересныхъ въ археологическомъ отношеніи и по давности вдвое и втрое превосходящихъ свою сокровищницу. Прежде чѣмъ перейти къ описанію ихъ, считаемъ нелишнимъ предложить читателю страничку изъ исторіи самого села Городолюбли.
Изъ списковъ съ указовъ и грамотъ князей, царей и государей, хранящихся въ ризницѣ Городолюбской церкви, видно, что село Городолюбля возникло на мѣстѣ древняго Городолюбскаго или Горноезерскаго монастыря. Преданіе утверждаетъ, что этотъ монастырь основанъ былъ преп. Варлаамомъ ранѣе прихода его въ Новгородъ и, слѣдовательно, не позже второй половины XII вѣка (1). Достовѣрность преданія отчасти подтвердждается древними иконами преп. Варлаама и Знаменія, — иконами, составляющими самое цѣнное достояніе старой Городолюбской церкви. О нихъ наша рѣчь впереди.
Горноезерскій монастырь, основанный преп. Варлаамомъ, по своей судьбѣ не былъ такъ счастливъ, какъ сосѣдніе сѣверные монастыри Новгородской области. Неизвѣстно, долго ли онъ жилъ самостоятельною жизнью; несомнѣнно только то, что впослѣдствіи онъ приписанъ былъ къ Новгородскому Хутынскому монастырю. По описи 1581 г., въ Городолюбскомъ монастырѣ находились: „...келія священника чернаго Корнилія, да братцкихъ 6 келій, да пустыхъ 5 келій (2)"... Въ XVII в. состояніе монастыря было лучше развѣ только въ томъ смыслѣ, что пять упомянутыхъ келій не пустовали. Изъ указа вел. князя Михаила Ѳеодоровича 1681 г. на имя архимандрита Хутынскаго монастыря видно, что въ это время въ Горноезерскомъ монастырѣ былъ десятокъ монаховъ во главѣ съ игуменомъ (3). Въ XVIII стол. жизнь монастыря постепенно слабѣетъ и, наконецъ, совсѣмъ погасаетъ. Въ 1722 году Городолюбскій монастырь былъ упраздненъ, и всѣ монашествующіе переведены въ Новгородскій Варлаамо-Хутынскій монастырь (4). Что же касается оставшихся церквей Спасо-Преображенія и преп. Варлаама, то онѣ были обращены въ приходскіе храмы. Такъ на мѣстѣ древняго монастыря возникло село Городолюбля. Исторія этого села тѣсно связана съ исторіей Вышневолоцкаго Округа Путей Сообщенія. Еще самъ основатель водохранилища, знаменитый и вмѣстѣ забытый, Сердюковъ, затопивъ окрестности Городолюбли, обратилъ вниманіе на ветхіе, полусгнившіе храмы этого села. На свои собственныя средства онъ выстроилъ вмѣсто нихъ новую деревянную, теперь также обветшавшую церковь. Есть преданіе, что Сердюковъ началъ уже строить и каменную, но преждевременная смерть унесла въ могилу его и съ нимъ всѣ его намѣренія (5). Со времени устройства водохранилища топографическое положеніе села сильно измѣнилось. Богатыя угодья села, перешедшія отъ монастыря (6), въ большей своей части были затоплены водою. Съ этого момента начинаются постоянныя ходатайства мѣстнаго духовенства предъ высшимъ начальствомь о вознагражденіи за понесенные убытки отъ затопленія. Ходатайства эти, принимавшія иногда тяжебный характеръ, продолжились до самаго послѣдняго времени и въ значительной степени были удовлетворены... Въ настоящее время Городолюбскій погостъ представляетъ вполне благоустроенный уютный уголокъ, нерѣдко посѣщаемый любителями природы и древностей.
Переходимъ теперь къ описанію сохранившихся въ с. Городолюблѣ памятниковъ церковной старины. Изъ нихъ особенную цѣнность въ археологическомъ отношеніи представляютъ двѣ иконы: одна, изображающая преп. Варлаама Хутынскаго, другая — Знаменіе Божіей Матери. Время написания этихъ иконъ въ точности определить очень трудно. По всей вѣроятности, икона преп. Варлаама появилась въ Городолюбской пустыни или Горноезерскомъ монастырѣ со времени основанія тамъ церкви въ память этого святого. Но и годъ основанія церкви преп. Варлаама также ускользаетъ отъ точнаго опредѣленія. Несомнѣнно только, что по описи 1581 г. въ Городолюбскомъ монастырѣ такая церковь уже была. „Храмъ Преображеніе-Спасово подылся, говорится въ ней, да теплый храмъ Варламей Чудо..." Что касается иконы Знаменія, то о ней нельзя сдѣлать даже такого гадательнаго предположения. За древность ея однако ручается чрезвычайно твердое мѣстное преданіе, которое ставитъ ее по времени происхождения наряду съ иконою преп. Варлаама. Отъ мѣстныхъ старожиловъ намъ неоднократно приходилось слышать разсказы о томъ, какъ пріѣзжали сюда раскольники и предлагали большія деньги за указанныя двѣ иконы. Обратщаемся къ характеру письма ихъ, въ которомъ всего лучше сохранились слѣды глубокой древности этихъ иконъ. Какъ та, такъ и другая иконы составляютъ произведения Новгородской иконописной школы (7). Отличительные признаки Новгородскаго письма (по Ровинскому) составляютъ: рисунокъ рѣзкій длинными прямыми чертами, фигуры короткія, выраженіе лица строгое, но величественное и спокойное, отсутствіе тщательности въ отдѣлкѣ одеждъ, колоритъ мрачный. Икона преп. Варлаама представляетъ довольно типичный образецъ этой школы. Икона (20 верш. X 16 в.) написана на темномъ фонѣ, преобладающія краски — черная и желтая (вохра); лице нѣсколько вытянутое, черты лица рѣзко очерченныя, носъ нѣсколько удлиненный; общее выраженіе лица строгое, но спокойное. Одежда — грубой отдѣлки, складки обозначаются часто прямыми черными линіями.
По характеру письма икону можно отнести къ произведеніямъ XV—XVI в.
Икона Знаменія Божіей Матери (10½ вер. X 9 в.) представляетъ чудесное избавленіе новгородцевъ отъ нашествія Суздальскаго князя Романа и его войска. Сюжетъ иконы довольно сложный. На крутой горѣ стоитъ деревянная крѣпость; на ней расположились духовенство и народъ. Впереди всѣхъ выдвигаются двѣ фигуры въ стихаряхъ, съ иконою Знамения Божіей Матери. Это два клирика архіепископа Новгородскаго Іоанна, который стоитъ здѣсь же, рядомъ съ ними. За этой группой виднѣется неизвѣстный епископъ и множество народа. У подножія горы возсѣдаетъ на ворономъ конѣ Суздальскій кн. Романъ. Это — молодой, разодѣтый юноша; съ обнаженнымъ мечомъ онъ ведетъ свое войско. За нимъ рядомъ движется группа воиновъ, вооруженныхъ тяжелыми копьями. За этой группой, нѣсколько дальше, въ глубинѣ картины, тянется еще отрядъ войска, вооруженный луками. Отрядъ сыплетъ стрѣлы, по направлению къ новгородцамъ. Вдали виднѣются горы и синее небо...
По сравненію съ иконою преп. Варлаама, какъ типичнымъ образцомъ Новгородской иконописи, икона Знаменія представляетъ нѣкоторыя уклоненія. Прежде всего тонъ картины совсѣмъ не такъ мраченъ, какъ тамъ, хотя сюжетъ иконы, повидимому, располагалъ бы къ тому. Она изображаетъ грозное чудо поражения суздальцевъ. Синева неба и виднѣющіяся вдали горы производятъ то же впечатлѣніе, какое получается отъ красиваго вида при хорошей погодѣ. Лица не поражаютъ своею строгостью, на нихъ свѣтится умиленіе, особенно у князя Романа; выражение лица его совсѣмъ не соотвѣтствуетъ положенію его руки съ обнаженнымъ мечомъ. Эти черты, вмѣстѣ съ самою сложностью сюжета, указываютъ на московское вліяніе. Но есть черты и новгородскія. Фигуры коротки, очень однообразны; напрасно бы мы стали искать индивидуальности въ выражении лицъ и позахъ фигуръ. Суздальскіе воины всѣ, какъ одинъ; лица и фигуры народа, стоящаго на крѣпости, почти всѣ одинаковы. Все сказанное приводить къ тому заключенію, что икона написана мастеромъ-новгородцемъ, поддавшимся московскому вліянію. Возможность послѣдняго вполнѣ понятна въ виду того обстоятельства, что среди московскихъ иконописцевъ было много новгородскихъ уроженцевъ, которые, возвращаясь на родину, легко могли заносить къ себѣ традиціи Московской иконописной школы. Большая тщательность въ отдѣлкѣ иконы Знаменія, сравнительно съ иконою преп. Варлаама, и особенно колоритъ ея заставляютъ предположить, что она появилась нѣсколько позднѣе иконы пр. Варлаама, — не ранѣе XVI в. и, вѣроятнѣе всего, въ XVII.
Вотъ двѣ древности Городолюбской церкви.
Кромѣ описанныхъ иконъ, въ церкви с. Городолюбли находился очень древній деревянный подсвѣчникъ, раскрашенный спиральными полосами. Онъ помѣщается въ настоящее время въ Тверскомъ археологическомъ музеѣ (8).
Нѣкотораго вниманія въ археологическомъ отношеніи заслуживаютъ сохранившіеся въ старой церкви оловянные сосуды: чаша, звѣздица, дискосъ, блюдце, лжица и дарохранительница. Время происхожденія ихъ неизвѣстно.
Въ заключеніе, нельзя не упомянуть объ оградѣ, окружавшей старую церковь. Къ сожалѣнію, ограды этой въ настоящее время не существуетъ, но воспроизвести форму ея очень нетрудно, такъ какъ она уничтожена всего пять лѣтъ тому назадъ. Устройство ея было довольно оригинально. Она представляла старинный типъ бревенчатыхъ стѣнныхъ сооруженій. Съ лицевой стороны она имѣла видъ сплошной стѣны, расположенной въ формѣ правильнаго многоуюльника. Съ внутренней стороны стѣна ограды представляла изъ себя какъ бы рядъ домиковъ, симметрично расположенныхъ подъ одною крышею. Домики эти образовались изъ поперечныхъ стѣнокъ, врубленныхъ въ главныя продольныя стѣны, для связи и устойчивости лицевыхъ угловъ ограды.
А. Дѣяновъ.
Т.Е.В., 1898, №21 (1 ноября 1898)
Примечания:
1) Преп. Варлаамъ основалъ Хутынскій Новгородскій монастырь въ 1193 г.; скончался въ 1243 г.
2) М. Макарій. Исторія русск. іерархіи, III, 751.
3) ...„въ Коломенскомъ погостѣ на Спасской землѣ промежъ Шлины и на Снѣ (Цнѣ) рѣкѣ на черномъ лѣсу послѣ Скуратова письма Зиновьева, сталъ монастырь, да двѣ церкви — Преображеніе-Спасово да Варлаамъ чудотворецъ, а въ немъ игуменъ да десять человѣкъ старцевъ"... (Списокъ съ грамоты государя, царя и великаго князя Михаила Ѳеодоровича, данной Хутынскаго Спасо-Преображенскаго монастыря архимандриту Варлааму 1681 г. августа 31 дня).
4) Годъ закрытія монастыря указывается различно. Въ „Истор. рус. іерар." м. Макарія такимъ годомъ считается 1764 (т. III, 751); у Жизневскаго въ „Описаніи Тверского музея"— 1754. Съ большею вѣроятностью, однако, можно предположить, что такимъ годомъ былъ 1722. Содержаніе указовъ за этотъ годъ о закрытіи монастыря цитируется уже въ указѣ Хутынскаго монастырскаго правленія 1749 г. Въ копіи этого указа, хранящейся при церкви села Городолюбли, объ указахъ 1722 года говорится такъ: ...„по смыслу состоявшихся тогда (1722 г.) указовъ оный монастырь упраздненъ и всѣ монашествующіе переведены въ Хутынь монастырь, послѣ чего понынѣ и обрѣтаются тамо бѣлые священнослужители"... Самый указъ 1749 г., какъ видно изъ копіи, присланъ былъ уже на имя бѣлаго священника-попа Евфима Евтихіева.
5) О М. И. Сердюковѣ, кромѣ отрывочныхъ и часто легендарныхъ свѣдѣній, въ печати, кажется, ничего не имѣется. Забвеніе — общій удѣлъ человѣка. Однако обидно мириться съ нимъ, когда оно постигаетъ незаурядныхъ людей, въ родѣ М. И. Сердюкова. Стоитъ только взглянуть на такое колоссальное сооруженіе, какъ вышневолоцкое водохранилище, чтобы проникнуться неподдѣльнымъ чувствомъ удивленія къ необыкновенному уму и талантамъ русскаго инженера-самоучки. Между тѣмъ сподвижникъ Петра лежитъ теперь подъ скромной плитой на Городолюбскомъ кладбищѣ, всѣми забытый и оставленный... Насколько намъ извѣстно, теперь трудно что нибудь и отыскать для біографіи Сердюкова. Архивъ Вышневолоцкаго Округа находился въ полномъ запущеніи, особенно во время закрытія округа. Въ этотъ періодъ временнаго безначалія архиваріусы настолько были невѣжественны, что продавали на обертки дѣла Округа...
6) Эти угодія подробно перечисляются въ грамотѣ государя Михаила Ѳеодоровича на имя архимандрита Хутынскаго монастыря за 1621 годъ. (Ризница Городолюбской церкви).
7) Само собой понятно, что говорить о древнпихъ русскихъ иконописныхъ школахъ можно только условно. Въ собственномъ же смыслѣ, школъ, какъ художественныхъ направленій, различныхъ по принципамъ (реальная, идеальная и др. школы запада), у насъ въ древней Руси и не было. Для русскихъ иконописцевъ существовалъ одинъ принципъ — подражанія лучшимъ образцамъ греческимъ или византійскимъ. Все различіе между иконописцами сводилось къ различію внѣшнихъ техническихъ пріемовъ иконописнаго дѣла.
8) Жизневскій. Описаніе Тверского музея. 131. № 587.