ДимаБен » 21 мар 2019, 20:34
Кое-что о Городолюбле из Тверских Епархиальных Ведомостей 1898 года.
Памятники церковной старины въ с. Городолюблѣ, Вышневолоцкаго уѣзда, Тверской губерніи.
Кто бывалъ въ городѣ Вышнемъ-Волочкѣ и осматривалъ его достопримѣчательности, тому, вѣроятно, приходилось посмотрѣть на главный шлюзъ Вышневолоцкаго водохранилища. Съ моста этого шлюза открывается чудный видъ на громадное озеро, созданное рукою человѣка... Вдали, на противоположномъ берегу, прямо противъ шлюза, на темномъ фонѣ воды и синѣющаго лѣса выдѣляется бѣлымъ пятномъ новенькая церковь погоста Городолюбли. Погостъ расаоложенъ на глухомъ полуостровѣ, вдающемся тупымъ угломъ въ озеро съ его южной стороны. Только подъезжая къ самому селу, можно замѣтить, что рядомъ съ новою каменною церковью пріютилась старенькая, ветхая церковка сѣро-желтаго цвѣта. Сама по себѣ, эта старая церковь, имѣющая столѣтнюю давность, не представляетъ ничего особеннаго; но въ ней хранятся нѣсколько памятниковъ, интересныхъ въ археологическомъ отношеніи и по давности вдвое и втрое превосходящихъ свою сокровищницу. Прежде чѣмъ перейти къ описанію ихъ, считаемъ нелишнимъ предложить читателю страничку изъ исторіи самого села Городолюбли.
Изъ списковъ съ указовъ и грамотъ князей, царей и государей, хранящихся въ ризницѣ Городолюбской церкви, видно, что село Городолюбля возникло на мѣстѣ древняго Городолюбскаго или Горноезерскаго монастыря. Преданіе утверждаетъ, что этотъ монастырь основанъ былъ преп. Варлаамомъ ранѣе прихода его въ Новгородъ и, слѣдовательно, не позже второй половины XII вѣка (1). Достовѣрность преданія отчасти подтвердждается древними иконами преп. Варлаама и Знаменія, — иконами, составляющими самое цѣнное достояніе старой Городолюбской церкви. О нихъ наша рѣчь впереди.
Горноезерскій монастырь, основанный преп. Варлаамомъ, по своей судьбѣ не былъ такъ счастливъ, какъ сосѣдніе сѣверные монастыри Новгородской области. Неизвѣстно, долго ли онъ жилъ самостоятельною жизнью; несомнѣнно только то, что впослѣдствіи онъ приписанъ былъ къ Новгородскому Хутынскому монастырю. По описи 1581 г., въ Городолюбскомъ монастырѣ находились: „...келія священника чернаго Корнилія, да братцкихъ 6 келій, да пустыхъ 5 келій (2)"... Въ XVII в. состояніе монастыря было лучше развѣ только въ томъ смыслѣ, что пять упомянутыхъ келій не пустовали. Изъ указа вел. князя Михаила Ѳеодоровича 1681 г. на имя архимандрита Хутынскаго монастыря видно, что въ это время въ Горноезерскомъ монастырѣ былъ десятокъ монаховъ во главѣ съ игуменомъ (3). Въ XVIII стол. жизнь монастыря постепенно слабѣетъ и, наконецъ, совсѣмъ погасаетъ. Въ 1722 году Городолюбскій монастырь былъ упраздненъ, и всѣ монашествующіе переведены въ Новгородскій Варлаамо-Хутынскій монастырь (4). Что же касается оставшихся церквей Спасо-Преображенія и преп. Варлаама, то онѣ были обращены въ приходскіе храмы. Такъ на мѣстѣ древняго монастыря возникло село Городолюбля. Исторія этого села тѣсно связана съ исторіей Вышневолоцкаго Округа Путей Сообщенія. Еще самъ основатель водохранилища, знаменитый и вмѣстѣ забытый, Сердюковъ, затопивъ окрестности Городолюбли, обратилъ вниманіе на ветхіе, полусгнившіе храмы этого села. На свои собственныя средства онъ выстроилъ вмѣсто нихъ новую деревянную, теперь также обветшавшую церковь. Есть преданіе, что Сердюковъ началъ уже строить и каменную, но преждевременная смерть унесла въ могилу его и съ нимъ всѣ его намѣренія (5). Со времени устройства водохранилища топографическое положеніе села сильно измѣнилось. Богатыя угодья села, перешедшія отъ монастыря (6), въ большей своей части были затоплены водою. Съ этого момента начинаются постоянныя ходатайства мѣстнаго духовенства предъ высшимъ начальствомь о вознагражденіи за понесенные убытки отъ затопленія. Ходатайства эти, принимавшія иногда тяжебный характеръ, продолжились до самаго послѣдняго времени и въ значительной степени были удовлетворены... Въ настоящее время Городолюбскій погостъ представляетъ вполне благоустроенный уютный уголокъ, нерѣдко посѣщаемый любителями природы и древностей.
Переходимъ теперь къ описанію сохранившихся въ с. Городолюблѣ памятниковъ церковной старины. Изъ нихъ особенную цѣнность въ археологическомъ отношеніи представляютъ двѣ иконы: одна, изображающая преп. Варлаама Хутынскаго, другая — Знаменіе Божіей Матери. Время написания этихъ иконъ въ точности определить очень трудно. По всей вѣроятности, икона преп. Варлаама появилась въ Городолюбской пустыни или Горноезерскомъ монастырѣ со времени основанія тамъ церкви въ память этого святого. Но и годъ основанія церкви преп. Варлаама также ускользаетъ отъ точнаго опредѣленія. Несомнѣнно только, что по описи 1581 г. въ Городолюбскомъ монастырѣ такая церковь уже была. „Храмъ Преображеніе-Спасово подылся, говорится въ ней, да теплый храмъ Варламей Чудо..." Что касается иконы Знаменія, то о ней нельзя сдѣлать даже такого гадательнаго предположения. За древность ея однако ручается чрезвычайно твердое мѣстное преданіе, которое ставитъ ее по времени происхождения наряду съ иконою преп. Варлаама. Отъ мѣстныхъ старожиловъ намъ неоднократно приходилось слышать разсказы о томъ, какъ пріѣзжали сюда раскольники и предлагали большія деньги за указанныя двѣ иконы. Обратщаемся къ характеру письма ихъ, въ которомъ всего лучше сохранились слѣды глубокой древности этихъ иконъ. Какъ та, такъ и другая иконы составляютъ произведения Новгородской иконописной школы (7). Отличительные признаки Новгородскаго письма (по Ровинскому) составляютъ: рисунокъ рѣзкій длинными прямыми чертами, фигуры короткія, выраженіе лица строгое, но величественное и спокойное, отсутствіе тщательности въ отдѣлкѣ одеждъ, колоритъ мрачный. Икона преп. Варлаама представляетъ довольно типичный образецъ этой школы. Икона (20 верш. X 16 в.) написана на темномъ фонѣ, преобладающія краски — черная и желтая (вохра); лице нѣсколько вытянутое, черты лица рѣзко очерченныя, носъ нѣсколько удлиненный; общее выраженіе лица строгое, но спокойное. Одежда — грубой отдѣлки, складки обозначаются часто прямыми черными линіями.
По характеру письма икону можно отнести къ произведеніямъ XV—XVI в.
Икона Знаменія Божіей Матери (10½ вер. X 9 в.) представляетъ чудесное избавленіе новгородцевъ отъ нашествія Суздальскаго князя Романа и его войска. Сюжетъ иконы довольно сложный. На крутой горѣ стоитъ деревянная крѣпость; на ней расположились духовенство и народъ. Впереди всѣхъ выдвигаются двѣ фигуры въ стихаряхъ, съ иконою Знамения Божіей Матери. Это два клирика архіепископа Новгородскаго Іоанна, который стоитъ здѣсь же, рядомъ съ ними. За этой группой виднѣется неизвѣстный епископъ и множество народа. У подножія горы возсѣдаетъ на ворономъ конѣ Суздальскій кн. Романъ. Это — молодой, разодѣтый юноша; съ обнаженнымъ мечомъ онъ ведетъ свое войско. За нимъ рядомъ движется группа воиновъ, вооруженныхъ тяжелыми копьями. За этой группой, нѣсколько дальше, въ глубинѣ картины, тянется еще отрядъ войска, вооруженный луками. Отрядъ сыплетъ стрѣлы, по направлению къ новгородцамъ. Вдали виднѣются горы и синее небо...
По сравненію съ иконою преп. Варлаама, какъ типичнымъ образцомъ Новгородской иконописи, икона Знаменія представляетъ нѣкоторыя уклоненія. Прежде всего тонъ картины совсѣмъ не такъ мраченъ, какъ тамъ, хотя сюжетъ иконы, повидимому, располагалъ бы къ тому. Она изображаетъ грозное чудо поражения суздальцевъ. Синева неба и виднѣющіяся вдали горы производятъ то же впечатлѣніе, какое получается отъ красиваго вида при хорошей погодѣ. Лица не поражаютъ своею строгостью, на нихъ свѣтится умиленіе, особенно у князя Романа; выражение лица его совсѣмъ не соотвѣтствуетъ положенію его руки съ обнаженнымъ мечомъ. Эти черты, вмѣстѣ съ самою сложностью сюжета, указываютъ на московское вліяніе. Но есть черты и новгородскія. Фигуры коротки, очень однообразны; напрасно бы мы стали искать индивидуальности въ выражении лицъ и позахъ фигуръ. Суздальскіе воины всѣ, какъ одинъ; лица и фигуры народа, стоящаго на крѣпости, почти всѣ одинаковы. Все сказанное приводить къ тому заключенію, что икона написана мастеромъ-новгородцемъ, поддавшимся московскому вліянію. Возможность послѣдняго вполнѣ понятна въ виду того обстоятельства, что среди московскихъ иконописцевъ было много новгородскихъ уроженцевъ, которые, возвращаясь на родину, легко могли заносить къ себѣ традиціи Московской иконописной школы. Большая тщательность въ отдѣлкѣ иконы Знаменія, сравнительно съ иконою преп. Варлаама, и особенно колоритъ ея заставляютъ предположить, что она появилась нѣсколько позднѣе иконы пр. Варлаама, — не ранѣе XVI в. и, вѣроятнѣе всего, въ XVII.
Вотъ двѣ древности Городолюбской церкви.
Кромѣ описанныхъ иконъ, въ церкви с. Городолюбли находился очень древній деревянный подсвѣчникъ, раскрашенный спиральными полосами. Онъ помѣщается въ настоящее время въ Тверскомъ археологическомъ музеѣ (8).
Нѣкотораго вниманія въ археологическомъ отношеніи заслуживаютъ сохранившіеся въ старой церкви оловянные сосуды: чаша, звѣздица, дискосъ, блюдце, лжица и дарохранительница. Время происхожденія ихъ неизвѣстно.
Въ заключеніе, нельзя не упомянуть объ оградѣ, окружавшей старую церковь. Къ сожалѣнію, ограды этой въ настоящее время не существуетъ, но воспроизвести форму ея очень нетрудно, такъ какъ она уничтожена всего пять лѣтъ тому назадъ. Устройство ея было довольно оригинально. Она представляла старинный типъ бревенчатыхъ стѣнныхъ сооруженій. Съ лицевой стороны она имѣла видъ сплошной стѣны, расположенной въ формѣ правильнаго многоуюльника. Съ внутренней стороны стѣна ограды представляла изъ себя какъ бы рядъ домиковъ, симметрично расположенныхъ подъ одною крышею. Домики эти образовались изъ поперечныхъ стѣнокъ, врубленныхъ въ главныя продольныя стѣны, для связи и устойчивости лицевыхъ угловъ ограды.
А. Дѣяновъ.
Т.Е.В., 1898, №21 (1 ноября 1898)
Примечания:
1) Преп. Варлаамъ основалъ Хутынскій Новгородскій монастырь въ 1193 г.; скончался въ 1243 г.
2) М. Макарій. Исторія русск. іерархіи, III, 751.
3) ...„въ Коломенскомъ погостѣ на Спасской землѣ промежъ Шлины и на Снѣ (Цнѣ) рѣкѣ на черномъ лѣсу послѣ Скуратова письма Зиновьева, сталъ монастырь, да двѣ церкви — Преображеніе-Спасово да Варлаамъ чудотворецъ, а въ немъ игуменъ да десять человѣкъ старцевъ"... (Списокъ съ грамоты государя, царя и великаго князя Михаила Ѳеодоровича, данной Хутынскаго Спасо-Преображенскаго монастыря архимандриту Варлааму 1681 г. августа 31 дня).
4) Годъ закрытія монастыря указывается различно. Въ „Истор. рус. іерар." м. Макарія такимъ годомъ считается 1764 (т. III, 751); у Жизневскаго въ „Описаніи Тверского музея"— 1754. Съ большею вѣроятностью, однако, можно предположить, что такимъ годомъ былъ 1722. Содержаніе указовъ за этотъ годъ о закрытіи монастыря цитируется уже въ указѣ Хутынскаго монастырскаго правленія 1749 г. Въ копіи этого указа, хранящейся при церкви села Городолюбли, объ указахъ 1722 года говорится такъ: ...„по смыслу состоявшихся тогда (1722 г.) указовъ оный монастырь упраздненъ и всѣ монашествующіе переведены въ Хутынь монастырь, послѣ чего понынѣ и обрѣтаются тамо бѣлые священнослужители"... Самый указъ 1749 г., какъ видно изъ копіи, присланъ былъ уже на имя бѣлаго священника-попа Евфима Евтихіева.
5) О М. И. Сердюковѣ, кромѣ отрывочныхъ и часто легендарныхъ свѣдѣній, въ печати, кажется, ничего не имѣется. Забвеніе — общій удѣлъ человѣка. Однако обидно мириться съ нимъ, когда оно постигаетъ незаурядныхъ людей, въ родѣ М. И. Сердюкова. Стоитъ только взглянуть на такое колоссальное сооруженіе, какъ вышневолоцкое водохранилище, чтобы проникнуться неподдѣльнымъ чувствомъ удивленія къ необыкновенному уму и талантамъ русскаго инженера-самоучки. Между тѣмъ сподвижникъ Петра лежитъ теперь подъ скромной плитой на Городолюбскомъ кладбищѣ, всѣми забытый и оставленный... Насколько намъ извѣстно, теперь трудно что нибудь и отыскать для біографіи Сердюкова. Архивъ Вышневолоцкаго Округа находился въ полномъ запущеніи, особенно во время закрытія округа. Въ этотъ періодъ временнаго безначалія архиваріусы настолько были невѣжественны, что продавали на обертки дѣла Округа...
6) Эти угодія подробно перечисляются въ грамотѣ государя Михаила Ѳеодоровича на имя архимандрита Хутынскаго монастыря за 1621 годъ. (Ризница Городолюбской церкви).
7) Само собой понятно, что говорить о древнпихъ русскихъ иконописныхъ школахъ можно только условно. Въ собственномъ же смыслѣ, школъ, какъ художественныхъ направленій, различныхъ по принципамъ (реальная, идеальная и др. школы запада), у насъ въ древней Руси и не было. Для русскихъ иконописцевъ существовалъ одинъ принципъ — подражанія лучшимъ образцамъ греческимъ или византійскимъ. Все различіе между иконописцами сводилось къ различію внѣшнихъ техническихъ пріемовъ иконописнаго дѣла.
8) Жизневскій. Описаніе Тверского музея. 131. № 587.