Николо-Стан

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории современного Удомельского района

Модераторы: Алексей Крючков, Балаблиха

Re: Николо-Стан

Сообщение Алексей Крючков » 25 авг 2017, 16:02

Ничего страшного, что каждый из нас иногда немного ошибается, в поиске истины!
Теперь, после уточнения Татьяны, сопоставившей карту Менде с местностью, и высказавшей мысль о том, что Христорождественская церковь располагалась на мысе Дедов, кажется, всё встаёт на свои места, и объясняются следующие загадки:

1) Что Бялыницкий-Бируля не ошибся в названии своей картины, и подписал её правильно: на картине у него расположен деревянный Христорождественский храм на Никольском погосте, который располагался на мысе Дедов. Вид у него дан с запада, поэтому на противоположном берегу озера, за церковью, виден Рядский берег озера Удомля.
Изображение

2) Объясняются свидетельства А.Збарского о том, что в 80-е годы он видел на мысе Дедов могильные камни. Именно могильные, с надписями!
В 2014 году он написал: "К северу от мыса Дедов (макс. в 100 метрах) на берегу озера стоит маленькая округлой формы рощица, вокруг неё чистое пространство. Как-то в начале 80-х годов я там случайно оказался и увидел, что внутри находилось заброшенное кладбище с лежащими старинными надгробиями, на которых уже с большим трудом читались надписи. На одном камне удалось прочитать время захоронения - вторая половина 19 века. Надгробий было несколько, разного размера и формы. ... Очень сожалею, что они не нашлись на Дедовом носу. Видимо, все что там я когда-то наблюдал, растащили. Я в начале 80-х был там с другом моего тогда уже покойного брата, все было на месте."
Да, в 2015г (см.п.3) я надгробий там не нашёл, но ведь тут такая стройка развернулась! Много чего могли утащить на строительство частных домов...

3) Объясняется странность возвышения на мысе Дедов, с большим навалом камней, который я исследовал в 2015 году - viewtopic.php?p=9618#p9618
Изображение
Это место, где и стояла изображённая Бялыницким-Бируля Христорождественская церковь!

4) Картина Аксакова
Изображение
изображает эту церковь, видимо, с востока (если трактовать окно внизу, как алтарное, судя по симметрии храма, в сопоставлении с фото - это явно не боковой вид, а именно вид со стороны алтаря), тогда берег на переднем плане - это восточный берег мыса Дедов, а дорога - это зимник к Ряду и Вакарину, где жили прихожане этого храма.

(Кстати, на фото окна на втором ярусе сбоку действительно нет, что подтверждает версию о том, что у Аксакова вид храма написан с востока!)
Изображение

5) Картина Б.Бируля "В конце зимы"
Изображение
очень похожа по ракурсу на картину Аксакова, но сложнее к толкованию. Точка зрения у него явно взята чуть правее, чем у Аксакова (судя по расположению банек и дороги). Но смущает то, что окно на втором ярусе храма уже не прорисовано, а главное, то, что мы видим словно бы ассимметрию первого этажа- создаётся впечатление алтарной пристройки слева, а значит, это должен был бы быть вид с севера, а с севера там поле, и понижение хоть и есть, но не такое большое, как к озеру! Но я думаю, что впечатление алтарной пристройки создаётся из-за того, что у Бируля правый угол первого этажа церкви закрыт банькой. И слева выступает не алтарь церкви, а всего лишь расширение первого этажа храма с правого бока. А значит, это вид тоже с востока, только чуточку с северо-востока. Примерно так.
Дедов.png
Реконструкция ракурсов видов на храм в картинах и на фото

Таким образом, мы сообща определили, где стояла Христорождественская церковь и опознали, с каких ракурсов она изображена на упомянутых картинах Б.Бируля (двух) и Аксакова. (Неправильный термин новояза "атрибутировали" не использую тут специально, почему - написал в теме о русском языке: viewtopic.php?p=12748#p12748)
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3511
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Николо-Стан

Сообщение Денис Ивлев » 25 авг 2017, 17:20

Ну вот, теперь осталось кресты поставить на местах храмов. А заодно и таблички с картинами привести, что бы понятнее было что и где стояло)
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1686
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Мыс Дедов

Сообщение Балаблиха » 02 сен 2017, 18:10

Алексей, большое спасибо за поддержку моей версии с мысом Дедов!
У себя в блоге "Озеро Удомля" я изложила ее подробно и привела цитату о картинах, изложенную выше Алексеем.
Получилось так: http://miraclelake.blogspot.ru/2017/09/blog-post.html

Очень радостно, что сообщение о мысе Дедов (см. выше) находит отклик у читателей.
В частности, Владимир Порублев в своем комментарии к сообщению подтвердил, что на мысе Дедов когда-то находились каменные надгробия. Вот что он пишет:
"Место, которое описывает Алексей, мне хорошо знакомо. В 1960-1967 годах в поисках удачных мест для рыбалки и охоты неоднократно посещал этот берег. Кроме больших обломков фундамента встречались разбитые каменные кресты и надгробные плиты с надписями. В 1967 году уехал в военное училище и с тех пор не был там".
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 667
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Погост Николаевский Удомельский

Сообщение Денис Ивлев » 15 сен 2018, 01:15

Публикую здесь выдержку из клировых ведомостей 1910 г.
Л. 836. Ведомость о церкви Богоявления Господня в погосте Удомельском Николаевском за 1910 г.
Церковь построена в 1872 г. тщанием прихожан с помощию церковной кошельковой суммы. Зданием каменная, колокльня при церкви каменная. Престолов пять: 1) во имя Богоявления Господлня, 2) во имя Великомученика Пантелеимона, 3) во имя Прп. Александра Свирскаго, 4) во имя преп. Сергия Радонежскаго, 5) во имя Святителя Николая.
Л. 837. Часовни три: 1. В д. Ряду деревянная во преподобномученицы Анастасии, 2) в д. Сухареве во имя Святителя Димитрия Ростовскаго, 3) во имя Святителя Митрофания Воронежскаго.
Л. 837 об. Земская школа в д. Рудеве и ЦПШ. 26 мальчиков и 16 девочек.
Староста при церкви крестьянин д. Акулова Аггей Марков, с 1891 г.
Л. 839 об. Священник Димитрий Федорович Петропавловский, 36 лет.
Диакон Георгий Иоаннов Худяков, 45 лет.
Л. 840 об. Псаломщик Николай Алексеевич Ильгорский, 23 лет.
Думаю, форумчанам пригодится:)
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1686
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Сообщение Владимир Крутов » 05 фев 2019, 00:00

вот сборник за 1901 год.
243.jpg
Аватар пользователя
Владимир Крутов
 
Сообщений: 295
Зарегистрирован: 06 окт 2012, 17:48
Откуда: Германия, Гамбург

"Стан". Ч.1 Статья Н.А. Архангельского

Сообщение Балаблиха » 20 фев 2019, 12:15

Статья из машинописной книги Н.А. Архангельского «История деревень Удомельского района», написанной в 1999 – 2002 годах.
Приглашаю всех желающих продолжить историю деревни, добавив здесь на форуме свои воспоминания, фотографии, сведения, которые на вошли в статью Архангельского.
Подробнее о книге и использованные источники смотри здесь: viewtopic.php?p=14071#p14071


СТАН
Село Верескуновского сельского округа Удомельского района расположено в истоке реки Съежа из озера Удомля, в 6 км севернее железной дороги Бологое-Рыбинск. Рельеф окрестностей определяется окончанием Юрьево-Горской гряды с высотой 185,9 м над уровнем моря в 0,6 км на СЗ от Стана, грядой Акуловских сопок с высотой 175 м, расположенных в 1 км севернее села. Село стоит на равнине, ограниченной названными высотами, поймой реки Съежи на высоте 160 м. Съежа протекает через село в высоких берегах, делая несколько изгибов в пределах селения. На север до Акуловских сопок простирается заболоченная пойма, на юге поймы – пастбище. На правом берегу реки – старое кладбище, руины взорванной церкви, поля, территория льнозавода, на самом востоке – полуостров оз. Удомля Дедов Нос. Местность открытая, неровная и от этого живописная.

Стан 1.jpg

Село Стан стоит на развилке дорог Удомля-Котлован и Удомля-Курово, по которой в сторону Котлована до д. Васильево 2 км, до д. Порожки 4 км, в сторону Курова до д. Акулово 1 км, до д. Щеберино 2,5 км, до сельца Гарусово 3,5 км, до д. Касково 5 км; в противоположную сторону до г. Удомля 8 км, а напрямую в южном направлении 6 км.
Название села происходит от древнего слова «стан» – место стоянки и все устройства (Даль), позже – место расположения администрации, центр полицейского или судебного округа тоже назывались станом.

Селение впервые упоминается в 1478 г. в Списке передачи волости Удомля от Новгородского владыки в личную собственность Великого Князя Московского Ивана III: «Волость Удомля. Погост. На. погосте церковь Никола Святой. 8 дворов, 1,5 обжи».
В 1551 г. в Писцовой книге Бежецкой пятины было записано следующее (ст. 643-644): «В Никольском погосте в Удомельском церковь Николо Чудотворец, а дворов на погосте: двор дьяк Ромашко, дв. пономарь Якуш, дв. пономарь же Ермолка, оба живут на черной земле на волостной, дв. проскурница Иринка на церковной земли без пашни, а пашни двема дьяком церковным и двема пономарям одно польце пашни, сеется 8 коробей, сена 10 копен, а в обжи не положены, земля церковная. Да церковные ж деревни Николские, дер. Сельцо: дв. поп Семен, пашни сеется 8 коробьи, сена 60 коп, а другая дер. Лука Николская ж: дв. поп Степан, дв. дьяк Гаврилко, пашни в 1 поле 7 коробьи, а в дву по тому-ж, сена 60 коп., земля церковная в обжи не положена.
Да на погосте двор приезжий волостелин, да двор тиунский, без пашни оба».
В 1551 г. при Иоанно-Богословском монастыре была лавка Олферка Логинова сына, да амбар с прилавком Иванка Микифорова сына. Оба торговца были со Стана Удомельского.
На рубеже ХVI-ХVII веков в «Кабальной книге» свидетельствуют о кабале крестьян должников Никольско-Удомельские дьячки Ярофей Фалалеев и Иван Сидоров.
В 1847 г. с. Стан приобрел помещик Рихард Яковлевич Зильман.
В 1859 г. село Стан Николо-Станского прихода состояло из 3 частей: Стан-1 – крестьянские хозяйства, расположенные на левом берегу р. Съежа; Стан-2 – крестьянские хозяйства на правом берегу, около современной плотины; погост Николо-Стан (Удомельско-Николаевский), состоящий из церкви с кладбищем и сторожкой на правом берегу и домов причта на левом берегу.
На Стану-1 было 4 двора с 24 личными собственниками, бывшими государственными крестьянами, переведенными в свободные хлебопашцы. На Стану-2 было 3 двора с 23 крепостными помещика Зильмана.
По Уставной грамоте, составленной 21 апреля 1862 г. помещиком полковником Рихардом Яковлевичем Зильманом и проверенной мировым посредником Михаилом Павловичем Менделеевым, установлено, что в д. Стан было 15 душ мужского пола, из них после ревизии никого на волю отпущено не было. Усадебной земли под д. Стан 2 дес. Вся полевая земля 27,5 дес., из пустоши Слапигина 48 (?) дес. и 5 дес. из Зубовой пустоши. Полный надел составляет 4,5 дес. С каждого душевого надела следует отработать 40 мужских и 30 женских дней. При переходе с барщины на оброк за каждый надел платить 9 рублей, а вся выкупная сумма 375 рублей только за усадебную землю. 3а исправное отбытие повинности ответствует круговой порукой все сельское общество. В Становское сельское общество входила также д. Юрьева Горка. На таких кабальных условиях крестьяне получали землю и волю.
Уставную грамоту от д. Стан подписали Сергей Григорьев, Алексей Лаврентьев и Дмитрий Семенов.

В 1886 г. на Стану-1 Удомельско-Рядской волости, у вольных хлебопашцев было 110 десятин земли, в т.ч. усадебной 3 дес., пашни 42 дес., покоса 97 дес., строевого леса 2 дес., полустроевого леса 1 дес., дровяного леса 22 дес., кустарника 1 дес., неудобий 2 дес.
Здесь было 5 дворов с 32 вольными хлебопашцами, среди которых было грамотных 3 взрослых и 1 учащийся. Они содержали 11 лошадей, 17 коров, 15 овец, а всего с молодняком 36 условных голов. На каждом дворе было не менее 3 коров.
На Стану-2 было 4 двора с 33 временнообязанными (17 мужчин и 16 женщин), среди которых было 4 грамотных. На Стану-2 при деревне было 68 дес. надельной земли, в т.ч. усадебной 3 дес., пашни 32 дес., покоса 20 дес., дровяного леса 11 дес., неудобий 1 дес. Кроме того в Парьевской волости было еще 32 дес., в т.ч. покоса 10 дес., дровяного леса 16 дес. Было дополнительно куплено 61 дес., в т.ч. усадебной 1 дес., пашни 23 дес., покоса 17 дес., леса строевого 6 дес., полустроевого 3 дес., дровяного 11 дес. Здесь содержали 11 лошадей, 19 коров, 13 овец, а всего с молодняком 40 условных голов. На каждом дворе было не менее 3 коров и 2 лошадей.
Для сравнения хозяйств вольных хлебопашцев и временнообязанных запись некоторых показателей по обеим частям деревни проведем параллельно. Так, на песчаных почвах сеяли:
Стан 2.jpg

Стан-2 платил повинности 75 рублей в год, в т.ч. 53 руб.выкупных. Интересно, что на Стану никто не занимался местным промыслом. А отходников было всего 5 человек: заводские рабочие, пастухи.
В 1911 г. оба Стана выровнялись по своему социальному статусу. Теперь счет идет на всю деревню целиком. К этому времени на Стану было 15 дворов с 90 жителями, среди которых было грамотных 19 грамотных и 7 учащихся. В деревне держали 20 лошадей, 27 коров, 35 овец, а всего с молодняком 61,8 условных головы. 1 хозяйство было без лошади и 2 – без лошадей и коров.
Местным промыслом стало заниматься 10 человек из 6 хозяйств, из них 1 – в своей деревне, 9 – в своем уезде. Отходников было всего 2 человека из 2 хозяйств, работавших в Петербурге.
Землей владели 13 хозяйств. Они сеяли 15,33 дес. озимых, яровых 16,5 дес., пар занимал 15,11 дес. Всего было пашни 48,37 дес., покоса 97,03 дес.; надельной земли 110,12 дес., купленной 66,62 дес., арендованной 34,16 десятин.

История Николо-Станского или Удомельского Николаевского погоста началась одновременно с селением Стан. Река Съежа была значительной водной дорогой в древнем Новгороде, выходящий сразу на несколько озер с дальнейшим продолжением водного пути на Мологу до Волги. Естественно, что поселение в истоке реки имело важное транспортное, а также военное и административное значение. Известная деревня Юрьева Горка, стоящая СЗ Стана в 0,6 км над рекой, служила сторожевым постом на подступах к озерам и волокам.
Сама река Съежа протекала по центральной оси Удомельской волости и служила своеобразным стержнем в управлении волостью.
Церкви на погосте были деревянные и периодически менялись. В 1730 г. на Стану была поставлена деревянная церковь с двумя престолами: Рождества Христова и Преподобного Александра Свирского. Эта церковь в начале ХХ века была перевезена в д. Ряд, но там не была восстановлена. Эта церковь запечатлена на полотнах художников В.К. Бялыницкого-Бирули и Н.М. Аксакова (самодеятельного художника из д. Бережок).
В 1872 г. на Стану поставлена каменная церковь с 4 престолами: Богоявления Господня, Великомученика Пантелеймона, Святого Николая и Преподобного Сергия Радонежского. Церковь эта была поставлена, очевидно, после деревянной, по традиции сохранения одного из главных престолов во имя Святого Николая.
Известно, что в 1900 г. здесь священником служил Николай Малинин. В 1901 г. его сменил Дмитрий Петропавловский, дьяконом с начала XX века был Георгий Иванович Худяков, псаломщиком Иван Никольский, которого сменил Георгий Никольский, скончавшийся 28 апреля 1910 г. На освобожденное место заступил псаломщик Николай Ильгоский, а в 1914 г. его сменил Иван Климин, служивший в 1916 г. и позже.
В 1886 г. на погосте Николо-Стан было 139 дес. церковной земли, в т.ч. усадебной 3 дес., пашни 45 дес., сенокоса 30 дес., зарослей 5 дес., кустарника 47 дес., неудобий 9 дес. На погосте содержали 6 лошадей, 19 коров, 22 овцы или 35 условных голов. Применялся наёмный труд с оплатой исполу. Инвентарь сошный. Сеяли ржи 6 дес., овса 4,5 дес., ячменя 1 дес., гречки 0,5 дес., картофеля 0,125 дес. Получали урожай с десятины ржи 45 мер, овса 80 мер, ячменя 40 мер, картофеля 80 четвертей, гречки 15 мер. Накашивали 2680 пудов сена. На погосте находилось 6 жилых и 10 нежилых строений стоимостью 1840 рублей, где проживали 4 семьи духов¬ного звания из 14 человек и 1 мещанская семья из 7 человек. На погосте нанимали 1 годового и 3 летних работника.
В приход входили селения Лубенькино, Гарусово, Акулово, Васильево, Лукино, Щеберино, Порожки, Медведково, Сатина Горка, Сухарево, Мошная Горка, Стенецкое, Мосты, Рудеево, Юрьева Горка и деревни, расположенные за оз. Удомля: Ванюнькино, Ряд, Вакарино По переписи в 1915 г. церковной земли имелось 177 дес. Братский доход составлял в 1900 г. 670 рублей, в 1915 г. – 800 рублей. Прихожан насчитывалось 2700. Церковным старостой в начале XX в был акуловский крестьянин Агей Агеевич Марков.
После отмены крепостного права на Стану стихийно возникла школа грамоты, в которой занималось до 60 учеников. Занятия проводились по крестьянским избам, в разных деревнях и деятельность такой школы была неэффективной. В 1884 г. при церкви была открыта Удомельско-Никольская церковно-приходская школа, в которой занималось в 1888 г. 48 учащихся, в 1898 г. – 63, в т.ч. 11 девочек. В 1900 г. законоучителем и заведующим школой был священник, учителем по всем другим предметам – Мария Николаевна Соколова.

(окончание ниже)
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 667
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

"Стан" Ч.2 Статья Н.А. Архангельского

Сообщение Балаблиха » 20 фев 2019, 12:23

(окончание)
СТАН
После Октябрьской революции Николо-Станская церковь продолжала работать. По воспоминаниям современников, это был великолепный храм больших размеров, интересной конструкции, отражающийся в водах Удомельского озера, производил сильное впечатление. Но подошел 1935 г. 8 апреля по распоряжению Комиссии по делам культов при Президиуме ВЦИК началось проведение учета и переоценки предметов культа и драгоценных металлов и камней в Становской церкви. 13 мая 1935 г. Удомельский РИК издает постановление: «Учитывая, что железная ограда остается при здании Николо-Становской церкви и в части использования тесанного камня на строительстве Удомельской амбулатории дано согласие церковной двадцатки, разрешить использовать тесаный камень от ограды для фундамента вновь строящейся амбулатории». После удаления камня железная ограда, стоящая на столбах, повисла в воздухе.
20 июня 1935 г. постановлением Удомельского РИКа с церкви сняты колокола. В 1936 г. по причине появления неравномерной усадки здания церковь решено взорвать. Постановление Удомельского РИКа о сносе церкви было вынесено 11 сентября 1936 г. Кирпич намеревались использовать на строительстве поликлиники и Дома Культуры. Кирпич, уложенный в стены на гашеной извести, очищался трудно. Разборка взорванной церкви затянулась, кирпич всю зиму 1936-1937 г. возили на строительство Дома культуры и средней школы.
7 июня 1938 г. было решено за счет 30 тысяч кирпича Становской церкви построить к 1 августа 1938 г. кирпичную мельницу (ул.Володарского), позже переданную районной библиотеке. Поликлинику построили деревянную, а кирпич, ей предназначавшийся, пошел на школу. Школа, ее первая очередь, вступила в строй осенью 1937 г., к этому же времени был достроен из становского кирпича Дом Культуры. А на месте церкви осталась гора неразобранного материала, которая сохранилась до сих пор и постепенно зарастает лесом.
Служители церкви были лишены избирательных прав еще в 1929 г., но после того, как улеглись страсти, началось восстановление в правах. Так в 1930 г. были восстановлены в правах сын Худякова Г.И. – Василий. Но к этому времени Василий уехал со своим братом Иваном в Ленинград, где спокойно работал на заводе, на летний отпуск приезжая в родительский дом на Стану. Их сестра работала в Рудеевской школе учительницей. В это же время восстановлена в правах А.А. Петропавловская. Ее семья тоже выехала куда-то, но на лето приезжала на Стан и заполняла своими веселыми голосами оба дома, принадлежавшие ей. В 1933 г. был восстановлен в правах Павел Федорович Богоявленский, дальнейшая судьба которого неизвестна. В 1936 г. восстановлены в правах Никольские Василий Иванович и Екатерина Евгеньевна. Эта семья никуда не уезжала и закончила жизнь на Стану. Родители и их сын Евгений похоронены на Троицком кладбище.
Известно также, что в марте 1939 г. было выделено 130 куб. метров кирпича Становской церкви для строительства ветеринарной лечебницы, в которой в годы войны размещался военно-учебный пункт.
Так закончилась история древнейшего Удомельско-Никольского погоста и его последней церкви.

А село Стан Юрьево-Горского сельсовета продолжало жить своей жизнью, полной крестьянских забот. В начале 1920-х годов Советская власть искала пути повышения производительности крестьянских хозяйств: проводило землеустройство, организовывало агрономическую учебу, ставила показательные опыты по внедрению передовых технологий. Отмечалось, что становские крестьяне в 1924-1925 хозяйственном году часто самостоятельно закладывали опыты с минеральными удобрениями.
В 1931 г. в селе Стан Юрьево-Горского сельсовета организовался колхоз «Красный Стан». К этому времени появился еще один Стан, под номером 4. Он располагался недалеко от церкви, на берегу оз. Удомля. Это был самый южный выселок села, в предвоенные годы называвшийся еще Рыбацким Станом.
23 октября 1936 г. колхозу «Красный Стан» вручался Акт на вечное пользование землей. В нем было записано, что колхоз имел 28 дворов, усадебной земли 10,79 га, общественной земли 332 га, в т.ч. пашни 133,28 га, покоса 70,2 га, выгона 45,78 га, вырубок 20,7 га, болота 6,76 га.
29 января 1937 г. в плане дорожного строительства намечено построить каменную мостовую между Станом и Юрьевой Горкой длиной 760 м. Этот участок стал продолжением дороги Удомля-Котлован.
5 марта 1939 г. к колхозу «Красный Стан» присоединяется колхоз «Высокая Горка» (Юрьева Горка).
4 августа 1939 г. за высокие показатели колхоза «Красный Стан» на ВСХВ в Москву командирован председатель колхоза Иванов Александр Иванович. В 1940 г. в колхозе получен урожай ржи по 18,1 цн/га и ячменя 13 цн/га. В январе 1941 г. собирались переселить на Стан д. Юрьеву Горку, в которой оставалось всего 4 двора, но началась война. Оставшиеся дворы исчезли вскоре после войны.

4 августа 1932 г. в истоке р. Съежи, на ее левом берегу, напротив кладбища, была предоставлена земля для строительства сараев, ледника, сушилки и административного здания рыбхоза «Красный Стан». 6 сентября 1935 г. в ведение рыбхозу выделено 13 водоемов общей площадью 6045 га. Рыбхоз проработал на Стану 7 лет. Самый трудный – организационный период постоянно омрачался частой сменой директоров. Вот их неполный перечень: Скобелев В.А., Фадеев, Аверкин, Занин, Дударев И.Д. Занин, приступив к исполнению обязанностей, заявил, что выполнение плана за 1936 г. на 69% – следствие засорения аппарата рыбхоза ненужными элементами. По его подсказке был арестован и расстрелян главный бухгалтер Белов.
17 октября 1939 г. новый директор Дударев добился перенесения хозяйственного центра Рыбзавода в райцентр. Все названные директора до своего директорства, как правило, никакого отношения к рыбному хозяйству не имели.
23 октября 1949 г. по решению правительства от колхоза «Красный Стан» было изъято первоначально 10,72 га земли под Лубеньковский льнозавод. Позже размер изъятия доведен до 21,3 га.
24 июня 1950 г. колхозы Юрьево-Горского сельсовета: «Красный Стан», им. Ворошилова (Митрошино), «Красный Пахарь» (Васильево), «Красный Ударник» (Каменка), «Мишнево», «Новый Путь» (Григорово), «Новый Бережок», «Акулово» объединились в колхоз им. Мичурина с центром в д. Бережок, вскоре перенесенный в д. Мишнево.
В 1994 г. Юрьево-Горский сельсовет присоединен к Верескуновскому.
28 декабря 1994 г. колхоз им. Мичурина передан на баланс акционерного общества (АО) «Сезам».
В 1994 г. на Стану на р. Съежа – плотина, регулирующая уровень воды в озерах-охладителях.

Представляет интерес динамика хозяйств и населения села во второй половине XX века.
Стан 5.jpg

На фронтах Великой Отечественной войны погибли жители села:

1. АНДРЕЕВ Андрей Андреевич
2. АНДРЕЕВ Павел Андреевич
3. АРСЕНЬЕВ Федор Николаевич
4. АРТЕМЬЕВ Александр Степанович, род. 1921 г., рядовой, пропал б/в, 02.1942 г.
5. ВАСИЛЬЕВ Андрей Андреевич, род. 1914 г., рядовой, пропал б/в, 01.1942 г.
6. ВАСИЛЬЕВ Павел Андреевич, род. 1912 г., сержант, пропал б/в, 08.1942 г.
7. ВОЛКОВ Борис Петрович
8. ГОРОХОВ Георгий Михайлович, род.1918 г., рядовой, умер в плену, 04.1942 г.
9. ГОРОХОВ Анатолий Михайлович, род. 1923 г., рядовой, пропал б/в, 01.1942 г.
10. ГОРОХОВ Егор Михайлович, род. 1921 г., рядовой, пропал б/в, 01.1942 г.
11. ЕГОРОВ Иван Алексеевич
12. ИВАНОВ Александр Иванович, род. 1909 г., рядовой, пропал б/в, март 1942 г.
13. ИВАНОВ Анатолий Иванович, род. 1915 г., пропал б/в, март 1942 г.
14. ИВАНОВ Михаил Иванович, род. 1908 г., рядовой, умер от ран, 12.1941 г.
15. ИВАНОВ Николай Сергеевич, род. 1911 г., рядовой, пропал б/в, 01.1942 г. (Ю.Горка)
16. ОРЛОВ Николай Александрович, род. 1921 г., лейтенант, погиб, август 1943 г.
17. ОРЛОВ Федор Алексеевич, род. 1899 г., рядовой, пропал б/в, 11.1941 г.
18. ПОВАРОВ Николай Павлович, род. 1921 г., рядовой, погиб в 1942 г.
19. СМИРНОВ Александр Алексеевич
20. СМИРНОВ Николай Алексеевич
21. СМИРНОВ Павел Николаевич
22. СМИРНОВ Сергей Арсеньевич, род. 1922 г., рядовой, пропал б/в, май 1943 г.
23. ТИМОФЕЕВ Василий Иванович
24. ФЕДОРОВ Иван Павлович, род. 1918 г., рядовой, умер от ран, 09.1941 г. (Ю.Горка)
25. ЩИПОННИКОВ Василий Павлович, род. 1913 г., рядовой, пропал б/в, 04.1943 г.

Работу выполнил Н.А.Архангельский, октябрь 2001 г.
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 667
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Николо-Стан

Сообщение Олег Юрьевич » 20 фев 2019, 23:01

Спасибо, Татьяна....
Олег Юрьевич
 
Сообщений: 18
Зарегистрирован: 01 ноя 2015, 22:28
Откуда: Карелия, Петрозаводск

Николаевский Удомельский погост на рубеже XVIII-XIX вв.

Сообщение Денис Ивлев » 13 окт 2019, 19:43

У Архангельского хорошо описаны последние страницы истории каменного Богоявленского храма. Мы же предлагаем вниманию историю, которой у Архангельского нет, написанную на основе документов РГИА и ГАТО, собранных мною и нашим коллегой Сергеем Андреевым (я его ставлю в соавторы). Да простят меня друзья-краеведы, но посвящаю я её 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева, ибо более известного уроженца этих мест Николаевский погост не знает.
Денис Ивлев, историк
Сергей Андреев, краевед

«Построить вновь каменным зданием церковь Богоявления Господня…»
Удомельский Николаевский погост на рубеже XVIII-XIX в.

К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева
Удомельский Николаевский погост – фактический предшественник современного города Удомля, административный центр Удомельской волости с самых древних времен. Его история наполнена различными событиями, будь то разорение в смутные времена, моровые поветрия, пожары или строительство новых храмов и усадеб, появление новых деревень и создание часовен. Но в данной работе мы остановимся подробнее на временных рамках в истории прихода, ограниченных 1793 – 1853 гг., т.е. временем активного построения церквей погоста, пришедшееся на годы жизни выходца из местного рода дворян Аракчеевых военного министра и фактического правителя Русского государства графа Алексея Андреевича Аракчеева. В истории Удомельского погоста мы так же подробно рассмотрим вопрос о месте рождения графа Аракчеева на основании записей в метрических книгах погоста, а так же отметим сведения о роде графа, которые нашли отражение в церковных книгах.
Удомельский Николаевский погост на рубеже XVIII- XIX вв.
Имеющиеся в Тверском государственном архиве дела на период 1763 – 1793 гг. уже в своих заголовках ничего особенного из себя не представляют. Это обычные для того времени тяжбы, жалобы на проступки духовенства и прошения о перемещении по службе. Примером таких могут служить дела: «О причинении священником Дмитриевым майору Сысоеву обид» (1769 г.)1, «О дозволении дьячку Лукианову владеть полною дьяческою долею» (1777 г.)1, «О утверждении священника Дмитриева в должности сей в оном селе» (1782 г.)1 и т.д.
Самый интересный период в делах Удомельского погоста начинается в 1793 г. с дела «О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Николаевском погосте деревянную церковь переправить». Две церкви в Удомельском Николаевском погосте существовали достаточно давно, особенно по меркам того времени. Были они деревянными и располагались рядом друг с другом. Первый храм в честь Святителя Николая Чудотворца с приделами Богоявления Господня и преподобного Сергия Радонежского построен в 1720 г. Стоявший же рядом храм в честь Рождества Христова с приделом преподобного Александра Свирского выстроен в 1733 г. Отметим немаловажный факт, что оба храма располагались совсем близко друг от друга – в последующем расположение церквей изменится.2
Христорождественская церковь к 1793 г. обветшала весьма серьёзно. Была она «теплой» - т.е. не отапливалась и богослужения в ней проводились в холодное время года. В своём прошении прихожане погоста отмечают, что «строением церковь состоит в твёрдости», но в основании храма «бревна покривились на одну сторону», а посему они приняли решение «оную церковь вывесив, подвести новым лесом и камнем фундамент... и полы вновь вымостить, перекрыть главы… и обшить тёсом»3.
Прошение составили на имя Тверского архиепископа Иринея, который 14 июня прошение рассмотрел и «изволил предписать о переправке Вышневолоцкаго уезда Николаевскаго Удомельского погоста покривившейся от согнития исподних брёвен теплой Рождественской деревянной церкви от здешняго духовнаго правления дать того погоста священнику с прихожане указ»4.
Церковь исправили быстро. И снова, кроме будничных дел, в документах прихода мы ничего не находим. Чаще всего это дела о местах и вакансиях причетников: «О утверждении за учеником Смирновым диаконского места» (1802)1, «О переведении пономаря Алексеева в оное село» (1805)1, «О определении ученика Петровского во дьячка» (1806)1.
Удомельский Николаевский приход был небогат. Крупных каменных усадеб в приходе не было, так же как и серьёзных вкладчиков. Хотя стоял погост на довольно обжитом и оживленном месте. По соседству располагались Удомельский Иоанно-Богословский погост, на месте и рядом с которым в старину было два монастыря, довольно близко располагались Покровский Тихомадрицкий погост и село Островно. И всё же каменный храм в Удомельском погосте появляется раньше, чем в соседних приходах.
Представление о погосте и его окрестностях даёт «Описание Вышневолоцкого уезда», составленное в начале XIX в. Принадлежала храму «писцовая церковная земля Села Стана церкви Святителя Николая Чудотворца священно и церковнослужителей по обе стороны реки Съ эжи (так в тесте названа река Съежа – Д.И.) и при озерах Удомля и Песве, земля иловатая, урожай всякаго хлеба и сенные покосы средственны, лес дровяной березовой и осиновой»5.
Само село Стан значилось коллежской асесоршей Ольгой Алексеевной дочерью Балкова. Описывалось оно так «село при озере Удомле, две церкви деревянные: 1-я Святителя Николая Чудотворца с приделом Богоявления Господня и Сергия Радонежскаго Чудотворца. 2-я Рождества Христова с приделом Александра Свирскаго Чудотворца. В оном селе каждогодно бывает ярмонка июня с 18 по 21 число, на которую приезжают купцы из городов Твери, Вышняго Волочка, Торжка, Бежецка, Валдайска, Борович, Весигонска, Устюга, Кашина и Калязина, шелковыми, бумажными и шерстяными тканями, кожевенных товаров, серебряяными, медными, оловянными и железными мелочными изделиями, а крестьян с хлебом, съестными припасами, с деревянною и глиняною посудою и с крестьянскими изделиями»5.
Последнее творение «Архитектурии ученика Ивана Телятникова».
Наступил 1807 г. Холодная Никольская церковь совершенно обветшала, и на сей раз прихожане погоста решили «собственным иждивением» с использованием церковной кошельковой суммы в 1300 рублей «вместо оной ветхой Никольской церкви построить вновь каменным зданием церковь во имя Богоявления Господня с приделом Чудотворца Николая»6.
Среди прихожан, поставивших подписи под прошением, можно отметить следующих помещиков: подпоручик Иван Васильев сын Аракчеев, надворный советник Алексей Дмитриев сын Давыдов, вдова коллежская регистраторша Анна Феофанова дочь Алексеева, подписавшие прошение лично. За отсутствовавших в этот момент помещиков расписались их доверенные лица или же управляющие имением: вместо тайной советницы Марьи Васильевой Ланской – управляющий статский совестник Петр Петров сын Тормасов, вместо порутчицы Елисаветы Андреевой Аракчеевой – староста Василий Григорьев (?), а по просьбе генерал-майора Степана Сергеевича Ланского – помещица коллежская ассесорша Ольга Алексеевна Балкова.
Особо интересен документ приложенный к делу – рапорт Вышневолоцкого духовного правления. В нём чётко описано состояние храмов погоста: «1-е в оном погосте деревянная церковь во имя Святителя Николая с приделами Богоявления Господня и преподобного Сергия Радонежскаго Чудотворца, вместо коей прихожане просят построить каменный храм, весьма ветха и к падению склонна. 2-е место занимаемое оною ветхою церковию по тесноте кладбища и по причине насыпной земли и издревле погребаемых тут усопших к строению каменного здания неудобно…, а затем прихожанами к построению объявленного храма назначается другое, которое как по грунту земли, так и по пространству своему к построению церкви способно, и лежит близ реки Съэжи (Съежи – Д.И.) от существующей ныне ветхой деревянной церкви отступя на западе во сте сорока (саженях – Д.И.); земля под оным принадлежит по плану упомянутой Удомельской церкви и состоит ныне во владении той церкви священнослужителей… 3-е, церковной казны по приходно-расходным книгам и по шету находится во оном погосте в наличии 1499 р. 50 коп.»7.
Прошение прихожан возымело действие и епархиальное начальство в лице архиепископа Мефодия разрешило «на месте одной Святителя Николая с приделами Богоявления Господня и преподобнаго Сергия Радонежского Чудотворца построить каменную церковь во имя Богоявления Господня с приделом Святителя Николая по приложенному при том прошении плану с фасадом Архитектурии учеником Иваном Телятниковым»8.
Во-первых, стоит отметить редкость этого документа, т.к. в аналогичных делах фактически не встречаются упоминания архитекторов – авторов проекта. Здесь же случай особый. Во-вторых, Иван Михайлович Телятников – известный в Вышнем Волочке «архитекторский ученик». Он происходил из купеческого вышневолоцкого рода. После обучения «архитекторскому художеству» с сентября 1781 г. по февраль 1784 г. у губернского архитектора Ф.Ф. Штенгеля в Твери Иван Михайлович вернулся в Вышний Волочёк. Здесь с марта 1784 г. до своей смерти в 1807 г. он исполнял должность городского архитектора9.
Искусствовед Г.К. Смирнов отмечает: «Основные его обязанности касались жилой застройки: он обмерял отвводимые жителям участки и составлял для них проекты домов, используя «высочайше апробованные» фасады. Кроме того, он наблюдал за строительством крупных городских сооружений – гостиного двора, соборной колокольни, церкви Петра и Павла, составлял сметы на ремонт некоторых общественных зданий (например, винного магазейна). Помимо проектно-архитектурной деятельности, И.М. Телятников занимался строительными подрядами (в частности, при возведении каменной ограды вокруг Казанского собора, при перестройке деревянного здания духовного правления), владел кирпичным заводом и гербергом (гостиницей с трактиром), а так же на протяжении многих лет служил в должности публичного нотариуса»9.
В метрических книгах Вышневолоцкого Казанского собора за 1807 г. есть запись о смерти Ивана Телятникова: «В декабре, 23. Купец Иван Михайлов Телятников, 45 лет. Тело сего умершаго предано земле по чиноположению церковному всем собором. Пред кончиною исповедован и святых таин сподоблен»10. Если следовать этой записи, то Богоявленский каменный храм в Удомельском Николаевском погосте стал последним творением Ивана Телятникова. Этим фактом объяснятся причины того, почему первая каменная церковь не дожила до наших дней.
Старую деревянную церковь решено было употребить на обжиг кирпича. Для построения нового храма на новом месте выделено земли девяносто четыре десятины, под самим храмом «потребно больше двух тысяч квадратных сажень»11.
Архиепископ Мефодий наложил свою резолюцию 17 мая 1808 г.12 С этой даты начинается история каменной Богоявленской церкви, расположившейся на берегу речки Съежа.
«Складена весьма непрочно». Недолгая судьба первой Богоявленской церкви.
Строительство нового каменного храма растянулось до 1821 г. В октябре этого года надворная советница Аграфена Нилова жена Дадыдова направила Тверскому архиепископу Ионе «покорнейшее прошение». Мы приведём его полностью, т.к. оно фактически описывает новый храм.
«В приходском нашем Удомельском Никольском погосте, - писала Аграфена Ниловна, - по храмосданной грамоте, выданной от Его Высокопреосвященства Мефодия Архиепископа бываго Тверского на место пришедших в ветхость деревянных церквей устроен вновь каменный храм во имя Богоявления Господня с приделом в трапезе по правую сторону в честь Святителя и Чудотворца Николая, которой уже и ко освящению всем нужным приуготовлен. А как в той же трапезе по левую сторону имеется довольное пространство, ибо вся трапеза в ширину имеет девять сажень с половиною, почему я всеусерднейшее желание имею в упомянутой трапезе по левую сторону в соответственность построенному по правую руку Николаевскому приделу устроить в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца собственным моим иждивением не требуя от кого ни каковаго пособия, ещё придел к чему уже мною приличный иконостас и святыя образа приуготовлены»13.
Благочинный села Верескунова священник Василий Павлов 23 октября 1821 г. при составлении описи иконостаса для придела Сергия Радонежского дал такое заключение: «место назначенное для устроения придела преподобного Сергия в трапезе на левой стороне по обширности ея состоящей в длину из 4-х с половиною, а в ширину из 9-ти с половиною сажен и по симметрическому положению всего храма безпрепятственно и удобно позволяет устроить придел»14.
Иконостас, приготовленный Аграфеной Ниловной Давыдовой «гладкий с колоннами коринфическаго ордена капителями покрыт белою масленою краскою, карнизы и около образов рамы так же и резьба вызолочены золотом перваго номера на полименте»14.
Освятил Никольский придел «декабря 15 дня» 1821 г. вышневолоцкий протоиерей Василий Петров15. Тем же 1821 г. датируется и прошение прихожан «о дозволении в Вышневолоцком уезде в Никольском Удомельском погосте в новоустроенном храме придел во имя Святителя и Чудотворца Николая освятить»16.
Но на этом строительная история нового каменного храма Богоявления Господня не закончилась. Как видно из прошения от июня 1853 г. при храме имелась деревянная колокольня, а на самом храме был поставлен деревянный купол. Фактически существовавшую тогда церковь можно сравнить с сохранившейся ныне неподалёку церковью Святителя Николая в с. Грибны, построенную в 1810 г. Она так же имела изначально один придел в трапезной, прямые перекрытия и деревянный купол и колокольню. Осматривая храм в Грибнах, можно представить, как выглядела первая каменная церковь в Николаевском Удомельском погосте.
«И храм и колокольня от времени и нетщательной отделки пришли в ветхость, - писали священники и прихожане в своём прошении в 1853 г., - то по сей причине мы, нижеподписавшиеся, желаем для прочности и благолепия нашего храма, снять деревянную колокольню и вместо её построить каменную, и вместо деревянного на церкви кумпола устроить тоже кумпол каменный и постройки эти произвести на счет кошельковой суммы и денежнаго пособия прихожан»17.
Прихожане отмечают, что заготовили уже часть дров на обжиг кирпича, а так же просят командировать архитектора для составления сметы и плана.
Под прошением оставили подписи не только местные священник Евфим Алексеев Никольский, диакон Иоанн Яковлев Волков, дьчёк Антон Иванов Никольский и пономарь Пётр Тимофеев, но и помещики: статская советница Анна Григорьевна Левковец, полковник Рихард Зильман, титулярная советница Любовь Александровна Димбицкая, штабс-капитан Матвей Викторов сын Алексеев, губернский секретарь Николай Иванов Аракчеев, штабс-капитан Михаил Иванов Аракчеев. А так же свои подписи оставили за гвардии штаб ротмистра Павла Ивановича Сназина Тормасова староста Кирилл Иванов и за умершего полковника Николая Васильева Аракчеева староста Иван Алексеев (за него расписался грамотный крестьянин Кузьма Ефимов) и вольный хлебопашец сельца Машной Горки крестьянин Понкратей Александров «за себя и за вольных хлебопашцев села Стану крестьян по личному их прошению».
Архитектором, который должен был составить план и смету, оказался вышневолоцкий городовой архитектор Александр Степанович Зеленский. Он осмотрел храм и дал неутешительное заключение: «каменныя стены и фундамент означенной церкви, как открылось, по освидетельствованию, складены весьма непрочно, так, что в настоящее время во многих местах имеются трещины, при том по ширине строения те стены весьма тонки и, как некоторые прихожане объявили, что во время кладки стен не было употреблено железных связей, а потому архитектор не нашел возможность устроить предполагаемые священнослужителями каменные своды, купол и колокольню при упомянутой церкви»18.
Строительная и дорожная комиссия нашла эти причины достаточными, что бы отказать в переделках, а так же велела заделать трещины и следить за тем, что бы они не образовались вновь и не появились в других местах храма19.
Николая Чудотв-камен храм-СТАН-редакт-2.jpg
Храм Богоявления Господня в с. Стан. Фото предоставлено Д.Л. Подушковым

Богоявленский храм, судя по имеющимся заголовкам дел Тверской духовной консистории, в 1860 г. после двух прошений об освящении храма (1858 и 1859 гг.) закрыли для священнослужения. Об этом свидетельствует дело «О воспрещении священнослужения в каменной церкви». А в 1863 г. последовало дело «О построении каменной церкви». Самого дела не сохранилось, но сохранилась картина с изображением нового каменного храма Удомельского погоста, а так же и фото, обнаруженное краеведом Дмитрием Подушковым. Строительство Богоявленского храма растянулось до 1872 г.
Но и этот храм не сохранится до нашего времени – его разобрали на материалы для строительства в Удомле общественных зданий. Поэтому для полноты картины мы приведём его описание. «Ведомости страховой оценки 1910 г.» сохранили для нас словесный «портрет» храма.
«Богоявленская церковь каменная на тесанном каменном фундаменте – цоколе, снаружи и внутри оштукатурена, покрыта снаружи известковою краской, внутри серой клеевою краской и живописью по стенам и на потолке, крыта железом, крашеным зеленою маслянною краской. Длина церкви с колокольней 16 сажень, наибольшая ширина 7 аршин, высота до верха карниза 5 сажен; на церкви имеется одна большая глава и 4 малых (над алтарями), больших окон 24 штуки, малых 4 штуки, дверей наружных обшитых железом 3, внутренних двухстворчатых 4 штуки.
Иконостас в храме длиною 21 аршин, вышиною в 6 аршин (оценен в 2500 руб.) – в трапезе с правой стороны иконостас длиною в 7 аршин, шириною в 5 ½ аршина (оценен в 800 руб), в трапезе с левой стороны иконостас такой же меры (оценен в 800 руб.)
Церковь отопляется 2 изразцовыми голландскими печами.
Колокольня в 3 яруса высотой до карниза 18 сажень… Церковь построена в 1872 г. Сохранилась хорошо»20.
Дополняет описание каменного храма в Удомельском погосте «Ведомость о церкви Богоявления Господня в погосте Удомельском Николаевском за 1910 г». О храме в описании сказано следующее: «Церковь построена в 1872 г. тщанием прихожан с помощию церковной кошельковой суммы. Зданием каменная, колокольня при церкви каменная. Престолов пять: 1) во имя Богоявления Господня, 2) во имя Великомученика Пантелеимона, 3) во имя Прп. Александра Свирскаго, 4) во имя преп. Сергия Радорнежскаго, 5) во имя Святителя Николая»21.
Сейчас о каменном и деревянном храмах Удомельского погоста напоминают лишь кучи щебня и отдельные гранитные блоки, а само храмовое место теперь покажут лишь только краеведы, да местные жители, что ещё помнят о том, что где-то здесь был древний Удомельский Николаевский погост.
Примечания:
1. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6. Опись дел Удомельского Николаевского погоста.
2. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2112, Л. 1. Дело о построении Вышневолоцкаго уезда в Николаевском Удомельском погосте вместо ветхой деревянной каменной церкви. 1807 г.
3. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2107. Дело о дозволении Вышневолоцкаго уезда в Николаевском погосте деревянную церковь переправить. 1793 г.
4. Там же, Л. 2.
5. РГИА, Ф. 1350, Оп. 312, Д. 166 «Экономическое описание Вышневолоцкого уезда», электронный архив: изображение 590-591.
6. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2112 «Дело о построении Вышневолоцкаго уезда в Николаевском Удомельском погосте вместо ветхой деревянной каменной церкви», Л. 1.
7. Там же, Л. 6.
8. Там же, Л. 16.
9. Г.К. Смирнов. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Часть 3/ Отв. Редактор. Г.К. Смирнов. – М.: «Индрик», 2013. С. 137-138.
10. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 14439, Метрическая книга Вышневолоцкого уезда за 1807 г., Л. 46.
11. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2112, Л. 16.
12. Там же, Л. 19.
13. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2119, «Дело о дозволении Вышневолоцкой помещице надворной советнице Аргафене Ниловой Давыдовой в приходском того ж уезда в Никольском Удомельском погосте в новоустроенном каменном храме устроить придел во имя Преподобнаго Сергия Радонежского Чудотворца. 1821 г.», Л.1.
14. Там же, Л. 3.
15. Там же, Л. 9.
16. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2120. Дело о дозволении в Вышневолоцком уезде в Никольском Удомельском погосте в новоустроенном храме придел во имя Св. и Чудотворца Николая освятить. 1821 г.».
17. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2126, «Дело о командировании Архитектора в Никольский Удомельский погост для составления сметы и плана на построение каменной колокольни и вместо деревянного на церкви каменного купола. 1852 г.», ЛЛ. 1-2.
18. Там же, ЛЛ. 9-9 об.
19. Там же, Л. 10.
20. РГИА, Ф. 799, Оп. 33, Д. 2041 «Ведомости страховой оценки за 1910 г.», Л. 43.
21. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 16176 «Тверской епархии Вышневолоцкаго уезда клировые ведомости», Л. 836.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1686
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Re: Николо-Стан

Сообщение Балаблиха » 14 окт 2019, 00:50

Денис и Сергей, огромное вам спасибо за проделанную грандиозную работу! Теперь благодаря вашим изысканиям история Удомельского Николаевского погоста становится более полной.
Впервые мы узнаём столь подробно, как и почему старый деревянный храм Николая Чудотворца сменили на новый каменный, и о том, как непроста была судьба этого нового храма. Кроме имен архитекторов, создававших его, в статье есть и фамилии прихожан, чьими стараниями возводилась новая церковь. Лично мне было очень приятно увидеть среди них имя своего прапрапрадеда Кирилла Иванова - старосты деревни Ряд.
Еще раз спасибо за интересную статью и очень ценную информацию!
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 667
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Николо-Стан

Сообщение Денис Ивлев » 18 окт 2019, 09:44

Татьяна, продолжаем работать!:) Спасибо!
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1686
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Пред.

Вернуться в Удомельский р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3