Николо-Стан

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории современного Удомельского района

Модераторы: Балаблиха, Алексей Крючков

Re: Николо-Стан

Сообщение Балаблиха » 12 дек 2016, 22:24

Олег Юрьевич писал(а):Здравствуйте, уважаемые друзья. Решил поделится с Вами, людьми влюбленными в свой край, еще одной фотографией. На ней изображен мой прадедушка, дьякон Богоявленского храма в Николо-Стане Худяков Георгий Иванович....
Дальнейшая судьба прадеда - неизвестна... ни годы смерти... ни где похоронен..


Олег Юрьевич, эту фотографию я видела в статье Дениса Ивлева в газете "Голос Удомли" №15/2015.
Кстати, о смерти Вашего прадедушки там, в частности, написано так:
"Когда умер отец Георгий, пока неизвестно, по слухам, от сердечного приступа, вызванного ссорой с его дочерью Клавдией. А похоронен он на погосте, который сейчас, увы, уже не существует". (Имеется в виду погост Богоявленской церкви в с. Николо-Стан).

Значит, это неверная информация?
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 877
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Николо-Стан

Сообщение Олег Юрьевич » 12 дек 2016, 23:58

Здравствуйте,Татьяна. Информация, указанная в статье, верна. Просто определенности у нас нет. А то, что он похоронен на погосте - это мое предположение....где же еще хоронить священнослужителя? Примерные сроки смерти можно рассчитать по году рождения первенца его дочки Клавдии...дату уточню... Кстати... может еще где нибудь хоронили жителей Стана?... У меня вопрос: может фотография на которой изображены священнослужители сделана на крыльце другой(деревянной) церкви? По информации, которую я здесь узнал, службу в этих обоих храмах вели одни и те же люди. И вообще, в каком месте находилась более древний храм? Может там есть погост?
Олег Юрьевич
 
Сообщений: 19
Зарегистрирован: 01 ноя 2015, 22:28
Откуда: Карелия, Петрозаводск

Re: Николо-Стан

Сообщение Балаблиха » 13 дек 2016, 00:44

Олег Юрьевич, по поводу церквей в с. Николо-Стан.
Наиболее старой церковью была деревянная церковь Николая Чудотворца (1720). Вторая, тоже деревянная, Рождества Христова (Христорождественская) 1730 г.
Церковь Николая Чудотворца не дожила до конца XIX в. (сгорела? разобрали от ветхости?). <...>

После того, как церковь Богоявления была уничтожена (в 1937 г.), все захоронения стали производить на кладбище в Троице. Таким образом, место захоронения зависит от даты смерти Вашего прадеда - до или после закрытия церкви в с. Николо-Стан.
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 877
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Церкви в с. Николо-Стан

Сообщение Балаблиха » 01 июн 2017, 01:01

В ходе изучения исповедных ведомостей Николаевского Удомельского погоста (который находился в селе Стан), обратила внимание на следующее.
С 1822 года и до 1860-го заголовок ведомости писали так: «Ведомость Николаевского Удомельского погоста Вышневолоцкого уезда…» - без конкретного указания церкви.
В 1820 и 1821 годах было написано: «Роспись Тверской епархии Вышневолоцкого уезда Николаевского Удомельского погоста церкви Рождества Христова».
В 1814 и 1815 годах снова конкретно церковь не называли, а писали просто «Николаевского Удомельского погоста».
В 1812, 1810, 1800, 1790 и ранее указывали церковь св. Николая Чудотворца, например, в 1790 г.: «Роспись Тверской епархии Вышневолоцкого уезда Николаевского Удомельского погоста церкви Святого Николая Чудотворца…»

Отсюда можно сделать вывод, что, по крайней мере, до 1812 года старинная деревянная церковь Николая Чудотворца (1720 г. постройки) была действующей. Далее по каким-то причинам (ветхости?) в ней перестали вести службы, а перенесли их в соседнюю, тоже деревянную церковь Рождества Христова (1733 г. постройки). Вот только не известно: далее продолжали службы в этой церкви?
Новый каменный Богоявленский храм был построен только в 1872 году.
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 877
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Храм в погосте Николо-Стан

Сообщение Денис Ивлев » 23 авг 2017, 12:05

К атрибуции картин В.К. Бялыницкого-Бируля «Церковь на берегу озера Удомля, 1905 г.» и «В конце зимы, 1907 г.»
Краевед Дмитрий Подушков в книге о художнике В.К. Бялыницком – Бируля создал раздел, в котором рассказал о храмах на полотнах Бялыницкого-Бируля. В самом начале главы он приводит картины «Церковь на берегу озера Удомля, 1905 г.»
1905 Церковь на берегу озера Удомля.JPG
«Церковь на берегу озера Удомля"

и «В конце зимы, 1907 г.», где изображена деревянная церковь села Николо-Стан.
Изображение
При этом, пытаясь атрибутировать картины, Дмитрий Леонидович на первой картине считает, что изображен «храм Николая Чудотворца (1720 г., деревянный) в с. Николо-Стан (сегодня д. Стан Удомельского района) на берегу оз. Удомля, на месте истечения из озера р. Съежи». Вторая же картина, хоть и признана Подушковым «возможно, всё тем же храмом», но вывод сделан противоположный: «Мы склоняемся к тому, что на этой картине изображен храм Рождества Христова (1733 г.)».
Попытаемся и мы разобраться, какие храмы мог писать или не писать Бялыницкий-Бируля. И помогут нам в этом документы Московского исторического архива, где сохранилось дело 1902 г. «Тверская губерния, Вышневолоцкий уезд, церковь погоста Удомельского Николаевского», а так же некоторые документы Тверского государственного архива.

Для начала обратимся к источнику 1901 г., где сказано сколько и каких храмов стояло в погосте. «Погост Николаевский Удомельский. Две церкви: 1) Богоявленская, построена в 1872 г., каменная престолов 4: в холодном Богоявления Господня и вмч. Пантелеимона, в теплом: Святителя Николая и преподобного Сергия; 2) Христорождественская, построена в 1730 г., деревянная, престолов 2: в холодном Рождества Христова, в теплом Преподобного Александра Свирского». Из этой записи следует, что деревянной Никольской церкви на погосте к началу века уже не существовало. Вместо нее был выстроен каменный пятикупольный храм в честь Богоявления Господня. Несмотря на замену главного приходского храма погост продолжал именоваться Никольским.

И уже из этого документа следует, что деревянной Никольской церкви 1720 г. постройки уже не было на погосте, а поэтому атрибутировать обе картины мы можем именно как Христорождественскую церковь 1730 г. постройки. Окончательную точку в этом вопросе должен поставить снимок начала XX в. с изображением храма, который хранится в подшивке дела из 4 листов в Московском архиве. Этот снимок показывает нам Христорождественскую церковь в погосте Николаевском Удомельском погосте. Та же церковь по всем архитектурным деталям изображена и на картинах Бялыницкого-Бируля.
Вид Христорождественского храма при кладбище Удомельского Николаевского погоста Вышневолоцкого уезда 1902 ЦИАМ ф.454 оп.3 д.92 Л 55 - 63 (МИАО, Тверская 1891-191х).jpg
Христорождественский храм, фото 1902г

Дело, на которое мы ссылаемся, было начато в 1902 г. 25 июля 1902 г. Тверская духовная консистория обратилась в Московское Императорское Археологическое общество с письмом следующего содержания: «Священноцерковнослужители погоста Удомельского Николаевского Вышневолоцкого уезда обратились к Тверскому Епархиальному Начальству с прошением о разрешении им разрушить существующую в означенном погосте деревянную церковь вследствие крайней ея ветхости. По справке в Тверской Духовной консистории оказалось, что предположенная к разрушению деревянная церковь в погосте Удомельско-Николаевском построена в 1730 г. (подчеркнуто в документе – Д.И.).

В виду того, что церковь эта принадлежит к числу деревянных и может быть замечательна в археологическом или историческом отношении, Тверская духовная консистория припровождает при сем фотографический вид означенной церкви, имеет честь покорнейше просить Московское Императорское Археологическое общество уведомить, не встречается ли с его стороны каких-либо препятствий к разрушению означенной церкви».
В приложении фотография храма с подписью: «Вид Христорождественского храма при кладбище Удомельского Николаевского погоста Вышневолоцкого уезда».

По всей видимости, Консистория рассчитывала, что члены общества отнесутся ко всему поверхностно и дадут утвердительный ответ. Но вопрос был рассмотрен на заседании 31 июля 1902 7. Сохранился протокол заседания: «ПРОТОКОЛ № 316 заседания Комиссии по сохранению древних памятников, 31 июля 1902 года, под председательством графини П.С. Уваровой, в присутствии гг. членов: К.М. Быковского, В.К. Трутовского, В.Н. Щепкина, Ф.Ф. Горностаева, Н.С. Курдюкова, З.И. Иванова и секретаря Комиссии С.У. Соловьева.
…8. Доложено отношение Тверской Духовной Консистории, от 25 июля 1902 года за № 7823… ПОСТАНОВЛЕНО: просить сообщить маршрут для поездки, с целью осмотра означенной церкви».

Тогда же, 31 июля 1902 г. в Тверскую Духовную консисторию был отправлен ответ: «На ответ по отношению от 25 июля ИМАО покорнейше просит выслать ему подробный маршрут в погост Удомельско-Николаевский Тверской губернии, в котором предполагается сломать деревянную ветхую церковь».

Был ли прислан подробный маршрут для комиссии, доподлинно неизвестно. Документа по этому вопросу не приложено. Зато в 1904 г. 4 марта в Археологическое общество пришел следующий запрос: «Духовная консистория имеет честь покорнейше просить Императорское Московское Археологическое общество, не признает ли оно возможным доставить свое заключение по отношению Консистории от 25 июля 1902 г. относительно предполагаемой сломки деревянной церкви погоста Удомельско-Николаевского Вышневолоцкого уезда». На этом дело заканчивается, хотя история церкви не заканчивается вовсе.

В протоколах заседания Археологического общества есть упоминание и об этом факте: «ПРОТОКОЛ № 3 заседания 10 марта 1904 года. Председательствовал К.М. Быковский. Присутствовали: Н.В. Никитин, Ф.Ф. Горностаев, З.И. Иванов, А.М. Васнецов, И.П. Машков, С.У. Соловьев, Н.С. Курдюков.
…4) Доложено отношение Тверской Духовной Консистории от 4 марта 1904 года за № 2760… ПОСТАНОВЛЕНО: просить А.Ф. Мейснера, взявшего на себя поездку, осмотреть храм в возможно непродолжительном времени»

Судя по сохранившимся архивным документам храм так и не был разрушен. По некоторым сведениям он был перевезен в д. Ряд.
В 1937 г. в деле о закрытии храма в с. Николо-Стан деревянная церковь уже не упомянута. В годы гонений XX века не пощадили ни деревянную церковь, ни её каменного соседа. Сейчас на месте храма и кладбища заросли деревьев, да остатки фундаментов. А облик храма хранят лишь картины Бялыницкого-Бируля и пожелтевшее фото из архивного дела. Кто знает, может быть интерес Археологической комиссии к Христорождественской церкви и послужил мотивами к написанию Витольдом Каэтановичем сразу двух видов этого храма в 1905 и 1907 гг. Как глубоко в душу запал к нему храм, видно из строк письма В.К. Бялыницкого-Бируля И.Э. Грабарю от 6 сентября 1929 г.: «Кому-нибудь, если болит душа или гложет сердце, пусть едет ко мне сюда, где синеют дали лесов заозерья, где звонят у старого Николы (моя церковка деревянная в Третьяковской галерее), а у Покрова старый надтреснутый колокол кого-то зовет, о ком-то плачет…».
Денис Ивлев.
Автор благодарит за возможность использовать материалы Артема Артемова (г. Тверь), Дмитрия Подушкова (г. Удомля) и Татьяну Петрову (г. Санкт-Петербург).

Статья опубликована здесь: http://matveevo.prihod.ru/khramy_vyshne ... id/1200876
Последний раз редактировалось Денис Ивлев 24 авг 2017, 14:44, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Господствует ещё смешенье языков: французского с нижегородск

Сообщение Алексей Крючков » 24 авг 2017, 02:13

Всё хорошо, но режет слух чужеродное слово "атрибуция", исковерканное до смешной "атрибутации"...
Что автор имеет в виду?? По сути - всего лишь опознание объекта, изображённого на картине.

Почему же по-русски то не пишут в подобных случаях? Чтобы читателям было понятнее. Почему не задумываются о переводе иностранных слов на русский? Может, иностранное "модное" слово кажется учёнее? Или по причине, о которой Шопенгауэр написал: "Кто ясно мыслит - ясно излагает"?

А в результате получается обратный эффект... Туманная и несколько напыщенная "смесь французского с нижегородским", которую высмеял ещё Грибоедов. Правда, нынче французский заменил аглицкий, язык новых хозяев мира, которым многие покоряются, перенимая их язык и стыдливо отказываясь от языка родного, унижая этим и уничтожая его... Даже те, кто искренне считает себя патриотом! Спешно заменяют слова "сообщение" на "пост", "творческий" на "креативный", а "опознание" на "атрибутацию"... ((( Вот и получается, что сами, добровольно покоряемся иностранным "завоевателям" России, без пушек и без войны...

Э-эх! Грустно видеть это всё... Писал я об этом, и не раз (ну вот хоть тут: http://of.putnik.ru/viewtopic.php?f=13&t=213), да только не слышат... Не хотят слышать! ((
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Николо-Стан

Сообщение Балаблиха » 24 авг 2017, 23:07

Денис, большое спасибо за статью, а особенно - за представленную уникальную фотографию Христорождественского храма!
Я, конечно же, написала об этом знаменательном событии у себя в блоге)))
http://miraclelake.blogspot.ru/2017/08/blog-post.html
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 877
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Николо-Стан

Сообщение Алексей Крючков » 25 авг 2017, 09:56

Денис в статье пишет, что на обеих этих картинах изображена Христорождественская церковь.

Но в статье на блоге Татьяны (http://miraclelake.blogspot.ru/2017/08/blog-post.html, в редакции от 24.08) приводится хорошая выкопировка из карты Менде о расположении этой Христорождественской церкви, с обоснованием определения месторасположений этих церквей.
Круг.jpg
Выкопировка из карты Менде, с блога Т.Петровой в редакции от 24.08.2017


Из этой карты следует, что Хриорождественская церковь стояла на берегу Съежи, в районе нынешней северной части застройки д.Стан, где-то ближе к плотине, примерно тут, где на карте обозначен крестик в центре экрана: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.93 ... 1&z=17&m=b

Но с этой точки местности берега озера - не видно, и пейзаж никогда не мог быть виден таким, как он изображён на картине Б.Бируля!
Изображение
Что же, тогда следует принять точку зрения А.В.Моравова, писавшего, что (цитата по книге Л.И.Кац «Художники в Удомельском крае», стр.27) "В Калининском государственном объединенном историко-архитектурном и литературном музее хранится картина «Церковь на Удомельском озере» (1910 г.). На ошибку в названии картины указал А. А. Моравов: на самом деле здесь изображена церковь на озере Кезадра"?

Возможно, Моравов и прав (как современник, видевший местность одновременно с Б.Бируля). Но всё же был один вариант, что он мог ошибаться! Ведь в конце своей жизни здание было перевезено в с.Ряд! Где оно там стояло, мы точно не знаем, но вполне возможно, что именно на берегу озера Удомля! И тогда подпись Б.Бируля к этой картине могла быть правильной! На ней могла быть изображена именно всё та же Христорождественская церковь, но не на своём родном месте, а уже в с.Ряд, на берегу озера Удомля!

Всё это - лишь моё предположение, но оно не менее необоснованно, чем версия А.В.Моравова, ибо и там, и там - берег озера высокий и простор озера - большой. Правда, против версии с Рядом говорит то, что деревья на картине возле церкви уже достаточно большие...
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Николо-Стан. Расположение церквей

Сообщение Балаблиха » 25 авг 2017, 14:32

Уважаемые друзья!
Похоже, что я ввела всех в заблуждение, поскольку ошиблась, когда подписывала церкви на карте Менде.
Сегодня, прочитав сообщение Алексея (см. выше), где он сделал ссылку на спутниковую карту, у меня возникла идея совместить карту Менде и современную спутниковую, - хотя бы приблизительно.
Я взяла вот этот фрагмент карты Менде
Стан фрагмент.jpg

и вот этот скрин со спутниковой карты этого же берега озера Удомля
спутник.png

Вот что получилось:
Совмещение.jpg
Совмещение двух карт

И хотя плохо видно из-за наложения двух карт, но уже понятно, что «верхний» крестик располагается там, где сейчас находятся руины церкви Богоявления Значит, «нижний» крестик показывает, где находилась Христорождественская церковь.
Похоже, что именно так.
Я приношу свои извинения всем за сделанные ранее мню столь поспешные выводы! Я исправлю обозначения церквей на своей карте в блоге. Прошу моих читателей это учесть.
Церкви должны быть обозначены так:
Круг.jpg
Расположение церквей в с. Стан в середине XIX в.

Алексею спасибо за внимательность и дотошность в отношении к делу!
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 877
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Николо-Стан

Сообщение Денис Ивлев » 25 авг 2017, 14:39

Церковь на озере Кезадра имела в то время совершенно другой вид и не похожа на изображение на картине. АТРИБУЦИЯ (благодаря Алексею Крючкову и его пространному обвинительному "в отсутствии патриотизма" заключению :D я научился писать слово :lol: ) Дмитрия Подушкова правильная. Так же он приводит и картины с церковью на Кезадре. Возможно, Моравов писать мог именно о них и о неправильных подписях тоже, а не о тех, что были написаны на оз. Удомля.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Николо-Стан

Сообщение Алексей Крючков » 25 авг 2017, 16:02

Ничего страшного, что каждый из нас иногда немного ошибается, в поиске истины!
Теперь, после уточнения Татьяны, сопоставившей карту Менде с местностью, и высказавшей мысль о том, что Христорождественская церковь располагалась на мысе Дедов, кажется, всё встаёт на свои места, и объясняются следующие загадки:

1) Что Бялыницкий-Бируля не ошибся в названии своей картины, и подписал её правильно: на картине у него расположен деревянный Христорождественский храм на Никольском погосте, который располагался на мысе Дедов. Вид у него дан с запада, поэтому на противоположном берегу озера, за церковью, виден Рядский берег озера Удомля.
Изображение

2) Объясняются свидетельства А.Збарского о том, что в 80-е годы он видел на мысе Дедов могильные камни. Именно могильные, с надписями!
В 2014 году он написал: "К северу от мыса Дедов (макс. в 100 метрах) на берегу озера стоит маленькая округлой формы рощица, вокруг неё чистое пространство. Как-то в начале 80-х годов я там случайно оказался и увидел, что внутри находилось заброшенное кладбище с лежащими старинными надгробиями, на которых уже с большим трудом читались надписи. На одном камне удалось прочитать время захоронения - вторая половина 19 века. Надгробий было несколько, разного размера и формы. ... Очень сожалею, что они не нашлись на Дедовом носу. Видимо, все что там я когда-то наблюдал, растащили. Я в начале 80-х был там с другом моего тогда уже покойного брата, все было на месте."
Да, в 2015г (см.п.3) я надгробий там не нашёл, но ведь тут такая стройка развернулась! Много чего могли утащить на строительство частных домов...

3) Объясняется странность возвышения на мысе Дедов, с большим навалом камней, который я исследовал в 2015 году - viewtopic.php?p=9618#p9618
Изображение
Это место, где и стояла изображённая Бялыницким-Бируля Христорождественская церковь!

4) Картина Аксакова
Изображение
изображает эту церковь, видимо, с востока (если трактовать окно внизу, как алтарное, судя по симметрии храма, в сопоставлении с фото - это явно не боковой вид, а именно вид со стороны алтаря), тогда берег на переднем плане - это восточный берег мыса Дедов, а дорога - это зимник к Ряду и Вакарину, где жили прихожане этого храма.

(Кстати, на фото окна на втором ярусе сбоку действительно нет, что подтверждает версию о том, что у Аксакова вид храма написан с востока!)
Изображение

5) Картина Б.Бируля "В конце зимы"
Изображение
очень похожа по ракурсу на картину Аксакова, но сложнее к толкованию. Точка зрения у него явно взята чуть правее, чем у Аксакова (судя по расположению банек и дороги). Но смущает то, что окно на втором ярусе храма уже не прорисовано, а главное, то, что мы видим словно бы ассимметрию первого этажа- создаётся впечатление алтарной пристройки слева, а значит, это должен был бы быть вид с севера, а с севера там поле, и понижение хоть и есть, но не такое большое, как к озеру! Но я думаю, что впечатление алтарной пристройки создаётся из-за того, что у Бируля правый угол первого этажа церкви закрыт банькой. И слева выступает не алтарь церкви, а всего лишь расширение первого этажа храма с правого бока. А значит, это вид тоже с востока, только чуточку с северо-востока. Примерно так.
Дедов.png
Реконструкция ракурсов видов на храм в картинах и на фото

Таким образом, мы сообща определили, где стояла Христорождественская церковь и опознали, с каких ракурсов она изображена на упомянутых картинах Б.Бируля (двух) и Аксакова. (Неправильный термин новояза "атрибутировали" не использую тут специально, почему - написал в теме о русском языке: viewtopic.php?p=12748#p12748)
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Мыс Дедов

Сообщение Балаблиха » 02 сен 2017, 18:10

Алексей, большое спасибо за поддержку моей версии с мысом Дедов!
У себя в блоге "Озеро Удомля" я изложила ее подробно и привела цитату о картинах, изложенную выше Алексеем.
Получилось так: http://miraclelake.blogspot.ru/2017/09/blog-post.html

Очень радостно, что сообщение о мысе Дедов (см. выше) находит отклик у читателей.
В частности, Владимир Порублев в своем комментарии к сообщению подтвердил, что на мысе Дедов когда-то находились каменные надгробия. Вот что он пишет:
"Место, которое описывает Алексей, мне хорошо знакомо. В 1960-1967 годах в поисках удачных мест для рыбалки и охоты неоднократно посещал этот берег. Кроме больших обломков фундамента встречались разбитые каменные кресты и надгробные плиты с надписями. В 1967 году уехал в военное училище и с тех пор не был там".
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 877
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Погост Николаевский Удомельский

Сообщение Денис Ивлев » 15 сен 2018, 01:15

Публикую здесь выдержку из клировых ведомостей 1910 г.
Л. 836. Ведомость о церкви Богоявления Господня в погосте Удомельском Николаевском за 1910 г.
Церковь построена в 1872 г. тщанием прихожан с помощию церковной кошельковой суммы. Зданием каменная, колокльня при церкви каменная. Престолов пять: 1) во имя Богоявления Господлня, 2) во имя Великомученика Пантелеимона, 3) во имя Прп. Александра Свирскаго, 4) во имя преп. Сергия Радонежскаго, 5) во имя Святителя Николая.
Л. 837. Часовни три: 1. В д. Ряду деревянная во преподобномученицы Анастасии, 2) в д. Сухареве во имя Святителя Димитрия Ростовскаго, 3) во имя Святителя Митрофания Воронежскаго.
Л. 837 об. Земская школа в д. Рудеве и ЦПШ. 26 мальчиков и 16 девочек.
Староста при церкви крестьянин д. Акулова Аггей Марков, с 1891 г.
Л. 839 об. Священник Димитрий Федорович Петропавловский, 36 лет.
Диакон Георгий Иоаннов Худяков, 45 лет.
Л. 840 об. Псаломщик Николай Алексеевич Ильгорский, 23 лет.
Думаю, форумчанам пригодится:)
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Владимир Крутов » 05 фев 2019, 00:00

вот сборник за 1901 год.
243.jpg
Аватар пользователя
Владимир Крутов
 
Сообщений: 352
Зарегистрирован: 06 окт 2012, 17:48
Откуда: Германия, Гамбург

"Стан". Ч.1 Статья Н.А. Архангельского

Сообщение Балаблиха » 20 фев 2019, 12:15

Статья из машинописной книги Н.А. Архангельского «История деревень Удомельского района», написанной в 1999 – 2002 годах.
Приглашаю всех желающих продолжить историю деревни, добавив здесь на форуме свои воспоминания, фотографии, сведения, которые на вошли в статью Архангельского.
Подробнее о книге и использованные источники смотри здесь: http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?p=14071#p14071


СТАН
Село Верескуновского сельского округа Удомельского района расположено в истоке реки Съежа из озера Удомля, в 6 км севернее железной дороги Бологое-Рыбинск. Рельеф окрестностей определяется окончанием Юрьево-Горской гряды с высотой 185,9 м над уровнем моря в 0,6 км на СЗ от Стана, грядой Акуловских сопок с высотой 175 м, расположенных в 1 км севернее села. Село стоит на равнине, ограниченной названными высотами, поймой реки Съежи на высоте 160 м. Съежа протекает через село в высоких берегах, делая несколько изгибов в пределах селения. На север до Акуловских сопок простирается заболоченная пойма, на юге поймы – пастбище. На правом берегу реки – старое кладбище, руины взорванной церкви, поля, территория льнозавода, на самом востоке – полуостров оз. Удомля Дедов Нос. Местность открытая, неровная и от этого живописная.

Стан 1.jpg

Село Стан стоит на развилке дорог Удомля-Котлован и Удомля-Курово, по которой в сторону Котлована до д. Васильево 2 км, до д. Порожки 4 км, в сторону Курова до д. Акулово 1 км, до д. Щеберино 2,5 км, до сельца Гарусово 3,5 км, до д. Касково 5 км; в противоположную сторону до г. Удомля 8 км, а напрямую в южном направлении 6 км.
Название села происходит от древнего слова «стан» – место стоянки и все устройства (Даль), позже – место расположения администрации, центр полицейского или судебного округа тоже назывались станом.

Селение впервые упоминается в 1478 г. в Списке передачи волости Удомля от Новгородского владыки в личную собственность Великого Князя Московского Ивана III: «Волость Удомля. Погост. На. погосте церковь Никола Святой. 8 дворов, 1,5 обжи».
В 1551 г. в Писцовой книге Бежецкой пятины было записано следующее (ст. 643-644): «В Никольском погосте в Удомельском церковь Николо Чудотворец, а дворов на погосте: двор дьяк Ромашко, дв. пономарь Якуш, дв. пономарь же Ермолка, оба живут на черной земле на волостной, дв. проскурница Иринка на церковной земли без пашни, а пашни двема дьяком церковным и двема пономарям одно польце пашни, сеется 8 коробей, сена 10 копен, а в обжи не положены, земля церковная. Да церковные ж деревни Николские, дер. Сельцо: дв. поп Семен, пашни сеется 8 коробьи, сена 60 коп, а другая дер. Лука Николская ж: дв. поп Степан, дв. дьяк Гаврилко, пашни в 1 поле 7 коробьи, а в дву по тому-ж, сена 60 коп., земля церковная в обжи не положена.
Да на погосте двор приезжий волостелин, да двор тиунский, без пашни оба».
В 1551 г. при Иоанно-Богословском монастыре была лавка Олферка Логинова сына, да амбар с прилавком Иванка Микифорова сына. Оба торговца были со Стана Удомельского.
На рубеже ХVI-ХVII веков в «Кабальной книге» свидетельствуют о кабале крестьян должников Никольско-Удомельские дьячки Ярофей Фалалеев и Иван Сидоров.
В 1847 г. с. Стан приобрел помещик Рихард Яковлевич Зильман.
В 1859 г. село Стан Николо-Станского прихода состояло из 3 частей: Стан-1 – крестьянские хозяйства, расположенные на левом берегу р. Съежа; Стан-2 – крестьянские хозяйства на правом берегу, около современной плотины; погост Николо-Стан (Удомельско-Николаевский), состоящий из церкви с кладбищем и сторожкой на правом берегу и домов причта на левом берегу.
На Стану-1 было 4 двора с 24 личными собственниками, бывшими государственными крестьянами, переведенными в свободные хлебопашцы. На Стану-2 было 3 двора с 23 крепостными помещика Зильмана.
По Уставной грамоте, составленной 21 апреля 1862 г. помещиком полковником Рихардом Яковлевичем Зильманом и проверенной мировым посредником Михаилом Павловичем Менделеевым, установлено, что в д. Стан было 15 душ мужского пола, из них после ревизии никого на волю отпущено не было. Усадебной земли под д. Стан 2 дес. Вся полевая земля 27,5 дес., из пустоши Слапигина 48 (?) дес. и 5 дес. из Зубовой пустоши. Полный надел составляет 4,5 дес. С каждого душевого надела следует отработать 40 мужских и 30 женских дней. При переходе с барщины на оброк за каждый надел платить 9 рублей, а вся выкупная сумма 375 рублей только за усадебную землю. 3а исправное отбытие повинности ответствует круговой порукой все сельское общество. В Становское сельское общество входила также д. Юрьева Горка. На таких кабальных условиях крестьяне получали землю и волю.
Уставную грамоту от д. Стан подписали Сергей Григорьев, Алексей Лаврентьев и Дмитрий Семенов.

В 1886 г. на Стану-1 Удомельско-Рядской волости, у вольных хлебопашцев было 110 десятин земли, в т.ч. усадебной 3 дес., пашни 42 дес., покоса 97 дес., строевого леса 2 дес., полустроевого леса 1 дес., дровяного леса 22 дес., кустарника 1 дес., неудобий 2 дес.
Здесь было 5 дворов с 32 вольными хлебопашцами, среди которых было грамотных 3 взрослых и 1 учащийся. Они содержали 11 лошадей, 17 коров, 15 овец, а всего с молодняком 36 условных голов. На каждом дворе было не менее 3 коров.
На Стану-2 было 4 двора с 33 временнообязанными (17 мужчин и 16 женщин), среди которых было 4 грамотных. На Стану-2 при деревне было 68 дес. надельной земли, в т.ч. усадебной 3 дес., пашни 32 дес., покоса 20 дес., дровяного леса 11 дес., неудобий 1 дес. Кроме того в Парьевской волости было еще 32 дес., в т.ч. покоса 10 дес., дровяного леса 16 дес. Было дополнительно куплено 61 дес., в т.ч. усадебной 1 дес., пашни 23 дес., покоса 17 дес., леса строевого 6 дес., полустроевого 3 дес., дровяного 11 дес. Здесь содержали 11 лошадей, 19 коров, 13 овец, а всего с молодняком 40 условных голов. На каждом дворе было не менее 3 коров и 2 лошадей.
Для сравнения хозяйств вольных хлебопашцев и временнообязанных запись некоторых показателей по обеим частям деревни проведем параллельно. Так, на песчаных почвах сеяли:
Стан 2.jpg

Стан-2 платил повинности 75 рублей в год, в т.ч. 53 руб.выкупных. Интересно, что на Стану никто не занимался местным промыслом. А отходников было всего 5 человек: заводские рабочие, пастухи.
В 1911 г. оба Стана выровнялись по своему социальному статусу. Теперь счет идет на всю деревню целиком. К этому времени на Стану было 15 дворов с 90 жителями, среди которых было грамотных 19 грамотных и 7 учащихся. В деревне держали 20 лошадей, 27 коров, 35 овец, а всего с молодняком 61,8 условных головы. 1 хозяйство было без лошади и 2 – без лошадей и коров.
Местным промыслом стало заниматься 10 человек из 6 хозяйств, из них 1 – в своей деревне, 9 – в своем уезде. Отходников было всего 2 человека из 2 хозяйств, работавших в Петербурге.
Землей владели 13 хозяйств. Они сеяли 15,33 дес. озимых, яровых 16,5 дес., пар занимал 15,11 дес. Всего было пашни 48,37 дес., покоса 97,03 дес.; надельной земли 110,12 дес., купленной 66,62 дес., арендованной 34,16 десятин.

История Николо-Станского или Удомельского Николаевского погоста началась одновременно с селением Стан. Река Съежа была значительной водной дорогой в древнем Новгороде, выходящий сразу на несколько озер с дальнейшим продолжением водного пути на Мологу до Волги. Естественно, что поселение в истоке реки имело важное транспортное, а также военное и административное значение. Известная деревня Юрьева Горка, стоящая СЗ Стана в 0,6 км над рекой, служила сторожевым постом на подступах к озерам и волокам.
Сама река Съежа протекала по центральной оси Удомельской волости и служила своеобразным стержнем в управлении волостью.
Церкви на погосте были деревянные и периодически менялись. В 1730 г. на Стану была поставлена деревянная церковь с двумя престолами: Рождества Христова и Преподобного Александра Свирского. Эта церковь в начале ХХ века была перевезена в д. Ряд, но там не была восстановлена. Эта церковь запечатлена на полотнах художников В.К. Бялыницкого-Бирули и Н.М. Аксакова (самодеятельного художника из д. Бережок).

В 1872 г. на Стану поставлена каменная церковь с 4 престолами: Богоявления Господня, Великомученика Пантелеймона, Святого Николая и Преподобного Сергия Радонежского. Церковь эта была поставлена, очевидно, после деревянной, по традиции сохранения одного из главных престолов во имя Святого Николая.

Известно, что в 1900 г. здесь священником служил Николай Малинин. В 1901 г. его сменил Дмитрий Петропавловский, дьяконом с начала XX века был Георгий Иванович Худяков, псаломщиком Иван Никольский, которого сменил Георгий Никольский, скончавшийся 28 апреля 1910 г. На освобожденное место заступил псаломщик Николай Ильгоский, а в 1914 г. его сменил Иван Климин, служивший в 1916 г. и позже.

В 1886 г. на погосте Николо-Стан было 139 дес. церковной земли, в т.ч. усадебной 3 дес., пашни 45 дес., сенокоса 30 дес., зарослей 5 дес., кустарника 47 дес., неудобий 9 дес. На погосте содержали 6 лошадей, 19 коров, 22 овцы или 35 условных голов. Применялся наёмный труд с оплатой исполу. Инвентарь сошный. Сеяли ржи 6 дес., овса 4,5 дес., ячменя 1 дес., гречки 0,5 дес., картофеля 0,125 дес. Получали урожай с десятины ржи 45 мер, овса 80 мер, ячменя 40 мер, картофеля 80 четвертей, гречки 15 мер. Накашивали 2680 пудов сена. На погосте находилось 6 жилых и 10 нежилых строений стоимостью 1840 рублей, где проживали 4 семьи духовного звания из 14 человек и 1 мещанская семья из 7 человек. На погосте нанимали 1 годового и 3 летних работника.

В приход входили селения Лубенькино, Гарусово, Акулово, Васильево, Лукино, Щеберино, Порожки, Медведково, Сатина Горка, Сухарево, Мошная Горка, Стенецкое, Мосты, Рудеево, Юрьева Горка и деревни, расположенные за оз. Удомля: Ванюнькино, Ряд, Вакарино По переписи в 1915 г. церковной земли имелось 177 дес. Братский доход составлял в 1900 г. 670 рублей, в 1915 г. – 800 рублей. Прихожан насчитывалось 2700. Церковным старостой в начале XX в был акуловский крестьянин Агей Агеевич Марков.

После отмены крепостного права на Стану стихийно возникла школа грамоты, в которой занималось до 60 учеников. Занятия проводились по крестьянским избам, в разных деревнях и деятельность такой школы была неэффективной. В 1884 г. при церкви была открыта Удомельско-Никольская церковно-приходская школа, в которой занималось в 1888 г. 48 учащихся, в 1898 г. – 63, в т.ч. 11 девочек. В 1900 г. законоучителем и заведующим школой был священник, учителем по всем другим предметам – Мария Николаевна Соколова.

(окончание ниже)
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 877
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Пред.След.

Вернуться в Удомельский р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17

cron