Страница 6 из 6

Старая Удомля. 1910 г.

СообщениеДобавлено: 04 июл 2018, 15:30
Балаблиха
В книге «Постановления Вышневолоцкого очередного Уездного Земского Собрания 28, 29 и 30 сентября и 1 октября 1910 года» мне попался на глаза интересный документ.
Оказывается, в 1910 году жители станции Удомля и села Паношино пытались перенести на станцию фельдшерский пункт из д.Слободка. Они написали вот такое прошение в Земскую Управу.
В Вышневолоцкое Уездное Земское Собрание
Проживающих при станции Удомля Моск. Винд. Рыб. ж. д.
и представителей прихожан села Паношина

Покорнейшая просьба
Мы нижеподписавшиеся, имеем честь обратиться в Земскую управу по поводу перемещения земского фельдшерского пункта на ст. Удомля из дер. Слободки, где он в настоящее время находится. В виду дальнего пятиверстного расстояния, тяжело отзывается на нас и окрестных жителях при нужде воспользоваться врачебною помощью, отсутствие медицинского персонала. Принимая во внимание постоянное сосредоточение окрестных жителей на станцию железной дороги для приобретения разных продуктов, равно и в почтово-телеграфное отделение, сплошь и рядом привозимых, заодно больных, желающих получить немедленно медицинскую помощь, принуждены бывают отвозить еще за пять верст, чем теряют время. При этом больным приходится ожидать на улице до окончания дела родственников, с которыми они приехали. Между тем, случаи поездки на станцию у окрестных жителей бывают часты, и при перемещении фельдшерского пункта на станцию облегчило бы возможность окрестных жителей попутно воспользоваться и медицинскою помощью. Не имея свободного времени трудящемуся населению для нарочной поездки в деревню Слободку, часто болезни, вполне легко излечимые при своевременной помощи, бывают запускаемы и тогда оканчиваются не благоприятным исходом. Перемещение фельдшерского пункта из деревни Слободки на стацию не ляжет тяжелым бременем для окрестных жителей деревни Слободки, так как ее окрестные жители сами постоянно имеют сношение со станцией и они одновременно могут воспользоваться еще лучше врачебною помощью. Кроме этого, окрестные жители Слободки, расположенные в сторону села Котлован, имеют возможность обращаться за медицинскою помощью в Котлованскую земскую лечебницу. Далее, близость станции, где при эпидемических болезнях всегда могут быть случаи занесения заразы чрез пассажиров, своевременная медицинская помощь может сразу положить предел распространению болезни и, таким образом не дать возможности принять эпидемического характера. При переводе из деревни Слободки на станцию фельдшерского пункта амбулаторная деятельность медицинского персонала принесет громадную помощь всем окрестным жителям этого района, на что, по всей вероятности, с нашим мнением может согласиться и фельдшер, находящийся при этом врачебном пункте. Обсудив это важное, по существу дела, обстоятельство, мы нижеподписавшиеся, находящиеся в таких неблагоприятных условиях в получении своевременно медицинской помощи, решили всепокорнейше просить и ходатайствовать пред Вышневолоцкой Земской Управой, не найдет ли она возможным перевести фельдшерский пункт, находящийся в деревне Слободке, на станцию Удомля.
При сем считаем необходимым дополнить, что помещение для врачебного пункта нами намечено, содержание которого для Управы не увеличится, так как стоимость содержания его с отоплением в такой же сумме, как и в деревне Слободке, т. е. 145 руб. в год.
О последующей резолюции со стороны Земской Управы на поданное нами прошение просим сообщить на имя священника села Паношина о. Алексея Виноградова. Арес: станция Удомля М. В. Рыбинск. жел. дор., сентября 4 дня 1910 г. Скорбященской церкви села Паношина священник Алексей Виноградов. Псаломщик Иван Ахматов. Церковный староста Василий Гудовский, представители прихода: Александр Васильевич Щеголев, Дмитрий Сергеев Щеголев, Василий Калинин, Начальник почтово-телеграфного отделения Соколов, Иван Егоров Новожилов, Павел Федоров Дмитриев, Иван Петров Налетов, Татьяна Ивановна Кабанова, Александр Иванович Розин, Федор Григорьев Соловьев и Федор Филиппович Соловьев.


Однако, их ходатайство было отклонено.
Из Доклада №25:

«Представители прихожан с. Паношина и некоторые из жителей ст.Удомля Моск. Винд. Рыб. ж.д. обратились в Земскую Управу с ходатайством о переводе Удомельского фельдшерского пункта из дер.Слободки на станцию Удомля, мотивируя свою просьбу тем, что ст. Удомля, являясь торговым центром, может попутно служить и для получения медицинской помощи.
Санитарный Совет при Уездной Управе, на обсуждение которого настоящее ходатайство было внесено, высказался против перенесения фельдшерского пункта, находя, что смешение подачи медицинской помощи с торговыми делами населения с медицинской точки зрения нежелательно. С своей стороны Уездная Управа, находя, что с перенесением фельдшерского пункта к ст.Удомля, большая часть Удомельскорядской волости будет очень отдалена и этим останется почти без медицинской помощи и имея в виду, что расстояние от ст. Удомля до места настоящего расположения фельдшерского пункта, около с. Троица, всего 5 верст, полагала бы ходатайство прихожан с. Паношина отклонить, представляя одновременно все изложенное на усмотрение Земского Собрания».
«Председатель управы Н.Н. Колокольцов добавляет, что ходатайство уже представлялось Собранию прежде и было отклонено, так как просители могут пользоваться помощью железнодорожного врача. Доклад принят».


Вероятно, причиной отказа было то, что в то время д. Слободка была центром Удомельско-Рядской волости, а станция Удомля была пока еще просто пристанционным поселком. А еще обратите внимание на разное отношение к расстоянию 5 вёрст: "Дальнего пятиверстного расстояния" и "всего 5 вёрст")))

Об этом у меня в блоге http://oldudomlya.blogspot.com/2018/07/1910.html

Анализ старых карт Удомли

СообщениеДобавлено: 12 июл 2018, 00:01
Алексей Крючков
Немецкая аэрофотосъемка 1941г является ценным источником картографической информации
Изображение
Она позволяет увидеть, как развивалась Удомля за эти годы.
Какие можно сделать выводы, анализируя эту фотографию?

1) В 1941г Удомля находилась по большей части к югу от железной дороги.
С севера мы видим гораздо более короткую, чем сейчас, западную часть улицы Ленина, улицы Полевой западнее Володарского вообще не просматривается (просёлок через огороды, без домов), затем (севернее) - ул. Дзержинского и косая типа дорожка на месте нынешней ул. Мира, идущая к окончанию города на пересечении Володарского с ручьём, после горки.

2) д.Мерлугино представлена по большей части современной улицей Береговой, и лишь немного - улицей Дружбы

3) улица Дружбы переходит в дорогу, идущую севернее ручья наискось к железнодорожному пруду, в район бывшего Райагропрома (церкви, перевезённой из Илово) - эта дорога в современной топографии стала Песчаным переулком.

4) улицы Пионерской западнее РДК (тогда называлась Большой) - практически нет (нет домов), как почти нет домов и в треугольнике между ул.Свердлова, Гагарина и железной дорогой.

Теперь рассмотрим план Удомли 1961 года.
1961 цв Удомля.jpg
План Удомли в 1961г

Что здесь можно отметить?

1) За прошедшие годы Удомля подросла к северу: появилось начало улицы Приозёрной (нынешняя - Победы), застройка Володарского севернее ручья, Песчаный переулок, Октябрьская, Комсомольская, пересекающий их Спортивный переулок (в честь появившегося там стадиона, явно) и начало улицы Жданова (ныне - Моисеева)

2) Видно, что Сенной переулок получил своё название от бывшего Сенопункта, расположенного в его конце.

3) Видна база Заготскота восточнее Сенопункта.

4) появились также улицы Кирова и Садовая восточнее мебельной фабрики.

5) рискну высказать предположение, что фрагменты горизонтальных переулков, идущих южнее Большой (Пионерской) : Школьный переулок, безымянный переулок между Советской и Калинина и пер. Свердлова - это граница первоначального землеотвода железной дороги, которая ограничивала и территорию первоначального пристанционного посёлка. Возможно, ранее это был сквозной проезд, частично застроенный впоследствии.

6) Интересен безымянный проезд, соединяющий улицы Ленина, Полевую и Дзержинского в их западной части (http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.88 ... &z=17&m=ys). В южной части он выходит практически к тропинке, пересекающей железную дорогу и далее выходит на переулочек, выходящий на ул. Гагарина - к Панышено. А в северной части переходит в часть ул.Пушкина (пожалуй, самой кривой и запутанной улицы в Удомле), и по ней - выходил ранее (до подъема воды в Песьво) в ул.Береговой - бывшей деревне Мерлугино. На карте Менде 1850г
1850 Менде 2 фрагмент.jpg
Карта Менде, 1850г

видна дорога из Мерлугино в Панышено.
Стало быть, улица Пушкина и этот безымянный переулочек - и есть часть этой старой дороги!
Интересно как сохранился след истории (старых дорог) в современной топографии старой части Удомли!

Вот такие у меня картографические "открытия" в старой Удомле. Может, это - открытия только для себя, а может - и нет, не знаю, но решил поделиться ими, в надежде, что кого-то тоже заинтересуют мои наблюдения и предположения.

Старая Удомля. Дорога Паношино-Мерлугино

СообщениеДобавлено: 14 июл 2018, 23:31
Балаблиха
Меня очень заинтересовал вопрос о старой дороге Паношино-Мерлугино, изображенной на карте Менде.
Действительно, она не совпадала с современной дорогой по ул.Володарского, ведущей на север мимо д. Мерлугино. Но где же она проходила?

Я попыталась совместить две карты: карту Менде 1850х гг. и современную Гугл-карту. Итог совмещения - ниже.
Несмотря на то, что моё совмещение не вполне точное, но даже глядя на него, можно сказать, что Алексей скорее всего прав, предположив, что безымянный переулок, проходящий поперек улиц Ленина, Полевой и Дзержинского - участок той старой дороги 19 века!
И еще - мне удивительным было увидеть, что д.Паношино, оказывается, располагалась южнее ул.Гагарина. Раньше мне думалось, что ул.Гагарина проходила по центру этой деревни. А может быть, это искажение на карте Менде?

Вот результат совмещения двух карт. На нем: пунктир - ж.д.; черным обозначена старая дорога Паношино-Мерлугино; белым - современные улицы, некоторые из которых я подписала.
Паношино_Мерлугино совмещение.jpg