Погост Егорьевский в Илове - Ермолино

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории современного Удомельского района

Модераторы: Алексей Крючков, Балаблиха

Погост Егорьевский в Илове - Ермолино

Сообщение Владимир Крутов » 06 окт 2012, 21:18

Бабушка упорно называла его Пречисто. В 2010 году мы с братом сделали попытку добраться до Илово. Заезжали мы со стороны Дворищ, что было не совсем тактически правильно. Машину пришлось оставить практически сразу после пересечения реки Иловец и дальше пошли пешком. Деревню Гришкино можно определить только по характерному произрастанию кустов/деревьев, в Ермолино были обнаружены две полупригодные для жилья избы. К сожалению самого Илова опознать не удалось, хотя мы точно знали где искать. Раньше там была каменная церковь, которая функционировала и после войны (не могу сказать насколько долго).
Аватар пользователя
Владимир Крутов
 
Сообщений: 202
Зарегистрирован: 06 окт 2012, 17:48
Откуда: Германия, Гамбург

Сообщение Алексей Крючков » 06 окт 2012, 21:33

Урочище Илово, где была церковь (кстати, перевезённая в Удомлю и несколько лет благополучно сгоревшая там), к древнему городищу отношение имеет скорее косвенное: возможно, приход ещё в древние времена перенял название от города - округи, так же, как станция Удомля - от названия волости (Удомельско-Рядская)
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3221
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Погост Илово

Сообщение Алексей Крючков » 10 окт 2012, 21:30

Владимир Крутов писал(а):у меня было страстное желание посетить Илов (Пречистое) - это который в неск. км на юго-запад от озера.
Я сам, к сожалению, ещё не был там. Один раз поехал от Котлована, доехал до Гузарова, упёрся в лужу... Был вечер, я был на жигулёнке и рисковать не стал. Теперь, на Колеосе, можно было бы повторить попытку, взяв с собой "толкателей" на всякий случай :-) Это маршрут короткий, так что его можно оставить даже на первые заморозки.

Вы писали, что храм был там каменный. Не знаю точно, но по памяти писал, что деревянная церковь, стоявшая на ул.Полевой была якобы перевезена оттуда... Может, кто это помнит и подскажет точнее?
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3221
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Дворище - Илово. Гузарёво

Сообщение Владимир Крутов » 10 окт 2012, 22:28

Мы перлись пешком из Дворищ. Вышли на дорогу Пашнево-Дубишки и тот километр, по которому мы прошли, показался нам вполне удовлетворительным для проезда. Но это конечно без гарантий.
Я теперь боюсь полагаться на свою память, а до источников сейчас не дотянутся. Могу только сказать что церковь Казанской Богоматери и еще (хоть как-то) функционировала после войны, не знаю как долго. В ближайшее время попробую выяснить.

Алексей Крючков писал(а):доехал до Гузарова, упёрся в лужу...

мне известно только Гузарево, где "е" это скорее "ё" - так я слышал и так писалось в исповедных ведомостях.
Аватар пользователя
Владимир Крутов
 
Сообщений: 202
Зарегистрирован: 06 окт 2012, 17:48
Откуда: Германия, Гамбург

Дорога от Пашнёво на Дворищи

Сообщение Владимир Крутов » 16 окт 2012, 23:15

Альфим писал(а):Знающие, подскажите, каковы перспективы проехать на внедорожном мотоцикле по дороге Пашнево – Ермолино – Гришкино – Дворищи?

я смутно представляю себе внедорожный мотоцикл, но если это чудо без коляски то:
- от Пашнево до поворота на Ермолино думаю проблем не будет
- далее дорога пойдет не на Гришкино, а будет забирать левее к озеру и приведет к поляне с попытками то ли лесозаготовок то ли еще чего
- поэтому после пары километров после Ермолино нужно прицеливаться на Гришкино с надеждой выскочить на еле читаемую дорогу
- эта почти дорога (или направление) приведет к мосту через реку Иловец, а там уж и Дворищи будут видны
Наиболее критичным будет кусок после Ермолино - большие глубокие колеи под Беларусь или лесовозы, потом (после прицеливания) - перелесок и поля. Мы были в очень засушливый период, при сырости картина будет грустнее. Вот как-то так.
Аватар пользователя
Владимир Крутов
 
Сообщений: 202
Зарегистрирован: 06 окт 2012, 17:48
Откуда: Германия, Гамбург

Сообщение Альфим » 17 окт 2012, 20:02

О каком ручье речь? Который вытекает на юг, в сторону дороги Ермолино-Гришкино? А есть ли возможность с Ермолино двигаться на Терехово-Плоское?
Как назло, этот район не просматривается со спутника ...
В попытке попасть в Дворищи, был в Рогозихе (1) и Хмелевке (2), дальше очень сложно. В Рогозихе следов домов не видно, стоит лесозаготовительная техника, людей нет, лесовозная колея уходит на северо-восток. В Хмелевке остались остовы домов и в траве много брёвен. Кстати в Хмелевке за могилами на кладбище кто-то ухаживает.
Изображение
Аватар пользователя
Альфим
 
Сообщений: 55
Зарегистрирован: 22 окт 2010, 23:03
Откуда: Удомельский р-н

Церковь в Илово

Сообщение Владимир Крутов » 17 окт 2012, 22:16

Я тут между делом выяснил, что церковь в Пречистом была деревянной (опять я обмишурился). Еще до войны ее перестроили под школу. В послевоенное время занятия были в дворищинской школе. В помещении церкви были нерегулярные службы и крещения/отпевания. Буду рыть дальше.

Вдогон: на карте есть ряд неточностей. Хочу распечатать покрупнее и отослать теткам на доработку. С памятью у них в порядке.
Аватар пользователя
Владимир Крутов
 
Сообщений: 202
Зарегистрирован: 06 окт 2012, 17:48
Откуда: Германия, Гамбург

Иловская церковь

Сообщение Алексей Крючков » 18 окт 2012, 00:17

Сгоревшее здание бывшего Райагропрома - это перевезённая из Илово церковь.
А в перестройку здание опять отдали РПЦ, восстановили там храм и несколько лет вели в нём службы, пока оно не сгорело.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3221
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Церковь в Илово

Сообщение Дмитрий » 18 окт 2012, 10:53

Владимир Крутов писал(а):церковь в Пречистом была деревянной (опять я обмишурился). Еще до войны ее перестроили под школу. В послевоенное время занятия были в дворищинской школе. В помещении церкви были нерегулярные службы и крещения/отпевания. Перевоз церкви в Удомлю представляется маловероятным.


Не знаем, товарищи краеведы ПЕРВОИСТОЧНИКОВ! Для кого книги издаём, если даже краеведы их не читают?

Из книги "Священномученики и исповедники Удомельской земли" ("Удомельская старина" № 47, 2009 г.)

Священномученик Иоанн (Мельницкий) (1878 – 1937). Село Илово
Ноября 3

Священномученик Иоанн Мельницкий родился в 1878 году в деревне Шетеево (правильно Шатеево, сегодня Лесной район) Удомельского уезда Тверской губернии в семье крестьянина Петра Мельницкого. В 1899 году он окончил третий класс Тверской Духовной семинарии, после чего ему пришлось оставить учебу ради помощи отцу в его крестьянском хозяйстве. Но мысль посвятить себя всецело служению Богу не оставляла молодого человека, и он подал прошение епархиальному архиерею, в котором высказал свое пожелание. 5 мая 1907 года он был определен исправляющим должность псаломщика к церкви села Воротилова Бежецкого уезда, а 19 июня 1908 года утвержден в этой должности.

21 ноября 1908 года Иван Петрович был рукоположен в сан диакона к той же церкви. Все это время он был учителем и законоучителем в Воротиловской церковно-приходской школе и законоучителем в Новинской земской школе Он был не раз отмечен начальством, как писалось в наградных документах, «за безвозмездное и усердное преподавание Закона Божьего». Его служение на церковном и учительском поприще продолжалось до 1918 года.

Летом 1918 года диакон Иоанн был переведен в храм села Илова Вышневолоцкого уезда, где прослужил до начала гонений 1929 года, когда власти одновременно с крестьянами, составлявшими в то время большую часть населения страны, стали уничтожать и духовенство. Для русских крестьян в то время храм и слово Божие оставались единственным источником подлинного просвещения.

В 1930 году о. Иоанн был лишен домашнего хозяйства, подспорья для семьи —супруги и шести детей, причем младшим детям было всего семь и пять лет. 9 марта 1930 года за неуплату налогов о. Иоанн был приговорен к двум годам заключения в исправитсльно-трудовой лагерь.

Освободившись 20 марта 1932 года из Завидовской трудовой колонии, о. Иоанн подал святому архиепископу Фаддею прошение с просьбой определить его в один из храмов епархии. В 1933 году он получил место в селе Тальцы, куда за ним переехала и его семья Здесь он прослужил до наступления новых гонений. Он был арестован сразу после праздника Покрова Божией Матери, 15 октября 1937 года, и на следующий день допрошен. Были допрошены председатель колхоза имени Сталина и местный комсомолец. Они показали: «В 1937 году в июле месяце, в религиозный праздник, среди населения села Тальцы он агитировал: "Граждане, сколько бы вы в колхозах много ни работали, все равно лучше вам от этого не будет, живете вы в нищете и изменения к лучшему в вашей жизни при советской власти не ожидайте, вспомните о Боге, придите все в церковь в этот праздник и помолитесь о скорейшей перемене к лучшему и отдохните, в праздник работать грешно". В результате его контрреволюционной агитации все колхозники колхоза имени Сталина прогуляли два дня в самый разгар полевых работ. В 1937 году в августе месяце 15 дня, также в религиозный праздник, он призывал население села Тальцы в эти дни не работать в колхозе, говоря: "Трудна ваша жизнь, колхозники, и только объединившись все вокруг церкви нашей, мы можем улучшить жизнь нашу, придите и помолитесь о скорой перемене существующей власти". В этот праздник колхозники под влиянием его подрывной антисоветской агитации прогуляли все также два дня в самый разгар уборочных полевых работ, чем нанесен значительный ущерб материальному хозяйству колхоза имени Сталина. На данные церковные праздники приезжали колхозники не только из Талицкого сельсовета, а также из Молотовского и Соколовского сельсоветов, в результате контрреволюционной и антисоветской агитации Мельницкого. Срыв полевых работ получился по целому ряду колхозов. В 1937 году, 23 сентября, на общем собрании в селе Тальцы по вопросу о самообложении Мельницкий выступил и заявил: "Советская власть очень много дерет с сельского населения, обкладывает всевозможными налогами и самообложением, а населению и так трудно жить"».

Трудно сказать, излагали ли свидетели то, что слышали сами, или все их ответы были вложены в их уши следователем. В тот же день он допросил отца Иоанна.

Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, дайте правдивые показания о вашей контрреволюционной деятельности, изложите факты, — сказал следователь.

— Никакой контрреволюционной деятельности я не проводил и виновным себя не признаю, ответил о. Иоанн.
— Следствие располагает данными, что вы в 1937 году, в июле месяце, среди населения села Тальцы вели антиколхозную агитацию.
— Никакой антиколхозной агитации я не вел, а приходилось говорить с отдельными гражданами, что в колхозах живете неладно, голодно, и если плохие условия у нас созданы в жизни, то это может быть для того, чтобы после жить лучше, и говорил, чтобы в праздники не работали.
— Следствие располагает данными, что вы в 1937 году, в августе месяце, среди населения села Тальцы вели контрреволюционную агитацию антисоветского и пораженческого характера на религиозной почве.
- Никакой контрреволюционной агитации антисоветского и пораженческого характера я среди населения не вел, а при разговорах с отдельными гражданами призывал посещать церковь и говорил: «Если хотите, чтобы вашу церковь не закрыли, то надо посещать ее как можно чаще».
- Следствие располагает данными, что вы в 1937 году, в сентябре месяце, на общем собрании в селе Тальцы по вопросу о самообложении выступили с антисоветской и антиколхозной агитацией.
— На данном собрании я присутствовал, но ни с какой антисоветской и антиколхозной агитацией я не выступал, так как ушел домой, не дожидаясь конца собрания.

Уже на следующий день следствие было закончено, материалы переданы на рассмотрение Тройки НКВД, а сам о. Иоанн переведен в тюрьму города Осташкова.

1 ноября Тройка приговорила его к расстрелу. Диакон Иоанн Мельницкий был расстрелян 3 ноября 1937 года.

Прославлен на Архирейском Соборе РПЦ 16 августа 2000 года.

Иеромонах Дамаскин (Орловский)

Литература:
Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1999. Кн. 3. С. 346-355, 604.

От Д.Л. Подушкова. В 1940-х годах храм в селе Илово использовали под клуб и школу. В 1970 г. здание храма разобрали (оно было деревянное) и перевезли в п. Удомля на ул. Полевую, где до 1995 г. в нём располагались органы местной власти. Последнее учреждение - Аграрный отдел администрации Удомельского района.

В 1995 г. СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО здание было передано Русской Православной Церкви и в нём был освящён храм Новомученников Российских. Этот факт установил я, т.к. сохранились все элементы храма и даже деревянный алтарь, в нём, разумеется, сделали нужник. К СОЖАЛЕНИЮ, я ни разу его не сфотографировал. Если у кого есть фото - поделитесь. 1 июня 2003 г. храм нечаянно сгорел.
Дмитрий
 
Сообщений: 167
Зарегистрирован: 13 авг 2010, 18:17
Откуда: Удомля

Сообщение Владимир Крутов » 18 окт 2012, 12:04

Дмитрий писал(а):Не знаем, товарищи краеведы ПЕРВОИСТОЧНИКОВ! Для кого книги издаём, если даже краеведы их не читают?

"я еще не волшебник, я только учусь", а до "Удомельской старины" я не дотянулся, пока что у меня руки коротки. Хотя сейчас вспоминаю, что было у меня страстное желание полистать при поиске родственников, уходивших в монастырь.
В свое оправдание могу рассказать полудетективную историю как отмазывали священника Иловской церкви от участи о.Иоанна.
У меня все специалисты еще сидят по дачам, потому испытываю информационный голод.
Аватар пользователя
Владимир Крутов
 
Сообщений: 202
Зарегистрирован: 06 окт 2012, 17:48
Откуда: Германия, Гамбург

Сообщение Дмитрий » 18 окт 2012, 18:23

Уважаемый Владимир, не принимайте на своё счёт - корю я, конечно, не Вас, а удомельских краеведов.

А вот все предания, которые Вы бы могли собрать и опубликовать здесь по истории Иловской округи (или прислать по электронной почте) - это было бы очень интересно и полезно. Кстати, у кого-нибудь есть фотографии с памятника могилы священника Тархова на погосте в Илове? Я делал в своё время фото, но неудачно - было темновато.

История храма в Илово - в книгах Н.А. Архангельского.

Да, кстати, книга Г.П. Асинкритова "Мгла над пустой колыбелью" почти полностью посвящена истории Иловского с/совета - сотни имён.
Дмитрий
 
Сообщений: 167
Зарегистрирован: 13 авг 2010, 18:17
Откуда: Удомля

Сообщение Владимир Крутов » 18 окт 2012, 22:38

Альфим писал(а):и пока всё упирается в Ермолино - Дворищи.

теперь более-менее понятно. Мы проходили эту дорогу пешком в 2010 г., когда была великая сушь. Если опираться на мой мотоциклетный опыт езды на ЯВА, то по доброй воле я бы туда не поехал. Теоретически этот кусок проходим, но потратить пол-дня чтобы протащить железного коня на себе - это на большого любителя. А если еще будут не ведры, то вообще труба.
Спросил брательника, с которым мы ходили. Он сказал, что проехать можно, если найти дорогу, но ему милее в объезд.

Дмитрий писал(а):А вот все предания, которые Вы бы могли собрать и опубликовать здесь по истории Иловской округи (или прислать по электронной почте) - это было бы очень интересно и полезно.

я буду стараться, тем более что мне и самому это интересно и нужно, но дело это не быстрое, да я еще замахнулся на нашу историю с сотворения мира...
Кстати сегодня допрашивал бывшую жительницу д. Терехово - по Иловской церкви она все подтвердила до ее вывоза, дальше она была не в курсе.
Дмитрий писал(а):Кстати, у кого-нибудь есть фотографии с памятника могилы священника Тархова на погосте в Илове? Я делал в своё время фото, но неудачно - было темновато.

это какой год был?
На Виглинском кладбище похоронен его сын, директор школы.
Аватар пользователя
Владимир Крутов
 
Сообщений: 202
Зарегистрирован: 06 окт 2012, 17:48
Откуда: Германия, Гамбург

кладбище в Илово

Сообщение Дмитрий » 19 окт 2012, 12:50

На кладбище в Илово-Пречистое похоронен священник Тархов Аристарх Михайлович (1863-1943) (либо "3", либо "5", либо "8") и его супруга Евдокия Ивановна (1862-1940). Фотографию я делал лет 6 назад. Могила ухоженная, памятник и фотография на нём новые.

Со стороны Котлована до Илово-Ермолино можно спокойно проехать на машине, на джипе тем более. До Терехово я тоже доходил тогда же.

Мы вывалились на дорогу Пашнево-Терехово, оценили ее как вполне проезжаемую, прошли метров по 500 в обе стороны для постановки точек в навигатор и решили что Илова (и кладбища) мы не найдем. Как же глубоко мы заблуждались! Чувствую зуд во всем теле, надо готовиться к поездке.


Кладбище находится ПРЯМО напротив остатков фундаментов церкви направо через дорогу (если идти от Пашнево). До него, наверное, метров 200 от дороги. Оно регулярно посещаемо, поэтому набитая колея с дороги есть. Оно ПОЛНОСТЬЮ находится в лесу - очень таинственно и необычно.

(Фото на форуме у Лёши я ставить так и не научился).

Приезжайте, съездим вместе.
Дмитрий
 
Сообщений: 167
Зарегистрирован: 13 авг 2010, 18:17
Откуда: Удомля

Иловский случай

Сообщение Дмитрий » 22 окт 2012, 16:09

Н.С. Кокорин
Деревенские истории и предания (из будущей книги)
Иловский случай
Когда впервые услышал рассказ о случае в селе Илове, подумал – обычная выдумка. Вымысел по известной схеме: грешник публично обличает бессилие Бога, Бог карает его. Борьба между людьми, верующими в Бога и отрицающими его существование идёт уже два тысячелетия, и будет продолжаться в третьем, пока существуют две противоположных категории: вера и безверия. Как день и ночь, как добро и зло, правда и ложь. Эта борьба то затихала, то вспыхивала с новой силой.

В 1930-е годы атеистическая пропаганда достигла апогея, заканчивающегося снятием колоколов с церковных колоколен. Церковь была обеззвучена. Теперь она не могла общаться с верующими, звать христиан к объединению вокруг Бога с помощью сотен и тысяч колоколов. В этом апогее богохульства и порицания церкви были свои энтузиасты, активисты и пассивные наблюдатели за происходящими событиями вокруг церкви. Советская власть вела открытую и жестокую борьбу с религией, как с дурманом, опиумом народа…

Иловский сельсовет, как часть советской власти, принимал участие в антирелигиозной работе на селе. Колокола с Иловской церкви сняли приезжие специалисты. Вынос из церкви икон и организация их сожжения на костре была поручена нескольким местным жителям-активистам. Утром активисты, вооруженные топорами вошли вовнутрь церкви, чтобы приняться за работу, на выполнение которой они согласились в сельсовете. Они были поражены красотой и величием икон с изображением святых и библейских сюжетов и заколебались, не смогли поднять топоры на святыни, которым когда-то поклонялись. В этот критический момент сказал свое слово Семен Марфушин, здешний мужик, которого привлекали новизной и необычностью, а также смелостью рассуждений, некоторые статьи из антирелигиозных журналов, которые помогли ему утвердиться на атеистической позиции. Воздействуя личным примером и энтузиазмом, он сумел расшевелить своих товарищей и наполнить их сердца решимостью.

На церковном дворе разгорелся костёр. Товарищи подносили к костру иконы, а Семен разбивал их ударами топора, колол на части и бросал в костер, как дрова на поварне. Он убежденно говорил:
– Теперь все убедились, что икона – это доска, закрашенная художником, таким же человеком, как и мы с вами. И никакой силы в ней нет! Я столько сегодня нагрешил против Бога, что у меня должны были давно отсохнуть обе мои руки. А я, смотрите: перерубаю крыло ангелу, и – ничего, Бог терпит! Хотите, я плюну в его глаза и пусть мои глаза лопнут, если есть Бог!

И верно, он несколько раз плюнул в чудные глаза ангела и тот не отвернулся. А Семеновы глаза победно сверкали: – видимо, нет в этих досках силы! Это значит – нет Бога и нечего нам бояться. Ломай, круши, жги, всю эту религию!

– А мы – дураки, тысячу лет верили в эту чушь! Но теперь хватит, полно – мы все поняли, мы умнее стали!
Зимний день короток. Догорал костер на церковном дворе. В церкви много еще осталось недобитых святых, на завтрашний день работы хватит... Товарищи будто нехотя, прощались до завтра. Приходили женщины, срамили богохулов. Опираясь на клюковки, приходили старухи, грозили божьей карой. Семён смеялся, снова и снова топтал огарки икон, демонстрируя бессилие Бога. А ночью случилось то, что местное население восприняло как чудо: Семёна Марфушина разбил тяжелый приступ паралича, и он через какое-то время умер. Более всех были поражены случившимся его сотоварищи. Они отказались завершить начатый погром в церкви. Ободренные люди вошли в открытую церковь и унесли по домам оставшиеся иконы. От этих людей я и услышал эту историю. Одну из икон Иловской церкви мне довелось увидеть у пенсионера П. Это был архангел Гавриил в образе чудного юноши. Всем существом своим он излучал животворный свет, свет тепла и любви к людям. Этот свет падал и на тех, которые семьдесят лет ссорились, рвали друг другу рубашки, ненавидели, крушили старое, ударными темпами возводили новое, но так и не построили счастья ни себе, ни потомству. Знайте и верьте - новую жизнь злобой и насилием не построить. Нет.
Дмитрий
 
Сообщений: 167
Зарегистрирован: 13 авг 2010, 18:17
Откуда: Удомля

Церковь в Илово

Сообщение Владимир Крутов » 23 окт 2012, 01:03

Я сейчас спрашивал тетку (1930 г.р.) об Иловской церкви. В сухом остатке имеем:
- церковь перестраивали/разрушали летом 1939 или 1940 года
- рабочих было трое, С. Марфушин мог учавствовать, но умер Алексей Зайцев
- старухи, увидев разрушения, пожелали "чтоб вас тряхануло"
- на обеде сбегали в лавку и купили бутылку водки
- расположились рядом у/на кладбище
- Зайцев хвалился, что вот он снял (кажется) три колокола, и его ни разу не тряхнуло
- всех сморило, Зайцев видимо зацепился косовороткой и удавился во сне
- у него было 7 дочек, с третьей или четвертой по возрасту тетка ходила в школу
Аватар пользователя
Владимир Крутов
 
Сообщений: 202
Зарегистрирован: 06 окт 2012, 17:48
Откуда: Германия, Гамбург

След.

Вернуться в Удомельский р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3