Сельцо Карельское

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории современного Удомельского района

Модераторы: Алексей Крючков, Балаблиха

Статья

Сообщение Павел Иванов » 26 апр 2012, 12:51

Опять отложили статью мою о Сельце.
И я бросаю ее сюда, в черновом варианте (он будет порядочно сокращен в газете ради фотографий).

«Никтоже да изыдет алчущий…»

Торжественная ночь над Мстой высыпала крупные звезды. Ее святое и вечное празднество плыло над сырой весенней землей, по которой стлались полосы тумана. На земле была Пасха и весна, пусть и запоздавшая, но твердо решившая начаться. В полосах тумана ярко освещенная дорога по удомельской глуши приобрела призрачность и нереальность. На полусотне километров от Сельца Карельского до Удомли - ни одной машины, только туман, яркие фонари да черные деревни…

Ну, в самом деле, причем тут ночь и туман? Казалось бы – есть такое место, Сельцо Карельское в Удомельском районе, поехал автор смотреть Сельцо Карельское, пусть не гонит лирику, переходит к конкретике. Да-с... Сельцо Карельское – это довольно большое село, входит в Озеро-Горское сельское поселение. В поселении сто тридцать человек, давно уже не карел по национальности, но летом народа раза в три-четыре больше, за счет отдыхающих. «Летом чего в городе делать?» - с чувством превосходства и даже презрения к несчастным обитателям мегаполисов говорили нам, - «хорошо, что дачники с Москвы, с Питера приезжают». Школа давно закрыта, вместо магазина автолавка, единственно, больница недалеко – возле станции Мста, «всего» километров пятнадцать. Примерно такое расстояние здесь до ближайших крупных сел, а до райцентров – по полсотни километров.

Еще здесь имеется памятник архитектуры – церковь Воскресения 1847 года постройки, памятник архитектуры, уникальный двухэтажный храм в стиле ампир, редкий образец такой церкви в Тверской области.
«Ну вот», - предвижу готовый ответ завзятого читателя, - «понятно, для чего туман в тексте образовался. Мол, прекрасный памятник архитектуры, а будущее его туманно, здание разрушается, помогите, кто чем может. Ау, спонсоры. Скучно».

Нет. Будущее храма в Сельце Карельском в его современном положении не вызывает никаких вопросов. Этот храм любовно отремонтирован снаружи, даже можно сказать, вылизан. Достаточно сравнить фотографии 2006 и 2012 годов, чтобы оценить, как изменился внешний вид храм – к вящему восторгу туристов-водников, восхищенно взирающих на парящие над Мстой белые и синие колонны и купола.
Реставрацией занимался один человек - настоятель храма священник Василий Прокопчук. Помнится, приехав раз в Сельцо, я должен был урывками общаться с ним – он вечно был занят: то пилил, то кроил железо, то что-то выкладывал или штукатурил. Местные и приезжие души в нем не чаяли, прощая ему и занятость и строгость (батюшка был и вправду строг в смысле устава, служил тщательно, за соблюдением обрядов следил жестко).

В этот раз в Сельце отца Василия мы не встретили. Зато встретили его прихожан. Практически вся оставшаяся церковная «десятка» (члены религиозного общества) собрались вместе. Была Пасха, и мы «угодили» на деревенское застолье, устроенное по всем правилам немудреного сельского быта, при этом исполненное радушного расположения даже к незнакомым гостям из города.
-А где же отец Василий?
-Нету нашего батюшки, - бабушки все как одна загрустили, - теперь у нас приезжает по субботам отец Владимир из Млёва. Или мы евреи, чтобы у нас только по субботам служба была? У нас храм Воскресения Христова – чем мы такое заслужили?

Млёво находится от Сельца Карельского в 18 километрах. Там тоже находится действующий храм, где в воскресные дни и служит его настоятель протоиерей Владимир Сафонов. Оба храма никогда не закрывались. Это было единственное такое место в области, где два рядом расположенных храма не закрылись в советские годы.

Сельцо Карельское никогда не жаловалось на отсутствие прихожан. Несмотря на отчаянную глухомань, посещаемость была высокой. Сюда ездили из Удомли и Бологого целые делегации. Кроме прочего местные жители очень дружные и верующие. Есть церковницы не в одном поколении. Ребровы, Булины, Маркушевы. Некоторые из наследниц героинь, отстоявших храм в 1930-1940-х, сидели сейчас за праздничным столом. Большинство их уже пожилые люди, но среди прихожан храма немало людей средних лет и молодежи; кроме того, молодежь приезжает из городов. Настроение у бабушек было не совсем праздничное. На Пасху службы не было – только освятил отец Владимир куличи в субботу и уехал во Млёво.

…Покопавшись затем в интернете, я не встретил никаких внятных объяснений, почему в Сельце Карельском такая ситуация со священником. Ключи от храма переданы отцу Владимиру, но официальных документов о его назначении прихожанам не предъявляли, с февраля 2012 года приход Сельца Карельского фактически является приписным. Как объяснил сам отец Владимир, которого я попросил по телефону разъяснить ситуацию, для того, чтобы сделать храм приписным, достаточно устного распоряжения благочинного. «Сейчас это мой приход, - пояснил он, - по субботам служу в Сельце Карельском, а по воскресеньям – во Млёве».
Для жителей это – трагедия.
-Как бы нам батюшку своего сюда, - чуть не плача говорила Клавдия Ивановна Реброва, одна из старейших прихожанок храма. – Мы ведь живем и не знаем, как, за что его, что у них там произошло. Или уж назначили бы другого, но чтобы честный и постоянно служил. Понимаете, мы не хотим ничего против церковного начальства делать, Боже упаси! Но у нас есть ведь приход, он жил, все взносы платил, никогда никаких нареканий не было, два храма восстановили – этот и в Березовском Рядке практически из руин. А теперь как бы нам вовсе без службы не остаться!
И все остальные бабушки в один голос подхватывали:
-У нас ничего ведь не было – только храм и батюшка. А батюшка у нас был золотой!

То, что все они собрались, поддержать друг друга, вместе быть в радости и печали, вызывает глубокое уважение. «А мы – никоновские!» - с гордостью говорят они. «Никоновские» - это значит, воспитаны еще игуменом Никоном (Степановым), служившим в Сельце Карельском с 1959 по 1998 год.

Игумен Никон был человеком великим. Во всех отношениях. Искусствовед Валерий Сергеев, сотрудник музея им. Андрея Рублева, близко общавшийся с ним еще в начале 1970-х, рассказывал как-то мне в Ростове Великом, где он теперь живет, как это было в те времена:
-Никон был огромного роста, черный такой, немного похожий на медведя. Служил он чрезвычайно рано, можно сказать, ночью. Не знаю, что было тому причиной, вероятно, что добраться в Сельцо можно было только поездом, и чтобы люди успели к обратным утренним поездам на Удомлю и Бологое, надо было начинать где-то в час ночи. Тем более, что он служил не спеша, по монастырскому уставу. Уже тогда к нему ездило множество народа, что страшно раздражало областного уполномоченного по делам религии.

…Бабушки с восторгом рассказывают свои воспоминания об отце Никоне. Да-да, жил очень замкнуто, к людям присматривался подолгу, внимательно. Даже благословение сразу не давал, испытывал человека. Зато потом! Он имел дар предвидения, предвидел и собственную мученическую кончину. Случилось это в феврале 1998 года.

Подробности этой жуткой истории (убил старого монаха, нанеся двенадцать (!) ударов топором, один наркоман, которому Никон давал кров и пищу) рассказывает Наталья Дорошенко, тогда, как и теперь, фельдшер в здешнем медпункте. Жуткое событие, пострашнее любой криминальной хроники, она помнит во всех деталях, она сама везла умирающего священника в мстинскую больницу. Прожил отец Никон три дня, дождался причастия и предсмертного молитвенного напутствия и скончался…

Наталья Дорошенко и фельдшер, и социальный работник, и депутат сельского собрания депутатов. В общем, одна на всех – и уже семнадцать лет. Не хватает на личную жизнь времени. «Я за ягодами пошла раз, - рассказывает она, - хорошо, стетоскоп взяла, так до леса не добралась: встречаю на дороге бабушку знакомую. Она мне говорит: посмотри, милая, как мне лекарство принимать, мне в городе в больнице прописали. – Прописали, говорю, так, верно, знали, что советовали. – Натальюшка, отвечает она, так ведь ты лучше их всех знаешь, что мне нужно».
Бабушки дружно подтверждают: «А как же! А разве ж нет?!»
Дружные люди. И ласковые.

В довершение нам позволяется, раз уж храм все равно закрыт, посмотреть домик отца Никона. Это брошенный деревенский дом, заколоченный, чтобы не лазали мародеры, хотя брать там решительно нечего. Через один, специально оставленный проход, мы проползаем туда. Горы мусора, валящиеся потолки. Привычное запустение – домик использовали гастарбайтеры, строившие новую дорогу. Но они не тронули ничего из вещей погибшего игумена – да и местным страшно бывать лишний раз в этом залитом кровью мученика помещении.

Никон жил фактически на чердаке. Там была крохотная келейка, когда-то увешанная бумажными и дешевыми деревянными иконами. Сейчас – только ангел с вдохновенным и благородным лицом смотрит с бумажной иконки на подоконнике. На потолке начертан большой черный крест. Мебели у Никона было несколько грубых сундуков. Мелкую рухлядь всю разобрали, остались трогательные многочисленные калоши на валенки (ноги у старого монаха сильно болели), да сундук с разобранными ульями. «Такого вкусного меда, как у него, и с таким своеобразным вкусом, я не пробовал никогда в жизни», - говорил мне Сергеев. Теперь это осталось только как пыльные развалины…

Да на них лежит большой крест, который он готовил себе на могилу. Поставили, как водится, другой, этот тронуть то ли не захотели, то ли не решились.

…Бабушки с нерастраченным пасхальным восторгом поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…». И я вдруг понимаю, что они оказались впервые за многие годы вне церкви, вне этого великого церковного пасхального гимна – ведь здесь была служба в конце 1930-х и в начале 1960-х, и вообще всегда… И вдруг... Без гонения… Мне невыносимо жаль их и хочется, чтобы впредь бы здесь была к ним какая-никакая справедливость. Ну, вот хотя бы за молитвы убиенного игумена… Ибо «трапеза исполнена… никтоже да изыдет алчай; вси насладитеся пира веры; вси восприимите богатство благости… Войдите же все в радость Господа своего…, все приимите богатство благости…»

Им всем, живущим по дальним деревням, забытым, последним, еще цепляющимся за остатки крестьянской этой Руси, дается теплая тихая ночь над Мстой с крупными звездами на бархатном небе. В обетование жизни лучшей и бесконечной.
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 705
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

отзыв

Сообщение Римма » 26 апр 2012, 17:17

Интересно изложено! Спасибо! Читаю и осознаю нарастающую тревогу плавно переходящую в тихий ужас от происходящего... Грустно все это... А по поводу "нудноватости", то это литературно-художественное оформление, которое недолюбливают гл.редакторы газет, но сама страдаю от этого! Помню, когда подрабатывала в Тверской газете статьями и просто информацией короткого содержания, то мои "рассказы" тоже урезали до "статей", мотивируя не только "нехваткой места", но и прямым отличием в жанрах журналистики....
Аватар пользователя
Римма
 
Сообщений: 106
Зарегистрирован: 04 май 2011, 21:48
Откуда: Удомля

Сообщение Денис Ивлев » 29 янв 2013, 18:42

Благодаря Алексею Крючкову Сельцо-Карельское удалось посетить уже в этом месяце. За что ему отдельное спасибо.
Селько Карельское.jpg
Сельцо Карельское. Фото 1970-е гг. Почти ничего не изменилось...
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1594
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Re: 25.01.13 Удомля-С.Карельское

Сообщение Любовь Сорока » 30 янв 2013, 01:36

Сельцо и школа 1950-еИзображение 025.jpg
Сельцо Карельское: храм и церковно-приходская школа (не сохранилась) в 1950-е годы
Аватар пользователя
Любовь Сорока
 
Сообщений: 76
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 10:33
Откуда: Бологовский р-н, Берёзовский Рядок

Re: 25.01.13 Удомля-С.Карельское

Сообщение Александр Герасимов » 02 фев 2013, 23:01

Тем, кто не читает "УГ" В номере за1февраля -объявление "-Примите посильное участие!Настоятель Храма Воскресения Словущего в Сельце Карельском Удомельского района отец Владимир обращается к организациям,предпринимателям и частным лицам с просьбой оказать финансовую помощь в оплате электроэнергии (церковь отапливается при помощи электричества). Деньги можно перечислять по безналичному расчёту или вносить непосредственно в офисе ОАО"Тверьэнергосбыт" на улице Попова 19 на счёт по договору №580 за электроэнергию церкви в Сельце Карельском .Очень нужно,чтобы церковь отапливалась и службы не прекращались."
Александр Герасимов
 
Сообщений: 138
Зарегистрирован: 01 окт 2010, 22:40
Откуда: Удомля - Мста

Re: 25.01.13 Удомля-С.Карельское

Сообщение Алексей Крючков » 02 фев 2013, 23:37

Александр Герасимов писал(а):с просьбой оказать финансовую помощь в оплате электроэнергии
Я читал. Обычное дело - люди создают проблемы, а потом хотят, чтоб другие им помогали, но при этом не хотят устранять причин этих проблем, которые нередко порождены их же собственными ошибками...

1) мы были 25.01 - батареи были включены все, и было довольно тепло. А это - не экономно... Надо было бы регулировать число батарей в зависимости от температуры на улице и без служб - уменьшать, а перед службой - включать. Но как регулировать из Млёво? Для этого надо делегировать полномочия кому-то местному... А этого - пока не получается... Если начальник не может выстроить отношения с подчинёнными, то виноваты всегда только подчинённые, да? ))

2) Потеря спонсоров... Конечно, можно согласиться, что помогать должны Церкви, а не настоятелю... Но от упрёков (даже справедливых!) теплее становится? Деньги появляются? Разрушить систему отношений - легко... Но не умно. Церковь учит, что любые проблемы даются за грехи. Вот значит и здесь какие-то ошибки были допущены, и хорошо бы их осознать, и без гордыни исправить. Поступить по своему вероучению. Это не к настоятелю даже относится, а к тому, кто решает кадровые вопросы.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3287
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: 25.01.13 Удомля-С.Карельское

Сообщение Александр Герасимов » 02 фев 2013, 23:44

С электрическим отоплением проще-есть всякие схемы авт.регулировки!
Александр Герасимов
 
Сообщений: 138
Зарегистрирован: 01 окт 2010, 22:40
Откуда: Удомля - Мста

Re: 25.01.13 Удомля-С.Карельское

Сообщение Денис Ивлев » 03 фев 2013, 17:02

Правильно делает Владимир, что не выключает электричество и тем самым поддерживает постоянную температуру в церкви. Это очень важно, учитывая тот вариант, что Василий наглухо загерметизировал церковь пластиком. Давно уже реставраторы борются с пластиковыми окнами в храмах, они не "дышат" превращая церковь в парник и рассадник сырости. Думаете живопись на втором этаже облетает из-за того, что крыша течёт и книги слипаются от дождевой влаги. Нет, они отсыревают из-за того, что храм не проветривается. Побывайте у нас в летней церкви, там совершенно другой воздух - сухой, хоть и холодный. В Карельском же я сразу заметил, что даже дышать трудно в летнем храме. Так что лучше пусть топят не экономя на электричестве раз уж печную систему нарушили. А не то, всё что там сохранилось погибнет в течении десяти лет такой экономии, растрескается и каюк гордости удомельского края.
Давно уже мы разговаривали с архитекторами насчёт газового или электрического отопления. Категорически те против. Газ высушивает стены, от чего они скоро будут крошиться, электричество не лучше. То же касается и пластика на окнах. Это парник, теплица, в которой старинные вещи уж точно храниться не должны.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1594
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Сообщение Алексей Крючков » 03 фев 2013, 18:42

Денис Ивлев писал(а):Так что лучше пусть топят не экономя на электричестве
Да пусть топит! Мне чужих денег тоже не жалко. Вопрос-то в другом: кто за эту щедрость должен будет заплатить? Ключевой вопрос! Быть "щедрым" за чужой счет - не сложно. Считать, что тебе все вокруг всё обязаны - вообще подростковый эгоцентризм. А вот уметь жить по средствам - даже не каждый взрослый может...

Меня терзают смутные сомнения, что "щедрое" (или не экономное) расходование электроэнергии сейчас - это путь к искусственному банкротству прихода и выстраивание обоснования его полного закрытия в недалёком будущем... И каков толк тогда будет от сегодняшнего "щедрого" отапливания храма, если завтра его закроют и топить перестанут вовсе?? Это будет не щедрость тогда, а диверсия...

Или ты думаешь, что энергетики будут долго допускать неоплачиваемое потребление электроэнергии там? Думаю, это вопрос лишь нескольких месяцев. А затем храм отключат за долги, как отключили в нашем районе все клубы, библиотеки, свет в деревнях... А потом подадут на общину в суд иск о взыскании долга, следствием которого будет банкротство прихода. До весны, наверное, тратить энергию в долг (по сути - воровать) - "прокатит", но до следующей зимы - точно нет! Это авантюризм в лучшем случае и преступная безответственность - в худшем. Дай Бог, чтоб по недомыслию, а не по умыслу...
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3287
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Сельцо Карельское

Сообщение Павел Иванов » 03 фев 2013, 20:38

Меня почему-то тоже терзают эти самые сомнения...
Единственно, не могу понять, зачем топить верхний храм зимой? Нижнего мало?
А Владимир пытался там печки делать, но так печников-то не осталось на селе, да еще способных починить такую печь. Надо полагать, что электричество там появилось не от изобилия дров и исправности печей. Впрочем, о чем я... тут все все знают.
Я тоже против того, чтобы ставить пластиковые окна, против того, чтобы старинные росписи погибли, я вообще против много чего, что там есть. ;)
Но эту дискуссию стоит вести не здесь и попозже, когда все там прояснится.
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 705
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Re: Сельцо Карельское

Сообщение Алексей Крючков » 03 фев 2013, 21:28

Павел, верхний храм не отапливается! Ни я, ни Денис об этом вроде бы не писали. Только нижний.

Присоединяюсь к мнению против пластиковых окон. Тем более что в Удомле делают прекрасные деревянные стеклопакеты, в т.ч. для Ниловой Пустыни. Видимо, это просто была ошибка о.Василия. Жаль, что в семинариях не преподают будущим иереям основ строительных технологий - им бы это очень пригодилось. Кстати, а предложите ввести это преподавание на кафедре теологии? ))
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3287
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Об отсутствии реставраторов

Сообщение Денис Ивлев » 03 фев 2013, 21:49

Насчёт Владимира, пытавшегося там печки делать это кто сказал? Василий разрушил при "реставрации" всю отопительную систему, включая печные трубы на крышах. На старых фото они хорошо заметны. Я не против того, что на приходах порой снимают истлевшие барабаны, как в Новгородке, например, когда нет денег на восстановление, а крышу длать надо. Но я против того, когда имея деньги, при реставрации приходских храмов не привлекаются грамотные реставраторы. Ну не любите вы "Тверьреставрацию" пригласите других со стороны и дешевле. Нет делают всё сами, считая, что знают всё лучше чем остальные. А замечание делаешь, так губки надуют, а потом за глаза начинают ругаться. Отсутствие грамотных реставраторов, как я говорил в своей статье по Выдропужскому иконостасу тяжело сказывается на приходах: гибнет резьба, живопись, иконы, уж не говоря о рушниках, покрывалах на аналои и престолы, облачения.
Вряд ли из Сельца увезли все те расшитые простым людом облачения и оставили одно. Значит выкинули? Был такой пример в одном из московских старинных храмов: вышивку золотом кидали в костёр, но мой знакомый священник выпросил весь ворох "тряпок" и теперь они служат в ризнице нового храма. Не только прихожане и священники не понимают ценности старинных икон и прочего, но и церковное начальство. Хотя всё это формально богатство церкви. Помните, как в "Ангелах и демонах": "Церковь это тоже карпорация, которая ведёт опись своего имущества". Но там о католиках говорили, а у нас полная анархия. Никто за этим не следит, никому ничего не нужно. На Украине в советское время при кажлом храме создавали музеи (об этом свидетельствовал в личной беседе Владыка Виктор), куда помещали всё ценное. Когда же приходили описывать цветлом, он оказывался в музее, а не в храме, а храм "арендовывал" на богослужение. Тем самым и спасли многое.
А у нас что? Взять к примеру Богоявленский! Эх! Обида только одна...
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1594
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Re: Сельцо Карельское

Сообщение Павел Иванов » 04 фев 2013, 12:12

Алексей Крючков писал(а):Жаль, что в семинариях не преподают будущим иереям основ строительных технологий - им бы это очень пригодилось. Кстати, а предложите ввести это преподавание на кафедре теологии? ))

Точно так! А идея хорошая - надо обсудить.
Денис Ивлев писал(а): Ну не любите вы "Тверьреставрацию" пригласите других со стороны и дешевле. Нет делают всё сами, считая, что знают всё лучше чем остальные.

Так "Тверьреставрация" почила в бозе уже лет десять. Теперь на подходе "Тверьпроектреставрация". Мастерские районные умерли и того раньше. В общем - беда по всей России такая.
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 705
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Re: Сельцо Карельское

Сообщение Алексей Крючков » 10 фев 2013, 22:55

Фотоотчет Дениса с нашей поездки 25/01 в контакте - http://vk.com/id57703832?z=album57703832_169547096
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3287
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Сельцо Карельское

Сообщение Любовь Сорока » 22 фев 2013, 00:09

Несколько лет назад одна из прихожанок, Новикова Галина Сергеевна, принесла мне документы из храма Сельца Карельского. Думаю, что во время ремонта старые бумаги выкидывались за ненадобностью, хотя имеют уникальную краеведческую ценность. Возможно, эти документы будут кому-то интересны.
1Обращение.jpg
Документ датируется 29 января 1848 года и подписан Елизаветой Францевой Геммельман с сургучной печатью


Далее идут два документа по две страницы (титул и оборот).
2аУдостоверение.jpg

2бОборотная сторона.jpg
Удостоверение от 5 февраля 1848 года с печатью и подписью старшего кожинского сельского добросовестного


Следующий документ просто уничтожен ровно на половину.
3аУдостоверение.jpg

3бОборотная сторона.jpg
Часть удостоверения от 26 января 1848 года за подписью Правящего должность волостного Головы заседателя


Бумаги вырезаны острым предметом или вырваны из прошитой папки (книги?) Очень жаль...
Аватар пользователя
Любовь Сорока
 
Сообщений: 76
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 10:33
Откуда: Бологовский р-н, Берёзовский Рядок

След.

Вернуться в Удомельский р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5