Млёво

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории современного Удомельского района

Модераторы: Алексей Крючков, Балаблиха

Фильм о Млёве

Сообщение Александр Герасимов » 07 ноя 2013, 14:41

http://vk.com/video131962081_166522176

(Примечание модератора: название - "Млёво - жемчужина православной земли", производство "Озёрный ИнКом сеть", автор - Екатерина Фатеева, длительность - 17 минут.)
Александр Герасимов
 
Сообщений: 138
Зарегистрирован: 01 окт 2010, 22:40
Откуда: Удомля - Мста

Re: Пробуем опознать старинное фото неизвестной церкви

Сообщение Татьяна ЛевАя » 14 ноя 2013, 21:51

Пару часов назад написала ответ, а мышка заснула, ответ куда-то отправился :oops: , здесь нет.

Денис, конечно используйте фото. А покажу сейчас только одно, даже повторно пока не смогу отсканировать, увы :shock: Зря похвасталась, на данный момент обманула. Если вернут(ся) фото, покажу сразу. Как только вспоминаю, сколько фотографий пропало, прямо плакать хочется :(
Архива деда не сохранилось, маме рассказывала бабушка (моя) об его увлечении, и церкви они, наверно все объездили в уезде, шестеро детей умерших это очень много. Все родные и знакомые получали от деда (Александра Ивановича Бакланова) часто собственные фотографии родных мест.
Это церковь Спасо-Георгиевская во Млёво, даже не скан, а фотография, которую я сделала несколько лет назад, оригинал был повреждён качество поэтому плохое.
Чуть подкорректировала, чтоб стало виднее, заметно иконы на стенах или росписи.
церковь Спасо-Георгиевская в селе Млёво,б.JPG
церковь Спасо-Георгиевская во Млёво
Татьяна ЛевАя
 
Сообщений: 102
Зарегистрирован: 31 мар 2012, 11:34
Откуда: Санкт-Петербург

Млево. Спасо-Георгиевская Церковь

Сообщение Татьяна ЛевАя » 20 фев 2014, 09:14

Добрый день всем!
Млево. Спасо-Георгиевская Церковь. 1200х1200 dpi.
Нашла фото оригинал лучшего качества, чем раньше показала. Здесь видна роспись, фрески или иконы, не знаю, что это. Есть отсканированный оригинал большого размера.

Копия Млево. Спасо-Георгиевская Церковь.Кор. 1200х1200 dpi.jpg
Млево. Спасо-Георгиевская Церковь. 1910-1915г


Млево. Спасо-Георгиевская Церковь. Фрагмент стены

Млево. Спасо-Георгиевская Церковь. Фрагмент стены. 1200х1200 dpi.jpg
Млево. Спасо-Георгиевская Церковь. Фрагмент фасада с изображениями святых.1910-1915г
Последний раз редактировалось Татьяна ЛевАя 20 фев 2014, 17:35, всего редактировалось 1 раз.
Татьяна ЛевАя
 
Сообщений: 102
Зарегистрирован: 31 мар 2012, 11:34
Откуда: Санкт-Петербург

О "расшифровке" Ю.Смирнова надписи на плите во Млёво

Сообщение Андер » 10 ноя 2014, 23:24

 ! Алексей Крючков писал(а):
С согласия автора, отделено от сообщения о селище в Илово - viewtopic.php?p=8523#p8523


Особенно меня удивила «расшифровка» Ю.Смирнова камня на «могиле Марфы».
(В 7000 году от сотворения мира, т.е. в 1492 году от Рождества Христова, похоронена представившаяся раба Божия Марфа напа). Четыре последние буквы -«Напа» Ю. Смирнов «расшифровывает» как новгородская посадница. Задорновщина какая-то честное слово!!! (Типа имя РА радость у славян и т.д. Задорнову невдомек, что это условное прочтение, т.к. египтологи условились еще в прошлом веке, что неизвестное произношение древнеегипетских слогов в научной литературе обозначать через букву «а», чтобы не было разночтений у специалистов. На самом деле это имя могло произноситься как "Рэ", "Рэй", в коптском языке (позднняя форма египетского языка) до сих пор солнце называется «Рей». Конечно без всякой связи к славянам. Лирическое отступление такое получилось).

Возвращаюсь к плите из Млева, любому специалисту по древнерусской эпиграфике ясно, что здесь обычная надпись на древнерусском надгробии «представившаяся раба Божия Марфа на па(мять)», т.е. указывается на какой день памяти какого святого она преставилась. Просто надпись по какой-то причине оказалась незаконченной. К слову именование Марфы Борецкой «посадницей» не имеет никакого отношения к ее «должности» в Новгороде, она была вдовой посадника Борецкого и не занимала государственных должностей, в данном случае означает должность ее покойного мужа, потом уже в царской России писали также, напр. «генеральша Попова» (помните именно ее гарнитур искал ошибочно отец Федор), таких примеров много, например фамилия «Майоршин», означает, что их предок был из крепостных, которые принадлежали какой-то майорше, т.е. вдове майора.
Андер
 
Сообщений: 49
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: О "расшифровке" Ю.Смирнова надписи на плите во Млёво

Сообщение Андер » 15 ноя 2014, 22:07

Вот пожалуйста, очень наглядный пример к чему приводят подобные "расшифровки", когда этим занимаются неспециалисты. В данном случае кандидат химических наук попыталась "расшифровать" "древнеславянскую" надпись и что из этого вышло.... :lol: :oops: :lol:

Стоит отметить, что со Млевом случай еще не такой как это произошло со "славянскими" камнями в Псковской губернии. Конфуз получился каких не бывало. :oops: Случай действительно уникальный, еще раз доказывает, что перед тем как что-нибудь писать надо все хорошо проверить, а еще лучше обратиться к профессионалов во избежание таких конфузов. :naughty:


http://www.lechaim.ru/ARHIV/249/dimshits.htm
Андер
 
Сообщений: 49
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re:О "расшифровке" Ю.Смирнова надписи на плите во Млёво

Сообщение Андер » 15 ноя 2014, 22:24

Но хотелось бы добавить относительно плиты из Млева. Из работы А. Авдеева "О древнерусских надгробиях", он пишет:
"Эпитафии, вырезавшиеся на них, были очень кратки. Их формулы мало менялись на протяжении XVI и даже XVII веков. Самой обычной была такая надпись: "В лето такого-то года, месяца и дня таких-то на память такого-то святого преставися раб Божий такой-то".

Отмечу со своей стороны.
А вот надпись на надгробной плите Анастасии Романовой - первой жены Ивана Грозного из Вознесенского монастыря.
Царица Анастасия Романовна (ум. 1560), первая супруга царя Ивана IV Грозного. Надпись на крышке саркофага: «Лета 7068 месяца августа в 7 день НА ПАмят преподобнаго мученика Доментияна в 5 час дни преставис благоверная царица великая кнеини Анастасия Ивана Василевич всея Русии».

Тоже есть На Па , но никтоже не считает, что жена Грозного еще посадницей в Новгороде "подрабатывала".

А. Авдеев, один из специалистов, который серьезно занимается эпиграфикой, дает такие советы любителям.

"Чтение надписи. Для человека, мало знакомого с древнерусской эпиграфикой, прочтение надписи представляет определенные трудности. Основными сложностями являются наличие буквенной цифири (буквенных обозначений цифр), сокращенных написаний слов, выносных букв и лигатур — соединенных написаний букв. Достаточно контрастная фотография позволит определить эти особенности специалисту".
Андер
 
Сообщений: 49
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re:О "расшифровке" Ю.Смирнова надписи на плите во Млёво

Сообщение Андер » 20 дек 2014, 13:41

Скоро выйдет книга А.Г. Авдеева по эпиграфике. Так вот, "млевский случай" там специально рассматривается, я читал эту статью пока в рабочем варианте. Очень объективно и профессионально. Скажу сразу, он не разделяет гипотезу, что это "Марфа Розстригина" 16 века, т.к. начертание букв и т.д. дает более ранню датировку, а не вторую половину 16 века. Пишет он также и о "расшифровках" ( про На па - новгородская посадница) местных краеведов (по материалам альманаха "Удомельская старина") , специально акцентирует внимание на этом, опять подчеркну все объективно и очень профессионально. Вообще статья очень хорошая, будем ждать выхода книги. :clap:
Андер
 
Сообщений: 49
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Прошло 3 года...

Сообщение Алексей Крючков » 14 сен 2015, 20:38

Сегодня побывал на Млёвском кладбище. Дорожка к "Марфе" - выкошена, у камня в честь Сеславина и Загряжского - тоже бурьянов нет. А вот к подлинной могиле Н.Н.Сеславина путь зарос бурьяном... Эх, не там его родственники похоронили! Нет бы у входа, поближе... (
IMG_8464 могила НН Сеславина.JPG
Могила Н.Н. Сеславина издалека

IMG_8466.JPG
Памятник вблизи

Не хочу этим фактом никого обвинять, Боже упаси, просто констатирую грустный факт, который увидел...
Жаль, был с экскурсантами, не мог задерживать их, чтобы сразу повыдергать всю эту траву.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3302
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Ищут сведения об о.Анатолии (Кудрявцеве А.И.)

Сообщение Алексей Крючков » 31 мар 2016, 16:48

Заходила жительница Удомли, просила опубликовать, может, кто чего знает. Её родственником был архимандрит о.Анатолий (Кудрявцев Анатолий Иванович), умерший примерно в 1965 - 68 годах. Служил в Сельце Карельском, затем во Млёво, при этом жил в Манихино. Похоронен во Млёво, рядом с "Марфой". Таблички на могиле нет, она хочет сделать. Если кто-то что-то может ей подсказать - напишите здесь или в личку, я передам.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3302
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Статья про Млёво из 1897г

Сообщение Владимир Фролов » 08 фев 2017, 16:34

Новгородские Епархиальные Ведомости, №7 за 1897й год.
NEV-1897-7-01.jpg
1

NEV-1897-7-02.jpg
2

NEV-1897-7-03.jpg
3

NEV-1897-7-04.jpg
4

NEV-1897-7-05.jpg
5

NEV-1897-7-06.jpg
6

NEV-1897-7-07.jpg
7

NEV-1897-7-08.jpg
8
Владимир Фролов
 
Сообщений: 12
Зарегистрирован: 11 мар 2014, 17:34
Откуда: Новгородская обл. д. Ламерье

Re: Млёво

Сообщение Денис Ивлев » 08 фев 2017, 19:23

Владимир, спасибо огромное! рассказ особо ценен тем, что там описаны церковные древности млевского храма, от которых не осталось и следа и территория бывшего Троицкого монастыря.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1605
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Село Млёво в 1901 году

Сообщение Балаблиха » 26 ноя 2017, 20:53

В «Тверских епархиальных ведомостях» за 1901 год (№17 от 01.09.1901г.) содержится описание села Млёво.
Предлагаю этот текст вашему вниманию.
Сокращения слов и орфография сохранены. Для удобства чтения сплошной текст разбит на абзацы.

"С. Млево, в 6 Вышн. благ. округе, находится от уезднаго города в 35 верст., близ р. Мсты (на правом ея берегу) и р. Млевки. Местные жители производят название этого села от того, что на последней речке много было водяных мельниц, на которых производилось «мелево» зернового хлеба. Другие же думают, что эта сторона в давнопрошедшия времена «млела» от вражеских набегов (и преимущественно от литовцев); но, кажется, оба предположения о причине наименования села «Млево» не верны.

В с. Млеве два храма. Один каменный в самом селе, а другой — деревянный на кладбище. Первый начат постройкою в 1823 г., а окончен и освящен в 1845 г. В нем шесть престолов: главный посвящен Нерукотворенному образу Спасителя, по сторонам его — прор. Илии (на правой) и Рождества св. Иоанна Предтечи (на левой); в трапезной по правую сторону придел посвящен Успению Пресв. Богородицы, а по левую — во имя св. вмч. Георгия Победоносца; шестой престол — в честь св. вмч. Варвары — устроен на правой стороне паперти. Этот последний придел небольшой, и служба в нем совершается не часто.

Млево — поселение весьма старинное. Думают, что в Млеве во времена вел. князя Московскаго Василия Васильевича († 1462 г.) существовала церковь. На старинной иконе Нерукотвореннаго образа Спасителя (бывшей, вероятно, местною в прежде существовавшем храме) находится надпись: «При Великом Князе Московском Василии Васильевиче, при Новгородском архиепископе Евфимии и Новгородском посаднике Авраамии Степанове повелением раба Божия Савелия на память мученика Евсевия»... Образ этот впоследствии был поновлен и каким-то невежественным живописцем испорчен.

В церковной ограде (на северной стороне) находится старинный надмогильный камень, на коем надпись с именем Марфы; предполагается, что здесь погребена знаменитая Новгородская посадница Марфа Борецкая. Местное предание сообщает, что на усадьбе, именуемом «Городище», в 3 верстах от с. Млева, где ныне сосновый лес, был дворец Марфы-посадницы... Насколько верно предание о погребении Марфы посадницы в с. Млеве, трудно сказать, так как и в г. Бежецке и в Нижнем-Новгороде предполагают место ея погребения.

Из старинных документов видно, что с. Млево принадлежало к Новгороду, и в нем проживали именитые новгородские люди-посадники, у которых здесь были и свои дворцы. В нынешнем Млевском храме много старинных, замечательных по живописи икон. По характеру письма видно, что древния иконы писаны в одно и то же время и одним живописцем. Предполагают, что встарину существовала так называемая «Мстинская школа иконописания», и, может быть, она находилась в Млеве. Из икон подобнаго письма замечательны: Благовещение Пресв. Богородицы. На этой иконе Пресв. Дева представлена прядущею волну; благовестник архангел Гавриил на этой иконе изображен трижды: принимающий благословение от Бога Вседержителя на благовестие Деве Марии, размышляющий при входе в жилище Ея и, наконец, благовествующий о рождении Спасителя миру.
Икона Знамения Пресв. Богородицы — местная в приделе св. вмч. Георгия (6 вершков вышины и 5 вершков ширины), вделана в образ, на коем изображены двунадсятые праздники. О древности сей иконы свидетельствует надпись на серебряном окладе; в этой надписи сказано, что он (оклад) сделан в 1741 г. взамен прежняго.
Икона Нерукотвореннаго Спаса — местная в главном иконостасе, писана, как видно из надписи, в 7187 г. (т. е. в 1679 г.). Икона эта поновлена в 1869 г., но с соблюдением характера прежняго письма.
Икона Иверской Божией Матери — редкаго древняго письма. При перестройке церкви эта икона была заброшена в сарае и долгое время лежала ликом прямо на земле; она была в забвении и только по особенному чудесному указанию была найдена; икону эту местные жители свято чтут, почитая ее чудотворною; икона св. Николая, находящаяся на жертвеннике в приделе св. Иоанна Предтечи, весьма древняго письма; есть довольно и других старинных икон в Млевской церкви.

В ней есть ценныя пожертвования Новгородскаго стольника Загряжскаго (1659 г.), как-то: Евангелие, изданное при патриархе Никоне в 1657 г., напрестольный серебряный крест, водосвятная серебряная чаша, небольшой колокол и др. Церковныя древности Млевскаго храма заслуживают тщательнаго описания. Деревянная кладбищенская церковь, посвященная в честь свв. апостолов Петра и Павла, построена в 1853 году из материала прежде бывшей церкви. В этом храме — иконостас и иконы стариннаго письма, вероятно, перенесены из прежде бывшей церкви, существовавшей в 1741 году.

Местность с. Млева и окрестности села весьма замечательны в историческом отношении; здесь находится много курганов разной величины и формы. По всему видно, что тут в древния времена жизнь кипела в обширных размерах. За р. Млевкою, притоком Мсты, мыс, образуемый заливом р. Мсты и р. Млевкою; эта местность называется «ярмаркою». Про это место в писцовых книгах Бежецкой Пятины, письма Феодора Мих. Ласкарева 7091 г., написано: «во Млеве на р. Мсте торг, а на торгу 96 лавок без затворов, а торгуют в них приезжие из городов люди всякими товары из года на год о Петрове дне две недели»... На церковной земле в 120 саж. от Спасской церкви три громадных кургана, из коих один был раскопан членом Тв. Арх. Комиссии в 1898 г., и оказалось, что этот курган надмогильный и относится к тому времени, когда в здешней местности покойников предавали сожжению.

Между старожилами с. Млева сохраняется предание о существовавшем здесь в древния времена женском монастыре, основание котораго приписывают Марфе-посаднице. Местность этого монастыря указывают в 3 верст. к юго-востоку от с. Млева, — но никаких следов монастыря на этом месте не сохранилось.

Млевские храмы содержатся в надлежащей чистоте, церковные документы — в исправности. При Млевской церкви два священника, и старший из них (А. Л.) состоит в должности благоч. 4 Вышнев. округа. По заявлению о. благочиннаго, «прихожане с. Млева гордятся пред другими тем, что у них хорошее духовенство, и что во Млеве, как только запомнят, никогда не было распри и недоразумений у прихожан с духовенством»...
В с. Млеве — земская школа, хорошо поставленная; ответы учащихся по закону Божию очень хорошие. Близ церкви выстроен вчерне двухэтажный деревянный дом для церк.-прих. школы (для девочек) и для ведения внебогослужебных собеседований, каковыя нравятся жителям с. Млева, и в Млевской церкви раздается в год более 3000 Троицких листков. Есть церк.-прих. школа на станции «Мста»; но обе эти школы слишком недостаточны для многолюднаго Млевскаго прихода".
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Млёво

Сообщение Павел Иванов » 28 ноя 2017, 00:11

Архиепископ Димитрий писал. Его стиль. Умница и прекрасный церковный историк.
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 706
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Николай Рерих - Марфа посадница

Сообщение Андер » 24 дек 2017, 21:21

"По Мсте, красивой, стоят городища. На Тверской стороне во Млеве был монастырь. Слышно, в нем скрывалась посадница Марфа. В нем жила четырнадцать лет. В нем и кончилась.

Есть могила Марфы во Млеве. Тайно ее там схоронили. Уложили в цветной кафельный склеп. Прятали от врагов. Так считают. Уже сто лет думают так, и склеп не открыт до сих пор.

Чудеса творятся у могилы Марфы. С разных концов новгородской земли туда идет народ. Со всеми болезнями, со всеми печалями. И помогает Марфа.

Является посадница в черной одежде с белым платком на голове. Во сне является недугующим и посылает на могилу свою. Идут. Молятся. И выздоравливают.

Марфа-заступница! Марфа-помощница всем новгородцам! Лукавым, не исполнившим обещания, Марфа мстит. Насылает печаль еще горшую.

В старую книгу при млевской церкви иереи вписали длинный ряд чудес Марфы. Простодушно вписали вместе с известиями об урожаях, падежах, непогодах.

С Тверской стороны не являются на могилу Марфы. Обаяние ее туда не проходит. К посаднице идут только от новгородских пятин. Идут, почему не знают. Служат молебны. Таинственный атавизм ведет новгородцев ко млевской могиле."
Андер
 
Сообщений: 49
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Карамзин о "Марфе"

Сообщение Алексей Крючков » 02 мар 2018, 22:30

Цитирую по http://anrike.livejournal.com/124047.html

"Н.М. Карамзин, первым опубликовавший надпись, усомнился в возможности соотнесения её с Марфой Борецкой: «Надпись действительно кажется древнею; но числительная буква <…> указывает на семитысячный год, а Борецкая отправлена из Новгорода в 6986 году от сотворения мира» [Н.М.Карамзин «История Государства Российского» М., 1989. Т. VI, гл. III, столбец 80 – примеч. 180. Примечания к т. VI, столбец 34].

Историю обнаружения плиты описал, задним числом, С.В. Максимов, посетивший Млёво в 60-е гг. : «В 1815 году дворовые люди г.Загряжского, Петр Васильевич и Иван Васильевич, рыли на этом месте могилу для умершей матери. Около аршина в глубину они натолкнулись на большую плиту с надписью. Вынув ее, они продолжали копать дальше и нашли свод из кирпичей: тогда они могилу зарыли... Выбранные ими кирпичи сводов обратили в то время на себя общее внимание по необыкновенной тяжести и форме. Кирпичи были совершенно квадратные, очень темного, красного цвета, переходящего в синеватый. Плиту на первое время постарались скрыть, „боялись наказания за укрывательство", то есть снова зарыли; ее снова вырыли и положили открытою уже в то время, когда быстро распространившаяся молва стала собирать сюда большое стечение народа» [С.В.Максимов. По русской земле. М. 1989. Стр. 236]. Максимов разделил мнение Карамзина, однако, Н.К. Рерих, работавший в этих краях в нач. XX в., восторженно принял местное предание и начал его пропагандировать."
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3302
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Пред.След.

Вернуться в Удомельский р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1