Левитановские места (Островно, Горка, Доронино, Стрекалово)

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории современного Удомельского района

Модераторы: Балаблиха, Алексей Крючков

Re: Левитановские места (Островно, Горка, Доронино)

Сообщение Торцев » 06 дек 2020, 16:31

Добрый день, коллеги!
Все кирпичи от двухэтажного дома в Перхово, да и везде, растащили на 100% на печи местные крестьяне! Обгорелые (в саже) камни и угли только свидетели пожара. Только лопата поможет и хорошее зрение. Это хорошо видно по заброшенным хуторам, на месте бань и печей в избах. Печи были русские чаще глинобитные. На месте песчаного карьера это уже нулевое, сравняли и вывезли. Надо брать шуфты!
В 2017 в книге "Удомельский край в воспоминаниях..." у Дмитрия Подушкова персонаж Нина показана Яворской Л.Б (?). Я бы не исключал Лику Мизинову и Ольгу Книпер (жена А. Чехова). Да и Потапенко призабыли...
Но любопытнее изучить жителей деревни Заречье и Очеп на 1895 г.
Да и усадьба Селино у д. Сорокино - загадка! Всё за рекой! 6 усадеб вокруг Озера. Все брачные связи на 100% известны, но вот виды домов и история разрушений...
Разгадка географии и персонажей лежит во фразе:
Тому причина и фактор времени, ушедшего XIX века, когда героями были люди чести. «В XIX в. невозможны были ни «охоты на ведьм», ни павлики морозовы, ни массовые репрессии, подогреваемые гневом общественности. Общественность в XIX в., при всех её недостатках была замечательная, и нам в конце XX в. остается о ней и её нравах лишь ностальгически грустить. Замечательное время – было неприлично прослыть подлецом. Это было время людей чести. Конечно, были и подлецы, и люди бесчестные встречались как среди дворян, так и среди предпринимателей…. Но общество, общественность подлецов осуждали…. Подлость и бесчестье со стыдом скрывали, а не гордились ими цинично, как в середине века XX”.
Чехов планировал быть в Островно порядка 10 дней (из его писем), но...видимо сбежал от позора!
Торцев
 
Сообщений: 9
Зарегистрирован: 02 дек 2020, 23:38
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Левитановские места (Островно, Горка, Доронино)

Сообщение Торцев » 06 дек 2020, 22:40

По инерции мыслей о Нине Заречной я допустил выше ошибку в части НИНЫ. Д.Л. Подушков НИНУ из рассказа "Старшие" связывает с Яворской Л.Б. Это не пьеса "Чайка" А.П. Чехова. Так что всё на своих местах.
Инфа из воспоминаний Минут Ольги Павловны (1902-1991, Сорохтина в браке) о начале века. Её крёстный В.П. Глазенап "инженер-путеец, очень богатый, но он открыто жил со своей любовницей, какой-то певичкой, поэтому "в обществе" их не принимали и к ним не ходили". Каково!!!
О нравах ныне не задумываются. Перебирают ДНК и все постели и потомков на центральных каналах российского TV. Правда среди народной "звёздной" попсы. А вот если бы заглянули в семьи Собянина, Беглова, Воробьева и их замов??? Мало бы не показалось.
Применительно к рассказам А.П.Чехова, связанными с тверскими событиями, надо понимать и знать социальный статус героев! Турчанинов Иван Николаевич - русак, помощник градоначальника столицы России-Санкт-Петербурга!!! Дачная усадьба. И его законная жена спит с 1894 г. с евреем! Хоть и с другом Чехова. Островно было спасением, в глуши лесной! Лишь бы инфа не попала в СМИ (газеты). Это конец карьеры, уклада жизни в элите столичного общества, позор. Это застал А.П. Чехов, приехав в Горки! По письмам он планировал пробыть дней 10! Сбежал, видимо! Он преднамеренно и на 100% скрыл это и географически, и по персоналиям с именами. Тема была на 100% закрыта из порядочности и уважения к служилым! Эту тему он не любил с опыта рассказа "Попрыгунья". Новый закон о браках появился лишь в 1904 г. Все поиски прототипов были обречены на фантазии и изучение артистических биографий. И фамилии и названия Антон Павлович дал уводящими далеко-далеко. Чистый и благородный был человек.
Много было романтических историй у элиты общества царской России! См. книгу "Любовные страсти старого Петербурга! Автор Сергей Глезеров. - СПб. 2020. От Романовых и ниже...Но общество России имело понятие честь и достоинство. Один из наших Зворыкиных стрелялся даже на дуэли из-за Анны Турчаниновой в начале XX века.
Торцев
 
Сообщений: 9
Зарегистрирован: 02 дек 2020, 23:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Алексей Крючков » 07 дек 2020, 12:52

По поводу прототипов героев Чайки - тут 100%-х доказательств никогда не будет, поэтому каждый может выдвигать свои предположения. Кто-то местный, плохо зная предшествующие публикации на эту тему, может высказывать свои предположения, а его оппоненты (в частности, чеховед С.В.Глушков и Б.К.Виноградов) в качестве возражения указывать на наличие иных мнений современников Чехова, лучше знавших его жизнь... Тут бесполезно спорить. Мнения остаются мнениями. Думать каждый может, как хочет.

Насчёт "чести и достоинства"... Да, было и это. Как было и противоположное... Вспомните, например, реакцию мужа Карениной на её увлечение... Как он предлагал ей оставить её роман в тайне, лишь бы внешне всё продолжало выглядеть благопристойно... Что это, как не фарисейство?

Или вот о гаремах отдельных помещиков из дворовых крестьянок - https://www.kommersant.ru/doc/4602482?from=main_5 "О том, насколько пренебрежительно высокопоставленные особы относились к церковным запретам, свидетельствовала история действительного тайного советника князя Н. Б. Юсупова, который в своем московском доме в Харитоньевском переулке не только завел гарем из 15–20 красивейших крепостных девушек, но и составил из них особую балетную труппу, которую обучал знаменитый танцмейстер П. А. Йогель. Представления труппы проходили именно тогда, когда всеми церковными и светскими законами развлечения были запрещены. «Великим постом,— писал издатель И. А. Арсеньев,— когда прекращались представления на императорских театрах, Юсупов приглашал к себе закадычных друзей и приятелей на представление своего крепостного кор-де-балета. Танцовщицы, когда Юсупов давал известный знак, спускали моментально свои костюмы и являлись перед зрителями в природном виде, что приводило в восторг стариков, любителей всего изящного».

Всё было! И было часто одновременно, в одной и той же стране, в одних и тех же слоях её населения!
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Левитановские места (Островно, Горка, Доронино)

Сообщение Денис Ивлев » 30 апр 2021, 13:32

Храм с полотен Левитана.
К 230-летию освящения Свято-Димитриевской церкви с. Островно.
Подъезжая к селу Островно, невольно ищешь взглядом очертания храма, что некогда вдохновил на написание своих полотен Левитана, Бялыницкого-Бируля, Коровина… Нет его теперь. Только тополя и берёзы обозначают место церкви, да небольшая часовенка, построенная местными жителями, напоминает о бывшей здесь некогда церкви и древней церковной истории этого места.
Островно и церковь с. Островно известна с XVI столетия. Древний водный путь, пролегавший по реке Съежа, в падающей о озеро Островно и вытекающей из него, обеспечивал существование окрестных населенных пунктов. Поэтому и место церковное издревле почиталось в этих местах, как и мученик Димитрий Солунский, а священнослужители погоста в Островно пользовались рыбными ловлями на местном озере.
Писцовая книга Бежецкой пятины, составленная князем Фёдором Михайловичем Ласкиревым и подьячим Ильёй Ивановым в лето 7091 от Сотворения мира – на наше летоисчисление это 1582-1583 гг. – описывала погост на озере Островно. «А на погосте церковь Христов мученик Дмитрей Селунский, деревянная клецки, без пенья, - так записано в Писцовых книгах, - Да на погосте ж двор пономарев, двор проскурницын, да три кельи нищих обволились. Деревня Островна пуста, а в ней двор попов, двор дьячков пусты, хоромы обволилися, пашни церковные десять чети с осминою середние земли в поле, а дву по тому же, сена тридцать копен; обжа и пол-пол-трети обжи. Да им же участок в озере в Островне рыбная ловля».
На конец XVI века описание удручающее и по всем окрестным деревням. Запустение этих земель произошло по разным причинам: поход Ивана Грозного на Новгород, опустошивший Новгородские земли, бегство местных жителей и череда голодных и неурожайных лет. В результате этих причин многие древние погосты в этих местах и вовсе перестали существовать, храмы исчезли, а земли перешли в иное административное подчинение. Но Островно не исчезло. Деревянная Димитриевская церковь осталась стоять на своём месте и в XVII и в XVIII веке.
Храмы ветшали, горели, строились заново. Так в XVIII веке на погосте в Островно, который стал именоваться выставкой погоста Николаевского Удомельского, существовали две деревянные церкви в честь великомученика Димитрия и святых мучеников Кирика и Иулиты. В 1776 г. они обе сгорели в результате пожара. Одно из первых дел, касающихся существовавшей вплоть до середины XX века деревянной Димитриевской церкви – той самой, что будут писать великие художники, жившие в этих местах, так о озаглавлено «Дело о построении Вышневолоцкого уезда в выставке Островне вместо згоревшейдеревянно церкви вновь и освящении оной».
Дело датировано октябрем 1776 г. Открывает его прошение «Вышневолоцкаго уезда НиколаевскагоУдомельскаго погоста выставки Островно от священноцерковнослужителей и приходских людей», в котором кратко описывается причина просьбы построить церковь: «прошедшего июля 17 числа сего 776 году состояли при оной выставки две церкви, первая во имя Святаго великомученика Димитрия, вторая святых мучеников Кирика и Улиты, которые властиюБожиеюзгорели» .
Новую церковь прихожане планировали построить одну, но с двумя приделами и просили «всепокорно архипастыря нашего и мислостиваго защитителя дабы указом вашего преосвященства повелено было вновь вместо згоревшей церкви святаго великомученика Димитрия с пределом святыя мученики Кирика и Улиты дать о построении указ»1.
Под прошением стоят подписи местного духовенства – священника Василия Андреева, дьячка Фёдора Петрова, пономаря Филиппа Павлова, а так же местных землевладельцев: Катерины Ивановой дочери Менделеевой и отставного поручика Осипа Иванова сына Ирецкого. Вместо помещика надворного советника Ивана Алексеева сына Ушакова в присутствии его старосты Петра Матфеева расписался дьячок Сорогожского погоста Гаврила Иванов.
По сведениям собранным за год до описываемых событий в приходе состояло всего 116 дворов, земли для духовенства было отмежёвано 10 четвертей с осминою и «сенного покосу» состояло 30 копен .
Решение Тверского архиерея последовало быстро. Архиерейская храмосданная грамота с приложением печати подписана тверским епископом Арсением «декабря 16 дня 1776 г.» и в ней значились следующие условия к построению новой деревянной церкви: «благословили мы оную деревянную церковь в вышеписанное им название стало великомученика Димитрия со приделом святых Кирика и Улиты строить на том же погосте по подобию протчих святых церквей на восток доброю и благопристойною архитектурою и в олтарях престолы поставить в указную меру, а имянно в вышину аршина шести вершков, а шириною по мере олтарей, тако ж и жертвенники тоя ж высоты, а шириною и длиною по мере олтарей. И по построении оную церковь и приделы убрать с теми иконами и протчим церковным благолепием» .
Возвели новый деревянный храм за два года. Тогда же подготовили к освящению и престол в честь мучеников Кирика и Иулиты.В церковной описи сохранилось описание иконостаса этого. Иконостас, судя по всему, успели вынести из горевшего прежнего храма. Так, например, «царские двери на досках с написанными Евангелистами» характерны были именно для иконостасов более ранних церквей XVII в. и в конце XVIII в. заменялись обычно на резные с вставными иконами.
В местном ряду значились образа Спасителя и Богоматери, а так же храмовый образ свв. Мучеников Кирика и Улиты и чтимый образ Нила Столобенского. Во втором ряду иконостаса в центре размещался образ «Спасителев на престоле седящаго», образа Богоматери и Иоанна Предтечи, а так же образа Архангелов и Апостолов, над ними поставлены были праздничные образа – такая постановка образов в иконостасе опять таки была характерна для более ранних храмов.
Видимо, задержка освящения главного Дмитриевского придела так же была вызвана недостатком утвари. Придел Свв. Кирика и Иулиты освятили в 1778 г., а вот освящение престола в четь Димитрия Солунского отложили вплоть до конца 1790 года.
«Всепокорнейшее прошение» на освящение храма Тверскому и Кашинскому епископу Тихону от священника Василия Андреева, причетников и прихожан последовало в декабре 1790 года. В прошении описано разрешение «о построении в означенном нашем селе вместо згоревших двух деревянных церквей во имя святого великомученика Димитрия и святых мучеников Кирика и Улиты вновь деревянной церкви в тож имянование святаго великомученика Димитрия с приделом святых мучеников Кирика и Улиты» .
И так же значилось, что эта церковь «тщанием прихожан и доброхотных дателей подобию прочих святых церквей и сооружена и всяким церковным благолепием удовольствована»5.
В приложенной описи храмового имущества значилось помимо прочего «четыре колокола первой 30 пуд, другой 12 пуд, а прочие неболшого весу».
Церковь освятить дозволили протоиерею Тверского кафедрального собора Тимофею Алексееву. Торжественное освящение «по чиноположению церковному» Свято-Димитриевского придела состоялось 25 октября 1791 г.
Весьма интересна особенность архитектуры Димитриевского храма в Островно. Алтари храма расположены были в летней части в один ряд. Это подтверждает и сохранившийся план храма, созданный в то же время, а так же и описание церкви, которое последовало в прошении от мая 1791 г. «Имеем мы церковь деревяннаво здания з двемя престолами во имя Димитрия Солынского и Кирика и Улиты, которой … олтари в длину до иконостаса девять аршин, а шириною 13 аршин шесть вершков» , - писали прихожане храма.
Этим майским прошением на имя архиепископа Тихона прихожане дополняют и другие размеры храма: «Настоящая церковь в длину от иконостаса 14 аршин, в ширину 17 аршин. Трапеза в длину внастоящей, стены внутри 10 аршин 10 вершков, в ширину 11 аршин»7. А так же прихожане просили разрешить «построить для богослужения теплой в трапезе предел во имя Смоленской Одегитрии Божией Матери»7. Среди прихожан, вознамерившихся устроить третий престол в храме значились титулярный советник Павел Еналеев, поручик Осип Ирицкий и прапорщица вдова Аграфена Еганова .
Разрешение на устройство придела в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в трапезном помещении Димитриевского храма вскоре было получено. Устраивала этот придел на свои средства прихожанка храма помещица Евдокия Алексеева жена Казинова. Но растянулось устройство придела вплоть до 1805 г. На пожертвования г-жи Казиновой придел «церковным благолепием и утварью украшен, одеждами на престоле и жертвеннике, покровами, воздухами, сосудами сребреными и ризницею из приличной шелковой и парчевой материи снабжен» .
21 февраля 1805 г. в своём доношении благочинный с. Маги священник Иван Козмин описал состояние придела и дал своё заключение: «ко освящению состоит в готовности»9.
Освящение престола в честь Смоленской иконы Богоматери состоялось лишь 26 мая 1808 г. «Чиноположение церковное» совершил чередной иерей кафедрального собора Пётр Семенов.
Судя по списку икон древнего иконостаса в приделе свв. Кирика и Иулиты, одним из чтимых в Островенском погосте святых был преподобный Нил Столобенский. В 1810 году этот факт получил деятельное подтверждение. Коллежская асессорша Аграфена Иванова вдова Зварыгина направила Тверскому архиепископу Мефодию прошение на сооружение в храме четвёртого придела в честь преподобного Нила, но в этом деле ей было отказано на основании того, что трапезная, где планировался придел, тесна, а само церковное здание непрочно .
Но Аграфена Ивановна на этом не успокоилась и в 1815 г. новому Тверскому архиепископу Серафиму она снова отправила прошение «в приходском моем селе Островне в трапезе деревянной святаго великомученика Дмитрия церкви устроить теплый придел во имя преподобного Нила Столобенского Чудотворца, украсить и приуготовить к освящению собственным моим коштом с помощию кошелькового збора» .
Только на сей раз А.И. Зворыкина подготовилась более основательно и предложила не только создать придел, но и пожелала «трапезу проконопатить и взять ея меры, зделать ее теплою» . Кроме того, что бы доказать, что тесно в трапезной не будет, после устройства второго престола, она заказала «Описание храма Тверской губернии Вышневолоцкаго уезда Островенскаго погоста» уездному землемеру Льву Мальковскому.
Это из редчайших документов для вышневолоцких храмов – изображение фасада и плана с размерами храма и указанием, где какие престолы уже находятся. На плане так же есть надпись: «Сей храм созижден вновь в 1776 году из сосноваготвердаго лесу на прочном фундаменте, с двойными полами, с брусовыми сводами и потолками; и изрядно и прочно плотническою работою зделеное и обит снаружи тесом» . Этот же план подтверждает редкое расположение престолов Дмитрия Солунского и Кирика и Иулиты в летней части храма – в один ряд.
Протоиерей Вышневолоцкого Казанского собора Василий Петров по поручению епархиального начальства побывал в селе Островно и направил в Духовную Консисторию 16 августа 1815 г. рапорт, в котором согласился с рассуждениями г-жи Зворыкиной относительно постройки придела . Придел разрешили соорудить. И в октябре 1818 г. он был готов к освящению.
Госпожа Зворыкина «октября дня» направила архиепископу Серафиму «покорнейшее прошение», где указала, что тёплый придел в честь Нила Столобенского «на собственное моё иждивение ныне устроен, благолепием церковным по правилам церковным украшен, и состоит к освящению в совершенной готовности». Она же просила «означенный новоустроенный придел преподобнаго Нила повелеть… освятить вышневолоцкого Казанского собора протоиерею Василью Петрову». В том же 1818 г. престол в трапезной в честь Нила Столобенского освятили.
В деле так же содержатся и сведения о приходе с. Островно: приходских 173 двора, мужеска пола 515 душ, земли 67 десятин .
В заключение стоит привести сведения с описанием Островенского храма на начало XX в. «Дмитриевская церковь деревянная, на колотом каменном фундаменте, - писали составители описания храма, - снаружи обшита тесом и покрашена белой масляной краской, внутри отштукатурена и выкрашена масляной зеленой краской, покрыта железом, окрашенным зеленой масляною краскою. Длина церкви, считая и колокольню 20 сажен, ширина наибольшая 6 сажен, высота до верха карниза 3 сажени; на церкви имеется одна большая глава и две малых (над алтарями трапезной теплой); больших окон 16 штук, малых (на главках) 4 штуки, дверей наружных сворчатых обшитых железом 2 штуки, двустворчатых внутренних 3 штуки; иконостас в храме длиною 17 аршин, высотою 8 аршин (оценен в 1000 р.), иконостас в приделе с правой стороны длиною 6 аршин, высотою 6 аршин (оценен в 500 р.), иконостас с левой стороны длиною 6 аршин, высотою 6 аршин (оценен в 500 р.). Церковь отапливается двумя кирпичными, обшитыми железом печами. Колокольня в три яруса общей высотой до верха карниза 10 саженей. Церковь построена в 1778 г., возобновлена и расширена в 1889 г., строение сохранилось хорошо».
Такова история постройки церковного здания в с. Островно на рубеже XVIII-XIX вв. Скромной Островенской деревянной церкви суждено было вдохновить великих русских художников на создание пейзажей с храмом, где нашла отражение поэзия русских просторов, воды и белой сельской церкви, как символа единения земного и небесного.
Автор благодарит за помощь в работе с документами Сергея Андреева.

http://matveevo.prihod.ru/khramy_vyshne ... id/1211984
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Левитановские места (Островно, Горка, Доронино)

Сообщение Торцев » 01 авг 2021, 01:44

Коровин- Ноктюрн-1919.jpg
К.А. Коровин. Ноктюрн. Пейзаж на запад, в сторону д. Боронатова. Вид на церковь от ус. Ушаковых.
К_весне._1919.jpg
К.А. Коровин. Ус Ушаковых зимой 1919 г.
Пейзаж с  церковью. И.Левитан. Островно.jpg
И.Левитан. Пейзаж с церковью. 1893-1895. Островно. Поступило в ГТГ в 2000 г.
Левитан оз-Островно.jpg
И. Левитан. Озеро Островно. 1893-1895. Музей Мелихово г. Чехов.
Дорога к школе. 1893. Левитан.jpg
И. Левитан. Дорога к церкви. 1893. Набросок для картины.
И.Левитан. Дорога к щколе в Островно.jpg
И. Левитан. Дорога к церкви, к школе. (Церковь в лесу). 1893-1894.
8-Коровин.JPG
К.А. Коровин. Пейзаж с изгородью. 1919. Перед колокольней. Вид насевер.
20170128_140456.jpg
К.А. Коровин. Пейзаж в Островно. 1919 г.
Кувшинникова-Пейзаж с церк.jpg
С.П. Кувшинникова. Пейзаж 1893.
Levitan-osen-reka.jpg
И. Левитан. Пейзаж в Островно
house-островно.jpg
И. Левитан (1860-1900). Осень. Усадьба Ушаковых в Островно. 1893-1894.
80 лет уже нет Димитровской церкви в с. Островно.
Церковь была обнесена каменной оградой с арочными воротиками: с юга, с востока (от школы), с запада (от жилых домов). На картинах И. Левитана они прекрасно видны. Более детально написаны на пейзажах в 30-годы у В.К.Бялыницкого-Бируля.
Церковь и кладбище у церкви всегда было с зарослями деревьев.
Ограду разобрали в 1938 г. на камень для новой дороги со стороны колокольни. Церковь деревянная и имела пять престолов.
Новая дорога прошла перед колокольней. Это место увековечил К. Коровин.
Вид церкви стал известен после приобретения ГТГ пастели в 2000 г. и экспозиции на выставке в 2002 г. Сравнили с картиной семьи священников Беневоленских. Материалы опубликовали в 2005 г. и информацию в ГТГ отправили в 2005 г.
В 2010 г. все материалы вошли в юбилейный альбом "Исаак Левитан". Искусствовед Маркова Н.К. взглянула на островенские работы Левитана из космоса.
В 2011 году в Москве прошла выставка работ К.А. Коровина из частных собраний и стали известны ещё две работы с видами на церковь.
Торцев
 
Сообщений: 9
Зарегистрирован: 02 дек 2020, 23:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Алексей Крючков » 01 авг 2021, 10:09

Спасибо за подборку иллюстраций, они будут очень полезны в этой теме!
Не понял фразу "Искусствовед Маркова Н.К. взглянула на островенские работы Левитана из космоса". Можете пояснить, что имелось в виду?
А по поводу последней картины (Осень Левитана) - у меня всё-таки есть сомнения, что это не дом Ушаковых в Островно, а Горка Турчаниновых.
Прямых доказательств, вроде бы, ведь нет? А по изображениям, плану, как-то не очень стыкуется.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Александр Минкин о пьесе Чехова "Чайка"

Сообщение Алексей Крючков » 27 авг 2021, 14:46

Очень интересный анализ Александра Минкина Чеховской пьесы "Чайка". Нас тоже касается, раз мы спорим о причастности наших мест к этому роману... https://www.mk.ru/culture/2010/12/10/55 ... hayki.html
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Видеосъемка в музее Островно 25.07.2013г

Сообщение Алексей Крючков » 16 сен 2021, 13:11

Снимал Алексей Ветров. Я проводил дружескую экскурсию по музею для Георгия Гаузе и его спутников (в экскурсии есть несколько ошибок и устаревших сведений). В кадре присутствуют также Алексей Чудинов (тогдашний смотритель музея) и Римма Родионова.

Съёмка, конечно, любительская - кадр повёрнут на бок, видеоряд часто расходится с озвучкой, есть длинноты, которые можно было бы вырезать... Но на сегодня это уже история, ибо двоих тут уж нет... Может быть, когда-то руки дойдут обработать это видео, тогда заменю его, а пока длинноты и паузы можно просто пролистывать. Зато там есть голос и видео Георгия Гаузе и Алексея Чудинова - дорогих людей, с которыми уж больше не пообщаешься...

phpBB [media]
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Фотографии 2010г часовенки над родником

Сообщение Алексей Крючков » 29 дек 2021, 23:11

Фотографии из поездки краеведов 1 мая 2010 года.
1605.JPG
Часовня над источником в Островно
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Тверской Чехов, выступление С.Глушкова на ВГТРК, 2020г

Сообщение Алексей Крючков » 29 апр 2022, 12:13

С.Глушков прислал аудиозапись своего выступления на ВГТРК двухлетней давности, о тверском Чехове. Длительность рассказа - около 8 минут.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Горка, остатки дренажной системы

Сообщение Алексей Крючков » 17 апр 2023, 21:57

Исследовал территорию леса, где было имение "Горка". Заметил, что там сделана была целая система дренажных канав, отводящая воду как из центральной бочажины (за флигелем прислуги, куда некоторые "экскурсоводы" водят доверчивых туристов, утверждая, якобы главное усадебное здание было здесь), так и с других понижений, западнее главной озы.
IMG_0116.JPG
здесь в канаве застой воды из-за завала

IMG_0117.JPG
Чуть выше - дренаж осуществляется нормально

IMG_0118.JPG
Боковой приток с запада (с поля). Застой воды образовался из-за переезда канавы когда-то давно тракторами, образовавшими плотинку из колеи.

IMG_0119.JPG
Ещё чуть выше - восточный "приток", из центральной бочажины. Опять канава забита колеёй от трактора и павшим лесом.

IMG_0120.JPG
Ещё выше по склону канава абсолютно сухая и целая. Но водотока нет, из-за очередной "плотинки" чуть выше

IMG_0122.JPG
Выше - ещё одна развилка, приток приходит с поля, с запада. Вода не может уйти из-за затора в канаве.

IMG_0131.JPG
Остатки фундамента флигеля прислуги
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Горка, ручей

Сообщение Алексей Крючков » 17 апр 2023, 22:14

Между двух озовых холмов проходит ручей. На его западном берегу видны остатки старой дороги, поднимающейся параллельно ручью.
IMG_0128.JPG
На склоне озы у дороги есть пару огромных ям от погребов

IMG_0141.JPG
Ручей впадает в низину, за которой находится ровная поляна, летом заросшая высоченной травой. На первый взгляд это похоже на плотину, но слишком широка эта "плотина" для искусственного сооружения, это природная "плотинка", перед которой была бочажина, болтина. На западном её краю в ней прорыта глубокая канава для спуска воды.

IMG_0142.JPG
Сразу за этой "плотиной" ручей вырывается в расширяющуюся пологую долину, здесь начинается очень красивое место

IMG_0143.JPG
Лес по западному берегу на пологом склоне здесь становится реже, прозрачнее, красивее.

IMG_0144.JPG
Странно, я столько раз бывал здесь, но никогда не доходил до этого места! Вроде небольшой пятачок, рядом бывал, но сюда - не попадал, усадьба словно скрывала свои самые заветные места...

IMG_0145.JPG
Ручей здесь ровный, прямой, похож на искусственно сделанную канавку

IMG_0133.JPG
Дно его - песчаное, светлое, так и сверкает на солнце! Вода журчит, переливается, так и приглашает опустить в неё ладони...

IMG_0135_.JPG
А редкий лес на склоне - словно сказочный, так и хочется стоять и любоваться им! Как жаль, что этой красоты никто не видит! ((
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Загадки картины Левитана «Золотая осень»

Сообщение Алексей Крючков » 06 окт 2023, 17:34

Я не знаю, кто первый предположил, что картину «Золотая осень» Левитан написал с Сорокинского моста у озера Островно. Возможно, это был Н.А. Архангельский. В книге «История Удомельского района» (1993 г.) на с.121 он пишет: «И сейчас можно увидеть «Золотую осень» в натуре. Для этого надо пройти по дороге на Сорокино, остановиться на мосту через реку Съежу и посмотреть на юг, влево. Перед вами – натура «Золотой осени» с поправкой на 100 лет, в течение которых вырос лес и подступил уже к реке, деревья скрыли крыши деревни Очеп».
В машинописной рукописи «История деревень Удомельского района» в статье про Стрекалово viewtopic.php?p=14546#p14546 он, правда, поправляется: «В 1895 г. великий И.И. Левитан с Сорокинского моста рисовал картину «Золотая осень». На заднем плане видны крыши домов. Это – Стрекалово».
Архангельский не видел космофото. Ракурс вида с Сорокинского моста вдоль оси реки направлен на юго-запад и уже даже поэтому ни Стрекалово, ни тем более ещё дальше расположенный Очеп, никак не могли попасть на задний план картины отсюда!
Космофото с ракурсами.png
Космофото Яндекса с ракурсами

Тем более что севернее Стрекалово (Заречья) находятся очень высокие озовые холмы, покрытые сосновым лесом и они никак не позволили бы увидеть Стрекалово с Сорокинского моста, даже если бы вид был и прямой! Так что версия Архангельского была чисто умозрительной, когда сознание человека цепляется за одно-единственное совпадение и не замечает или игнорирует все не совпадающие факты.


Об освещении.
Б.К. Виноградов, оспаривая предположение Архангельского, ещё в 2011г первый обратил внимание (viewtopic.php?p=381#p381) на то, что «… на картине – тени [идут] от зрителя (взгляд на север)». Позже (viewtopic.php?p=15678#p15678) он развил этот аргумент: «На картине видно, что художник смотрит на север, а солнце светит ему в спину (тени деревьев). У моста же, художник должен был бы смотреть на юг, т.е. против солнца».
Золотая осень Левитан 1895.jpg
Золотая осень Левитана, 1895 г., ГТГ

Возражения оппонентов сводятся к тому, что Левитан, дескать, не фотограф, а художник, он «разворачивал освещение» (Подушков, viewtopic.php?p=383#p383)
Да, художник – не фотограф, он может преобразовывать вид местности в своих картинах. «Монтажи» Левитана известны. Например, по этюдам к картине «Над вечным покоем» мы видим, как он заменил церковь, повысил «точку съёмки», добавил залив озера справа… Л.Балашова писала о монтаже картины "Вечерний звон" из двух этюдов.
Но значит ли это, что натура пейзажисту вообще не нужна? Зачем же Левитан ездил за натурой по миру? Что главное в его картинах?
Есть три контраргумента для данной картины.
Первый – это её название. У Левитана есть «топографические» названия (например, «Река Истра»), но в данном случае использовано не топографическое («Река Съежа»), а оценочное название («Золотая осень»). Этим он подчеркнул, что тут главное – не вид конкретного места, а настроение, передача образа осени, её буйства красок. То есть, передача увиденного в природе освещения, цвета и света! Поэтому объяснение про «разворот освещения» - это попытка оправдать свою ошибочную версию, когда важна не истина, а победа в споре.
Второй аргумент следует из первого: жёлтая листва берёз становится «золотой», «играет» цветом - только в солнечных лучах, а не в тени, не против солнца!
Третий аргумент становится очевиден только тогда, когда смотришь на юг с Сорокинского моста в конце сентября – начале октября, около полудня, в солнечный день, как на картине. Странно, что никто из сторонников версии «Сорокинского моста» за все эти годы этого так и не сделал, не проверил свою версию на практике. Вот фото, снятое с этого места в 13:30 29 сентября 2023 года, в ясную солнечную погоду.
1.jpg
Вид с Сорокинского моста на север в 13:30 29.09.23

Трудно не заметить, что отражающиеся в реке лучи солнца просто слепят зрителя! Мог ли художник этого не заметить? Проигнорировать? Мне кажется, ответ очевиден тому, кто не предвзят.
Могут возразить, что в «Золотой осени» есть лёгкие облака, поэтому блика солнечных лучей на картине могло и не быть. Хорошо, вот фото, снятое при лёгкой облачности, 14 октября 2022 года, в 14 часов. Солнечной дорожки – нет, но даже сквозь тучи солнце всё равно отражается в реке и слепит зрителя!
Также заметно и то, что освещение берёз вдали при взгляде против солнца - очень контрастное, контровое, вследствие чего они совершенно теряют свою «золотую» яркость и почти сливаются по тональности с тёмными елями и соснами.
2.jpg
Вид с Сорокинского моста в 14 часов 14.10.22 г.

А вот фотография, сделанная, в тот же день (14 октября, около 13 часов), но в противоположном направлении (с севера на юг), со Стрекаловского холма:
3.jpg
Вид со Стрекаловского холма на север в 13 часов 14.10.22 г.

При том же самом освещении, но по солнцу, а не против него, такие же берёзы начинают светиться в солнечных лучах своей яркой жизнерадостной желтизной! Которая заметна даже не художнику, а и обычному человеку и передаёт ощущение праздника, радости, отражённое в названии картины «Золотая осень». Только догматик может это отрицать.
И вот разве после этого можно утверждать, что Левитану освещение натуры было не важно?? Что он вообще всё мог выдумать из головы, не выходя из своего кабинета? Оппоненты случайно не перепутали Левитана с каким-нибудь Дали или Пикассо?
Яйцо кубист и Пикассо.jpg
Каждый видит по своему??



О ширине реки и высоте точки «съёмки».
Съежа – не широкая река. Но при взгляде с любого моста она всегда будет выглядеть гораздо шире, чем изображена на картине «Золотая осень», просто по законам перспективы (смотри фото выше).
Хорошо, отойдём с Сорокинского моста чуть на восток, чтобы сузить вид на Съежу и чтоб она уходила вправо. Что видим?
4.jpg
Ширина Съежи при съёмке восточнее Сорокинского моста

Ширина реки на фото всё равно остаётся гораздо больше, чем на картине, ну и нет никакой высоты «точки съёмки». Что в пейзаже вообще есть от картины? Только дальний поворот реки влево и низина слева перед поворотом? Не маловато ли? Ну и ещё много чего не совпадает, если присмотреться…


Альтернативные варианты.
В июне 2020 года Б.К.Виноградов написал (viewtopic.php?p=15678#p15678): «имеется место, лишённое этих противоречий. Такое место находится на левом (западном) берегу р.Съежи, напротив деревни Доронино. В конце XIX в. здесь находилась небольшая деревня Заречье (или Стрекалово) на высоком холме, с которого открывается вид вниз по реке Съеже в северном направлении, как и на картине».
5.jpg
Вид на Съежу со Стрекаловского холма в апреле 2008 года

Мне Виноградов рассказывал, что он установил, что в Стрекалово кроме крестьянских домов была в конце 19 века и небольшая усадебка Заречье, расположенная на холме, где жила одинокая хозяйка. И что с балкона этой усадебки Левитан и мог нарисовать свою «Золотую осень». Но, к сожалению, письменных цитат Виноградова об этой усадьбе я не нашёл и поэтому упоминаю его слова лишь для сохранения их в истории, но оставляю их под сомнением.
Некоторое время я водил своих экскурсантов на вершину холма в Стрекалово, где сохраняется яма под фундаментом исчезнувшего дома. Но постепенно вид со склона холма закрылся подросшим сосняком, а низина ближе к реке закрылась подросшим лиственным лесом и кустарником. И смысл ходить туда – исчез.
Может, поэтому и некоторые экскурсанты, прочитав версию Виноградова на нашем форуме, стали фотографироваться на Доронинском мосту (я видал эти фотографии в Интернете). Кстати, вид там тоже немного похож на картину. Поэтому сравним и его. (Все эти ракурсы отображены на космофото в начале статьи.)


Математический (статистический) анализ видов
Люди, утверждающие, что Левитан написал «Золотую осень» с Сорокинского моста, замечают только один-два топографических признака в картине: поворот реки влево на дальнем плане и, может, ещё низину слева вдали. Им этого – вполне достаточно для скороспелого вывода. Я же проанализировал элементы картины, сравнив их с тремя видами местности и выделил 12 элементов пейзажа. Получилась сравнительная таблица совпадений и не совпадений:
Таблица.png
Сравнительная таблица совпадений с картиной видов с трёх точек обзора

Во всех трёх «точках съёмки» есть по два совпадения с картиной: вдали река делает поворот влево и левый берег вдали – низкий.
А далее совпадения различаются: у видов с моста у Доронино и у Сорокино есть лишь по 7 совпадений с картиной из 12 (58%). А вот у вида с холма в Стрекалово – 9 из 12 (75%).
Опознание места существенно затрудняется сейчас ещё и тем, что склон и вершина холма у Стрекалово (Заречья) в настоящее время густо поросли лесом и кустарником, которые закрывают вид на реку, а сама усадьба уже давно не существует и если художник рисовал с балкона её второго этажа (как предположил Виноградов), то мы с этой «точки съёмки» сегодня вообще не можем увидеть местность! (Об этом – ниже.)
Отсюда мой вывод: 100% идентичного пейзажа – сегодня нет, но более всего по элементам пейзажа совпадает с картиной вид именно со Стрекаловского холма на север. Как и предположил Виноградов.


О старой дороге из Горки в Доронино.
Нужно добавить, что Левитан видел долину Съежи у Доронино, проезжая по старой дороге из Горки в Доронино.
Современное ответвление на Сорокино от асфальта на Котлован было построено в советское время. Старый же просёлок в Горку шёл от Доронино и ещё сохранился как на карте Гугла, так и на местности:
Карта Гугл с подписями.jpg
Старая дорога из Доронино в Горку на карте Гугла

На юге этот просёлок раздваивается: северный «рукав» спускается с холма в деревню, переходя в её улицу. Но улица эта возникла не ранее 1930-х годов (ибо её нет на карте РККА 1931 года), при этом дорога пересекает по мостику ручей. Поэтому полагаю, что это более поздний вариант дороги.
А во времена Левитана был только южный (или юго-западный) «рукав» дороги, который обходил этот ручей и низину (на космофото это длинная тёмная низина) западнее, спускаясь по склону длинного холма. И вот с этого места, чуть поднявшись с просёлка на холм, открывается красивый пейзаж на долину Съежи, напоминающий этюд Левитана «Осень. Долина реки»
19 этюд Л Осень долина реки 1896 ГРМ.jpg
Левитан, этюд "Осень. Долина реки", 1896 г., ГРМ

Вот фото с наиболее близкого ракурса (прямо за рекой – Стрекаловский холм):
6.jpg
Вид на Стрекаловский холм с севера, со старой дороги с Горки

Внимательное сравнение фото с этюдом не позволяет мне сделать вывод, что этот этюд был написан здесь, но местность довольно похожа (такой же изгиб реки, справа два холма, поросшие соснами, вид с высоты).
Но раз старая дорога из Горки в Доронино проходила через склон этого холма, то Левитан видел Стрекалово (Заречье), расположенное напротив, на высоком холме в створе прямого участка реки, и мог заинтересоваться встречным видом оттуда на долину Съежи.


Заключение.
1) Пейзажа, полностью соответствующего картине «Золотая осень», на реке Съеже от истока до Котлована, не существует. Картина была создана с небольшим изменением вида первоначальной натуры.
2) Но по совокупности совпадений (главным из которых является солнечное освещение около полудня в конце сентября – начале октября), более всего соответствует картине вид на реку Съежу с холмов вблизи урочища Стрекалово.
3) Сделать фото с точки, максимально совпадающей с ракурсом картины, сегодня невозможно, как из-за исчезновения здания усадьбы (с балкона или веранды которой могли быть сделаны зарисовки), так и из-за зарастания поймы Съежи кустарником и деревьями, закрывающими виды со Стрекаловского холма.
Вот фото, сделанное мною со Стрекаловского холма (с фундамента) в апреле 2008 года:
7.jpg
Вид со Стрекаловского холма на север, апрель 2008 г.

«Точка съёмки» Левитана для картины «Золотая осень» должна была располагаться чуть левее (западнее), чтобы русло реки совпало с линией взгляда зрителя и холм вдали открылся бы не своим склоном (как на фото), а чуть правее, где в кадр попадают крыши строений окраины Доронино. Но сделать правильное фото с другой «точки съемки» сегодня – невозможно, из-за зарослей деревьев.
А вот вид со склона холма с точки чуть восточнее (октябрь 2022 г.). Здесь следовало бы подняться чуть назад (повыше на холм) и правее, но тогда деревья на склоне и кустарник внизу полностью закрывают вид на реку и сделать фото на неё становится невозможно (и для этого-то кадра пришлось выпиливать небольшую просеку). То есть, глаз видит и узнаёт пейзаж, но фотоаппарат не может его передать.
3.jpg
Вид со Стрекаловского холма на север в 13 часов 14.10.22 г.

Поэтому нельзя не согласиться с заключением Б.К. Виноградова: «стоит человеку покинуть эти места, как здесь быстро воцарится первозданное запустение: берега покроются непроходимыми кустами, уютные поляны зарастут крапивой и лесом, и красоты не будет. Можно сказать и так: «Золотая осень» - это рукотворный шедевр доронинских крестьян, гимн их неустанному труду и заботам».
Последний раз редактировалось Алексей Крючков 09 окт 2023, 14:02, всего редактировалось 1 раз.
Причина: Обновлена таблица анализа топографических признаков
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Карта окрестностей Доронино и Островно

Сообщение Кочеров » 05 фев 2024, 20:25

Окрестности Доронино 1_100000.jpg
Карта окрестностей Доронино и Острвоно. Масштаб 1:100000. Выведено на формат А4
Аватар пользователя
Кочеров
 
Сообщений: 94
Зарегистрирован: 09 апр 2021, 13:03
Откуда: Санкт-Петербург

Пред.

Вернуться в Удомельский р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 22