Котлован и округа: родник Кипун, усадьба Зворыкиных, Липны

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории современного Удомельского района

Модераторы: Алексей Крючков, Балаблиха

Котлован и округа: родник Кипун, усадьба Зворыкиных, Липны

Сообщение Алексей Крючков » 22 ноя 2011, 13:04

Год или два назад Виноградов написал в УГ, что обустроил родник Кипун, находящийся выше озера Спас-Ульстим, близ ручья Мякиш, впадающего в него. Заинтересовало название, означавшее, что вода в нём "кипит" от пузырьков газа, захотелось посмотреть. Весной мы с Намзиным предприняли попытку его поиска. Аборигенка из Феднево подсказала нам искать его с левого берега ручья. Зашли за сенной сарай (далековато) - не увидели. Возвращались вдоль ручья - тоже не увидели. Потом в деревне Мишуги нам сказали, что весной он может быть затоплен ручьем, так мы и уехали ни с чем.

А недавно мне Юра Михайлов рассказал, что тоже не смог его найти этим летом.

В общем, в воскресенье день выдался солнечный, подморозило, и я решил повторить попытку. Остановился теперь перед ручьем, чтобы пойти искать по правому берегу (уточнив его нахождение у Виноградова). Шёл по разъезженной трактором дороге, пересекаемой несколькими ручьями (если бы не заморозки - не пройти!), потом свернул к ручью и пошёл вдоль обрыва, через заросли, чтоб не пропустить. Когда уже отчаялся найти, вдруг увидел его, как обычный колодец в совершенно глухом месте.

родник.jpg
Родник Кипун

Родник расположен внизу обрыва, вблизи старицы ручья Мякиш (метрах в 30 от него).

Открыл крышку колодца - там ведро, привязанное на цепи. Цивилизация-с!

Насчет "кипения" - это, конечно, сильно преувеличено. Да, пузырьки идут, но очень редко, вяло и немногочисленные. Как будто не кипит, а ещё только собирается закипать...
Видео можно посмотреть тут: http://video.yandex.ru/users/infoputnik/view/4/

Вода с сероводородным запахом. Сток очень небольшой, даже несмотря на сырую погоду накануне.

Указатели есть в виде пластиковой бутылки, надетой на верхушку берёзки - на самом деле с дороги виден издали и хорошо, т.к. бутылка блестела на солнце. За ним чуть поодаль ещё почти такой же. В этом месте от основной тракторной колеи (дорогой её назвать трудно) ответвляется старая одиночная колея к роднику.

А вот по левому берегу пройти в холод вряд ли возможно - ручей достаточно широк, чтоб его можно было перепрыгнуть, а мостика или хотя бы поваленных через него деревьев я не заметил рядом с родником... В одном месте были камни через русло, но не на всю ширину. А вообще, хороший ориентир на левом берегу - большой сенной сарай, родник находится выше по течению ручья, чем этот сарай.

Недалеко от родника (вниз по течению) наткнулся на кучу огромных валунов. Скорее всего, трактором стащили к краю бывшего поля.
камни.jpg
Куча валунов на берегу ручья Мякиш


Общее субъективное заключение: родник этот вряд ли стоит того, чтобы обычным (не сумасшедшим на ниве краеведения) гражданам ехать в такую даль, а затем переться к нему через грязь достаточно приличное расстояние, да ещё почти без тропы и указателей. Видимо, поэтому там и не заметно даже какого-то намёка на тропу. Но лично я не жалею, что искал его - это оказалось даже интересно! Но только - один раз.

P.S. Чернов прислал координаты Кипуна:
N 58 гр. 03.033 мин.
E 34 гр. 48.335 мин.
Последний раз редактировалось Алексей Крючков 31 май 2016, 20:13, всего редактировалось 1 раз.
Причина: добавлены координаты родника
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3250
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

КОТЛОВАН, ус. Зворыкиных

Сообщение Дмитрий » 20 июн 2013, 11:13

Предложение по усадьбе И.А. Зворыкина, с. Котлован

Есть возможность спасти от уничтожения усадьбу И.А. Зворыкина (1870-1956) в с. Котлован Удомельского района Тверской области.

Изображение

Усадьбы ХIХ века, принадлежала Ивану Анатольевичу Зворыкину, старшему брату писателя Николаю Анатольевичу Зворыкину (1873-1937): http://starina.tverlib.ru/usname-021.htm


Зворыкин И.А. - потомственный дворянин. Род. 23.6.1870. Окончил Императорское училище правоведения в С-Пб. В 1906 владел 1515 дес. и ус. «Котлован» в Вышневолоцком у. Тверской губ. Содержал образцовую животноводческую ферму с применением лучших европейских технологий. В 1909 - кол. ассесор. В 1915 - в списке лиц, имеющих право быть избранным в члены Государственного Совета. Был знаком со П. Столыпиным.

В 1918 г. эмигрировал. Жил во Франции, в Германии. Умер в 1056 г., похоронен в Ментоне (Франция). Сын Николай (19.1.1902 - 15.2.1942).

О нём подробно - в «Удомельской старине» № 10, январь 1999 г.: «Иван Зворыкин – хозяин котлованского имения».

Использование здание - до недавнего времени в нём располагалась Котлованская участковая больница . 6-7 лет назад она была закрыта, здание властью, КАК ВОДИТСЯ, брошено.

После моих многократных обращений, власть зашевелилась, но идеи у них по её использованию, разумеется нет.

Власть готова предоставить усадьбу на самых льготных условиях. Усадьба де-юре памятником не является, поэтому никаких обременений. Здание находится в самом с. Котлован, в удовлетворительном состоянии, площадь ок. 250 кв. м.

Очень желательно, чтобы новые владельцы учли культурный интерес общества и создали в ней также мемориальный уголок, памяти Зворыкиных и, прежде всего, памяти Н.А. Зворыкина. Поможем всеми силами.

В соседней д. Кузьминское живёт Павел Комеренко (тел.: 8-915-705-44-94) – молодой мужчина, ведёт крестьянское хозяйство, который готов участвовать в проекте в роли исполнителя работ, управляющего и т.д.

Иванову П.С.

Уважаемый Павел Сергеевич! Разместите, пожалуйста, эту информацию на сайте «Тверские Своды». Может быть даже выделить какой-то отдельный раздел ПО РЕАЛЬНЫМ ПРОЕКТАМ? (Позже размещу аналогичную информацию-приглашение на участие в проектах по с. Млёво и с. Венецианово).
Дмитрий
 
Сообщений: 167
Зарегистрирован: 13 авг 2010, 18:17
Откуда: Удомля

Re: Котлован, усадьба Зворыкиных. Впечатления

Сообщение Павел Иванов » 06 авг 2013, 17:29

Съездили вчера с Дмитрием Леонидовичем в Котлован. Да, скажу я..., я ожидал заповедник, но что настолько!
Усадьбу поставлю сегодня на "Тверские своды" в том формате, в котором мы и предполагали.
А что до моих личных впечатлений, то остается признать непреложный факт, что наряду с Бельским, Сонковским, да, пожалуй, еще Максатихинским районами, Удомельский и теперь является наиболее привлекательной территорией для фольклористов и этнографов. Понимаю Алексея Намзина и Григория Базлова - в 1990-х тут можно было нарыть фантастически интересные вещи. Ныне, увы, остались больше вещи, деревья, следы и руины, но их столько, что на внешний туризм всяко должно хватать. Однако для полноты туристического кайфа району реально остро нужны носители удомельского диалекта в качестве экскурсоводов. Вот это была бы фишка!
Господа краеведы, и те, кто на этом форуме пытается зарабатывать на туризме ;)
Учите язык! Это особенно располагает туристов (лично я, представив себя в роли туриста, понял, что момент "проникновения", когда захотелось реально узнать и про Левитана, и про Чехова и еще про что-то там, и оставить деньги (буде у меня они были бы) наступил в котлованской церкви, после рассказа Сергея Кабажова (правильно ли фамилия?)

В общем, а я хочу еще приехать в Котлован - и хорошо бы не откладывая надолго.
Алексей, спасибо за отмеченную командировку!
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 707
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

об экскурсиях

Сообщение Алексей Крючков » 07 авг 2013, 10:40

Вот, Пал Сергеич, ключик-то - в Вашей последней фразе! )) Туристические экскурсионные автобусы, каковые были в наше, советское время, сейчас уже почти не существуют. А индивидуальные автотуристы предпочитают ездить на своих авто сами, но даром, начитавшись чего-нибудь в Интернете и веря ему, как безграмотные бабки верят всему, что написано в газетах, или сказано по телеящику. Если кто и делает заказ на местные экскурсии, то в нашей глубокой провинции это случается крайне редко и в совершенно "не промышленных" масштабах - 1-2 раза в год, всего! Это не окупает трудозатрат на подготовку к подобным экскурсиям. И получается, что это не бизнес, а скорее хобби.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3250
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Сообщение Павел Иванов » 13 авг 2013, 13:39

Как мы ездили в Котлован.
http://www.vedtver.ru/news/23740
Хочу ишшо!!!

И на Сводах: http://tversvod.ru/page271/

Липны на Сводах: http://www.tversvod.ru/page281/
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 707
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Re: Котлован и округа: родник Кипун, усадьба Зворыкиных, Лип

Сообщение Александр Герасимов » 28 ноя 2013, 12:29

Вот такой была Котлованская церковь в январе 1978года! (потихоньку оцифровываю свой фото архив)
Negative0003.JPG

Negative0008.JPG
второй снимок
Александр Герасимов
 
Сообщений: 138
Зарегистрирован: 01 окт 2010, 22:40
Откуда: Удомля - Мста

Re: Котлован и округа: родник Кипун, усадьба Зворыкиных, Лип

Сообщение Денис Ивлев » 28 июн 2014, 00:53

Делюсь ещё подборкой фото из архитектурного паспорта храма. 1980-е гг. Интерьеры ещё можно было спасти...
Кстати, выяснилось откуда маленький крест, который смотритель церкви выдавал за крест с колокольни - он с луковицы, стоявшей на крыше алтаря.
Вложения
Котлован 1.jpg
Церковь ещё цела. Вид с юга
DSC_0361.JPG
Общий вид храма с северо-востока
DSC_0382.JPG
Восточная часть зимнего храма
DSC_0390.JPG
Западная часть зимнего храма
DSC_0356.JPG
Иконостас летнего храма
DSC_0367.JPG
Западная стена летней церкви
DSC_0376.JPG
Южная стена летней церкви
DSC_0378.JPG
Северная снена летней церкви
DSC_0368.JPG
Вид на обрушившийся купол изнутри храма
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1585
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Свидетельство Кокорина о деревянной церкви

Сообщение Алексей Крючков » 16 мар 2015, 13:44

Вот, для Дениса и Павла Сергеевича привожу цитату из воспоминаний Н.С.Кокорина о судьбе деревянной церкви в Котловане:

"Местная советская власть поручила Николаю перестроить деревянную церковь в молодежный клуб, и он согласился на это безбожное дело.
… Всю осень Курган (прозвище Николая) с плотничьей бригадой перестраивал церковь в клуб. Сначала сняли шатер, состоящий из трех восьмиугольных ярусов-срубов, сужавшихся кверху. Самый маленький - верхний ярус был накрыт куполом и увенчан крестом. По размерам он практической ценности не имел, и плотники отдали его за не¬сколько бутылок самогона Федору Мартынову. Федор собрал его у себя на дворе, пропилил дверь и получил уютное помещение для гусей - гусятник. Средний ярус пошел на школьную кладовку, в которой долго хранились стекла, краски, кисти, известь, мел, гвозди - все, что необходимо для ремонта и обновления школьного фасада, окраски классов, коридоров и лестниц.

Нижний, самый капитальный сруб, перевезли на двор сельпо и превратили в конюшню для лошадей. Основное здание решили не перебирать, потому что стены и фундамент хорошо сохранились. Поставили дополнительные стропила, все строение покрыли общей крышей. Внутри после небольшого ремонта получился зрительный зал, сцена, в алтаре - гримерная. Деревенское население посчитало большой удачей, что из одной старой церкви были построены три помещения, не считая гусятника Федора Мартынова.

Каждый житель села, каждое учреждение старались поживиться хоть доской, хоть бревнышком для собственных нужд. Курган приходил домой все более воодушевленным. Всюду он видел надежную, добротную работу старых мастеров. Все восхищало его: и первые венцы, связанные из промасленных бревен в обхват, которые стали монолитным основанием церкви, и полы, соединенные шипами и превратившиеся в прочную плиту.
- Ходи по нему хоть сто лет, такому полу износа не будет, - пояснял Курган.
Особенно он удивлялся прежней технологии изготовления теса, дотошности и терпению старых мастеров. Бревна, очевидно, сначала парили в горячей воде, потом расщепляли на пластины и обрабатывали топором до готовности. Хвалил он и чистоту работы топором - перерубали дерево, будто перепиливали пилой.
- Вот так, Зинок, работали наши предки, — делился он своими впечатлениями, - для меня такая работа - образчик!
- Курган, ты у меня молодчина! — искренне восхищалась им жена и, поднявшись на цыпочки, гладила его крутой загривок.
Как-то я сидел за уроками. В дом вошел Курган и спросил с порога:
- Тезка, когда родился Пушкин?
- В 1799 году, — ответил я.
- Ты понимаешь, а наша церковь построена в 1762 году, это почти за сорок лет до рождения поэта. Подумать только!

И он рассказал, что на чердаке обнаружили прибитую к стропилам доску. А на ней каленым железом выжжено: «Сей храм построил дьяк Исай в 1762 году». Доску эту плотники оторвали, куда-то носили, кому-то показывали, пока она не исчезла. Но дата основания церкви сохранилась в инвентарной книге клуба, который был открыт в перестроенной церкви. Запись эту сделала Надежда Ивановна Исполатова, дочь Спас-Ульстимского священника Ивана Волкова, которая долгое время работала секретарем Старо-Рядского сельсовета.
На южной стороне церкви прежде существовало старинное кладбище. Оно теперь уничтожено, и никаких признаков его не сохранилось. Несколько десятков каменных надгробий были подняты с могил, разбиты и пошли на строительство шоссейной дороги. …

… (теперь) Стали исчезать с земли и строения, когда-то выстроенные из цер¬ковных бревен. Вдова Федора Мартынова распилила на дрова гу¬сятник. Директор семилетки устыдился, что рядом с советской школой стоит осколок старого режима и построил новую кладовку. Около сорока лет прослужила конюшня, на которую пошел, как вы помните, первый ярус церковного шатра. Забытая и заброшенная, доживает она свой горький век на глазах всего села. До сих пор здравствует сельский клуб. …"
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3250
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Котлован и округа: родник Кипун, усадьба Зворыкиных, Лип

Сообщение Павел Иванов » 16 мар 2015, 15:13

Алексей, я публиковал кокоринский мемуар целиком на "Сводах": http://tversvod.ru/event190/
Спасибо Дмитрию Подушкову!
Относительно интерьеров, теплый храм, в общем, и сейчас такой, а холодный... коль скоро начала падать обрешетка, то реставрация должна была стоить таких денег, что идея очевидно не могла иметь положительного результата. Зато, и это интересно, можно было вывезти иконостас. И кто-то ведь его упер... Где он теперь, интересно?
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 707
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Статья Архангельского "Котлован" из 1992г

Сообщение Алексей Крючков » 09 янв 2016, 16:30

"Еще до войны меня заинтересовало, почему среди долины ровной появилось на слух «ямообразное» название — село Котлован, и неподалеку от него — три деревни Комарно, как будто тамошние комары более знамениты, чем удомельские. Этот интерес заставил покопаться в архивах, где удалось выяснить следующее.

До 1478 г. волость Удомля, куда входила и территория современного Котлованского сельсовета, принадлежала Новгородскому Дому Святой Софии и подчинялась новгородскому архиепископу, которого за большую власть, сосредоточенную в его руках, называли владыкой. Волость в те времена означала владение. Волость была обязана обеспечивать продовольствием (кормом) владыку и его Дом, его управление и службы новгородской церкви. Поэтому Удомельская волость имела еще квалификационное название «кормленская владыченская» или «кормлена», или «корманая владычная». Основная масса крестьян платила оброк владыке продуктами сельскохозяйственного производства, а какая-то часть их, овладев ремеслом или сумев открыть торговлю, рассчитывалась с владыкой по отдельному договору («по ряду») деньгами или своей ремесленнической продукцией. Вспомним уходящее из обращения слово «рядиться», т. е. договариваться, торговаться. Такие люди назывались рядовичами и селились отдельно от крестьян-землепашцев в рядках.

В списке 1478 г., по которому Удомля передавалась от Новгорода в личную собственность великого князя московского Ивана III, записано: «Да к Удомле ж Рядок Комарной на реце Съеже у Льстима озера в Спасском погосте...» В 1551 г. в писцовой книге Бежецкой пятины эта фраза с небольшими отклонениями повторяется: «Да в Удомле Рядок Корманой на реце Съеже у Устима озера в Спасском же погосте». Сравним эти две фразы и заметим, что Рядок в одном случае назван «Комарной», в другом — «Корманой». Первое слово знакомо всем, второе — только новгородским чиновникам да волостелю - управителю волости, который собирал и отправлял «корма». В результате название Рядка «Корманой» в народе произносилось как «Комарной». При следующих переписях опрашиваемые местные жители называли Рядок «Комарной», тем самым закрепляя его в документах.

Время шло. От Корманого Рядка выделились крестьяне - ремесленники, получившие землю. Они тоже образовали Рядок Корманой, но так как «корм» с XVI в. потерял новгородский смысл, он прочно стал именоваться Комарным. Старый же Рядок постепенно потерял свое квалификационное название и назывался с некоторого времени Старым Рядом.
А новый Комарный Рядок превратился в обычную крепостную деревню Комарно. Позже из нее выделилось Новое Комарно и Тормасово Комарно. Последняя названа по фамилии помещика Тормасова. А родоначальница этих Комарно стала называться Старое Комарно.

Еще в 1859 г. она имела второе название — Рядок. А где же Котлован? Перебираю названия деревень по списку 1478 г.: Артемьево, Овсянниково, Трестино, Фомино, Черед, Якшино... Котлована нет.
В списке 1501 г. находятся деревни не то Колтиван, не то Котливан, не то Колытван и Колитванец. Прочитать все буквы невозможно: время стерло их очертания. Но эти деревни находились в волостке Липны Марфинской Исаковой в Рождественском погосте. Значит, нашему Котловану еще не пришло время появиться на свет.

И только в 1610 г. появляется первое упоминание о Рядке Котлован. Но там уже есть Рядок Комарной, который, как мы выяснили, стал Старым Рядом. Значит, прежде, чем стать Старым Рядом, Комарной Рядок еще назывался Рядок Котлован. С двойным названием он жил долго. Еще в 1859 г. записано: Котлован (Старый Ряд). Дальше происходит разделение поселения: по одну сторону озерка — Старый Ряд, по другую — Котлован, а с торца озерка — церковное поселение Воздвиженское. Теперь все это слилось в единый поселок Котлован, который стал хозяйственным центром северной части района.

Наконец, о названии Котлован. Здесь пока не все ясно. Он мог получить название от озерка, название которого котлованцы не знают. Озерко да озерко! А что оно Котлован или какое иное название, никто уверенно не скажет.

А может, произошло от прозвища человека, как большинство удомельских деревень. В 1545 г. в летопись был записан новгородский крестьянин по прозвищу Котлован. Не он ли стал «крестным отцом» не совсем обычного и загадочного названия Котлован? Давайте вместе подумаем, поспрашиваем стариков, соберем материал и сделаем какие-то выводы по истории Котлована, в которой еще столько интересных загадок."

(Районная газета «Путь Октября», 11 августа 1992 г. Благодарю за оцифровку текста Татьяну (Балаблиху))
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3250
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

есть ли дорога проезжая?

Сообщение Никольский » 13 апр 2017, 12:18

Изредка бываю в Котловане, Островно поездкою из Санкт-Петербурга . Езжу через Удомлю.
Есть ли приличная дорога для легковой машины к Островно со стороны Котлована?
Спасибо!
Никольский
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 13 апр 2017, 12:04
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Алексей Крючков » 13 апр 2017, 12:59

Если Вы в Котлован ездили через Удомлю, то по пути как раз и должны были проезжать Островно. Там асфальт, затем бетонка со стыками, ехать можно.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3250
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Котлован. История храма

Сообщение Денис Ивлев » 29 янв 2018, 02:46

Сергей Кабажов об истории храмов с. Котлован. https://youtu.be/Mhod5R6v5jQ
phpBB [media]

Вторая часть рассказа о Котловане, восстании и жизни в советский период.
phpBB [media]
Последний раз редактировалось Денис Ивлев 30 янв 2018, 22:46, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1585
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Сообщение Алексей Крючков » 29 янв 2018, 15:17

Прям пересказ сюжета баллады "Вересковый мёд"! )) (про "убей мою жёнку и дочек")
Интересно построение окончаний: "Его коням затоптали" - не "конями", а именно "коням"! )
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3250
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Котлован. Хранитель памяти

Сообщение Денис Ивлев » 30 янв 2018, 21:31

Вот такая статья получилась у меня после поездки.
Хранитель памяти.
Среди повального упадка нравственности и культуры, обнищания деревень и роста больших городов, находятся ещё крохотные очаги тепла и света, где душа согревается прикосновением к давно минувшему, но не забытому свету истины. Таким местом является село Котлован Удомельского района. "Медвежий угол", - так назовут его столичные жители. Да, медвежий, да угол. Но именно здесь, где кончаются относительно благоустроенные дороги и начинаются опасные для низкой посадки "грунтовки", ещё хранятся подлинные духовные сокровища. И хранит эти сокровища Сергей Викторович Кабажов - местный житель и бессменный староста Воскресенского храма с. Котлован.
Мы въезжаем в село, которое само по себе можно назвать подлинным заповедником нетронутой сельской архитектуры. Минуем усадьбу Зворыкиных в начале села, где сохранились давно брошенный барский дом, а рядом две людских по своим архитектурным чертам старше дома лет на сто, школа, переделанная из церкви с. Липны, барская амбулатория, а вдали за озером возвышается обезглавленная колокольня Воскресенского храма. Дом Сергея Викторовича в центре села. Рядом расположилась пара заколоченных домов зажиточных крестьян начала прошлого века. Стучим в калитку «с пчелой» и дверь нам открывает мужчина средних лет. И первое, что поражает в этом человеке – необыкновенный местный выговор, который слушаешь, как музыку. И душа отдыхает от «сленга» современного города.
Сергей Кабажов – коренной местный житель, хранящий память не одного поколения. Он кладезь, в котором можно найти всё – от легенд и преданий о татаро-монгольском нашествии, до страшной правды Котлованского восстания. «Я рос и слушал бабушек», - как бы оправдывается Сергей. А мы зачарованно слушаем и идём к храму. У храма наш разговор заходит о восстании, о том, как коммунары возмущали народ, о том, как они погибли и кто погиб от их рук. «Мне отец Леонтий запретил говорить о тех, кто подле храма лежит», - Сергей указывает на могилу коммунаров, - «но мы-то помним о том, что здесь было». А дальше мы уходим в историю. Рассказ касается разрушенного татарами зимой 1238 г. города Иловль, «пригородом» которого называет Сергей Викторович село Котлован. Рассказал он о богатстве этого города и легенду о «печати Святой Софии», которую потребовали у городского воеводы татары. Воевода печать не отдал, тогда схватили его детей и жену и предали их смерти. Но воевода оказался не преклонным. Тогда и его повелели казнить. Перед казнью воевода указал на Иловское озеро и сказал: «Возьмите ведро и вычерпайте озеро, когда вычерпаете, тогда и найдете на две печать». С этими словами он и погиб.
От древнего города мы переходим к реке Съеже, которая протекает в этих местах. Судоходная в древности была река, был на её берегу торг, на месте которого и возникло село Котлован. Котлован – географическая особенность местности. Село как бы лежит в котловане между возвышенностями, на стыке реки Съежи и озера, которое питают холодные ключи. По легенде, никто озера переплыть не сможет. Пытался один матрос, да и у того на середине ногу свело, пришлось вернуться на берег. На месте нынешней деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы в далёкие времена была явлена чудотворная икона Успения Божией Матери. Явилась икона девочке, а когда икону забрали в храм, то она трижды возвращалась на это место. Тогда храм выстроили на месте явления образа, а сама икона хранилась на престоле. В момент закрытия в храме прислуживала монахиня из разорённого Вышневолоцкого Казанского женского монастыря, которая попросила отдать ей образ. Но активисты стали топтать образ ногами, тогда монахиня выхватила икону и скрылась. Больше её не видели.
В деревянной Успенской церкви до сих пор клуб. Купол ярусного храма разобрали, совсем недавно он ещё стоял отдельным зданием на берегу озера. А теперь из него сделали плот. Люди до сих пор плохо идут в храм, не понимают, не видят того сокровища, которое хранит в себе церковь XVIII в. Мы входим в храм. Зимняя половина приспособлена под богослужения. Восстановлен придел, сохранились старинные росписи. Кровля над зимней частью покрыта, а вот летняя разрушается. Туда заходить опасно. Свод и кровля обрушились внутрь, хотя живы ещё остатки интерьеров и росписи. Но гибнут они под дождём и снегом. Сергей Викторович с болью говорит о них. В начале было восемнадцать человек в группе верующих, следивших за храмом. Теперь он один и староста, и сторож, и работник. Лежит железо на восстановление кровли колокольни, есть мечта восстановить шпиль и поставить крест. О большем Сергей Викторович и не мечтает.
Мы выходим из храма и идём к родничку. Он бежит тут же под горой. По глубокому снегу попадаем к колодцу, который обустроили верующие. Сергей нам показывает его, а так же рассказывает о святых ключах и камнях-следовиках, которые некогда почитались, как святыни. Первый камень лежал подле алтаря Казанской церкви в погосте Пречистое Илово, а над ним стояла часовня. Говорят, будто бы именно к нему перенесли церковь из разорённого города Иловль помещики Певцовы. Теперь и церкви нет, а камень всё так же лежит у церковного фундамента. Ещё один камень в местечке Юрино – следовик по поверьям хранит несметные сокровища, спрятанные под ним от татар в глубокий колодец. На самом камне проступает периодически вода, которую пили и исцелялись от болезни. Над камнем стояла часовня Апостолов Петра и Павла, а некогда был даже целый монастырь. Ещё один камень лежал под часовней в Кобылихе, с краю от престола была видна кромка, к которой прикладывались с верой и получали исцеления.
Намёрзнувшись на улице, мы идём в гости к Сергею Викторовичу. Пьём ароматный чай, записываем придания и мечтаем снова вернуться сюда – в древний Котлован. Уезжая из села, каждый из нас думал о своём, анализируя услышанное и увиденное. Будет ли восстановлена кровля на колокольне храма? А может, будут спасены от гибели уникальные резные фрагменты иконостаса летней церкви и росписи? Удастся ли сохранить тот пласт необыкновенной информации, которая собрана в памяти уникального церковного старосты? Да и будет ли кому хранить? Пожилые уходят, молодых не появляется в селе. Закрывают школу… И грустно от того, что заявления ответственных чиновников о развитии туризма, сохранении наследия, не помогут ни храму, не прибавят потока людей, едущих в Котлован, да и вряд ли поспособствуют тому, что бы кто-то узнал об этом святом месте. А может и хорошо, что мало людей знают об этом? Ведь сегодня мы сделали для себя потрясающее открытие, познакомились с удивительным человеком – хранителем памяти Сергеем Кабажовым. Можно ли было это сделать на оживленном маршруте? Вряд ли… Да и там, где торгуют сувенирами и проводят десятки экскурсий записные экскурсоводы в вызубренным текстом сможет ли отдохнуть душа так, как это может быть в Котловане?
Денис Ивлев, председатель Вышневолоцкого историко-краеведческого общества.
Вложения
Котлован. Сергей Кабажов.jpg
Сергей Кабажов на фоне котлованского храма. Фото Риммы Родионовой
Котлован. 5.jpg
Сергей Кабажов с крестом, найденным близ храма
Котлован. 6.jpg
Сергей Кабажов у святого источника
Котлован. 4.jpg
Вид с колокольни на деревянную Успенскую церковь
Котлован. 3.jpg
Сквозь окно видны разрушения летнего храма
Котлован. 8.jpg
Спас Нерукотворный. Роспись на входом в зимний храм
Котлован. 7.jpg
Святая Троица - роспись перекрытия зимней церкви
Котлован. 1.jpg
Роспись "Изгнание торгующих из храма" в зимней церкви
Котлован. 9.jpg
На крыльце храма
Котлован. 2.jpg
Мы в Котловане
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1585
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

След.

Вернуться в Удомельский р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron