Денис Ивлев » 30 янв 2018, 21:31
Вот такая статья получилась у меня после поездки.
Хранитель памяти.
Среди повального упадка нравственности и культуры, обнищания деревень и роста больших городов, находятся ещё крохотные очаги тепла и света, где душа согревается прикосновением к давно минувшему, но не забытому свету истины. Таким местом является село Котлован Удомельского района. "Медвежий угол", - так назовут его столичные жители. Да, медвежий, да угол. Но именно здесь, где кончаются относительно благоустроенные дороги и начинаются опасные для низкой посадки "грунтовки", ещё хранятся подлинные духовные сокровища. И хранит эти сокровища Сергей Викторович Кабажов - местный житель и бессменный староста Воскресенского храма с. Котлован.
Мы въезжаем в село, которое само по себе можно назвать подлинным заповедником нетронутой сельской архитектуры. Минуем усадьбу Зворыкиных в начале села, где сохранились давно брошенный барский дом, а рядом две людских по своим архитектурным чертам старше дома лет на сто, школа, переделанная из церкви с. Липны, барская амбулатория, а вдали за озером возвышается обезглавленная колокольня Воскресенского храма. Дом Сергея Викторовича в центре села. Рядом расположилась пара заколоченных домов зажиточных крестьян начала прошлого века. Стучим в калитку «с пчелой» и дверь нам открывает мужчина средних лет. И первое, что поражает в этом человеке – необыкновенный местный выговор, который слушаешь, как музыку. И душа отдыхает от «сленга» современного города.
Сергей Кабажов – коренной местный житель, хранящий память не одного поколения. Он кладезь, в котором можно найти всё – от легенд и преданий о татаро-монгольском нашествии, до страшной правды Котлованского восстания. «Я рос и слушал бабушек», - как бы оправдывается Сергей. А мы зачарованно слушаем и идём к храму. У храма наш разговор заходит о восстании, о том, как коммунары возмущали народ, о том, как они погибли и кто погиб от их рук. «Мне отец Леонтий запретил говорить о тех, кто подле храма лежит», - Сергей указывает на могилу коммунаров, - «но мы-то помним о том, что здесь было». А дальше мы уходим в историю. Рассказ касается разрушенного татарами зимой 1238 г. города Иловль, «пригородом» которого называет Сергей Викторович село Котлован. Рассказал он о богатстве этого города и легенду о «печати Святой Софии», которую потребовали у городского воеводы татары. Воевода печать не отдал, тогда схватили его детей и жену и предали их смерти. Но воевода оказался не преклонным. Тогда и его повелели казнить. Перед казнью воевода указал на Иловское озеро и сказал: «Возьмите ведро и вычерпайте озеро, когда вычерпаете, тогда и найдете на две печать». С этими словами он и погиб.
От древнего города мы переходим к реке Съеже, которая протекает в этих местах. Судоходная в древности была река, был на её берегу торг, на месте которого и возникло село Котлован. Котлован – географическая особенность местности. Село как бы лежит в котловане между возвышенностями, на стыке реки Съежи и озера, которое питают холодные ключи. По легенде, никто озера переплыть не сможет. Пытался один матрос, да и у того на середине ногу свело, пришлось вернуться на берег. На месте нынешней деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы в далёкие времена была явлена чудотворная икона Успения Божией Матери. Явилась икона девочке, а когда икону забрали в храм, то она трижды возвращалась на это место. Тогда храм выстроили на месте явления образа, а сама икона хранилась на престоле. В момент закрытия в храме прислуживала монахиня из разорённого Вышневолоцкого Казанского женского монастыря, которая попросила отдать ей образ. Но активисты стали топтать образ ногами, тогда монахиня выхватила икону и скрылась. Больше её не видели.
В деревянной Успенской церкви до сих пор клуб. Купол ярусного храма разобрали, совсем недавно он ещё стоял отдельным зданием на берегу озера. А теперь из него сделали плот. Люди до сих пор плохо идут в храм, не понимают, не видят того сокровища, которое хранит в себе церковь XVIII в. Мы входим в храм. Зимняя половина приспособлена под богослужения. Восстановлен придел, сохранились старинные росписи. Кровля над зимней частью покрыта, а вот летняя разрушается. Туда заходить опасно. Свод и кровля обрушились внутрь, хотя живы ещё остатки интерьеров и росписи. Но гибнут они под дождём и снегом. Сергей Викторович с болью говорит о них. В начале было восемнадцать человек в группе верующих, следивших за храмом. Теперь он один и староста, и сторож, и работник. Лежит железо на восстановление кровли колокольни, есть мечта восстановить шпиль и поставить крест. О большем Сергей Викторович и не мечтает.
Мы выходим из храма и идём к родничку. Он бежит тут же под горой. По глубокому снегу попадаем к колодцу, который обустроили верующие. Сергей нам показывает его, а так же рассказывает о святых ключах и камнях-следовиках, которые некогда почитались, как святыни. Первый камень лежал подле алтаря Казанской церкви в погосте Пречистое Илово, а над ним стояла часовня. Говорят, будто бы именно к нему перенесли церковь из разорённого города Иловль помещики Певцовы. Теперь и церкви нет, а камень всё так же лежит у церковного фундамента. Ещё один камень в местечке Юрино – следовик по поверьям хранит несметные сокровища, спрятанные под ним от татар в глубокий колодец. На самом камне проступает периодически вода, которую пили и исцелялись от болезни. Над камнем стояла часовня Апостолов Петра и Павла, а некогда был даже целый монастырь. Ещё один камень лежал под часовней в Кобылихе, с краю от престола была видна кромка, к которой прикладывались с верой и получали исцеления.
Намёрзнувшись на улице, мы идём в гости к Сергею Викторовичу. Пьём ароматный чай, записываем придания и мечтаем снова вернуться сюда – в древний Котлован. Уезжая из села, каждый из нас думал о своём, анализируя услышанное и увиденное. Будет ли восстановлена кровля на колокольне храма? А может, будут спасены от гибели уникальные резные фрагменты иконостаса летней церкви и росписи? Удастся ли сохранить тот пласт необыкновенной информации, которая собрана в памяти уникального церковного старосты? Да и будет ли кому хранить? Пожилые уходят, молодых не появляется в селе. Закрывают школу… И грустно от того, что заявления ответственных чиновников о развитии туризма, сохранении наследия, не помогут ни храму, не прибавят потока людей, едущих в Котлован, да и вряд ли поспособствуют тому, что бы кто-то узнал об этом святом месте. А может и хорошо, что мало людей знают об этом? Ведь сегодня мы сделали для себя потрясающее открытие, познакомились с удивительным человеком – хранителем памяти Сергеем Кабажовым. Можно ли было это сделать на оживленном маршруте? Вряд ли… Да и там, где торгуют сувенирами и проводят десятки экскурсий записные экскурсоводы в вызубренным текстом сможет ли отдохнуть душа так, как это может быть в Котловане?
Денис Ивлев, председатель Вышневолоцкого историко-краеведческого общества.
- Вложения
-
- Сергей Кабажов на фоне котлованского храма. Фото Риммы Родионовой
-
- Сергей Кабажов с крестом, найденным близ храма
-
- Сергей Кабажов у святого источника
-
- Вид с колокольни на деревянную Успенскую церковь
-
- Сквозь окно видны разрушения летнего храма
-
- Спас Нерукотворный. Роспись на входом в зимний храм
-
- Святая Троица - роспись перекрытия зимней церкви
-
- Роспись "Изгнание торгующих из храма" в зимней церкви
-
- На крыльце храма
-
- Мы в Котловане