Венецианово

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории современного Удомельского района

Модераторы: Алексей Крючков, Балаблиха

Новые открытия по могиле и новые выводы

Сообщение Алексей Крючков » 19 фев 2020, 13:19

17 февраля Денис Ивлев опубликовал сообщение о найденной им (в Российском государственном историческом архиве) заметке в газете «Новое время» за 20.09.1907, в которой сказано: «Академия художеств нашла нужным в юбилейный год «привести в порядок» место погребения Венецианова и «оставить память потомкам» о месте «убиения» Венецианова. Это дело было поручено археологу А.К. Хребтову. И 8 сентября в присутствии «помещицы Милюковой» на землях которой установили крест отслужили панихиду. На фото виден священник - скорее всего Поддубского храма и люди, пришедшие на это событие и названные корреспондентом «кучкой любопытных».
К заметке прилагались 3 фотографии, ранее не известные местным краеведам. Две из них я публикую тут.
1907 крест с востока c лого.jpg
1907, вид на могилу с востока

1907 крест с запада c лого.jpg
1907г, вид на могилу с запада


18 февраля мы втроём (с Денисом Ивлевым и Б.К.Виноградовым) съездили с этими фотографиями на кладбище в Дубровское для сопоставления их с местностью, а потом ещё за монитором компьютера разглядывали и обсуждали детали этих фотографий.
Они подвергают сомнению несколько гипотез Б.К.Виноградова, которые он в своей статье viewtopic.php?p=13841#p13841, к сожалению, и сам не отделяет от приводимых им фактов, давая их вперемешку.

Скажу о своих выводах по итогам этой встречи.

1) Фото памятника из Третьяковской галереи следует датировать 1907-м годом, а не 1910-м годом, как трактует это Б.К.Виноградов, поскольку на фото в Третьяковке также нет травы, как на снимке в газете, в отличие от фото Акинина от 1911-го года.

А как же тогда аргументы Б.К. Виноградова за его датировку памятника?
А) заметка в той же газете «Новое время» в 1908г, где сказано: «...Тополя, посаженные дочерьми художника, разрослись теперь и почти закрыли своим зелёным навесом его скромный тихий покой». Но тут нет противоречия! Тополя никуда не делись на тот момент! А о самом памятнике ничего не сказано в цитате. А вот дату этого номера газеты Б.К., к сожалению, не приводит и, видимо, лично её не читал, а цитирует по какому-то не названному источнику.
Б) «В 1906–1907 гг. художник В.К. Бялыницкий – Бируля с женой посетили захоронение Венецианова и «… нашли скромную запущенную могилу, огороженную старой ветхой оградой». Источник этой цитаты опять не назван в тексте, проверить её – невозможно, отсюда датировку следует признать сомнительной. Скорее всего, это было до 1907г, поскольку датировка события, опубликованного в газете, сомнений никаких вызывать просто не может.
В) Посетивший в 1908г П.А. Россиев не упомянул о памятнике, из чего Виноградов сделал вывод, что «чугунный памятник поставлен после его посещения», но вывод этот ошибочный. Мало ли по каким мотивам Россиев мог не упомянуть памятник? Может, увидел, что всё хорошо, и не стал описывать. А может, и не доехал до Дубровского, а написал свой отчёт с чужих слов? Что толку гадать? Гадание к науке отношения не имеет.

2) Масштаб на фото. На фото нет чёткого ориентира для расчёта масштаба деталей фото. Единственный ориентир, это точка съемки – она немного выше высоты забора. Мы не знаем, снимал ли фотограф с рук или со штатива, но в любом случае можно предположить, что при среднем росте мужчины (а дамы тогда реже бывали фотографами) от 170 до 180 см, точка съемки должна была быть на высоте примерно от 130 см (уровень груди фотографа) до 165 см (уровень глаз). Следовательно, можно примерно считать, что высота забора составляет от 100 до 150 см.
Высота забора на экране моего компьютера на обоих снимках составляет 80 мм, а ширина – 160 мм, отсюда можно высчитать меридиональную (с севера на юг) ширину могилы – от 200 до 300 см. Ну, 200 см – это по нынешним провинциальным стандартам явно мало, тем более это было мало тогда, да ещё для помещика, да ещё в провинции. Поэтому более вероятно, что меридиональная ширина ограды была от 250 до 300 см.

3) Стороны оградки.
С востока и запада насчитывается по 16 «пролётов» между вертикальными элементами ограды (соответственно, по 15 «столбиков», не считая угловых), а с севера и юга можно, хоть и не очень ясно, но насчитать по 16 столбиков (соответственно, по 17 пролётов). То есть, ограда чуть вытянута в восточно-западном направлении, как и принято обычно, (но не так сильно, как это нарисовано в чертеже Виноградова). Считая расстояния между столбиками равными, получаем по простой математической пропорции длину оградки (с запада до востока) от 266 см (250/16*17) до 320 см (300/16*17). Длина же южной стороны ограды, найденной Виноградовым, по столбикам составляет 150+267=417 см – на 30% (1 метр) больше. Это аргумент против версии Виноградова о датировке этих столбиков.
P.S. Добавим и обратный пересчёт. Если длина ограду с востока на запад взять по обнаруженным фундаментам (417 см), то ширина должна была бы быть /17:16 = 392 см, а высота примерно 392/2= 196 см. На какой же высоте должна была бы быть точка съемки, чтобы снять памятник поверх забора??

4) Опорные столбики.
Виноградов нашёл 3 опорных столбика с южной стороны ограды (северная находится внутри ограды существующего памятника и потому могла быть уничтожена или перемещена при его обустройстве, тем более что 2 выкопанных столбика он нашёл в стороне).
С восточной и западной сторон ограды на фото 1907г при отсутствии травы чётко видно по одному промежуточному опорному столбику (дополняющему угловые). Исходя из сторон длины ограды, следует предположить, что на северной и южной сторонах опорные столбики тоже должны были бы быть.
На южной стороне забора (которая нас для опознания интересует больше) на виде с запада низ – тёмный, там ничего не видно. А на виде с востока – чёткого столбика нет, но заметна какая-то светлая горизонтальная полоска посредине, которая может быть верхом промежуточного столбика, просто более утопленного в земле и листве, чем юго-восточный угловой столбик (явно высоко поднимающийся над землёй).
На северной стороне ограды на фото 1907г есть какое-то светлое пятно посредине. Но на виде с востока 1907г опорный столбик с северной стороны забора явно отсутствует! При этом вид с востока – более чёткий и ему следует отдать предпочтение. И на этом можно было бы успокоиться, но на снимке из архива Третьяковки (см. фото) с северной стороны ограды всё же нахально выглядывает между деревьями промежуточный камень!
1907 Крест с северо-запада архив ГТГ фрагмент.jpg
фрагмент фото из ГТГ, виден выглядывающий между деревьями опорный камень посредине северной стороны ограды

Как трактовать это отсутствие столбика на северной стороне на фото 1907г – я не знаю, но в связи с противоречием исключил бы этот аргумент из спора вообще, как не ясный.

5) Металлические уголки в опорных столбиках, найденных Виноградовым, вызывают сомнение.
Денис Ивлев утверждает, что на фото опоры из камня выходят квадратного сечения, но я остаюсь при своём мнении, что по ракурсу на фото об этом невозможно достоверно судить, особенно при столь низком качестве фото. Хотя, конечно, если бы из камня выходили не уголки, а кованный металл квадратного сечения, то это было бы более достоверно для того времени.
Но вот что более важно, что при близком рассмотрении эти уголки, похоже, не гнутые, а как будто сварены из двух металлических полосок! Промышленное применение газосварки началось в России, как пишут в Интернете, только в 1906 году (электросварки – ещё позже). Поэтому представляется маловероятным, чтобы баллоны с ацетиленом везли на поезде сюда из СПб уже в 1907 году. Но в этом вопросе желательно было бы получить заключение экспертизы по металлу для окончательной ясности.

6) Забор.
Он цельный (по одной секции на каждую сторону), а не составной, что особо заметно на виде с востока. Там промежуточная опора сделана не посредине забора, а чуть смещена к северу (с юга остаются 8 столбиков, а с севера – 7).
Забор, похоже, кованный (о чём можно судить по чётким граням его деталей, особенно у кольца для замка калитки).
Соединение пролётов забора с опорными стойками – по фото из Третьяковки и по виду с запада 1907г – или болтовое, или расклёпка.
На виде с востока 1907г металлический штырь (или уголок?) из каменной опоры не является продолжением вертикальной стойки забора (как, например, возле калитки) а присоединяется к нижней горизонтали забора. Как они соединены между собой - не видно. Сейчас бы это была сварка, а тогда?
1907 крест с востока столбики ограды.jpg
фрагмент вида с востока за 1907г


Общий вывод: сомнительно, что найденные Виноградовым столбики можно датировать 1907-м годом. Основания: несоответствие размеров ограды (на 30%), сомнительность наличия промежуточного столбика с южной стороны, металл не кованный, а сваренный из двух полосок.

В заключение хочу добавить вот что.
1) Удомельские оппоненты Виноградова показали себя очень некрасиво в этой истории. Они не смогли выдвинуть ни одного возражения по сути против его аргументов! Вместо этого они лгали на него, приписывая ему желание раскопать могилу и изучить останки художника. А на встречах в администрации, когда он пытался в рабочем порядке обсудить эти вопросы, они просто орали на него, перебивали его, в общем, вели себя, как скандалисты, как базарные бабки viewtopic.php?p=14465#p14465. И было просто стыдно за чиновников администрации, которые боялись призвать их к цивилизованному поведению.

2) В отличие от них, Денис Ивлев показал пример цивилизованного оппонирования. И, надо отметить, что хоть Виноградов, как пожилой человек, медленно воспринимает возражения, но всё же он оказался способен услышать возражения, высказанные культурно! В отличие от его удомельских оппонентов…

3) Даже если дальнейшие поиски и обсуждения фактов подтвердят ошибку Бориса Константиновича, всё равно его поиски имеют положительное значение для изучения этого вопроса. Те данные, которыми он располагал, побудили его выдвинуть вполне обоснованную на тот момент версию, и она оказалась полезной для привлечения внимания к этим вопросам, и эту версию необходимо было проверить!
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3650
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Сообщение Алексей Крючков » 20 фев 2020, 13:46

Кстати, следствием вопроса, поднятого Виноградовым, является осознание того факта, что строители памятника Венецианову на кладбище в Дубровском затеряли его могилу... Её точно нет под памятником (при глубине фундамента в 2м) и она никак не обозначена на местности. Следовательно, памятник этот следует именовать не "могилой Венецианова" а памятником (или кенотафом) вблизи могилы Венецианова, которая ныне утеряна. На каком расстоянии она находится от памятника и в какую сторону - теперь никому не известно.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3650
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Новые открытия по могиле и новые выводы

Сообщение Владимир Крутов » 20 фев 2020, 17:46

Алексей Крючков писал(а):Но вот что более важно, что при близком рассмотрении эти уголки, похоже, не гнутые, а как будто сварены из двух металлических полосок!

Ставить "диагноз по телефону" - то еще удовольствие, но скажу, что стандартный уголок - это прокат. Скорее всего (если это действительно сварка) это дело рук "местной МТС", у которой уголка нет, но есть полосы и сварка. Есть ли размеры? Ширина полки и толщина (в мм!!!)
И не могут ли быть "новые" уголки в "старых" опорах?
Аватар пользователя
Владимир Крутов
 
Сообщений: 326
Зарегистрирован: 06 окт 2012, 17:48
Откуда: Германия, Гамбург

Сообщение Алексей Крючков » 20 фев 2020, 18:09

Пока нет размеров. Замерю в следующий раз.
Про новые уголки в старых опорах - думали, не похоже. Там известью залито всё целиком, не цементом, и следов выдолба - нет.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3650
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

О деде Венецианова по материнской линии

Сообщение Денис Ивлев » 21 фев 2020, 10:59

По моей просьбе наш добрый друг Геннадий Егорович Ратников занимается сейчас розысками сведений о родственниках и детских годах Венецианова. Готовит доклад на наших краеведческих чтениях этим летом.
Вот его некоторые наработки к дате рождения Алексея Гавриловича Венецианова.
Художник Алексей Гаврилович Венецианов родился 18 (по с. ст. 7) февраля 1780 г. За эти два столетия вышло множество трудов о его жизни и творчестве. Когда в этих работах упоминается мать художника, то ее девичью фамилию называют Калашникова. Первое упоминание этой фамилии появилось в воспоминаниях Николая Павловича Венецианова, это племянник художника, который в своем труде «Мои записки» впервые указал на эту фамилию.
Более пристальное внимание к фактам жизни А. Г. Венецианова проявили исследователи А.Г. Успенский, П.Н. Петров, Абрам Эфрос, З. И. Фомичева, а Т.В. Алексеевой выпала честь установить дату рождения художника.
Кроме них, в жизни Российского государства был замечательный человек, который все свои задуманные дела блестяще завершал. Звали его Николай Александрович Найденов. Он напечатал материалы по ревизиям московского купечества. В 1885г. вышел III том по 4-ой ревизии 1781 г., где в Кадашевской слободе упоминается сказка Нежинского жителя, грека Гаврилы Юрьева Венецианова, который с 6 октября 1780 г. стал московским купцом 2-й гил. Его жена Анна Лукьянова дочь московского купца 1-й гил. Лукьяна Аврамова Калинина. Венецианов вел торг в ветошном ряду.
Московский купец 1-й гил. Калинин имеет свою историю по документам Н.А. Найденова. В окладной книге 1767г. в Кадашевской слободе находится сказка от 4 июня купца 1-й гил. Лукьяна Аврамова Калинина. Он живет с семьей в собственном доме в приходе церкви Воскресения что на Таганке. Торг ведет в суровском ряду. Еще ранее в 1746 г. среди купцов 2-й гил. упомянут Лукьян Аврамов Калинин, который проживает в доме у свояка купца Ефрема Степанова Еремеева в приходе ц. Иоанна Предтечи под Бором. Сам Калинин прибыл в 1745г. из Переславско - Рязанской провинции дворцового села Любич, где был в крестьянах. Супругу Лука Аврамов взял у московского купца 2-й гил. Игнатия Кондратьева дочь его девицу Настасью Игнатову. Брак состоялся не позже 1748 г., т.к. по Исповедной этого года они уже супруги, а в 1753 г. у молодых их первенцу сыну Даниилу уже год. Они живут в своем доме в приходе ц. Воскресения Христова, что за Таганскими воротами. Вместе с ними проживает тесть вдовец купец 2-й гил. Игнатий Кондратьев и теща Игнатия купеческая вдова Мавра Сергеева. Поэтому утверждение племянника Венецианова о Настасье Игнатовой, взятой в жены у священника Александровского, так же ошибочно.
За 135 лет к вышеназванной книге Н.А. Найденова искусствоведы не проявили интереса, или проявили, но оставили все как было. Видимо, кто-то посоветовал не склонять фамилию Калинина, на то время Всесоюзного старосту. Искать истинные причины бесполезно, свидетелей уж нет и те далече. Но купец Лука Калинин был похоронен в ц. Архангела Михаила Спасо-Андрониева монастыря. Надгробная надпись гласила: 1771 году, Мая 6 числа, погребен Московский купец первой гильдии Лука Авраамов сын Калинин. В Московском некрополе за 1907 г. Калинин снова упомянут.
В 1918 г. монастырь был закрыт, в нем содержали противников новой власти, в большинстве скорее по социальному признаку. На территории проводились расстрелы. Затем монастырь отдали коммуне завода «Серп и молот». Этот период отмечен разорением монастырского кладбища. Металлические решетки свозились на завод, надгробные плиты шли на продажу, уже приступили к разборке монастырской стены. Когда на территории появилась комиссия по спасению культурного наследия, она пришла к выводу, что вандализм остановить нет возможности. Решено было вывезти некоторые памятники в Донской монастырь. Так захоронение амбициозного в прошлом дворцового крестьянина, поднявшегося до купца 1-й гил. было уничтожено. Судьбу могилы деда художника по материнской линии разделили захоронения его родителей и близких родственников, т.к. в 1934г. кладбище Покровского монастыря также было ликвидировано.
Захоронения Коровиных и их ближайших родственников в Покровском монастыре постигла та же участь. С одной стороны, советская власть назначила пенсию вдове художника Сергея Алексеевича Коровина. Ирина Николаевна скончалась в 1929г. и была захоронена с супругом. С другой, через пять лет их захоронения были разорены. На месте кладбища разбили парк для отдыха трудящихся и стадион. Территория частично стала застраиваться жилыми домами.
Когда в 2021 году пойдете в ГТГ на юбилейную выставку Алексея Венецианова восхищаться его творчеством, вспомните, что был разорен и в Дубровском памятник самого Венецианова.
Геннадий Ратников

Владимир, ты в свой нынешний летний приезд на наши чтения не попадёшь? Мне всё же хочется привлечь тебя в качестве автора наших сборников:)
Вложения
А.Г. Венецианов. Портрет матери.jpg
А.Г. Венецианов. "Портрет матери", 1802 г.
Последний раз редактировалось Денис Ивлев 21 фев 2020, 11:50, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1707
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Новые сведения о биографах и фото могилы Венецианова

Сообщение Денис Ивлев » 21 фев 2020, 11:20

Ну вот и я добрался до компа и готов выложить свой труд на основе найденных в Питере документов. Так и несколько из них публикую здесь впервые.
«Труд этот будет не критикой его произведений, а жизнеописанием художника».
Об Алексее Гавриловиче Венецианове написано много, точнее написано много о его произведениях. Но вот биографических книг наоборот – совсем мало. Казалось, такая величина в русской живописи, а исследований жизни «по пальцам пересчитать». Правда есть авторы, которые интересуются отнюдь не историей создания той или иной картины Венецианова, а именно подробностями биографии, вопросами рождения, повседневного быта и смерти художника. Есть они сейчас, и были в XIX веке.
И, казалось, почему бы не исследовать биографию художника в то время, когда живы были дочери, когда живы были друзья и соседи-помещики, живы были крестьяне, существовали постройки усадеб Венецианова? Но уже тогда, даже по прошествии каких-то десятилетий после трагической гибели художника сведения о нем и его семье собирались с трудом лишь несколькими энтузиастами.
«Дело Императорской Академии Художеств. Алексей Гаврилович Венецианов» - именно так озаглавлено дело, хранящееся в фондах Российского государственного исторического архива. В нём подшиты документы, касающиеся жизни и творчества нашего выдающегося земляка Алексея Гавриловича Венецианова, а так же судьбы его дочерей Александры и Фелицаты. И здесь мы находим первые попытки собрать некоторые биографические сведения о художнике.
002.JPG
Обложка дела об академике Венецианове

«Художник, сыгравший видную роль в истории русскаго искусства. Кроме живописи маслянными красками, писал пастелью и занимался литографией и гравюрой. Исполнил ряд превосходных офортов, помещенных в «Волшебном фонаре» 1817 г., произведения его находятся в музее Александра III, в Академии художеств, в Третьяковской галерее и в Румянцевском музее», - так писали о Венецианове в «Каталоге Историко-художественной выставки русских портретов».1 Справка из этого каталога открывает дело.
Интересно, что в этом же каталоге, хоть и указаны правильные даты жизни Венецианова – родился в 1780 г. и скончался в 1847 г., но при этом совершенно неправильно указано место его рождения – «Родился в Нежине». Мы-то знаем, что Венецианов москвич по рождению, родился неподалёку и крестился в церкви Воскресения за Таганскими воротами.
Но тогда даже этого не знали. В деле о Венецианове сохранились листы, где чиновники Академии пытаются найти сведения о рождении Алексея Гавриловича в Нежине. Венецианов происходил из семьи нежинского купца, грека по национальности Гаврилы Венецианова. Один из самых первых документов, касающихся этого поиска – ответ из Черниговской духовной консистории от 13 октября 1867 г. «Вследствии отношения Императорской Академии Художеств от 12 прошлаго Августа за № 1195 о учинении справки по метрическим книгам 1774-1777 г. о рождении» Алексея Гавриловича Венецианова и «присылке означенных сведений в Академию Черниговская Духовная консистория имеет честь уведомить Академию Художеств, что по учиненной справке с делами консистории и чрез местнаго благочиннаго города Нежина рождения и крещения грека Алексея Гаврилова Формаки Венецианова по метрическим книгам Нежинской греческой церкви, хранящихся в греческом магистрате, не только в прошлые 1774 1777 г., но и прежде и после той времени десятью годами рождения и крещения прописано грека по тем книгам в записке не оказалось».2
Причина, по которой искали записи о рождении Венецианова в Нежине из документов не видно. Кто, когда и зачем искал сведения о рождении Венецианова мы можем только предположить, но здесь явно мы имеем дело с одной из первых попыток найти подробности биографии Венецианова. Биографы художника пишут, что Венецианов своим творчеством опередил своё время на сорок лет. И признание к нему пришло спустя десятилетия после его гибели. Возникновение интереса к жизни художника как раз совпадает со временем признания значимости для отечественной культуры его работ…
Из Каталога историко-художественной выставки русских портретов: «Известный русский жанрист и портретист. Родился в Нежине. Служил сперва в Лесном департаменте, а в 1807 г. переехал в С. Петербург и стал обучаться живописи у Боровиковского, в 1810 г. за автопортрет /находится на выставке/ признан «назначенным», в 1812 г. за портрет К.И. Головачевскаго с детьми /находится на выставке/ - академик. В 20-х гг. завел у себя в имении «Сафонково», Тверской губернии, Ржевскаго (ошибка – Вышневолоцкого – Д.И.) уезда школу живописи. В 1830 г. сделан придворным живописцем. Умер в 1847 г.».3
Через десять лет появляются новые запросы на подробности биографии Венецианова. И на сей раз мы находим имя того, кто этот запрос сделал. Некий П. Петров 30 марта 1878 г. писал в академию к Петру Фёдоровичу Исееву: «Занятый исследованием Венецианова, покорнейше прошу, … оказать мне содействие в изысканиях, посылкою от Академии художеств запроса в Московскую духовную консисторию. В запросе этом просить консисторию выправиться по исповедным книгам церкви Воскресения на Таганке («за Таганскими воротами») в Москве с начала 1770 х годов до 1800 года кто значится в семействе Московскаго 2-ой гильдии купца Гаврила Юрьева Венецианова домовладельца в Воронцовой улице (№ 259)».4
В завершении письма Петров пишет: «Подобную справку покорнейше прошу по доставлении мне сообщить на время, чем премного изволите одолжить Вашего покорнейшаго слугу, снова с жаром принявшегося за розыскания дать, выясняющих обстоятельства жизни художников на новых путях никем ещё не обследованных…».5 Вполне возможно, как следует из этих строк, тот самый П. Петров и посылал первый запрос в Нежин с выяснением времени рождения Венецианова.
Стоит сказать несколько слов и о том, кто такой был адресат письма Пётр Федорович Исеев. Илья Репин охарактеризовал его так: «всемогущий конференц-секретарь Императорской Академии художеств… Пётр Федорович Исеев был похож лицом и фигурой на Наполеона: он был очень умён и проницателен. Академия художеств была в полном его ведении….».6 Кому как не к такому человеку обращаться исследователю с просьбой о запросе Венецианова.
И Пётр Федорович выполнил просьбу. Документ за его подписью ушёл в Москву 8 апреля 1878 г.7 В полученных из Москвы выписках из исповедных книг впервые отец Алексея Гавриловича – Гаврила Юрьевич упоминается в 1779 г.: «Нежинской купец Грек Гаврила Юрьев 25 лет, жена его Анна Лукина 16». Вместе с родителями Венецианова жил «Свойственник их Московский купец Макар Иванов 32, жена его Софья 30, дети их Иван 4 и Марфа 5 лет».8
В год рождения Алексея Гавриловича – 1780 маленький Венецианов в исповедных книгах не значится - перечислены все члены семьи, проживавшие в доме в 1779 г. Алексей Гаврилович в составе семьи впервые упоминается в исповедных книгах 1783 г. - «купец Грек Гаврила Юрьев 31 г, жена его Анна Лукина 21, дети их: Алексей 4, Елена 2 лет».8
034.JPG
Сведения о семье Венецианова из исповедных росписей

Вместе с семьей в одном доме жил «Нежинский купец Дмитрий Степанов 23 лет», а через год вместе с ним и семьёй Венециановых значится ещё и «Нежинский купец Степан 25 лет».8 В 1785 г. картина не изменилась. А вот в 1786 г. уже нежинских купцов, живущих вместе с семьёй нет. Зато в 1787 г. запись поменялась – детей стало больше: «Московский купец Гаврила Юрьев 35, жена его Анна Лукина 25, дети их: Алексей 8, Марфа 4, Иван 5, Николай 2 лет»8…
Состав семьи не изменился и к 1790 г. Но именно в записи за это год впервые упомянута фамилия Венецианов, отныне во всех исповедных записях будет фигурировать имя купца Гаврилы Юрьева Венецианова. В 1795 г. к составу семейства прибавят дочь Елену 4 лет. И состав семьи останется неизменным вплоть до 1799 г., когда Алексею будет записано 20 лет от роду.8 На этом биографические сведения о Венецианове обрываются.
Абрам Эфрос упоминает в своей статье это исследование П.Н. Петрова. Из слов «об этом уже сообщала П.Н. Петрову дочь художника Фелицата Алексеевна, но её слова были взяты исследователем под некоторое сомнение, как и утверждение Мокрицкого, что Венецианов в Петербурге учился у Боровиковского…»9. Одним из итогов работы П.Н. Петрова стала обширная статья в журнале «Русская старина» под названием «Алексей Гаврилович Венецианова. Отец Русской бытовой живописи. 1780-1846».10
Документы, которыми завершается дело, дают нам имя ещё одного исследователя жизни Венецианова – Александр Кузьмич Хребтов, проживавший в 1907 г. в Санкт-Петербурге на Пушкинской улице, д. 20.
051.JPG
Письмо А.К. Хребтова в Академию художеств

5 февраля 1907 г. Академия художеств рассмотрела следующее письмо А.К. Хребтова: «В 1907 г. исполняется 60 лет со дня смерти русского художника А.Г. Венецианова, похороненного в глухой части Тверской губернии, близи своего имения. Памятник его сохранился достаточно хорошо, за исключением необходимой (поправки – Д.И.) решетки окружающей его. А место кончины Венецианова – художник был разбит … своими лошадями, находится в другом уезде приблизительно в 35 верстном разстоянии, на этом месте больше 50 лет находился старый деревянный крест, ныне не существующий, ближних родственников у художника в живых нет никого, а потому обращаюсь в Совет Императорской Академии Художеств не найдет ли она желательным и своевременным почтить память художника тем что бы: 1) поставить крест на месте его убиения (место это мне известно), 2) исправить у памятника решетку, на все это понадобится не более 30-40 руб. и 3) выполнение вышесказанного могу принять на себя, как уже знакомого с Венециановскими местами.
Кроме этого, ко дню годовщины мною будет выпущена в свет небольшая брошюра о Венецианове, которую быть может Императорская Академия Художеств пожелает печатать на свой счет. А. Хребтов 3 февраля 1907 г.».11
Реакция от Академии последовала следующая: Совет Академии 5 февраля 1907 г. «полагал» внести в собрание предложение о добровольной подписке «на сей предмет», а «господина Хребтова просить доставить фотографии когда работа будет исполнена». Следом на полях трудноразличимым подчерком идёт приписка: «В собрание внесено не было…».12
060.JPG
Крест на могиле Венецианова. Вид на запад. Фото А.К. Хребтова, 1907 г.

Интересна, приложенная следом справка о капиталах, оставшихся от Венецианова. По «капиталу Венецианова I» на 1907 г. числилось процентными бумагами 10.800 р. и деньгами 396 р. 52 коп, по второму капиталу бумагами значилось 6.500 руб. и наличными деньгами 203 р. 91 коп.13
18 марта 1907 г. Академия художеств направила Хребтову предложение выполнить работы. Александр Кузьмич согласился и вскоре работу выполнил. Следующее его письмо в Академию Художеств содержит отчёт о проделанной работе: «Согласно желания выраженнаго Императорской Академией Художеств об исправлении мною памятника художника-академика Венецианова в Тверской губернии, а так же постановки креста на месте, где был убит лошадьми с тем что бы доставить фотографии сделанных мною работ и не превышая суммы 40-50 рублей, - я имею честь довести до сведения Императорской Академии художеств, что работы мною закончены в сентябре сего года, в доказательство чего прилагаю фотографии, прося уплатить 40 рублей, потраченыя для восстановления памятника».14
061.JPG
Крест на могиле Венецианова. Вид на восток. Фото А.К. Хребтова, 1907 г.

Кроме того, Хребтов пишет о сборе материала для книги: «За своё пребывание на Венециановских местах мною собран материал касающийся жизни Венецианова, быть может Академия Художеств найдёт возможным напечатать его в своем издании или же поместить отдельной брошюрой. Археолог А. Хребтов. 17 декабря 1907 г.».14
055.JPG
Заметка в "Новом времени" о восстановлении могилы и установке креста, 1907 г.

Статья в газете «Новое время» о восстановлении могилы и установке креста вышла 20 сентября 1907 г. В ней сообщалось, что «Академия Художеств признала желательным ко дню кончины художника привести к порядок его могилу, находящуюся на кладбище с. Дубровскаго, а так же и оставить потомству воспоминание о месте его (Венецианова – Д.И.) убиения постановкой креста близ погоста Поддубье, на земле помещицы Милюковой. 8 сентября был поставлен крест и отслужена панихида в присутствии владелицы имения, кучки любопытных и археолога А.К. Хребтова, производившаго работы».15
На приложенной к делу фотографии, ныне так же хранящейся в РГИА, мы видим священника и двух местных жителей. Если установить имена людей фактически не представляется возможным, то установить имя священника, который явно был приглашен из Покровской церкви с. Поддубье, мы всё же можем. В «Клировых ведомостях» за 1910 г. на приходе значилось два священника Иоанн Александрович Толмачёвский и Петр Гаврилович Таиров. На фото кто-то из них.16
059.JPG
Крест на месте гибели Венецианова во время панихиды, 1907 г. Фото А.К. Хребтова

Кроме этого фото к делу приложены ещё две фотографии с видами могилы А.Г. Венецианова с запада и с востока. Судя по сохранившимся упоминаниям в переписке А.К. Хребтова автором снимков является он сам. Фотографии содержат существенные детали, которые позволят исследователям более точно определить местоположение могилы, фактически утерянной в середине XX в. Стоит отметить, что сфотографированный крест и ограда были полностью утрачены уже в 1930-е гг. Существующий ныне памятник фактически является кенотафом, так как при копке котлована под него в 1951 г. на двухметровой глубине, как свидетельствуют участники процесса, останков Венецианова не было обнаружено. Опубликованные ранее фотографии из архива Третьяковской галереи таких деталей не давали.
26 января 1908 г. Александр Хребтов получил от академии потраченные им 40 руб.17 Вернуть уплаченные деньги Академия предложила подпиской, что и было вскоре сделано. «Подписной лист для сбора пожертвований (нужно) 40 рублей на починку могилы живописца А.Г. Венецианова и креста на месте его убиения (был разнесен лошадьми)» сохранился в деле. Среди известных фамилий, например, А. Куинджи пожертвовал 3 рубля, В. Маковский 1 рубль, Брюллов 2 рубля...18 Удивительно, что из довольно большого капитала, оставшегося после Венецианова, на исправление могилы так и не было потрачено ничего. Так же и на издание брошюры о Венецианове Академия из этих денег не выделила даже небольшой суммы.
4 февраля 1908 г. Хребтов отправляет ещё одно письмо в Академию: «При исполнении ремонта памятника художника Венецианова мне удалось собрать интересный материал касающийся его жизни, который было бы полезным напечатать, а потому я обращаюсь к Императорской Академии художеств с предложением: не найдет ли она желательным взять на себя расходы по изданию книги во 1 ½ - 2 листа с 8-9 рисунками, предлагая издать её на пособие журнала «Старыя годы» с расходом от 350-400 рублей, труд этот будет не критикой его произведений, а жизнеописанием художника. Желая ознакомить современное общество … с деятельностью Венецианова, я намерен: поделиться сведениями о нем и в иллюстрированных приложениях периодической печати. Археолог А. Хребтов».19
7 февраля 1908 г. Академия художеств отправила ответное письмо Хребтову, где было сказано кратко: «Совет не признал возможным принять означенное предложение»….20
Кто он «археолог Хребтов»? Предстоит ещё выяснить. Найденное в архиве Академии художеств дело открывает новое поле для исследований. И особенно интересным представляется проделанная Александром Кузьмичом Хребтовым работа по сбору материалов о жизни художника. Вышла ли она в свет? И что за иллюстрации он предлагал поместить в книгу? Возможно, найдя ответы на эти вопросы, мы найдём и дополнительный материал о наследии Венецианова на Вышневолоцкой и Удомельской земле.
Реальных артефактов, связанных с жизнью Венецианова не так уж и много. И большинство из них находятся в плачевном состоянии. Иконы, хранящиеся в храме с. Венецианово требует реставрации и научного описания, погост, на котором лежит прах художника требует благоустройства, валунная ограда – восстановления, главный вход – воссоздания святых ворот, место деревянного Спасского храма – поклонного креста, памятник на погосте – приведения в порядок в соответствии с замыслом художника, а место могилы дополнительного уточнения. Это только малый перечень работ, которые надо делать «ещё вчера».
Сведения, которые мы впервые публикуем в этой статье, это не столько дополнения к истории художника Венецианова, сколько урок тому, что история в повторяется по тому же сценарию, что и столетие назад. О благоустройстве могилы заботятся энтузиасты «археологи», а «академики» до сих пор не выделили средств на издание труда «археолога» Виноградова, фактически повторил работу Александра Кузьмича Хребтова, собрав воедино о Венецианове «труд, который будет не критикой его произведений, а жизнеописанием художника».
Денис Ивлев.
Примечания:
1. РГИА, Ф. 789, Оп. 14, Д. 84 «В», Л. 1.
2. Там же, ЛЛ. 2-2 об.
3. Там же, Л. 1.
4. Там же, Л. 19.
5. Там же, Л. 20.
6. Илья Репин. П.Ф. Иссеев. Интернет: http://ilyarepin.ru/byrlaki4.
7. РГИА, Ф. 789, Оп. 14, Д. 84 «В», ЛЛ. 21-22.
8. Там же, Л. 23.
9. Абрам Эфрос. А. Г. Венецианов в воспоминаниях племянника. Интернет: http://venecianov.ru/memories_venecianov.
10. Ж. «Русская старина», Том XXIII, 1878 г., книга 10, со стр. 265.
11. 17. РГИА, Ф. 789, Оп. 14, Д. 84 «В», Л. 38.
12. Там же, Л. 38.
13. Там же, Л. 38 об.
14. Там же, Л. 41.
15. Там же, Л. 40.
16. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 16176. Тверской епархии Вышневолоцкаго уезда клировые ведомости, ЛЛ. 578 об – 579 об.
17. РГИА, Ф. 789, Оп. 14, Д. 84 «В», Л. 41 об.
18. Там же, Л. 44.
19. Там же, Л. 43.
20. Там же, Л. 45.
Ссылка при использовании фотографий и текста обязательна.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1707
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Re: Венецианово

Сообщение Денис Ивлев » 09 мар 2020, 08:27

Уважаемые форумчане, коллеги, делюсь некоторыми наблюдениями, полученным от просмотра качественных электронных копий фотографий из Венецианово.
Занимаясь изучением истории Вышневолоцкого уезда в различных архивах и библиотеках страны, я пришел к выводу, что при исследовании всегда надо стараться добраться по первоисточника. Да, бывают такие случаи, когда первоисточник утрачен, тут уж ничего не поделаешь. Но в большинстве случаев всё же стоит относиться к мнениям предыдущих исследователей и их интерпретациям всегда с долей недоверия и сомнения. Один автор прочитал документ и понял его так, другой может сделать и иные выводы, или подтвердить мнение предшественника. То же касается и фотографий.
В книге "Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике" приведены несколько фотографий из архива ГТГ, которые растиражированы последующими изданиями. Но при их печати явно присутствовала предварительная обработка фото, прорисовка деталей. Это и настораживало.
Вставал, например, вопрос: "Где сделано фото деревянного храма в Дубровском ли погосте или уже в с. Змеёво, ведь храм перевезли в конце XIX века перевезли?"
Заказанные в ГТГ электронные копии всё же помогают ответить на эти вопросы. Но обо всём по порядку.
Первое фото - дуб в Сафонково, оказалось с оторванным углом.
Сафонково. Дуб.jpg
Сафонково. Дуб. 1897 (?) г. Архив ГТГ

При печати этот деффект устранили, обрезав фотографию. Так под дубом видна лавочка и не более. А вот на оригинале присутствует стол и самовар.
Сафонково. Дуб. 01.jpg
Сафоноково. Скамейки в парке и самовар. 1897 (Г.) Архив ГТГ

Но это не главное, что можно разглядеть на фотографии. При печати дом Венецианова, который виден за заднем плане, был заретуширован настолько, что не понятно с какого ракурса он снят. На фото же отчётливо виден фасад дома и заретушированные при печати 1980 г. колонны балкона и окна.
Сафонково. Дуб. 02.jpg
Сафонково. Дуб. Вид на фасад дома. 1897 (?) г. Архив ГТГ

Второе фото - сам дом Венецианова. По фото, приведенном к книге 1980 г., дом кажется жилым. Но вот оригинал фотографии даёт совершенно другое представление - стёкла первого этажа выбиты, часть окон заколочена.
Сафонково. Дом. 01.jpg
Сафонково. Дом. 1897 (?) г. Архив ГТГ
Сафонково. Дом. 01.jpg (28.99 KiB) Просмотров: 209

Качество фотографии позволяет рассмотреть детали домов на заднем плане, а так же мебель на балконе - оказывается, там выставлена "горка" со стеклянной дверцей.
Сафонково. Дом..jpg
Сафонково. Дом. 1897 (?). Архив ГТГ

Последнее фото вызывает особый интерес - это фотография Спасского храма. На вопрос где сделано фото теперь можно дать чёткий ответ - в Дубровском.
Дубровское. 04.jpg
Дубровское. Храм. 1897 (?) г. Архив ГТГ

Храм стоит ещё на своём историческом месте. Хорошо видна валунная ограда, которой в Змеёво (ныне Лихослальский район) не было вокруг храма, с западной стороны виден дом, фундамент и остатки сруба которого до сих пор есть в Дубровском.
Дубровское. Храм 02.jpg
Дубровское. Дом при храме. 1897 (?) г. Архив ГТГ
Дубровское. Храм 02.jpg (31.66 KiB) Просмотров: 209

Кроме того, с достаточной чёткостью можно установить место храма - он стоит на небольшом расстоянии от южной стены погоста, захоронений вдоль стен не видно.
Дубровское. Храм 03.jpg
Дубровское. Ограда и стена храма. 1897 (?) г. Архив ГТГ

Так же не видно и большого памятника Венецианова. Скорее всего он скрыт за храмом, т.к. напротив алтаря на всех погостах Вышневолоцкого уезда принято хоронить священников, но никак не помещиков. Для помещиков место было справа и слева от алтарной апсиды, а так как храм стоял близко к южной части ограды, то и похоронить Венецианова могли лишь с северной части алтаря храма.
Есть ещё и четвертое фото могилы, которое приводит Б.К. Виноградов, мы его тоже получили из ГТГ. Это фото без датировки, как и все остальные, но приложено в одну коллекцию с прочими. И вот тут-то самое интересное. При сопоставлении всех фотографий очевидно, что они сделаны в одно и то же время и одним и тем же фотоаппаратом. Засветы и качество снимков одинаково. Следовательно кто-то из исследователей был в Дубровском и окрестностях до 1897 г., т.к. именно в этот год храм в Дубровском купили крестьяне с. Змеево и вывезли на подводах к себе в село. На основании этого, а так же вывода о том, что храм стоит ещё на своём месте, датировать снимки мы можем не позднее 1897 г.
Ещё одна любопытная деталь. В с. Змеёво сохранился крест с купола деревянного храма из Дубровского. Вставал вопрос: тот ли это крест из Дубровского или же он изготовлен при переносе церкви. Кресты на снимке в издании 1980 г. перерисованы, а вот на фото их можно разглядеть достаточно хорошо.
Дубровское. Храм.jpg
Дубровское. Купол церкви. 1897 (?) г. Архив ГТГ. Фрагмент

Дубровское. Храм 01.jpg
Дубровское. Шпиль храма. 1897 (?) г. Архив ГТГ. Фрагмент
Дубровское. Храм 01.jpg (18.02 KiB) Просмотров: 209

И действительно, крест на куполе храма соответствует сохранившемуся в Змеево кресту, что лишний раз доказывает то, что храм перевезли без каких-либо изменений.
Спасский храм из Дубровского в Змеево.JPG
Храм из Дубровского, перевезённый в Змеево. Фото середины XX в.

_DSC0821.JPG
Крест в с купола храма в Змеево. Фото Д. Ивлева

Конечно, правильность выводов по авторству снимков одного человека и технике, с помощью которой сделаны фото, может подтвердить или опровергнуть только эксперт. Но у нас есть предположение об авторе фотографий. В этот период интерес к Венецианову стал проявлять "археолог" Александр Кузмич Хребтов. Он несколько раз бывал в Сафонкове и Дубровском, собирая материалы к книге о Венецианове, делая фотографии. Вполне возможно, что снимки сделаны были им. И что интересно, у него же были сделаны снимки могилы и креста на месте гибели Венецианова в 1907 г. Качественные электронные копии этих снимков мы уже заказали в РГИА. А не могут ли они подсказать новые детали, а так же и дать материал для сравнения качества фотоаппарата, на который они были сделаны?
При использовании фото ссылка обязательна.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1707
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Сообщение Алексей Крючков » 10 мар 2020, 00:02

Молодец, Денис! Классный тщательный анализ с проверкой первоисточников! Всегда выступал за это, а то многие пишут на краеведческие темы, даже книжки печатают, а сами с архивами и первоисточниками - не работают. Только версии "строят"... путая художественную литературу с исторической.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3650
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Пред.

Вернуться в Удомельский р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4