Венецианово

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории современного Удомельского района

Модераторы: Алексей Крючков, Балаблиха

5. Конфликт А.Г.Венецианова с крестьянами Дубровского приход

Сообщение Виноградов » 07 сен 2014, 17:32

(редакция марта 2019 года)

Алексей Гаврилович Венецианов постоянно писал иконы и картины на библейские темы для храмов и монастырей, находящихся недалеко от имения Сафонково. Создавал он иконы и для крупных заказчиков в Твери, Санкт - Петербурге, Варшаве и других городах.

Прежде чем описать конфликт художника с верующими Дубровского прихода, кратко перечислим требования, предъявляемые к иконам и к иконописцам; при нарушении этих требований полагались определённые меры наказания, юридически закреплённые в нормах уголовного законодательства того времени.

В эпоху семи Вселенских соборов (325-387гг.) Учителями и Отцами церкви (Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст) объяснено учение церкви, создан Никео – Цареградский символ веры, определены общие правила устроения церковной жизни, восстановлено почитание икон и правила их написания.

Вторая заповедь Ветхозаветного Декалога гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе, и что на земле». Этот запрет имеет глубокий смысл, закрывая путь всякому облегчённому удовлетворению духовной жажды, всякому уравниванию в правах сущности и видимости (Аверинцев, 2001,с.134). В противном случае будет неразличимо, где кончается норма веры и начинается художественная или артистическая условность. Это положение православия сохранялось в тяжёлые времена длительного иконоборчества в Византии (726-842гг.), показывая, что библейский запрет заменять духовное на игру художественного воображения был усвоен глубоко и всерьёз.

Слово «икона» (или образ) применяется не только в духовной живописи. Прежде всего, это богословский термин, ибо «... все вещи видимые суть явленные образы невидимых», - говорил теолог Дионисий Ареопагит в 5 веке. Иконы являются неотъемлемой частью богослужения и олицетворяют важнейшие церковные догматы, библейские предания, евангельские символы и события, имея одну цель - проповедь христианской веры, но не словом, а образом. Иконы должны пробуждать благоговейное чувство, молитвенное настроение. Как неизменна молитва, так и иконы нужно писать по канону. Икона есть живописное изображение Иисуса Христа, БМ, всех святых, имеющее священный характер и служащее предметом религиозного чувствования, как образ, который возводит мысль и чувство верующих к изображаемому. В отличие от обычной живописи икона должна свидетельствовать о потустороннем мире, где нет ни реализма, ни натурализма. Напротив – икона по форме своей вызывающе формальна и схематична. В её содержании нет никакой чувственности, она строго аскетична, потому что икона передаёт не лицо человека, но лик святого.

Иконописание на Руси всегда было священным делом. К иконописцам предъявлялись особые требования, обобщённые и утверждённые в Стоглаве - сборнике законодательных постановлений церковно-земского Собора 1551г. (глава 43): изображения Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и других святых должны соответствовать церковным канонам, не допускающим нарушения веками сложившихся правил. Ибо икона - это «книга для неграмотных», где каждый персонаж должен быть узнаваем, а рассказ о евангельском событии не должен содержать авторского домысла.

Контроль возлагался на епископов. Над иконописцами также довлел грозный Суд Всевышнего, который неотвратимо настигал и карал отступников. Создатели икон были в основном монахами и работали в монастырях. Иконописец должен «... с великим тщанием изображать Господа нашего Иисуса Христа, пречистую Его Матерь, и святых пророков и апостолов». Надо было избегать в изображении всего узнаваемого плотского, человеческого. Иконописец должен (наносить рисунок) не с человека, а «...по образу и подобию по существу смотря на образ древних живописцев...».

Основные идеи Стоглава были частично подтверждены в «Соборном уложении 1649г.» в главе 2 «О богохульниках и о церковных мятежниках» и на Московском церковном соборе 1667г., а также изложены в «Выписке из Божественных исканий и благолепном писании икон и обличения на неистово пишущих оные». Другое название этого документа «Послание трёх патриархов об иконном писании», подписанное в мае 1668 г. патриархами Паисием александрийским, Макарием антиохийским и Иоасафом II московским. В документе указано: «... Святой евангелист Лука кистию написал иконы ещё в живых бывшей Богородицы, прелюбезно давшей благословение и влившей в те образы благодать чудотворения. Такую икону, написанную божественным Лукой, хранили в Царьграде, во храме, наречённом во имя Богородицы Одигитрии. Хранён был там же в храме Святой Софии другой образ Богородицы, написанный Лукой...». Кроме этих первообразных икон в «Послании» указано на нерукотворные образы оставленные самим Иисусом Христом: « ... говорится об апостоле Анании, который пытался написать лицо Господа нашего Иисуса Христа, но образ на разных иконах был разный, ибо дело не ладилось, то Сам Спаситель мира взял плат, запечатлел образ лица своего, живейшее и божественное произведение... Cледует повествовать о святой Веронике, которая дала плат Христу, Спасителю нашему, когда он пресвятое древо креста нёс плечами Своими, обливаясь потом от тяжести, и тем платом отерев лицо, запечатлел образ исполненный чудной святости в память о страданиях».

Далее в «Послании» указано: «... иконы есть некие неусыпные учёные проповедники или витии, побуждающие людей ко благоговению, для чего обычно книги служат... так как писание это скоро и благополезно отверзает ум наш. Иконописцы должны быть засвидетельствованы грамотами с подписями и им нужно оказывать честь и достоинство. Другие же, которые дерзают браться за иконописание без свидетельства благоговейных иконописцев, тем не только не следует оказывать честь, но должны быть запрещены и наказаны, ибо не прощается покушение и не на такое святое дело. Ибо проклят, сказано, всякий творящий дело Божие с небрежением; пусть пишут, но мирские вещи, а не святые иконы и красоту первообразную». Завершается «Послание» словами: «Никто же да не прекословит сему установлению, возвышающему иконников как служителей Божией Церкви. Аминь».

Иконопись почиталась как дело общецерковное и государственное, утверждались богословские основы церковных образов. Собором 1666-1667гг. пресекались всякие попытки символического, аллегорического или бытового изображения верховного Божества (Бога - Отца), суть которого принципиально неизображаема. (Венецианов в письмах возмущался этим запретом, пытался его также нарушить.)

Основные требования Стоглава и «Послания» вошли в «Полный свод законов (ПСЗ)», созданный при Николае I в XIX веке и сохранили силу в виде основных требований в «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» в разделе 2:« О преступлениях против веры». «Уложение» (1845) в главе 1 «О богохулении и порицании веры» в статьях №№182-189 предусматривало наказания за преступления против веры, по аналогии с предыдущими законами России XVII - XVIII веков. В статье 189 запрещалось изготовление икон: 1) написанных в нарушение правил установленных церковью (например, в духе итальянской церкви), 2) резных, литых и т.п. и 3) изготовленных в «соблазнительном виде». Последнее означает изображение, не соответствующее представлениям православной церкви.

Изготовители и распространители икон третьей категории несли ответственность независимо от того, была ли у них цель «поколебать уважение к святыне» или нет. Ответственность за это деяние наступала и в случае неосторожности, когда самонадеянность и отсутствие творческих способностей у автора приводили к созданию произведения, вызывавшего помимо воли создателя смех, порицание, и даже отвращение публики, и тем самым «поколебавшего уважение к святыне». Статья 189 гласит: «Кто с умыслом поколебать уважение к святыне будет выделывать, или же продавать ... писаные, резаные или отлитые в соблазнительном виде иконы и другие изображения предметов, относящихся к вере и богослужению, тот за сие подвергнется лишению всех прав состояния и к ссылке на поселение в отдалённейших местах Сибири ... и к наказанию плетьми через палачей ... ». Это была суровая мера наказания. Если злое намерение не будет доказано, и иконы изготовлены, по недоразумению или невежеству, то наказание уменьшается до шести месяцев тюрьмы. Иконы во всех случаях уничтожаются. В комментариях к «Уложению» подобные иконы назывались «образное богохуление». Среди осуждённых за преступления против веры были купцы, дворяне, мещане, даже духовенство, однако около 75% составляли крестьяне. Были осуждения и за «Образное богохуление» по ст. 183.

Владимир Павлович Рябушинский (01.07.1873г. Москва — 07.10.1955г. Париж), в статье « Русские иконы и духовность» рассмотрел учение Святого Павла о трёхчленной природе человека (тело - психея – дух). Тело подтягивается к духу, что выражается в стремлении к красоте, не внешней, мирской, но к внутренне возвышенной. Эта предельная красота выше красоты мирской, достаточно сравнить икону Владимирской Богоматери с Мадон