Балаблиха » 26 ноя 2017, 20:53
В «Тверских епархиальных ведомостях» за 1901 год (№17 от 01.09.1901г.) содержится описание села Млёво.
Предлагаю этот текст вашему вниманию.
Сокращения слов и орфография сохранены. Для удобства чтения сплошной текст разбит на абзацы.
"С. Млево, в 6 Вышн. благ. округе, находится от уезднаго города в 35 верст., близ р. Мсты (на правом ея берегу) и р. Млевки. Местные жители производят название этого села от того, что на последней речке много было водяных мельниц, на которых производилось «мелево» зернового хлеба. Другие же думают, что эта сторона в давнопрошедшия времена «млела» от вражеских набегов (и преимущественно от литовцев); но, кажется, оба предположения о причине наименования села «Млево» не верны.
В с. Млеве два храма. Один каменный в самом селе, а другой — деревянный на кладбище. Первый начат постройкою в 1823 г., а окончен и освящен в 1845 г. В нем шесть престолов: главный посвящен Нерукотворенному образу Спасителя, по сторонам его — прор. Илии (на правой) и Рождества св. Иоанна Предтечи (на левой); в трапезной по правую сторону придел посвящен Успению Пресв. Богородицы, а по левую — во имя св. вмч. Георгия Победоносца; шестой престол — в честь св. вмч. Варвары — устроен на правой стороне паперти. Этот последний придел небольшой, и служба в нем совершается не часто.
Млево — поселение весьма старинное. Думают, что в Млеве во времена вел. князя Московскаго Василия Васильевича († 1462 г.) существовала церковь. На старинной иконе Нерукотвореннаго образа Спасителя (бывшей, вероятно, местною в прежде существовавшем храме) находится надпись: «При Великом Князе Московском Василии Васильевиче, при Новгородском архиепископе Евфимии и Новгородском посаднике Авраамии Степанове повелением раба Божия Савелия на память мученика Евсевия»... Образ этот впоследствии был поновлен и каким-то невежественным живописцем испорчен.
В церковной ограде (на северной стороне) находится старинный надмогильный камень, на коем надпись с именем Марфы; предполагается, что здесь погребена знаменитая Новгородская посадница Марфа Борецкая. Местное предание сообщает, что на усадьбе, именуемом «Городище», в 3 верстах от с. Млева, где ныне сосновый лес, был дворец Марфы-посадницы... Насколько верно предание о погребении Марфы посадницы в с. Млеве, трудно сказать, так как и в г. Бежецке и в Нижнем-Новгороде предполагают место ея погребения.
Из старинных документов видно, что с. Млево принадлежало к Новгороду, и в нем проживали именитые новгородские люди-посадники, у которых здесь были и свои дворцы. В нынешнем Млевском храме много старинных, замечательных по живописи икон. По характеру письма видно, что древния иконы писаны в одно и то же время и одним живописцем. Предполагают, что встарину существовала так называемая «Мстинская школа иконописания», и, может быть, она находилась в Млеве. Из икон подобнаго письма замечательны: Благовещение Пресв. Богородицы. На этой иконе Пресв. Дева представлена прядущею волну; благовестник архангел Гавриил на этой иконе изображен трижды: принимающий благословение от Бога Вседержителя на благовестие Деве Марии, размышляющий при входе в жилище Ея и, наконец, благовествующий о рождении Спасителя миру.
Икона Знамения Пресв. Богородицы — местная в приделе св. вмч. Георгия (6 вершков вышины и 5 вершков ширины), вделана в образ, на коем изображены двунадсятые праздники. О древности сей иконы свидетельствует надпись на серебряном окладе; в этой надписи сказано, что он (оклад) сделан в 1741 г. взамен прежняго.
Икона Нерукотвореннаго Спаса — местная в главном иконостасе, писана, как видно из надписи, в 7187 г. (т. е. в 1679 г.). Икона эта поновлена в 1869 г., но с соблюдением характера прежняго письма.
Икона Иверской Божией Матери — редкаго древняго письма. При перестройке церкви эта икона была заброшена в сарае и долгое время лежала ликом прямо на земле; она была в забвении и только по особенному чудесному указанию была найдена; икону эту местные жители свято чтут, почитая ее чудотворною; икона св. Николая, находящаяся на жертвеннике в приделе св. Иоанна Предтечи, весьма древняго письма; есть довольно и других старинных икон в Млевской церкви.
В ней есть ценныя пожертвования Новгородскаго стольника Загряжскаго (1659 г.), как-то: Евангелие, изданное при патриархе Никоне в 1657 г., напрестольный серебряный крест, водосвятная серебряная чаша, небольшой колокол и др. Церковныя древности Млевскаго храма заслуживают тщательнаго описания. Деревянная кладбищенская церковь, посвященная в честь свв. апостолов Петра и Павла, построена в 1853 году из материала прежде бывшей церкви. В этом храме — иконостас и иконы стариннаго письма, вероятно, перенесены из прежде бывшей церкви, существовавшей в 1741 году.
Местность с. Млева и окрестности села весьма замечательны в историческом отношении; здесь находится много курганов разной величины и формы. По всему видно, что тут в древния времена жизнь кипела в обширных размерах. За р. Млевкою, притоком Мсты, мыс, образуемый заливом р. Мсты и р. Млевкою; эта местность называется «ярмаркою». Про это место в писцовых книгах Бежецкой Пятины, письма Феодора Мих. Ласкарева 7091 г., написано: «во Млеве на р. Мсте торг, а на торгу 96 лавок без затворов, а торгуют в них приезжие из городов люди всякими товары из года на год о Петрове дне две недели»... На церковной земле в 120 саж. от Спасской церкви три громадных кургана, из коих один был раскопан членом Тв. Арх. Комиссии в 1898 г., и оказалось, что этот курган надмогильный и относится к тому времени, когда в здешней местности покойников предавали сожжению.
Между старожилами с. Млева сохраняется предание о существовавшем здесь в древния времена женском монастыре, основание котораго приписывают Марфе-посаднице. Местность этого монастыря указывают в 3 верст. к юго-востоку от с. Млева, — но никаких следов монастыря на этом месте не сохранилось.
Млевские храмы содержатся в надлежащей чистоте, церковные документы — в исправности. При Млевской церкви два священника, и старший из них (А. Л.) состоит в должности благоч. 4 Вышнев. округа. По заявлению о. благочиннаго, «прихожане с. Млева гордятся пред другими тем, что у них хорошее духовенство, и что во Млеве, как только запомнят, никогда не было распри и недоразумений у прихожан с духовенством»...
В с. Млеве — земская школа, хорошо поставленная; ответы учащихся по закону Божию очень хорошие. Близ церкви выстроен вчерне двухэтажный деревянный дом для церк.-прих. школы (для девочек) и для ведения внебогослужебных собеседований, каковыя нравятся жителям с. Млева, и в Млевской церкви раздается в год более 3000 Троицких листков. Есть церк.-прих. школа на станции «Мста»; но обе эти школы слишком недостаточны для многолюднаго Млевскаго прихода".