1769 не удавшееся назначение попом в монастырь
Добавлено: 07 авг 2023, 20:35
Предыдущая история Николая Давыдова описана в теме про Егорьевский погост в Илово.
Об этом монастыре есть брошюра, увидевшая свет в 1903 году, «К истории Удомельскаго Троицкаго Иоанно-Богословскаго монастыря в XVII веке», автор М. Рубцов. Я же позволю привести последний абзац, где говорится о секуляризационной реформе:
«По указу Императрицы Екатерины II от 26 февраля 1764, как известно, от монастырей были отобраны все вотчинныя имения, за оставлением им небольшой части земли и служителей, а вместо того, на содержание назначено было годовое жалование, которое положено было соразмерно богатству и знатности того или другого монастыря. Монастыри были разделены на классы, и каждому классу была приурочена та или иная норма штатных монахов и монахинь, при чем первоклассным было положено от 2300 руб. до 2500 руб., при 33 монахах, второклассным до 1500 руб. при 17 монахах, а третьеклассным только 950 руб., при 12 монахах. Монастыри, не имевшие и этого числа монашествующих, сделались известны под именем "заштатных" и были оставлены на своем содержании, большая же часть их была совсем закрыта. Те из них, которые имели еще не очень ветхие храмы, были обращены в приходския церкви, с образованием при них церковного причта. Последней участи подвергся и Иоанно-Богословский Удомельский монастырь...»
А мы обратимся к переписке между Новгородской консисторией и Синодом
«Подано 1770 года марта 18 дня
Записать в книгу Святейшему Правителствующему Синоду
из Новгородской духовной констистории
Доношение
Прошлаго 1769 года генваря 12 дня явился в оной консистории Бежецкой пятины Тверской половины Николаевскаго Удомелскаго погоста выставки Илова дьячков сын Николай Давыдов и подал данной ему тоя пятины и половины упраздненнаго Удомелскаго Богословскаго монастыря церкви святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова от дьячка Лва Кондратьева и пономаря Петра Васильева и разных того монастыря вкладчиков прошение в котором значится, что изобран ими он Николай ко оной церкви на место умершаго в прошлом 1758 году священника Василя Федорова во священника и свидетельствуют они церковнослужители и вкладчики о нем Николае, что он состояния добраго, неподозрительной, в подушной оклад не положенной, правильные священнические лета достигши и никаких к произведению во священника препятствий за ним не находится, и он Николай при той церкви священником быть желает, приходских при том монастыре дворов нет, церковной пашенной земли девять четвертей с осминою, сена тридцат копен, поверх того от вкладчиного доход бывает и имеют в рыбных ловлях участок. И просили они церковнослужители и вкладчики о произведении его Николая на оное священническое место во священника. Да и от духовнаго означенной Тферской половины правления засвидетельствовано, что к произведению ево Николая во священника никакова препятствия не имеется. Ныне ж при том монастыре церковников двое, священника не имеется. На указанном разборе у генерал майора Новгородской губернии губернатора и кавалера господина Сиверса он Николай был и от него господина губернатора з данным билетом уволен. Как же в силе присланнаго от Святейшаго Правителственнаго Синода прошлаго 1769 года апреля 16 дня в консисторию указа посланным того ж года майя 6 дня по оному господину губернатору сокращением требовано уведомлению, что которые церковнослужительские дети бывшие на разборе з данными билетами от его превосходительства от взятия в военную службу уволены впредь к разбору не будут ли требованы, чтоб оных в церковный причет определять было можно безсомнительно.
То онаго ж 1769 года июня 9 дня присланным в консисторию от онаго господина губернатора в консисторию сообщением объявлено, что те кои отпущены от него господина губернатора з билетами впредь требованы не будут и потому в силе законов на порозжие места определяемы быть могут и по свидетельству в консистории он Николай в книгочтении явился исправен и по учиненному ему допросу исправном к произведению ево Николая во священника препятствующих причин не обнаружилось. От роду ему по имеющимся в консистории ведомостям значится тритцать один год.
Хотя при оном монастыре дьячек Лев Кондратев и находится и в прошлом 1760 году при жизни преосвященнаго Димитрия митрополита на означенное священническое место изобран был, но как он по имеющимуся в той консистории о смертном убийстве Бежецкой пятины Дубровскаго погоста диакона Тихона Мокеева делу оказался под сомнением, то по резолюции его преосвященства и дьяческую должность велено отправлять без облачения в стихарь, а того монастыря пономарь Петр Василев священнических лет не имеет и под данным означенному дьячкову сыну выбором они дьячек и пономарь подписались, упоминаемой Богословского монастыря в силе штатского учреждения упразднен, катихисиса, что касается до должности священнической Новгородского архиерейского дому ризничим иеромонахом Макарием он Николай обучен и Новгородского братскова монастыря архимандритом Иоанникием засвидетельствовано, что вопрос и ответ ставленниками обычаем и на оные толкование оказался знающим. Исповедан того ж дому иеромонахом Феодосием и произведен во священника, правилного препятствия никакова за ним не явилось. Чего ради он Николай к указанной ставленической присяге приведен и в силе присланного из Святейшего Правителствующего Синода прошлаго 1768 года марта 13 дня в консисторию о представлении ставленному во священники и диакон Святейшему Правителствующему Синоду указа на разсмотрение о произведении ево Николая во священника в Святейший Правителствующий Синод при сем доношении отправлен, о чем Святейшему Правителствующему Синоду Духовная консистория сим покорно и доносит.»
Под каким сомнением оказался дьячок Лев Кондратьев в смертоубийстве диакона Тихона Мокеева – не ясно, МК 1758 Никольского Дубровского погоста о смерти ничего не говорит. Тут следует пояснить, что по каноническим правилам священнослужитель, даже нечаянно впавший в убийство «низвергается сана».
Дьячкову сыну справили паспорт, скрепили сургучной печатью и отравили в столицу:
«По указу Ея Величества Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны Самодержицы Всероссийской и прочия прочия прочия
Отпущен из Новгородской духовной консистории Бежецкой пятины Тверской половины Николаевскаго Удомелскаго погоста выставки Илова дьячков сын Николай Давыдов в Санкт Петербург в Святейший Правителствующий Синод для произведения тое ж пятины и половины в упраздненный Удомелский Богословский монастырь церкви святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова во священника. Того ради о пропуске оного дьячкова сына до Санкт Петербурга чтить как о том Ея Императорскаго Величества указ повелевает, а по приходе в Санкт Петербург явится ему в Святейшем Правителствующем Синоде немедленно, дан марта 12 дня 1770 года
у сего пашепорта Новгородской духовной консистории печать [остатки сургучной печати]»
Казалось бы дело движется к благополучному завершению, но у Синода возникают вопросы, поэтому дьячкову сыну выдают паспорт на обратный путь:
«По указу Ея Величества Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны Самодержицы Всероссийской и прочия прочия прочия
Из Санктпетербурга от Святейшаго Правителствующего Синода отпущен Новгородской епархии Бежецкой пятины Тферской половины Николаевского Удомелского погоста выставки Илова дьячков сын Николай Давыдов, которой в Святейший Синод из Новгородской духовной консистории при доношении представлен был для произведения ево тое ж пятины и половины Удомелскаго Богословскаго монастыря церкви святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова в попа. До учинения о том Богословском приходе справки в дом ево в означенной Удомелской погост того ради на заставах команду имеещим и протчию кому о сем ведать надлежит о свободной означеннаго дьячкова сына Николая Давыдова предлежащий от Санктпетербурга до объявленного Удомелского погоста трактом пропуск чинить по Ея Императорского Величества указу, а для ведома с сим пашепортом явится ему в Новгородской духовной консистории.
У подлиннаго пашепорта Ея И Величества синодалная печать
подлинные указ и пашепорт за скрепами обер секретаря господина Остолопова, секретаря Аполлона Наумова за справою подканцеляриста Петра Павлова марта 26 дня 1770 года, оной пашепорт отдан ему Николаю Давыдову с нижеследующею распискою, а указ послан по почте из регистратуры того ж марта 29 дня
[другим почерком] подлинной пашепорт дьячков сын Николай Давыдов принял»
Свои вопросы Синод оформляет в виде указа и отправляет в консисторию. При оформлении принятого решения по делу слово в слово переписывался входящий текст, а потом шла резолюция. Я буду помещать только вторую часть:
«...ПРИКАЗАЛИ: Новгородской духовной консисторию вероятно справится, означенная Богословская церковь каменнаго или деревяннаго здания, и за неимением к ней приходских дворов по какой надобности она оставлена и нет ли поблизости того упраздненнаго монастыря других приходов таких, от которых бы или к той Богословской церкви подлежащее число дворов приписать, или ж и тое Богословскую церковь х которому приходу способнее причислить можно было, и буде оные окажутся, то бы каким имянно каждый приход от онаго монастыря разстоянии и сколко при какой церкви приходских дворов и при них священноцерковнослужителей и земли находится; и о том представить в Святейший Синод в непродолжительное время и о том в Новгородскую духовную консисторию послать указ.»
Об этом монастыре есть брошюра, увидевшая свет в 1903 году, «К истории Удомельскаго Троицкаго Иоанно-Богословскаго монастыря в XVII веке», автор М. Рубцов. Я же позволю привести последний абзац, где говорится о секуляризационной реформе:
«По указу Императрицы Екатерины II от 26 февраля 1764, как известно, от монастырей были отобраны все вотчинныя имения, за оставлением им небольшой части земли и служителей, а вместо того, на содержание назначено было годовое жалование, которое положено было соразмерно богатству и знатности того или другого монастыря. Монастыри были разделены на классы, и каждому классу была приурочена та или иная норма штатных монахов и монахинь, при чем первоклассным было положено от 2300 руб. до 2500 руб., при 33 монахах, второклассным до 1500 руб. при 17 монахах, а третьеклассным только 950 руб., при 12 монахах. Монастыри, не имевшие и этого числа монашествующих, сделались известны под именем "заштатных" и были оставлены на своем содержании, большая же часть их была совсем закрыта. Те из них, которые имели еще не очень ветхие храмы, были обращены в приходския церкви, с образованием при них церковного причта. Последней участи подвергся и Иоанно-Богословский Удомельский монастырь...»
А мы обратимся к переписке между Новгородской консисторией и Синодом
«Подано 1770 года марта 18 дня
Записать в книгу Святейшему Правителствующему Синоду
из Новгородской духовной констистории
Доношение
Прошлаго 1769 года генваря 12 дня явился в оной консистории Бежецкой пятины Тверской половины Николаевскаго Удомелскаго погоста выставки Илова дьячков сын Николай Давыдов и подал данной ему тоя пятины и половины упраздненнаго Удомелскаго Богословскаго монастыря церкви святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова от дьячка Лва Кондратьева и пономаря Петра Васильева и разных того монастыря вкладчиков прошение в котором значится, что изобран ими он Николай ко оной церкви на место умершаго в прошлом 1758 году священника Василя Федорова во священника и свидетельствуют они церковнослужители и вкладчики о нем Николае, что он состояния добраго, неподозрительной, в подушной оклад не положенной, правильные священнические лета достигши и никаких к произведению во священника препятствий за ним не находится, и он Николай при той церкви священником быть желает, приходских при том монастыре дворов нет, церковной пашенной земли девять четвертей с осминою, сена тридцат копен, поверх того от вкладчиного доход бывает и имеют в рыбных ловлях участок. И просили они церковнослужители и вкладчики о произведении его Николая на оное священническое место во священника. Да и от духовнаго означенной Тферской половины правления засвидетельствовано, что к произведению ево Николая во священника никакова препятствия не имеется. Ныне ж при том монастыре церковников двое, священника не имеется. На указанном разборе у генерал майора Новгородской губернии губернатора и кавалера господина Сиверса он Николай был и от него господина губернатора з данным билетом уволен. Как же в силе присланнаго от Святейшаго Правителственнаго Синода прошлаго 1769 года апреля 16 дня в консисторию указа посланным того ж года майя 6 дня по оному господину губернатору сокращением требовано уведомлению, что которые церковнослужительские дети бывшие на разборе з данными билетами от его превосходительства от взятия в военную службу уволены впредь к разбору не будут ли требованы, чтоб оных в церковный причет определять было можно безсомнительно.
То онаго ж 1769 года июня 9 дня присланным в консисторию от онаго господина губернатора в консисторию сообщением объявлено, что те кои отпущены от него господина губернатора з билетами впредь требованы не будут и потому в силе законов на порозжие места определяемы быть могут и по свидетельству в консистории он Николай в книгочтении явился исправен и по учиненному ему допросу исправном к произведению ево Николая во священника препятствующих причин не обнаружилось. От роду ему по имеющимся в консистории ведомостям значится тритцать один год.
Хотя при оном монастыре дьячек Лев Кондратев и находится и в прошлом 1760 году при жизни преосвященнаго Димитрия митрополита на означенное священническое место изобран был, но как он по имеющимуся в той консистории о смертном убийстве Бежецкой пятины Дубровскаго погоста диакона Тихона Мокеева делу оказался под сомнением, то по резолюции его преосвященства и дьяческую должность велено отправлять без облачения в стихарь, а того монастыря пономарь Петр Василев священнических лет не имеет и под данным означенному дьячкову сыну выбором они дьячек и пономарь подписались, упоминаемой Богословского монастыря в силе штатского учреждения упразднен, катихисиса, что касается до должности священнической Новгородского архиерейского дому ризничим иеромонахом Макарием он Николай обучен и Новгородского братскова монастыря архимандритом Иоанникием засвидетельствовано, что вопрос и ответ ставленниками обычаем и на оные толкование оказался знающим. Исповедан того ж дому иеромонахом Феодосием и произведен во священника, правилного препятствия никакова за ним не явилось. Чего ради он Николай к указанной ставленической присяге приведен и в силе присланного из Святейшего Правителствующего Синода прошлаго 1768 года марта 13 дня в консисторию о представлении ставленному во священники и диакон Святейшему Правителствующему Синоду указа на разсмотрение о произведении ево Николая во священника в Святейший Правителствующий Синод при сем доношении отправлен, о чем Святейшему Правителствующему Синоду Духовная консистория сим покорно и доносит.»
Под каким сомнением оказался дьячок Лев Кондратьев в смертоубийстве диакона Тихона Мокеева – не ясно, МК 1758 Никольского Дубровского погоста о смерти ничего не говорит. Тут следует пояснить, что по каноническим правилам священнослужитель, даже нечаянно впавший в убийство «низвергается сана».
Дьячкову сыну справили паспорт, скрепили сургучной печатью и отравили в столицу:
«По указу Ея Величества Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны Самодержицы Всероссийской и прочия прочия прочия
Отпущен из Новгородской духовной консистории Бежецкой пятины Тверской половины Николаевскаго Удомелскаго погоста выставки Илова дьячков сын Николай Давыдов в Санкт Петербург в Святейший Правителствующий Синод для произведения тое ж пятины и половины в упраздненный Удомелский Богословский монастырь церкви святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова во священника. Того ради о пропуске оного дьячкова сына до Санкт Петербурга чтить как о том Ея Императорскаго Величества указ повелевает, а по приходе в Санкт Петербург явится ему в Святейшем Правителствующем Синоде немедленно, дан марта 12 дня 1770 года
у сего пашепорта Новгородской духовной консистории печать [остатки сургучной печати]»
Казалось бы дело движется к благополучному завершению, но у Синода возникают вопросы, поэтому дьячкову сыну выдают паспорт на обратный путь:
«По указу Ея Величества Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны Самодержицы Всероссийской и прочия прочия прочия
Из Санктпетербурга от Святейшаго Правителствующего Синода отпущен Новгородской епархии Бежецкой пятины Тферской половины Николаевского Удомелского погоста выставки Илова дьячков сын Николай Давыдов, которой в Святейший Синод из Новгородской духовной консистории при доношении представлен был для произведения ево тое ж пятины и половины Удомелскаго Богословскаго монастыря церкви святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова в попа. До учинения о том Богословском приходе справки в дом ево в означенной Удомелской погост того ради на заставах команду имеещим и протчию кому о сем ведать надлежит о свободной означеннаго дьячкова сына Николая Давыдова предлежащий от Санктпетербурга до объявленного Удомелского погоста трактом пропуск чинить по Ея Императорского Величества указу, а для ведома с сим пашепортом явится ему в Новгородской духовной консистории.
У подлиннаго пашепорта Ея И Величества синодалная печать
подлинные указ и пашепорт за скрепами обер секретаря господина Остолопова, секретаря Аполлона Наумова за справою подканцеляриста Петра Павлова марта 26 дня 1770 года, оной пашепорт отдан ему Николаю Давыдову с нижеследующею распискою, а указ послан по почте из регистратуры того ж марта 29 дня
[другим почерком] подлинной пашепорт дьячков сын Николай Давыдов принял»
Свои вопросы Синод оформляет в виде указа и отправляет в консисторию. При оформлении принятого решения по делу слово в слово переписывался входящий текст, а потом шла резолюция. Я буду помещать только вторую часть:
«...ПРИКАЗАЛИ: Новгородской духовной консисторию вероятно справится, означенная Богословская церковь каменнаго или деревяннаго здания, и за неимением к ней приходских дворов по какой надобности она оставлена и нет ли поблизости того упраздненнаго монастыря других приходов таких, от которых бы или к той Богословской церкви подлежащее число дворов приписать, или ж и тое Богословскую церковь х которому приходу способнее причислить можно было, и буде оные окажутся, то бы каким имянно каждый приход от онаго монастыря разстоянии и сколко при какой церкви приходских дворов и при них священноцерковнослужителей и земли находится; и о том представить в Святейший Синод в непродолжительное время и о том в Новгородскую духовную консисторию послать указ.»