? о финансах приходов до революции

Поскольку главный форум имеет географическое ограничение тематики, а периодически возникают темы, интересные нашим краеведам, но о событиях, происходящих за пределами Вышневолоцкого и Корчевского уездов Тверской губернии, то для этих тем создан этот раздел.

Модератор: Алексей Крючков

? о финансах приходов до революции

Сообщение Алексей Крючков » 28 дек 2013, 12:08

Вот тут http://www.tvernews.ru/news/165785/ возникла тема о растерзании Знаменской церкви в Торжке и один мой оппонент на полном серьёзе утверждал, что "все старые храмы строились за счёт казны и на деньги меценатов и передавались РПЦ", ну а раз их строило государство, то и отъём зданий у РПЦ после революции - был законным, по его мнению.

Я ему ответил, что знал, но понял, что всё же маловато знаю о финансово-хозяйственной и организационной основе существования приходов до революции. Были ли они с правами самостоятельных "юр. лиц", или как теперь - подразделениями (филиалами) единого на всю страну "юр. лица" - "концерна" РПЦ? Соответственно, кто распоряжался имуществом и финансами, скажем, имел право отчуждения икон или иного имущества, правом приёма на работу служащих (пардон, священников)?

Ежели кто из знатоков может просветить на эту тему - пожалуйста, расскажите.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3240
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: ? о финансах приходов до революции

Сообщение Денис Ивлев » 13 апр 2014, 14:33

Алексей, смотря на какой период эти вопросы:) Политика по отношению к приходам за один Синодальный период церкви менялась часто, хотя определённые правила были общими для всех времён. Исторически в России сложилось, что приход и его здания и священников содержали люди, а не казна или епархия. Хотя государство поддерживало священнослужителей, отчасти и приходы (назначая, например, казённых архитекторов-наблюдателей при строительстве храмов). Но строились церкви и прочие здания полностью засчёт прихожан и жертвователей. Редко, участвовали лица императоского семейства, но так же как частные жертвователи. Не припомню, что бы за казённый счёт выстраивали храмы даже в столицах, хотя казна отчасти финансировала крупные соборы.
В нашей местности храмы строили чаще сами прихожане (назначив "строителя" церкви - грамотного крестьянина или помещика), для чего выдавались "Сборные книги", куда записывались все пожертвования. За сборной книгой следили ответственные лица, а ревизию там наводили староста и священнослоужители. При чём во всех вопросах в среде священнослужительского состава был совещательный голос: настоятель не имел права без совета творить что-либо на своём приходе. Живой пример в книге о Выдропусской со священником Никифором Афанасьевым. В свою очередь священнослужителей контролировало Духовное управление и Епархия.
Второй вариант строительства храмов - помещики. Но для построения храма они испрашивали разрешение у епархиального начасльства, самовольно храм никто не строил, иначе служить и освящать его не позволили бы. Примеры усадебно-приходских церквей в Ивановском Овсеево, Георгиевско-Чудинском погосте, Молдино, Поддубье и т.д., где храмы строились зачастую полностью на средства помещиков, но владели и руководили ими прихожане и причт. Есть пример пародоксальный - Алексейково, где храм и приход был выстроен всего лишь для одной семьи Ладыгиных. Они же и причт держали для себя. Но опять-таки это был особый приход, хотя здесь священники зачастую самовольно поступать не могли - решала всё помещица. Строили дворяне для себя храмы в усадьбах, именовались они домовыми, но обслуживали их священниики соседнего прихода, к которому сей храм был приписан. Так в приходе с. Быстрого имелась домовая церковь Неопалимой Купины в усадьбе Руднёвка. Хотя этот домовый храм имел особое здание, утварь и проч. Кстати, местный приход и епархия могли этот храм упразднить... Но по большей части помещики, заводчики и купцы строили и помогали своим приходским храмам, порой были и старостами, участвовали в приходском управлении, но приход был от них всё же независим. В нашей местности выстроенных правительством церквей не было, хотя были храмы выстроенные при поддержке императорской фамилии, так например на храм Петра и Павла в Вышнем Волочке император Павел 5000 серебром дал, но строивший храм город всё равно залезал в долги к Казанскому собору. В общем, ждём ответа от Павла Сергеевича, он больше моего знает по этому вопросу.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1574
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Re: ? о финансах приходов до революции

Сообщение Павел Иванов » 14 апр 2014, 14:33

Да, в основном, все так и было. Нельзя сказать, что за казенный счет вообще не строили. Строили, но в Сибири и в присоединенных областях Средней Азии. И опять-таки не за счет казны в чистом виде (как при строительстве казенных зданий), а за счет компаний, которые имели концессии на разработку там леса или месторождений. В принципе, наверное, подобное могло быть и у нас, а не было лишь потому, что все давно было освоено и заселено.
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 707
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Re: ? о финансах приходов до революции

Сообщение Чаусовец » 30 авг 2015, 21:37

Уважаемые господа, я много работал в архивах по тематике духовных ведомств. Свидетельствую - подавляющая часть церквей, часовен, по крайней мере в XIX - XX вв. была построена на деньги, накопленные с помощью работы специальных сборщиц, на пожертвования доброхотов, либо на средства частных лиц, обычно помещиков, в их усадьбах. Это касается даже полковых храмов, на строительство которых скидывались военнослужащие. Мало того, документы архивов пестрят записями о сборах средств на храмы, закладываемые за рубежом - в Европе и Америке. Умерший в 1905 году в Москве генерал Терещенко завещал полтора миллиона рублей на церковное строительство в переселенческих районах Сибири, Дальнего Востока. Был создан специальный фонд, который собирал заявки по епархиям, а затем выдавал деньги. Также обстояло дело с монастырями. Например, на создание и развитие Свято-Троицкого женского монастыря и женского монастыря во имя иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" в Калужской губернии не было затрачено никаких государственных средств.
Чаусовец
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 29 авг 2015, 13:52
Откуда: Москва

Сообщение Алексей Крючков » 31 авг 2015, 21:17

Спасибо всем ответившим за интересную и полезную информацию!
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3240
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля


Вернуться в Историко-краеведческие вопросы, не относящиеся к Вышневолоцкому и Корчевскому уездам

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron