Страница 1 из 1

Альманах Vele Твержи

СообщениеДобавлено: 18 янв 2013, 11:11
Алексей Крючков
Ну вот Брян почему-то сам не порекламировал, так что я сделаю это за него.
Лёша Намзин дал мне почитать Альманах Vele, выпущенный Тверским этнокультурным объединением Твержа. Где-то 150 страниц (с цветными картинками), размер 16*25 см, издан в Волочке, тираж 500 экз. Я ещё не дочитал его, но уже могу сказать, что интересный. Географически затрагивает всю область. О балтах, как жителях здесь до славян, я задумался только почитав их. Раньше думал, что кривичи - это славяне. Интересна трактовка топонимов. Оказывается, названия типа Вялье, Вельё и созвучные - от бога Велеса. Наше Перхово - предположительно от Перуна. "Кривые" топонимы - от племени Кривичей. Наверное, по каким-то утверждениям и предположениям ученые могут спорить, но взгляд авторов на нашу историю - интересный и заслуживает внимания. Рекомендую.

Re: Альманах Vele Твержи

СообщениеДобавлено: 18 янв 2013, 21:34
Денис Ивлев
А он не выписывается? и где продаётся?

Re: Альманах Vele Твержи

СообщениеДобавлено: 22 янв 2013, 12:36
Брян
Алексей Борисович (который Крючков :) ), благодарю за отзыв и за рекламу :)
О балтах в краеведческих кругах в Тверской области известно почему-то очень мало. И их очень часто путают с финно-уграми :) Между тем, практически никто не отрицает, что они тут были. Мы решили немного развеять эту пелену.

Денис, приобрести можно в Твери в магазинах "Букинист", "Кириллица" и "Тверия", ну либо у нас - вышлем по почте, если Вам до Твери далеко ехать. В таком случае, пишите ЛС мне.

Алексей Борисович (который Намзин :) )
А зачем Латвии отдавать суверенную земли кривичей?)
К слову, в их, кривичей, "балтскости" уже мало кто сомневается. Всё больше и больше данных, что они были даже не "балто-славянами" (какими их считал, например, Б.А. Рыбаков), а именно "чистокровными" балтами. Например, смоленский археолог Евгений Альфредович Шмидт посвятил этому вопросу свою последнюю монографию http://tverzha.ru/archives/1820, http://tverzha.ru/archives/2233
Что касается трактовки названий, то, например, то же самое название "Удомля" трактуется лингвистами Васильевым и Топоровым как балтское, лингвистом Агеевой как "древнеиндоевропейское". Финские же трактовки от профессиональных лингвистов мне не известны. Хотя все они не отрицают именно финнского субстрата на территории Вышневолоцкого уезда, о чём свидетельствуют такие гидронимы, как Мста, Кезадро, Тубосс и мн. др. Балты на этой территории появились позже, оставив свои следы в виде таких ярких балтизмов, как оз. Маги, оз. Молдино, р. Сьежа и др...

Могу дать почитать

СообщениеДобавлено: 04 фев 2013, 11:51
Алексей Крючков
Я закончил чтение альманаха, могу дать почитать интересующимся краеведам.

Re: Альманах Vele Твержи

СообщениеДобавлено: 04 фев 2013, 16:36
Любовь Сметанина
А есть интернет-версия?) Ну или может можно сделать 2-3 фотографии разворотов - очень интересно даже оформление. Какие там рубрики?

Re: Альманах Vele Твержи

СообщениеДобавлено: 04 фев 2013, 16:53
Павел Иванов
Алексей Намзин писал(а):Кстати, скачал в контакте лекцию одной учёной-филолога. Она там корень vel везде выводит как связанный со словом "смерть". Если найду - скину чисто поржать.

Алексей, я не филолог, может не понимаю чего. Но все же - а что такого смешного в корне vl - если это смерть. Ибо смерть и вода ("влага"), однако, в индоевропейских культурах семантически однородные понятия)) Давайте скидывайте, может и не так смешно. Только, наверное, слов много непонятных и очень-очень много буковок (вот за что филологов не люблю, так за это).

Re: Альманах Vele Твержи

СообщениеДобавлено: 04 фев 2013, 17:17
Алексей Крючков
За Интернет-версией - это к Бряну (см. выше). Вот, отсканировал содержание для всех интересующихся:
ВЕЛЕ содержание.jpg
Содержание альманаха Веле

Re: Альманах Vele Твержи

СообщениеДобавлено: 05 фев 2013, 07:21
Денис Ивлев
Силы прави и нави сойдутся, злае духи в лесах смеются, но мы пронесём свою веру во светлых богов... Порой многие аргументы не лишены смысла, который за прошедшее тысячелетие зачастую подменялся. Что и говорить, а замещение одной религии другой, всегда вело искажению первой. Так, что к вопросу о корнях, словообразовании и тем более смысловой нагрузки слова стоит подходить весьма ответственно, учитывая данные не только фольклора, но и археологии, текстоведения и проч.

Re: Альманах Vele Твержи

СообщениеДобавлено: 05 фев 2013, 14:36
Павел Иванов
Спасибо! Но да я ж не некрофил... Просто вспомнилось, что воду со смертью еще шумеры связывали

Re: Альманах Vele Твержи

СообщениеДобавлено: 06 фев 2013, 18:28
Брян
Любовь Сметанина писал(а):А есть интернет-версия?) Ну или может можно сделать 2-3 фотографии разворотов - очень интересно даже оформление. Какие там рубрики?

Интернет-версия планируется, но не в ближайшее время. Об оформлении можно составить представление, например, здесь: http://tverzha.ru/archives/2192
Кстати, планируем презентацию альманаха в Горьковской библиотеке в Твери 16.февраля в 12:00 (http://vk.com/vele1). Так что... будете у нас на Колыме, всмысле в Твери - заходите! :)

Re: Альманах Vele Твержи

СообщениеДобавлено: 06 фев 2013, 18:42
Брян
Павел Иванов писал(а):
Алексей Намзин писал(а):Кстати, скачал в контакте лекцию одной учёной-филолога. Она там корень vel везде выводит как связанный со словом "смерть". Если найду - скину чисто поржать.

Не знаю, как сторонники балтской теории (я к ним не отношусь, я ж русский патриот) переводят слово vel(e).

Алексей, не буду касаться тут вашего завуалированного обвинения нас в непатриотизме :), но что касается корня vel-, то объяснение мы давали в самом начале, в слове "От редакции" (стр. 3).
Позволю себе процитировать.


Читать дальше...


"Корень VEL- присутствует в большом числе особых слов в языках населявших Тверщину балтов и славян: vėlė ‘душа умершего, предка’, velės ‘тени умерших’, vėlinės, veliai ‘время почитания умерших’, velēna 'дёрн' как рубеж, отделяющий мир живых от мира умерших, velis 'проявление умершего родича', veļu valsts 'царство умерших’, белор. велетоўка/валатоўка курган’, ­ велет/волат – ‘первопредок’, рус. величие, воля, волхв, и, конечно же, Velns, Velinas, Велес – бог Потустороннего (в широком смысле этого слова) в балтских и кривичском пантеонах. Также этот корень многократно встречается и на карте Тверской земли: это реки и озёра, урочища и болота Велеса, Велистица, Велья, Вялья, Веленец, Веллинское, Велия и мн. др. Наверное, неспроста карта Тверщины покрыта множеством таких потусторонних названий. Как видно, все эти слова, понятия, боги, места связаны с чем-то потусторонним, но и с чем-то близким для Этой стороны Бытия."


№ 2 Альманаха Vele Твержи

СообщениеДобавлено: 19 ноя 2014, 14:47
Денис Ивлев
Сегодня купил в краеведческом музее второй номер альманаха "Веле". Для тех, кому интересен этот альманах выкладываю обложку и содержание, кстати, весьма интересное. Могу дать почитать, тем кто живёт близко. Редакцию поздравляю с выходом в свет сборника, хотя, наверное, и запоздало:)
Веле, ж. № 2.jpg
Обложка альманаха Веле № 2.
Веле, ж. № 2 001.jpg
Содержание альманаха Веле № 2.

Re: Альманах Vele Твержи

СообщениеДобавлено: 05 дек 2014, 19:35
Андер
В последнее время по кривичам пишет питерский ученый-историк Максим Жих.
Максим Жих. К вопросу об этнической принадлежности кривичей.
http://suzhdenia.ruspole.info/node/3403
http://suzhdenia.ruspole.info/node/4784

Максим Жих. О соотношении летописных «кривичей» и «полочан»:

http://narodnazemle.info/node/19