Страница 1 из 1

Хождение на Афон, май 2009

СообщениеДобавлено: 10 мар 2016, 00:51
Владимир Крутов
В нашей семье существовали даже не рассказы, а скорее легенды о якобы ушедшем на Афон родственнике. Я неоднократно предпринимал попытки выяснить подробности, но в лучшем случае узнавал еще одну версию и ничего более. Можно было бы и махнуть рукой, списав на незначительный случай, за долгое время обросший слухами и домыслами. Но что тогда делать с Библией, которую родственник вроде бы прислал с Афона? А одна тетушка вспомнила, что были яркие и красивые открытки с видами гор и моря. Другая тетушка говорила о присланной бутылке вина. А эту бутылку я знал, ее ни с чем не спутаешь, - старинная, темного стекла с двуглавым орлом на боку. Бабушка всегда настаивала в ней столетник и заливала мне ложку этой гадости при простуде. Вопрос стал материализовываться, отмахнуться и забыть не получалось. Последнюю лепту внесла родственница - она вспомнила, что помогала писать запрос в Красный Крест своей старенькой тетке, а главное, она помнила содержание положительного ответа. Решить вопрос в режиме удаленного доступа было невозможно, надо было ехать.
Афон или монашеская республика расположена в Греции, значит проблемы с визами для меня отпадали. Европа! На Афоне действует аватон - запрет женщинам на посещение (это правило распространяется и на животных женского пола). С этим у меня тоже не должно быть проблем. Кстати, говорят что раньше для прибывающих паломников была процедура приветствия - каждого дергали за бороду, поскольку чересчур эмансипированные женщины не оставляли попыток проникнуть на территорию. Мне оставалось получить диамонитирион - особое разрешение на посещение Афона. Паломническое бюро в Салониках занимается этим вопросом и следит за равномерностью потока паломников. Получилось так, что мой самолет прилетал на день раньше, но все что не делается - все к лучшему. По прилету в Салоники я успел осмотреть город. За время своей 2300-летней истории город был свидетелем могущества и расцвета македонского царства, власти Рима и величия Визинтии. Здесь жил римский оратор Цицерон, проповедовал христианство апостол Павел. Родом из города Салоники были святые Кирилл и Мефодий.

Re: Хождение на Афон

СообщениеДобавлено: 10 мар 2016, 02:19
Владимир Крутов
Итак, быстро осмотрев Салоники, я взял напрокат машину и направился в Метеоры - государство поднебесных церквей на остроконечных скалах в ущелье Тартар. Метеоры в переводе с греческого - парящие в воздухе, при первом же взгляде убеждаешься в этом. Каждая церковь строилась на вершине скалы и была неприступна. Первые отшельники поднимались на скалы с помощью переставляемых подмостков, укрепленных на балках, которые вбивали в отверстия в скале. Позже подмостки заменялись огромными подвесными лестницами. Или использовали лебедку и сетку. В сетку могли помещаться необходимые продукты или даже монахи. Такие фотографии с поднимающимся в сетке отшельником, словно куренок в авоське, можно часто встретить. Комплекс включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Довольно много людей после просмотра картинок считают Метеоры более впечатляющими, но я все же склоняюсь к Афону

Re: Хождение на Афон

СообщениеДобавлено: 13 мар 2016, 02:12
Владимир Крутов
Время поджимало, после посещения Метеор я двинулся обратно, надо было в срок отдать машину и попасть на автобусную станцию. Не желая рисковать в незнакомом месте взял такси. Таксист, узнав мою конечную цель, предложил с ветерком довезти до места, но я решил, что мне ни к чему лишние траты без особого выигрыша. Автобус проехал 140 км. и высадил меня в небольшом городке. Еще в автобусе старый грек поинтересовался у меня куда я еду и предложил небольшую гостиницу своей соседки. Я решил не заниматься самостоятельным поиском ночлега и воспользовался предложением.
Греческий полуостров Халкидики имеет три выступа, самый восточный из них образует Афон, который далеко вдается в Эгейское море и имеет 80 км. в длину и 12 км. в ширину. Полуостров горист, покрыт густыми лесами и изрыт бесчисленными скалистыми оврагами. В юго-восточной части возвышается гора Афон высотой 2033 м. над уровнем моря. Весь Афонский полуостров имеет особый статус и отделен от остального мира неким подобием границы. Всякое сообщение с Афоном осуществляется только морем. Ближайшим городком около "границы" оказался Уранополис - там я и заночевал. Утром я получил в паломническом бюро диамонитирион, купил билет и поспешил на паром. Сделав пару промежуточных остановок паром причалил к Дафни - главной пристани. Все дружно сели в большой автобус и он повез нас в Карею - столицу Афона. Там находятся представительства всех монастырей, располагается Протат, где осуществляется верховное самоуправление и суд. Есть почта, телеграф, таможня, полиция и магазины.
По приезду я походил по столице и направился в Андреевский скит. Он расположен рядом и там по воспоминаниям родственницы подвизался мой пращур. По моему плану мне отводилось пара часов на выяснение всех деталей моей родословной. Оказалось, я был чересчур оптимистичен.

Re: Хождение на Афон

СообщениеДобавлено: 17 мар 2016, 01:27
Владимир Крутов
Я решал, как строить повествование, хронологически или географически и выбрал последнее. Поэтому закончу с Андреевским скитом, хотя там мне пришлось пробыть три дня и чтобы не терять время я посещал рядом расположенные объекты. Я не буду переписывать путеводители и книги, а буду говорить о запомнившихся моментах.
Итак, задержавшись в Карее, я подошел к Андреевскому скиту, когда основная волна паломников была уже распределена. Расселением занимается монах, называемый архандаричий. Он смотрит диамонитирион (по крайне мере должен), заносит в книгу и выделяет койку. Встреча начинается с приветствия, но в этот раз из-за моего опоздания, оно получилось незамеченным для меня. Я не планировал ночевать, а надеялся выяснить вопрос с дедушкой и отправиться дальше. Не тут-то было. Я решил пропустить всех вперед и потом поговорить с архандаричим, но ко мне подскочил его помощник и попросил разрешение, после чего внес в учетную книгу. А тут подошла моя очередь, я пытался что-то объяснить архандаричему, но он уже показывал мне мою койку и говорил о правилах поведения. Потом я узнал, что он был кажется из Ирландии, т.е. английский он знал хорошо, а вот мой английский был достаточен для компьютерных команд, но явно слаб для объяснения хитросплетений моей родословной. Единственно, что я смог добится, это написать на листке кого я ищу. Когда я получу ответ? - Не раньше завтрашнего вечера. Я загрустил, а ларчик просто открывался. У каждого монаха есть свои обязанности, для любого, даже пустякового дела, выходящего за границы послушания, требуется благославение. А тут как на беду, игумен скита просил не отвлекать его мелкими просьбами. Вот поэтому архандаричий в рамках своих полномочий предоставил мне ночлег, а с дедушкой было все очень непросто. Оказывается для получения благославения был задуман хитрый ход. После вечерней трапезы все монахи минут 10-15 обсуждают насущные вопросы, и вот тут как бы невзначай можно оказаться рядом с игуменом и получить необходимое разрешение.
Время шло, все оставалось по прежнему, мне говорили, если ты знаешь, что он умер здесь, то какие проблемы? поставь свечку, помолись и все дела. Но мне хотелось большего. Я встретил "кандидата в монахи" из Одессы, он уже пару лет подвизался на Афоне, говорил по-гречески и горел желанием мне помочь. Но у него было сложное положение, ему не хотелось предстать праздношатающимся, а без благославения это так бы и трактовалось.
Утром четвертого дня мне сообщили, что поиск не дал результатов, рассказывали о большом пожаре в библиотеке в давние времена и сказали, что с мизерным успехом можно попытаться узнать в монастыре Ватопед, которому принадлежит скит и куда могли отправляться документы. В самом конце разговора сказали, что искали дедушку по книге, изданной в Санкт-Петербурге. Я стал наседать на архандаричего с настоятельной просьбой сводить меня в остеофилакион, попросту костехранилище или костница.
Оказывается на Афоне существует необычный способ погребения. Умершего монаха не омывают, а оставляют в рясе (она длинная, касается пола), только зашивая понизу. Тело без гроба опускают в могилу, в головах кладут камни, чтобы слой земли не раздавил череп и засыпают. Через три года могилу раскапывают. Считается, что если монах вел праведную жизнь и за него усердно молились, то по истечении этого времени должны остаться одни кости. Есть градация и по цвету костей - самым желанным считается желтый или кремовый цвет, неплохим белый, замыкают табель темные тона. Кости моют в вине, обтирают оливковым маслом и складывают в определенном месте. А череп, часто подписанный на лобной доле располагают на полке в костнице.
Видя мою настойчивость и понимая, что от меня не избавиться, архандаричий согласился провести меня в костницу и даже без благославения. Послушник из Одессы очень боялся быть замеченным "без занятия", но любопытство взяло верх и он пошел с нами. А у меня еще теплилась надежда на то, что я найду полку с нужными мне годами и хоть как-то определюсь с дедушкой. Костницу явно перестраивали, черепа бессистемно сняли со старых полок, а потом поставили на новые. Мне оставалось только испросить разрешение на съемку, поблагодарить и отправиться дальше.

Re: Хождение на Афон

СообщениеДобавлено: 17 мар 2016, 10:34
Балаблиха
Владимир, очень интересно - прямо детективный сериал получается!)))
Да ещё и информативно

СообщениеДобавлено: 17 мар 2016, 21:30
Алексей Крючков
Присоединяюсь к благодарности!
А что, "казармы" у них только такие, многоместные? ) Синглов - нет? )
Судя по количеству черепов - сколько же монахов там жило!!! Антропологи могли бы воссоздать по ним "портрет" предков!

Re: Хождение на Афон

СообщениеДобавлено: 18 мар 2016, 01:39
Владимир Крутов
Благодарю за отзывы, значит кому-то интересно.
Отвечу за "казармы". На Афоне мне часто приходила на ум пословица "в чужой монастырь со своим уставом не ходи". Казалось бы живут в одном месте, в одинаковых условиях, но в одном монастыре ворота на ночь запираются - в другом все время открыты, в одном можно фотографировать и внутри церкви - в другом запрещено даже на территории монастыря и прочее, прочее. Не найти двух одинаковых монастырей и чем больше мы будем углубляться в детали, тем больше различий будем находить. Число "койкомест" - не исключение. Да, убранство всегда будет довольно простым, а количество в комнате может быть и три десятка, и десяток, и три-четыре. Однажды я ночевал в "одноместном номере".
Черепа. Создать усредненный убраз думаю не получится, На Афон приходили со всех уголков не только России, но и других стран, и мы скорее получим "среднюю температуру по больнице". До революции число насельников доходило до 500, к этому надо добавить (пусть и небольшую часть) умерших на Афоне паломников. И хоть такие стеллажи с черепами занимают три стены в костнице, а черепа составлены в два ряда, мне представляется, что это малая часть умерших. Но я такой арифметикой не занимался, возможно я заблуждаюсь.
В истории Андреевского скита были и периоды расцвета, и тяжелые времена, и имяславческая смута, и медленное угасание послереволюционного периода. Я не буду об этом писать, все это легко находится в интернете. А я расскажу, чем закончились мои поиски, которые я продолжил уже после посещения Афона. Мне не давали покоя сказанные слова о книге, изданной в Санкт-Петербурге. Как-то я безосновательно убедил сам себя, что это должно быть дореволюционное издание. Оказалось все гораздо проще, Михаил Талалай в 2007 году издал книгу "Некрополь Свято-Андреевского скита на Афонской Горе". И там, на 58 странице записан мой пращур. Очень хотелось, но пускаться в пляс в центральной библиотеке я не стал, а вышел на улицу с блаженной улыбкой и твердым намерением раздобыть эту книгу. Это оказалось несложно, имея друзей и знакомых. И пращур оказался не побочной ветвью, а самым прямым родственником. Вот так выглядят его основные данные:
1842 рождение Никита Иванов
1862 женитьба на Татьяне Егоровой
1864 рождение дочери Евгении (судьба неизвестна)
1867 рождение сына Михаила (мой прадед)
1868 рождение сына Григория (всю жизнь прожил в Чекотово)
1922 Никита Иванов умер на Афоне
Для завершения картины хотелось узнать, когда он ушел на Афон, и мне даже удалось связаться с Талалаем, но он ушел от ответа, сославшись на отсутствие у него данных.

СообщениеДобавлено: 18 мар 2016, 12:09
Алексей Крючков
Ну вот, поздравляю с нахождением семейного небесного защитника-покровителя! )) Не каждый человек может похвастаться таким замечательным предком!
А всё же интересно, что его сподвигло (и в каком возрасте) оставить семью, жену с тремя детьми, землю, родину, хозяйство и полностью изменить свою жизнь?
Может, он ушёл туда после смерти жены? Или после женитьбы обоих сыновей, когда он уже не стал нужен им, как кормилец?
И что значит звёздочка после ФИО прапрадеда на 58-й стр?

Re: Хождение на Афон

СообщениеДобавлено: 18 мар 2016, 13:55
Владимир Крутов
По одной из легенд дедушка взял только две пары лаптей, сказал что идет на Афон и там будет молиться за 7 поколений вперед. В начале поисков у меня были большие сомнения в Афоне, пообещать-то он мог, а оказаться в монастыре соседней губернии например. Опять же идти надо с твердой уверенностью, что возьмут, а не завернут назад. Я прикинул, это ок. 2000 км по прямой, так что сомнения были.
В те времена в монастырь могли уйти: женщины после 30, мужчины после 40 лет, у них не должно быть земных забот (престарелых родителей, малолетних детей, долгов и проч.). Не знаю как определялась самостоятельность детей, по возрасту или по факту женитьбы. Если супруг был жив, то по обоюдному согласию в монастырь могли уйти только оба (понятно, что в разные монастыри).
Мне представляется, что уход в монастырь был своего рода пенсионом, но настоящих мотивов я не знаю. Скорее всего он должен был получить благославение у приходского священика, возможно велась какая-то переписка с Афоном. Он должен был получить паспорт и было бы интересно узнать, в каком возрасте он ушел и сколько времени потратил на дорогу.
После 1860-х годов в архиве нет ни исповедных росписей ни метрических книг, поэтому отследить потомков удается не всегда. И если мужская линия хоть как-то прослеживается, то женская... Вышла замуж в соседнюю деревню, а то и в соседний приход и все концы обрезаны. Сколько детей было у Никиты мне неизвестно, вроде бы были еще две дочери, но я не знаю даже их имен. И с Евгенией непонятно, в ЗАГСе Лесного мне искали запись о смерти, но ничего похожего не нашли.
Звездочка после ФИО - это скорее всего разделитель

Re: Хождение на Афон

СообщениеДобавлено: 30 мар 2016, 00:27
Владимир Крутов
Ожидая ответа в Андреевском ските и не желая попусту тратить время, я решил делать дневные вылазки к близлежащим монастырям и скитам. Хождение по гористой местности имеет свои особенности. Объект может находится на растоянии одного километра, в ясный солнечный день все видно как на ладони и создается иллюзия что тут рукой подать, но внизу пролегает ущелье... Попытка пройти "по прямой" ничего не даст, если не ставится цель свернуть себе шею. И приходится шагать и пять и десять километров, порой значительно удаляясь от цели.
Другая сложность - в нужном месте сойти с большой дороги, чтобы попасть на тропу, ведущую к отдаленному скиту. Троп там много, но они часто ведут к оливковому саду или роднику. И хорошо если это становится понятно через 100 метров, а можно пройти несколько километров и уперется в навес с дровами. Уже потом, при "разборе полетов" какой-нибудь монах скажет "тебе надо было сворачивать у куста с привязанным синим лоскутком". Можно поинтересоваться: "Я там видел еще красный лоскуток, куда ведет эта тропа?" - "А красный лоскуток ничего не значит", - будет ответ.
Афон считается земным уделом Пресвятой Богородицы. Во многих церквях можно видеть возвышающийся трон, предназначенный для Богоматери. В тех немногих статьях, которые я читал до поездки, говорится что только Богородица незримо присутствует и даже птицы на Афоне не вьют гнезд, чтобы не тревожить ее покой. На самом деле это не так и жизнь продолжается во всем ее многообразии.
На второй день моего пребывания на Афоне, уже возвращаясь к месту ночлега, я вышел на дорогу, которая хоть и шла в нужную сторону, но как-то быстро сужалась и превращалась в тропу. На мою удачу рядом с дорогой был земельный участок, который расчищал старый монах. Я приветствовал его и спросил дорогу. Он тут же бросил работу и повел меня под навес. Там он усадил меня за стол и я впервые узнал, что такое приветствие. Оказывается, каждому паломнику при посещении монастыря подают стакан холодной воды, немного сладостей и кофе или водку. У дедушки была водка - мне стало боязно, подумалось: весь день на жаре, на пустой желудок я дерну стопку и заночую под ближайшим кустом. Но страхи оказались напрасными, 30-50 грамм бодрят и не оказывают негативного влияния. И, кстати, "цена" стакана холодной воды очень высока, особенно если несколько часов идешь под палящим солнцем, да еще и в гору.
Монах оказался греком и других языков не знал. Мои знания греческого ограничивались набором из пяти слов. Как мы общались - остается для меня загадкой по сегодняшний день. И это не был разговор "глухого со слепым", старик сказал, что зовут его Петром, что ему 70 лет, что всю жизнь он провел на Афоне, что был сначала в одном монастыре, потом перешел в другой. Потом дедушка Петр расспросил обо мне, о моей семье, о цели моего посещения Афона. Довольные друг другом мы простились, дедушка заспешил к прерванной работе, напоследок сообщив, что дорога эта правильная, только у ручья надо забирать правее.

СообщениеДобавлено: 30 мар 2016, 23:54
Павел Иванов
Поэма прямо получается.
Спасибо, Владимир!
Я читал, что змей там много, но монахи как-то живут и привыкли. Про котэгов тоже читал - ну, они твари Божьи, в монастырях их любят.
Книг об Афоне много, но такие рассказы дорогого стоят. Потому что за пересказом местных легенд и житий в большинстве книг об Афоне теряется напрочь ощущение присутствия и путешествия.

Re:

СообщениеДобавлено: 01 апр 2016, 13:37
Владимир Крутов
Павел Иванов писал(а):Я читал, что змей там много, но монахи как-то живут и привыкли. Про котэгов тоже читал - ну, они твари Божьи, в монастырях их любят.

В литературе обычно встречается "много змей и скорпионов", я конечно специально не рассматривал, но не встретил ни одного скорпиона. Змеи встречаются, но я бы сказал в умеренных количествах. То что на фотографии - совсем мелкий ужик, было их несколько, видимо еще дурные выползли полежать на дороге в закатное время, как-то почуя меня брызнули в разные стороны. В лесу встретил довольно крупную гадюку, он она испугалась больше меня и забилась под корягу раньше, чем я достал фотоаппарат. Утверждается, что монахи не благословляют убивать какую бы то ни было живность. Хотя такое отношение я бы не назвал чисто афонским, оно вполне обычно и нормально - зачем без особой нужды отнимать жизнь у Божьей твари?
Кошку встретил только в одном заброшенном ските, еще видимо частично используемый под склад. Было видно, что люди время от времени появляются и может еще надеются "оживить".

Re: Хождение на Афон

СообщениеДобавлено: 12 апр 2016, 00:16
Владимир Крутов
Одним из первых объектов, которые я посетил, стал скит св. Илии или Ильинский скит. Основан он в 1757 году и долгое время тихо существовал. Но вот заканчивается очередная русско-турецкая война, освобождается Молдова и Валахия, а в монастырь идут солдаты и офицеры русской армии замаливать грехи, поскольку крови было пущено немало и хоть она и басурманская, но все же человеческая. Да и ставшие свободными бессарабские господари в знак признательности помогают скиту деньгами. В 1845 году обитель посещает великий князь Константин Николаевич и скит получает большую известность как на Афоне, так и в России.
Но это все в прошлом, сейчас там проживает несколько насельников-греков. Внутри - идеальный порядок и чистота. Меня радушно встретил довольно молодой монах-архандаричий. Он просто светился радостью и был само гостеприимство. Вспоминая урок дедушки Петра, я смело вступил в общение. Монах вежливо поинтересовался целью моего визита на Афон, узнав о родственнике, сбегал в келью и принес показать книгу с фотографиями костницы. Пообещал помолиться за успех в моих поисках. Спросил хочу ли я посетить храм. Обычно фотографировать можно во внутреннем дворе монастыря, а в самой церкви - как правило запрещено, даже если нет службы. Я поинтересовался, можно ли фотографировать во дворе. Монах радостно сообщил, что фотографировать можно и во дворе и даже в церкви(!!!), вот только монахов фотографировать нельзя - игумен запрещает. Я очень пожалел об этом запрете, поскольку монах был таким жизнерадостным, он просто излучал счастье. Я все же нарушил запрет игумена и сделал один снимок, когда архандаричий брал воду из колодца для приветствия, но это был не тот снимок, о котором я мечтал. От монаха я узнал интересную греческую транскрипцию русского слова. Дело в том, что классическая вторая буква греческого алфавита "бетта" произносилась как "Б", а с течением времени трансформировалась в "вита" и в современном греческом языке произносится как "В". Поэтому слово "Богородица", написанное по-гречески, сейчас произносится "Вогородица".
Монах провел меня в храм, указал на наиболее важные элементы убранства и сославшись на занятость деликатно удалился, оставив меня одного. А у меня появились довольно редкие снимки внутренности афонской церкви. Вдоль стен обычно устанавливают стасидии - такие высокие деревянные кресла с небольшим откидным сидением. На нем как правило не сидят (разве что совсем старые и немощные), а стоят, слегка опираясь локтями во время многочасовых ночных богослужений.
Довольно типичный прием - перед чудотворной иконой натягивают одну или несколько горизонтальных нитей, на которые нанизаны кольца, перстни, цепочки и прочие украшения в знак благодарности за исцеление или благополучный исход. Перед некоторыми иконами я видел несколько (нить пожалуй не выдержит) веревок, плотно увешанных золотыми изделиями. В Ильинском ските можно видеть ордена и медали - знак, что бывший солдат отрекается от всего земного.