О памятнике И.Грозному

Поскольку главный форум имеет географическое ограничение тематики, а периодически возникают темы, интересные нашим краеведам, но о событиях, происходящих за пределами Вышневолоцкого и Корчевского уездов Тверской губернии, то для этих тем создан этот раздел.

Модератор: Алексей Крючков

О памятнике И.Грозному

Сообщение Алексей Крючков » 20 окт 2016, 20:05

Понравилась статья П.Иванова в Мордокниге. Но, поскольку не все там зарегистрированы и могут читать, поэтому копирую её здесь.

О Грозном и памятнике

Вся эта история с орловским памятником недобрая уж тем, что ради нее еще раз обществу продемонстрировали, что оно, во-первых, расколото, во-вторых, ничего не решает, в-третьих, не умеет или разучилось читать исторические документы (если уже и не книги по истории вообще). Дискуссия же особенно четко показала, что та часть народа, которой эта тема вообще не безразлична, делится на две части – грознолюбы и грозноборцы. Равнодушных мало.

На самом деле немногие толком разбираются в истории Руси XVI века. Немногие брали на себя труд ознакомиться с «низовыми» текстами того времени (их немного, но они есть), немногие трезво оценивают весь пласт исторической народной памяти, который сложился об этом правителе. Немногие могут трезво оценить размах всех тех социальных катастроф, которые произошли при этом царе, трезво, не имея цели очернить или прославить. Немногие и хотят.

При Грозном произошли огромные сдвиги в положении всех без исключения слоев общества: от бояр и князей до крестьян. Именно при нем произошло закрепощение крестьян, лишь оформленное на бумаге при его приемнике. При нем окончательно указали Русской церкви ее место, и никогда более не поднимались на высший церковный престол персонажи типа святителей Германа и Филиппа, дерзавшие говорить царям об их беззакониях в лицо. При нем появились первые родовитые диссиденты и эмигранты – а таковые всегда свидетельствуют о серьезных болезнях, поражающих общество и его элиту. При нем появилась государственная идеология, флаги, гербы и прочая атрибутика, карикатурно-европейская, никогда ни уму, ни сердцу рядового обывателя в России не интересная, написанная царскими книжниками и самим царем (хотя справедливости ради – не при Грозном это началось, а чуть раньше, но при нем оформилось и забронзовело). Это не говоря уж о том, что при нем запустели старые городские центры Северо-Западной Руси, поднялись новые – в Поволжье и на Северо-Востоке. И это сопровождалось движением населения, войнами, налоговыми тяготами. Перенапряжение этого царствования имело прямым следствием династический кризис и гражданскую войну начала XVII века, ввергшие страну в такой кошмар, из которого век Грозного царя казался чуть ли не царством изобилия и порядка.

Грозный – это икона. Икона Московии. При этом царе Московия-Русь впервые в полной мере попробовала вкус самодержавия, при нем впервые попробовала схлестнуться серьезно с Западной Европой – на поле дипломатическом, идеологическом и военном. И, к сожалению, с треском проиграла.
К сожалению, потому что последствия того поражения в Ливонской войне легли тенью на все отношение Европы к России на столетия вперед – до Петра, а то и до сего дня. И это принципиально. Поражение на западе и победы на востоке показали, что мы – все-таки азиатская держава, мы можем цивилизовать дикарей и язычников к востоку от Волги, но в европейской тусовке мы сами – дикари и язычники. Этого клейма мы не смоем с себя уже никогда, ибо «прозападные» русские элиты, взлелеянные Петром и Екатериной, уничтожены волнами смут XX века. Эксперимент Петра все-таки не удался – тень Грозного воскресла в Кремле, правда, уже под другой, грузинской фамилией…

А все могло быть иначе. «Великий Московит» (русский царь и великий князь), привлекавший в начале XVI века итальянских зодчих и не боявшийся принимать на службу европейских дворян (а дворяне не боялись ему служить), превратился в конце того же столетия в страшное пугало для Европы. Поглотив татарские ханства Поволжья и Сибири, Русь сама стала ханством или султанатом – хотя бы номинально православным. Грозный – это икона самозамкнутой и самодовольной «русской цивилизации». Для кого-то такой выбор – желанный, для кого-то – это тупик. Я отношу себя к числу последних. Но это – выбор.

Нужен ли Грозному памятник? Да, нужен! Помнить нужно всех. Нужно помнить и Сталина, и Петра, и Екатерину, и Ленина. Памятник помогает не забыть. Но как не забыть? Грозный на памятнике в Орле – торжествующий. Он пока еще только в Орле, при нем - ничтожной крепостице на южных рубежах державы. Но его уже ждут на днях и в сердце страны, в опричной Слободе. Все это пока «альтернативные столицы» (царь, кстати, очень любил «альтернативы», и не жаловал старую Москву, не говоря уж о еще более древних городских центрах). Но если он придет и в столицы… трепещи, Медный всадник, утрись своим подолом, Матушка-государыня: все ваши потуги на европейскую империю разлетятся в прах. А он уже пришел – могучий и властный, плотоядный и плотелюбивый, темный, древний, дремучий дух лесной, языческой Руси. Не обольщайтесь его крестом в руке – он с удовольствием разможжит им какую-нибудь митрополичью голову. Разумеется, покаявшись заранее и после прослушивания акафиста, например, «ангелу грозному воеводе», который трепетно прочтет очередной святитель-марионетка…
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 2983
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Вернуться в Историко-краеведческие вопросы, не относящиеся к Вышневолоцкому и Корчевскому уездам

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1