Даже если написать 2 х 2 = 4, то и тогда найдутся люди, которые этого не поймут и будут гадать: «А в каком смысле?», «А что это он имел в виду?» Что уж тогда говорить о вещах сложнее и более абстрактных? Всегда будут те, кто не поймёт и будет трактовать по-своему.
А не понимают потому, что судят о других – по себе. Кто жаден, тот никогда не поверит в бескорыстие. Кто сам обманщик, тот не поверит вообще никому. Жаждущий славы ревниво обвиняет в гордыне других.
Поэтому не понимающим бесполезно что-то объяснять. Каждый имеет право ошибаться и демонстрировать свои ошибки окружающим. «Дабы дурь каждого видна была».
Но когда эта дурь тиражируется в СМИ, то объяснять – смысл имеет. Не для автора дури, но для читающих её. Ибо не все умеют делать выводы сами, многие доверяют СМИ, по принципу «Жираф большой – ему видней».
Подушков оказался единственным, кто названия книги («Душа окаянная») - не понял. Поэтому и выдумал собственную трактовку, приписав её мне, дескать, Крючков вынес «жёсткий приговор всей жизни поэта». После чего критик набросился на свою выдумку, как Дон Кихот на ветряные мельницы.
Но только человеку без логики может прийти в голову, что кто-то будет тратить 13,5 лет своего труда и большие личные деньги (не «доя» доверчивых спонсоров и бюджет) на то, чтобы изучить биографию и издать 365 неизвестных стихов автора (93% объёма книги) ради «пасквиля» на него! Этот бред даже не нуждается в опровержении – sapienti sat!
Какая основная тематика стихов В.Н.Соловьёва, если основываться на статистике, а не на домыслах? 201 сочинение (23%) – философские. Чуть меньше – шуточные (из них большинство – пародии). На третьем месте – «гражданские» стихи (176 или 20%). Поэтому он -
философ, болеющий за страну. Следовательно, и название должно быть философским, глубоким, а не примитивно-пропагандистским.
В интервью «Вышневолоцкой правде» от 30.10.1991 г. Соловьёв ответил корреспонденту: «
Я патриот своей земли. А её красота и боль сливаются воедино. Нельзя гражданскую ноту противопоставлять лирической. Та и другая – от любви к Родине.»
В видеозаписи от 19.08.1998 оператор для показухи попросил поэта почитать свои стихи о природе на фоне озера, на что Владимир Николаевич замялся и скромно ответил:
– Да знаешь, я не знаю о природе… Оператор удивился: – О природе мало пишете?
–
Нет, много, но я их не читаю никогда, я не помню их…Вроде, умному должно быть понятно, что для поэта – главное. Но «рецензент» этого - не заметил. По пословице: «если факты противоречат убеждениям – тем хуже для фактов!»
Отчего душа кипит у автора в цитате, из которой взято название?
Когда душа кипит, как окаянная,
И на бумагу капают слова. Душа кипит от несправедливости («за каждого обиженного выболеть»). Чужая боль переплавляется в душе поэта в слова, которые затем «капают» на бумагу, как кровь… Словами, стихами поэт хотел исправить мир. Такой смысл этих слов у раннего Соловьёва, немного идеалиста.
Осталось ли это у позднего Соловьёва? Да! В его «Коричневом блокноте» - масса гражданской лирики от возмущения и боли за гибель русской деревни.
Но возмущение чужими «грехами» и огрехами – ещё не геройство, критиковать других - легко. А у позднего Соловьёва появляется ещё и другой, более зрелый мотив «кипения души»: осознание слабостей и грехов собственной души, покаяние, как первый шаг в борьбе с ними!
Для доказательства напомню цитату, которая была опубликована на форуме ещё при выборе названия книги в
январе 2018 года, когда книга была уже на 90% готова:
Ах, душа наша - русское горе!
Тут как хочешь молись и казнись:.
То плывёт в алкогольном позоре,
То взмывает соколом в высь. «Душа
наша», - пишет поэт. «Наша», - значит, и о себе, и о других, с кем автор не разделяет себя.
Хорошо, конечно, что среди нас есть люди совершенно безгрешные, как оппонент, напоминающий бронзовый бюст с суровым застывшим лицом дважды героя. Но все остальные окружающие его люди – увы, имеют свои слабости и грехи! Они – живые.
«Бронзовый бюст» пытается всех вокруг постоянно поучать, как им надо жить. И для поучения он пытается создавать для простых людей «иконы» - сусальные образы идеальных «святых» (что с Соловьёвым, что с Венециановым). Мол, книжка о житии должна была называться «Твори добро», назидательно так, нравоучительно-с!
А людям, простым и грешным, такие не живые образы - только в укор получаются, ввергают их в тоску, уныние, мол, куда мне до них! Но когда человек видит, что такой же, как он, простой и грешный человек смог победить свои пороки (пусть и не навсегда, и не все), то «живой» пример скорее поможет мобилизовать энергию на борьбу с собой, своими слабостями.
Хотя дело даже не в образце, для меня оказалось случайным открытием, что реальная жизнь поэта не менее интересна, чем его стихи.
Можно, действительно, спорить на тему:
нужны ли нам подробности жизни автора, будь то Есенин («пьяница»), Достоевский («игрок») или Соловьёв. Писал бы Соловьёв только о природе и пародии – вряд ли бы его жизнь кого-то заинтересовала… Но когда автор поднимается на высоту морального судьи, как философ, священник-моралист, рассуждает о том, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, то у читателей (слушателей) закономерен вопрос честности: «А сам-то ты, мил человек, как живёшь? Совпадают ли твои слова – с твоими делами, с жизнью твоей? Имеешь ли ты право поучать нас?»
И именно поэтому самая тиражируемая книга на протяжении вот уже двух тысячелетий, изданная миллионными тиражами на всех языках во всех странах мира, прочитанная и изученная миллиардами глаз и сердец - какая? Новый Завет! Но разве он содержит только поучающие изречения Христа, как сборник цитат Сталина или Мао? Нет, он о земной жизни Христа, где его проповеди тесно переплетены с фактами его «биографии»… И читатели по нему не только изучают проповеди, но и узнают земную жизнь Спасителя, а потом за этим же едут в Иерусалим, Вифлеем… Ибо так (предметно, а не абстрактно) им проще воспринять Истину. И потому даже Бог-отец послал людям сына своего в образе человеческом, понимая, что так людям проще воспринять идеи… Но безгрешный оппонент - суровее Бога-отца и подобный интерес осуждает.
Есть пословицы на этот счёт. «По-настоящему близкий человек – это тот, кто знает твоё прошлое, верит в твоё будущее и сейчас принимает тебя таким, какой ты есть.» Или другая: «Полюби нас грязненькими, а чистенькими-то нас всякий полюбит!»
Подушков не знает и не желает знать подлинную жизнь В.Н.Соловьёва. Ему не интересен
реальный поэт, а нужен лишь сусальный образ для нравоучений, чучело для показа. Но с чучелом уже я не могу согласиться. Потому-то и издал свою книгу, не просив на неё ни рубля спонсорских денег, чтобы никто не мог диктовать мне свои условия.
Так вот, «душа» в контексте стихов В.Н.Соловьёва – это противоположность сознанию, подсознание, неподконтрольное человеку. Наши слабости, страхи, страсти, подчас губящие нашу жизнь. По сути, это биологическая природа человека, а для верующих – это искушения и грехи. Поэтому-то и «окаянная», что губит, предаёт нас. Поэтому-то и надо бороться с её «несознательными» вредными «хочу!», сдерживать их.
1) Влюблённости. Например, разве не душа поэта повлекла его влюбиться в санатории в Кашине? Душа! Жена так и сказала: стал ходить в приподнятом настроении, напевать… А чем кончилось? Развалом семьи… Когда дети выросли сиротами при живом отце… Разве ж это не было предательством перед ними?
А поборол ли он эту слабость души к концу жизни? Да, перестал впадать в увлечения, переболел этим.
2) Лень. Или взять жалобы его первой жены на то, что он дома ничего не делал, не помогал обустраивать полученную квартиру. Лень – это слабость человека? «Не позволяй душе лениться! Душа обязана трудиться» - писал другой поэт (Заболоцкий). Справился ли Соловьёв с этой своей слабостью! Да! Все в Осечно говорили мне, что огородом и садом занимался только он. Пример для подражания? Да, но не выдуманный, а реальный!
3) Или такой грех, как
гордыня. Был ли он у Соловьёва? Да, был поначалу. Это и в некоторых стихах проскальзывает, и в рассказе тёзки поэта засвидетельствовано в середине 80-х, когда В.Н. в вытрезвителе грозил милиционерам, заявляя, что он – известный поэт и его все высокие чиновники знают… Преодолел ли он этот грех к концу жизни? Да, все односельчане отмечали его скромность и простоту. И в стихах своих он публично каялся так, как мало кто вообще мог бы осмелиться… (Жена и муж, Грачи)
4) Пьянство. Часто это слабость человека перед жизненными испытаниями. Бегство от них в саморазрушение. Слабость – это малодушие, говорим мы, то есть, опять – душа? Окаянная? Да! Но ведь и боролся же! Торпеду, вон, вшивал… И сумел победить, на целых 9,5 лет!! Написав за эти годы около 500 своих сочинений (более половины!)
Так вот, я вижу реальную жизнь поэта, как вдохновляющий пример
борьбы (усилий человека) и побед (пусть и кончилось всё срывом), а не поражений. Для меня вся жизнь поэта, это пример борьбы человека с собственными слабостями, исходящими из «души окаянной», из подсознания. Борьба, в которой Владимир Николаевич всё же смог, пусть на время, но победить себя, свои слабости, свои грехи!
И ещё нюанс о названии. Желательно, чтобы название
интриговало, заинтересовывало, даже если вызывает несогласие… Вот Подушков как раз на этот крючок и попался, как карась на наживку! И даже сделал бесплатную рекламу книге, за что ему – большое спасибо.
А что касается
фона, цвета шрифта на обложке и фотографии, то поясню, если вдруг кто-то тоже не понял и не почувствовал.
Из-за чего болела душа у поэта, и не только в 90-е годы? От переживаний за развал и гибель родной для него российской деревни… Мне хотелось
визуально отразить главную тематику его стихов, его боли. Потому и выбрал фотографию опустевших брошенных деревянных домов (из Есеновичей), как символ умирающей русской деревни. Потому и мрачный тон обложки, и кроваво-красный рваный шрифт… Душа поэта болит, потому что ранена, истекает кровью… Даже Подушков смог ощутить этот эмоциональный подтекст, значит, моя задумка - сработала!
Да, мрачны многие поздние стихи Соловьёва. Пессимистичны. Тягостны. Поэтому и надо помнить про годы, в которые он это всё писал! Тяжёлые это были годы. Но это –
его стихи,
его творчество,
его жизнь. Какие уж они есть.
Да, желающие могут проигнорировать их выборочно. Умолчать, не заметить, как и статистику. Выбрать только про грибочки и цветочки, или вот пародии. Да ради Бога! Но
биографу такой субъективизм – непростителен. Полуправда – это разновидность лжи. Я же искал истину. То, что она оказалась несколько мрачноватой – не моя вина. Время было такое.
А
про личную жизнь поэта я опубликовал далеко не всё, что узнал... Но даже то, что написал, как оказалось, до смерти впечатлило чувствительных «барышень»… Привычнее по-страусиному «прятать голову в песок», чтобы не замечать не нравящуюся реальность.
Мы знаем о грехах Высоцкого, Рубцова, Есенина, Достоевского, но от этого любим и ценим их ничуть не меньше. Может, даже наоборот – их творчество как раз и стало таким сильным, волнующим – именно вследствие глубины переживаний этих авторов, а переживания явились следствием их ошибок в жизни, осознания и раскаяния. А слово «раскаяние», кстати, имеет тот же самый корень.