Итак, что бы вести спор, надо разобраться в терминологии. Что такое "Вышневолоцкая водная система". Общеизвестно, что в неё входят реки, каналы и гидросооружения от Твери до Шлиссельбурга. Река Тверца (в незнании судоходства по коей упрекают) - всего лишь малая часть водной системы. Можно перечитать все мои статьи и сообщения, и вы не найдете там утвеждения про парус и Тверцу. Я же пытаюсь опровергнуть утверждение Е.И. Ступкина "на Вышневолоцкой водной системе никогда не использовался парус". В нём речь идёт не
о Тверце, а
о Вышневолоцкой водной системе.
Что такое Вышневолоцкая водная система?
На это вопрос отвечает словарь Брокгауза и Ефрона:
Вышневолоцкая система — Так называется водный путь, впервые соединивший бассейн Волги и Невы. В его состав входят следующие части:
А. Взводная часть длиною 524 версты; ее составляют: 1) Волга между Рыбинском и Тверью, протяжен. 349 верст; река свободная, не шлюзованная; судоходство поддерживается на ней попусками из Верхневолжского водохранилища и отчасти Вышневолоцкого (Заводского). 2) Тверца от устья до Тверецкого канала, протяжением 175 верст, имеет один камерный шлюз в обход Прутненского порога; судоходное состояниe поддерживается резервными водами из Заводского водохранилища при раздельном бьефе системы и Осугского резервуара.
Б. Раздельный бьеф, питаемый водою из Заводского водохранилища, имеет длину 4,4 версты, и заключает в себе: 1) Тверецкий канал длиною 1363,5 саж., со шлюзом при устье; 2) реку Цну и образуемый ею резервуар длиною 275 саж. 3) Цнинский канал длиною 575 саж. в обход заграждающей реку плотины (Цнинский бейшлот с одним камерным шлюзом).
В. Спускная часть длиною 795,5 верст; в состав ее входит: 1) река Цна, на протяжении 6 верст (свободная); 2) озеро Мстино, длиною 12 верст со шлюзом при истоке Мсты; 3) река Мста от истока до Сиверсова канала, длиною 399 верст, до Вишерского 383 версты; река свободная; судоходное состояние поддерживается попусками резервных вод из водохранилищ. 4) Параллельные обводные приильменские каналы: Сиверсов, длиною 8,5 верст., Вишерский, длиною 14,5 вер.; р. Вишера длиною 5 верст и река Малый Волховец длиною 4,5 версты (без шлюзов, представляют продолжение пути по Вишерскому каналу. 5) Река Волхов от Сиверсова канала до ее устья, протяжением 202 версты, от устья же Малого Волховца 188 верст; река свободная. 6) Ладожский канал 104 вер. 7) Река Нева от устья Ладожского канала до Рожковской пристани 64 версты. Полная длина системы до Петербурга по Вишерскому каналу составляет 1309,4 верст. Если выделить из системы волжскую часть (349 в.), Ладожский канал (104 в.) и Неву (64 в.), то длина пути по системе будет по Вишерскому каналу 792,4 в.И на ней, по утверждению Е.И., "никогда не использовался парус".
Но продолжим разбираться дальше. К слову об "официальных документах". Официальными документами являются законы, уложения, постановления, но никак не публикация в журнале, пусть даже и издаваемом официальным ведомством. Это публицистика. Вы, Евгений Иванович, писатель, разве Вы этого не знаете?
А вот Вам ссылки на
официальные документы:
Главные, типические суда Вышневолоцкой системы: барки и, полубарки; устройство их, как мы увидим, вызвано необходимостью.
Барки, составляющие весенний караван, строятся на верхних частях Волги и ее притоков, в уездах: Гжатском, Сычевском, Ржевском, Зубцовском, Старицком, Новоторжском, Вышневолоцком, Тверском, а также и в уездах, лежащих ниже Твери: Корчевском, Кашинском, Калязинском, Углицком и прочее. Конструкция их определена законами ([i]XII т. Св. зак., изд. 1842 г. Уст. пут. сооб., ст. 122 и 123). Длина барки 17 сажен, ширина 4 сажени, вышина бортов 2 аршина. Дно имеют совершенно плоское, борта прямые. В длину борта прямы на 14 сажен, нос и корма закругляются на три сажени - значит, по полторы сажени. Оснастка барки различна, глядя по тому, для какого судоходства она назначается: для подъемного или сплавного. Для подъемного ставится
дерево (мачта) и навешивается г_у_б_а (руль); при сплавном - то и другое снимается, а устраиваются, как мы уже сказали, полати и кладутся потеси. Барка сидит в воде, при 6-6 1/2 тыс. пуд. груза-12 вершков, при 7-7 1/2 тыс. - 14 вершков, при грузе от 7500 до 8000 пуд. - 15 вершков. Барки, совершив одну путину, никогда не возвращаются, а продаются в Петербурге на дрова и отчасти на постройки.
Полубарки конструкцией своей сходны с барками, размеры их также определены законами (
Уст. пут. сооб., ст. 128). Длина не более двенадцати, а ширина четыре сажени, высота стен от одного до полуторых аршин. Грузу поднимают от 4500 до 6500 пудов при осадке от двенадцати до пятнадцати вершков. Такое устройство судов условливается самим Вышневолоцким путем. Суда возвращаться не могут, следовательно должны стоить хозяину как можно дешевле.[/i] (Дневник А.Н.Островского, 1856 г.)
Но при этом не стоит забывать, что конструкция барки, а так же прочих судов, как и правила судоходства несколько раз менялись. Если мы возьмём 18 век, то типичная для нашего представления барка (макеты которых представлены в музеях) сформировалась только во второй половине 18 столетия, а утверждена была и того позже. Так мачты, о которых пишет Островкий в 1856 г., в на рубеже 18-19 века вовсю показаны на рисунках Мсты, хотя судоходство сплавное, и их вроде бы быть не должно. Да в более поздние времена мачты изображались на судах. Почему? Поголовно неграмотные художники или же всё же для прохождения Мстинского водохранилища - озера всё же парус использовали? Там не такое быстрое течение, как в самой Мсте. Да и на Мсте есть участки, где течение замедлено, на которых парус можно использовать для увеличения скорости судов. Я уже не говорю о Волхове, хотя река так же не медленная отнюдь, да и пороги на ней присутствуют.
Так в источниках встречаются следующие описания барок на Вышневолоцкой системе: "На Вышневолоцкой водной системе господствовали барки. У них был корпус, отлично справлявшийся с быстрым течением, и небольшая мачта с рогожным парусом. Размеры судов зависели от размеров каналов и шлюзов, и поэтому строго регламентировались законом. Длина барки могла быть не более 17 саженей. Другими словами, не более 36,5 м, а высота борта не более двух аршин – примерно 1,5 м. Крупных верфей для строительства речных судов в России не было. В основном, их строили крестьяне, живущие в селениях вдоль водного пути. Только в Вышнем Волочке ежегодно делали до 60 барок, 30 полубарок и до 200 лодок".
Думаю, Евгению Ивановичу хорошо известны эти и многие другие публикации, приводить которые смысла нет, т.к. спорим мы, как выясняется о разных предметах. Я уже написал выше, что
парус на водной системе использовался, но использовался лишь в некоторых местах, где он был нужен. Кстати, утверждение Е.И., если вспомнить, было основано на том, что
я использовал рисунок эверса с парусом, при этом я ничего не писал о парусе.
Спор получился интересным, приведены доводы с той и иной стороны, которые говорят о не до конца изученном вопросе. Но как выясняется мы действительно спорили о разных вещах, кто-то о Тверце, а кто-то о всей водной системе. Благодарю оппонента, т.к. он лишний раз красочно охарактеризовал мою скромную персону, и я узнал о себе много нового, особенно в свете того, что "историк и магистрант" можно использовать как обидное прозвище. В Писании сказано: "Всяк человек ложь". Линий раз подтверждаю это для себя.
В заключение приведу ещё ещё несколько интересных картинок. Возможно, кому и пригодится.
Барки идут вверх по Тверце. Город Торжок. Гравюра середины XIX в. Видны мачты - "дерева".
- Барки на Тверце
Барка сплавляется по Мсте. Картина "Река Мста" из собрания Академической дач художников. Барка вышла из Мстино, мачта стоит, хотя по правилам быть её не должно...
- Барка на Мсте. Собрание Академической дачи художников
- Барка на Мсте. Картина "Река Мста"
И в заключение барка на Волхове у Аракчеевского Грузино.
- Вид усадьбы Грузино. Справа на Волхове барка под парусом.
В конце отвечу и Владимиру. "Извилистой и узкой" река Мста не является, а уж озеро Мстино и подавно:) Запланируй на следующий свой приезд поездку по Мстино и Мсте. С удовольствием тебя провезу, тем более, что в прошлом разе ты просвистал мимо, на что я обиделся. А как человек гордый и ранимый и даже нагрубить успел. Прости.
О Тверце в верховьях "извилистая и узкая" можно сказать, хотя сейчас, после дождей, она весьма широкая и грозная. Что бы разобраться окончательно со всеми вопросами, собираю материал по судоходству по Тверце, по Мсте, по Ильменю и Волхову. Этот вопрос весьма интересен. А спор наш с Е.И. родил и другие вопросы, которые требуют дополнительного разъяснения.