1-ю серия
phpBB [media]
2-я серия
phpBB [media]
3-я серия
phpBB [media]
4-я серия
phpBB [media]
Я хочу изложить своё зрительское впечатление о фильме (своеобразную рецензию), и заодно порекомендовать, почему читателям форума стоит потратить 3 часа времени на его просмотр, хоть это и не имеет никакого отношения к краеведению.
Я стал его смотреть, чтобы увидеть в фильме знакомые места. Однако, я почти не узнал мест, только станцию Мста и Овсище. Дмитрий писал, что снимали что-то в Доронино, но я не опознал эти кадры.
Не буду повторять написанное о фильме в СМИ, скажу лишь о собственном восприятии его и почему он мне понравился.
В фильме разворачиваются 3 сюжетных плана. «Дальний» план - «Карибский кризис», давший название фильму, лишь пунктирно мелькает в нём, определяя некоторые ключевые события в плане ближнем.
«Ближний» план – взаимоотношения нескольких людей: приехавшей в глубинку молодой московской учительницы, ужаснувшейся от жестокой реальности деревенской жизни, но успевшей заиметь ревнивого буйного жениха, в выборе которого она сильно засомневалась в последний момент. Это сомнение вдруг усилилось после её знакомства с парнем из Москвы, приехавшим к деревенской знахарке за исцелением. Внучка знахарки тоже влюбляется в этого парня, ревнивый жених чуть не убивает его, а в итоге москвичи уезжают и женятся в Москве, а ревнивый жених и внучка знахарки оказываются брошенными...
Но в конце фильма понимаешь, что главный план фильма (являющийся «вторым дном» его названия) – вовсе не «карибский кризис» и не неудачные личные взаимоотношения представителей «города и деревни», а показ причин сегодняшней гибели русской деревни… Все эти издевательства над крестьянством партийных руководителей (в лице толстой бабы из райкома), командующих, что крестьянину сеять, когда косить; диспаритет цен, созданный государством, из-за чего у крестьян к посевной не было солярки, а в конце зимы дох колхозный скот из-за недостатка кормов; вечная нищета, тяжёлые, как в старину, бытовые условия жизни, почти рабское бесправие (беспаспортность, принуждение работать в любой момент)… Всё это видно и по издёрганному, нервному лицу и поведению председателя, талантливо сыгравшему свою роль. И по подлинным, не нуждающимся в «гриме» нашим убогим деревенским избушкам, мелькающим в кадре то снаружи, то изнутри, по убитым дорогам, по разрушенному сельхозпроизводству.
И когда в конце фильма постаревший герой, встретившись со своим соперником молодости, говорит ему, что раз колхоз развалился в перестройку и деревня умирает, то значит, эту «третью мировую войну» мы (как страна) всё-таки проиграли, то его оппонент, мыслящий узко-конкретно, не понимает его, кипятится и возражает ему, что лично он – никому ничего не проиграл… Они так и не понимают друг друга, но каждый из героев-москвичей ощущает, что что-то в своей жизни тогда он сделал не так, сбежав из этой деревни, бросив её, её людей…
Но застрявшую на непроезжей сельской дороге городскую легковушку вытаскивает из снега всё-же деревенская лошадка, и это выглядит, как символ авторского отношения к теме – жалости того, что мы вот так, ни за что и зазря загубили нашу деревню, наши корни, нашу страну… И вопрос личных взаимоотношений «приезжих москвичей» и деревенских, бывший канвой всего фильма, вдруг обнаруживает своё «второе дно», метафоричность: ведь мы проиграли «третью мировую» из-за того, что, по сути, утратили единство в стране, разучились понимать друг – друга! Одни смотрели свысока на «грязную деревню», брезговали ею, презирали её, а другие в ответ, хоть и подчинялись власти, но в душе копили не осознанную злобу к ней (к «москвичам» вообще) и отвечали немым бегством из деревень в города…
И это ведь – проблема и сегодняшнего дня! Разве власть сегодня научилась слушать и чувствовать свой народ? Да, сегодня она стала меньше командовать, административного рабства уже нет, но отчуждения – не стало меньше, а имущественное расслоение в стране только возросло! Как перекликается с главной мыслью этого фильма слова Осечновского поэта В.Н. Соловьёва: «Русские крестьяне вымирают, и все блага стали не для них!» И о московской «верхушке» (слово «элита» тут не подходит, элита – это лучшее, например, учёные, а подлецов у власти можно назвать только «верхушкой», но не «элитой»):
Москва, неужто ты рехнулась,
Что ждёшь спасения извне?
Так быстро всё перевернулось,
Что стала мачехой стране!
P.S. Статья о съёмках фильма - http://tver.kp.ru/daily/25966.5/2904956/